Домой Грибы В структуре политики политический интерес является. Политические интересы и ценности субъектов политической деятельности

В структуре политики политический интерес является. Политические интересы и ценности субъектов политической деятельности

От Гость >>

ПОМОГИТЕ ПО ОБЩЕСТВУ СРОЧНО 10 класс!!!
вопросы для самопроверки
4. Охарактеризуйте субъектов политики.
5. В чем заключаются политические интересы?
7. В чем состоит связь понятий "политика" и "власть"?
10. Чем политическая власть отличается от других видов власти?
11. В чем состоит практическое значение знаний о политике и власти?

Ответ оставил Гость

Субъекты политики - это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах. таким образом можете взят любого субъекта политики который вам нравиться, ну возьмите например возьмите партию ЕДИНАЯ РОССИЯ, столько же можно про нее написать!,
2) что касается политических интересов, то это направленность индивида (социальной группы) на завоевание определенных позиций в системе политической власти.

3) политика и власть Власть является центральной категорией политической науки. В зависимости от ее содержания трактуется сущность и механизм реализации политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за завоевание и осуществление власти является основным содержанием политики, а потому и основным вопросом, которым занимаются науки, изучающие политику.
4) отличие политической власти в том что она
оказывает огромное влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства

Оцени ответ

Проблемы с решением?

Если ответа нет или он оказался неправильным по предмету Обществознание, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос самостоятельно.

Если же проблемы возникают регулярно, то возможно Вам стоит обратиться за помощью. Мы нашли великолепную онлайн школу, которую без всяких сомнений можем порекомендовать. Там собраны лучшие преподаватели, которые обучили множество учеников. После обучения в этой школе, Вы сможете решать даже самые сложные задачи.

Роль групп интересов в политике

контрольная работа

1. Сущность и классификация политических интересов

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Политические интересы представляют собой актуальную и достаточно сложную теоретическую проблему, уяснение которой позволяет понять логику деятельности различных политических сил, предвидеть развитие политических событий и процессов.

Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например: а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные;) б) по степени осознанности (стихийные или осознанные); в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические); г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.); д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные) Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов ВУЗов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С. 203..

Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, в функционально-деятельном плане представляет их творчески преобразующее отношение к окружающей действительности. Он обнаруживает себя на всех уровнях активности субъекта (в процессе теоретического моделирования возможных действий, в конкретных практических действиях и т.д.).

В целом политический интерес имеет ряд каналов реализации: 1) деятельность властных структур (представительной, исполнительной и президентской); 2) политическое влияние партий, организаций, союзов, церкви, средств массовой информации; 3) давление массовых политических сил (забастовочное движение, митинги). Реализация политического интереса предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденций: тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей, и тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политлогию: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Аспект Пресс, 1999. С. 233..

Эти две тенденции образуют диалектическое противоречие в реализации политического интереса. Их взаимное отрицание проявляется в том, что они не совпадают между собой, не тождественны друг другу, поскольку образуют два процесса, имеющих взаимно противоположные направления и результаты. Тенденция на историческое творчество производит изменение и преобразование условий жизни путем реализации содержащихся в них возможностей. Ее результатом является политически преобразованная среда. В противовес этому - тенденция к политическому самоутверждению направлена на воспроизведение и развитие самого субъекта путем потребления и использования им результатов политической деятельности. Результатом процесса политического самоутверждения является развитие самого субъекта - носителя политического интереса.

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя. В политической активности отдельных личностей или социальных групп можно сконструировать следующую примерную шкалу интенсивности политических действий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во вне институциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки и т.д. Исходя из предложенной шкалы интенсивности политических действий в политическом поведении классов, наций, социальных групп и слоев, отдельных личностей - можно выделить две основные формы реализации их политических интересов: политическое участие и политическая деятельность.

Политическое участие представляет собой действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д., с целью оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя два типа участия.

Политическая деятельность представляет собой совокупность действий общественных групп по реализации своих политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Война как продолжение политики насильственными средствами

Глобальные проблемы современности и политические пути их решения

Проблемы, стоящие перед человечеством, можно разделить на глобальные и локальные. Глобальные - это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара. Локальные - существующие в пределах региона...

Механизмы реализации политических и групповых интересов

Политический интерес, являясь неотъемлемым свойством всех субъектов политики, в функционально-деятельном плане представляет их творчески преобразующее отношение к окружающей действительности...

Основные виды политических партий в Российской Федерации

по социальному признаку различают партии классовые, интерклассовые (межклассовые), партии "хватай всех" и т.д.; по организационной структуре и характеру членства: · кадровые; · массовые...

Политические конфликты

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть: - сходство причин...

Политические партии

Попытки классифицировать политические партии были сделаны еще в XVIII веке в Дейвидом Юмом. В зависимости от причины кооперации он выделял партии по интересам, партии по принципам и партии аффектов...

Политические партии в политической системе общества

При наличии общих для всех политических партий признаков, определяющих их сущность, они отличаются друг от друга по своей социальной основе, организационному построению, характером членства, идеологией, местом в системе власти, целями...

Политические партии и общественно-политические движения: общее и особенное

Как и любое явление, политические партии многообразны по форме и поддаются классификации. Существует множество способов типологии партий, которые зависят от классификационного основания, выбираемого исследователем...

Политические режимы современности - типология и содержание

Существует несколько видов классификаций политических режимов. Самая первая классификация: "охлократия - олигархия - тирания" восходит еще к Платону. Древнегреческие мыслители пытались, главным образом, ответить на вопрос о том...

Политический процесс и формы политического взаимодействия

Остановимся подробнее на проблематике политических конфликтов, которая являлась в XX столетии и продолжает оставаться одним из приоритетных направлений политических исследований. И это совсем не удивительно...

Процессы политической социализации личности в Германии и Великобритании

Участие личности в политике, обусловленное ее политическими нуждами и интересами, которые, однако, осознаются далеко не всеми индивидами. Политические нужды и интересы порождают соответствующие политические установки - активное...

Реализация социальных проектов партии как один из способов укрепления коммуникаций с электоратом региона

В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991. - С. 162. (http: //ksana-k. narod.ru/Book/Filosof/main...

Современные политические партии и общественно-политические движения

Политические партии классифицируются следующим образом: 1. По способу организации: · парламентские (кадровые) партии - немногочисленные объединения ведущих политиков...

Сравнительный анализ демократии и тоталитаризма

Изучение политической системы включает в себя не только выявление существенных признаков, общих черт, но также анализ различий, индивидуальных особенностей политической системы, развивающихся в конкретно - исторических условиях...

Когда у человека появилась потребность в осмысленной деятельности, у него возник интерес. Интерес – побудительная сила, определяющая характер и направление жизни людей. С появлением общества, появился социальный интерес. Это причины действий, формирующиеся у социальных групп в связи с их различиями по положению и роли в общественной жизни. Формой реализации социальных интересов являются политические отношения. Политический подход к решению любого вопроса состоит в том, чтобы обеспечить анализ событий с точки зрения интересов общества, социальных групп, индивидов.

Таким образом, политика – это выражение потребностей, интересов и установление путей их удовлетворения.

Основой интереса является положение социального субъекта (класса, нации, группы) в системе общественных отношений. Они воспринимаются людьми через жизненно важные факторы: характер и условия труда, размер и способ получения вознаграждения, социальную защищенность, условия и образ жизни и т.д. Социальные субъекты находятся в постоянном взаимодействии, на их жизнь влияет общество. Положение людей может меняться, ухудшаться, дестабилизироваться, либо наоборот, улучшаться. Из этого взаимодействия и рождается интерес. Интерес – это стремление субъекта изменить, улучшить и сохранить, укрепить свои жизненные условия и положение с помощью социальных средств. Если субъекты для реализации интересов использую политические средства – давление на правительство, изменение государственной политики, участие в парламенте, поддержка партий, лидеров и т.д. – то речь идет о политическом интересе. Основой политических интересов является зависимость положения субъекта от сферы политики. Политический интерес – это стремление изменить положение с помощью политических средств. Политические интересы классифицируются:

А) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);

Б) по сфере функционирования (внутриполитические, внешнеполитические);

В) по характеру субъекта (национальные, государственные);

Г) по возможности осуществления (реальные, мнимые);

Д) по отношению к тенденциям общественного развития (прогрессивные, консервативные, реакционные).

Политические интересы имеют ряд особенностей.

1. Основой развития политических интересов являются материальные отношения, экономический базис общества.

2. Политические интересы – это проявление властных отношений, опосредованных интересами общественных классов.

3. Политические интересы обладают относительной самостоятельностью.

4. Природа политических интересов разнообразна., но имеет общий источник – соотношение интересов классов, групп, слоев с интересами общества в целом.

6. Политические интересы классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическими государственными интересами.

7. В многонациональном обществе политические интересы всегда имеют политическую окраску, поскольку нации – субъекты политики.

Роль политических интересов в общей системе политических отношений в обществе:

1. В политических интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные политические потребности представителей тех или иных социальных общностей.

2. Политические интересы определяют направленность политической деятельности.

3. Политические интересы выражают уровень развития политической деятельности, степень отражения в ней важнейших социальных потребностей.

4. В политических интересах отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом.

5. Политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, настроений, на основе которых осуществляется выбор политических приоритетов.

Реализация политических интересов предполагает осуществление двух присущих ему противоположных, но предполагающих одна другую тенденции: 1) тенденции на политическое самоутверждение, выражающей устремленность носителя интереса к удовлетворению своих политических потребностей, и 2) тенденции на историческое творчество, выражающей избирательную ориентированность субъекта на реализацию той или иной объективной возможности.

Реализация политического интереса невозможна без проявления политической активности его носителя.

Существует шкала интенсивности политических действий:1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью собственной высокой активности; 2) участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) деятельность в политических и примыкающих к ним организациях; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или действующих против нее; 5) прямое действие; 6) активная (в том числе руководящая) деятельность во внеинституциональных политических движениях, направленных против существующей политической системы и добивающихся ее коренной перестройки.

Можно выделить две основные формы реализации политических интересов: а) политическое участие; б) политическая деятельность.

Политическое участие – это действие или совокупность действий, являющихся ответной реакцией на политические события, процессы и т.д. в целях оказания влияния на позицию и деятельность субъектов политики. Оно включает в себя: а) участие во всенародных обсуждениях государственных дел, референдумах; б) участие в выборах в местные и верховные органы власти; в) воздержание или отказ от голосования на выборах; г) участие в различных формах политического протеста (забастовки, стачки, голодовки и т.д.); д) участие в политических митингах, демонстрациях, собраниях; е) участие в антивоенном движении; ж) участие в движении национальных меньшинств за свои права; з) написание писем к авторитетным политическим деятелям современности, прямые контакты с ними; и) участие в работе местных органов власти в качестве активистов, добровольных помощников и т.д.

Политическая деятельность – сознательное изменение или совершенствование существующих в обществе политических отношений в интересах больших масс людей (классов, наций, групп, слоев). Политическая деятельность предполагает профессиональное участие в рамках тех или иных институтов политической организации общества.

Тема 14: Этнонациональные и конфессиональные группы в политике.

1. Социальные группы и их роль в политике.

Политика – сфера столкновения групповых интересов, потребностей, позиций. Различие в интересах социальных групп, их стремление к наиболее полному удовлетворению своих интересов порождает политическую борьбу и саму сферу политики.

Социальные группы – это совокупности людей на основе общности социального положения. Среди коллективных участников политических действий можно выделить три категории общностей: классовые, территориальные и корпоративные.

В основе формирования классовых общностей лежит экономический фактор. Современное общество можно поделить на четыре основных класса: а) высший класс – люди, владеющие собственностью или осуществляющие непосредственный контроль за ее распоряжением (крупные промышленники, финансовые магнаты и т.д.); б) средний класс представлен служащими («белые воротнички») и профессионалами; в) рабочий класс («синие воротнички») – люди, занятые преимущественно промышленным физическим трудом; г) крестьяне.

В основе формирования территориальных общностей лежит единство, возникающее как следствие географической, пространственной или исторической близости. Это – нация, характеризующаяся особой интенсивностью связей между ее членами на базе общей культуры, языка, исторического прошлого и т.д. и многообразные этнические группы, в том числе национальные меньшинства. Принадлежность к территориальной общности с особой остротой осознается человеком, поэтому конфликты между такими группами бывают чрезвычайно жестокими.

Корпоративные общности образуются людьми, занимающимися одинаковой или близкой по своему характеру деятельностью; это – профессиональные группы. Их участие в политике наглядно проявляется в забастовках.

На базе социальных общностей формируются политические интересы, которые объективно обусловлены их жизненным положением. Из недр социальных общностей выходят политические партии, движения, объединения. Партии и движения объединяют наиболее активных представителей социальных групп, вносящих в политику те ценности, нормы, идеи и представления, которые порождены воспитавшей их средой.

Влияние социальных общностей на политику обнаруживается в так называемых массовых акциях: забастовках, митингах, манифестациях, маршах, пикетировании, актах гражданского неповиновения, а также в поддержку или ее отсутствии по отношению к государству, его политике. Государство, партии, проводя конкретный политический курс, нуждаются в поддержке своих действий. Речь идет о глубокой практической заинтересованности больших групп людей, увидевших в данном политическом курсе шансы на собственный успех, отождествлявших его с собственными интересами.

Социальные общности в качестве субъектов политики имеют специфические свойства: 1. политические интересы общностей, их взаимосвязь с экономическими и другими интересами; 2. степень сплоченности и единства социальной группы; 3. уровень ее политического развития, выраженный в способности к созданию своих организаций и умении отстаивать свои интересы; 4. наличие или отсутствие политических лидеров, авторитетов, характер их связи со своими сторонниками и т.п.; 5. стратификационное положение социальной группы, ее место в иерархии социальных групп, которым в значительной мере определяется политическое влияние групп; 6. политический «вес» группы: учитываются ли ее интересы в государственной политике или нет, если учитываются, то каким образом и в какой степени; 7. тип и характер политического сознания, политической культуры, присущие данной группе и оказывающие сильное влияние на определение целей действий и ее поведение, склонность к использованию тех или иных средств в политической деятельности.

Все социальные группы играют одновременно роль субъектов и объектов политики. Изменение общественно-политической концепции развития России привели к существенному изменению роли и значения социальных групп в обществе. Центральным элементом социальной структуры выступает проблема собственности. Собственность – это исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного потребления. Она реализуется через нормы: владения, пользования, распоряжения. Приватизация коренным образом меняет эти нормы, создавая условия для предпринимательства. С другой стороны происходят противоречивые процессы в социальной структуре: 1) резкое социальное расслоение по уровню доходов: 80% населения находятся за чертой бедности; 2) маргинализация социальной структуры: беженцы, бомжи, нищие и т.д. 3) значительное падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий; 4) ухудшение и падение жизненного уровня и социально-правовой защищенности слабообеспеченных. Поэтому противоречия социальных интересов, их конфликтность неизбежны и будут обострятся. Однако будут укрепляться и набирать силу социальные группы, связанные непосредственно с материальным и духовным производством (средний класс).

2.Этносы в политике.

Этносы – устойчивые группы людей состоящие из:

- племени (первобытное общество);

- народность (рабовладение, феодализм);

- нация (капиталистическое общество).

Нация – высший тип этноса, группа людей, которую объединяет история, психологический склад характера и культура.

Этнос может включать несколько наций. Например, славянский этнос состоит из:

Русских;

Белорусов;

Украинцев;

Поляков;

Словаков.

Нации стали появляться в период капитализма, с 15 – 17 веков на основе формирования буржуазных обществ.

В колониально-зависимых странах процесс образования наций начался только во II половине ХХ в.

Становление нации связано со становлением государства. Главный критерий независимости государства – это суверенитет. Правовой основой суверенитета являются конституции, декларации, принципы международного права, фиксирующие суверенное равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство в их внутренние дела, внешнюю политику, право нации на самоопределение. Нация как субъект суверенитета выступает лишь в том случае, если она имеет свое государство.

В условиях федерации нация – субъект конституционного права, она передает часть прав федеральным властям в обмен на право на участия в делах не только своего региона, но и в делах всего государства (автономные округа, области, республики). В современной политике существуют 2 тенденции проявления национальной независимости:

1) Интернационализация – это равноправное взаимовыгодное сотрудничество наций в едином государстве с целью своего благополучия.

2) Активизация национального самосознания – взгляды, оценки, мнения наций о своей истории, о перспективах развития и о месте среди других наций.

Историческая практика свидетельствует о том, что социальная общность с развитием национального самосознания, как правило, руководствовалась своими собственными интересами и мало внимания обращала на учет интересов другой стороны. Больше того, в периоды часто возникавших обострений между национально-государственными образованиями, выливавшимися в вооруженные столкновения и войны, каждая из участвовавших в конфликте сторон старалась добиться успеха за счет интересов своего противника.

Гуманизация общественных, в том числе и национальных, отношений в наше время объективно требует умения политиков сочетать национальные интересы своей страны с интересами других народов и государств. В таком случае реализация национальных интересов будет способствовать утверждению наций как истинно разумных субъектов политики.

Понятие “интерес” (лат. interest - иметь значение) активно используется в различных отраслях научного знания. При этом исходное понимание термина везде восходит к толкованию в словарях Даля, Ожегова, Ушакова - “интерес” как значение, важность дела; внимание, возбуждаемое к кому-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таковым. В философско-политологическом ключе интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их социальное поведение. Процесс осознания интересов можно представить в виде следующей упрощенной схемы: импульсы, порождаемые интересом, отражаются в виде чувств, настроений людей, в их эмоциональном отношении к лидерам, государственным институтам, партиям и т.п. .

Политический интерес представляет собой избирательное отношение субъекта к каким-либо политическим явлениям, событиям, процессам, политической деятельности, основанное на его мировоззренческих принципах, убеждениях, установках. Это та внутренне осознанная движущая сила политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной и конкретным действиям по достижению поставленных целей . политический интерес общество участие

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей.

Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях.

Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей.

Природа интереса представителями различных отраслей знания объясняется по-разному. Так, психологи, социологи, философы, правоведы говоря об интересе указывают прежде всего на свой предмет исследования. Поэтому в литературе существует несколько подходов (концепций) объяснения генезиса интереса.

Приверженцы “психологической концепции” интересов видят их первооснову в психологии человека и его сознании. Интересы, по их представлению, выступают в виде чувств, желаний, настроений и устремлений к удовлетворению потребностей. Сторонники другого подхода исходят из того, что интерес объективен и связан всецело не с сознанием и волей, а с материальными условиями жизнедеятельности людей (“концепция объективного интереса”).

Представляется, что более правильным является подход тех, кто видит корни интереса в единстве объективного и субъективного. Дело в том, что возникновение и содержание интереса обусловлено объективными потребностями субъектов социальной жизни. То, что необходимо для функционирования и развития отдельных индивидов, социальных групп, государств и общества в целом, составляет предмет их интереса. И в этом смысле интерес - это такое отношение к действительности, которое направлено на обеспечение всякого субъекта всем необходимым для его существования и развития.

Своей структурой интересы отражают: а) социальное положение субъекта интереса или совокупность его практических связей с обществом; б) степень осознания субъектом своего положения в обществе; в) идеальные побудительные силы или мотивы деятельности, направленные на вполне определенные объекты интереса; г) само действие субъекта в социальной среде обитания. Таким образом, интерес, это отношение (осознанное и заинтересованное) субъекта к объекту, который является средством удовлетворения той или иной потребности индивида или социальной общности. При этом всегда происходит соотнесение потребностей, объектов, служащих средством их удовлетворения, социальных условий жизнедеятельности субъекта (социальная Среда) и способов удовлетворения тех или иных потребностей.

В зависимости от сферы действия и социального носителя интересы разделяются на экономические, политические, культурные, нравственные, эстетические, религиозные, военные. Особое место среди них занимают интересы политические.

Политический интерес - это избирательное отношение институциональных и социальных субъектов политики к общественно-политическим процессам, событиям и явлениям, реальная причина их политической активности, основанная на вполне определенных мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Иначе говоря, это тот внутренний осознанный источник политического поведения, который побуждает субъекты политики к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Исходя из специфики природы политических потребностей и политического интереса последний представляет собой по своей сути субъективное выражение объективно существующих политических отношений с точки зрения реализации субъектами политики своих социальных целей. Объектом политического интереса являются: власть и властные отношения в обществе; механизмы и способы осуществления политической власти; политическая деятельность партий, общественно-политических движений, общественных организаций и лоббистских групп; политическая элита и отдельные представители на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Предметом политического интереса выступает вся совокупность политических процессов, явлений и событий. Они воспринимаются и оцениваются субъектами политики с точки зрения полезности и возможности использования для достижения своих целей. Содержанием политических интересов является вся совокупность тех объектов, целей и задач политической деятельности, которые овладевают сознанием субъекта (отдельных лиц, социальных групп, партий и иных политических сил).

Политические интересы, в силу своего многообразия, представляют собой сложное системное образование. Классифицировать их можно по различным основаниям. Например:

  • а) по степени общности (личные, групповые, классовые, общественные);
  • б) по степени осознанности (стихийные или осознанные);
  • в) по своей направленности (внутриполитические, внешнеполитические);
  • г) по характеру субъекта интересов (национальные, государственные, партийные, классовые и т.д.)
  • д) по возможности их осуществления (выполнимые и мнимые); е) по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).

В отличие от других социальных интересов политические интересы имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику.

Во-первых, политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. Это связано с тем, что в экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев.

Во-вторых, политический интерес есть проявление властного отношения, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления власти в обществе.

В-третьих, политический интерес обладает относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом - интересом социальной целостности, создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в этом случае в образе надклассового, “внеполитического” государства.

В-четвертых, противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния, типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Все многообразие типов и модификаций политических интересов имеет общий источник - соотношение интересов классов, социальных групп и слоев с интересами общества в целом. Отход от него вызывает формирование иллюзорных форм, теряющих атрибутивные свойства политических интересов.

В пятых, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе. Однако совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы. Могут существовать ситуации, когда интересы социальной группы (класса) еще не созрели до выражения интересов целого, и ситуации, когда по времени уже упущены возможности для совпадения этих двух видов интересов, когда класс все менее способен строить свою деятельность с учетом интересов целого.

В шестых, политические интересы отдельных классов, социальных групп и слоев могут не совпадать с политическим государственным интересом: осуществляя совокупный политический интерес, государство может ущемлять частные политический интересы. Конкретным выражением такого положения в обществе может служить осуществление советским государством политических мероприятий после революции 1917 года.

В седьмых, в многонациональном обществе политический интерес имеет национальную окраску, поскольку нации - субъекты политики, а национальные отношения - элемент отношений политических. И в этом отношении негативные процессы: национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, имеющие место сегодня, являются выражением политических интересов различных классов, социальных групп и слоев внутри Российской Федерации.

Политические интересы

Политические отношения между людьми складываются под непосредственным воздействием их политических интересов. Однако, сложившись, политические отношения сами порождают разнообразные политические интересы субъектов. Содержание данных интересов прямо определяется содержанием реально существующих политических отношений. Поэтому можно ска­зать, что политические отношения людей проявляются как их политические интересы.

Анализ взаимодействия политических интересов людей, прежде всего классов, наций, политических партий, необходим потому, что дает возможность, с одной стороны, понять содержание политических интересов субъектов, вытекающих из со­держания их политических отношений, с другой стороны, оп­ределить направления изменения самих политических отноше­ний под воздействием вновь возникших политических интере­сов. А это помогает осмыслить направления изменения и раз­вития всей политической жизни общества, существующей на данный момент политической действительности, центральным звеном которой выступают политические отношения.

Политические интересы людей определяются объективными обстоятельствами их жизнедеятельности, их социальным поло­жением и местом в системе объективно существующих полити­ческих отношений. Можно, пожалуй, сказать, что политиче­ские интересы субъектов, будучи объективными проявлениями их политических отношений, сами даны объективно. Они предстают как нечто такое, что объективно полезно, выгодно тем или иным классам, социальным группам, национальным общностям и другим субъектам для упрочения их положения в сис­теме существующих политических отношений, прежде всего отношений политической власти, а также для более полного использования ими политических прав и свобод.

Понимаемая таким образом политическая выгода субъекта, составляющая содержание какого-то его политического интере­са, не является плодом сознания этого субъекта, а существует как момент его объективного отношения к реальной политиче­ской действительности. Она должна быть осознана субъектом, который до определенного момента может и не понимать, что ему политически выгодно, а что нет. Тем самым он может не понимать и того, что объективно соответствует его политиче­ским интересам, а что противоречит им.

Социология политических отношений, конечно же, ставит перед собой задачу обнаружить и исследовать объективно дан­ные политические интересы субъектов, т.е. то, что объективно значимо и выгодно для их политического самоутверждения в той или иной ситуации. Для нее также важно выяснить, на­сколько глубоко сами субъекты политических отношений осоз­нают свои объективные политические интересы и, следова­тельно, насколько их субъективная (по форме) политическая заинтересованность, которой они сознательно руководствуются в своей политической деятельности, соответствует их объективно данным политическим интересам.

В зависимости от этого сама эта субъективная заинтересованность может быть либо истинной, т.е. адекватной политиче­ским обстоятельствам деятельности субъектов, либо ложной, иллюзорной, а то и вовсе мифологической, что бывает не столь уж редко, - сегодня политические мифы становятся широко распространенным явлением массового сознания. Эти пробле­мы так или иначе исследуются на уровне теоретической и при­кладной социологии, а также в ходе конкретных социологиче­ских исследований.

В настоящее время проблема осознания подлинных полити­ческих интересов субъектов, в том числе осознания ими собственных политических интересов, стала одной из самых важных и развитии нашего общества. Не секрет, например, что реше­ние основополагающих вопросов развития экономики страны, социальной сферы общества и его духовной жизни прямо связано с развитием принципов демократии. Следовательно, в утверждении демократии как подлинного народовластия заклю­чается коренной политический интерес всего общества. Он дол­жен быть осознан и вроде бы осознается всеми членами обще­ства. На осознается он больше, так сказать, в общем плане.

Трудности начинаются тогда, когда пытаются определить, какие именно политические акции на деле развивают демокра­тию, каким слоям общества они в большей степени служат, не ущемляют ли они политические интересы других социальных групп или национальных общностей. В решении этих проблем исключена суть развития демократии. Но они-то нередко и являются наиболее трудными для понимания многих политиче­ских и государственных деятелей. Часто принимаемые на госу­дарственном уровне казалось бы полезные для развития обще­ства решения оказываются нереализованными либо обнаружи­вается, что они противоречат интересам тех или иных социаль­ных групп или национальных общностей, чего раньше понять не смогли.

В других случаях противоречия политических интересов различных социальных сил общества как бы изначально зало­жены в соответствующих политических акциях. Так, в свое время был подвергнут суровой критике со стороны рабочих и крестьянских масс России избирательный закон, по которому были проведены выборы народных депутатов РСФСР в мае 1990 г. В итоге среди депутатского корпуса представителей рабочих и крестьян оказалось менее 10%, зато более 90% составили представители интеллигенции.

Несомненно, что роль интеллигенции в развитии современного общества весьма значительна и постоянно возрастает. К тому же важно, чтобы высшие органы власти работали профессионально, а потому участие в них представителей интеллиген­ции и прежде всего юристов, с помощью которых обеспечивается профессиональный уровень работы этих органов, необходимо. И все-таки соотношение представителей основных социальных групп в высших законодательных органах страны додж но более или менее соответствовать социальному составу населения. Важно, чтобы социальные группы общества имели в законодательном органе страны своих представителей, которые отстаивали бы их интересы. В настоящее время этот вопрос сохраняет свою актуальность. Он затрагивает политические и иные интересы всех слоев общества, всех его социальных групп и национальных общностей.

Не снимается с повестки дня и проблема социальной при­роды государственной власти. Каждая социальная группа обще­ства вправе претендовать на свое более широкое представи­тельство в органах государственной власти, чтобы более полно реализовать свои «кровные» политические, социально-эконо­мические и другие интересы, которые далеко не всегда в со­стоянии понять и, так сказать, принять близко к сердцу пред­ставители других социальных групп. Кстати, рабочие и кресть­яне, так же как и определенные группы интеллигенции и пред­принимателей, не отказываются от помощи тех же специали­стов-правоведов. Но наряду с этим они желают иметь своих представителей на всех уровнях государственной власти. Види­мо, это было бы более полным и последовательным осуществ­лением демократии.



Сложная гамма политических интересов порождается на­циональными отношениями. Они связаны прежде всего с госу­дарственным устройством многонационального общества, на­хождением оптимальных форм государственного правления решением проблем экономических взаимоотношений наций (в данном случае их экономические и политические интересы органически взаимосвязаны), а также проблем развития их культур, самобытности, территориальной целостности и т.д. Эти интересы должны быть правильно осознаны самими на­шими и реализованы на государственном уровне таким образом, чтобы не ущемлялись интересы ни одной из них.

Отсюда проблема гармонического сочетания интересов разных наций как важнейший принцип межнациональных отно­шений. Сегодня эта проблема стоит в ряду основных в развитии нашего общества. Здесь не должно быть места ни велико-державному шовинизму, ни узкокорыстному национализму или национальному эгоизму каких-либо наций. Коль скоро нации в силу географических и исторических условий связаны многими узами, они должны найти приемлемые для себя формы поли­тического, экономического и культурного сотрудничества. В этом заключаются их общие коренные интересы, отвечающие интересам развития каждой из них. Политические же интересы данных этносов состоят в том, чтобы установить такое сотруд­ничество на государственном уровне. Осознание данных инте­ресов даже в самом общем плане служит хорошей основой для решения конкретных проблем межнациональных отношений во всех областях общественной жизни. Но далее неизбежно воз­никает задача осознать более детально, какие именно полити­ческие акции будут способствовать межнациональному сотруд­ничеству, а какие - противоречить ему, чтобы увереннее осу­ществлять первые и по возможности не допускать вторых.

Касаются ли политические интересы борьбы определенных социальных групп за политическую власть или решения проблем межнациональных отношений, всегда возникает пробле­ма: насколько глубоко осознаны эти политические интересы и насколько верно выбраны пути и способы их реализации. Это относится к коренным политическим интересам людей, реализа­ция которых обеспечивает осуществление основополагающих условий их политического самоутверждения в обществе, а так­же к их текущий повседневным политическим интересам, на­правленным на участие в каких-то, возможно, менее значимых политических акциях с целью решения сравнительно частных вопросов, относящихся, скажем, к области гражданских прав и свобод.

В конечном счете коренные политические интересы людей прямо или косвенно связаны с их текущими интересами, проявляются через них, направлены на создание условий их осу­ществления. В свою очередь текущие политические интересы, направленные на осуществление каждодневных политических прав и свобод, реализуют в той или иной степени и коренные политические интересы.

Новое на сайте

>

Самое популярное