Домой Удобрения Восстание желтых повязок падение империи тан. Восстание жёлтых повязок. Предпосылки восстания Желтых повязок: кратко об обстановке в стране

Восстание желтых повязок падение империи тан. Восстание жёлтых повязок. Предпосылки восстания Желтых повязок: кратко об обстановке в стране

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: _________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

_______ Потенциометрия и потенциометрическое титрование ________

(Ф.И.О.) (подпись)

ОЦЕНКА: _____________

Дата: ___________________

ПРОВЕРИЛ

Руководитель проекта: Цыбизов А.В. /________________/

(Ф.И.О.) (подпись)

Санкт-Петербург

Кафедра металлургии цветных металлов

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине _________ Физико-химические методы анализа веществ __________

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

ЗАДАНИЕ

Студенту группы: ОНГ-10-1 Фандофан А.А. (шифр группы) (Ф.И.О.)

1. Тема проекта : Потенциометрия и потенциометрическое титрование.

3. Перечень графического материала : Представление результатов в виде графиков, таблиц, рисунков.

4. Срок сдачи законченного проекта 10.12.12

Руководитель проекта: Цыбизов А.В. /________________/

(Ф.И.О.) (подпись)

Дата выдачи задания: 24.10.12


Аннотация

Данная пояснительная записка представляет собой отчет о выполнении курсового проекта. Целью работы является научиться ориентироваться в основном потоке информации по аналитической химии, работать с классической и периодической литературой в области аналитической химии цветных металлов, технически грамотно понимать и оценивать предлагаемые методы и методики анализа.

Страниц 17, рисунков 0.

The Summary

This explanatory note is a report on the implementation of a course project. The aim is to learn to navigate the mainstream media in analytical chemistry, to work with classical literature and periodicals in the field of analytical chemistry of non-ferrous metals, technically competent to understand and evaluate the proposed methods and analysis techniques.



Pages 17, figures 0.


Аннотация.. 3

Введение. 5

Краткая характеристика электрохимических методов анализа.. 6

Потенциометрия.. 7.

Прямая потенциометрия.. 10

Потенциометрическое титрование. 13

Заключение. 16

Список литературы.. 17


Введение

Цель работы - научиться ориентироваться в основном потоке информации по аналитической химии, работать с классической и периодической литературой в области аналитической химии цветных металлов, технически грамотно понимать и оценивать предлагаемые методы и методики анализа.

С учётом особенностей аналитического контроля в цветной металлургии (множество определяемых элементов, в том числе элементов пустой породы, элементов-спутников; сложные сочетания элементов в минералах; очень широкий диапазон концентраций элементов и др.) к числу методов физико-химического анализа, получивших наиболее распространение в заводских и исследовательских лабораториях, следует отнести такие классические методы, как титриметрия (в том числе комплексонометрия), гравиметрия (для больших концентраций элементов и арбитражного анализа) и особенно интенсивно развивающиеся в последнее время оптические методы анализа (спектрофотометрия, экстракционно-фотометрический метод, атомно-абсорбционный анализ, рентгеноспектральный анализ) и электрохимические (потенциометрия, вольтамперометрия).

Многообразие видов сырья представляет нам широкий круг металлов и элементов, которые необходимо количественно определять: основные металлы цветной и чёрной металлургии (медь, никель, свинец, цинк, олово, алюминий, магний, титан, сурьма, мышьяк, железо, кадмий, серебро, хром и др.), породообразующие элементы (кремний, кальций, натрий, хлор, фтор, сера, фосфор и др.) и редкие металлы (литий, рубидий, цезий, цирконий, гафний, ванадий, ниобий, тантал, молибден, вольфрам, рений, галлий, индий, таллий, германий, селен, теллур и др.).


Краткая характеристика электрохимических методов анализа

Электрохимические методы анализа и исследования основаны на изучении и использовании процессов, протекающих на поверхности электрода или в приэлектродном пространстве. Любой электрический параметр (потенциал, сила тока, сопротивление и др.), функционально связанный с концентрацией анализируемого раствора и поддающийся правильному измерению, может служить аналитическим сигналом.

Большим удобством является то, что в электрохимических методах используют электрические воздействия, и то, что результат этого воздействия (отклик) тоже получается в виде электрического сигнала. Это обеспечивает высокую скорость и точность отсчета, открывает широкие возможности для автоматизации. Электрохимические методы анализа отличаются хорошей чувствительностью и селективностью, в ряде случаев их можно отнести к микроанализу, так как для анализа иногда достаточно менее 1 мл раствора.

Для любого рода электрохимических измерений необходима электрохимическая цепь или электрохимическая ячейка, составной частью которой является анализируемый раствор. Определяемое вещество может входить как в состав электролита, заполняющего ячейку, так и в состав одного из электродов. Если аналитическая окислительно-восстановительная реакция протекает на электродах ячейки самопроизвольно, то есть без приложения напряжения от внешнего источника, а только за счет разности потенциалов (ЭДС) ее электродов, то такую ячейку называют гальваническим элементом.

Различают прямые и косвенные электрохимические методы. В прямых методах используют зависимость силы тока (потенциала и т.д.) от концентрации определяемого компонента. В косвенных методах силу тока (потенциал и т. д.) измеряют с целью нахождения конечной точки титрования определяемого компонента подходящим титрантом, т.е. используют зависимость измеряемого параметра от объема титранта.

По разновидностям аналитического сигнала ЭМА подразделяют на: 1) кондуктометрию - измерение электропроводности исследуемого раствора; 2) потенциометрию - измерение бестокового равновесного потенциала индикаторного электрода, для которого исследуемое вещество является потенциоопределяющим; 3) кулонометрию - измерение количества электричества, необходимого для полного превращения (окисления или восстановления) исследуемого вещества; 4) вольтамперометрию - измерение стационарных или нестационарных поляризационных характеристик электродов в реакциях с участием исследуемого вещества;

5) электрогравиметрию - измерение массы вещества, выделенного из раствора при электролизе.


Потенциометрия

Потенциометрия (от лат. potentia-сила, мощность и греч. metreo- измеряю) – это электрохимический метод определения различных физико-химических величин, основанный на измерении равновесного электродного потенциала индикаторного электрода, погружённого в исследуемый раствор. Потенциал индикаторного электрода, определяющийся активностью компонентов электрохи-мической реакции, измеряется по отношению к электроду сравнения. Потенциометрию широко применяют в аналитической химии для определения концентрации веществ в растворах (потенциометрическое титрование), для измерения концентрации ионов водорода (рН-метрия), а также других ионов (ионометрия).

Потенциометрия основана на зависимости равновесного электродного потенциала Е от термодинамической активности а компонентов электрохимической реакции:

aА + bВ + ... + n е m М + р P + …

Эта зависимость описывается уравнением Нернста:

Е = Е ° + R T /(n F ) ln (а окис /а восст)

Е = Е ° + R T /(n F ) ln ([окисл] ү окисл /([восст] ү восст)), где

R - универсальная газовая постоянная, равная 8,31 Дж/(моль. К); Т - абсолютная температура; F - постоянная Фарадея (96500 Кл/моль); n - число электронов, принимающих участие в электродной реакции; а окис, а восст - активности соответственно окисленной и восстановленной форм редокс-системы; [окисл] и [восст] - их молярные концентрации; ү окис, ү восст - коэффициенты активности; Е ° - стандартный потенциал редокс-системы.

Подставляя Т = 298,15 К и числовые значения констант в уравнение, получаем:

Е = Е ° + (0,059 / n ) lg (а окис /а восст)

Е = Е ° + (0,059 / n ) lg ([окисл] ү окисл /([восст] ү восст))

При потенциометрических измерениях составляют гальванический элемент с индикаторным электродом, потенциал которого зависит от активности хотя бы одного из компонентов электрохимической реакции, и электродом сравнения и измеряют электродвижущую силу (эдс) этого элемента.

В потенциометрии используют гальванические элементы без переноса, когда оба электрода помещают в один и тот же исследуемый раствор, и с переносом, когда электроды находятся в разных растворах, имеющих между собой электролитический контакт. Последний осуществляют таким образом, что растворы могут смешиваться друг с другом только путем диффузии. Обычно их разделяют пористой керамической или пластмассовой перегородкой или прочно пришлифованной стеклянной муфтой. Элементы без переноса используют в основном для измерения констант равновесия хим. реакций, констант диссоциации электролитов. констант устойчивости комплексных соединений, произведений растворимости, стандартных электродных потенциалов, а также активностей и коэффициентов активности ионов. Элементы с переносом используют для определения "кажущихся" констант равновесия (поскольку при этом не учитывают жидкостной потенциал), активностей и коэффициентов активности ионов, а также в потенциометрических методах анализа.


Прямая потенциометрия

Методы прямой потенциометрии основаны на применении уравнения Нернста для нахождения активности или концентрации участника электродной реакции по экспериментально измеренной ЭДС цепи или потенциалу электрода. Прямая потенциометрия применяется для непосредственного определения а ионов (например, Ag + в растворе AgNO 3) по значению ЭДСсоответствующего индикаторного электрода (например, серебряного); при этом электродный процесс должен быть обратимым. Исторически первыми методами прямой потенциометрия были способы определения водородного показателя рН. Для определения рН чаще всего используют стеклянный электрод. Основными достоинствами стеклянного электрода являются простота работы, быстрое установление равновесия и возможность определения рН в окислительно-восстановительных системах. К недостаткам относятся хрупкость материала электрода и сложность работы при переходе к сильнощелочным и сильнокислым растворам.

Появление мембранных ионоселективных электродовпривело к возникновению ионометрии (рХ-метрии), где рХ = - lg а х, а х - активность компонента X электрохимической реакции. Иногда рН-метрию рассматривают как частный случай ионометрии. Градуировка шкал приборов потенциометров по значениям рХ затруднена из-за отсутствия соответствующих стандартов. Поэтому при использовании ионоселективных электродов активности (концентрации) ионов определяют, как правило, с помощью градуировочного графика или методом добавок. Применение таких электродов в неводных растворах ограничено из-за неустойчивости их корпуса и мембраны к действию органических растворителей.

К прямой потенциометрии относится также редоксметрия - измерение стандартных и реальных окислительно-восстановительных потенциалов и констант равновесия окислительно-восстановительных реакций. Окислительно-восстановительный потенциал зависит от активностей окисленной (О и восстановленной (a вос) форм вещества. Редоксметрию применяют также для определения концентрации ионов в растворах. Методом прямой потенциометрии с использованием металлических электродов изучают механизм и кинетику реакций осаждения и комплексообразования.

Также используют метод градуировочного графика. Для этого заранее строят градуировочный график в координатах ЭДС - lgС ан с использованием стандартных растворов анализируемого иона, имеющих одинаковую ионную силу paствора.

В этом случае f ан (коэффициент активности) и Е диф (диффузионный потенциал) остаются постоянными и график становится линейным. Затем по той же ионной силе измеряют ЭДС цепи с анализируемым раствором и по графику определяют концентрацию раствора. Пример определения приведен на рис. 1.

Рис.1. Градуировочный график для определения концентрации методом прямой потенциометрии

Прямая потенциометрия обладает важными достоинствами. В процессе измерений состав анализируемого раствора не меняется. При этом, как правило, не требуется предварительного отделения определяемого вещества. Метод можно легко автоматизировать, что позволяет использовать его для непрерывного контроля технологических процессов.

Лю Бану, свергнувшему в 207 г. до н. э. династию Цинь, удалось создать достаточно сильное централизованное государство, решив попутно ряд важных проблем социального характера. Он освободил многих рабов‑должников, отменил тяжелые налоги и повинности, передал управление местными делами в руки выборных старост. Но об изменении политического строя говорить, конечно, не приходится. Выходец из низов все же действовал традиционно, как император: раздавал земли соратникам, затем подтверждал привилегии старой знати, видел в ней свою опору, хотя и заботился об укреплении центральной власти.

Наиболее сильные правители государства Хань и впоследствии действовали так же. Рабовладельческий строй в Китае постепенно расшатывался как снизу, так и сверху. Естественно, реформы прогрессивно мыслящих императоров казались населению неполными и недостаточно решительными. Активная завоевательная политика, которую вели императоры, требовала больших расходов и влекла за собой увеличение налогов, аристократы выходили из подчинения и устанавливали на своих территориях собственные порядки, и это тоже плохо отражалось на положении подневольного фактически и формально населения. Таким образом, народные волнения в Китае не прекращались, и их зачастую поддерживали те или иные обделенные центральной властью аристократы.

Так, в 18 г. н. э. вспыхнуло так называемое «Восстание краснобровых». Оно было стихийным и начались в связи с недовольством крестьян и ремесленников повышением цен. Однако возглавили его представители самой династии Хань, незадолго до этого отстраненные от власти узурпатором Ван Маном. Повстанцы овладели столицей, а династия Хань вновь оказалась на троне (начался период Поздней, или Восточной, Хань).

Императоры Восточной Хань приняли ряд постановлений, направленных на дальнейшее преодоление рабовладельческих порядков, но одновременно возобновили и захватнические войны. Так, полководец Бань Чао в конце I в. до н. э. разгромил гуннов, затем нанес удар Кушанской империи в Средней Азии. Расширяются международные связи Китая. По Великому шелковому пути китайские товары через Среднюю Азию и Парфию попадали в Рим, а взамен Китай получал товары из Европы и Западной Азии; на юге купцы проникли в Индию, были установлены тесные отношения с Японией.

В первые века нашей эры в Китае наблюдался новый подъем производства. Появились довольно сложные механизмы: водоподъемные сооружения, водяные мельницы, кузнечные мехи и т. д. Спрос на рабский труд уменьшился, на смену подобным отношениям приходят отношения аренды.

Объективные перемены в социальном строе вступали в противоречия со старыми рабовладельческими порядками, в народе начали распространяться новые политические идеи, зачастую носившие революционный характер. Крестьянство по большей части оставалось обездоленным, и бороться ему было за что. Чаще всего политические идеи облекались в религиозную форму, как это бывает в переходные периоды в истории государств и цивилизаций. Одним из самых популярных религиозных течений был даосизм.

Даосизм возник как философское учение в V–IV вв. до н. э. Его основателем считается мыслитель Лао Цзы. В противовес учению Конфуция даосизм противопоставлял природу обществу и призывал человека стряхнуть оковы обязанностей и долга и вернуться к простой жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выражало целостность и первопричину жизни Вселенной, присутствующую во всем, но не исчерпывающуюся ничем единичным, не познаваемую разумом и не выразимую в словах. Для философии раннего даосизма характерно разочарование в возможностях политического и социального действия и анархический индивидуализм, а также мистицизм. Находясь под постоянным гнетом многочисленных обязанностей, крестьяне делали даосизм знаменем своей революционности, выводили из даосских положений необходимость тотального уничтожения культуры – в данном случае социальной, государственной структуры, «раздавившей» простого человека. Впрочем, в трактате «Дао‑дэ‑цзин» нет абсолютного отрицания политики и морали, там скорее присутствует призыв к недеянию, самоустранению, отказу от борьбы. Но эти положения революционеры, конечно, забывали. Во II в. н. э. даосизм из философии превращается в религию. Религиозную организацию на даосских началах основал Чжан Дао‑лин.

В конце II в. династия Хань уже утратила в значительной степени контроль за происходящим в государстве. Политический кризис был усугублен стихийным бедствием – эпидемией, которая усилила беспокойство и брожение в народе. В это время приобретает популярность даосский маг Чжан Цзюэ. Столетия наблюдений за природой, которая была так мила сердцу даосских мудрецов, сделало из них ученых, занимавшихся алхимией, астрологией, врачеванием. Так и Чжан Цзюэ, пользуясь хорошим знанием особенностей человеческого организма и фармацеи, оказал помощь многим больным – якобы с помощью чар и заклинаний. Впрочем, он был не чужд и общественной деятельности, имел собственные амбиции. К проповеднику и магу потянулись толпы обезумевших от горя и бедствий людей, которых он организовал в могущественную даосскую секту с жесткой дисциплиной и собственным культом личности. Лидер секты перешел от философско‑религиозных проповедей к составлению уже политической программы.

Секта Чжан Цзюэ ставила своей целью свержение существующего строя и замену его царством Великого Равенства (тайпин). Хотя конкретные очертания этого царства представлялись лидерам секты весьма смутно, требования обездоленного крестьянства были учтены ими в первую очередь. Чжан Цзюэ и его помощники провозгласили 184 год, год начала нового 60‑летнего цикла, игравшего в Китае роль века, началом эпохи нового Желтого Неба, которое принесет миру радость, счастье и навсегда покончит с эрой Синего Неба, ставшего символом зла и несправедливости ханьского времени. В знак своей приверженности новым идеям повстанцы надевали на голову желтые повязки. Во главе движения помимо Чжан Цзюэ были двое его братьев.

Сторонникам Чжан Цзюэ удалось создать разветвленную организацию, построенную по военному принципу: в 8 округах империи были сформированы 36 больших и малых отрядов (фан). Большие фаны насчитывали свыше 10 тысяч человек, малые – по 6–7 тысяч. Восстание в короткий срок охватило значительную часть страны, однако правительственные войска медленно, но верно подавляли один очаг сопротивления за другим. Чжан Цзюэ пал в бою.

Оставшиеся в живых последователи погибшего Чжан Цзюэ бежали на запад, где в горных пограничных районах Китая Хэй‑шань («Черные горы») действовала другая мощная даосская секта, Удоумидао, во главе с Чжан Лу, внуком знаменитого даосского мага Чжан Дао‑лина. Отряды «Желтых повязок» объединились с повстанцами «Черных гор». Всего в восстании теперь участвовало около 2 миллионов человек, часть из них составляли рабы. Лишь к 205 г. восстание удалось окончательно подавить вооруженным силам крупных военачальников‑феодалов Цао Цао, Лю Бэя и др. Впрочем, район влияния секты Чжан Лу превратился в автономное теократическое государство, с которым вынуждены были считаться официальные китайские власти.

Хотя восстание и было усмирено, оно до основания потрясло империю. В 220 г. династия Хань пала, а империя распалась на три царства.

Восстание Желтых повязок

Из-за дезорганизации центрального аппарата прекращаются регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Хуанхэ, давно уже превратившаяся в надземную реку, выходит из берегов, ее разливы несут неисчислимые бедствия сотням тысяч семей. Бюрократический аппарат империи, разъедаемый коррупцией и выросший до колоссальных размеров, превратился в самодовлеющую силу, поглощающую основной прибавочный продукт. Малолетние императоры оказывались пешками в руках придворных группировок "евнухов" и "ученых". "Ученые" с позиций так называемых чистых суждений разоблачали злоупотребления "грязных" стяжателей в центральной администрации.

Политическая борьба между "евнухами", связанными с "сильными домами", и "учеными", выражавшими интересы профессиональной бюрократии, выливалась в ожесточенные распри, доходившие до кровопролития. Попытки государственного переворота в 166 и 169 гг., имевшие целью смену и оздоровление управленческого аппарата, провалились. Расправа "евнухов" была беспощадной. "Ученых" казнили, пытали, ссылали, тысячу "чистых" бросили в тюрьму. Их книги публично сжигались на кострах. "Сильные дома" на местах контролировали каналы рекомендации чиновников, домогались в своих поместьях политической самостоятельности и формального признания личной зависимости земледельцев.

Усиление влияния в общественно-политической жизни "сильных домов" с середины II в. знаменовало собой дезинтеграцию имперской бюрократической системы и окончательный упадок императорской власти. В обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического кризиса в стране разразилось самое мощное в истории древнего Китая широкое общественное движение, известное под названием восстания "Желтых повязок".

Движение "Желтых повязок" подготавливалось планомерно в течение десяти лет религиозной сектой продаосского толка Тайпиндао ("Путь Великого благоденствия"). Вероучение под таким названием, имеющее сотериологическую направленность, было создано харизматическим главой этой секты и руководителем восстания, магом и врачевателем Чжан Цзюэ, назвавшим себя Учителем высшей добродетели. В своих проповедях Чжан Цзюэ точно называл день (он падал на 4 апреля 184 г.), когда на земле наступит эра Великого благоденствия. В этот день, как предрекал он, "Синее Небо (т. е. династия Хань) погибнет и воцарится Желтое Небо (т. е. царство справедливости)". Желтым Небом Чжан Цзюэ именовал и самого себя, выступая в роли мессии - спасителя человечества от зла порочного мира Синего Неба. Желтые повязки носили на голове все адепты секты. Проповедники Чжан Цзюэ действовали по всей территории империи, призывая к всеобщему восстанию. В восьми самых многонаселенных провинциях (где было сосредоточено 3/4 населения страны) руководителями секты было создано 36 религиозных центров. Чжан Цзюэ обещал своим адептам покровительство Желтого Неба, спасение и долголетие. Проповедь-воззвание Чжан Цзюэ, обращенная ко всем, без различия пола, возраста, звания и чина, и обещавшая людям избавление от страданий и счастье на земле в самом ближайшем будущем, привлекала к нему толпы угнетенного люда. Члены секты проходили под руководством проповедников Чжан Цзюэ военную подготовку, ее отряды насчитывали 360 000 бойцов. Движение приобрело массовый характер уже на этой стадии деятельности секты и потому не могло остаться тайным, а возможно, этого и не предусматривал ее устав.

Задолго до начала вооруженного выступления отрядов Чжан Цзюэ императору докладывали о том, что "вся империя приняла веру Чжан Цзюэ", однако власти боялись арестовать Чжан Цзюэ, хотя и знали о его деятельности, опасаясь, видимо, массовых выступлений. По некоторым данным, чуть ли не две трети населения оказалось под влиянием учения секты. Несомненны эсхатологические настроения сектантов, верящих в свое предназначение свыше вершить великую карательную миссию во имя Благого Дао (Шэньдао). Насколько это движение было подготовленным и организованным, можно судить по тому, что Чжан Цзюэ удалось в поразительно короткий срок изменить день восстания, когда внезапно выяснилось, что предатель выдал властям план его действий. Через десять дней после приказа Чжан Цзюэ о немедленном выступлении пламя восстания "Желтых повязок" полыхало по всей стране. Повстанцы громили и сжигали правительственные учреждения, уничтожали представителей власти на местах как носителей вселенского зла. Восстание "Желтых повязок", несомненно, носило характер широкого народного движения, в нем участвовали все слои эксплуатируемого населения.

Официальная историография сделала все, чтобы стереть саму память о движении "Желтых повязок"; достоверных данных о нем сохранилось очень немного, да и те намеренно искажают события. Трудно сказать, насколько крестьянство было движущей силой этого восстания, потому что ни о каких действиях и требованиях повстанцев, которые можно было бы связать с чаяниями крестьян, источники не сообщают. Идея уравнительного наделения землей появляется в учениях даосских сект не ранее IV в. Но несомненно, что движение "Желтых повязок", выступавшее под религиозной оболочкой учения Тайпиндао, было первым в истории Китая массовым народным движением, имеющим свою идеологию. И, как таковое, оно явилось прообразом будущих крестьянских восстаний в средневековом Китае. Социально-религиозное движение "Желтых повязок" стоит на рубеже древности и средневековья, решительно отличаясь от всех предшествующих массовых выступлений эксплуатируемого люда.

Мне кажется, важные ключи к пониманию данной песни заключены в последних строках:

И лишь когда свет фонарей за шторами погаснет,

Он поправляет на рукаве желтую повязку.

И заперев свою землянку, крепко на ночь,

Вдаль уходит, стуча по асфальту белой палочкой.

Во-первых, жёлтая повязка на рукаве. На территориях, оккупированных нацистской Германией, для идентификации евреев применялись нарукавные повязки с жёлтой шестиконечной звездой. Видимо, речь в песне идёт именно о такой повязке, следовательно, герой песни - еврей, либо имеет какое-то непосредственное отношение к евреям. Во-вторых, белая палочка, являющаяся отличительным признаком слепых и инвалидов по зрению.

Итак, в песне идёт речь о некоем слепом еврее. Кто же он? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вернуться примерно на две тысячи лет назад, во времена зарождения христианства. В I-III веках н. э. одновременно с христианством, дошедшим до нас, возникали христианские, околохристианские и не совсем христианские секты, известные сегодня как гностики. Они были довольно разношёрстны в своих верованиях, и в частности, одно из их верований состояло в том, что наш мир, несовершенный, полный зла, страданий, насилия и несправедливости, был создан несовершенным творцом. Творца этого называли греческим словом "демиург" или именем "Иалдабаоф", и символом его несовершенства и неполноценности являлась как раз слепота. Кроме того, Иалдабаофа отождествляли с ветхозаветным Богом, Богом евреев, Яхве, что в общем было не лишено своей логики, учитывая, сколько творилось в Ветхом Завете жестокости и насилия, нередко инициируемых самим Богом. Собственно, именно о нём, об Иалдабаофе и написана песня CCTV. Чувствуете тонкость метафоры? Такая гностическая теодицея. Бог всё видит, точнее, имеет для этого "технические возможности", но на самом деле он слепой. Поэтому и творится в мире вот это всё:

Где-то трое лбов избивают больного,

надев на него жабо, размалеванного, как клоун.

Где-то хоронят детей образцового детдома,

Но за ними дед в оба глядит из телескопа.

В качестве дополнительного обоснования своей точки зрения приведу цитату из другой песни Мирона, из которой становится ясно, что он явно в курсе, кто такие гностики:

Меня на погосте ждёт ад в гости? Да бросьте

Как кости. Был агностик,

От злости стал как гностик.

Возвращаясь собственно к заданному вопросу. Не скажу точно, в какой конкретно книге написано именно про Иалдабаофа, как слепого творца Вселенной, но явно нужно копать в сторону гностических апокрифов. К сожалению, далеко не все из них дошли до наших дней, но кое-что дошло. Хорошие новости: в 1945 году было обнаружено крупное собрание гностических текстов, получившее название "Библиотека Наг-Хаммади".

крест. восстание в Китае в 184-204; свое название получило потому, что повстанцы в качестве знака приверженности к восстанию носили на голове желтые повязки. Во главе восстания стоял уроженец Цзюйлу (совр. пров. Хэбэй) Чжан Цзяо, приверженец даосской секты, пропагандировавшей учение о "пути великого равенства (или благоденствия)" (Тайпиндао). За религ. оболочкой учения о "пути великого благоденствия" скрывалась социальная сущность требований крестьянства, мечтавшего о всеобщем равенстве.

В течение десяти лет Чжан Цзяо и его братья Чжан Лян и Чжан Бао в религ.-мистич. форме вели пропаганду революц. идей, сплачивая нар. массы на борьбу против господствующего класса и его гос. аппарата. Им удалось привлечь на свою сторону несколько сот тысяч людей в восьми округах (Цинчжоу, Сюйчжоу, Ючжоу, Цзичжоу, Цзинчжоу, Янчжоу, Яньчжоу и Юйчжоу) на терр. совр. пров. Шаньдун, Хэбэй, Хубэй, Цзянсу, Аньхой и Хэнань. Чжан Цзяо и его сторонники создали разветвленную орг-цию, построенную по воен. принципу: были сформированы 36 больших и малых отрядов (фан). Большие фаны насчитывали св. 10 тыс. чел., малые - по 6-7 тыс. Агитаторы Чжан Цзяо в различных частях страны в завуалированной форме предсказывали, что в год (под циклическими знаками) цзя-цзы (184) произойдут крупные события - свершится падение династии Хань и наступит новая эра: "Синее небо (имеется в виду правящая династия) уже погибло. Желтое небо должно утвердиться. В год цзя-цзы в Поднебесной (стране) наступит великое счастье".

Чжан Цзяо наряду с привлечением нар. масс пытался использовать оппозиц. группы при императорском дворе. Он отправил одного из предводителей большого отряда Ma Юань-и в столицу, где тот заручился поддержкой влият. придворных евнухов Фын Сюя и Сюй Фына, договорившись с ними о совместном выступлении в пятый день третьего месяца первого года Чжунпин (184). Однако в результате предательства заговор был раскрыт, Ma Юань-и арестован и убит, а вслед за ним казнено св. 1000 человек. Был отдан приказ также об аресте Чжан Цзяо. Предупрежденный об этом, Чжан Цзяо поднял восстание раньше намеченного срока - во 2-м месяце 184 года. В короткий срок восстание охватило значит. часть страны.

На протяжении года правительств. войска совместно с вооруж. отрядами крупных землевладельцев подавляли один очаг за другим. Чжан Цзяо и его братья пали в боях. Каратели уничтожили сотни тысяч нар. повстанцев. Но крест. массы поднимались на борьбу в новых р-нах. Отряды "Желтых повязок" объединились с повстанцами "Черных гор" (по названию местности - Хэйшань), и повстанческая армия по численности превысила миллион человек. Восстание распространилось на провинции Шаньси и Сычуань. Всего в восстании участвовало 2 млн. чел.; значит. часть повстанцев составляли рабы. Лишь к 205 отряды "Желтых повязок" и "Черных гор" были окончательно разгромлены вооруж. силами крупных военачальников-феодалов Цао Цао, Юань Шао, Лю Бэя и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное