Анастасия Эльмурзаева
Познавательно-исследовательского проекта по теме «Вулканы»
Актуальность работы заключается в проявлении автором интереса к таким природным объектам, как вулканы и возникшем проблемном вопросе : «Почему вулканы извергаются , как это явление происходит?». Знания о вулканах помогают нам осмыслить, что на земле и в России есть такие природные объекты как – вулканы , которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.
Объект исследования : Вулканы
Цель работы : Выяснить, почему извергаются вулканы .
Гипотеза. Вулкан извергается сам по себе, тогда, когда захочет.
Задачи исследования :
1. Выяснить, где в России находятся вулканы .
2. Определить какие бывают виды вулканов .
3. Познакомиться со строением вулканов .
4. Создать макет вулкана .
5. Провести эксперимент «извержение вулкана » .
Методы исследования : изучение литературы по данной теме и интернет-ресурсов , изготовление макета, проведение опыта, анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.
Новизна исследования : новизна исследования заключается в том, что я не только получил ответ на вопрос, но и узнал интересные факты о вулканах . Совместно с воспитателем создал макет вулкана и провел эксперимент, моделирующий взрыв вулкана .
Практическая значимость исследования : Суть проекта состоит в том , чтобы привлечь внимание к изучению земной поверхности. Проект содержит естественно-научную информацию о вулканах , его строении, видах, отвечает на вопрос, почему они являются предметом изучения ученых, описание создания модели вулкана и проведения экспериментальной части проекта . С результатами исследования можно ознакомить своих друзей и близких.
Выводы о полученных результатах исследования.
Я узнал, что вулкан - это дыра в земной коре. При извержении вулкана из недр Земли на поверхность через эту дыру извергаются очень горячие расплавленные горные породы. Узнал, что на Камчатке очень много вулканов разных видов : спящие, действующие и потухшие. Действующие вулканы часто проявляют свою активность. Спящие вулканы – в будущем могут стать действующими. Потухшим называется вулкан , жизнедеятельность которого прекратилась навсегда. Я узнал, что вулкан состоит из горных пород, магмы, жерла и кратера, откуда выходит магма, образуя лаву. Взрыв происходит из-за скопления газов.
С помощью бросового материала создал макет вулкана и приготовил смесь для изготовления извержения вулкана с использованием пищевой соды, гуаши красного цвета, моющей жидкости и уксуса.
В ходе исследовательской деятельности моя гипотеза не подтвердилась. Вулкан взрывается не сам по себе, когда сам захочет. Я узнал, что газ выталкивает магму через жерла вулкана при движении земной коры. Человек не может влиять на извержение вулкана и остановить его .
Публикации по теме:
Наступила зима - время холода, мороза и веселых забав. Наблюдая за изменениями в природе, экспериментируя, организуя зимние игры на прогулке.
Тип проекта: познавательно-творческий, социальный, средней продолжительности, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы,.
Процесс приобщения к чтению детей раннего возраста будет осуществляться успешно, если использовать нетрадиционные методы, приемы и современные.
Конспект познавательно-творческого проекта «Пришла коляда накануне Рождества» (средняя группа) Цель: воспитывать любовь и уважение к народным праздникам, традициям. Задачи: Ознакомить детей с праздником Христово Рождество; дать понятие.
Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вулканы» Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканы. Задачи: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их.
Конспект занятия «Горы и вулканы» Тема: «Горы и вулканы Земли» Цель: 1. Обобщить знания детей о горах и вулканах с применением схем, макета действующего вулкана. 2. Развивать.
Методическая разработка исследовательского проекта по музыкальному воспитанию дошкольников «Загадочная свистулька» Видео Методическая разработка исследовательского проекта с старшими дошкольниками "Загадочная свистулька" 2. (Слайды мини музея "Русская игрушка").
Открытое занятие познавательно-исследовательского характера в средней группе «Поможем найти Снегурочку» (видеоотчёт) Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в активную познавательно-исследовательскую деятельность, развитие.
Паспорт творческо-исследовательского проекта «Свойства и качества бумаги» Работа по проекту проводится в рамках комплексно-тематической программы «воспитательно-обучающей в детском саду»,
Содержание
1 . Введение.
2. Основная часть.
2.1. Вулкан - что это?
2.3. Строение вулкана.
2.4. Процесс извержения.
2.5. Продукты извержения.
2.8. Интересные факты.
2.9.Заключение.
3.Создание модели вулкана.
4. Список литературы.
1 Введение
В новогоднюю ночь 2014 года я получил очень интересный подарок: небольшая коробочка под названием «Вулкан». Это была модель вулкана, которую я должен был сделать своими руками.
Я заинтересовался этой темой, стал читать статьи про вулканы, расспрашивать маму и папу.
У меня возникли вопросы:
Почему происходит извержение вулкана?
Могут ли появиться вулканы там, где я живу, в средней полосе России?
Цель исследования:
Изучить и обобщить информацию о вулканах.
Провести анкетирование в классе на эту тему.
Выявить условия возможного возникновения вулканов в средней полосе России.
Построить действующую модель вулкана и провести эксперимент по извержению.
Приёмы и методы:
Спроси
Подумай
Прочитай
Наблюдение
Исследование
Анкетирование
Гипотеза
Предположим, что в ближайшее время могут возникнуть вулканы в Средней полосе России.
2 Основная часть:
2.1. Вулкан – что это?
Мне стало интересно, так что же такое вулканы и я начал искать разную информацию.
Всё началось с того, что я спросил у мамы и папы и получил такой ответ:
Из большой энциклопедии и компьютера я узнал, что:
Вулкан - это отверстие в земной коре, через которое на поверхность с огромной силой выбрасывается огненная смесь газов, пара, пепла и расплавленной породы (лавы). Частицы пепла падают на землю, покрывая ее толстым слоем и спекаясь в легкий серый камень. За миллионы лет из слоев лавы формируются вулканические горы. Часто они весьма высоки и имеют форму конуса с кратером на вершине. Многие вулканы находятся на морском дне.
Но я на этом не остановился и решил посмотреть ответ на свой вопрос в толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф., где я отыскал, что:
Вулкан-
коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от
времени извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.
Вывод: Вулкан - это опасное природное явление.
2.2. Знакомство с тем, какие бывают вулканы. Опрос класса.
О том, какие же бывают вулканы я решил спросить своих друзей в классе.
Моя одноклассница Даша Ратина рассказала, что слышала из новостей о проснувшемся вулкане и поэтому она узнала, что вулканы бывают действующие и спящие.
А Кристина Морозова открыла большую энциклопедию и прочитала всему классу, что вулканы разделены на типы. Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.
Вывод: вулканы бывают действующие и спящие.
2.3. Строение вулкана.
Кратер – углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина – от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло – канал по которому движется лава.
Магма – вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750 – 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.
Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -
Извержением.
2.4. Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора , под ней находится вязкий слой горячей мантии , а в центре - твердое ядро . Земную кору называют литосферой , что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии - тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре - меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные - опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма - густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена - это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
2.5. Продукты извержения вулканов.
Мне было интересно всё, что связано с извержением вулканов. Интересовался всем, что попадётся мне на глаза и вязано с вулканами. И вот однажды я увидел пемзу, которая хранилась у моей бабушки и которую она использовала в гигиенических целях. Бабушка рассказала мне, что пемза является продуктом извержения вулканов. Из интернета я узнал, что:
основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах.
Вывод: Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана.
2.6. Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки - одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности - , , , , , , , северо-западная часть , , , , , .
2.7. Вулканы тоже могут быть полезными. Анкетирование.
Могут ли вулканы быть полезными? За ответом на этот вопрос я снова решил обратиться к своим одноклассникам. С моей учительницей Еленой Владимировной мы подготовили анкеты для всех учеников нашего класса, и провели анкетирование.
Анкета для моих одноклассников:
Знаете ли Вы что такое извержение вулкана?
Да (12 чел.) ; Нет (0 чел.); Затрудняюсь ответить(0 чел.)
Является ли пепел продуктом извержения вулкана?
Да(10 чел); Нет (2 чел.)
Пепел является удобрением для почвы?
Да (10 чел); Нет (2 чел.); Затрудняюсь ответить(0 чел.)
Образуются ли на месте извержения вулкана полезные ископаемые?
Да (7 чел.) Нет (1 чел.) Затрудняюсь ответить(4 чел.)
Вывод: Все ребята нашего класса знают, что такое извержение вулкана, также практически все знают, что пепел является продуктом извержения вулкана и прекрасным удобрением для почвы. Поэтому, несмотря на опасности, люди всегда селились у подножия вулкана, чтобы использовать плодородную почву.
2.8. Интересные факты.
В погоне за ответами на свои вопросы, я наткнулся на множество интересных фактов, связанных с вулканами и их извержением.
Глубоко в земле, при температуре достигающей более 1000 градусов по Цельсию, горная порода плавиться, формируя магму. Она поднимается к поверхности Земли и извергает потоки лавы, которые формируют вулканы.
Вулкан Мауна - Лоа на о. Гавайи считается самым большим вулканом на земле. Его высота достигает около 10 километров над поверхностью моря, а объём - около 80000 кубических километров.
Самый большой вулкан Солнечной системы – Олимп на Марсе. Он достигает около 27 километров в высоту и около 520 километров в ширину.
Наряду с разрушениями вулканические извержения обогащают землю, поставляя в почву минералы и питательные элементы. При затвердевании, потоки лавы создают и формируют ландшафт.
Вулканы окрашивают закаты в фиолетовый и розовый цвета и это удивительно красиво.
3.Создание модели вулкана. Демонстрация извержения бурлящей и кипящей лавы.
После того как я узнал столько всего нового о вулканах и их извержениях, я приступил к самому интересному, созданию модели вулкана. С помощью специальной формы и гипса я создал модель вулкана. Но было бы не так красиво, если бы я не раскрасил свой вулкан. Теперь всё готово к нашему опыту, для которого нам понадобиться пищевая сода, уксус, жидкость для мытья посуды и красная краска.
2.9. Заключение.
Вулканы – очень опасное природное явление. Мне бы не хотелось, чтобы они возникли там, где я живу, в Нижегородской области. Как я выяснил в своей работе, вулканы происходят на границах плит, в местах их стыках. Обширное пространство России принадлежит к малоподвижным участкам земной коры. А наша Нижегородская область и вовсе находится на платформе, далеко от разрывов и границ плит. Следовательно, моя гипотеза, выдвинутая в начале работы, не подтвердилась. В ближайшее время вулканы в Средней полосе России возникнуть не могут. На территории России вулканы расположены на полуострове Камчатка. Наиболее известны следующие вулканы в России: Шишель, Шивелуч, Толбачик, Кроноцкая сопка, Корякская сопка, Ключевская сопка, Авачинская сопка, Карымская сопка и Ичинская сопка. http://www.geoglobus.ru/earth/geo3/earth17.php
5.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №4
Почему извергаются вулканы?
Кривошеев Тимур Владимирович
ученик 3 б класса
Руководитель:
Кривошеева Наталья Евгеньевна
учитель начальных классов
г.Данков
2015 г.
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………….……...2
Цели и задачи исследовательской работы…………………………………….…2
2.Основная часть.
2.1 Анкетирование одноклассников ………………………………….….….. 3
2.2 Опыт №1. Движение магмы из недр земли ………………………………5
2.3. Опыт № 2. Как происходит извержение вулкана……………………..…6
2.4 Опыт № 3. Свойства камней вулканического происхождения ………...7
2.5 Последствия, которые несут извержения вулканов…………………….8
3. Выводы………………………………………………………………….…...… 8
4.Заключение……………………………………………………………………...8
5. Библиографический список……………….……………………………...........9
В позапрошлом году в новостях я услышал про извержение вулкана у нас в России. На Камчатке начал извергаться вулкан Ключевская сопка. Меня заинтересовало, как и почему проснулся этот вулкан. Эти вопросы и помогли определиться мне с темой исследовательской работы. Я решил узнать, почему извергаются вулканы.
Цель работы – обобщить и классифицировать информацию о вулканах. Выяснить причины, из – за которых происходит извержение вулканов.
Задачи:
Выяснить что такое вулкан?
Изучить строение вулкана.
Узнать какие бывают вулканы?
Провести опыт и узнать, как и почему происходит извержение вулкана.
Узнать какие последствия несут извержения вулканов.
Создать действующую модель вулкана в домашних условиях.
Узнать опытным путём о свойствах камней вулканического происхождения.
Методы исследования:
Беседы со взрослыми.
Анкетирование одноклассников.
Изучение и анализ различных источников информации.
Проведение опытов, экспериментов.
Наблюдения.
Гипотеза:
вулканы извергаются потому, что жидкой магмы под земной корой становится очень много, и поэтому она выходит наружу.
Анкетирование одноклассников
Поиск причин, объясняющих, почему извергаются вулканы, я начал с проведения анкетирования среди одноклассников.
На вопрос «Почему извергаются вулканы?» больше всего голосов ребята отдали ответу «от землетрясения». Также они считают, что особое влияние на извержение вулканов оказывает солнце и географическое положение.
Что такое вулкан
Из интернета я узнал, что слово «Вулкан» происходит от названия острова Вулкано около берегов Италии, где по легенде находилась одна из кузниц древнеримского бога огня Вулкана (Гефеста).
В энциклопедии я прочитал, что вулкан – это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, вулканические газы и камни.
Виды вулканов:
Действующие – это вулканы, которые извергаются регулярно.
Потухшие – это вулканы, действие которых прекратилось и они больше не извергаются.
Уснувшие – это вулканы, которые считались потухшими, но вдруг начали действовать.
Вулкан состоит из: МАГМЫ ИЛИ ЛАВЫ – расплавленных горных пород, насыщенных газами. ЖЕРЛА – канала, по которому магма поднимается к кратеру. КРАТЕРА- углубления в виде чаши на вершине вулкана.
Чтобы узнать, откуда берется магма, сначала я изучил строение нашей планеты. Я узнал, что Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре - твердое ядро.
Внутри Земли из - за разности температур происходит постоянное движение мантии. Вместе с ней движутся и куски земной коры (тектонические плиты). При столкновении плит одна плита уходит вниз и начинает плавиться – превращается в магму. Магма поднимается к поверхности и накапливается в магматических очагах.
Опыт №1. Движение магмы из недр земли
Я решил опытным путём посмотреть, что происходит с магмой при столкновении тектонических плит. Для этого я провел мой первый опыт «Движение магмы из недр Земли». Для этого погрузил плитки твердого шоколада, которые заменили тектонические плиты, в йогурт-«магму». При помощи палочек я начал двигать мои «тектонические плиты». «Плиты» начали сталкиваться друг с другом, некоторые плиты ушли под другие, и в этом месте «магму» вытолкнуло на поверхность «плит».
Вывод:
Опыт помог понять, как под воздействием движения тектонических плит магма перемещается к поверхности земли.
Магма поднимается к поверхности и накапливается в магматических очагах. Там она находится под давлением, так же как и газированные напитки в закрытой бутылке.
Газы, входящие в состав магмы, стремятся выйти наружу и поднимают магму по жерлу вулкана. Эти газы - горючие, поэтому они воспламеняются и взрываются в жерле вулкана. Через кратер вулкана наружу вырываются газы, пепел, раскаленные камни и магма.
Опыт №2. Как происходит извержение вулкана
Мой второй опыт помог мне выяснить, почему магма начинает извергаться из вулкана. Я сделал из бумаги конус и придал ему окраску вулкана. Внутрь конуса поместил стаканчик. Наполнил стаканчик «лавой» – смесью пищевой соды, жидкого мыла и красной краски. Залил вулкан уксусом и получил извержение.
Вывод:
Газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».
Опыт №3. Свойства камней вулканического происхождения
Я долгое время был увлечён сбором коллекции камней «Минералы. Сокровища земли». Из неё я узнал, что камни вулканического происхождения сформировались как результат извержения вулканов и остывания вулканической магмы. Они отличаются долговечностью, высокой плотностью и хорошей твёрдостью. Но есть один камень, который образуется, когда из магмы выделяет много газов, она вспенивается и остывает. Это пемза.
Этот камень имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом. Поэтому пемза не тонет. Я решил это проверить опытным путём. Взял из коллекции камни вулканического происхождения: гранит, обсидиан, гнейс, галенит, базальт, андезит и пемзу. Погрузил их в воду. Все камни утонули, а пемза осталась на поверхности воды.
Вывод:
Пемза - горная порода вулканического происхождения не тонет в воде.
Последствия, которые несут извержения вулканов
Извержения вулканов оказывают сильное негативное влияние, приносят колоссальные разрушения и смерть.
Но эти огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные горные породы, металлы и даже драгоценные камни. Вулканический пепел повышает плодородность почв, Так что, вулканы приносят не только разрушения, но и пользу.
Выводы
1.Работая над этим проектом, я окунулся в мир увлекательных опытов, познакомился со строением вулкана и процессом его извержения, узнал, что вулканы приносят не только вред, но и пользу.
2. Моя гипотеза о том, что извержение вулкана происходит потому, что магмы становится слишком много, подтвердилась частично. В результате проведенных исследований и опытов я сделал вывод, что извержение вулкана происходит потому, что магму на поверхность Земли поднимают газы, содержащиеся в ней.
Заключение
Я нашел ответ на свой вопрос «Почему извергаются вулканы». Мне хотелось бы ещё подробней изучить вулканы – гиганты и узнать, возможно ли предсказать и устранить последствия извержений этих гигантов.
Также я хочу представить свою работу одноклассникам и надеюсь заинтересовать их своими исследованиями.
http://www.stranamam.ru/post/5375998/ 2. «Вулканы» Апродов В.А.3.«Вулканы» Кристина Годен, Детская энциклопедия Махаон
4. Энциклопедия. «Минералы. Сокровища земли.»
5. Большая российская энциклопедия / Гл. ред. Ю. С. Осипов. - М. : Науч. изд-во "БРЭ", 2004.
Общеобразовательная средняя школа №10 г. Балхаш
Секция: Естественнонаучная (неживая природа)
Тема:
«ВУЛКАНЫ»
ученик 1 «Б» класса
ОСШ №10 города Балхаш
Руководитель: Кузнецова Елена Владимировна - учитель начальных классов
Балхаш, 2014
Введение …………………………………………………………..
Основная часть.
2.1 Теоретическое исследование ………………………………….
2.2 Практическое исследование …………………………………..
III. Заключение …………………………………………………………….
Список использованной литературы ……………………………………..
Глоссарий
Извержение вулкана - процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.
Кратер – Углубление на вершине вулкана. Из кратера при извержении вулкана вытекает лава.
Вулканический пепел - Мелкие частицы затвердевшей магмы, обломков камня и минеральных кристаллов, выброшенных в атмосферу при извержении вулкана и опустившихся на Землю с образованием осадка.
Тектонические плиты – постепенно перемещающиесячасти земной коры, покрывающей нашу планету.
Вулканические бомбы – куски застывшей или затвердевающей лавы, выброшенные из жерла вулкана во время извержения.
Магматические очаги - крупные скопления магмы, стремящейся к поверхности земной коры.
Введение
Цель исследования:
Выяснить, почему извергаются вулканы.
Исследовать строение вулканов.
Расширить знания о вулканах.
Задачи исследования:
Изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том – что же это такое - вулкан;
Выяснить, как устроен вулкан;
Узнать, какие бывают вулканы;
Создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
Узнать опытным путем о свойствах камней вулканического происхождения;
Объект исследования: вулканы
Субъект: вулкан
Гипотеза: вулкан извергается, потому что гора сердится
Методы:
Анализ научной литературы.
Проведение опытов.
Наблюдение.
Основная часть
2. Теоретическое исследование
Вулкан – это образовавшееся естественным образом отверстие в земной коре, через которое раскаленная расплавленная порода, называемая лавой, а также газы, пар и пепел (то, что остается после полного сгорания какого-либо твердого вещества) вырываются наружу, часто в виде больших и шумных извержений или взрывов. Считается, что эти извержения играют роль предохранительных клапанов, высвобождая огромное количество тепла и давление, действующее глубоко в недрах земли. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору (стенки которой состоят из застывшей лавы и пепла) с отверстием в центре, или кратером – через него и происходят извержения.
Бывает несколько различных видов, или стадий извержения. Многие извержения не наносят заметного ущерба окружающей среде. Но бывают извержения очень мощные и разрушительные. Во время таких извержений лава может выливаться и стекать вниз с вулкана, заливая прилегающие к нему территории; вниз могут обрушиваться удушающие клубы пара, пепла, горячие газы и камни, которые с большой скоростью спускаются на землю, покрывая ее на многие километры вокруг. (Когда, например, в 1980 г. произошло извержение вулкана Святой Елены на горе Вашингтон, оно погубило миллионы деревьев.)
Одним из самых известных и разрушительных было извержение вулкана Везувий (находится на территории сегодняшней Италии) в 79 г. нашей эры. В результате был разрушен крупный римский город Помпеи. Огромное облако золы и пепла покрыло город, благодаря чему он хорошо сохранился до сегодняшнего времени. Изучая эти удивительные руины, ученые много узнали о временах Древнего Рима. Везувий до сих пор остается действующим вулканом; это означает, что в нем наблюдается вулканическая деятельность и время от времени происходят извержения. Существуют также вулканы, которые описывают как бездействующие, это означает, что активности в них давно не наблюдается, но условия возможного извержения в будущем по-прежнему существуют. Потухший – это такой вулкан, извержения которого уже больше никогда не произойдет.
Вулканы часто возникают в местах, где имеются тектонические плиты или гребни земной коры. Вокруг Тихого океана – там, где встречаются плиты земной коры, – располагается целая группа вулканов, которые известны как «огненное кольцо». Вследствие движения тектонических плит в этих районах жидкие породы (которые называются магмой), заключенные в пустотах внутри Земли, могут подниматься, порождая вулканическую активность. (От этого часто случаются также землетрясения.) Вулканическая активность может проявляться как на суше, так и в океанах. В результате этого в океанах иногда образуются острова. Именно так около 40 миллионов лет назад появились Гавайские острова. И даже сегодня два из самых активных вулканов – Мауна-Лоа и Килауа – находятся на острове на Гавайях. Туристы, посещающие Национальный парк Гавайских вулканов, могут прогуляться по склонам, окружающим великие вулканы.
Есть вулканы-горы, а есть еще и подводные вулканы, которые полностью скрыты под водой. "Проснувшись", такие вулканы извергают не только магму, но и целые фонтаны воды.
Существуют вулканы грязевые, которые извергают потоки горячей грязи, и вулканы-озера. Кратеры таких вулканов похожи на плоскую тарелку, наполненную кипящей лавой.
Но почему же все таки извергаются вулканы? В недрах земной коры при очень высокой температуре плавятся горные породы – образуется магма. Под воздействием движения тектонических плит магма поднимается к поверхности земли и скапливается в вулканической камере под вулканом. Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу на поверхность - к кратеру, и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем газов становится больше, магма изменяет состав и превращается в лаву. Извержение вулканов начинается с выбросов газов и вулканического пепла. Также могут происходить взрывы, тогда в воздух из жерла вылетают вулканические бомбы – куски застывшей лавы, а потом расплавленная лава стекает по склону. После бурного процесса извержения давление в магматическом очаге снижается и извержение вулкана прекращается.
Известные вулканы.
Действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Высота - 1281 метров. Кратер около 750 м в диаметре. Один из трёх действующих вулканов Италии, единственный действующий вулкан континентальной Европы. Считается одним из наиболее опасных вулканов мира.
Последнее историческое извержение вулкана Везувий произошло в 1944 г. Один из лавовых потоков разрушил города Сан-Себастьяно и Масса. Во время извержения погибло 57 человек. Высота фонтана лавы из центрального кратера достигала 800 м.
Фудзияма.
Вулкан на японском острове Хонсю в 150 километрах к западу от Токио. Высота горы - 3776 м (самая высокая в Японии). Вулкан слабо активен, последнее извержение было в 1707 году.
Кракатау.
Краката́у - бывший остров и действующий вулкан в Индонезии, расположен в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра.
Изучение вулкана и прилегающих районов установило следы мощных доисторических извержений. По предположениям вулканологов, одно из мощнейших извержений произошло в 535 году. Это извержение привело к глобальным климатическим последствиям на Земле, что отмечено учеными, изучившими годовые кольца древних деревьев в разных районах планеты.
2.2 Практические исследования
Чтобы убедиться на практике, как происходят извержения вулканов, я провел несколько опытов.
Опыт №1 «Движение магмы в недрах земной коры». Я погрузил плиты шоколада, которые заменяли тектонические плиты в окрашенное тесто – «магму». При помощи палочек создал движение и увидел, что «магма» просачивается в трещины. Вывод: под воздействием движения тектонических плит магма может подниматься к поверхности земли.
Опыт №2 «Создание макета действующего вулкана в домашних условиях». Я сделал из картона конус. Облепил его пластилином и придал окраску вулкана. Поместил внутри конуса бутылочку. Наполнил бутылочку «лавой» - смесью пищевой соды, жидкого мыла и красной гуашевой краски. Залил «вулкан» уксусом и получил извержение. Вывод: газ, образовавшийся при воздействии уксуса на воду, поднимает «лаву» вверх и происходит извержение.
Опыт №3 « Свойства камней вулканического происхождения». Я погрузил в воду камни различных горных пород. Наблюдая за процессом, выяснил, что все камни тонут, кроме пемзы – камня вулканического происхождения. Вывод: пемза имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом, поэтому камень не тонет (поры в пемзе образуются в момент застывания лавы, когда газы еще выходят наружу).
Заключение
В ходе исследования гипотеза не подтвердилась. Древние римляне тоже считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение – проявление гнева бога. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.
Вулканы – грозное явление природы. Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят ущерб для всей окружающей природы, поэтому нам нужно знать о них, как о любом явлении природы, частью которой мы являемся.
Список использованной литературы
Интернет – ресурсы
http://www.bugaga.ru/interesting/1146713964
Интернет – ресурсы
http://zemlyanin.info/samye-izvestnye-vulkany-zemli/
Интернет - ресурсы
http://ru.wikipedia.org
Интернет – ресурсы
http://www.vseneprostotak.ru/jenciklopedija/vulkany/