Сенсорная комната в развитии детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду в 2014 году стараниями педагогов была создана замечательная сенсорная комната. Что же это за комната и для чего она нужна?
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности.
Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате.
1. Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- саморегуляция и самоконтроль;
- умение управлять своим телом, дыханием;
- умение передавать свои ощущения в речи;
- умение расслабляться, освобождаться от напряжения;
- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- уверенность в себе;
2. Развитие коммуникативной сферы:
- эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;
- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;
- преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).
3. Развитие психических процессов и моторики:
- произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость;
- память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое, умственные способности;
- развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
В этой связи особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света, ощущений, нежные звуки успокаивающей музыки. Различные мягкие модули: мячи, шары, дорожки, «сухой бассейн».
Полезность сухого бассейна очень высока. Это место, для игр и отдыха детей, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, его центральной нервной системы. Сухой бассейн оказывает положительное влияние на органы дыхания, улучшение деятельности опорно-двигательного аппарата. Занятия в сухом бассейне дают отличный массажный эффект, тем самым улучшая в организме обмен веществ и кровообращение. Безусловно, все это, заставляет защитные силы организма активно работать, поэтому занятия в таких бассейнах оказывают как профилактическое, так и лечебное действие при различных заболеваниях.
Кроме всего, детские сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Дети испытывают огромное удовольствие и радость, увлеченные игрой они расслабляются, вследствие чего ведут себя более спокойней, с аппетитом едят и быстро засыпают.
В комнате имеется мягкое напольное покрытие. Маты и большое количество подушек обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате; предназначены преимущественно для релаксации и спокойных развивающих игр.
Напольная сенсорная дорожка способствует развитию рецепторов стопы, развитию тактильного восприятия, развитию координации движений, профилактика плоскостопия, стимулирует работу внутренних органов.
Оборудование сенсорной комнаты направлено на развитие следующих задач:
- профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
- создание положительного эмоционального состояния;
- облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
- формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
- развитие позитивного общения детей;
- формирование восприятия цвета и звука;
- развитие внимания и оригинальности мышления.
Сенсорная комната – это волшебный мир для ребенка! Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Любой ребёнок, лёжа в «сухом бассейне» или на мягком диване среди множества подушек, наблюдая за звездным небом, солнцем и луной, рассеянным светом, слушая успокаивающую музыку попадает в сказку. В такой комнате создаётся ощущение комфорта и безопасности. Дети радостно погружаются в мир сказок и волшебства, воспринимая всё происходящее в ней как реальность
Наверное, у каждого педагога-психолога есть своя картотека психотерапевтических сказок. И у меня она тоже есть. Но бывает так, что необходимо придумывать свои сказки, чтобы помочь ребенку. Сенсорная комната помогает создать волшебную, сказочную атмосферу и желание воплотить все мечты в реальность. Сенсорная комната отлично подходит для занятий сказкотерапией. Занятия организуются таким образом, чтобы включить в их ход максимальное количество разнообразных приёмов, игр и упражнений. Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, учатся находить выход из трудных ситуаций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиционное комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста «Прогулка по лесу»
Сенсорное развитие ребёнка было и остаётся моментом, определяющим темп и динамику всего познавательного развития на всех последующих этапах его детства. Это удивительный источник обогащения детского с...
Семинар - практикум "Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар предлагает вспомнить теоретические основы сенсорного воспитания. Предлагает познакомиться с интересными играми по сенсорному развитию. Предлагается практическая часть, где педагоги из бросовог...
Возможности сенсорной комнаты в развитии детей дошкольного возраста
О значении дошкольного детства в жизни человека мы узнаем из исследований ученых, таких как А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др. Этот жизненный период они характеризуют к...
Так же, работа с подопечным в сенсорной комнате направлена на профилактику и лечение различных заболеваний всех органов чувств и нервной системы. Несмотря на то, что, сенсорные комнаты бывают различных видов, цель работы в такой комнате одна: восстановить душевное и моральное равновесие, обрести гармонию с собой и окружающими, укрепить нервную систему. Исходя из того, для какой категории людей и целей оборудована сенсорная комната, методы проведения сеансов могут быть абсолютно разными.
Сенсорные комнаты бывают различных видов:
Для релаксации
Игровая-развивающая сенсорная комната для детей
Мультисенсорная комната, которая имеет две зоны: игровую-развивающую и релаксационную
Безусловно, оборудование для Сенсорной комнаты должно подбираться высококвалифицированными специалистами, которые учтут категорию подопечных (возраст, возможные ОВЗ, площадь помещения и конечно же, пожелания клиента). У нас Вы можете заказать проект (БЕСПЛАТНО! ), а наши специалисты в течение нескольких часов подберут оборудование и сделают визуализацию проекта. Заказать проект можно по ссылке на нашем сайте, заполнив простую форму: Форма заказа или по электронной почте: [email protected]
Как выглядит сенсорная комната
В оснащение в первую очередь входит световое оформление, сопровождающееся музыкой и видео для релаксации, а так же ароматерапией. В любой сенсорной комнате не обойтись без оформления комфортной бескаркасной мебелью и мягкими модулями. Добавим массажных и тактильных изделий, массажеров и массажное кресло, светозвукового и интерактивного оборудования – так выглядит идеально структурированная Сенсорная комната
Сенсорная комната для релаксации предназначена исключительно для снятия напряжения и усталости, избавления от стресса, психологических зажимов, нормализации сна и эмоционального состояния. В комнатах для Релаксации нет места громкой музыки, веселым играм. Релаксационные комнаты (зоны) оформляются в спокойных, пастельных тонах; используются световые эффекты, с плавным перетеканием цвета: пузырьковые колонны и аквапанели, Фибероптические изделия. Обязательным составляющим является комфортное оформление помещения бескаркасной мебелью; широко востребованы подвесные кресла из натуральных материалов (ротанг) и водяные матрасы. Массажные кресла, матрасы, согревающие подушки и массажные ножные модули.
Игровая-развивающая Сенсорная комната для детей
В игровых-развивающих сенсорных комнатах для детей, делается акцент на обучающие декоративные панели, игровые конструкторы, мягкие строительные модули, сюжетные пуфы, сухие бассейны с шариками. Так же, применяются сенсорные обучающе-игровые системы, виртуальные комплексы проецирования и виртуальной реальности. Для деток с ОВЗ оборудование подбирается исходя от особенностей отклонений.
В Мультисенсорной комнате, как правило совмещают две зоны. Первая, исключительно игровая-развивающая зона, вторая – для релаксации и снятия напряжения, отдыха и сна. Зоны желательно разделить. После обучения, игр и веселья, ребенок должен пройти в зону релаксации, что бы отдохнуть, снять напряжение и усталость.
Основные показания посещения Сенсорной комнаты:
· Неврозы и неврозоподобные состояния,
· Задержки психомоторного и речевого развития,
· Резидуально-органические поражения центральной нервной системы с явлениями заикания, энуреза, тиков и др.,
· Аутизм, адаптационные расстройства, школьные проблемы, необходимость проведения семейной психокоррекции,
· Детский церебральный паралич, двигательные нарушения другой этиологии,
· Нарушения слуха, зрения, речи.
Для здоровых людей различного возраста сеансы в сенсорной комнате направлены на решение самых различных задач:
· Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;
· Активация различных функций центральной нервной системы за счёт создания обогащённой мультисенсорной среды;
· Стимуляции ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
· Развитие двигательных функций;
· Создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур
Что бы максимально верно подготовить помещения для Сенсорной комнаты, предлагаем ознакомиться с нашей статьей: ПОДГОТОВКА КОМНАТЫ
Очиева Яна Юрьевна
Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: Комната психологической разгрузки / Комната релаксации / Комната "Снузлин" / Мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната (СК) является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка СК способствует нормализации психического состояния у людей.
Размышляя о будущем свой школы, мне захотелось привнести в неё что-то новое и в тоже время важное и действительно необходимое. Я решила, что сенсорная комната необходима в каждой школе будущего, поскольку ученикам и сотрудникам очень важно правильно расслабляться, отдыхать, и более того, получать от этого пользу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс «Школа нашей мечты»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1
( Сенсорная комната)
Ученица 10 «Б» класса
МОУ СОШ №1
ХМАО-Югра
628240
Тюменская область
Г. Советский
Ул. Орджоникидзе д.13 кв.
Руководитель: Симигук Елена Ивановна
Учитель технологии
МОУ СОШ №1
Ул. Гастелло д.24
г. Советский
2011
Аннотация
I Введение…………………………………………………………………………. 3
II Основная часть…………………………………………………………...…….. 4
1.История создания сенсорных комнат…………………………...........................4
2.Области применения сенсорной комнаты……………………………….….......4
3. Ресурсная база…………………………………………………………….……. 5
4. Методики работы в сенсорной комнате …………….………………...……….7
5. Социальная значимость сенсорной комнаты……….……………….….………9
6. Экономическое обоснование……………………………..……………………...10
III. Заключение………………………………………………………………………11
IV. Литература……………………………………………………………………... 12
V. Приложение………………………………………………………………..……. 13
Аннотация
Сенсорная комната (в литературе встречаются и другие названия: Комната психологической разгрузки / Комната релаксации / Комната "Снузлин" / Мультисенсорная комната) представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок или взрослый, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует окружающее. Сенсорная комната (СК) является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка СК способствует нормализации психического состояния у людей.
Размышляя о будущем свой школы, мне захотелось привнести в неё что-то новое и в тоже время важное и действительно необходимое. Я решила, что сенсорная комната необходима в каждой школе будущего, поскольку ученикам и сотрудникам очень важно правильно расслабляться, отдыхать, и более того, получать от этого пользу.
I. Введение
Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Сенсорные комнаты используются в медицинской и психологической практике и предназначены для решения следующих задач:
Обучение на основе сенсорной стимуляции,
Психотерапия.
В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор". Пребывание в сенсорной комнате способствует:
Улучшению эмоционального состояния;
Снижению беспокойства и агрессивности;
Снятию нервного возбуждения и тревожности;
Нормализации сна;
Активизации мозговой деятельности;
Ускорению восстановительных процессов после заболеваний.
Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.
Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.
Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).
Разрабатывая проект, я поставила перед собой цель : создание в моей школе такого места, куда я могла бы прийти и отдохнуть морально и физически.
Задачи: 1) Изучить историю
2) Исследовать имеющиеся варианты
3) Разработать свой вариант СК приемлемый для нашей школы и школ в небольших городах России.
Актуальность: Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС.
Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.
Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно - неприятно, комфортно - дискомфортно, прекрасно –
безобразно . В сенсорной комнате возможно создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. Английскими учеными установлено, что состояние релаксации наступает через 15 - 20 минут пребывания в сенсорной комнате, а это, значит, появляется реальная возможность сократить время на восстановление сил и работоспособности.
В наше время у молодёжи много стрессовых ситуаций, вследствие которых случается множество случаев суицида, психических расстройств, нервных срывов. Тем самым создание таких комнат актуально, необходимо и важно.
II Основная часть.
1. История создания сенсорных комнат.
Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. Сенсорные комнаты использовались реабилитологами и социальными работниками для работы с наиболее тяжелым контингентом больных психоневрологического профиля и грубым снижением интеллекта.
В начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорных комнат стала Великобритания. Расширился круг пациентов: комнаты стали активно использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и т.д. Метод был также с успехом опробован в анти-стрессовых и реабилитационных центрах.
В простых вариантах комнаты делается акцент на методы цветосветовой и звуковой терапии. Более сложные проекты предлагают создание мультисенсорной комнаты с определенной тематической атмосферой (воссоздание атмосферы пещеры, осеннего парка). При воссоздании соответствующей темы используется комплексное воздействие на органы чувств. Например: зрение - сухие листья, слух - шум сухих листьев, ветра в деревьях, шум дождя, осязание - листья разного размера и формы, обоняние - запахи трав и сухих листьев, вкус - травяной чай.
2. Области применения сенсорной комнаты.
Сенсорную комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (логопеды, психологи, коррекционные педагоги).
Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
- Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
- Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.)
- Создание положительного эмоционального фона.
- Развитие двигательных функций.
В образовательных учреждениях сенсорная комната используется для:
- для педагогической коррекции детей;
- коррекции игровой деятельности;
- для решения школьных проблем (снятие стрессов, коррекция психических процессов и др.).
- реабилитации детей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением;
- для снятия нервно - психического напряжения сотрудников (педагогов и других специалистов).
Основные направления деятельности сенсорной комнаты.
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Визуализация
- свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути -
картинки
, которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа.
Релаксация
(от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление) - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Аутотренинг
Целевые группы.
Дети начальных классов;
Дети классов среднего звена;
Дети старших классов;
Сотрудники школы (педагоги и специалисты).
3. Ресурсная база.
В сенсорной комнате школы необходимо следующее оборудование:
№п/п | Наименование оборудования | Количество (шт.) |
Музыкальный центр | ||
Маты напольные | ||
Маты настенные | ||
Подушки | ||
Панно «Бесконечность» | ||
Светильник «Пламя» | ||
Сухой душ | ||
Сенсорная тропа для ног | ||
Установка для ароматерапии | ||
Набор эфирных масел |
Функциональность оборудования сенсорной комнаты позволяет работать с различными возрастными группами детей. В зависимости от возраста ребенка изменяется степень сенсорной нагрузки, задания.
При невозможности приобретения дорогостоящего оборудования для сенсорной комнаты можно организовать сенсорные уголки в игровых помещениях. Их можно оборудовать при помощи подручных средств. Можно использовать витражи, выполненные при помощи цветной пленки, музыкальный центр с подобранной релаксационной музыкой, самодельные тактильные поверхности с различной текстурой для рук и для ног, подбор детских музыкальных инструментов с разным звучанием, самодельные панели для мелкой моторики.
Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:
- релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, настенные маты, сухой бассейн с безопасными зеркалами, водный матрас, приборы, создающие рассеянный свет, установка для аромотерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и покоя;
- активационный блок – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, интерактивное оборудование последнего поколения. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу, эмоционально стимулируют человека к новым открытиям, действиям. Применения оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса, развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, стимулирует двигательную активность.
Все оборудование в СК можно разделить на блоки в зависимости от чувств, на которые воздействует оборудование:
мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность, ее цель - создание условий для релаксации и спокойного состояния.
зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной, слуховой и речевой стимуляции, вызывают двигательную активность и исследовательский интерес.
тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, что позволяет не пресыщать ребенка сенсорными стимулами, сохранить новизну ощущений и мотивационный компонент деятельности. Средняя продолжительность занятий 20-30 минут.
Занятия в сенсорной комнате назначает психолог после комплексного обследования. Психолог определяет наиболее приемлемую форму занятий (индивидуальную, групповую, сочетание индивидуальной и групповой форм), дает рекомендации по содержанию занятий. Групповые или индивидуальные занятия
назначаются в зависимости от возраста, интеллектуальных, коммуникативных возможностей ребенка.
4. Методики работы в сенсорной комнате.
Для работы в сенсорной комнате используются методики свето -, цвето -, звуко - и ароматерапии для воздействия на состояние человека через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, "красивая пища для глаз" - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето - и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:
- осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
- улучшают состояние иммунной системы;
- регулируют функции многих гормонов;
- задают и поддерживают ритм суточных колебаний.
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:
КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует,
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует,
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает,
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.
Со всех сторон нас окружают самые разнообразные звуки. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.
Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия. Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во
время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии людям предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.
При активной музыкотерапии люди сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.
К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины; в частности, в психотерапию.
Ароматерапия. Обоняние у людей развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны. В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен. Ароматические растения и масла тысячелетиями используются в качестве фимиамов, в парфюмерии и косметике, кулинарии и медицине.
Древние греки открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут: возбуждать, освежать, расслаблять, усыплять.
Каждому аромату присущи свои достоинства:
Чабрец, ромашка, бергамот, лимон - это ароматы широкого спектра действия;
Лимонник, мелисса, шалфей - являются стимуляторами;
Ладан, сандал, душица - релаксаторами;
Роза, сосна, герань, мирра, розовое дерево - обладают восстанавливающими свойствами;
Мускатный орех, шалфей - согревающими и тонизирующими свойствами;
Ладан, лаванда, мята - охлаждающими.
Одним из основных правил подбора эфирных масел является "одобрение" запаха. Если аромат эфирного масла не нравится человеку, его следует заменить другим, сходным по свойствам.
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога (в кабинете психологической разгрузки), так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального
напряжения и колеблется от 1-2 раз в день до 1-2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.
5. Социальная значимость сенсорной комнаты.
Значимость использования сенсорной комнаты в структуре образования велика, так как в условиях сенсорной комнаты занятия могут быть направлены:
– на стимуляцию сенсорных систем, развитие перцептивного восприятия, сенсорных функциях (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия);
– возможность упорядочить получаемые сенсорные стимулы (раздражители);
– развитие способов взаимодействия, игровой деятельности;
– развитие коммуникативных навыков, что способствует преодолению социальной депривации;
– развитию произвольности и саморегуляции в поведении ребенка;
– возможности сенсорной комнаты позволяют работать над снятием психоэмоционального напряжения, преодоление стрессовых ситуаций.
Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение, и снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. Сенсорная комната позволяет обогатить чувственный мир и обрести уверенность в себе.
Противопоказаний к проведению занятий в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач:
– при эпилепсии и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку;
– также специалист, работающий в кабинете, в своей работе учитывает рекомендации, которые предоставляют специалисты в листе здоровья. Это может касаться групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей, переживших психическую травму.
– при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;
– при работе с тревожными детьми следует исключать резкие переходы от одного стимула к другому.
Процесс реабилитации и восстановления, утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния человека.
В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.
Упражнения, включаемые в каждое занятие, позволяют улучшить психомоторное и эмоциональное состояние ребенка и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации. Дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует познавательную деятельность и мотивацию.
Занятия по релаксации могут проводиться и со взрослыми, в данном случае с сотрудниками учреждения.
Чаше всего потребность в таких занятиях возникает у людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Деструктивный социум, внутренний дискомфорт оказывают пагубное воздействие на психическое состояние, вызывают стрессы, которые приводят к неврозоподобным реакциям и сказываются на профессиональной деятельности. Психорегулирующие воздействия, например, проводимые в СК имеют восстановительный эффект, снимающий утомление и нервно-психическое перенапряжение как аутогенной тренировкой, так и комплексом воздействий, сочетающих, к примеру, внушение или функциональную музыку Занятия в СК с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Занятия по саморегуляции проводятся под музыкально-шумовое сопровождение в затемненной комнате.
6. Экономическое обоснование.
Создание комнаты с учетом материальной базы и ресурсов школы:
Наименование оборудования | Цена за 1шт. | Количество | Сумма |
Музыкальный центр | Имеется в наличии. | 0руб. |
|
Маты напольные | Имеются в наличии. | 0руб. |
|
Маты настенные | Имеются в наличии. | 0руб. |
|
Подушки | 0руб. |
||
Панно «Бесконечность» | Изготовить учителем технологии. | 0руб. |
|
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой | 7500руб. | 7500руб. |
|
Безопасное настенное небьющееся зеркало | 3540руб. | 7080руб. |
|
Безопасный оптиковолоконный пучок | 5664руб. | 5664руб. |
|
Светильник «Пламя» | 3800руб. | 3800руб. |
|
Сухой душ | Изготовить с учителем технологии. | 0руб. |
|
Сенсорная тропа для ног | 3000руб. | 3000руб. |
|
Установка для ароматерапии | 1700руб. | 1700руб. |
|
Музыкальная картина с водопадом | 975руб. | 975руб. |
|
Набор дисков с релаксационной музыкой | 540руб. | 540руб. |
|
Набор эфирных масел | 2100руб. | 2100руб. |
|
Итого: | 32359 |
При заказе всего оборудования:
Наименование оборудования | Цена за 1шт. | Количество | Сумма |
Музыкальный центр | 5900руб. | 5900руб. |
|
Маты напольные | 2416руб. | 9664руб. |
|
Маты настенные | 3168руб. | 12672руб. |
|
Подушки | 200руб. | 1200руб. |
|
Панно «Бесконечность» | 2735руб. | 2735руб. |
|
Безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой | 7500руб. | 7500руб. |
|
Безопасное настенное небьющееся зеркало | 3540руб. | 7080руб. |
|
Безопасный оптиковолоконный пучок | 5664руб. | 5664руб. |
|
Светильник «Пламя» | 3800руб. | 3800руб. |
|
Сухой душ | 2500руб. | 2500руб. |
|
Сенсорная тропа для ног | 3000руб. | 3000руб. |
|
Установка для ароматерапии | 1700руб. | 1700руб. |
|
Музыкальная картина с водопадом | 975руб. | 975руб. |
|
Набор дисков с релаксационной музыкой | 540руб. | 540руб. |
|
Набор эфирных масел | 2100руб. | 2100руб |
|
Итого: | 67030 |
Вывод: Проведя экономические расчеты можно сделать вывод, что используя имеющую материальную базу школы и работая вместе с учителями технологии, создание СК экономически выгодно, так как при заказе всего оборудования затраты составят 67030руб.
III. Заключение.
Разрабатывая проект, я изучила историю появления сенсорной комнаты, исследовала имеющие варианты и пришла к выводу, что сенсорные комнаты можно использовать в работе как со взрослыми, так и с детьми. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить
коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации. Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций). При изучении материальной базы школы и имеющихся ресурсов, пришла к выводу, что их использование значительно снизит затраты на создание СК в школе, что дает возможность и другим школам малых городов создавать такие комнаты. В сенсорной комнате созданы условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции (приложение). Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. В наше время у молодёжи много стрессовых ситуаций, вследствие которых случается множество случаев суицида, психических расстройств, нервных срывов. Тем самым создание таких комнат актуально, необходимо и важно в каждой школе будущего.
Что такое сенсорная комната?
Сенсорный - (от лат. сsensus - «ощущение», «чувство») означает относящийся к чувственному восприятию, ощущениям. Сенсорная комната - это организованное пространство, воздействующее на органы чувств человека: зрение, слух, осязание (и вестибулярные рецепторы), обоняние. В комнате размещается безопасное (без твердых поверхностей, острых углов) оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения. Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится их контролировать. Понятие сенсорной комнаты было введено в практику Марией Монтессори - педагогом, разработавшим целую систему развивающей и образовательной среды.
Зачем нужна сенсорная комната в школе?
Во-первых, это профилактическое средство школьного переутомления, особенно для младших школьников. В условиях сенсорной комнаты создается ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижается беспокойство и агрессивность, снимается нервное возбуждение и тревожность. Во-вторых, это способ развития чувственного восприятия, стимуляция правого полушария коры головного мозга. А правое полушарие отвечает за творческое мышление, воображение, интуитивное принятие решений, то есть навыки, без развития которых успешное обучение представить сложно.
Для кого предназначена сенсорная комната?
Существует миф, что занятия в сенсорной комнате показаны для особых детей, имеющих проблемы со здоровьем. Однако само предназначение комнаты - чувственное развитие - предполагает, что находиться в комнате может любой ученик. Самое главное, нужно учитывать индивидуальные особенности восприятия ребенка, а так же его желание и готовность выполнять упражнения в этой комнате. Разработчики оборудования для сенсорной комнаты и специалисты по методическому сопровождению занятий указывают на индивидуальный подход к детям, имеющим проблемы со здоровьем: астенический синдром, синдром гиперактивности, синдром эпилепсии, психоневрологические заболевания, нарушения зрения и слуха. В этих случаях требуется дополнительная консультация врача.
Что делаем в сенсорной комнате?
Сенсорная комната - это не игровая, где ребенок проводит досуг и отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет упражнения с использованием оборудования. Например, ладонями и стопами трогает разные по фактуре поверхности, или «купается» в бассейне с шариками, прислушиваясь к своим ощущениям. Один из основных методов, используемых в сенсорной комнате, релаксация (от лат. relaxatio - «облегчение», «расслабление»). Детей охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате воздействия спокойной музыки и приглушенного света. Все упражнения организованы в игровой форме. Занятие проводит специалист, имеющий необходимые компетенции: владеющий знаниями об особенностях сенсорного восприятия, учитывающий психолого-возрастные особенности развития детей, владеющий педагогическими технологиями. Занятия по продолжительности от 15 до 20 минут, проходят как индивидуально, так и в небольших группах от 3-х человек.
Какие правила поведения в сенсорной комнате?
Для получения максимальной пользы от пребывания в «волшебной комнате» нужно соблюдать правила:
- При входе снимать обувь.
- Не приходить в комнату с симптомами заболеваний (насморк, кашель), или в состоянии болезни.
- Не приносить в комнату школьные принадлежности, напитки и еду.
- Не мешать друг другу выполнять упражнения.
Сенсорная комната для детей – особое пространство, спроектированное и оборудованное специально для того, чтобы дать взрослым и детям возможность не только расслабиться и снять стресс, но и улучшить своё эмоциональное состояние, поправить здоровье. Для детей же сенсорная комната – это неиссякаемый источник возможностей для игр, творчества и полноценного развития. Такие комнаты, наполненные специальным оборудованием, создаются в детских дошкольных учреждениях, школах, больницах, санаториях. Для педагогов-психологов, работающих в данных организациях, сенсорные комнаты могут стать незаменимым инструментом, помогающим в работе с юными воспитанниками. Одним из главных предназначений таких комнат является эмоциональная и психологическая разрядка пациентов. Однако использование их для всестороннего развития ребёнка также является очень важной целью. Специальные предметы и оборудование, которыми комплектуется каждая сенсорная комната, помогают тренировать и разрабатывать органы чувств ребёнка. Здесь задействованы все органы чувств: слух, зрение, осязание, вкусовые рецепторы и обоняние. Тренировке вестибулярного аппарата также уделяется большое внимание.
Развитие детей в сенсорной комнате
Ребёнок и его развитие, здоровье – это то, что беспокоит всех ответственных родителей. Полноценно развивать своё чадо невозможно без учёта развития его сенсорных способностей:
- возможности понимать и оценивать размеры объектов
- определение формы
- навыки распознавания цветов
- слух и восприятие музыки
- развитие тактильных ощущений
Занятия в сенсорной комнате как нельзя лучше учитывают все особенности развития личности ребёнка в данном направлении:
- способствуют вливанию ребёнка в коллектив
- позволяют ускорить адаптацию в социуме
- помогают создать спокойную и комфортную для ребёнка обстановку
- развитие успешного сенсорного развития.
Большинство предметов и оборудования, которое используется для занятий в сенсорной комнате, являются довольно необычными для детей объектами. Это только усиливает интерес ребёнка к занятиям. И способствует более эффективному погружению детей в столь комфортную среду.
Методики для занятий в сенсорной комнате
Основные методики работы, которые при этом используются, таковы: это свето- и цветотерапия, терапия музыкой и звуками, (при отсутствии аллергии). Используются специальные столы и приспособления для рисования песком и интерактивные панели для «рисования» светом. Внимание и усидчивость ребёнка, восприятие им различных цветов и их оттенков тренируются при помощи пузырьковых колонн различных типов. Фиброоптические волокна, световые панели, фонтаны и модули также используются для релаксации и игр со светом. Оборудование должно соответствовать всем требованиям электро и пожарной безопасности. Более подробная информация в рубрике .