Орфография - это совокупность правил, устанавливающих: 1) единообразное написание значимых частей слова: корней, приставок, суффиксов и окончаний; 2) раздельное и слитное написание слов и их частей; 3) употребление прописных букв; 4) правила переноса слов.
I. Правила, устанавливающие написание значимых частей слова, основаны главным образом на морфологическом принципе: значимые части слова пишутся единообразно, независимо от изменения в речи произношения гласных и согласных. При этом гласные пишутся так, как они произносятся под ударением, а согласные так, как они произносятся перед гласными или л, м, н, р, например: 1) боль - больной, заболевание (корень боль- пишется одинаково, хотя произносится по-разному); 2) внизу - вниз, низкий, низший (корень низ- пишется одинаково, хотя произносится по-разному).
Во многих случаях написания, совпадающие и не совпадающие с произношением, являются непроверяемыми. Однако и они передаются на письме единообразно, например: 1) собака - собачка, Собакёвич; 2) авантюра - авантюрист, авантюрный; 3) ковш - ковшик, нефть - нефтяной.
Непроверяемые написания называются традиционными. Их необходимо запоминать.
В некоторых случаях имеются отступления от морфологического принципа, когда единообразное написание значимых частей слова нарушается. Такие отступления связаны прежде всего с сохранением на письме старинных чередований звуков, например: полагать - положить, зорька - заря, отпереть - отпирать.
Морфологический принцип удобен: единообразная передача значимых частей помогает легче запомнить начерта-
ния слова, ускоряет процесс чтения и понимания написанного.
В нашей орфографии есть и основанные на фонетическом принципе написания значимых частей слова, отражающие изменение произношения звуков, например:
1) излечить - искоренить, безмолвный - бесправный;
2) розвальни (сани) - развал; 3) имя - безымянный; 4) лезть - лестница, блестеть - блеснуть. Таких написаний немного, большая часть их относится к обозначению приставок на з.
Безошибочное применение на практике многих орфографических правил непосредственно связано с умением пишущего быстро ориентироваться в составе слова.
II- Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно, например: Виктор не знал, что у товарища больны отец и мать.
В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: сначала, вкрутую, нехороший и т. д. Правописание нередко отстаёт от процессов, протекающих в языке, например, сочетания в обтяжку и в одиночку пишутся раздельно, хотя являются наречиями (ср. поодиночке).
Используются в русской орфографии и написания с дефисом (чёрточкой) - прежде всего в наречиях и сложных словах, например: читать по-французски, не надеяться по-пустому, плащ-палатка, научно-технический.
III. Употребление прописных букв связано с выделением имён собственных, например: Николай Алексеевич Иванов отдыхал на побережье Чёрного моря близ Ялты.
IV. Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учётом состава слова: педагог, чествовать, бес-крайний, боль-иге.
При сомнении в правильности написания слов надо обращаться к орфографическим словарям, наиболее полным из которых является «Орфографический словарь» Института русского языка РАН (все издания начиная с 1974 г.).
Специально для учащихся в течение многих лет издаётся «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова. Изданный в 1995 г. «Школьный орфо-
графический словарь русского языка» М. Т. Баранова отвечает на два вопроса: как пишется слово и почему оно так пишется.
В «Школьном грамматико-орфографическом словаре русского языка» Б. Т. Панова и А. В. Текучёва (второе издание словаря вышло в 1985 г.) указано не только написание слов, но во многих случаях их деление на морфемы, лексическое значение, особенности произношения.
102. Прочитайте и укажите: а) проверяемые морфологические
написания приставок и корней; б) непроверяемые морфологиче
ские (традиционные) написания корней; в) написания приставок
и корней, отступающие от морфологического принципа. Слова по
следних двух («б» и «в») групп выпишите в два столбика.
I. Посадил, сбегал, низкий, река, степной, сознаваться, сторожка, собака, баран, асбест, аппарат, вокзал, расклеить, разбить, воскликнуть, роспись, расписка, загар, загорел, касательная, прикосновение, просьба.
П. Бездарный, беспомощный, запах, глинистый, шефство, кабина, багровый, спрыгнуть, сгибать, скользкий, асфальт, нарастать, заросль, собирать, соберут, коридор, галерея, коллектив.
103. Спишите. Объясните (устно), на чём основано раздельное
или слитное написание слов.
Укрыться от дождя под (на)вес, ценить (на)вес золота; умчаться (в)даль, всматриваться (в)даль степи; продвигаться (в)глубь пустыни, отойти (в)глубь; вернуться домой (во)время, заболеть (во)время каникул; войти (в)плотную массу облаков, подойти (в)плотную к берегу; насыпать кофе (в)ручную мельницу, обрабатывать детали (в)ручную.
104. Спишите. Объясните (устно), на чём основано употребление
прописных букв.
I. Наблюдать (С, с)еверную ночь на побережье (С, северного моря; пересечь (К, к)авказские горы, пышная (К, кавказская растительность; послать космический корабль с (3, з)емли на её спутник - (Л, л)уну, любоваться светом (Л, л)уны, бороться за мир на (3, з)емле; спускаться по мраморной (Д, д)ворцовой лестнице, побывать в Петербурге на (Д, д)ворцовой площади; продавать (К, к)ожевенные товары, жить в (К, к)ожевенном переулке.
П. Подвиги (И, и)льи (М, м)уромца, бесстрашие горь-ковского (С, с)окола, афоризмы (К, к)озьмы (П, п)руткова, благородство (Ч, ч)ацких, прекраснодушие (М, м)анило-вых, великосветские (Л, л)овеласы, принять на себя роль (М, м)ентора, капризы (М, м)еценатов.
105. Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю и спишите.
Ид..ал, воплощение, либеральный, обаятельный, отражение, перспектива, подлинный, обличать, прокламации, пропагандист, свидетель, традиция, цитадель.
§ 17. УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ
Употребление прописных букв связано с синтаксическими и семантическими условиями, с выделением собственных имён, а также со стилистическими основаниями.
I. С прописной буквы пишется первое слово каждого предложения, начинающего текст или стоящего после точки, многоточия, вопросительного или восклицательного знака.
Примечание. С прописной буквы пишется первое слово каждой строки поэтической речи, например:
...Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель... (П.)
П. С прописной буквы пишутся:
1) имена, отчества, фамилии людей, псевдонимы, клички животных, например: Лев Николаевич Толстой, Антоша Чехонте.
Примечание. С прописной буквы пишутся также имена и фамилии людей, употребляемые в нарицательном значении, но сохранившие связь с носителем собственного имени, например: Из Базаровых при известных условиях вырабатываются великие исторические деятели. (Д. П.) (т. е. из людей, подобных главному персонажу романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Однако при полном переходе имени собственного в нарицательное пишется строчная буква, например: По лицу этого геркулеса (т. е. силача) разливается благодушие, робость, смущение (Златовратский);
2) географические и административные названия, например: Волга, Ладожское озеро, Атлантический океан, Уральские горы, город Кострома, Вологодская область, Российская Федерация, Франция, Невский проспект, площадь Победы;
3) названия периодических изданий, литературных произведений, фабрик, заводов и др., причём эти названия заключаются в кавычки, например: газета «Известия», журнал «Новый мир», поэма «Во весь голос», совместное предприятие «Заря»;
4) притяжательные прилагательные с суффиксами -ое-, -ев-, -ин-, например: Иваново детство, Настила кукла, Далее словарь.
Во фразеологических сочетаниях, в которых утрачена непосредственная связь притяжательного прилагательного с именем собственным, от которого оно образовано, употребляется строчная буква, например: эзопов язык (иносказательное выражение мыслей).
Примечание. Притяжательные прилагательные с суффиксом -ск-, образованные от имён собственных, пишутся со строчной буквы, например: лермонтовская проза, левитановские пейзажи. С прописной буквы такие прилагательные пишутся лишь тогда, когда входят в состав наименований, имеющих значение «имени, памяти кого-либо», например: Ломоносовские чтения, Нобелевская премия;
5) все слова, кроме служебных, в названиях высших законодательных и правительственных учреждений страны, например: Совет Федерации, Федеральное собрание, Совет Безопасности Российской Федерации, а также Конституция Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации;
6) все слова, кроме слов орден и степень в полных названиях орденов, например: орден Славы III степени.
Примечание. В выделяемых кавычками названиях знаков отличия с прописной буквы пишутся первое слово и входящие в название имена собственные, например: медаль «В память 850-летия Москвы» (но: орден «Знак Почёта»);
7) все слова в названиях должностных лиц и почётных
званий, например: Президент Российской Федерации,
Председатель Государственной Думы Российской Федера-
ции, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации, Герой России;
8) первое слово в названиях праздников и знаменательных дат, крупных исторических событий, например: Новый год, Международный женский день, День знаний, Петровская эпоха;
9) первое слово в названиях учебных заведений, учреждений культуры, предприятий и организаций, например: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Государственная публичная историческая библиотека, Парк культуры и отдыха, Драматический театр на Малой Бронной, Первый московский часовой завод.
III. Прописными буквами пишутся сокращённые наименования, состоящие из первых букв тех слов, которые входят в названия государств, государственных объединений, органов государственной власти, партий, движений, институтов, предприятий и других организаций, например: СНГ, США, МИД, МВД, МГУ, ЗИЛ, ООН. Точки между прописными буквами при этом не ставятся.
106. Прочитайте и объясните употребление прописных букв.
Комедия Грибоедова «Горе от ума», созвездие Большая Медведица, Костромская область, город Нижний Новгород, Санкт-Петербург - город на Неве, Бородинское сражение, участники Великой Отечественной войны, День учителя, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
107. Спишите, вставляя пропущенные прописные или строчные
буквы. Объясните их употребление.
1) Мы жили душа в душу. Другого (М, м)ентора я и не желал. (П.) 2) Неужели представители русского общества все (Ф, ф)амусовы, (М, м)олчалины, (3, з)агорецкие, (X, х)лестаковы, (Т, т)угоуховские и им подобные? (Бел.)
3) Складчатый (К, к)рымский хребет тянется вдоль (Ю, ю)жного берега полуострова тремя грядами. (Мих.)
4) Я мечтал написать книгу о творческой работе (М, московского (X, художественного театра. (Станисл.)
108. Раскройте скобки, заменив, где необходимо, строчные бук
вы прописными; употребите, если надо, кавычки.
(к)расная (п)лощадь, (е)сенинская лирика, (д)алев словарь, (д)алевский словарь, (ш)оссе (э)нтузиастов, (п)лощадь
(в)осстания, (б)абий (я)р, георгин (с)ветлана, (п)роспект (в)ернадского, (б)ородинская (п)анорама, (м)алахов (к)ур-ган, (г)ражданская война, (д)ень (п)ечати, (к)уликовская битва, (к)урган (с)лавы, орден (з)нак (п)очёта, (п)ермский (д)раматический (т)еатр, (м)осковский (т)еатр (ю)ного (з)ри-теля, (п)равление (м)осковского (о)тделения (в)сероссий-ского (т)еатрального (о)бщества, ночь перед (р)ождеством.
§ 18. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ПИСЬМЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
1. На конце слова буква ь пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: конь (ср.: кон), изморозь (ср.: мороз), фонарь ("ср.: удар).
2. В середине слова буква ь пишется:
а) после мягкого л,
стоящего перед любым гласным
(твёрдым или мягким), например: больной, сельдь,
льстить, мальчик, пильщик;
б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым
согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;
в) между двумя мягкими согласными только в том слу
чае, если при изменении слова второй согласный становится
твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например:
в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
3. Буква ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.
4. Буква ь не писается между двумя мягкими л: иллюзия.
109. Спишите. Объясните (устно) написание ь.
1) Приближалась довол(?)но скуч(?)ная пора, стоял ноябр(?) уж у двора. (П.) 2) Нян(?)ка Вар(?)ка, девоч(?)ка лет тринадцати, качает колыбел(?). (Ч.) 3) Он век свой нян(?)чится с малыми ребятами. (Даль) 4) Дожд(?) шёл порывами, переходя то в ливен(?), то в изморос(?). (Аре.) 5) Измороз(?) - похожий на иней снегообразный осадок. (Т. С.) 6) Смеются гос(?)ти, и брен(?)чат стаканы. (Л.) 7) В награду любого воз(?)мёшь ты коня. (П.) 8) На столе лежала карта Волги, вся исчер(?)ченная синими и красными знач(?)ками. (Верш.) 9) Тут самая мален(?)кая лачуж-
ка украшена хитрейшей рез(?)бою. (Пришв.) 10) Не откажите мне в моей прос(?)бе. (П.) 11) Она села за письменный столик. (П.) 12) На следующий ден(?) я видел Зинаиду только мел(?)ком. (Т.) 13) Гон(?)щики приняли старт ран(?)ним утром. (Газ.) 14) Я раболепства не терплю, не л(?)сти, не унижайся! (Н.)
110. Измените слова по образцам. Подчеркните стоящие рядом
мягкие согласные в образованных вами словах. Со словами каж
дой группы составьте по два предложения.
I. 1) Веточка - ветвь, кисточка, косточка, весточка, тросточка. 2) Пест - пестик, бант, зонт, мост, винт.
3) Болеть
- болезнь,
жить, казнить, льстить, грустить.
П. Черви
-червь,
гвозди, грузди, области, верфи, по
вести, почести, новости, заросли, песни, басни, лентяи.
111. Спишите. Объясните (устно) написание ь.
1) Вет(?)ви сирени закрыли вес(?) домик. 2) Кис(?)ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) На собрании говорили о бор(?)бе с вредителями садов и огородов.
4) Исполни мою прос(?)бу: воз(?)ми пис(?)ма и опусти их в
почтовый ящик. 5) В спичеч(?)ной коробоч(?)ке лежали
рыболовные крюч(?)ки. 6) Мал(?)чики копали чер(?)вей
для рыбной ловли. 7) Сел(?)д(?) шла косяками. 8) Мастер
учил ученика рез(?)бе по кос(?)ти. 9) Заводу требуются ра
бочие разных специал(?)нос(?)тей: гранил(?)щики, бе-
тон(?)щики, камен(?)щики, электросвар(?)щики, печ(?)ни-
ки, жестян(?)щики. 10) На пис(?)менном столе стояла
удобная настол(?)ная лампа. 11) Жен(?)щины пели
пес(?)ню.
§ 19. УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ
В некоторых случаях буква ь служит для обозначения грамматической формы слов.
Употребление ь после шипящих
После шипящих ь употребляется:
а) в именах существительных женского рода единственного числа, например: речь, тишь, рожь (ср. сущ. муж. рода: мяч, шалаш, сторож);
б) в повелительном наклонении глаголов: назначь, от-
режь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте;
в) в неопределённой форме глаголов: беречь, стричь, бе
речься, стричься;
г) во 2-м лице единственного числа глаголов настояще
го и будущего времени, например: несёшь, бросишь, во
зишь, несёшься, бросишься, возишься;
д) в наречиях (кроме невтерпёж, уж, замуж),
напри
мер: невмочь, сплошь;
е) в частицах вишь, бишь, лишь, ишь.
Примечание. В середине слова ь употребляется иногда в качестве разделительного знака, например: рожью.
Употребление ь в некоторых падежных и глагольных формах
Буква ь употребляется:
а) в творительном падеже множественного числа неко
торых существительных и числительных (например, деть
ми, людьми, четырьмя),
а также и в других падежах чис
лительного восемь: восьми
(род., дат., пр. п.), восемью
и
восьмью
(тв. п.);
б) в неопределённой форме: возить
- возиться,
брить
- бриться;
в) в повелительном наклонении: приготовь, приготовь
те, приготовьтесь.
112. Измените данные слова по образцам. Спишите.
1. Ночи - ночь, лещи, щёлочи, кирпичи, трубачи, мелочи, чертежи, блиндажи, вещи, камыши, мечи, речи.
2. Клеят - клеишь, пилят, веют, жгут, стелют, тают; борются, шепчутся, надеются, строятся, плещутся, волнуются, занимаются.
113. В данных словосочетаниях глаголы несовершенного вида,
стоящие в форме повелительного наклонения, замените глагола
ми совершенного вида в форме того же наклонения. Спишите.
Назначайте сбор - назначьте сбор; бросайте мяч, встречайте на вокзале, вставайте вовремя, исправляйте ошибки, уведомляйте о приезде, утешайтесь поскорее, не обижайтесь на замечание, берите учебники, не забывайте о консультации, садитесь за стол, нарезайте хлеб, ложитесь отдохнуть.
114. Спишите данные словосочетания. Устно объясните написание ь.
Увлеч(?)ся игрой с дет(?)ми, пробить бреш(?) во вражеской обороне, прийти поздней ноч(?)ю, поговорить с интеллигентными люд(?)ми, почувствовать фал(?)ш(?), открыть двер(?) настеж(?), возвратиться лиш(?) на рассвете, время за полноч(?), покраснеть как кумач(?), привлеч(?) всеобщее внимание.
§ 20. СОСТАВ СЛОВА. УПОТРЕБЛЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ
По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложениях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:
1) Глубок\ая\рек\а] - t глубок\ую\рек\у ] - глубок^йЩ^екЩ]
2) Цил\ит\ бревн[о] -пил\ят)ррёвн[а] .
3) Расскаж[у] товарищ[у] - расскаж\ешь\ товарищ[у] - расскаж\ут\ товарищ\ам\ .
В основе отражено лексическое значение данного слова. Окончание, образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические значения (например, числа, падежа, лица).
Иногда окончание бывает не выражено звуками (на письме - буквами). Такие окончания называются нулевыми, например: Цруд\ | глубок} | . У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: пруд$ы\ , глубок ий]. Ср. также: Идём к пруд[у] . Река глубок [а\. Озеро глубок[о] .
Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из одной основы и окончания не имеют, например:
1) Удобно. разместилисъ (удобно - наречие). Ср.: помещение удобн[о] (удобно - краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода).
2) Спускаюсь вниз (вниз - наречие). Ср.: Уберу рюкзак в ,низ,\ | шкафа (в низ - существительное с предлогом, стоит в форме единственного числа винительного падежа).
Основа слова может состоять только из корня (например, рекЦ а], npyd\Z\* но может включать и приставку, суффикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).
Слова, включающие в свой состав один и тот же корень, называются родственными или однокоренными.
Основные принципы орфографии, с учетом которых формулируются правила написания слов, - морфолого-фонематический, фонетический, традиционный и принцип дифференцированного письма. Написание слов, в которых нет орфограмм, например, дом, пол, трюм не соотносятся ни с одним принципом написания.
Морфолого-фонематический принцип заключается в единообразном написании одинаковых морфем независимо от их произносительных вариантов.
Морфологический принцип позволяет сохранять на письме единство одних и тех же морфем. Это достигается благодаря тому, что на письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков. Единообразное написание устанавливается по образцу написания морфемы в сильной позиции. Так, например, звук [э] в корневой морфеме -лес- может иметь произносительные варианты [и э ] в слове леса и [ь] в слове лесовод. Однако для написания выбирается вариант в сильной позиции [э]. С опорой на морфологофонематический принцип пишутся не только корни, но и многие суффиксы, приставки и окончания, написание которых также проверяется сильной позицией этого гласного или согласного звука в той же морфеме. Например, приставка от- всегда пишется с гласной о и согласной т, независимо от произносительных вариантов: отделка [аддэлкъ], отчистить [ач’йс’т’ит’], потому что выбор написания приставки происходит по сильной позиции звуков в этой приставке: отпуск, отужинать. Аналогично пишутся приставки над-, под- и некоторые другие. Одинаково пишутся суффиксы существительных -ость, -изн, -ав, -арь и др. (в слове рук-ав-ица, как в слове pyκ-aβ∖ в слове ток-арь, как в слове врат-аръ). Безударные падежные окончания могут быть проверены сильной позицией окончаний других слов, но одного и того же типа склонения: книгой - рукой, дубом - столом (книга, рука - 1-е скл.; дуб, стол - 2-е скл.). На морфолого-фонематическом принципе основаны следующие правила правописания:
1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением: ветерок - ветер.
2. Правописание непроизносимых согласных: звездный - звезда.
3. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова: дуб - дубы.
4. Правописание приставок: о-, об-, от-, на-, над-, по-, под- : отдать - отпуск.
5. Правописание суффиксов: -ов-, -а-, -я- и др.: задержанный - задержать.
6. Правописание падежных окончаний: озера - ведра.
7. Правописание мягкого знака после согласных внутри слова: возьми - возьму, вскользь - скольжу.
В русском языке существует мягкость ассимилятивная, которая на письме не обозначается (гость), и мягкость независимая
(восьмой), обозначаемая ь. Чтобы отличить независимый мягкий звук от ассимитивно смягченного, нужно изменить слово, чтобы проверяемый звук стоял перед твердым звуком. Если независимая мягкость звука сохраняется, то она обозначается на письме буквой ь.
Первоначально русское письмо было в основном фонетическим. Гласные звуки полного образования о, а и др. при произношении не изменялись, аканье появилось лишь в XII - XIII вв. Согласные звуки не оглушались и не озвончались, поскольку их произношение поддерживалось особыми гласными неполного образования ь и ъ. Так, например, в древнерусском языке невозможно было оглушение звонких звуков в словах лавка, кружка, поскольку после звуков [в] и [ж] следовали гласные звуки неполного образования: лавъка, кружька. Падение редуцированных, развитие аканья, процессы ассимиляции и диссимиляции изменили произношение слов, но написание морфем в словах сохранилось в соответствии с морфологическим принципом. Историческое закрепление морфологического принципа произошло потому, что позволяло видеть родственные слова. Родство слов лесник - лес - лесовичок, сказка - сказочник и т.п. становится в нашем сознании важнее произносительных различий. Таким образом, морфологический принцип появляется как следствие осознания родственности определенных корней, приставок, суффиксов и окончаний. Мы пишем слова в зависимости от понимания их состава. Морфема остается в сознании неизменяемой значимой единицей. Отсюда стремление не изменять ее написание. При выборе графического изображения фонемы в морфеме сталкиваются две тенденции - сохранить написание морфемы или обозначить звук в соответствии с произношением. При победе первой тенденции складывается морфологическое письмо, при победе второй - фонетическое.
Отступления от морфологического принципа написания значимых частей слова наблюдается, когда одна и та же морфема в разных позициях пишется по-разному. Такие отступления наблюдаются: 1) в правописании приставок на -з, -с {вздремнуть, но всплакнуть; безвкусный, но бесполезный}", 2) в правописании приставок роз-/-с - раз-/с {розвальни, но разваливать; роспись, но расписать}", 3) в правописании окончаний прилагательных, причастий, местоимений и порядковых числительных в им.п. ед.ч. {шестой, но пятый; такой, но этакий и т.д.); 4) в окончаниях после шипящих {петушок, но орешек; свечой, но тучей; свежо, но неуклюже}; 5) в отсутствии удвоенных согласных в некоторых производных словах {кристалл, но кристальный; колонна, но колонка); 6) в некоторых корнях, где чередуется а/о или и/е
{заря, но зоревать; соберу, но собирать и др.), 7) в корнях, с чередующимися согласными {нога, ножной; свет, освещение и др.); 8) в корнях, где после русских приставок начальное и переходит в ы {подыграть, пр ед июньский}.
Фонетический принцип заключается в отражении на письме чередования фонем в слабых и сильных позициях. При таком письме буква соответствует произношению (пишется, как слышится). Таким образом, одна и та же морфема имеет варианты написания в зависимости от произношения. Орфограмм, отвечающих фонетическому принципу, в русском правописании немного. По фонетическому принципу пишутся: 1) приставки на 3-∕c-∙. без-/бес-, воз-/вое-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/чрес~: избранный - исполненный, низвергнуть
Ниспадать, чрезвычайный - чересполосица", 2) правописание приставок роз-/рос- - раз-/рас-", раздать - роздал, расписание
Расписки - роспись", 3) написание ы вместо и в корнях после русских приставок: безыдейный, изысканный, безыскусный,
4) правописание ы после ц в суффиксе -ын: синицын, сестрицын (но: папин, мамин, Светин}, в словах: цыц, цыган, цыпочки",
5) написание буквы о под ударением после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий: речонка, галчонок, ремешок, плащом, свежо, горячо, алычовый, холщовый (но: камешек, ситцем, плюшевый; 6) написание отдельных букв в некоторых корнях: лестница (лезть, лезу), ноздря (нос, носовой), свадьба (сват, сватать), в этих словах ассимиляция по глухости закрепилась на письме.
Традиционно-исторический принцип орфографии - это написание слов в соответствии со сложившимися традициями. Фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одним из возможных вариантов.
К традиционному принципу относятся: 1) написания чередующихся корней: излагать - изложить, пловцы
Плавать и др., 2) написание мягкого знака после шипящих: дочь, навзничь, лишь, читаешь, намажьте и др.; 3) правописание гласной в суффиксах -инск-/-енск-: сочинский, бакинский, но: пензенский, фрунзенский; 4) написание парных по звонкости /глухости звуков, не проверяемых сильной позицией: вокзал, футбол, сдоба, асбест; 5) написание словарных слов: перила, винегрет, аккомпанемент и т.п.; 6) написание окончания -ого вместо произносимого -ова в прилагательных, причастиях, порядковых числительных и некоторых местоимениях: большого, прочитанного, второго, которого. Если написание словарных слов необходимо просто запомнить или уточнять в словаре, то написание чередующихся корней и правописание мягкого знака после шипящих регулируется системой правил. Мягкий знак после шипящих
пишется у существительных женского рода 3-го склонения (ночь, дочь), у глаголов в инфинитиве, во 2-м лице ед. ч. и в повелительном наклонении ми. ч. (жечь, печь, читаешь, льешь, отрежьте, намажьте), а также у наречий, кроме уж, замуж, невтерпеж, навзничь, наотмашь, и частиц (лишь, бишь). Существительные мужского рода, существительные в родительном падеже мн. ч. и краткие прилагательные пишутся без мягкого знака (кирпич, много туч, хорош, жгуч). Чередующихся корней в русском языке немного, но правила их написания неоднородны по своему характеру, что создает трудности в правописании таких корней.
Правописание чередующихся корней
Чередующиеся | Правила написания | Исключения |
Чередование в корне зависит от места ударения в корнях | ||
зар-/зор- | заря - зори | зоревой, зоревать |
rap-∕rop- твар-/твор- клан-/клон- | В безударной позиции О: горелый - гарь, натворить - тварь, наклонить - кланяться | пригарь, изгарь, выгарки утварь |
Чередование в корне зависит от последних согласных корня | ||
лаг-/лож- | А перед Г, О перед?К: излагать - изложить | полог |
скак-/скоч- | А перед К, О перед Ч: скакать - проскочу | скачок, скачу |
раст"/ращ-/ | А перед СТ, Щ; О в остальных случаях: зарастать, выращивать, поросло | подросток, Ростислав, ростовщик, росток, Ростов, отрасль |
Чередование в корне зависит от значения корней | ||
плав-/плов- | О в корнях слов, обозначающих людей: пловец, пловцы, пловчиха. А в остальных случаях: поплавок, плавательный | плывуны |
Продолжение таблицы
равн-/ровн- | Равн- в значении «равный, одинаковый»: сравнивать, равноправие. Ровн - в значении «ровный, гладкий»: подровнять дорожки, выровнять грядки | уровень равнина, равняться, равнение |
мак-/мок- | Мак- в значении «опускать в жидкость»: макать в воду. Мок- в значении «впитывать влагу, мокнуть»: непромокаемый, промокашка | |
Чередования в корне зависят от суффикса -а- | ||
κac-∕κoc- | А в корне, если есть суффикс -а-: касаться - коснуться | |
бир-/бер- блист-/блест- дир-/дер- жиг-/жег- мир-/мер- пир-/пер- стил-/стел- тир-/тер- чнт-/чет- | И в корне пишется, если есть суффикс -а-: убирать - уберу, бли стать - блестеть, удирать - удеру, зажигать - зажег, умирать - умер, запирать - запер, расстилать - расстелю, протирать - протер, | сочетать, сочетание, рассчитывать |
В русском языке имеются также и другие разновидности традиционного принципа написания. Так, чередование а/о в корне может быть связано с образованием видовых пар у глаголов с суффиксами -ыва-/-ива-: в корнях глаголов несовершенного вида пишется а, в корнях глаголов совершенного вида - о: выбрасывать - выбросить, затапливать - затопить, забрасывать - забросить, затрагивать - затронуть, опаздывать
Опоздать, присматривать - присмотреть и т.п.
Дифференцированные написания в отличие от других принципов не регулируют написание, а объясняют написание разных букв в сходных по звучанию словах: валы - волы, кампания
Компания, комплимент - комплемент, джин - джинн. С помощью дифференцированных написаний различают лексическое и грамматическое значение слов. Не следует рассматривать как
дифференцированное письмо те случаи, где различающая омофоны буква легко проверяется сильной позицией, например: разредить - редкий и разрядить - заряд; вперемежку - перемежаясь, межа и вперемешку - перемешивая, мешать.
Средства, дифференцирующие лексическое и грамматическое значение. 1) буквы: ожог (сущ.) - ожёг (глагол), туш (короткое приветственное музыкальное произведение, м. р.) - тушь (краска, ж.р.); 2) большая или малая буквы: Орел (город) - орел (птица), Роман (имя), роман (литературный жанр); 3) слитное, полуслитное и раздельное написание: насчет тебя (предлог), на счет в банке (предлог и существительное), несмотря на возраст (предлог), не смотря в книгу (частица и деепричастие); 4) ударение: города (ми. ч., им. п.), города (ед. ч., р. п.) когда (в безударной позиции - союз, в ударной - наречие. (Ср.: Я не знаю, когда это будет нужно. Я приеду, когда появится свободное время), что (в безударной позиции - союз, в ударной - местоимение); 5) кавычки: язык (средство общения), с язык» (взятый в плен враг), Максим Горький (русский писатель), теплоход «Максим Горький».
Слитные, полуслитные и раздельные написания определяются особыми принципами: лексико-морфологическим (написание зависит от частеречной принадлежности: несмотря на молодость и не смотря в окно); лексико-синтаксическим (различное написание словосочетаний и слов: быстротекущие дни и быстро текущие с гор ручьи); и словообразовательнограмматическим (написание зависит от формального словообразовательного показателя: сложные слова с первой частью на -ико пишутся черед дефис, слова с соединительной гласной пишутся слитно: химико-технологический, сухофрукты.
Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).
Алгоритм для проверки правописания корней
- Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
- Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
- Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.
Правописание чередующихся корней
Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.
Чередующиеся гласные О и А в корне
Чередующиеся корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
-ГОР-/-ГАР- | Без ударения всегда -ГОР- | Го реть | Выга
рки Прига рь |
-ЗОР-/-ЗАР- | Без ударения всегда -ЗАР- | За ря | Зо
ревать Зорянка |
-КЛОН-/-КЛАН- | Без ударения всегда -КЛОН- | Накло нить | - |
-ТВОР-/-ТВАР- | Без ударения всегда -ТВОР- | Тво рение | Утва рь |
-ПЛОВ-/-ПЛАВ- | Без ударения всегда -ПЛАВ- | Попла вок | Пло
вец Пло вчиха Пло вцы |
-КОС-/-КАС- | Если после корня есть суффикс -А-, то -КАС- | Ко
снуться Ка са ние |
|
-РОВН-/-РАВН- | Если слово в значении «ровный, гладкий», то -РОВН- Если слово в значении «равный, одинаковый», то -РАВН- |
Ура
внение Подро внять |
Ра
внина Поро вну Уро вень Ра вняться в строю |
-МОК-/-МАК- | Если слово в значении «мокрый, впитавший жидкость», то -МОК- Если слово в значении «еще сухой, погружать в жидкость», то -МАК- |
Обма
кнуть Вымо кнуть |
Промо кательная бумага |
-РОС-/-РАСТ-/-РАЩ- | В корне -РОС- буква О В корнях -РАСТ-, -РАЩ- буква А |
Ра
стение Выра щенный Выро сли |
Ро
сток Ро стов Ро стислав Ро стовщик По дростковый Отра сль На выро ст |
-ЛОЖ-/-ЛАГ- | В корне -ЛОЖ- буква О В корне -ЛАГ- буква А |
Пола
гать Поло жить |
Поло г |
-СКОЧ-/-СКАК- | В корне -СКОЧ- буква О В корне -СКАК- буква А |
Ска
кать Вско чить |
Ска
чок Ска чу Ска чи |
Чередующиеся гласные Е и И в корне
Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.
Чередующиеся корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
-БЕР-/-БИР- | Убе
ру Уби ра ть |
||
-ПЕР-/-ПИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Запе
р Запи ра ть |
|
-ДЕР-/-ДИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выде
рнул Выди ра ть |
|
-ТЕР-/-ТИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выте
р Выти ра ть |
|
-МЕР-/-МИР- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир). |
Заме
р Зами ра ть |
|
-СТЕЛ-/-СТИЛ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Сте
лить Рассти ла ть |
|
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Бле
стеть Бли ста ть |
|
-ЧЕТ-/-ЧИТ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выче
т Вычи та ть |
Соче
тать Соче тание |
-ЖЕГ-/-ЖИГ- |
Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И |
Выже
г Выжи га ть |
Правописание проверяемых гласных/согласных в корне
Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.
- Сх...матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
- Б...дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
- Сч...стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
- Хру...кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
- Прору...ь – проверочное слово проруБить => проруБь
- Опас...ный – проверочное слово опасен => опасный
Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне
Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.
ВЫВОД ТРЕТИЙ : для того, чтобы сознательно применять морфологический принцип орфографии, необходимо иметь представление о грамматическом значении как слова в целом, так и его отдельных частей в частности.
Морфологический принцип русской орфографии столь логичен и в целом последователен, что практически не знает исключений. (Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний.) Легко можно себе представить, какую бурю возмущения вызовет это безапелляционное заявление у прилежных читателей грамматических справочников, где едва ли не каждое правило сопровождается длинным списком примечаний и исключений, стыдливо сжавшихся в мелкие строчки петита. Однако большинство из этих кажущихся на первый взгляд аномальными написаний отнюдь не являются исключениями. Они появились на свет в результате действия некоторых ограничений и нарушений морфологического принципа, которые, в свою очередь, тоже имеют свою историческую закономерность и подчиняются логике многовекового развития самой системы нашего языка.
Сравним два хорошо известных глагола - рассердиться и рассориться. Нетрудно заметить, что оба они пишутся через двойную С, хотя такое написание соответствует морфологическому составу слова лишь в первом случае (приставка ра с + с ердиться), а во втором (приставка ра с + сс ориться) - слово, согласно морфологическому принципу, следовало бы писать через тройное С: ра ссс ориться. Однако отсутствие такой формы хорошо объяснимо. Дело в том, что в русском языке " есть только две степени долготы согласных: согласные могут быть либо долгими (что на письме передается написанием двух букв, ср. касса), либо недолгими (что передается написанием одной буквы, ср. коса). Третьей степени долготы согласных не существует, поэтому написание трех одинаковых согласных фонетически бессмысленно " [Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 168-169]. Таким образом, оказывается, что написание на стыке морфем только двух согласных, хотя морфологически таких согласных должно быть три (ванна - но ванная, хотя к корню ванн- здесь присоединяется суффикс прилагательного -н-), или одной согласной, когда по морфологическому принципу должны быть написаны две (кристалл - но кристальный, финн - но финский, финка, колонна - но колонка, манная - но манка, форменный - но форменка, оперетта - но оперетка, тонна - но пятитонка, антенна - но антенщик), объясняется действием исторически сложившихся фонетических закономерностей русского языка.
Теперь становится понятным написание прилагательных типа ниццкий, череповецкий, немецкий, вступающее, на первый взгляд, в противоречие с написанием констанцский, о котором было сказано выше. В самом деле: прибавляя к основе ницц- суффикс -ск- , согласно морфологическому принципу мы ожидали бы увидеть форму ниццский. Однако такая форма отражала бы отсутствующую в русском языке третью степень долготы согласных. Наша орфография вольна была выбирать из двух вариантов (ниццкий или ницский), в равной степени нарушающих морфологический принцип в угоду фонетической закономерности. Разумность предпочтения именно первого из возможных вариантов очевидна: он хотя бы сохраняет в неприкосновенности написание производящей основы слова, тем более слова иноязычного.
Нельзя забывать и о том, что орфографические нормы складывались постепенно, сохраняя наследие прошлого, и потому в них не может не отражаться языковое состояние прежних эпох. Можно с уверенностью утверждать, что оставшиеся 4 % "аномальных", не попадающих в поле действия морфологического принципа написаний возникли отнюдь не стихийно, а под влиянием определенных фонетических традиций, сложившихся на протяжении долгих веков существования нашего языка. На страницах различных пособий, учебников и грамматик одни и те же орфограммы зачастую трактуются по-разному (например, написания в корневых морфемах с чередующимися гласными типа -зор- -зар- одни авторы подверстывают под действие фонетического принципа орфографии, а иные считают следствием принципа традиционного). Однако поскольку нас с вами в данный момент волнуют проблемы не столько схоластические, сколько практические, забудем о терминологической точности и зададимся более конкретным вопросом: " В чем же, собственно, состоят эти фонетические традиции и какой след оставили они в русской орфографии? ".
Морфологический принцип .
Орфографические принципы - это руководящие идеи выбора букв носителем языка там, где звук может быть обозначен вариативно.Природу и систему русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: морфологического, фонематического, традиционно-исторического, фонетического и принципа дифференциации значений.
Морфологический принцип требует, чтобы проверка орфограммы была ориентирована на морфемный состав слова, он предполагает единообразие, одинаковое написание морфем: корня, приставки, суффикса, окончания независимо от позиционных чередований (фонетических изменений) в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова. К числу таких несоответствий письма и произношения относятся: безударные гласные в разных морфемах - в корне, приставке, суффиксе, окончании; оглушение звонких и озвончение глухих согласных в слабых позициях; непроизносимые согласные; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний: [синиэвъ]- синего, [кан`эшнъ] - конечно и мн. др. Правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определённых звеньях речи. При этом расхождение между написанием и произношением осуществляется при морфологическом написании на основе строго определенных соотношений с произношением. Морфологическое написание является следствием понимания ищущим структурного членения слова по составляющим его значимым частям (морфемам) и имеет своим результатом по возможности единообразную передачу этих частей на письме. Способ письма с единообразной графической передачей значимых частей слов облегчает при чтении «схватывание» смысла. Сохранение на письме графического единства одних и тех же морфем там, где это возможно, является характерной чертой русской орфографии. Единообразие написаний значимых частей слов достигается тем, что в русском письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков.
Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому принципу, включает в себя:
а) понимание значения проверяемого слова или сочетания слов, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить грамматическую форму слова и т.п.;
б) анализ морфемного состава слова, умение определить место орфограммы - в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании, что необходимо для выбора и применения правила;
в) фонетический анализ, определение ударяемых и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение сильных и слабых фонем, позиционных чередований и их причин. Далее - решение орфографической задачи по алгоритму.
Необходимо отметить, что усвоение написаний, соответствующих морфологическому принципу, не может быть эффективным без прочных речевых умений учащихся: выбора слов, образования их форм, построения словосочетаний, предложений.
Издавна морфологический принцип в правописании считается основным, ведущим, ибо он обеспечивает ведущую роль семантики в преподавании языка. Но в последние десятилетия на роль ведущего принципа претендует новый, фонематический принцип.
Фонематический принцип.
В современной фонологии принято считать, что если два или несколько звуков чередуются позиционно, то в системе языка они являются тождеством. Это фонема - языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков. Так, фонема [о] может быть представлена следующими звуками, регулярно воспроизводимыми в речи носителей русского языка: сильная позиция - под ударением [дом]; слабая позиция - безударный [дама]; слабая позиция - редуцированный [мълако], [облъкъ].
Фонематический принцип орфографии гласит: одна и та же буква обозначает фонему (не звук!) в сильной и слабой позициях. Русская графика - фонемная: буква обозначает в ее сильном варианте и в слабой позиции тоже в той же морфеме, разумеется. Фонема - смыслоразличитель. Буква, фиксируя фонему, обеспечивает единое понимание значения морфемы (например, корня) независимо от вариантов ее звучания.
Фонематический принцип объясняет в основном те же орфограммы, что и морфологический принцип, но с другой точки зрения, и это позволяет глубже понять природу орфографии. Он более определенно объясняет, почему при проверке безударной гласной буквы следует ориентироваться на ударяемый вариант, на сильную позицию морфемы.
Фонематический принцип позволяет объединить многие разрозненные правила: проверки безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных; способствует пониманию системности в правописании; приобщает учителя и учащихся к новому лингвистическому учению - фонологии.
Морфологический и фонематический принцип не противоречат один другому, но углубляют друг друга. Проверка гласных и согласных в слабой позиции через сильную - от фонематического; опора на морфемный состав слова, на части речи и их формы - от морфологического (морфематического) принципа.
Некоторые современные программы и учебники русского языка (например, школа В.В.Репкина) предусматривают элементарные сведения по фонологии, и в тех школах, где используют учебник В.В.Репкина, взаимодействие двух рассмотренных принципов и практических методик уже реализуется.
Существует также фонетический принцип, то есть такой, при котором следующие друг за другом цепочки звуков в словах обозначаются на основе прямой связи « звук - буква», без учета каких - либо иных критериев. Коротко этот принцип определяется девизом «пиши, как слышишь». Но очень важным является вопрос, какие же звуки следует обозначать при фонетическом принципе, с какой их детализацией. В практическом письме, каким является любое буквенно-звуковое письмо и при фонетическом принципе правописания, могут и должны обозначатся только фонемы.
Фонетический принцип правописания с появлением понятия и термина «фонема» можно было бы назвать фонемным принципом правописания, но поскольку последний термин в современной лингвистической литературе используется в другом смысле, удобнее оставить для него прежнее наименование.
Фонетический принцип как определенное орфографическое начало провозглашается тогда, когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем (если они имеют место). Фонетический принцип-это такой принцип обозначения фонем, когда фонемы слабых позиций, с которыми чередуются фонемы сильных позиций, обозначаются буквами, адекватными фонемам слабых позиций на основе прямой связи “ фонема - адекватная ей буква.
Кроме того, в русском языке много слов, которые невозможно (или трудно) проверить правилами, и они пишутся так, как принято, как повелось, т.е. по традиции.
Традиционный принцип - это такой принцип, при котором фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы. Фонологически же возможны буквы, адекватные фонемам, возглавляющим фонемные ряды морфологической системы языка, в которые могла бы входить та или иная подлежащая обозначению фонема слабой позиции. Традиционный принцип - это как бы намеченный к осуществлению морфологический принцип, однако не имеющий возможности в него перейти. Поскольку при обозначении фонем слабых позиций на основе традиционного принципа фонемные противопоставления в словоформах не нарушены, то этот принцип можно было бы назвать фонемно-традиционным.
В этом принципе окончательный выбор буквы опирается на традицию (на основе этимологии, транслитерации, транскрипции или просто условности). Но набор букв для выбора тоже ограничен и совершенно конкретен. Здесь представлены только фонемные ряды, которые можно назвать потенциальными.
Непроверяемые слова усваиваются на основе запоминания буквенного состава, целого «образа» слова, сравнения и противопоставления, т.е. зрительно, путем проговаривания, с опорой на кинестезии, на речедвигательную память, через употребление в речи письменно и устно и т.п.
Итак, знание основных принципов русской орфографии позволяет обобщать изученные правила, находить в них единую закономерность. Орфография необходима для обеспечения полноценной коммуникации и естественно, что коммуникативно целесообразен каждый ее принцип.
Дифференцирующий принцип применяется там, где два слова или две формы, имеющие одинаковое фонемное строение, условно разграничиваются с помощью орфографии (ожог - ожѐг, туш - тушь). Слитные, раздельные и дефисные написания, использующие три графических знака (слитное написание, пробел и дефис) включают разные грамматические разряды слов: сложные существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия, а также написание частицы не с различными частями речи. Принципы, на которых строятся орфографические правила данного раздела, называются: - лексико-синтаксический - для разграничения слова и словосочетания (долгоиграющая пластинка - долго играющий во дворе ребенок; наконец, я сделал всю работу - мы планируем поездку на конец лета);
Словообразовательно-грамматический - для написания сложных прилагательных и существительных: автомобильно-дорожный и автодорожный, газово-нефтяной и газонефтяной; лесопарк и дизель-мотор.
Раздельное написание слов основывается на принципе: писать все слова русского языка, самостоятельные и служебные, раздельно, например: «С середины неба глядит месяц.» В процессе жизни языка предлоги и частицы сливаются иногда с теми словами, к которым относятся, образуя новые слова, например: справа, впервые, неплохой. При этом бывают переходные случаи, например: на ходу, на память. Прописная буква употребляется для выделения начала предложения и для выделения имен собственных, например: «Жил в это время в Псковской губернии наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин.»
Правила переноса основываются на делении слов на слоги с учетом состава слов: за-пах, при-плытъ.
Орфография, отражающая сложный и живой языковый процесс, постоянно совершенствуется на базе орфографической практики и теоретических лингвистических исследований.