Домой Заготовки на зиму Из работы современного американского политолога херманн. Вопросы для самопроверки

Из работы современного американского политолога херманн. Вопросы для самопроверки

Программа

В чебниках : «Музыка». 1 кл, автор Ригина Г.С. Музыка. 1 класс . Ригина... для 11 класса общеобразовательных учреждений М: Просвещение, 2001 Г.И. Воронина Книга для учителя к учебнику немецкого языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений ...

  • Список литературы для 5 «а» класса

    Список учебников

    ... класса общеобразовательных учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2012. Обществознание Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений ...

  • Западное окружное управление образования департамента образования города москвы образовательная программа гоу сош № 815

    Основная образовательная программа

    И начала математического анализа. Контрольные работы для 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень). 3) А.П. Ершова, ... Москва, Просвещение, Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. чебник : Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. Французский язык. ...

  • Начальная школа (1)

    2004г. Русский язык Русский язык 6 класс . У чебник для 6 класса общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. ... программа по алгебре и началам анализа для 11 класса с приложениями (к учебнику Мордковича А.Г.) ...

  • Учебно-методическое обеспечение о бразовательного процесса гбоу сош №1266 2012-2013 учебный год

    Учебно-методическое обеспечение

    Тесты по истории России: 6 класс чебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной « ... для общеобразовательных учреждений . География. 6-11 классы / составитель В.И. Сиротин – М.: Дрофа, 2004 География России: учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений ...

  • Поиск материалов

    Все Тесты Курсы Работы

    Все Web-дизайн Автоматизированное рабочее место бухгалтера Административное право Активные процессы в современном русском языке Актуальные проблемы современной русской литературы Анализ банкротств Анализ и аудит Анализ финансовой отчетности Английский язык Английский язык. Часть 2 Английский язык. Часть 3 Английский язык. Часть 4 Антикризисное управление Антикризисное управление Антропология Аудит Базы данных Бухгалтерская (финансовая) отчетность Бухгалтерский учет Бухгалтерский учет в банках Бухгалтерское дело Бухучет Бюджетная система РФ Валеология Введение в аркитектуру персонального компьютера Введение в литературоведение Введение в специальность СКСиТ Введение в специальность Финансы и Кредит Введение в языкознание Внешнеэкономическая деятельность Внутрифирменное планирование Возрастная психология Высокоуровневые методы программирования География туризма Геоинформационные системы Геоинформационные системы Геополитика Государственная служба и кадровая политика Государственное и муниципальное управление Государственное регулирование экономики Гражданское право Гражданское право. Часть общая Деловое общение стран АТР Деньги, кредит и банки Документационное обеспечение управления Долгосрочная финансовая политика Занятость населения и ее регулирование Инновационный менеджмент Инновационный менеджмент Иностранные инвестиции Информатика. Часть 1 Информатика. Часть 2 Информационные системы Информационные системы в административном управлении Информационные технологии Информационные технологии в рекламе Информационные технологии в социальной сфере Информационные технологии управления Информационный менеджмент Ипотечное дело для специальности Финансы и кредит Исследование систем управления История История античной литературы История городов История государственного управления России История Дальнего Востока История денежных отношений История и методология профессиональной деятельности. Филология История культуры Дальнего Востока История менеджмента История национальных литератур История развития этикета История русской литературы ХХ - XXI вв История социально-политических учений История социальной работы История экономики История экономических учений История экономических учений Китайский язык для СКСиТ Комплексный экономический анализ Компьютерная графика Компьютерное моделирование рисковых ситуаций в экономике Компьютерные сети Компьютерный дизайн Конституционное право России Конфликтология Концепции современного естествознания Концепции современного естествознания Концепции современного естествознания (КСЕ) Концепции современного естествознания. Биология Концепции современного естествознания. Физика Корпоративные Информационные Системы Краеведение Культурология Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету Лингвистический практикум Логика Логистика Логистика Маркетинг Маркетинг Математика. Часть 1 Математика. Часть 2 Математические основы управления Международные валютно-кредитные отношения Международные стандарты учета и финансовой отчетности Менеджмент Методика исследования в социальной работе Методика преподавания литературы Методика работы над дипломным сочинением Методы анализа хозяйственной деятельности Микроэкономика Мировая культура и искусство для СКСиТ Мировая художественная культура Мировая экономика Мировая экономика Мировые информационные ресурсы Моделирование систем Мотивационный менеджмент Налоги и налогообложение Новая логика делового и бизнес-планирования Общая психология. Введение Операционные системы UNIX Опыт зарубежного управления Организация коммерческой деятельности Организация, управление и администрирование в социальной работе Основы аудита Основы бухгалтерского учета и отчетности Основы информационной культуры Основы коммерческой деятельности Основы маркетинга Основы менеджмента Основы менеджмента Основы научных исследований Основы теории моделирования Основы теории управления Особенности бухгалтерского учета в строительстве Отечественная история Отечественная история Оценка бизнеса Политология Политология Правоведение Правоведение Природопользование Проблемы охраны материнства и детства Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе Программирование Производственный менеджмент Профессиональная этика и этикет для СКСиТ Профессионально-этические основы социальной работы Профессиональный английский язык для СКСиТ Психодиагностика Психологическое консультирование Психология аномального поведения Психология деловых взаимоотношений Психология и педагогика Психология менеджмента Психология педагогическая Психология социальной работы Психология управления Разработка управленческого решения Региональная экономика Рекламная деятельность Риторика Русский язык и культура речи Рынок ценных бумаг Сервисная деятельность Система государственного управления Система муниципального управления Словообразование Советующие информационные системы в экономике Содержание и методика социально-медицинской работы Социальная геронтология Социальная статистика Социальная экология Социология Социология управления Статистика Статистика Стратегический менеджмент Стратегический менеджмент Стратегическое планирование Теоретические основы финансового менеджмента Теория бухучета Теория вероятностей Теория и история налогообложения Теория организации Теория организации Теория систем и системный анализ Теория экономического анализа Техника и технология СКСиТ Технология и организация операторских и агентских услуг Технология социальной работы. Часть 2 Транспортное обеспечение туризма Управление инвестициями Управление общественными отношениями Управление персоналом Управление персоналом Управление персоналом (часть 2) Управление рекламной деятельностью Управление рисками Управленческий учет Учет и операционная деятельность в банках Учет на предприятиях малого бизнеса Учет финансовых результатов Филисофия Философия Финансовое право Финансовый менеджмент Финансовый менеджмент Финансы Финансы и кредит Финансы и кредит Финансы и кредит (часть 2) Финансы организации Финансы предприятий Финансы предприятий. Часть 2 Хозяйственное право Ценообразование Ценообразование на мировом рынке Цифровая обработка информации Численные методы Экологические проблемы Экология Эконометрика Экономика Экономика для неэкономистов Экономика и организация производства Экономика и предпринимательство в СКСиТ Экономика организаций (предприятий) Экономика предприятия Экономика России Экономика труда Экономика фирмы Экономико-математические методы Экономическая география и регионалистика Экономическая теория (микро- и макроэкономика) Экономическая теория. Переходная экономика Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика Экономическая теория. Часть 2. Макроэкономика Экономические основы природопользования Экономические основы социальной работы Экономический анализ

    ЗАДАНИЕ 20.

    ПОЛИТИКА.

    Задание 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Демократия - форма политической организации государства, основанная на признании народа источником ________(А), его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Важный признак демократии - гарантия соблюдения прав и свобод человека и ________(Б). Еще одной важной чертой демократии является возможность выражения разных политических взглядов - ________(В). Различают демократию прямую и ________(Г). Институтом прямой (непосредственной) демократии является ________(Д). В этом случае ________(Е) сам, без посредников, выносит то или иное решение».

    Список терминов:

    1) политический плюрализм

    2) представительная

    3) иностранец

    4) власть

    5) народ

    6) исполнительная

    7) референдум

    8) гражданин

    9) суверенитет

    Задание 2.

    «Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.»

    Список терминов.

    1) деятельность человека

    2) социальная среда

    3) правомерность

    4) политический процесс

    5) политическая деятельность

    6) характер изменений

    7) политические роли

    8) политическое участие

    9) ресурсы

    Задание 3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Политическая культура как тип отношений инди вида, группы, общества включает в себя три уровня ориентации к различным ___________ (А).

    Первый уровень отношения выражен в представлениях граждан о лидерах, элитах, институтах и ценностях, определяющих их поведение. Когда политическая система легитимна и способна эффективно реагировать на ___________ (Б), граждане считают себя обязанными следовать властным велениям её институтов.

    Второй уровень ориентации составляет отношение к проводимому политическому курсу: совпадают ли ___________ (В) с вашими ожиданиями и каковы ваши представления о собственной роли в политике? Ответ на вопрос, какая система управления лучше справляется с существующими проблемами и вызовами, и составляет со держание ожиданий государственной политики. При этом ___________ (Г) граждан в политику может быть различ ной - активные участники, граждане, которые пассивно подчиняются власти, люди, исключённые из политики.

    Третий уровень - это отношение к ___________ (Д) проводимой политики, где главным критерием оценки деятельности правительства выступают гарантии ___________ (Е) и рост благосостояния населения.»

    Список терминов.

    1) действия правительства

    2) методы

    3) политический конфликт

    4) изменение потребностей

    5) общество

    6) личная безопасность

    7) включённость

    8) политические объекты

    9) результаты

    Задание 4.

    С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

    Список терминов.

    1) «сдержки и противовесы»

    2) компетенция

    3) естественное право

    4) разделение властей

    5) импичмент

    6) судебная власть

    7) полномочия

    8) сбалансированность

    9) суспензивное вето

    Задание 5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов -2/3 в обеих палатах - проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».

    Список терминов:

    1) юридическая сила

    2) власть

    3) отлагательное вето

    4) законопроект

    5) государство

    6) форма правления

    8) политика

    9) законодательный

    Задание 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Правовое государство составляет, пожалуй, величайшее политическое достижение в мировой истории. И поскольку без правового государства мы не жили бы в условиях ______(А), нужно защищать его принципы.

    Решающим условием осуществления либерализма в экономической, социальной, правовой областях является проведение различий между государством и________(Б).

    Либеральная демократия немыслима без дееспособной общественности. Предпосылкой этого является____(В) как выражение различных мнений и интересов. Спор имеет смысл до тех пор, пока есть какая-то форма общности. Иначе споры разжигают ещё более сложные_____(Г), которые могут разрушить и погубить общество.

    Либеральное государство принимает решения в соответствии с установленной____(Д)._____(Е) гражданина - признать решения, принятые корректно и в установленном порядке, даже в том случае, если он считает их неверными...»

    Список терминов:

    1) система

    2) общество

    3) процедура

    4) частная собственность

    5) плюрализм

    6) потребность

    7) конфликты

    8) свобода

    9) обязанность

    Задание 7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «____ (А) - это форма правления, при которой глава государства является ____ (Б) и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

    Если _____ (В) избирается независимо от парламента, является главой государства и правительства, то данная форма правления определяется как ____(Г) республика. Президент сам назначает ____(Д) и руководит его деятельностью. В данной республике президент не может распустить ____ (Е) и его нижнюю палату, не может вынести вотум недоверия. Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить президента от должности (нарушение конституции, преступление).»

    Список терминов:

    1) смешанная

    2) президент

    3) республика

    4) народный

    5) парламент

    6) законодательный

    7) правительство

    8) выборный

    9) президентская

    Задание 8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

    «Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы - политические знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование - профессионализм».

    Список терминов:

    1) богатство

    2) объект

    3) компетентность

    4) критерий

    5) субъект

    6) экономика

    7) политическая система общества

    8) социальная структура общества

    9) политология

    Задание 9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Американский политолог М.Г. Херманн предприняла попытку выделить факторы, которые влияют на характер политического ____(А). К ним относятся: политические ____(Б), реакция на давление и стресс, ___(В), стиль, предшествующий опыт, обстоятельства, при которых человек оказался в положении руководителя. Изучение названных факторов позволяет дать относительно полную характеристику политика.

    В общественном сознании складывается определённый ___(Г) того или иного политического деятеля, называемый его имиджем. Он может возникать ____(Д), без специальных усилий деятеля или его сторонников. Однако, нередко создаётся ____(Е) усилиями политика и поддерживающей его группы. При этом привлекается внимание к тем качествам личности, которые соответствуют ожиданиям масс, и маскируются те её черты, которые могут быть восприняты негативно».

    Список терминов:

    1) мотив

    2) образ

    3) лидер

    5) целенаправленно

    6) стихийно

    7) убеждения

    8) имидж

    9) престиж

    Задание 10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, относят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).

    Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».

    Список терминов:

    1) пропорциональная

    2) система

    3) смешанная

    4) процесс

    5) кампания

    6) право

    7) мажоритарная

    8) традиции

    9) идеология

    Задание 11. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    ______ (А) система состоит из трёх и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны ______ (Б) и не в состоянии без вступления в коалицию победить на _______ (В) и сформировать ______ (Г). Многопартийная система имеет определённые недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнёрами по коалиции не всегда способствуют созданию _______ (Д) и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу или ______ (Е). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

    Список терминов:

    1) избиратель

    2) роспуск

    3) эффективный

    4) выборы

    5) суд

    6) многопартийный

    7) преимущество

    8) государство

    9) правительство

    Подробное решение Параграф § 25 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

    Вопрос 1. Элиты - реальность или миф? Есть ли различие понятий «руководитель» и «политический лидер»? Лидером рождаются или становятся?

    Элита - в социологии и политологии - совокупность людей, занимающих высокие посты в управлении государством и экономике. Элита представляет собой устойчивую общность с глубокими связями входящих в неё людей, имеющих общие интересы и доступ к рычагам реальной власти.

    Всякая элита осуществляет функции управления социумом, а также регламентирует выработку новых моделей (стереотипов) поведения в условиях смены парадигм общественной жизни, что позволяет данному социуму адаптироваться к изменениям в окружающей среде либо в этническом ландшафте. При этом структурно элита может быть открытой для влияния извне («власть демократии») или же оказаться полностью закрытой от постороннего вмешательства («авторитарное общество»).

    Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную им.

    Политический лидер – любой участник политического процесса, активно воздействующий на него, стимулирующий социальную группу или общество в целом на достижение определенных целей.

    Лидерами не рождаются, а становятся.

    Вопросы и задания к документу

    Изучение множества методов определения лидерства позволяет выделить четыре подхода.

    Первый подход заключается в том, что лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль. Именно из такого имиджа лидера выросло представление о «великом человеке» и особый подход к его руководящей роли.

    Сторонники второго подхода воспринимают лидера как «коммивояжёра». В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им. Согласно этой точке зрения, всё, что происходит, зависит от взаимоотношений между лидером и его последователями.

    Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени. Чтобы понять, как в данном случае осуществляется руководящая роль, необходимо изучать ожидания и цели последователей.

    Четвёртый подход к лидерству состоит в том, что лидер рассматривается в качестве «пожарника». В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

    Если провести опрос на улице, то, вероятно, можно... обнаружить, что ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

    Вопрос 1. Какие качества характеризуют лидера как «великого человека»?

    Лидер определяет цели и указывает направление своим сторонникам, даёт им обещания и увлекает за собой. В этом подходе к лидерству центром внимания является лидер и его характерные черты. Зная, что представляет собой данный лидер, каковы цели его стратегии, мы можем охарактеризовать и то, как он выполняет свою руководящую роль.

    Вопрос 2. Назовите черты, которые отметила автор документа, свойственные лидеру, воспринимаемому как «коммивояжёр».

    В этом случае лидерство подразумевает внимательное отношение к потребностям людей и помощь им в удовлетворении этих потребностей. Чуткое реагирование на потребности и желания людей столь же важны, как и способность убедить людей в том, что вы можете помочь им.

    Вопрос 3. Что характеризует лидера, в котором видят «марионетку»?

    Третий подход к лидерству заключается в том, что в лидере видят «марионетку», то есть лидером руководят и придают ему силу его сторонники, которые дёргают за ниточки и заставляют лидера двигаться. Лидер является агентом группы, отражающим её цели и работающим от её имени.

    Вопрос 4. Чем отличается деятельность лидера, названного «пожарником»?

    В данном случае Руководящая роль возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности. Поэтому, изучая окружающую действительность, в которой возникает феномен лидерства, мы можем понять его природу. Окружающая действительность создаёт спрос, препятствия и открывает возможности для лидера и его последователей.

    Вопрос 5. Какой тип политического лидера из числа охарактеризованных М. Ж. Херманн, с вашей точки зрения, является предпочтительным? Почему?

    Ожидания в отношении сильного политического лидера включали бы в себя все четыре подхода к нему. Такой лидер должен был бы обладать даром предвидения, но в то же время должен был бы чутко реагировать на желания своих последователей и быть способным заставить работать их ради убеждений в подходящее для действий время.

    Вопрос 6. Согласны ли вы с тем, что ожидания простых людей включали бы все четыре подхода? Свою точку зрения аргументируйте.

    Конечно, у каждой позиции есть свои плюсы и минусы в отношении к понятию лидер. Поэтому если соединить черты всех типов лидерства, то получится совершенно новая концепция лидерства, и модель человека, за которым опрошенные хотели бы следовать с какой-то идеей или убеждением.

    Вопрос 7. Сравните приведённую в документе классификацию с теми, которые представлены в параграфе. Какая классификация наиболее существенна для понимания политического лидерства? Аргументируйте свой ответ.

    В принципе классификация лидерств по Веберу и Херманн очень похожи по своему составу. В наше время, типология лидерств Херманн больше соответствует действительности.

    Во-первых, это бурные политические процессы и изменения, происходящие в обществе. Современный лидер должен быстро ориентироваться в бурно изменяющейся обстановке в обществе и предсказывать течение проблемы в ближайшем будущем.

    Во-вторых, это различия в идейной и политической сфере как отдельных групп, так и целых государств. В этой обстановке не столько важны идейные качества лидера, сколько его харизма и способность завладеть умами людей. Такие качества чаще соответствуют лидерам-пожарным и первым из описанных в данном тексте.

    Таким образом, типология Херманн дает более точною и разностороннюю оценку качеств политических лидеров, нежели какая-либо другая.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

    Вопрос 1. Что представляет собой политическая элита?

    Слово «элита» французского происхождения, означающее в буквальном переводе «лучший», «отборный». В широком смысле употребляется, когда имеют в виду лучших представителей общества или какой-либо его части.

    В политическом языке используется понятие политическая элита, обозначающее группу или совокупность групп, выделяющихся из остального общества влиянием, привилегированным положением и престижем, непосредственно и систематически участвующих в принятии решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на неё.

    Большинство учёных-политологов, несмотря на различия в подходах, обращают внимание на главный признак политической элиты - принадлежность к той группе людей, которая оказывает постоянное влияние на принятие политических решений. Считается, что в разных странах в политическую элиту входят главы государства и правительства, министры, руководители палат парламента, руководители парламентских фракций и комитетов, лидеры политических партий, региональные руководители (главы администраций, председатели законодательных собраний, партийные лидеры региона), руководители крупных общественно-политических организаций, центров политического анализа и т. п. В стране с населением, исчисляемым десятками миллионов граждан, политическая элита может насчитывать несколько сотен или (при использовании других признаков принадлежности к ней) несколько тысяч человек.

    Вопрос 2. Какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений?

    При этом признаётся существование, кроме политической, и иных элит, которые в различных условиях также могут влиять на политику. Это прежде всего экономическая элита (владельцы крупнейших корпораций, банков, руководители объединений предпринимателей и др.). При определённых обстоятельствах соединение экономической и политической власти ведёт к олигархическому правлению. В обстановке обострения международной напряжённости возрастает влияние военной элиты. А в случае военного переворота военная элита берёт власть.

    В определённые периоды усиливается влияние информационной элиты (владельцев и редакторов многотиражных газет и журналов, радио и особенно электронных средств массовой информации, ведущих политических обозревателей). Возможности влиять на принятие политических решений имеет и административная элита (чиновники, занимающие высокие должности в государственном аппарате), которая отвечает за подготовку документов для политических руководителей. На решение определённых вопросов может повлиять и научная элита (ведущие учёные, руководители крупных научных центров), обладающая знаниями по соответствующим проблемам.

    При существовании различных подходов политическая наука признаёт реальность и активную роль правящей элиты, влияющей на принятие властных решений. Учёные-политологи объясняют это:

    Психологическим, социальным и интеллектуальным неравенством людей;

    Политической пассивностью широких слоёв населения;

    Общественной значимостью профессионального управленческого труда;

    Возможностями для получения привилегий, открываемых управленческой деятельностью.

    Подчёркивая ценность профессиональных деловых качеств современной политической элиты, исследователи отмечают, что эти качества необязательно сочетаются с другими достоинствами, в том числе и с моральными. Если для одних людей вхождение во власть связано со стремлением служить общему благу, то для других на первом плане нередко оказываются эгоистические мотивы.

    Вопрос 3. Как рекрутируется политическая элита?

    В политологии различают закрытую и открытую системы отбора. При закрытой системе, характерной для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических систем, отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. При этом учитываются возраст рекрутируемых, образование, их успешная карьера на нижних этажах государственного аппарата. Такая система ведёт к отрыву элиты от народа, превращению её в привилегированную касту. Открытая система, присущая демократическим государствам, характеризуется большим значением выборов в различные органы власти, возможностью продвижения на них выходцев из любых общественных слоёв, высокой конкурентностью и значимостью личных качеств рекрутируемых.

    На начальном этапе разработки теории элит она противопоставлялась идеям демократии («либо власть меньшинства, либо власть большинства»). Впоследствии предпринимались попытки их совместить. Эти попытки проявились в признании наличия множества элит, которые являются различными группами правящего класса; в положении о конкуренции элит, выбор из которых делает избиратель; в идее взаимного контроля, осуществляемого элитами; в указании на обновление состава элит через демократические выборы.

    Вопрос 4. Кто такой политический лидер? Каковы основные признаки политического лидерства?

    Лидер воздействует на поведение других людей. Но ведь все люди, взаимодействуя, оказывают в той или иной степени влияние друг на друга. Политическое лидерство - это не любое влияние, а влияние, во-первых, постоянное; во-вторых, однонаправленное от лидера на объект; в-третьих, широкое, охватывающее всё общество или большие группы людей; в-четвертых, опирающееся на авторитет лидера. Последнее отличие подводит нас к вопросу о соотношении понятий «политический лидер» и «политический руководитель».

    В современных условиях политический лидер является, как правило, руководителем организации (обычно политической партии) или государства, т. е. политическим руководителем.

    Ведь политика осуществляется в масштабе всего общества и связана с использованием государственной власти. В отличие от лидерства в небольшом коллективе современное политическое лидерство невозможно представить себе без опоры на политическую организацию.

    Статус политического руководителя связан с формальным закреплением его положения, прав и полномочий: руководитель влияет на людей не только в силу личного авторитета, но и благодаря своему положению, содержащимся в официальных документах нормам, дающим ему право принимать обязательные для других решения.

    Итак, политическое лидерство выражается во влиянии на большие группы людей, связанном, во-первых, с личными качествами лидера, его авторитетом, способностью вести за собой сторонников, а во-вторых, с формально-должностным статусом, предполагающим обладание властью.

    Вопрос 5. Перечислите основные функции политического лидера.

    Политический лидер является ведущей политической фигурой: главой государства, руководителем политической партии, общественной организации, движения. Каковы же его ролевые функции?

    1. Лидер анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества. Он чутко улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, обобщает их и учитывает в своей деятельности. Важно также своевременно замечать изменения в политических настроениях масс и корректировать политику.

    2. На основе анализа обстановки, ожиданий и запросов различных групп и в соответствии со своими идеалами лидер формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий. Он заботится о том, чтобы цели и намеченные действия отвечали запросам заинтересованных групп населения, соответствовали реальным возможностям, и находит оптимальные политические решения.

    3. Политический лидер стремится укреплять связь власти и народа, разъяснять свою политическую позицию, обеспечивая её массовую поддержку. Политический лидер считает необходимым раскрыть обществу мотивы своих действий, обеспечить понимание разработанной программы. Он принимает меры, направляющие активность масс на выполнение программных задач. При этом большое значение приобретает координация деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, различных групп последователей, налаживание взаимодействия между ними в процессе движения к намеченной цели.

    4. Политический лидер заботится о единстве своей организации, о сплочении сторонников. Призвание общенационального лидера - охранять общество от раскола, гражданской конфронтации, направлять усилия на интеграцию, противостоять центробежным тенденциям, угрозам распада основ социальной жизни. Он должен регулировать отношения внутри общества, выполнять функцию арбитра в столкновении различных групп, организаций, звеньев государственной власти. Его задача - поддерживать законность и общественный порядок, защищать граждан от произвола и беззакония.

    5. Политический лидер, лидер партии представляет интересы определённой общественной группы в отношениях с другими группами, ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет внешние связи с партиями, организациями, движениями. Лидер страны выступает от имени государства внутри её и представляет страну на международной арене.

    Вопрос 6. Какими качествами должен обладать политический лидер?

    Политический лидер должен обладать многими качествами, при отсутствии которых его деятельность не будет успешной. Он должен иметь острый ум, аналитические способности, твёрдую волю, смелость и решительность. Последователи ждут от лидера честности, верности общественному долгу, заботы об общественном благе. Названные качества украсили бы любого человека, а не только лидера. Но от политического лидера требуется большее. Он должен быть общительным, обладать способностью быстро и точно ориентироваться в обстановке, политической интуицией, нестандартным мышлением.

    Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками.

    Необходимы управленческие способности, образованность и компетентность, способность аргументированно противостоять другим мнениям, политическая мудрость, большая гибкость, умение маневрировать между полярными силами.

    Большое значение имеют также качества, вызывающие эмоциональную поддержку людей: умение хорошо держаться, талант привлекать к себе других, способность убеждать, ораторское искусство, чувство юмора.

    Вопрос 7. Сравните традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. Что общего и что различного у этих типов лидерства?

    Широкое признание получила типология немецкого учёного М. Вебера. Он выделил три типа лидерства: традиционное, легальное (на основе закона), харизматическое.

    Традиционное лидерство основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость порядка наследования власти от отца к сыну в монархических государствах. Однако не всякий монарх, получивший власть на основе традиций, становится настоящим политическим лидером нации. И вообще этот тип лидерства принадлежит преимущественно истории.

    Лидерство на основе закона (легальное) во многих странах пришло на смену традиционному. Лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур. Его авторитет опирается на уверенность в том, что избрание произошло по демократическим правилам в условиях соревновательности и конкуренции.

    Следующий тип - харизматическое лидерство. Харизматический лидер наделён экстраординарными, т. е. исключительными, качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей. Как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды, в условиях крутых общественных перемен - революций, войн, крупных социальных реформ, когда необходима мобилизация всех сил общества на решение задач социального обновления. Авторитет и влияние харизматического лидера основаны на вере народа в его особый дар, особые способности Управлять, эффективно решать все проблемы.

    Сравнение этих трёх типов лидерства позволяет отметить, что первый из них основан на привычке, второй - на разуме, а третий - на вере. Лидеры двух первых типов эффективны при решении обычных, повседневных задач в спокойные периоды развития общества. Лидеры харизматического типа являются катализаторами перемен, им присущи отрицание прошлого, новаторство.

    ЗАДАНИЯ

    Вопрос 1. Какой политический лидер прошлого или современности вам интересен больше других? Попытайтесь, опираясь на комплекс факторов, перечисленных М. Ж. Херманн, охарактеризовать его.

    Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 22 апреля 1870, Симбирск - 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.

    Харизматическое лидерство основывается на вере в необыкновенные, выдающиеся качества вождя. Это лидеры по призванию, народные вожди «от Бога». Этот тип лидерства вызывает наибольший интерес у исследователей.

    В. И. Ленин – лидер, у которого и агитаторское, и организаторское, и теоретическое в лидерстве было выражено одинаково ярко.

    Вопрос 2. У. Черчилль говорил: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующие поколения». Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

    Согласен. Политик ведет свою игру, его цель пробиться и засветиться везде где только можно, а государственный деятель, если он патриот своей страны, то делает все, чтобы жизнь в государстве стала лучше.

    Контрольная работа в 11 классе по обществознанию

    по теме «Политика»

    Вариант 1

    Задание 1

    А) Пла-тон в своих тру-дах «Го-су-дар-ство» и «За-ко-ны» из-ло-жил свои взгля-ды на устрой-ство го-су-дарств, по-ли-ти-че-ские ре-жи-мы и формы прав-ле-ния. (Б) Форма прав-ле-ния пред-став-ля-ет собой струк-ту-ру выс-ших ор-га-нов го-су-дар-ствен-ной

    вла-сти, по-ря-док их об-ра-зо-ва-ния и рас-пре-де-ле-ние ком-пе-тен-ции между ними. (В) Пла-то-ном были впер-вые вы-де-ле-ны сле-ду-ю-щие формы прав-ле-ния: мо-нар-хия, ари-сто-кра-тия, ти-мо-кра-тия, оли-гар-хия, де-мо-кра-тия, ти-ра-ния. (Г) Без-услов-но,

    не-воз-мож-но пе-ре-оце-нить его вклад в раз-ви-тие по-ли-ти-че-ской мысли того вре-ме-ни. (Д) Сле-ду-ет от-дать долж-ное его стрем-ле-нию пред-ста-вить в ка-че-стве глав-но-го при-о-ри-те-та для про-цве-та-ния го-су-дар-ства муд-рость его пра-ви-те-лей.

    1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер

    Задание 2

    Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.

    (А) Про-грам-ма со-ци-аль-но-го обу-строй-ства малых го-ро-дов — одна из наи-бо-лее ак-ту-аль-ных со-ци-аль-ных про-грамм. (Б) Одним из на-прав-ле-ний, со-дер-жа-щих-ся в этой про-грам-ме, яв-ля-ет-ся со-зда-ние в малых го-ро-дах со-вре-мен-ной ин-фра-струк-ту-ры. (В) Дру-гое на-прав-ле-ние, обо-зна-чен-ное в про-грам-ме, — со-зда-ние про-из-водств, ко-то-рые могли бы обес-пе-чить ра-бо-чие места мо-ло-дым людям. (Г) По-след-нее ста-но-вит-ся всё более зна-чи-мым по мере рас-ту-ще-го вы-сво-бож-де-ния ра-бо-чей силы в связи с тех-ни-че-ским пе-ре-во-ору-же-ни-ем со-вре-мен-но-го хо-зяй-ства. (Д) Раз-ра-бот-ка и ре-а-ли-за-ция це-ле-вых со-ци-аль-ных про-грамм — функ-ция го-су-дар-ства.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста имеют

    1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер

    2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний

    3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских утвер-жде-ний

    Задание 3

    Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

    «Де-мо-кра-тия — форма по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции го-су-дар-ства, ос-но-ван-ная на при-зна-нии на-ро-да ис-точ-ни-ком ________(А), его права участ-во-вать в ре-ше-нии го-су-дар-ствен-ных дел в со-че-та-нии с ши-ро-ким кру-гом прав и сво-бод. Важ-ный при-знак де-мо-кра-тии — га-ран-тия со-блю-де-ния прав и сво-бод че-ло-ве-ка и ________(Б). Еще одной важ-ной чер-той де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся воз-мож-ность вы-ра-же-ния раз-ных по-ли-ти-че-ских взгля-дов — ________(В). Раз-ли-ча-ют де-мо-кра-тию пря-мую и ________(Г). Ин-сти-ту-том пря-мой (не-по-сред-ствен-ной) де-мо-кра-тии яв-ля-ет-ся ________(Д). В этом слу-чае ________(Е) сам, без по-сред-ни-ков, вы-но-сит то или иное ре-ше-ние». 

    Спи-сок тер-ми-нов:

    1) по-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм

    2) пред-ста-ви-тель-ная

    3) ино-стра-нец

    4) власть

    5) народ 6)государство

    6) ис-пол-ни-тель-ная

    7) ре-фе-рен-дум

    8) граж-да-нин

    9) су-ве-ре-ни-тет

    Задание 4

    «Целью вся-кой ___________(А) яв-ля-ет-ся власть — вли-я-ние на неё или уча-стие в ней. Од-на-ко со-дер-жа-ние вла-сти не за-клю-че-но в ней самой. Власть есть вза-и-мо-дей-ствие тех, кто её осу-ществ-ля-ет, с тем, что в со-во-куп-но-сти со-став-ля-ет ___________(Б), в ко-то-рой она осу-ществ-ля-ет-ся. В ре-зуль-та-те их вза-и-мо-дей-ствия про-ис-хо-дит обмен де-я-тель-но-стью, ___________(В), цен-но-стя-ми, ин-фор-ма-ци-ей. Сле-до-ва-тель-но, власть может быть по-ня-та через связь с тем, что не яв-ля-ет-ся вла-стью. При этом не толь-ко власть вли-я-ет на со-ци-аль-ную среду, но и среда воз-дей-ству-ет на власть. Вза-им-ное вли-я-ние может иметь ха-рак-тер пря-мо-го вза-и-мо-дей-ствия вла-сти и среды друг на друга на ос-но-ве вы-пол-не-ния ___________(Г). На-при-мер, го-су-дар-ство как но-си-тель и субъ-ект вла-сти осу-ществ-ля-ет управ-ле-ние де-ла-ми об-ще-ства, обес-пе-чи-ва-ет за-кон-ность и пра-во-по-ря-док, а граж-да-не при-зна-ют ___________(Д) при-ни-ма-е-мых вла-стью ре-ше-ний и вы-пол-ня-ют их. Сле-до-ва-тель-но, вза-и-мо-дей-ствие вла-сти и об-ще-ства опре-де-ля-ет ___________(Е) со-ци-аль-ной си-сте-мы, сё ста-биль-ность и ди-на-мизм.»

    1) де-я-тель-ность че-ло-ве-ка

    2) со-ци-аль-ная среда

    3) пра-во-мер-ность

    4) по-ли-ти-че-ский про-цесс

    5) по-ли-ти-че-ская де-я-тель-ность

    6) ха-рак-тер из-ме-не-ний

    7) по-ли-ти-че-ские роли

    8) по-ли-ти-че-ское уча-стие

    9) ре-сур-сы

    Задание 5

    «Аме-ри-кан-ский по-ли-то-лог М.Г. Хер-манн пред-при-ня-ла по-пыт-ку вы-де-лить фак-то-ры, ко-то-рые вли-я-ют на ха-рак-тер по-ли-ти-че-ско-го ____(А). К ним от-но-сят-ся: по-ли-ти-че-ские ____(Б), ре-ак-ция на дав-ле-ние и стресс, ___(В), стиль, пред-ше-ству-ю-щий опыт, об-сто-я-тель-ства, при ко-то-рых че-ло-век ока-зал-ся в по-ло-же-нии ру-ко-во-ди-те-ля. Изу-че-ние на-зван-ных фак-то-ров поз-во-ля-ет дать от-но-си-тель-но пол-ную ха-рак-те-ри-сти-ку по-ли-ти-ка.

    В об-ще-ствен-ном со-зна-нии скла-ды-ва-ет-ся опре-делённый ___(Г) того или иного по-ли-ти-че-ско-го де-я-те-ля, на-зы-ва-е-мый его ими-джем. Он может воз-ни-кать ____(Д), без спе-ци-аль-ных уси-лий де-я-те-ля или его сто-рон-ни-ков. Од-на-ко, не-ред-ко создаётся ____(Е) уси-ли-я-ми по-ли-ти-ка и под-дер-жи-ва-ю-щей его груп-пы. При этом при-вле-ка-ет-ся вни-ма-ние к тем ка-че-ствам лич-но-сти, ко-то-рые со-от-вет-ству-ют ожи-да-ни-ям масс, и мас-ки-ру-ют-ся те её черты, ко-то-рые могут быть вос-при-ня-ты не-га-тив-но».

    Спи-сок тер-ми-нов:

    1) мотив

    2) образ

    3) лидер

    4) ав-то-ри-тет

    5) це-ле-на-прав-лен-но

    6) сти-хий-но

    7) убеж-де-ния

    8) имидж

    9) пре-стиж

    Задание 6

    Как, по мне-нию ав-то-ра, мно-го-пар-тий-ность свя-за-на с по-ли-ти-че-ским по-ве-де-ни-ем масс? При-ве-ди-те любые два при-ме-ра этой вза-и-мо-свя-зи.

    Го-су-дар-ство счи-та-ет-ся де-мо-кра-ти-че-ским и пра-во-вым, если пред-став-ля-ет собой по-ли-ти-че-скую ор-га-ни-за-цию граж-дан-ско-го об-ще-ства. Де-мо-кра-тия осу-ществ-ля-ет-ся на ос-но-ве прин-ци-пов идео-ло-ги-че-ско-го и по-ли-ти-че-ско-го плю-ра-лиз-ма.

    Идео-ло-ги-че-ский плю-ра-лизм озна-ча-ет, что в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции при-зна-ет-ся идео-ло-ги-че-ское мно-го-об-ра-зие, ни-ка-кая идео-ло-гия не может уста-нав-ли-вать-ся в ка-че-стве го-су-дар-ствен-ной или обя-за-тель-ной (ч. 1, 2 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ).

    Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция про-воз-гла-ша-ет-ся свет-ским го-су-дар-ством (ч. 1 ст. 14 Кон-сти-ту-ции РФ). Это озна-ча-ет, что ни-ка-кая ре-ли-гия не может уста-нав-ли-вать-ся в ка-че-стве го-су-дар-ствен-ной или обя-за-тель-ной. Свет-ский ха-рак-тер го-су-дар-ства про-яв-ля-ет-ся также в том, что ре-ли-ги-оз-ные объ-еди-не-ния от-де-ле-ны от го-су-дар-ства и равны перед за-ко-ном (ч. 2 ст. 14 Кон-сти-ту-ции РФ).

    По-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм пред-по-ла-га-ет на-ли-чие раз-лич-ных со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ских струк-тур, функ-ци-о-ни-ру-ю-щих в об-ще-стве, су-ще-ство-ва-ние по-ли-ти-че-ско-го мно-го-об-ра-зия, мно-го-пар-тий-но-сти (ч. 3 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ). Де-я-тель-ность все-воз-мож-ных объ-еди-не-ний граж-дан в об-ще-стве ока-зы-ва-ет вли-я-ние на по-ли-ти-че-ский про-цесс (фор-ми-ро-ва-ние ор-га-нов го-су-дар-ствен-ной вла-сти, при-ня-тие го-су-дар-ствен-ных ре-ше-ний и т.д.). Мно-го-пар-тий-ность пред-по-ла-га-ет ле-галь-ность по-ли-ти-че-ской оп-по-зи-ции, спо-соб-ству-ет во-вле-че-нию в по-ли-ти-че-скую жизнь более ши-ро-ких слоев на-се-ле-ния. За-пре-ща-ет-ся лишь со-зда-ние и де-я-тель-ность таких об-ще-ствен-ных объ-еди-не-ний, цели или дей-ствия ко-то-рых на-прав-ле-ны на на-силь-ствен-ное из-ме-не-ние основ кон-сти-ту-ци-он-но-го строя и на-ру-ше-ние це-лост-но-сти Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции, под-рыв без-опас-но-сти го-су-дар-ства, со-зда-ние во-ору-жен-ных фор-ми-ро-ва-ний, раз-жи-га-ние со-ци-аль-ной, ра-со-вой, на-ци-о-наль-ной и ре-ли-ги-оз-ной розни (ч. 5 ст. 13 Кон-сти-ту-ции РФ)...

    По-ли-ти-че-ский плю-ра-лизм ба-зи-ру-ет-ся на мно-го-об-ра-зии форм эко-но-ми-че-ской де-я-тель-но-сти. Это мно-го-об-ра-зие обес-пе-чи-ва-ет-ся тем, что ос-но-ву эко-но-ми-ки РФ со-став-ля-ет со-ци-аль-ное ры-ноч-ное хо-зяй-ство, где обес-пе-чи-ва-ет-ся сво-бо-да эко-но-ми-че-ской де-я-тель-но-сти, по-ощ-ре-ние кон-ку-рен-ции, раз-но-об-ра-зие и рав-но-пра-вие форм соб-ствен-но-сти, их пра-во-вая за-щи-та... Земля и дру-гие при-род-ные ре-сур-сы ис-поль-зу-ют-ся и охра-ня-ют-ся в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции как ос-но-ва жизни и де-я-тель-но-сти на-ро-дов, про-жи-ва-ю-щих на со-от-вет-ству-ю-щей тер-ри-то-рии. Земля и дру-гие при-род-ные ре-сур-сы могут на-хо-дить-ся в част-ной, го-су-дар-ствен-ной, му-ни-ци-паль-ной и иных фор-мах соб-ствен-но-сти (ст. 9 Кон-сти-ту-ции РФ). Го-су-дар-ство га-ран-ти-ру-ет также един-ство эко-но-ми-че-ско-го про-стран-ства, сво-бод-ное пе-ре-ме-ще-ние то-ва-ров, услуг и фи-нан-со-вых средств.

    Задание 7

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Вариант 2

    Задание 1

    Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.

    (А) В пред-две-рии Но-во-го года все ве-ду-щие пар-тии стра-ны про-во-дят свои фо-ру-мы. (Б) По-ми-мо пе-ре-вы-бо-ров ли-де-ров мно-гие пар-тии об-нов-ля-ют свои идео-ло-ги-че-ские уста-нов-ки. (В) Общ-ность идео-ло-ги-че-ской плат-фор-мы вы-сту-па-ет одним из важ-ней-ших при-зна-ков пар-тии. (Г) Время про-ве-де-ния пар-тий-ных съез-дов нель-зя при-знать удач-ным. (Д) Пред-но-во-год-ние хло-по-ты, сни-же-ние ин-те-ре-са к де-я-тель-но-сти пар-тий могут по-ме-шать при-ня-тию ка-че-ствен-ных до-ку-мен-тов.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста имеют

    1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер

    2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний

    3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских утвер-жде-ний

    Задание 2

    Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но опре-делённой бук-вой.

    (А) В ми-нув-шие вы-ход-ные в стра-не со-сто-я-лись му-ни-ци-паль-ные вы-бо-ры.

    (Б) Они про-шли, по дан-ным на-блю-да-те-лей, в усло-ви-ях вы-со-кой ак-тив-но-сти из-би-ра-те-лей.

    (В) По-ла-га-ем, что по-доб-ное яв-ле-ние свя-за-но с воз-рас-та-ни-ем роли и зна-чи-мо-сти ор-га-нов мест-но-го са-мо-управ-ле-ния в жизни со-ци-у-ма.

    (Г) Ор-га-ны мест-но-го са-мо-управ-ле-ния пред-став-ля-ют собой си-сте-му ор-га-ни-за-ции и де-я-тель-но-сти граж-дан, обес-пе-чи-ва-ю-щую са-мо-сто-я-тель-ное ре-ше-ние на-се-ле-ни-ем во-про-сов мест-но-го зна-че-ния, управ-ле-ние му-ни-ци-паль-ной соб-ствен-но-стью, ис-хо-дя из ин-те-ре-сов всех жи-те-лей дан-ной тер-ри-то-рии.

    (Д) Ре-зуль-та-ты- вы-бо-ров об-суж-да-ют-ся по-ли-то-ло-га-ми и бло-го-сфе-рой.

    Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста носят

    1) фак-ти-че-ский ха-рак-тер;

    2) ха-рак-тер оце-ноч-ных суж-де-ний;

    3) ха-рак-тер тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний.

    Задание 3

    Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов (сло-во-со-че-та-ний). Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова (сло-во-со-че-та-ния), ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

    «По-ли-ти-че-ская куль-ту-ра как тип от-но-ше-ний индивида, груп-пы, об-ще-ства вклю-ча-ет в себя три уров-ня ори-ен-та-ции к раз-лич-ным ___________ (А).

    Пер-вый уро-вень от-но-ше-ния вы-ра-жен в пред-став-ле-ни-ях граж-дан о ли-де-рах, эли-тах, ин-сти-ту-тах и цен-но-стях, опре-де-ля-ю-щих их по-ве-де-ние. Когда по-ли-ти-че-ская си-сте-ма ле-ги-тим-на и спо-соб-на эф-фек-тив-но ре-а-ги-ро-вать на ___________ (Б), граж-да-не счи-та-ют себя обя-зан-ны-ми сле-до-вать власт-ным ве-ле-ни-ям её ин-сти-ту-тов.

    Вто-рой уро-вень ори-ен-та-ции со-став-ля-ет от-но-ше-ние к про-во-ди-мо-му по-ли-ти-че-ско-му курсу: сов-па-да-ют ли ___________ (В) с ва-ши-ми ожи-да-ни-я-ми и ка-ко-вы ваши пред-став-ле-ния о соб-ствен-ной роли в по-ли-ти-ке? Ответ на во-прос, какая си-сте-ма управ-ле-ния лучше справ-ля-ет-ся с су-ще-ству-ю-щи-ми про-бле-ма-ми и вы-зо-ва-ми, и со-став-ля-ет со дер-жа-ние ожи-да-ний го-су-дар-ствен-ной по-ли-ти-ки. При этом ___________ (Г) граж-дан в по-ли-ти-ку может быть раз-личной — ак-тив-ные участ-ни-ки, граж-да-не, ко-то-рые пас-сив-но под-чи-ня-ют-ся вла-сти, люди, ис-ключённые из по-ли-ти-ки.

    Тре-тий уро-вень — это от-но-ше-ние к ___________ (Д) про-во-ди-мой по-ли-ти-ки, где глав-ным кри-те-ри-ем оцен-ки де-я-тель-но-сти пра-ви-тель-ства вы-сту-па-ют га-ран-тии ___________ (Е) и рост бла-го-со-сто-я-ния на-се-ле-ния»

    1) дей-ствия пра-ви-тель-ства

    2) ме-то-ды

    3) по-ли-ти-че-ский кон-фликт

    4) из-ме-не-ние по-треб-но-стей

    5) об-ще-ство

    6) лич-ная без-опас-ность

    7) включённость

    8) по-ли-ти-че-ские объ-ек-ты

    9) ре-зуль-та-ты

    Задание 4

    Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов. Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова, ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

    «Пре-зи-дент-ская рес-пуб-ли-ка ха-рак-те-ри-зу-ет-ся со-еди-не-ни-ем в руках пре-зи-ден-та пол-но-мо-чий главы______(А) и главы ис-пол-ни-тель-ной вла-сти. Долж-ность пре-мьер-ми-ни-стра в такой рес-пуб-ли-ке, как пра-ви-ло, от-сут-ству-ет. Пре-зи-ден-та стра-ны из-би-ра-ют вне-пар-ла-мент-ским путём: или все-на-род-ным________(Б) (как, на-при-мер, в Ар-ген-ти-не), или кол-ле-ги-ей вы-бор-щи-ков (как, ска-жем, в США). Это обес-пе-чи-ва-ет не-за-ви-си-мость ис-точ-ни-ка________(В) пре-зи-ден-та от пар-ла-мен-та. Пре-зи-дент по-лу-ча-ет также право_______(Г) в от-но-ше-нии пар-ла-мент-ских ре-ше-ний: он может вер-нуть на по-втор-ное рас-смот-ре-ние в выс-ший за-ко-но-да-тель-ный орган любой______(Д). Но если пар-ла-мент вто-рич-но, ква-ли-фи-ци-ро-ван-ным боль-шин-ством го-ло-сов -2/3 в обеих па-ла-тах - про-го-ло-су-ет за него, то про-ект ста-но-вит-ся за-ко-ном, об-ре-та-ет_________(Е), не-взи-рая на мне-ние пре-зи-ден-та. Не впра-ве пре-зи-дент и рас-пу-стить пар-ла-мент».

    Спи-сок тер-ми-нов:

    1) юри-ди-че-ская сила

    2) власть

    3) от-ла-га-тель-ное вето

    4) за-ко-но-про-ект

    5) го-су-дар-ство

    6) форма прав-ле-ния

    7) го-ло-со-ва-ние

    8) по-ли-ти-ка

    9) за-ко-но-да-тель-ный

    Задание 5

    Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, в ко-то-ром про-пу-щен ряд слов (сло-во-со-че-та-ний).

    Вы-бе-ри-те из пред-ла-га-е-мо-го спис-ка слова (сло-во-со-че-та-ния), ко-то-рые не-об-хо-ди-мо вста-вить на место про-пус-ков.

    «По-ли-ти-че-ская элита яв-ля-ет-ся одним из __________(А) по-ли-ти-ки. Её от-но-сят к ин-сти-ту-ци-о-наль-но-му ком-по-нен-ту __________(Б). Это узкий круг лиц, осу-ществ-ля-ю-щих власть в об-ще-стве. В __________(В) при-ня-то де-лить этот об-ще-ствен-ный слой на две груп-пы. Пер-вая опи-ра-ет-ся на вла-де-ние землёй, __________(Г), ре-ли-гию, про-ис-хож-де-ние, по-это-му от-но-сит-ся к тра-ди-ци-он-но-му типу. Ос-но-ва вто-рой, со-вре-мен-ной груп-пы — по-ли-ти-че-ские

    зна-ния, опыт, __________(Д) в во-про-сах со-ци-аль-ной жизни. В первую груп-пу труд-но по-пасть, глав-ны-ми __________(Е) от-бо-ра людей ста-но-вит-ся их ис-пол-ни-тель-ность и лич-ная пре-дан-ность. Члены вто-рой груп-пы также

    ре-гу-ли-ру-ют про-цесс при-хо-да новых лиц, но глав-ное тре-бо-ва-ние — про-фес-си-о-на-лизм».

    Спи-сок тер-ми-нов:

    1) бо-гат-ство

    2) объ-ект

    3) ком-пе-тент-ность

    4) кри-те-рий

    5) субъ-ект

    6) эко-но-ми-ка

    7) по-ли-ти-че-ская си-сте-ма об-ще-ства

    8) со-ци-аль-ная струк-ту-ра об-ще-ства

    9) по-ли-то-ло-гия

    Задание 6

    Про-чи-тай-те текст и вы-пол-ни-те за-да-ния.

    Автор утвер-жда-ет, что в об-ще-стве могут воз-ни-кать про-ти-во-ре-чия между эли-тар-ны-ми и не-эли-тар-ны-ми груп-па-ми. Ис-поль-зуя со-дер-жа-ние тек-ста и об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния, при-ве-ди-те три воз-мож-ные при-чи-ны воз-ник-но-ве-ния про-ти-во-ре-чий. Какая ука-зан-ная ав-то-ром функ-ция по-ли-ти-че-ской элиты при-зва-на устра-нить эти про-ти-во-ре-чия?

    По-ли-ти-че-ская элита - это груп-па лиц, про-фес-си-о-наль-но за-ни-ма-ю-ща-я-ся де-я-тель-но-стью в сфере вла-сти и управ-ле-ния го-су-дар-ством (пар-ти-я-ми, дру-ги-ми по-ли-ти-че-ски-ми ин-сти-ту-та-ми). На го-су-дар-ствен-ном уров-не она кон-цен-три-ру-ет в своих руках выс-шие власт-ные и управ-лен-че-ские пре-ро-га-ти-вы в об-ще-стве, пред-опре-де-ляя за счёт этого пути и формы его по-ли-ти-че-ско-го раз-ви-тия.

    По-ли-ти-че-ская элита - это лишь опре-делённая часть более ши-ро-ких эли-тар-ных слоёв об-ще-ства в целом, в ко-то-рые вхо-дят наи-бо-лее вид-ные и ав-то-ри-тет-ные пред-ста-ви-те-ли эко-но-ми-че-ских кру-гов, гу-ма-ни-тар-ной и тех-ни-че-ской ин-тел-ли-ген-ции. Боль-шин-ство учёных схо-дит-ся на том, что те не-мно-гие люди, ко-то-рые при-над-ле-жат к по-ли-ти-че-ски власт-ву-ю-ще-му кругу, не яв-ля-ют-ся ти-пич-ны-ми пред-ста-ви-те-ля-ми об-ще-ства, фор-ми-ру-ясь по пре-иму-ще-ству из пред-ста-ви-те-лей выс-ших со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ских слоёв. Прак-ти-ка не под-твер-ди-ла тезис о том, что де-я-тель-ность элит не-по-сред-ствен-но опре-де-ля-ет-ся ин-те-ре-са-ми на-се-ле-ния. Таким об-ра-зом, в любом об-ще-стве могут скла-ды-вать-ся серьёзные про-ти-во-ре-чия между со-ста-вом и ин-те-ре-са-ми эли-тар-ных и не-эли-тар-ных групп.

    По-пол-не-ние или из-ме-не-ние со-ста-ва по-ли-ти-че-ской элиты за-ви-сит не толь-ко от по-зи-ции на-се-ле-ния или кон-крет-ной си-ту-а-ции, при ко-то-рой пред-ста-ви-те-ли ши-ро-ких со-ци-аль-ных слоёв на-чи-на-ют при-ни-мать опре-делённое уча-стие в при-ня-тии ре-ше-ний, но в зна-чи-тель-ной сте-пе-ни и от по-зи-ции самих эли-тар-ных груп-пи-ро-вок. В этом смыс-ле элита яв-ля-ет-ся ско-рее са-мо-ре-гу-ли-ру-ю-щей-ся общ-но-стью, ко-то-рая из-би-ра-тель-но до-пус-ка-ет в свою среду пред-ста-ви-те-лей массы.

    В пол-ном со-от-вет-ствии с за-ни-ма-е-мым ею ме-стом в об-ще-ствен-ной жизни по-ли-ти-че-ская элита вы-пол-ня-ет ряд важ-ней-ших задач и функ-ций. Пре-жде всего, к её со-ци-аль-ным за-да-чам от-но-сят-ся при-ня-тие и кон-троль за ре-а-ли-за-ци-ей ре-ше-ний, рас-кры-ва-ю-щие её цен-траль-ную роль в управ-ле-нии го-су-дар-ством и об-ще-ством. В число ос-нов-ных функ-ций вклю-ча-ет-ся также фор-ми-ро-ва-ние и пред-став-ле-ние груп-по-вых ин-те-ре-сов раз-лич-ных слоёв на-се-ле-ния. Сле-ду-ет ука-зать и на не-об-хо-ди-мость про-ду-ци-ро-ва-ния эли-той раз-но-об-раз-ных по-ли-ти-че-ских цен-но-стей. Фор-ми-руя раз-лич-ные идео-ло-гии, мифы или со-ци-аль-ные про-ек-ты, по-ли-ти-че-ская элита пы-та-ет-ся мо-би-ли-зо-вать граж-дан, взять под кон-троль их энер-гию для ре-ше-ния не-об-хо-ди-мых об-ще-ствен-ных задач.

    Задание 7

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы государства». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное