Домой Заготовки на зиму Карпов средние века том 1. История средних веков под редакцией

Карпов средние века том 1. История средних веков под редакцией

В сложных и трудных условиях начинается путь в искусстве крупнейшего поэта 20 века. Сам Маяковский относил начало к 1909 году, наиболее мрачному периоду страны. В.И.Ленин характеризовал его как время раскола, разброда, ренегатства и «порнографии на место политики».

Еще в 1908 14-летним мальчиком примкнул к большевикам, вёл пропагандистскую работу, отбывал заключение в Бутырской тюрьме. Стихи, которыми Маяковский датировал начало своего творческого пути, были написаны именно там. Возбуждённое против Маяковского дело было прекращено за его малолетством. Потеряв связи с организацией, увлекшись идеей о создании нового социалистического искусства, которое, как ему казалось, нельзя было творить в условиях подпольной работы, Маяковский отошёл от революционного движения. Обучался живописи в училище живописи, ваяния и зодчества, откуда вскоре был исключён за футуристическую «левизну». Совместно с В. Хлебниковым, Д. Бурлюком и А. Кручёных Маяковский организовал группу кубофутуристов, подписав их манифест «Пощёчина общественному вкусу» . В империалистическую войну 1914 Маяковский занял пораженческие позиции. В 1915 был призван на военную службу чертёжником. Восторженно встретил, однако скоро разочаровался в Февральской революции. В Октябрьские дни стал работать с большевиками. В годы военного коммунизма провёл огромную работу в «Роста». В начале нэпа организовал группу «левого фронта искусства», сосредоточившуюся вокруг журналов «Леф» и «Новый Леф», которые Маяковский редактировал. Совершил несколько поездок за границу - по Западной Европе (Франция, Испания) и Америке (САСШ и Мексика). 20-летний творческий путь поэта завершился вступлением в начале 1930 в РАПП. Личный кризис привёл Маяковского 14 апреля того же года к самоубийству.

Как таковой сложности периодизации нет. Можно говорить о дооктябрьском и послеоктябрьском периодах. Хотя стоит отметить, что многие события 1905 года им были осознаны позже. После выхода из тюрьмы в 1910 году решил заняться живописью, решив, что стихи не для него. Но уже в 1912 году определил свой путь поэта, напечатав 3 стихотворения.К. Чуковский вспоминал в то время Маяковского и его живейший интерес к современным литературным течениям, заставляя первого перводить вслух Уолта Уитмена.Стоит отметить внимание Маяковского к символизму в 1905-1910, когда тот развиваля и был активен в борьбе за «оставление художника художником». Увлечение «формальной новизной» А.Белого в известной мере подготовила Маяковского к участию в выступлениях футуристов.Не сразу он принял их эстетические теории. Маяковский всегда тяготел к реализму. Как Репин Е.И., увидев рисунки Маяковского воскликнул: « Самый матерый реалист» . Но влияние формалистической эстетики футуризма отразилось и в теоретических выступлениях и в стихах Маяковского. Но они уже

свидетельствовали о рождении необычного таланта.М. Горький писал в 1915 году: «Я читал его книжку стихов. Какое-то меня остановило. Оно написано настоящими словами».

Творчество Маяковского противоречиво и сложно. Он органически проделал сложнейшую поэтическую перестройку. Путь Маяковского к искусству социалистической революции, к поэзии пролетариата пролёг через ухабы и рытвины индивидуализма, болезненного мессианистского одиночества и бредовой тоски. От одинокого бунтарства и протеста против капиталистических отношений с позиций абстрактно-гуманистических, - через мелкобуржуазное революционно-космическое восприятие перспектив Октябрьской революции к подлинной пролетарской революционности - таков путь поэта.

Русский футуризм даже в своих социальных истоках не представлял единства. Литературно-организационное развитие футуризма шло несколькими руслами. Футуризм Игоря Северянина, Игнатьева, Крючкова, Гнедкова, Олимпова и других эгофутуристов - типичное буржуазное явление в русской литературе, выражавшее начало распада буржуазного сознания эпохи империализма. Футуризм «Мезонина поэзии» (Шершеневич,Ивнев, Большаков и др.) - типичное реакционное мелкобуржуазное порождение этого же периода. Группа футуристов «Гилея», к которой принадлежал и Маяковский (в неё входили: Д. Бурлюк,Велемир Хлебников, Каменский,Кручёных, Е. Гуро и др.), в какой-то мере выражала революционные устремления городской мелкой буржуазии. Но груз буржуазного сознания довлел и на гилеевцах. Их протест против буржуазной поэзии, символистов по преимуществу, был протестом формалистски-литературным. В манифесте гилеевцев 1912, опубликованном в сб. «Пощёчина общественному вкусу», они протестуют против академий и Пушкина, олицетворявшихся, по мнению футуристов, в современных им символистах. Гилеевцы требовали - и это было основным пунктом их положительной программы - работы поэта над изобретением новых слов, ставили в пример опыты Хлебникова, т. е. в конечном итоге противопоставляли свою поэзию символистской по линии лишь формалистски-литературной. Маяковский, подписавший этот манифест, ограничивался в ту пору формальными требованиями. Однако он менее других футуристов мог рассматривать свою поэзию как поэзию формализма

В 1912-1917 Маяковский выступает как своеобразный социалист-утопист, как выразитель той группы мелкобуржуазной, гуманистически настроенной интеллигенции, идейное развитие которой впоследствии привело к приятию Октябрьской революции. Основная тема дореволюционного творчества Маяковского - человек и капитализм. В самой уже постановке темы «человек и капитализм» в Маяковском сказалась природа мелкобуржуазного утописта. Силой своего дарования поэт выражал ощущение растерянности, бессилия

перед лицом капитализма, уродующего и уничтожающего личность.

Коммунальное государственное учреждение

«Средняя школа-комплекс национального возрождения № 17»

Северо-Казахстанской области

Конспект урока по литературе
в 11 классе

В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир

ранней лирики поэта

подготовила

учитель русского языка и литературы

Адракова Анжела Геннадьевна

г. Петропавловск

2014 г.

Тема: В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир

ранней лирики поэта

Цель: познакомиться с личностью В.Маяковского, с особенностями его ранней лирики; увидеть дух бунтарства и эпатажа в ранних произведениях поэта.

Ход урока

Быть понят моей страной,

а не буду понят, —

по родной стране

пройду стороной,

как проходит

косой дождь!

В.В.Маяковский

Запись темы урока, постановка цели.

Слово учителя

XX век без Маяковского представить невозможно. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, «Стихов о советском паспорте», поэмы о Ленине и т. д. И.В.Сталин в 30-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом. Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, и как поэт Маяковский был гораздо сложнее и интереснее, чем многим представлялось.

Родился 19 (7) июля 1893 в селе Багдади Кутаисской губернии, в семье лесничего. И отец, и мать Маяковского были потомственными дворянами (Столбовой отец мой / дворянин // кожа на руках моих тонка…– Про это).

В 1906, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. В Москве Маяковский, увлекшись идеями социал-демократии, вступает в 1908 в РСДРП и принимает участие в подпольной работе. С этим обстоятельством связано и прекращение Маяковским, после 5-го класса гимназии, систематического общего образования. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов был отпущен на поруки матери, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.

Именно в тюрьме, под впечатлением от впервые прочитанных современных стихов, в частности – Бальмонта, Маяковский сделал первые шаги в поэзии (стихи не сохранились), написанное впоследствии оценивал очень критически.

В 1911, после нескольких попыток поступить в какое-либо художественное учебное заведение, Маяковский становится учащимся Школы живописи, ваяния и зодчества в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы футуристов «Гилея», Маяковский знакомится с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией.

С конца 1912 – начала 1923 Маяковский принимает участие в художественных выставках современного искусства, выступает с чтением своих стихов, участвует в публичных выступлениях совместно с Бурлюком и другими членами группы «Гилея». Первые публикации Маяковского (стихотворения Ночь, Утро) появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи»: Пощечина общественному вкусу.

Маяковский также участвовал в написании одноименного манифеста, из которого взято часто цитировавшееся художественными противниками футуристов положение – «сбросить Толстого, Достоевского, Пушкина с Парохода современности». Авторы многочисленных мемуаров подчеркивают любовь Маяковского к классике, блестящее знание поэзии Пушкина и т.п., пытаясь уравновесить декларации такого рода. Они были типичны для многих левых течений в искусстве начала 20 в. (ср. итальянский футуризм, Дада, сюрреализм).

В 20-х годах к нему добавляется новый аспект – безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии Л. Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие.

В архиве нашли в годы перестройки давнее удостоверение сотрудника за номером 15 073, выданное Л.Ю.Брик Лубянкой в начале 20-х годов Маяковского любовь к Лиле толкала на написание новых произведений, он писал, получал деньги, была возможность любить и баловать обновками любимую женщина, Лиля этим пользовалась, она не отпускала от себя Маяковского до конца.

Так они прожили до 1928 года, когда Маяковский будучи за границей, куда ездил для свидания с трехлетней дочерью от американки Элли Джонс, познакомился в Париже с красавицей Татьяной Алексеевной Яковлевой, уехавшей из России в 1925 г. Но оней позже. Элли Джонс влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Правда, тогда Элли звали Елизаветой Петровной Зиберт. Через год она вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и там в 1925 году и встретилась с поэтом.

В результате той встречи родилась Патриция, видевшая отца всего раз в жизни - в 1928 году в Ницце.

Последние два года жизни Маяковского, мир его личных переживаний и чувств связаны с именем Татьяны Яковлевой. За полтора с небольшим года до знакомства с Маяковским Т.Яковлева приехала из России в Париж по вызову дяди, художника А.Е.Яковлева. Двадцатидвухлетняя, красивая, высокая, длинноногая с выразительными глазами и яркими светящимися желтыми волосами, пловчиха и теннисистка, она, фатально неотразимая, обращала на себя внимание многих молодых и немолодых людей своего круга.

С Яковлевой его познакомила сестра Лили Брик Эльза Триоле. В своих мемуарах сама Эльза напишет, что сделала это для того, чтобы Маяковский не скучал в Париже.

Но существует мнение, что встреча была организована с другими целями - отвлечь поэта от родившей ему дочь американки Элли Джонс и задержать в столице Франции, где он щедро оплачивал житье-бытье Эльзы и ее спутника Луи Арагона. Финал же этой истории известен: Маяковский влюбился в Татьяну и настойчиво принялся уговаривать ее выйти за него замуж. Чуть ли не сам думал перебраться в Париж. В итоге ему было отказано в выезде за границу.

Развязка случилась весной. А еще в октябре 1929 года Лиля в присутствии Маяковского вслух прочитала в письме сестры Эльзы о том, что Татьяна собирается замуж за виконта дю Плесси. Хотя на самом деле речь о свадьбе зайдет лишь месяц спустя. Яковлева до последнего дня не забудет Брик случая с письмом. И с горькой иронией однажды признается, что даже благодарна ей за это. В противном случае она, искренно любя Маяковского, вернулась бы в СССР и сгинула в мясорубке 37-го года.

Конечно, в жизни Маяковского были не только эти две женщины, стоит сказать и о той, которая была упомянута в его предсмертном письме, это актриса МХАТа Вероника Витольдовна Полонская

Поэт познакомился с молоденькой актрисой МХАТа Вероникой Витольдовной Полонской и по-мальчишески влюбился в нее. Она была замужем за известным актером Михаилом Михайловичем Яншиным. Отношения между Маяковским и Полонской имели взлеты и падения. В конце концов, поэт поставил вопрос ребром: Полонская должна немедленно разойтись с мужем и тут же оставить сцену. На одной из дружеских вечеринок Маяковский, имевший право на ношение оружия, достал из кармана пистолет и пригрозил: если Вероника не выполнит его условия, то он застрелится. Полонская с трудом отговорила Маяковского от рокового шага.

Продолжение объяснения, начатого накануне вечером на квартире у Катаева, состоялось в комнате на Лубянке утром 14 апреля.

Известно, что объяснение в комнате на Лубянке напоминало предыдущие: Владимир Владимирович требовал решить, наконец, все вопросы — и немедленно. Он грозил не отпустить Полонскую в театр, закрывал комнату на ключ. Когда же она напомнила, что опаздывает в театр, то Маяковский разволновался еще больше.

«Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своем рабочем кабинете (Лубянский проезд, 3) покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. Как сообщил нашему сотруднику следователь тов. Сырцов, предварительные данные следствия указывают, что самоубийство вызвано причинами чисто личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью поэта. Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после которой поэт еще не совсем поправился».

«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.

Мама, сестры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.

Лиля — люби меня. (Лиля Брик — А.Д.)

Товарищ правительство, моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят —

«инцидент испорчен», любовная лодка

разбилась о быт. Я с жизнью в расчете

и не к чему перечень взаимных болей,

бед

и обид..»

Маяковский написал к открытию выставки «20лет работы», которую готовил в январе 1930г. 1 февраля 1930 г., в 17 часов состоялось ее открытие. На ней присутствовало 300-350 человек. В основном - молодежь. Мая­ковский возлагал на этот день, как и вообще на выставку, большие, хотя и неясные надежды. было похоже на бойкот. Газеты тоже умолчали о выставке.

Одновременно с выставочными делами разворачивались дру­гие события. 6 февраля на конференции Московской ассоциации пролетарских писателей М. заявил о вступлении в РАПП, до этого шага он состоял в организации, Реф (Революционный фронт искусств). Рефовцы восприняли вступление в РАПП как измену и объявили ему бойкот.

Провалились в Ленинграде и Москве постановки пьесы «Баня», в которой перед читателем и зрителем предста­ет гневная сатира на бюрократию. Последовала серия убийственных рецензий, в которых рецензенты за слабостью постановок не разглядели до­стоинств пьесы. В защиту «Бани» выступил Мейерхольд. Надо было спасать спектакль, премьера которого состоялась 16 марта. Однако пьеса продолжала бурно обсуждаться на диспутах: ей при­писывались и отсутствие «классового содержания», и «издева­тельское отношение к нашей действительности», что по тому вре­мени имело предупреждающе-угрожающий характер. Все эти события связывались в тугой узел.

Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе».

Страдающим и одиноким пришел В.Маяковский в русскую поэзию. А ему с первого же появления в печати и на эстраде навязали амплуа литературного хулигана. И он, чтобы не кануть в безвестность, поддерживал эту репутацию дерзкими выходками на вечерах. Он, например, всегда ходил в желтой кофте. Это, конечно, вызов благонамеренной публике, но она появилась от бедности.

— «Искусство должно будить и будоражить!» – провозглашали футуристы. Таковы ранние стихотворения Маяковского, в которых поэт неоднолинеен и потому порой трудно объясним. И тем не менее попробуем с позиции сегодняшнего читателя вдуматься в те проблемы, которые волнуют совсем молодого поэта, в те противоречия, которые раздирают его душу.

Запись в тетрадь

Запишем в тетрадь основные принципы футуризма.

    Анархическое бунтарство.

    Свобода творчества.

    Отказ от литературных и языковых норм.

    Устремленность в будущее.

    Неприятие буржуазной морали.

    Эпатаж как средство выразительности.

Беседа с классом

Нам предстоит говорить о лирическом герое. Кто же такой лирический герой стихотворения?

Кто же лирический герой В. Маяковского? В чем заключается своеобразие данного образа? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать стихотворения. Одним из первых было стихотворение «А вы могли бы?»

Для первого урока мы выбрали три стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Нате!». Задача

Анализируя по предложенному плану эти стихотворения, сделать вывод об особенностях художественного мира ранней лирики Маяковского.

1 вариант –

1) Чтение стихотворения

2)анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Примерный план

    Охарактеризуйте лирического героя.

    Какова система образов стихотворения?

    Какие средства выразительности использует поэт?

    В чём состоит конфликт поэта с окружающим миром?

Анализ

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» (запись на доске)

Итак, какие же черты присущи лирическому герою Маяковского?

— Как вы понимаете смысл названия?

— Какие средства выразительности использует поэт?

Маяковский, конечно, не мог не думать о сути поэзии, о назначении поэта среди повседневных будничных забот. Эти размышления нашли своё отражение в стихотворении «Послушайте!», написанном в 1914 году. В нём он задумывается о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будней.

И по содержанию, и по особенностям художественной формы оно очень характерно для ранних стихов поэта. К кому обращается поэт и какие художественные средства использует? Что поразило вас в этом стихотворении? Определите главный конфликт стихотворения. /Расторжение с толпой с эстетической стороны/. В поэтическом мире Маяковского, как правило, существует противопоставление толпы (мещан, обывателей) поэту. Давайте попробуем изобразить то, как смотрят на окружающий мир обыватели и, в противовес им, поэт:

для поэта: для обывателя:

студень студень

океан еда

Жестяная рыба рыба

новые губы рот

любовь еда

Итак, главный конфликт в стихотворении «А вы могли бы?» — расторжение с толпой с эстетической стороны. Поэт видит мир совсем не так, как толпа. Силой воображения он переделывает этот мир, из всего извлекая поэзию.

2 вариант –

1) чтение наизусть стихотворения «Послушайте!»

2) анализ стихотворения

Примерный план

    В чём смысл названия стихотворения?

    В чём своеобразие интонации?

    Охарактеризуйте лирического героя стихотворения.

    В чём Маяковский видит миссию поэта?

Анализ

… в своём анализе отразила своеобразие интонации произведения, которая проявляется уже в его названии, новаторское использование рифмы, дала интересную характеристику лирического героя, раскрыла своё видение проблемы «В чём видит Маяковский миссию поэта «нового времени»?»

Дополнение Поэт – это тоже звезда, и свет её служит нравственным, эстетическим, духовным ориентиром людям. Убеждённый в необходимости поэтического слова, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя боль миллионов и рассказать о ней людям, чтобы вызвать стремление преодолеть эту боль, изменить мир.

Как вы поняли смысл стихотворения? Чем оно отличается по общему тону от предыдущего стихотворения? (Лирический герой не противостоит толпе, он пытается быть понятым). Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды? (Образ звезды символизирует смысл жизни. Поэт утверждает необходимость таких человеческих качеств, как добро, любовь, красота). Почему звезды названы «плевочками»? / Неожиданно примененное к звездам «эпатирующее» (нарочито дразнящее резкостью) определение «плевочки» — это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не снижает, не разрушает образ ночного неба, а лишь помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт/. Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта - нести свет. Какие средства (в том числе и синтаксические) использует автор для того, чтобы передать чувства лирического героя, его взволнованность? / В стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих иногда из одного слова, передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя. Стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки - «лесенке» Маяковского. Б. Эйхенбаум называл такую новую запись стихов - «не по строкам, а по дыханию, потому что каждое слово надо кричать полной грудью. Местами можно немножко стихнуть, тогда растягиваются и строки»/. Как стихотворение «Послушайте!» изменило ваше отношение к Маяковскому? Вывод: в стихотворении «Послушайте!» мы видим тоску поэта и его размышления о том, что каждый человек не случайно находится на этой Земле.

— Несовершенство жизнеустройства, резкое несоответствие мечты и действительности порождали недоумённые вопросы. В полном разладе с этим миром появилось стихотворение «Нате!»

Чтение и анализ стихотворения «Нате»

Анализ ответа учащегося

Безусловным достоинством работы… является использование воспоминаний современников о публичном чтении Маяковским стихотворения «Нате!». В анализе отображено своеобразие раскрытия традиционного для русской литературы конфликта поэта с миром, поэта и «толпы»; показано новаторское использование средств художественной выразительности; отражено собственное восприятие прочитанного стихотворения.

Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения? / выраженным в стихотворении чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью/. Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии? / Маяковский ненавидит буржуазно-мещанскую толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению/. Как представлен предметный мир стихотворения? / Предметный мир этого стихотворения представлен именно предмета­ми потребления: «щи», «белила», «вещи», «калоши». Отвратителен соби­рательный образ мещанской толпы: «Толпа озвереет, будет тереться, / ощетинит ножки стоглавая вошь»/. Определите конфликт стихотворения. Теперь изобразим схематически модель взаимоотношений поэта и окружающего мира:

бабочка сердца стоглавая вошь

В буржуазном обществе, по мнению поэта нормой является отчуждение материального от духовного. Идеальному нет места. Поэтому столько отталкивающе материального изображается в стихах: «обрюзгший жир», «мясо», «слюни» и т. п. Лирический герой Маяковского часто оказывается в изоляции, в одиночестве, не находит понимания. Вывод: в «Нате!» конфликт носит этический характер (не характерный для писателей романтиков). Здесь мы видим отрицание культуры вообще; толпа антиэстетична, погружена в быт. У Блока были «сытые», у Маяковского – «жирные» (там, где встречается мотив жира — толпа), т.е. те же мещане.

Слово учителя. В 1917 г. произошла очередная русская революция, вслед за ней – Октябрьская. Для Маяковского не существовало опроса принимать или не принимать революцию, поэт заявил: «Моя революция». Очень важно знать то, что поэт пришел к революции через футуризм.

Грядущая революция была желанна, потому что понималась как массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. Основной лозунг футуристов: «Мы не признаем искусство без дела».

4. Давайте прочитаем «Оду революции », написанную поэтом в 1918 г. Вспомните определение оды как жанра.

Как Маяковский выразил в стихотворении свое отношение в революции? Раз это «его революция», то Маяковский поет оду, но почему же он выражает двойственное отношение? Какое значение имеет антитеза в этом стихотворении? /антитеза передает противоречивость, двуликость революции, которая может обернуться и «стройной перестройкой» и «грудой развалин»/

Вывод : Маяковский не идеализировал революцию, ему был свойственен не только оптимистический, но и критический взгляд на настоящее и будущее.

6. Прочитайте стихотворение «Хорошее отношение к лошадям ».

— Как вы поняли смысл стихотворения? Какие мотивы раннего творчества развивает В.В. Маяковский в этом стихотворении? /Кузнецкий, который «смеялся», - это та же буржуазная толпа, те же оставшиеся не у дел «зеваки», которые заполняли и размещавшееся рядом на Кузнецком кафе «Питтореск», где Маяковский часто выступал.Выразительная деталь - «штаны пришедшие Кузнецким клешить» - является средством социальной характеристики: речь идет о праздношатающихся, которым удалось ускользнуть от общего дела. Этой толпе противопоставлен, как всегда, лирический герой: Лишь один я голос свой не вмешивал в вой ему… Таким образом, стихотворение - продолжение старого разговора в новой общественной обстановке. Нужно было сказать отчаявшимся слово «ласковое, человечье»./

Какие средства художественной выразительности использует в стихотворении В.В. Маяковский? /«Первая строфа вся построена на передаче движения, звонкого, напевного и дробного скока и цоканья. Она богато инструментована, аллитерации доведены до звукоподражания, приема, довольно редкого у Маяковского. И в то же время чуткое ухо поэта различает в этом скаканье какие-то грубые, неприятные, предостерегающие звуки - «грабь, гроб, груб». Они словно предвещают близящуюся опасность.

С предельной поэтической наглядностью, почти физической осязаемостью передано самое падение.

Как вы понимаете слова:«Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по – своему лошадь?».

Как вы думаете, почему В.В. Маяковский изменил название стихотворения? (Первоначальное название - «Отношение к лошадям».) /Это стихотворение является утверждением человечности. Нетрудно увидеть, насколько определеннее утверждается пафос человечности в этом окончательном варианте./ На первый взгляд «я» в стихотворении -одинокое, слабое перед толпой гогочущих зевак. Но это не так. Все дело в том, что оно перестало быть лишним, ненужным, оно вносит интонацию радостной убежденности, что жизнь не напрасна. Желание жить, работать, действовать сильнее «звериной тоски».

И в этом - коренное отличие «Хорошего отношения…» от дореволюционных стихотворений.

Вывод: судя по тому, в каком году было написано стихотворение (1918), мы можем смело говорить о том, что Маяковский – очень гуманный поэт, его заботила не только революция; образ лошади аллегоричен, один поэт понял ее трагедию.

Подведение итогов

Итак, каковы же особенности ранней лирики Маяковского?

    Назовите основные темы ранних произведений поэта.

    Каковы важнейшие «эмоциональные ощущения» раннего Маяковского?

    Каким настроением проникнуты стихотворения?

    В чём проявилось новаторство Маяковского?

    Основной темой ранних произведений является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта.

    Важнейшие эмоциональные ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние.

    Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и эпатажа.

    Маяковский – поэт-новатор: новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов.

Домашнее задание Чтение и анализ «Облако в штанах»

ПОСЛУШАЙТЕ!

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают —

Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит —

чтоб обязательно была звезда! —

клянется —

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

1913

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

1913

ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

Били копыта,

Пели будто:

— Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.-

Ветром опита,

льдом обута

улица скользила.

Лошадь на круп

грохнулась,

и сразу

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

— Лошадь упала!

— Упала лошадь! —

Смеялся Кузнецкий.

Подошел

и вижу

глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,

течет по-своему…

Подошел и вижу —

За каплищей каплища

по морде катится,

прячется в шерсти…

И какая-то общая

звериная тоска

плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

«Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте —

чего вы думаете, что вы сих плоше?

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

Может быть,

— старая —

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Хвостом помахивала.

Рыжий ребенок.

Пришла веселая,

стала в стойло.

И всё ей казалось —

она жеребенок,

и стоило жить,

и работать стоило.

1918

Список использованной литературы

2. Крючков В. Русская поэзия XX века: Очерки поэтики. Анализ текстов: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов: В 2-х ч. — Саратов: «Лицей», 2002. – Ч.1.

3. Паперный З. Поэтический образ у Маяковского. М, 1961.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

Урок 64 ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ (1893–1930). СТИХОТВОРЕНИЕ «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ…»

02.02.2012 14866 1549

Урок 64 владимир владимирович маяковский (1893–1930). стихотворение «необычайное приключение…»

Цели : познакомить с особенностями творчества поэта, с темами его произведений, подчеркнуть понимание им своего назначения, его человеколюбие.

Методические приемы : работа с учебником, выразительное чтение, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка иллюстраций учащихся к рассказу (рассматривание, комментарии художников, отзывы учащихся.)

2. Выборочный переска з «История Кусаки».

3. Диало г «Разговор с другом…».

4. Отзы в о рассказе (2–3 ученика).

III. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя о писателе с демонстрацией портрета и фотокомпозиции (домашний кабинет, семья Маяковского).

«Маяковский прошел короткий по времени, но огромный по насыщенности исторических событий путь». (Катанян.)

Сформировавшись как поэт в среде футуристов, но будучи ярче, талантливее друзей, Маяковский проложил свою дорогу в поэзии, неразрывно связанную с трагическими десятилетиями русской истории начала века.

2. Чтение биографии поэта (с. 100–102 в учебнике).

– Кто помогал Маяковскому в становлении как художника и поэта?

– Как работал поэт?

3. Чтение статьи «В творческой лаборатории В. В. Маяковского» (с. 102–105 в учебнике).

Беседа по вопроса м.

– Почему его стихи разбиты на строчки? (Строка становится значительнее, веселее, строка оживает.)

IV. Знакомство со стихотворением «Необычайное приключение…».

1. Слово учител я.

Читая стихотворение «Необычайное приключение…», мы попадаем в сказку. (Помните: «сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».) Перед нами картинка русской деревни, солнечного заката. В ней нет полутонов и оттенков. Закат пылает «В сто сорок солнц» (гипербола Маяковского), жара плывет над землей.

Место действия – село Пушкино на пригорке, Акулова гора. Обращение к солнцу. В. Маяковский работал в окнах РОСТА – Российское Телеграфное Агентство. Спать не приходилось, 3 часа с поленом под головой. Шла гражданская война, окна РОСТА освещали ее события, сообщали о развитии экономики; о вступлении в Красную Армию… Уставший поэт сердится на знойное солнце, приглашая его к себе.

2. Словарная работа : взорим – от слова заря , взойти над землей, озарить землю; занежен – запрятан, укутан; златолобо – золотой лоб; вспоем ; трезвонится – встает; до донца – до конца. Цель неологизмов поэта не столько обогатить речь, сколько наиболее полно воплотить поэтическое чувство, создать художественный образ.

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

V. Подведение итогов урока.

– Понравилось ли вам стихотворение?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотво-
рения.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

6-е изд. - М.: Изд-во МГУ, Печатные традиции, 2008 - Т.1. - 681с., Т.2. - 432с.

Т.1. - М.: Высш. шк., 1990 -495с.; Т.2. - М.: изд-во МГУ, Инфра-М, 2000 - 432с.

Первый том учебника охватывает раннее и развитое Средневековье (V-XV вв.). Написанный заново наиболее известными учеными и преподавателями средневековой истории из МГУ и институтов Российской Академии наук, он отражает современные достижения медиевистики и дает полное представление о европейской средневековой цивилизации.

Во втором томе учебника излагается история стран Европы в позднее Средневековье (раннее Новое время) - XVI - середина XVII в. Показаны коренные изменения в экономическом, социальном и культурном развитии стран Европы, возникновение раннекапиталистических отношений, великие географические открытия, коренные перемены в государственной структуре Германии, Англии, Франции. Большое внимание уделено общеевропейским процессам, таким, как Реформация, Контрреформация, Возрождение. Освещаются история первой общеевропейской войны - Тридцатилетней - и ее последствия для развития региона.

Для студентов исторических факультетов.

Том 1 . История средних веков. Т.1. Под ред. Карпова С.П. (2008 -681 с.)

Формат: djvu

Размер: 14 ,7 Мб

drive.google

Том 1 . История средних веков. Т.1. Под ред. Карпова С.П. и Удальцовой З.В. (1990 -495с.)

Формат: doc / zip

Размер: 3 ,6 Мб

/ Download файл

Том 2 . История средних веков. Т.2 . Под ред. Карпова С.П. (2008 -432 с.)

Формат: djvu

Размер: 9 Мб

drive.google

Том 2 . История средних веков. Т.2. Ранее новое время. Под ред. Карпова С.П. (2000 -432с.)

Формат: pdf / zip

Размер: 69 Мб

drive.google

А также можно скачать анонс этого двухтомника "История средних веков" в 2-х томах. Под ред. Карпова С.П. (2003, 640с.+ 432с.)

Формат: doc / zip

Размер: 2 ,4 Мб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ. Том 1. Под ред. Карпова С.П. (2008 -681 с.)
Предисловие (ВА. Садовничий) 5
Предисловие (СП. Карпов) ." 6
Введение 9
Глава 1. Сущность понятий «Средние века» и «феодализм» (НА. Хачатурян).... 11
§ 1. Содержание терминов «Средние века» и «феодализм» в исторической науке 12
§ 2. Характеристика феодализма 16
§ 3. Периодизация эпохи Средневековья в Западной Европе 27
§ 4. Историческое место западноевропейского феодализма и цивилизационные особенности региона 30
Глава 2. Источники по истории Средних веков V-XV вв. (СП. Карпов, И.С. Филиппов) 33
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Глава 3. Возникновение феодального строя в Западной Европе (И.С. Филиппов) 53
§ 1. Кризис рабовладельческого строя в Римской империи 53
§ 2. Разложение первобытно-общинного строя у германских племен 69
§ 3. Падение Западной Римской империи и образование варварских государств 84
§ 4. Особенности генезиса феодализма в Западной Европе 94
Глава 4. Франкская держава (И.С. Филиппов) 100
§ 1. Франкское завоевание Галлии. Королевство Меровингов 100
§ 2. Государство Каролингов 115
Глава 5. Византия в IV-XII вв. (Г.Г. Литаврин) 143
§ 1. Византия в IV - первой половине VII в 143
§ 2. Византия во второй половине VII - XII в 158
Глава 6. Западная Европа в конце раннего Средневековья 185
§ 1. Франция в IX-XI вв. (И.С. Филиппов) 185
§ 2. Италия в VIII-X вв. (Л.М. Брагина) 193
§ 3. Германские земли в IX - начале XI в. (МА. Бойцов) 198
§ 4. Северная Европа в 1Х-Х1 вв. (А.Я. Гуревич) 207
§ 5. Англия до середины XI в. (И.С. Филиппов) 214
§ 6. Кельтский мир в раннее Средневековье (И.С. Филиппов) 227
§ 7. Испания в VIII - середине XI в. (СД. Червонов, И.И. Шилова-Варьяш) 242
Глава 7. Церковь в раннее Средневековье (Н.М. Богданова, Н.Ф. Усков) 250
РАЗВИТОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Глава 8. Возикновепие и рост средневековых городов (А.Л. Сванидзе) 273
Глава 9. Крестовые походы (С/7. Карпов) 302
Глава 10. Фракция в Н-XV вв. (П.Л. Хачатурян) 320
§ 1. Франция в XI-XIII вв 320
§ 2. Франция BXIV-XVBB 333
Глава 11. Англия в XI-XV вв. (ЕВ- Калмыкова) 362
§ 1. Англия в XI-XII вв 362
§ 2. Англия в конце XII - XIII в 374
§ 3. Англия в XIV-XV вв 387
Глава 12. Германия в XI-XV вв 403
§ 1. Германия в XI-XIII вв. (МЛ. Бойцов) 403
§ 2. Германия в XIV-XV вв. (В.М. Володарский) 424
Глава 13. Италия в H-XV вв 439
§ 1. Италия в XI-XII вв. (Л.М. Брагина) 439
§ 2. Италия в XIII-XV вв. (Л.М. Брагина) 450
§ 3. Итальянские морские республики (СП. Карпов) 474
Глава 14. Страны Пиренейского полуострова в XI-XV вв. (С.Д. Червонов,И.И. Шилова-Варьяш) 481
§ 1. Пиренейский полуостров в XI-Х1Н вв 481
§ 2. Испания и Португалия в XIV-XV вв 490
Глава 15. Скандинавские страны в XII-XV вв. (АЯ. Гуревич) 494
Глава 16. Венгерское королевство в X-XV вв. (Т.П. Гусарова) 505
Глава 17. Валахия и Молдавия до конца XV в. (Л.Е. Семенова) S22
Глава 18. Византия в XIII-XV вв. (СП. Карпов) 534
Глава 19. Производительные силы общества Западной Европы в V-XV вв. (АЛ Сванидзе) 548
Глава 20. Церковь в И-XV кв. (Н.Ф. Усков) 565
Глава 21. Средневековая культура Западной Европы V-XV вв. (В. И. Уколова) 583
Глава 22. Культура Византии IV-XV вв. (ГГ. Лшпаврин) 614
Глава 23. Раннее Возрождение и гуманизм а Италии XTV-XV вв. (Л.М. Брагина) 630
Хронологическая таблица (СВ. Близнюк) 648
Библиография (О.С Воскобойников, СП. Карпов, И.С. Филиппов) 655

ОГЛАВЛЕНИЕ Том 2. Под ред. Карпова С.П. (2000 -432с.)
Глава I. Источники по истории позднего средневековья (раннего нового времени). О.В. Дмитриева. .3
Глава 2. Основные тенденции исторического развития Западной Европы в конце XV - первой половине XVII в. Л.М. Брагина О.В. Дмитриева 10
Глава 3. Экономическое развитие стран Западной Европы в раннее новое время, Л.М, Брагина 33
Глава 4. Великие географические открытия и возникновение колониальной системы. Э.Э. Литаврина 54
Глава 5. Германки в XVI - первой половине XVII в. В.М. Воладарский 73 .
Глава 6. Швейцария в XVI - первой половине XVII в. В.М. Володарский 124
Глава 7. Католическая церковь в раннее новое время. Контрреформация католическая реформа. С,Л, Плешкова 145
Глава 8. Испания л XVI - первой половине XVII в. Э.Э. Литаврина 155
Глава 9. Нидерланды в XVI - первой половине XVII в. В.М, Володарский 180
Глава 10. Италия в XVI - первой половине XVII в. ЛМ. Брагина 213
Глава 11. Англия в XVI - первой половине XVII в. О.В. Дмитриева. 250
Глава 12. Франции в XVI - первой половине XVII в. С.Л. Плешкова 285
Глава 13. Страны Северной Европы в XVI - первой половине XVII в. Л.А Сванидзе. 321
Глава 14. Австрия в XVI - первой половине XVII в. Т.П. Гусарова 345
Глава 15. Венгрия, Трансильвания, Молдавия и Валахия i XVI - первой подовике XVII в, Т.П. Гусарова 350
§ 1. Венгрия и Трансильваяское княжество 350
§ 2. Молдавское и Валашское княжества 371
Глава 16. Международные отношения XVI - первой половине XVII в. 378
§ 1. Развитие международных отношений в Европе в XVI в. С.Л. Плешкова.378
§ 2. Европа и Османская империя в XVI - первой половине XVII в. Т.П. Гусарова 384
§ 3. Тридцатилетняя война. В.М. Володарский 391
Хронологическая таблица О.В. Дмитриева 406
Библиография О.В. Дмитриева 411

Новое на сайте

>

Самое популярное