Домой Овощи Технологическая карта урока по географии. Форма и размеры Земли. По тоннажу морского флота в мире лидируют страны

Технологическая карта урока по географии. Форма и размеры Земли. По тоннажу морского флота в мире лидируют страны


Проверочная работа №2 (самоконтроль)

Определение географической широты

по астрономи­ческим наблюдениям

Вариант 1

1. На какой высоте происходит в Ленинграде, географиче­ская широта которого равна 60°, верхняя кульминация звезды Альтаир?

2. Светило восходит в точке востока. Где оно будет через 12 ч?

Вариант 2

1. Каково склонение звезды, если она кульминирует в Моск­ве, географическая широта которой равна 56°, на высоте 63°?

2. Как располагаются суточные пути звезд относитель­но небесного экватора?

Вариант 3

1. Какова географическая широта места наблюдения, если звезда Регул наблюдалась в верхней кульминации на высоте 57°?

2. Где на Земле не видно никаких звезд южного полушария неба?

Вариант 4

1. На какой высоте происходит верхняя кульминация звезды Спика в городе, географическая широта которого составляет 50°?

2. Как относительно горизонта располагаются суточные пути звезд для наблюдателя, находящегося на полюсе Земли?

Вариант 5

1. Каково склонение звезды, если ее верхняя кульминация в Ереване, географическая широта которого равна 40°, проис­ходит на высоте 37°?

2. Какой круг небесной сферы все звезды пересекают дважды в сутки, если наблюдения ведутся в средних широтах"."

Вариант б

1. Какова географическая широта места наблюдения, если звезда Бетельгейзе наблюдалась в верхней кульминации на высоте 48°?

2. Как располагается ось мира относительно земной оси? относительно плоскости горизонта?


______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Во сколько раз звезда 3,4 звездной величины слабее, чем Сириус, имеющий видимую звездную величину -1,6?

2. Чему равна абсолютная звездная величина Сириуса, если расстояние до нее 2,7 пс?

3. Какова светимость Беги? Абсолютную звездную ве­личину Солнца принять равной 4,8.

1. Во сколько раз звезда, имеющая видимую звездную величину - 3, ярче звезды второй величины?

2. Вычислить абсолютную звездную величину Беги, ес­ли расстояние до нее 8,1 пс?

3. Какова светимость Сириуса? Абсолютную звездную величину Солнца принять равной 4,8.

Оценка

II Строение Солнечной системы

(небесная механика)

Проверочная работа №3 (самоконтроль)

Законы Кеплера Вариант 1

1. Чем) равна большая пол) ось орбиты Урана, если звездный пе­риод обращения этой планеты вокруг Солнца составляет 84 года?

2. Как меняется значение скорости движения планеты при ее пере­мещении от афелия к перигелию?

Вариант 2

1.Большая полуось орбиты Сатурна 9,5 а. е. Каков звездный пери­од его обращения вокруг Солнца?

2.В какой точке эллиптической орбиты кинетическая энергия ис­кусственного спутника Земли (ИСЗ) максимальна и в какой - ми­нимальна?

Вариант 3

1. Большая полуось орбиты Юпитера 5 а. е. Каков звездный период его обращения вокруг Солнца?

2. В какой точке эллиптической орбиты потенциальная энергия искусственного спутника Земли (ИСЗ) минимальна и в какой -максимальна?

Вариант 4

1.Звездный период обращения Юпитера вокруг Солнца составляет 12 лет. Каково среднее расстояние Юпитера до Солнца?

2. В какой точке орбиты планеты ее кинетическая энергия макси­мальна, в какой - минимальна?

Вариант 5

1.Большая полуось орбиты Марса 1,5 а. е. Чем) равен звездный период его обращения вокруг Солнца?

2.Как меняется значение скорости движения планеты при ее пере­мещении от перигелия к афелию?

Вариант 6

1. Большая полуось орбиты Венеры 0,7 а. е. Чем) равен звездный период ее обращения вокруг Солнца?

2. Как происходит видимое движение планет?

Творческое задание:

Определите свой возраст на планете

__________________________________________________________

Проверочная работа №6 (самоконтроль)

«Определение расстояний до звезд»

1. Расстояние до звезды Бетельгейзе 652 св.года. Чему равен ее параллакс?

2. Параллакс Проциона 0,28". Сколько времени идет свет от этой звезды до Земли?

3. Параллакс звезды равен 0,5" Определить, во сколько раз эта звезда дальше от нас, чем Солнце.

4. Параллакс Альтаира равен 0,20". Расстояние до Веги 29 световых лет. Какая из этих звезд дальше от нас и во сколько раз?

2) Назвать цвет следующих звезд по их спектральному

3) Какие звезды относятся к следующим классам свети­мости звезд

Оценка

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверочная работа №4 (самоконтроль)

Конфигурации и условия видимости планет

Вариант 1

1.Через какой промежуток времени повторяются моменты максимальной удаленности Венеры от Земли, если ее звезд­ный период равен 225 сут?

2. Какие планеты могут наблюдаться в противостоянии? Ка­кие не могут?

Вариант 2

1.Через какой промежуток времени повторяются противо­стояния Марса, если звездный период его обращения вокруг Солнца равен 1,9 года?

2. Какие планеты не могут находиться в нижнем соединении?

Вариант 3

1.Чему равен звездный период обращения Венеры вокруг Солнца, если ее верхние соединения с Солнцем повторяют­ся через 1,6 года?

2. В какой конфигурации и почему удобнее всего наблюдать Марс?

Вариант 4

1.Чему равен звездный период обращения Юпитера, если его синодический период равен 400 сут?

2. Какие планеты могут находиться в верхнем соединении?

Вариант 5

1.Определите синодический период обращения Меркурия, зная, что его звездный период обращения вокруг Солнца ра­вен 0.24 года.

2. В какой из конфигураций могут быть и внутренние и внешние планеты?

Вариант 6

1.Какой будет звездный период обращения внешней планеты вокруг Солнца, если ее противостояния будут повторяться через 1,5 года?

2.Какие планеты могут быть видны рядом с Луной во время полнолуния?

Вывод:
Оценка

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Размеры суточных при загранкомандировках имеют значение для расчета налога на прибыль, а также для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Напомним, что размер суточных работодатель устанавливает самостоятельно, закрепив суммы в коллективном договоре или в локальном нормативном акте (ст. 168 ТК РФ).

Некоторые компании устанавливают различные размеры суточных при загранкомандировках в зависимости от того, в какую страну отправляется работник для выполнения служебного задания.

Кстати, бюджетным организациям размер суточных при загранкомандировках устанавливает Правительство РФ. И коммерческие организации, при желании, могут ориентироваться на эти размеры суточных.

Суточные при загранкомандировках в 2018-2019 гг.: таблица

Для понимания приведем некоторые размеры суточных при загранкомандировках, установленных Правительством РФ для бюджетников (Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 812):

Суточные при загранкомандировках: в какой валюте выдавать

Работодатель сам определяет, в какой валюте устанавливать и выплачивать суточные для загранкомандировок. Например, размер таких суточных может быть установлен в иностранной валюте, но на руки работник получит сумму в рублях, эквивалентную этим валютным суточным.

Загранкомандировка: как считать суточные

Расчет суточных при загранкомандировках в 2018-2019 гг. зависит от количества дней, проведенных работником за пределами РФ.

По общему правилу суточные выплачиваются работнику следующим образом (п. 17, 18 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749):

  • при отправлении в загранкомандировку за день пересечения границы суточные выплачиваются как за время нахождения за границей;
  • при возвращении из зарубежной поездки за день пересечения границы суточные выплачиваются как за командировку внутри страны.

Правда, компания вправе установить свой порядок расчета выплачиваемых суточных.

Суточные в загранкомандировке в 2018-2019 гг. для «прибыльных» целей

Всю сумму суточных (без каких-либо ограничений) можно учесть в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Если суточные выдаются в рублях, то никаких затруднений учет таких расходов не вызовет - просто вся сумма списывается в состав «прибыльных» расходов.

Если же суточные выданы до командировки в иностранной валюте, то необходимо перевести данную сумму в рубли по официальному курсу ЦБ на дату выдачи суточных (п. 10 ст. 272 НК РФ):

Полученная сумма учитывается в расходах.

Суточные по загранкомандировкам 2018-2019: что с НДФЛ

При загранкомандировках НДФЛ не облагается сумма суточных, не превышающая 2500 руб. в день (п. 3 ст. 217 НК РФ). Соответственно, с суммы сверх этого лимита необходимо удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет.

Если суточные были выплачены в рублях, то облагаемая база по НДФЛ будет считаться по следующей формуле:

Кстати, если суточные в организации устанавливаются в иностранной валюте, но выплачиваются работнику в рублях, то никаких перерасчетов делать не нужно (Письма Минфина от 22.04.2016 № 03-04-06/23252, от 09.02.2016 № 03-04-06/6531 ).

Если же суточные выплачены в инвалюте, то в целях уплаты НДФЛ нужно иметь в виду одну важную особенность: пересчитать данную сумму в рубли нужно по официальному курсу ЦБ, установленному на последний день месяца, в котором утвержден командировочный авансовый отчет (Письмо Минфина от 21.03.2016 № 03-04-06/15509 ). Следовательно, база по НДФЛ в данном случае считается так:

Расчет суточных при загранкомандировках в 2018-2019 гг.: страховые взносы

По общему правилу суточные, выплачиваемые работникам в 2018-2019 гг., облагаются страховыми вносами по тому же принципу, что и НДФЛ. То есть взносы нужно начислить с суммы суточных, превышающей 2500 рублей (

Географические координаты - широта и долгота - являются углами, определяющими положение точки на поверхности земного шара. Нечто подобное можно ввести и на небе.

Для описания взаимных положений и видимых движений светил очень удобно разместить все светила на внутренней поверхности воображаемой сферы достаточно большого радиуса, а самого наблюдателя - в центре этой сферы. Её назвали небесной сферой и ввели на ней системы угловых координат, аналогичных географическим.

ЗЕНИТ, НАДИР, ГОРИЗОНТ

Чтобы отсчитывать координаты, нужно иметь какие-нибудь точки и линии на небесной сфере. Введём их.

Возьмём нитку и привяжем к ней грузик. Взявшись за свободный конец нитки и подняв грузик в воздух, получим отрезок отвесной линии. Продолжим его мысленно до пересечения с небесной сферой. Верхняя точка пересечения - зенит - будет находиться у нас прямо над головой. Нижняя точка - надир - наблюдению недоступна.

Если пересечь сферу плоскостью, в сечении получится окружность. Максимальный размер она будет иметь тогда, когда плоскость пройдёт1 через центр сферы. Эта линия так и называется - большой круг. Все остальные круги на небесной сфере - малые. Плоскость, перпендикулярная отвесной линии и проходящая через наблюдателя, пересечёт небесную сферу по большому кругу, именуемому горизонтом. Зрительно это то место, где «земля с небом сходится»; мы видим только ту половину небесной сферы, которая располагается над горизонтом. Все точки горизонта отстоят от зенита на 90°."..

ПОЛЮС МИРА, НЕБЕСНЫЙ ЭКВАТОР,
НЕБЕСНЫЙ МЕРИДИАН

Проследим, как перемещаются звёзды по небу в течение суток. Лучше всего это сделать фотографически, т. е. направить фотокамеру с открытым затвором на ночное небо и оставить так на несколько часов. На фотографии будет хорошо заметно, что все звёзды описывают на небе окружности с одним и тем же центром. Точка, соответствующая этому центру, называется полюсом мира. В наших широтах над горизонтом располагается северный полюс мира (рядом с Полярной звездой), а в Южном полушарии Земли подобное движение совершается относительно южного полюса мира. Ось, соединяющая полюсы мира, именуется осью мира. Суточное движение светил происходит так, как если бы вся небесная сфера вращалась как одно целое вокруг оси мира в направлении с востока на запад. Это движение, разумеется, мнимое: оно является отражением истинного движения - вращения Земли вокруг своей оси с запада на восток. Проведём плоскость через наблюдателя перпендикулярно оси мира. Она пересечёт небесную сферу по большому кругу - небесному экватору, который делит её на два полушария - северное и южное. Небесный экватор пересекается с горизонтом в двух точках. Это точки востока и запада. А большой круг, проходящий через оба полюса мира, зенит и надир называется небесным меридианом. Он пересекает горизонт в точках севера и юга.

СИСТЕМЫ КООРДИНАТ НА НЕБЕСНОЙ СФЕРЕ

Проведём большой круг через зенит и светило, координаты которого хотим получить. Это - сечение небесной сферы плоскостью, проходящей через светило, зенит и наблюдателя. Такой круг называется вертикалом светила. Он, естественно, пересекается с горизонтом.

Угол между направлениями на эту точку пересечения и на светило показывает высоту (h) светила над горизонтом. Она положительна для светил, располагающихся над горизонтом, и отрицательна для находящихся под горизонтом (высота точки зенита всегда 90"). Теперь отсчитаем вдоль горизонта угол между направлениями на точку юга и на точку пересечения горизонта с вертикалом светила. Направление отсчёта - от юга к западу. Этот угол называется астрономическим азимутом (А) и вместе с высотой составляет координаты светила в горизонтальной системе координат.

Иногда вместо высоты используют зенитное расстояние (z) светила - угловое расстояние от светила до зенита. Зенитное расстояние и высота в сумме составляют 90°.

Знание горизонтальных координат светила позволяет найти его на небе. Но большое неудобство заключается в том, что суточное вращение небесной сферы приводит к изменению обеих координат со временем - достаточно быстрому и, что самое неприятное, неравномерному. Поэтому часто применяют системы координат, связанные не с горизонтом, а с экватором.

Снова проведём большой круг через наше светило. На этот раз пусть он проходит через полюс мира. Такой круг называется кругом склонений. Отметим точку пересечения его с небесным экватором. Склонение (6) - угол между направлениями на эту точку и на светило - положительно для северного полушария небесной сферы и отрицательно для южного. Все точки экватора имеют склонение 0°. Теперь отметим две точки небесного экватора: в первой он пересекается с небесным меридианом, во второй - с кругом склонения светила. Угол между направлениями на эти точки, отсчитанный от юга к западу, именуется часовым углом (t) светила. Его можно измерить как обычно - в градусах, но чаще он выражается в часах: вся окружность делится не на 360°, а на 24 ч. Таким образом, 1 ч соответствует 15°, а 1° - 1/15 ч, или 4 мин.

Суточное вращение небесной сферы уже не влияет катастрофически на координаты светила. Светило движется по малому кругу, параллельному небесному экватору и называемому суточной параллелью. При этом угловое расстояние до экватора не меняется, значит, склонение остаётся постоянным. Часовой угол возрастает, но равномерно: зная его значение в какой-либо момент времени, нетрудно рассчитать его для любого другого момента.

Тем не менее составить списки положений звёзд в данной системе координат нельзя, ведь одна координата всё же меняется со временем. Для получения неизменных координат нужно, чтобы система отсчёта перемещалась вместе со всеми объектами. Это возможно, так как небесная сфера в суточном вращении движется как единое целое.

Выберем на небесном экваторе точку, участвующую в общем вращении. В этой точке нет никакого светила; в ней бывает Солнце один раз в году (около 21 марта), когда оно в своём годовом (не суточном!) движении среди звёзд перемещается из южного небесного полушария в северное (см. статью «Путь Солнца среди звёзд»). Угловое расстояние от этой точки, называемой точкой весеннего равноденствия CY1) Д° крута склонений светила, отсчитанное по экватору в направлении, противоположном суточному вращению, т. е. с запада на восток, называется прямым восхождением (а) светила. Оно не меняется при суточном вращении и вместе со склонением образует пару экваториальных координат, которые и приводятся в различных каталогах, описывающих положения светил на небосводе.

Таким образом, чтобы построить систему небесных координат, следует выбрать некоторую основную плоскость, проходящую через наблюдателя и пересекающую небесную сферу по большому кругу. Затем через полюс этого круга и светило проводится еще один большой круг, пересекающий первый, и в качестве координат принимаются угловое расстояние от точки пересечения до светила и угловое расстояние от некоторой точки на основном круге до той же точки пересечения. В горизонтальной системе координат основной плоскостью является плоскость горизонта, в экваториальной - плоскость небесного экватора.

Существуют и другие системы небесных координат. Так, для изучения движений тел в Солнечной системе применяется эклиптическая система координат, в которой основной плоскостью служит плоскость эклиптики (совпадающая с плоскостью земной орбиты), а координатами - эклиптическая широта и эклиптическая долгота. Имеется ещё и галактическая система координат, е ней в качестве основной плоскости принята средняя плоскость галактического диска.

Путешествуя по небесным просторам среди бесчисленных звёзд и туманностей, немудрено и заблудиться, если нет под рукой надёжной карты. Чтобы составить её, нужно точно знать положения тысяч звёзд на небе. И вот часть астрономов (их именуют астрометристами) занимается тем же, над чем трудились ещё звездочёты древности: они терпеливо из меряют координаты звёзд на небе, в основном одних и тех же, словно не доверяя своим предшественникам и самим себе


.

И они совершенно правы! «Неподвижные» звёзды на самом деле непрерывно меняют свои положения - как вследствие собственных движений (ведь звёзды участвуют во вращении Галактики и перемещаются относительно Солнца), так и из-за изменения самой системы координат. Прецессия земной оси приводит к медленному перемещению полюса мира и точки весеннего равноденствия среди звёзд (см. статью «Игра с волчком, или Длинная история с полярными звёздами»). Вот почему в звёздных каталогах, содержащих экваториальные координаты звёзд, обязательно сообщают дату равноденствия, на которую они ориентированы.

ЗВЁЗДНОЕ НЕБО РАЗНЫХ ШИРОТ

Суточные параллели светил в средних широтах .

При хороших условиях наблюдения невооружённым глазом на небе видно одновременно около 3 тыс. звёзд, независимо от того, где мы находимся-в Индии или в Лапландии. Но картина звёздного неба зависит как от широты места, так и от времени наблюдения.

Теперь предположим, что мы решили выяснить: сколько же всего звёзд можно увидеть, скажем, не выезжая из Москвы. Пересчитав те 3 тыс. светил, которые в данный момент находятся над горизонтом, сделаем перерыв и вернёмся на наблюдательную площадку через час. Мы увидим, что картина неба изменилась! Часть звезд, находившихся у западного „ края горизонта, опустилась под горизонт, и теперь их не видно. Зато с восточной стороны поднялись новые светила. Они пополнят наш список. В течение суток звёзды описывают на небе круги с центром в полюсе мира (см. статью «Адреса светил на небесной сфере»). Чем ближе к полюсу звезда, тем крут меньше. Может оказаться так, что весь круг лежит над горизонтом: звезда никогда не заходит. К таким незаходящим звёздам в наших широтах относится, например, Ковш Большой Медведицы. Как только стемнеет, мы сразу найдём его на небе - в любое время года.

Другие светила, более удалённые от полюса, как мы убедились, восходят в восточной стороне горизонта и заходят в западной. Те, что расположены вблизи небесного экватора, восходят вблизи точки востока и заходят возле точки запада. Восход некоторых светил южного полушария небесной сферы наблюдается у нас на юго-востоке, а заход - на юго-западе. Они описывают невысокие дуги над южным горизонтом.

Чем южнее звезда на небесной сфере, тем короче её путь над нашим горизонтом. Следовательно, еще дальше к югу имеются невосходящие светила, суточные пути которых полностью лежат под горизонтом. Что же нужно сделать, чтобы увидеть их? Двигаться на юг!

В Москве, например, можно наблюдать Антарес - яркую звезду в созвездии Скорпиона. «Хвост» Скорпиона, опускающийся круто к югу, в Москве никогда не виден. Однако стоит нам переместиться в Крым - на десяток градусов широты южнее - и в летнее время над южным горизонтом можно будет разглядеть всю фигуру небесного Скорпиона. Полярная же звезда в Крыму располагается гораздо ниже, чем в Москве.

Напротив, если из Москвы двинуться на север, Полярная звезда, вокруг которой ведут свой хоровод остальные светила, будет подниматься всё выше и выше. Есть теорема, точно описывающая эту закономерность: высота полюса мира над горизонтом равна географической широте места наблюдения. Остановимся на некоторых следствиях, вытекающих из этой теоремы.

Представим, что мы попали на Северный полюс и оттуда наблюдаем звёзды. Наша широта 90"; значит, полюс мира имеет высоту 90°, т. е. расположен в зените, прямо у нас над головой. Светила описывают суточные круги вокруг этой точки и движутся параллельно горизонту, с которым совпал небесный экватор. Ни одно из них не восходит и не заходит. Доступны наблюдению лишь звёзды северного полушария небесной сферы, т. е. примерно половина всех светил небосвода.


Вернемся в Москву. Теперь широта около 56°. «Около» - потому что Москва вытянута с севера на юг почти на 50 км, а это чуть ли не полградуса. Высота полюса мира 5б°, он расположен в северной части небосвода. В Москве уже можно видеть некоторые звёзды южной полусферы, а именно те, у которых склонение (б) превосходит -34°. Среди них много ярких: Сириус (5 = -17°), Ригель (6 - -8 е), Спика (5 = -1 I е ), Антарес (6 = -26°), Фомаль-гаут (6 = -30°). Звёзды со склонением больше +34° в Москве никогда на заходят. Звёзды южной полусферы со склонением ниже -34" являются не восходящими, их наблюдать в Москве невозможно.

ВИДИМОЕ ДВИЖЕНИЕ CO Л H Ц A , Л УНЫ И ПЛАНЕТ
ПУТЬ CO ЛНЦА СРЕДИ ЗВЕЗД

СУТОЧНЫЙ ПУТЬ CO ЛНЦА

Каждый день, поднимаясь из-за горизонта в восточной стороне неба, Солнце проходит по небу и вновь скрывается на западе. Для жителей Северного полушария это движение происходит слева направо, для южан - справа налево. В полдень

Солнце достигает наибольшей высоты, или, как говорят астрономы, кульминирует. Полдень - это верхняя кульминация, а бывает ещё и нижняя - в полночь. В наших средних широтах нижняя кульминация Солнца не видна, так как она происходит под горизонтом. А вот за Полярным крутой, где Солнце летом иногда не заходит, можно наблюдать и верхнюю, и нижнюю кульминации.

На географическом полюсе суточный путь Солнца практически параллелен горизонту. Появившись в день весеннего равноденствия, Солнце четверть года поднимается всё выше, описывая круги над горизонтом. В день летнего солнцестояния оно достигает максимальной высоты (23,5е)-Следующие четверть года, до осеннего равноденствия, Солнце спускается. Это полярный день. Затем на полгода наступает полярная ночь.

В средних широтах на протяжении года видимый суточный путь

Солнца то сокращается, то увеличивается. Наименьшим он оказывается в день зимнего солнцестояния, наибольшим - в день летнего солнцестояния. Б дни равноденствий Солнце находится на небесном экваторе. В эти дни оно восходит в точке востока и заходит в точке запада.

В период от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния место восхода Солнца смещается от точки востока влево, к северу. А место захода удаляется от точки запада вправо, тоже к северу. В день летнего солнцестояния Солнце появляется на северо-востоке. В полдень оно кульминирует на максимальной за год высоте. Заходит Солнце на северо-западе.

Затем места восхода и захода смещаются обратно к югу. В день зимнего солнцестояния Солнце восходит на юго-востоке, пересекает небесный меридиан на минимальной высоте и заходит на юго-западе.

Следует учитывать, что вследствие рефракции (т. е. преломления световых лучей в земной атмосфере) видимая высота светила всегда больше истинной. Поэтому восход Солнца происходит раньше, а заход - позже, чем это было бы при отсутствии атмосферы.

Итак, суточный путь Солнца представляет собой малый круг небесной сферы, параллельный небесному экватору. В то же время в течение года Солнце перемещается относительно небесного экватора то к северу, то к югу. Дневная и ночная части его пути неодинаковы. Они равны только в дни равноденствий, когда Солнце находится на небесном экваторе.

Солние зашло за горизонт. Стемне­ло. На небе появились звёзды. Одна­ко день переходит в ночь не сразу. С заходом Солнца Земля ещё долго получает слабое рассеянное осве­щение, которое гаснет постепенно, уступая место ночному мраку. Этот период именуется сумерками

Гражданские сумерки . Навигаиионные сумерки .
Астрономические сумерки

.

Сумерки помогают зрению перестраиваться с условий очень высокой освещённости на низкую и наоборот (при утренних сумерках). Измерения показали, что в средних широтах в ходе сумерек освещённость падает в два раза примерно за 5 мин. Этого достаточно для плавной адаптации зрения. Постепенное изменение естественного освещения разительно отличает его от искусственного. Электрические лампы включаются и выключаются мгновенно, заставляя нас щуриться от яркого света или на некоторое время «слепнуть» в кажущейся кромешной тьме.

Между сумерками и ночной тьмой нет резкой границы. Однако на практике такую границу проводить приходится: нужно знать, когда включать уличное освещение или маячные огни в аэропортах и на реках. Вот почему уже давно сумерки делят на три периода в зависимости от глубины погружения Солнца под горизонт.

Самый ранний период - с момента заката Солнца и до тех пор, пока оно не опустится под горизонт на 6° - именуется гражданскими сумерками. В это время человек видит так же, как днём, и необходимости в искусственном освещении нет.

С погружением Солнца под горизонт от 6 до 12° наступают навигационные сумерки. В этот период естественная освещённость падает настолько, что читать уже нельзя, а видимость окрестных предметов сильно ухудшается. Но штурман корабля ещё может ориентироваться по силуэтам неосвещённых берегов. После погружения Солнца на 12° становится совсем темно, однако тусклый свет зари ещё мешает видеть слабые звёзды. Это - астрономические сумерки. И только когда Солнце опустится на 1 7-18° ниже горизонта, на небе загораются самые слабые звёзды, заметные невооружённым глазом.

ГОДИЧНЫЙ ПУТЬ COAHUA


Выражение «путь Солнца среди звёзд» кому-то покажется странным. Ведь днем звёзд не видно. Поэтому нелегко заметить, что Солнце медленно, примерно на 1" за сутки, перемещается среди звёзд справа налево. Зато можно проследить, как в течение года меняется вид звёздного неба. Всё это - следствия обращения Земли вокруг Солнца.

Путь видимого годичного перемещения Солнца на фоне, звёзд именуется эклиптикой (от греч. «эклипсис» - «затмение»), а период оборота по эклиптике - звёздным годом. Он равен 365 суткам 6 ч 9 мин 10 с, или 365,2564 средних солнечных суток.

Эклиптика и небесный экватор пересекаются под углом 23°26" в точках весеннего и осеннего равноденствия. В первой из этих точек Солнце обычно бывает 21 марта, когда оно переходит из южного полушария неба в северное. Во второй - 23 сентября, при переходе из северного полушария в южное. В наиболее удалённой к северу точке эклиптики Солнце бывает 22 июня (летнее солнцестояние), а к югу - 22 декабря (зимнее солнцестояние). В високосный год эти даты сдвинуты на один день.

Из четырёх точек эклиптики главной является точка весеннего равноденствия. Именно от неё" отсчитывается одна из небесных координат - прямое восхождение. Она же служит для отсчёта звёздного времени и тропического года - промежутка времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Тропический год определяет смену времён года на нашей планете.

Так как точка весеннего равноденствия медленно перемещается среди звёзд вследствие прецессии земной оси (см. статью «Игра с волчком, или Длинная история с полярными звёздами»), продолжительность тропического года меньше продолжительности звёздного. Она составляет 365,2422 средних солнечных суток.

Около 2 тыс. лет назад, когда Гиппарх составил свой звёздный каталог (первый дошедший до нас целиком), точка весеннего равноденствия находилась в созвездии Овна. К нашему времени она переместилась почти на 30°, в созвездие Рыб. а точка осеннего равноденствия - из созвездия Весов в созвездие Девы. Но по традиции точки равноденствий обозначаются знаками прежних «равноденственных» созвездий - Овна и Бесов. То же случилось и с точками солнцестояний: летнее в созвездии Тельца отмечается знаком Рака 23, а зимнее в созвездии Стрельца - знаком Козерога.

И наконец, последнее, что связано с видимым годичным движением Солнца. Половину эклиптики от весеннего равноденствия до осеннего (с 21 марта по 23 сентября) Солнце проходит за 186 суток. Вторую половину, от осеннего равноденствия до весеннего, - за 179-180 суток. Но половинки эклиптики равны: каждая 180°. Следовательно, Солнце движется по эклиптике неравномерно. Эта неравномерность отражает изменения скорости движения Земли по эллиптической орбите вокруг Солнца.


Неравномерность движения Солнца по эклиптике приводит к разной длительности времён года. Для жителей Северного полушария весна и лето па шесть суток продолжительнее осени и зимы. Земля 2-4 июля расположена от Солнца на 5 млн километров дальше, чем 2-3 января, и движется по своей орбите медленнее в соответствии со вторым законом Кеплера. Летом Земля получает от Солнца меньше тепла, но зато лето в Северном полушарии продолжительнее зимы. Поэтому в Северном полушарии Земли теплее, чем в Южном.

ДВИЖЕНИЕ И ФАЗЫ ЛУНЫ

Известно, что Луна меняет свой вид. Сама она не излучает света, поэтому на небе видна только освещенная Солнцем её поверхность - дневная сторона. Перемещаясь по небу с запада на восток, Луна за месяц догоняет и перегоняет Солнце. При этом происходит смена лунных фаз: новолуние, первая четверть, полнолуние и последняя четверть.

В новолуние Луну не разглядеть даже в телескоп. Она располагается в том же направлении, что и Солнце (только выше или ниже его), и повёрнута к Земле неосвещённым полушарием. Через один-два дня, когда Луна удалится от Солнца, узкий серп можно будет наблюдать за несколько минут до её захода в западной стороне неба на фоне вечерней зари. Первое появление лунного серпа после новолуния греки называли «неомения» («новая Луна*). Этот момент у древних народов считался началом лунного месяца.

Иногда в течение нескольких дней до и после новолуния удаётся заметить пепельный свет Луны. Это слабое свечение ночной части лунного диска не что иное, как солнечный свет, отражённый Землёй на Луну. Когда лунный серп увеличивается, пепельный свет бледнее!4 и становится незаметным.

Всё дальше и дальше влево от Солнца уходит Луна. Серп её с каждым днём растёт, оставаясь выпуклым вправо, к Солнцу. Через 7 суток 10ч после новолуния наступает фаза, именуемая первой четвертью. За это время Луна удалилась от Солнца на 90°. Теперь солнечные лучи освещают только правую половину лунного диска. После захода Солнца Луна находится в южной стороне неба и заходит около полуночи. Продолжая перемещаться от Солнца всё дальше к востоку. Луна с вечера появляется на восточной стороне неба. Заходит она уже после полуночи, причём каждые сутки всё позднее и позднее.

Когда наш спутник оказывается в стороне, противоположной Солнцу (на угловом расстоянии 180° от него), наступает полнолуние. Полная Луна светит всю ночь. Она восходит с вечера и заходит под утро. Спустя 14 суток 18 ч с момента новолуния Луна начинает приближаться к Солнцу справа. Освещенная доля лунного диска уменьшается. Всё позднее восходит Луна над горизонтом и к утру

Звезды указывают путь

Еще Одиссей держал направление корабля согласуясь с положением на небе Большой Медведицы. Он был умелым навигатором, хорошо знавшего звездное небо. Он сверял курс своего корабля с созвездием,которое заходит точно на севере-западе Одиссей знал, как перемещается в течение ночи скопление Плеяды и, ориентируясь по нему, вел корабль в нужном направлении.

Но, разумеется, главным звёздным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта: впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева - запад. Этот простой способ ещё в древности позволял отправлявшимся в дальний путь правильно выбрать направление на суше и на море.

Астронавигация - ориентирование по звёздам - сохранила своё значение и в наши дни. В авиации, мореплавании, сухопутных экспедициях и в космических полётах без нес не обойтись.

Хотя самолёты и морские суда оборудованы новейшей радионавигационной и радиолокационной техникой, бывают ситуации, когда приборами воспользоваться невозможно: предположим, они вышли из строя или в магнитном поле Земли разыгралась буря. В таких случаях штурман самолёта или корабля должен уметь определять его положение и направление движения по Луне, звёздам или Солнцу. И космонавту не обойтись без астронавигации. Иногда ему необходимо развернуть станцию определённым образом: например, так, чтобы телескоп смотрел на исследуемый объект, или для состыковки с прибывшим транспортным кораблём.

Лётчик-космонавт Валентин Витальевич Лебедев вспоминает об астронавигационной подготовке: «Перед нами встала практическая проблема - как можно лучше изучить звездное небо, узнать и хорошо изучить созвездия, опорные звёзды... Ведь поле зрения у нас ограничено - мы смотрим в иллюминатор. Нам нужно было уверенно определять маршруты переходов от одного созвездия к другому, чтобы наиболее коротким путём прийти к заданному участку неба и найти звёзды, по которым надо было ориентировать и стабилизировать корабль, обеспечивая определённое направление телескопов в пространстве... Значительная часть нашей астрономической подготовки проходила в Московском планетарии. ...От звезды к звезде, от созвездия к созвездию мы распутывали лабиринты звёздных узоров, научились находить в них смысловые и нужные для пас линии направлений».

НАВИГАЦИОННЫЕ ЗВЁЗДЫ

Навигационные звёзды - звёзды, с помощью которых в авиации, мореплавании и космонавтике определяют местонахождение и курс корабля. Из 6 тыс. звёзд, видимых невооружённым глазом, навигационными считаются 26. Это наиболее яркие звёзды, примерно до 2-й звёздной величины. Для всех этих звёзд составлены таблицы высот и азимутов, облегчающие решение навигационных задач.

Для ориентирования в Северном полушарии Земли используются 18 навигационных звёзд. В северном небесном полушарии это Полярная, Арктур, Вега, Капелла, Алиот, Поллукс, Альта-ир, Регул, Альдебаран, Денеб, Бетель-гейзе, Процион и Альферац (звезда а Андромеды имеет три названия: Альферац, Альфарет и Сиррах; у штурманов принято название Альферац). К этим звёздам добавляются 5 звёзд южного полушария неба; Сириус, Ригель, Спика, Антарес и Фомальгаут.

Представим себе карту звёзд северного небесного полушария. В центре её - Полярная звезда, а внизу Большая Медведица с соседними созвездиями. Ни координатная сетка, ни границы созвездий нам не понадобятся - ведь на реальном небосводе они тоже отсутствуют. Будем учиться ориентироваться только по характерным очертаниям созвездий и положениям ярких звёзд.

Чтобы удобнее было отыскать навигационные звёзды, видимые в Северном полушарии Земли, звёздное небо разделяют на три участка (сектора): нижний, правый и левый.

В нижнем секторе расположены созвездия Большой Медведицы, Малой Медведицы, Волопаса, Девы, Скорпиона и Льва. Условные границы сектора идут от Полярной вправо вниз и влево вниз. Самая яркая звезда здесь Арктур (слева внизу). На него указывает продолжение «ручки» Ковша Большой Медведицы. Яркая звезда справа внизу - Регул (а Льва).

В правом секторе находятся созвездия Ориона, Тельца, Возничего, Близнецов, Большого Пса и Малого Пса. Самые яркие звёзды - Сириус (на карту он не попадает, поскольку находится в южном небесном полушарии) и Капелла, далее Ригель (он тоже не попадает на карту) и Бетельгейзе из Ориона (справа у края карты), Чугь выше - Альдебаран из Тельца, а ниже у края - Процион из Малого Пса.

В левом секторе - созвездия Лиры, Лебедя, Орла, Пегаса, Андромеды, Овна и Южной Рыбы. Самой яркой звездой здесь является Вега, которая вместе с Альтаиром и Деиебом образует характерный треугольник.

Для навигации в Южном полушарии Земли используются 24 навигационные звезды, из которых 16 - те же, что и в Северном полушарии (исключая Полярную и Бетельгейзе). К ним добавляются ещё 8 звёзд. Одна из них - Хамаль - из северного созвездия Овна. Остальные семь - из южных созвездий: Канопус (а Киля), Ахернар (а Эридана), Пикок (а Павлина), Мимоза (fj Южного Креста), Толиман (а Центавра), Атрия (а Южного Треугольника) и Каус Аустралис (е Стрельца).

Самое знаменитое навигационное созвездие здесь Южный Крест. Его более длинная «перекладина» почти точно указывает на южный полюс мира, который лежит в созвездии Октанта, где нет заметных звёзд.

Чтобы безошибочно отыскать навигационную звезду, недостаточно знать, в каком созвездии она находится. В облачную погоду, например, наблюдается только часть звёзд. При космических полётах существует другое ограничение; в иллюминатор виден лишь небольшой участок неба. Поэтому необходимо уметь быстро распознать нужную навигационную звезду по цвету и блеску.

Постарайтесь в ясный вечер разглядеть на небе навигационные звёзды, которые каждый штурман знает назубок.

Транскрипт

1 Ответы и критерии оценивания Часть I 1. Выберите правильное утверждение о размерах Земли. а) Диаметр Земли больше, чем у Марса и Венеры. б) Диаметр Земли меньше, чем у Марса и Венеры. в) Диаметр Земли больше, чем у Марса, но меньше чем у Венеры. г) Диаметр Земли меньше, чем у Марса, но больше чем у Венеры. 2. Какое из географических событий ХХ века произошло позже остальных? а) Покорение Южного полюса б) Покорение Северного полюса в) Покорение Эвереста г) Спуск на дно Марианской впадины 3. Какое направление соответствует азимуту в 135? а) Северо-восток б) Юго-восток в) Юго-запад г) Северо-запад 4. Какая из внутренних оболочек Земли с латинского языка переводится как «покрывало»? а) Земная кора б) Астеносфера в) Мантия г) Ядро 5. Какая из горных пород своим «происхождением» обязана живым организмам? а) Гипс б) Каменный уголь в) Каменная соль г) Базальт 6. Какая форма рельефа наиболее подвержена современному вулканизму и землетрясениям? а) Восточно-Африканское плоскогорье б) Скандинавские горы в) Бразильское плоскогорье г) Уральские горы 7. Какой из вулканов располагается южнее других? а) Гекла б) Везувий в) Орисаба г) Эребус 8. Выберите утверждение, которое относится к океану, омывающему берега двух материков. 1

2 а) Его пересекают все меридианы Земли. б) Он пересекается экватором в северной части. в) Самый солёный океан. г) Самый большой по площади океан. 9. Выберите правильное утверждение. а) Солёность тропических вод ниже, чем солёность экваториальных. б) Температура воды в умеренных широтах (40 60⁰) северной Атлантики значительно выше, чем на тех же широтах в южном полушарии. в) Все холодные течения имеют температуру около 0⁰С. г) Приливы и отливы происходят из-за извержения вулканов на дне океана. 10. Выберите вариант, где указаны острова, расположенные в пределах «огненного кольца». а) Северная Земля, Новая Земля, Гренландия, Исландия, Баффинова Земля б) Мадагаскар, Шри-Ланка, Суматра, Тасмания, Кергелен в) Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Новая Гвинея г) Азорские, Канарские, Бермудские, Большие Антильские, Ньюфаундленд 11. Какой из уникальных объектов гидросферы (мировых рекордсменов) расположен на Западно-Сибирской равнине? а) самое большое болото б) самое глубокое озеро в) самая полноводная река г) самый длинный ледник 12. Выберите правильное утверждение. а) Солёные озёра всегда являются сточными. б) Максимальная площадь покровных ледников наблюдается в Гималаях. в) Артезианские скважины «питаются» межпластовыми водами. г) Пойма это часть русла реки, залитая водой большую часть года. 13. Выберите вариант, где указаны реки, относящиеся к бассейну одного океана. а) Амазонка, Миссисипи, Нил, Ганг б) Нил, Конго, Лимпопо, Дунай в) Волга, Енисей, Обь, Лена г) Амур, Хуанхэ, Янцзы, Колорадо 2

3 14. Какой из газов ответственен на образование «парникового эффекта»? а) Кислород б) азот в) углекислый газ г) озон 15. Выберите правильное утверждение: а) Наименьшая температура воздуха в течение суток наблюдается в полночь. б) Муссон это ветер, меняющий своё направление два раза в сутки. в) Абсолютная влажность воздуха измеряется в процентах (%). г) В Москве нормальное атмосферное давление ниже, чем в Санкт- Петербурге. 16. Что из ниже перечисленного не является элементом погоды? а) облачность б) среднегодовая температура в) атмосферное давление г) направление и скорость ветра 17. Выберите верное сочетание: климатический рекорд его местоположение. а) Самое сухое место на Земле пустыня Атакама. б) Самая низкая температура на Земле Верхоянск и Оймякон. в) Самое жаркое место на Земле в центре Сахары. г) Самое большое количество атмосферных осадков на земле склоны Анд. 18. Выберите неверное утверждение. а) Плодородие главное свойство почв. б) Чернозёмы самые плодородные почвы. в) Перегной и гумус это минеральные (неорганические) компоненты почвы. г) Почва среда обитания для живых организмов. 19. Выберите антропогенный природный комплекс. а) пшеничное поле б) ковыльная степь в) сосновый бор г) кустарничковая тундра 20. Выберите правильное утверждение о Москве. а) Москва расположена в бассейне внутреннего стока. б) Москва расположена на Среднерусской возвышенности. в) Москва самая северная столица в мире. г) Москва столица самой большой по численности населения страны мира. Ответы: а г б в б а г а б в а в г в г б а в а а За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально 20 баллов. 3

4 Часть II Задание 1. Внимательно изучите картосхему, прочитайте пояснительный текст и ответьте на вопросы. Ответы запишите в бланк. На картосхеме изображена частота повторяемости красивого, но порой опасного, атмосферного явления в разных районах нашей планеты. Годовое количество данного явления на Земле примерно 16 млн. Повторяемость этого атмосферного явления над сушей значительно выше, чем над водной поверхностью. Мировые рекорды повторяемости и силы данного атмосферного явления (по разным оценкам) отмечаются у озера Маракайбо (в устье реки Кататумбо), вблизи города Кампала, а также на о. Ява (в районе города Богор). Вопросы 1. Какое атмосферное явление изображает картосхема, какими явлениями в атмосфере оно характеризуется? 2. Какие природные явления, не являющиеся его главными составляющими, как правило, сопровождают данное атмосферное явление? Приведите примеры четырёх природных явлений. 4

5 3. В каких климатических поясах чаще всего можно наблюдать рассматриваемое атмосферное явление, а в каких районах Земли их практически не бывает? С чем это связано? 4. В каком типе облаков чаще всего возникает рассматриваемое атмосферное явление? В какие времена года это явление наиболее часто бывает в наших краях? 5. В каких странах находятся озеро Маракайбо, город Кампала, остров Ява? 6. Поскольку рассматриваемое атмосферное явления бывает опасным, какие меры безопасности должен предпринять человек, если он находится на улице? Предложите 4 правила по соблюдению мер безопасности во время данного атмосферного явления. Номер вопроса 1 (4 балла) 2 (4 балла) 3 (5 баллов) Элементы ответа Атмосферное явление, изображённое на картосхеме Явления, составляющие рассматриваемое атмосферное явление Природные явления, сопровождающие, рассматриваемое атмосферное явление Климатические пояса Районы Земли, где данное явление обычно не наблюдается С чем это связано? Гроза 2 балла Молния 1 балл Гром 1 балл Ответ По 1 баллу за любой верный ответ, но не более четырёх баллов. Возможные ответы: Ливень, град, снег/снежная или ледяная крупа, шквалистый ветер/ураган, смерч/ торнадо Экваториальный 1 балл Субэкваториальный 1 балл Арктика 0,5 баллов Антарктика/Антарктида 0,5 баллов ИЛИ если указано «полярные области», засчитывать ответ в 1 балл 2 балла за верный ответ. Восходящие потоки воздуха в экваториальных и субэкваториальных широтах ИЛИ указана связь с поясом низкого давления в экваториальных широтах. Возможны и другие формулировки, не противоречащие логике ответа 5

6 4 (2 балла) 5 (3 балла) 6 (2 балла) Тип облаков Времена года В какой стране находится озеро Маракайбо? В какой стране находится город Кампала? В какой стране находится остров Ява? Меры безопасности во время рассматриваемого атмосферного явления Кучево-дождевые 1 балл; если в ответе «кучевые» или «дождевые» оценивать в 0,5 баллов весна 0,5 баллов; лето 0,5 баллов Венесуэла 1 балл Уганда 1 балл Индонезия 1 балл По 0,5 балла за любое верное утверждение, но не более 2 баллов в сумме. Возможные варианты ответа (допускаются иные формулировки ИЛИ иные верные ответы): избегайте открытых пространств, на которых вы будете самым высоким объектом; прячьтесь внутри здания, под мостом или автомобилем; не укрывайтесь под одиноко стоящими деревьями; в горах или на холмистой местности старайтесь опуститься в долину; если поблизости нет крова, старайтесь найти самые низкие места, но избегайте влажных или заболоченных участков земной поверхности; не ложитесь на землю, а сядьте и обхватите руками голени и прижав голову к коленям; если волосы начинают самопроизвольно подниматься вверх, немедленно опускайтесь на землю (ложитесь или садитесь на землю); находясь в море или на озере, старайтесь попасть в укрытие как можно быстрее; на лодке можно обвязать вокруг вант конец якорной цепи (или троса) и бросить его в воду; избегайте прикосновения к этому самодельному молниеотводу; 6

7 Максимальный балл 20. обязательно выключите электронную технику, которая есть у вас (мобильный телефон, планшетный компьютер и т. д.) Задание 2. Российские географы-путешественники не только исследовали территорию России, но и внесли существенный вклад в открытие и познание земного шара. Определите пропуски в тексте о российских исследователях и их вкладе в историю географических открытий мира. Ещё в Средние века новгородцы совершали плавания по Ледовитому океану на остров Грумант, который сегодня называется (1) и принадлежит государству (2). Одним из первых географических описаний, составленным русским купцом (3), является книга «Хождение за три моря», в которой автор повествует о своём путешествие в (4) в гг. В XVII в. русские мореплаватели Ф. Попов и (5) открыли пролив между Азией и Америкой, который сегодня называется (6) пролив, а крайняя восточная точка Евразии, с географическими координатами (7), носит имя одного из этих исследователей. В честь русского путешественника названа также и крайняя северная точка Евразии (8) на полуострове (9). Офицер русского флота Витус Беринг и его помощник (10) руководили Великой Северной экспедицией, в ходе которой, помимо современных российских территорий и акваторий в (11) океане, был исследован архипелаг (12) острова, которые на сегодняшний день принадлежат государству (13). XIX в. эпоха российских кругосветных путешествий. Первое российское кругосветное плавание на шлюпках «Надежда» и (14) возглавили (15) и Ю.Ф. Лисянский. Именем (15) назван (16) в (6) проливе, который сегодня принадлежит государству (13). Безусловно, великим достижением российских путешественников стало открытие последнего материка (17) в 1820 г. во время экспедиции под руководством (18) и (19). Их именами названы (20) у берегов (17), а в честь (18) назван (16) в составе Южных Сандвичевых островов. 7

8 пропуска Ответ пропуска 1 Шпицберген 11 Тихий 2 Норвегия 12 Алеутские 3 Афанасий Никитин 13 США 4 Индия 14 «Нева» 5 Семён Дежнёв (С.И. Дежнёв) 6 Берингов 16 остров 15 Ответ И.Ф. Крузенштерн 7 66 с.ш. 169 з.д. +/ 1 17 Антарктида 8 мыс Челюскин 18 Ф.Ф. Беллинсгаузен 9 Таймыр 19 М.П. Лазарев 10 А.И. Чириков 20 моря За каждый правильный ответ 1 баллу, максимальный балл 20. Задание 3. Внимательно прочитайте текст и определите, о какой форме рельефа идёт речь. Назовите её и ответьте на дополнительные вопросы. Эта форма рельефа находится на древнейшем участке земной коры в восточной части одного из материков. Она занимает 325 тыс. км² и протянулась на 1000 км вдоль побережья морей самого тёплого океана Земли. Плодородные почвы и благоприятный климат этой территории (смена движения воздушных масс и режима выпадения атмосферных осадков по сезонам года) способствуют высокой концентрации населения и активной сельскохозяйственной деятельности. Несмотря на частые катастрофические наводнения, здесь проживает около одного миллиарда человек. По северной и южной частям этой формы рельефа с запада на восток протекают две крупнейшие реки материка. Они соединены одним из древнейших гидротехнических сооружений планеты, который в 2014 году был включён в реестр объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Назовите: 1. Форму рельефа и её собственное название. 2. Название участка земной коры. 8

9 3. Два моря, вдоль побережья которых она расположена. 4. Название типов климата или климатических областей. 5. Когда здесь наступает сухой и влажный сезоны. 6. Какая температура воздуха наблюдается на этой территории зимой и летом. 7. Сколько атмосферных осадков выпадает на этой территории. 8. Какой народ проживает на этой территории. 9. Какая плотность населения на этой территории. 10. Четыре основные сельскохозяйственные культуры, которые выращивают на этой территории. 11. Названия рек, протекающих по этой территории. 12. Название гидротехнического сооружения. вопроса Ответ 1 Великая китайская равнина (1 балл) 2 Китайско-корейская платформа (1 балл) 3 Жёлтое и Восточно-Китайское море (1 балл +1 балл) 4 Умеренный муссонный и Субтропический муссонный (1 балл +1 балл) 5 Сухой зимой (1 балл), влажный летом (1 балл) 6 Зимой 8+8 С (1 балл), летом +24 С (1 балл) 7 От 500 до 2000 мм (1 балл) 8 Китайцы/ханьцы (1 балл) 9 Более 100 чел на км² (1 балл) 10 Пшеница (1 балл), рис (1 балл), арахис (1 балл), хлопчатник (1 балл) 11 Хуанхэ (1 балл), Янцзы (1 балл) 12 Великий канал (1 балл) Максимально 20 баллов. 9

10 Задание 4. Всероссийская олимпиада школьников по географии уч. г. Рельеф это совокупность неровностей земной поверхности. Различают положительные и отрицательные формы рельефа, которые могут быть разных размеров: макроформы, мезоформы, микроформы. Микроформы обладают линейными размерами в десятки метров и относительными высотами в несколько метров. У мезоформ линейные размеры исчисляются уже сотнями метров и километрами, а относительные высоты различаются десятью-двадцатью метрами. Макроформы с линейными размерами в десятки километров и перепадом высот в несколько сотен метров самые крупные формы рельефа. По отрывку из рассказа о территории распределите все упоминающиеся формы рельефа в соответствующие ячейки таблицы. Из вертолёта низина представляла собой огромное море леса. То тут, то там среди лесов виднелись болота, которые располагались в небольших, не больше километра в диаметре, котловинах. Часто с нескольких сторон эти болота окружали увалы, которые поросли сосной и возвышались над котловинами на высоту в десять-пятнадцать метров. К востоку, где абсолютные высоты были несколько больше, рельеф становился более плоским. Здесь преобладали невысокие песчаные холмы с пологими склонами. Часто на плоских вершинах холмов располагались округлые западины с верховыми болотами диаметром чуть больше десяти метров. С севера низина была ограничена высокой моренной грядой, что протягивалась с запада на восток на десятки километров, на юге же низина резко сменялась возвышенностью, туда и полетел наш вертолёт. Леса быстро сменились полями и сенокосами, лишь кое-где мелькали отдельные рощицы. На свежераспаханных полях были хорошо видны многочисленные промоины. Всего за несколько лет их длина может увеличиться в несколько раз, а глубина составить не пятьдесят сантиметров, а десять метров. Именно так и образовались овраги и балки, которые узкими лентами прочертили сегодня всю территорию возвышенности. Ответ: Положительные формы рельефа Отрицательные формы рельефа Макроформы гряда, возвышенность низменность/низина Мезоформы увал, холм котловина, овраг, балка Микроформы - западина, промоина За правильный ответ форма рельефа вписана в нужную ячейку 2 балла. За частично правильный ответ верно определён столбец, но ученик перепутал ранг формы рельефа 1 балл. 10


Тестовый раунд 1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция: а) испанская б) португальская в) английская г) российская 2. Угол наклона земной оси к плоскости орбиты составляет: а) 0 0 б) 33,5

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по географии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1,5

География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая

5 класс Банк заданий. Модуль 2. Мини 1 Земля и её внутреннее строение 1. Определите, какие из следующих утверждений являются верными, а какие неверными? Укаж ит е ист инност ь или лож ност ь вариант ов

ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА Раздел «География. Планета Земля» (А.А. Лобжанидзе) 68 (34) учебных часов Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического

География. Начальный курс (6 класс, 3 часа) Пояснительная записка Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент

Демонстрационный вариант контрольной работы по географии (8 класс) Часть 1 Часть 1 содержит 29 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых верный.

1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ по ГЕОГРАФИИ по теме «Географическое пространство России» (программа «География России») Инструкция по выполнению работы На выполнение работы

МАТЕРИАЛЫ по модулю1 география 10 класс (базовый уровень) Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Людмила Владимировна Щекота Раздел ТЕМА Знать Уметь Изображение земной поверхности Ориентирование на местности

Тематический блок 1 Вариант 1 Введение. Закономерности формирования природы материков и океанов 1 Укажите крупнейшую по площади часть света. А Америка Б Африка В Евразия Г Азия Назовите материк, изображенный

Семчук Ирина Михайловна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 40 Тюменская область. г. Сургут ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по географии (7 класс) ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых

Ответы и инструкция по проверке и оцениванию работ Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 05-06 учебный год 7-8 класс Тестовый раунд (Максимальный балл 0) Итоги подводить отдельно

Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума

Задания по географии 6 класс (экстернат). 2012-2013 учебный год учитель: Прохорова Ольга Ивановна e-mail: [email protected] II полугодие Гидросфера Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных

Что на нашей планете самое-самое? ПРЕДЛАГАЮ ВАМ СПИСОК ИЗ ДЕСЯТИ САМЫХ ВЫДАЮЩИХСЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НАШЕЙ ЗЕМЛИ. 1.Самая отдаленная от центра планеты точка Нет, это не гора Эверест. Самая отдаленная

Демо-версия итоговой промежуточной аттестации по географии 7 класс Вариант 1 1.Как называется материк, по территории которого протекают реки Меконг и Иравади? 1.Южная Америка 2.Австралия 2.В каком океане

Изображение земной поверхности МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 6 класс Тема: «Изображение земной поверхности. История географических открытий» Учитель: Юлия Владимировна Остроухова Раздел ТЕМА Знать Уметь

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 7 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе: примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (VI VII классы)/, опубликованной в сборнике нормативных

Ответы на тестовые задания муниципального этапа ВОШ по географии. 2014-15 7класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Б Г Б А Б А Б Б Г Б А Б А Г Г Б А А А Г 7 класс Задание 1 «Белая ворона»

Урок географии в 7 классе по теме «Географическое положение Евразии», учитель Быкова Валентина Владимировна Цель урока: изучение нового материала и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных

Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 273-ФЗ. -Федеральный государственный образовательный

Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ

МАТЕРИАЛЫ по географии 7 класс (углубленное изучение географии) Учитель: Ю. В. Остроухова Мировой океан главная часть гидросферы Природа Тихого океана. Виды хозяйственной деятельности в океанах Природа

Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 9-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех заданий

Рабочая программа по географии для 6 класса на 2014-2015 учебный год Срок реализации -1 год Пояснительная записка Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии

Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе - учебного плана школы. - годового учебного календарного графика - ООП ООО, МБОУ «Лицей 9» Примерная программа, разработанная

«ПРИРОДА РОССИИ» ИГРА для учащихся 8 классов Автор: учитель географии Дюкарева Анна Станиславовна 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 Географическое положение 1 балл Площадь России

Аннотация к рабочей программе по географии в 7 классе Учитель: Селиванова Г.П. 1.Рабочая программа по учебному предмету «География» для 7 класса ГБОУ СОШ 321 разработана на основе программы «Материки,

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 2014-2015 учебный год 7-8 класс Тестовый раунд (Максимальный балл 30) 1. Горизонтали линии на картах, соединяющие точки с одинаковыми

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА АБАКАН «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 12» Рассмотрено на заседании ШМО Протокол 20_г Согласовано зам.директора по УВР 20_г. Утверждено

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 39 «КЛАССИЧЕСКАЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 6 класс Количество часов: Общее: 34 часа В неделю: 1 час УМК

Физика природной среды 5. Мировой океан Содержание 5.1. Основные характеристика Мирового океана 5.2. Стратификация воды в океане 5.3. Океанические течения 5.4. Апвеллинг 2 Мировой океан Мировой океан основная

Урок на тему: «Градусная сеть. Географические координаты. Определение географических координат своей местности» Дидактическая цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» Муниципального образования «Островский район» Рассмотрено На заседании РМО учителей географии Протокол от 2015г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 Г. МЕДНОГОРСКА» СОГЛАСОВАНО Протокол педагогического совета 8 от 29 августа 2016 года УТВЕРЖДЕНО Приказ 228 от 01.09.2016г.

Интегрированная проверочная работа для 4 класса. (самооценка по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир) (Космический снимок Антарктиды) На противоположной от Арктики стороне

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Педагогический институт имени В.Г. Белинского ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ Пенза,

ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической

Интегрированная проверочная работа для 4 класса (конец года): текст 7 15 22 23 Космический снимок Антарктиды На противоположной от Арктики стороне земного шара находится Южный полюс Земли. Название этой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа» Орловского района Орловской области «Рассмотрено» на заседании МО учителей протокол от Руководитель

На уроках географии используются образовательные средства обучения. 1. Печатные средства обучения: 1.Т.М. Лифанова, Е.Н.Соломина. География 6 Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

III четверть Контрольная работа 1 ОКЕАНЫ А1. Укажите главную отличительную черту Тихого океана: 1) он самый холодный 3) он самый спокойный 2) он самый теплый 4) он самый мелководный А2. Почему северная

Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования

Ответы и критерии оценивания Задание 1 Пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласов, определите общий признак всех пяти объектов, собранных в каждой логической

Урок 9. Тропики и полярные круги. Полярная ночь и полярный день. 1. Что в переводе с греческого языка значит слово «ТРОПИК»? 2. Вставьте пропущенные слова, подходящие по смыслу: Особенности тропиков: А).

Пояснительная записка Рабочая программа по географии в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования по географии базового

2.2.2.6. ГЕОГРАФИЯ География Земли Источники географической информации Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап

График практической части рабочей программы Наименование видов работы 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть (количество) (количество) (количество) (количество) Практические работы 2 3 3 3 Пояснительная

РАЗДЕЛ 2. РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ Размещение население распределение жителей по территориям различного ранга. Может измеряться абсолютными показателями (численностью и долей населения)

1 МБОУ «Гимназия 3» г.брянска «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия 3» г.брянска 201 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Гимназия 3» г.брянска Пупанова Т.Ю. Приказ от 201 г. Рабочая программа

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Средняя Образовательная Школа 121 «Согласовано» «Утверждено» 2013г. И.О.Директор ГБОУ СОШ 121 Сметлев В.С. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии 7 класса «География

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 47 городского округа Тольятти Cогласовано зам.директора по УВР МБУ СОШ

Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли УРОК 5 Рельеф Земли Совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по размерам, происхождению и возрасту, называют

Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 8 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого

Технологическая карта урока по географии ДАТА _____________________________

Тема

Форма и размеры Земли

Цель

Сформировать знания о форме и размерах Земли и об их влиянии на жизнь планеты, пространственного мышления о шарообразности планеты.

Задачи

- обучающие : углубить знания о планете Земля;

- развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Основное содержание темы, термины и понятия

Планируемый результат

Предметные

знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: выделение методов (анализ), синтез, подведение под понятие, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Межпредметные связи

Учебный предмет, курс

Формы работы

Ресурсы

История, математика

коллективная, групповая, работа в парах

мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

Структура и ход урока

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?

Что нам неизвестно о Земле?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П) .

Определяют , каких знаний им не хватает (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации (Приложение)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р )

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока.
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал ,создаёт готовность к предстоящей деятельности.(Приложение)

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К)

Этап 4. «Открытие» нового знания

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

Задаёт вопрос сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

для выполнения задания к рис.32на стр.40.

Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К ).

Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях радиусов. (П,Р,К.)

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание,побуждае т учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. (Приложение)

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу «Какова роль формы и размеров Земли в жизни планеты?»

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию . (К, Р)

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы , выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Новое на сайте

>

Самое популярное