Домой Заготовки на зиму Отличительные характеристики интеллектуального поведения животных. Формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Развитие психики и сознания

Отличительные характеристики интеллектуального поведения животных. Формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальное поведение. Развитие психики и сознания

Интеллектуальное поведение животных

П. А. Рудик, «Психология»
Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Интеллектуальными действиями называются такие, с помощью которых животное решает новые для него задачи, подмечая существующие между предметами связи и отношения.

Интеллектуальные действия являются высшей формой приспособления животных к окружающей среде. В основе их лежат сложные условно-рефлекторные связи, характерные для рассудочной деятельности животных.

Органом интеллектуального поведения является кора больших полушарий головного мозга. Все интеллектуальные действия обусловлены процессами высшей нервной деятельности. Собака, заметившая кусок мяса в одной из комнат, может по прошествии длительного времени вернуться обратно и найти комнату и кусок мяса. Она может сделать это потому, что благодаря процессам высшей нервной деятельности вид куска мяса не явился для неё простым однозначным раздражением, а ассоциировался со многими другими раздражениями в сложный комплекс.

Если у этой собаки вырезать кору головного мозга и проделать с ней тот же опыт, она не будет отыскивать мясо: при отсутствии коры она лишена возможности воспроизвести комплекс раздражений, который ранее был связан с видом куска мяса. Лишённая коры, собака не образует даже несложных временных связей и может действовать только по типу простых безусловных рефлексов: будучи приведена в комнату, она никуда из этой комнаты не пойдёт; она способна отвечать лишь на непосредственные внешние раздражения.

В процессе филогенеза, раз возникнув, интеллектуальное поведение постепенно развивается и усложняется. У животного с элементарным строением коры головного мозга и интеллектуальное поведение будет также элементарно. У тех же животных, у которых имеется сложно организованная кора, интеллектуальное поведение будет также более сложным и совершенным. Следующие опыты представляют интерес для характеристики интеллектуального поведения животных, находящихся на разных стадиях развития нервной системы.

Куры, находясь внутри футбольных ворот (которые, как известно, огорожены сеткой только с трёх сторон), побегут прямо к зёрнам, которые насыпаны за сеткой, и будут пытаться просунуть через неё свои головы. Это будет действие безусловно-рефлекторного, инстинктивного типа, вызванное непосредственно раздражением и направленное прямо в сторону раздражителя. Только тогда, когда в процессе беспорядочной беготни внутри какая-нибудь птица случайно приблизится к крайнему столбу футбольных ворот, она обогнёт этот столб и побежит в обход гола к насыпанным за сеткой зёрнам. Собака же, поставленная в те же условия, никогда не бросится прямо в сторону куска мяса, который будет положен за сеткой. На некоторый момент она останется в неподвижности, потом повернётся, обежит стенку гола, выбежит за сетку и найдёт там мясо.

Это действие, каким бы быстрым оно ни было, нельзя принять за простой безусловный рефлекс. Пищевой безусловный рефлекс всегда характеризуется направлением движения животного прямо к раздражителю в целях овладения им. Между тем собака совершает как раз обратное движение, удаляющее её на первых порах от куска мяса: она отворачивается от раздражителя.

В данном случае имеет место сложный условный рефлекс, в котором раздражитель - вид куска мяса - связан с образовавшимся в процессе предшествующего опыта пространственным представлением. Собака более ясно, чем куры, отражает пространственную ситуацию и руководствуется этим отражением в своём поведении. Такое её поведение оказывается возможным потому, что собака оперирует определёнными восприятиями, элементарным анализом воспринятого.

К сложным формам интеллектуального поведения у животных относится изобретение новых способов поведения и использование при этом внешних предметов как орудий. Примерами могут служить интеллектуальные действия человекообразных обезьян. Следующие опыты по изучению поведения обезьян были проделаны в физиологической лаборатории И. П. Павлова.

Шимпанзе, пойманный в раннем детстве, был помещён в одной из комнат лаборатории, где он долгое время жил, совершенно не видя окружающей природы. Однажды обезьяну вывезли в парк и выпустили на плот, находящийся в центре озера. Обезьяна впервые видела озеро и не бросилась в воду, а осталась на плоту. На соседнем плоту, на расстоянии трёх-четырёх метров от первого, находилась пища. Обезьяна была очень голодна, но не могла овладеть пищей обычным для неё путём, так как этому мешало разделявшее плоты водное пространство.

В этих необычных для неё условиях обезьяна изобретает новый для неё способ достать пищу. Она видит на плоту длинный шест, берёт его и осторожно втыкает в воду до дна рядом со своим плотом. Затем обезьяна как бы примеривается к прыжку, отталкивает шест в сторону второго плота; пока шест наклоняется, быстро взбирается по нему и спрыгивает на плот, на котором находилась пища.

Когда вместо шеста на плоту оказалась доска, не приспособленная к тому, чтобы делать с её помощью какие-либо прыжки, шимпанзе берёт доску и после нескольких проб перебрасывает её со своего плота на другой плот, устанавливая таким образом своеобразный мост, по которому можно пройти на другой плот, и впервые в жизни проходит по мостику, переброшенному через водную преграду.

Многочисленные опыты доказывают способность шимпанзе к интеллектуальным действиям, выразившуюся в изобретении новых способов решения поставленной перед животным задачи. Интеллектуальное поведение животных характеризуется следующими особенностями.

Животные проявляют способность к интеллектуальным действиям только при возникновении трудностей и препятствий на пути к достижению цели. Если можно овладеть пищей обычным образом, с помощью безусловных рефлексов или выработанных в течение жизни навыков, интеллектуальные действия не наступают.

Интеллектуальные действия у животных проявляются в виде решения новой задачи и состоят в изобретении нового-способа действий. Эти действия не имеют шаблонного характера, но, наоборот, каждый раз индивидуализированы: одни животные выполняют эти действия одним образом, другие - иначе.

Во многих случаях в этих действиях обезьяны пользуются различными предметами как орудиями - шестами, палками, ящиками и т. д. Однажды обезьяна, помещённая в клетку, воспользовалась обыкновенной макаронной палочкой, которой только что насыщалась, для того, чтобы подкатить поближе с её помощью яблоко, находившееся за сеткой.

В этих действиях предметы используются в виде орудий не в результате предшествующего обдумывания и намерения, а на основании непосредственного восприятия связи одних явлений с другими. Обезьяна никогда не отыскивает орудия, тем более никогда их не изготовляет, но простое случайное восприятие предмета в данной ситуации толкает животное к использованию его в качестве орудия. Обезьяны никогда не сохраняют предметов, которые были ими использованы в качестве орудий, для того чтобы пользоваться ими впредь.

Интеллектуальные действия животных не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими. Не обладая речью, обезьяны не могут постигнуть законы явлений и руководствуются в своих действиях лишь непосредственным усмотрением тех или иных конкретных связей, пользуясь при этом, конечно, сохранившимися связями от прежнего опыта. В связи с этим интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны и по своему характеру не выходят за пределы круга задач, выдвигаемых естественными условиями их жизни.

У животных интеллектуальные действия имеют примитивный характер и не занимают главенствующего положения в их поведении. Главными формами приспособления к окружающей среде у них остаются инстинкты и навыки. Даже у высших животных интеллектуальные действия проявляются от случая к случаю: они возникают у них, но не приобретают основного значения и не закрепляются в их опыте.

Животное использует эту новую форму поведения каждый раз только для разрешения единичной трудной задачи, но если эта задача разрешена и дальше никаких трудностей не возникает, оно-переходит к привычным рефлекторным и инстинктивным формам поведения. Изобретённые способы интеллектуальных действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового опыта. Возникая исключительно на биологической основе, они остаются достоянием только того отдельного животного, которое их обнаруживает.

Только у человека в процессе его общественно-трудовой деятельности интеллектуальные действия приобретают вполне осознанный характер и занимают исключительное место в поведении.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

Таксисы

На низших ступенях развития органического мира, а именно у бактерий, одноклеточных, а так же растений, единственной формой внешнего реагирования является раздражимость – это называется таксисы.

Таксисы – врождённые двигательные реакции в сторону благоприятных (положительные таксисы) или неблагоприятных (отрицательные таксисы) условий среды.

Пример отрицательного термотаксиса: уход простейших из зоны повышенной температуры.

Таксисы – это движение целого организма.

Тропизм

Движение отдельных частей организма под воздействием раздражителя – тропизм. Тропизмы существуют и у животных. Это допсихическая форма поведения. Например, гидра всегда стремится к освещённой части аквариума. Тропизмы появляются у животных на сенсорной стадии развития психики.

Инстинкт

На перцептивной стадии у животных появляются более сложные формы поведения и они уже являются психическими. Такая форма поведения – это инстинкт – врождённая видовая форма поведения.

Инстинкт – это сложные акты реагирования на определённые условия среды, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основаны на безусловных рефлексах.

Для инстинктов характерна относительная постоянность и однотипность проявления у животного одного и того же вида. Инстинкты имеют цепной характер, то есть инстинкты – это целая система действий. Каждое из звеньев инстинктивного поведения нацелено на узнавание определённого раздражителя, называется ключевой раздражитель.

Ключевой раздражитель запускает в действие определённую реакцию. Реакция на ключевой стимул имеет генетическую обусловленность.Например, серебряная чайка всегда закатывает выкатившееся яйцо из гнезда клювом, но каждый раз движения закатывания разные.

Инстинкты – биологически полезная форма поведения, но только к привычным и основным условиям существования животных.

Животное не способно отражать, что было до звена, и что было потом. Например, пчела помещает мёд в соты, замуровывает соту воском и делает инстинктивно дальше всё. Если расковырять соту, то пчела не вернётся туда, чтобы заново заделать те же соты. Она инстинктивно начнёт делать тоже самое.

Чем больше развито животное, тем больше у него инстинктов.

Импритинг

Научение позволяет животным в большей степени приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Однако между инстинктом и навыком (научением) есть промежуточная форма поведения – импритинг (запечатление).

Импритинг – генетически обусловленная достройка инстинкта, заключающаяся в запечатлении мгновенного опыта.

Впервые импритинг открыл и описал английский этолог Конрад Лоренц. Открыл на гусятах. Новорождённые гусята начинают двигаться за тем объектом, который попадает им в поле зрения. Таким образом, описал импритинг.

У человека действует механизм импритинга, но у него характерен не только при родильных восприятиях, но и в плане представлений.

У человека импритинг проявляется в двух областях: Сфера страхов; Сфера половых извращений.

Научение (навыки)

Собственно, научение (навыки) – это индивидуально приобретённая в онтогенезе форма поведения животных, основанная на выработке условных рефлексов и действующая автоматически.

Физиологическая основа образования навыка – это замыкание нервных связей между центрами безусловных и условных раздражителей в мозгу, то есть образование условных рефлексов.

Навыки способны вырабатываться в естественных условиях методом проб и ошибок, в искусственных условиях методом дрессировки. Приобретённые навыки делают поведение животных более приспособленным к новым условиям среды.

Навык – это изменяющаяся форма поведения животных и без подкрепления навык исчезает. Существует тесная связь между инстинктами и навыками, а именно – навыки способны подавлять инстинкты.

Интеллектуальное поведение

У высших животных появляется интеллектуальное поведение – это высший тип поведения животных. Оно обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям окружающей среды. Однако высшие животные прибегают к нему тогда, когда сталкиваются с проблемной ситуацией.

Интеллект в психологии — это способность психики человека , при помощи которой он может успешно решать задачи, возникающие в процессе жизнедеятельности, опираясь на опыт и знания, усваивать новые умения и навыки.

Благодаря интеллекту люди могут эффективно использовать все , включая восприятие, внимание, мышление, воображение. Именно интеллект во многом помог человечеству выживать на протяжении всего периода существования.

Основное понятие

Интеллект — качество психики, благодаря которому люди умеют адаптироваться к новым обстоятельствам и извлекать из них ценный опыт, принимать жизненные решения, используя ранее приобретенные способности и знания, успешно обучаться, работать в сферах, тесно связанных с умственным трудом, заниматься сложной, неоднородной деятельностью, требующей умения нестандартно мыслить.

Интеллект — это по сути комплекс различных умений, таких как способность работать с информацией, поступающей извне, отыскивать логические цепочки, качественно использовать логическое мышление и так далее.

Несмотря на то, что существуют животные с достаточно высокими интеллектуальными способностями (обезьяны, особенно шимпанзе и орангутаны, собаки, вороны, кошки, дельфины, свиньи, слоны), человек во многом их превосходит.

Интеллектуальное поведение свойственно и развитым животным, и людям, но обычно это определение применяется к .

Под интеллектуальным поведением подразумеваются действия существа, направленные на решение жизненной задачи, вплоть до придумывания новых методов, алгоритмов, основанных на анализе ситуации.

Они не связаны с инстинктами и изначально существующими способностями существа напрямую. Некоторая часть животных, выведя определенный алгоритм, сохраняет его в течение жизни и даже делится своими достижениями с потомством.

Чем выше интеллект животного, тем заметнее будут проявления интеллектуального поведения.

Зоологи активно исследуют интеллектуальные умения животных при помощи наблюдения и экспериментов .

Одно из наиболее примечательных свидетельств их интеллектуального поведения — использование орудий для решения задачи (которой обычно является получение недоступного напрямую лакомства): палок, камней.

Например, в известном эксперименте на воронах исследователи размещают два высоких и узких сосуда. Один наполовину заполняется водой, другой — песком. В каждом из сосудов лежит лакомство.

Ворона не может достать его. Через некоторое время она начинает кидать лежащие рядом камни в сосуд с водой, уровень воды поднимается, и она забирает лакомство.

Некоторые виды животных (такие как шимпанзе) даже были замечены за изготовлением орудий , подходящих для их задач.

Понятия «интеллект» и «мышление» тесно связаны. Интеллект часто обозначают как способность использовать мышление.

А мышление — это уже конкретное когнитивное умение, благодаря которому человек познает окружающий мир, анализирует его.

Но интеллект включает в себя не только способность использовать мышление, но и умение применять когнитивные способности в целом , ибо без памяти, внимания, восприятия его невозможно представить.

Сведения о коэффициенте

Вопреки распространенному мнению, измерить интеллект крайне сложно , поскольку, как упоминалось, он состоит из множества различных способностей.

И даже существующие тесты, созданные известными психологами, нельзя считать идеальным способом измерения: зачастую они измеряют лишь некоторые из компонентов интеллекта.

Их удобно применять для выявления людей с недостаточными интеллектуальными способностями, что помогает в диагностике некоторых заболеваний, но гениев с их помощью отыскать затруднительно, поскольку гениальность — также сложная структура, состоящая из множества компонентов.

Наиболее известными тестами , выявляющими коэффициент интеллекта, являются:

  • тест Ганса Айзенка;
  • тест Равена (Рейвена);
  • тест Векслера.

Тесты, показывающими уровень IQ, неоднократно критиковали разные исследователи, например математик Виктор Васильев, который отыскал в опроснике Айзенка ошибки.

Также замечено, что уровень IQ слабо коррелирует с вероятностью, что человек достигнет успеха в жизни и будет счастлив.

Тот тип интеллекта, который может быть измерен при помощи вышеупомянутых тестов, называется психометрическим . Его проявления достаточно просто выявить и зафиксировать.

Факты :

Большое значение имеет степень развитости эмоционального интеллекта (EQ). Людям с развитым EQ проще взаимодействовать с окружающими, адаптироваться в социуме и достигать успеха в работе.

Интеллектуализация в психологии

Интеллектуализация — одна из форм психологической защиты, при которой человек закрывается от своих чувственных ощущений и начинает воспринимать то, что чувствует, на интеллектуальном уровне. Это помогает уменьшать влияние эмоций на поведение и решения, действовать более разумно, правильно.

Но любые защитные механизмы психики негативно влияют на то, как индивид воспринимает реальность и себя . В данном случае интеллектуализация приводит к тому, что индивид перестает осознавать важность своего эмоционального состояния.

Люди, активно использующие подобную защиту, с трудом выражают эмоции , что усложняет взаимодействие с окружающими, особенно в случае тесных социальных взаимоотношений (любовь, дружба).

Считается неотъемлемой частью личности шизоидов (подразумевается и шизоидная акцентуация, и шизоидное расстройство личности).

Виды и типы

Эти разновидности начали выделять во многом ради доказательства неэффективности тестов IQ и самого подхода, предполагающего, что интеллект представляет собой нечто целостное, неделимое и может быть полноценно измерен.

Согласно классификации, предложенной Говардом Гарднером, существует восемь типов интеллекта:


Также выделяют данные типы интеллекта:

  1. Общий. Сочетание умений, позволяющих адаптироваться в окружающем мире, эффективно решать различные задачи, достигать успеха.
  2. Специальный. Подразумевает наличие особых способностей, необходимых для работы в узких областях знаний.

Структура

Джой Гилферд , известный американский психолог, вывел собственную модель структуры интеллекта, которая называется «кубической». Согласно его идеям, интеллект состоит из трех блоков:

  • операции (включает перечень основных интеллектуальных процессов);
  • содержание (включает категоризацию информации, которая интеллектуально перерабатывается, по содержанию);
  • результаты (перечень результатов, получившихся в процессе мыслительной деятельности).

«Кубической» его модель называется потому, что для ее описания проще всего использовать куб, каждая из сторон которого является одним из упомянутых блоков.

Поскольку теория Гилферда является гибкой и открытой , было определено уже порядка 150 составляющих, в той или иной мере связанных с интеллектуальной работой.

Теории

Главные теории интеллекта, существующие в психологии:


Также имеют значение исследования Жана Пиаже, известного психолога 20-го века, являющегося создателем теории .

Согласно его идеям, человек в своем интеллектуальном развитии проходит три стадии, постепенно совершенствуясь, усложняясь. Наивысшей мыслительной способностью он считает формально-логическое мышление.

Идеи Пиаже в основном относились к детскому и . Он вывел теорию детских интеллектуальных умений, и, согласно ей, дети мыслят не хуже взрослых, не примитивнее, а иначе. Их интеллект имеет индивидуальные особенности.

Также Жан Пиаже написал книгу «Психология интеллекта» , в которой подробно рассказывает о том, как работают интеллектуальные способности и мышление.

Психиатрия: расстройства интеллекта

Расстройства интеллекта — группа нарушений, при которых человек теряет способность связно мыслить, обучаться, работать с информацией и постепенно деградирует.

Также к ним относятся патологические состояния, при которых полный спектр интеллектуальных возможностей изначально не доступен (это касается врожденных отклонений).

Интеллектуальные расстройства делятся на:

  1. Врожденные. К ним относятся все генетические болезни, сопровождающиеся олигофренией разной степени тяжести (синдромы Дауна, Ангельмана и другие) и интеллектуальные нарушения, связанные с врожденными органическими повреждениями головного мозга.
  2. Приобретенные : синдром Альцгеймера, сосудистая деменция (которая развивается под влиянием болезней сосудов, таких как артериальная гипертензия, атеросклероз), болезнь Пика, болезнь Хантингтона, осложнения после инфекционных болезней, органические повреждения головного мозга, злокачественные и доброкачественные новообразования в мозговых тканях. Также нарушения интеллекта наблюдаются при некоторых психических болезнях, таких как .

Приобретенное слабоумие можно частично либо полностью компенсировать, если вовремя начать лечение.

Прогноз зависит от особенностей заболевания и его течения (к примеру, современная медицина не способна вылечить синдром Альцгеймера и болезнь Хантингтона, а тяжелые формы шизофрении плохо поддаются лечению).

Восстановить интеллект при выраженных врожденных патологиях невозможно. Если интеллектуальный уровень пациента позволяет, ему можно дать базовые навыки и умения, которые позволят обслуживать себя и иногда работать.

О том, что такое интеллект, вы моджете узнать из видео:

Введение

Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания. В то же время интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления. Биологическое изучение данной проблемы прошло длинный путь, к ней неизменно возвращались все крупнейшие ученые.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

Общая характеристика интеллектуального поведения животных

Существует два типа поведения животных: первый - тип сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй - типом перцептивной психики или индивидуально - изменчивого поведения.

Для первых этапов развития поведения - этапов сенсорной психики и инстинктивного поведения - характерен тот факт, что животные приспосабливаются к окружающим условиям среды, проявляя известные врожденные программы поведения в ответ на отдельные сенсорные стимулы. Одно какое - нибудь воспринимаемое свойство, например, блеск воды у комара, вибрация у паука вызывают сразу же целую сложную врожденную, закрепленную в видовом опыте программу поведения. Эта программа поведения может быть очень сложной и малоподвижной, она приспособлена к мало меняющим условиям. По этому типу построено поведения низших позвоночных и насекомых.

Второй тип поведения формируется с изменением условий существования и с развитием коры головного мозга. Он проявляется особенно отчетливо у высших позвоночных, и в частности у млекопитающих. Для этого типа поведения характерен тот факт, что животное начинает воспринимать комплексные раздражители, идущие из среды, отражать целые ситуации, регулировать свое поведение посредством субъективных образов объективного мира и приспосабливаться к меняющимся условиям. У животного на этом этапе развития комплексный раздражитель уже не просто реализует врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные к предметному миру. Поэтому ведущим на этом этапе начинает становиться индивидуальное поведение; оно проявляется в отсроченных реакциях, о которых речь шла выше, в образовании условно - рефлекторных актов, в тех навыках, которые, видно формируются на основании анализа среды, совершаемого животными.

Высшие представители животного мира (из живущих на суше -- человекообразные обезьяны, из морских животных -- дельфины) выполняют сложные действия, которые можно назвать интеллектуальным поведением. Оно обусловлено более высокой формой психической деятельности, осуществляемой в таких жизненных условиях, когда врожденные инстинкты и выработанные навыки оказываются недостаточными.

Вот примеры некоторых опытов над животными.

Около клетки с обезьяной лежит банан -- ее любимое лакомство. Животное пытается достать его, но это не удается. Обезьяна замечает лежащую недалеко палку, берет ее и с помощью палки пододвигает банан ближе и достает его. В другом опыте палка, взятая обезьяной, оказалась коротка. Рядом лежали другие палки. Обезьяна начала манипулировать (производить разные движения) с ними. Палки были бамбуковые, полые внутри. Случайно обезьяна вставила одну из них в другую. Получилась длинная палка, которой обезьяна и подтолкнула к себе плод.

К потолку клетки подвесили банан. Обезьяна, подпрыгивая, пыталась достать его, но это оказалось невозможным. Оглядевшись кругом, она увидела ящик, подтащила его и с него дотянулась до банана. В другой раз плод подвесили так, что и с ящика обезьяна не могла его достать. Рядом находились другие ящики. Обезьяна догадалась поставить их друг на друга и, встав на верхний ящик, достала банан.

Какими бы умными ни казались эти животные, нетрудно убедиться в большой ограниченности их мышления. Наблюдались такие случаи. На плоту помещали лакомство, но огонь мешал обезьяне взять любимый плод. Она видела, как люди тушили огонь водой, которую наливали из бачка. На соседнем плоту обезьяна увидела этот сосуд. Чтобы перебраться туда, она составила из бамбуковых палок длинные шесты и перешла на плот, налила воды в кружку и, вернувшись назад, залила огонь. Почему же обезьяна не воспользовалась водой, которая была рядом? Дело в том, что обезьяна не умеет обобщать: всякая вода гасит огонь, обезьяна же видела только, как его гасят водой из бачка.

Все это говорят о том, что, пытаясь решить интеллектуальную задачу, обезьяна не видит всех условий, необходимых для решения, а замечает только некоторые из них. В этом одна из причин ограниченности мышления высших животных.

В то время как человек обычно решает задачу, логически рассуждая, делая необходимые выводы, животные находят правильное решение случайно, часто действуя методом проб и ошибок.

Введение

I. Интеллектуальное поведение животных

1.1 Общая характеристика интеллектуального поведения животных

1.2 Предпосылки интеллектуального поведения животных

II. Основные исследования в области интеллектуального поведения животных

2.1 Изучение поведения животных зарубежными авторами

2.2 Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Наличие у высших животных элементов разума в настоящее время не вызывает сомнения ни у кого из ученых. Интеллектуальное поведение представляет собой вершину психического развития животных. Вместе с тем, как отмечает Л.В. Крушинский, оно является не чем-то из ряда вон выходящим, а лишь одним из проявлений сложных форм поведения с их врожденными и благоприобретенными аспектами. Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с различными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается из индивидуально изменчивых компонентов поведения. Оно дает наибольший приспособительный эффект и способствует выживанию особей и продолжению рода при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания. В то же время интеллект даже самых высших животных находится, несомненно, на более низкой ступени развития, чем интеллект человека, поэтому более корректным будет называть его элементарным мышлением, или зачатками мышления. Биологическое изучение данной проблемы прошло длинный путь, к ней неизменно возвращались все крупнейшие ученые.


I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ

1.1 Общая характеристика интеллектуального поведения животных

Существует два типа поведения животных: первый - тип сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй – типом перцептивной психики или индивидуально – изменчивого поведения.

Для первых этапов развития поведения – этапов сенсорной психики и инстинктивного поведения – характерен тот факт, что животные приспосабливаются к окружающим условиям среды, проявляя известные врожденные программы поведения в ответ на отдельные сенсорные стимулы. Одно какое – нибудь воспринимаемое свойство, например, блеск воды у комара, вибрация у паука вызывают сразу же целую сложную врожденную, закрепленную в видовом опыте программу поведения. Эта программа поведения может быть очень сложной и малоподвижной, она приспособлена к мало меняющим условиям. По этому типу построено поведения низших позвоночных и насекомых.

Второй тип поведения формируется с изменением условий существования и с развитием коры головного мозга. Он проявляется особенно отчетливо у высших позвоночных, и в частности у млекопитающих. Для этого типа поведения характерен тот факт, что животное начинает воспринимать комплексные раздражители, идущие из среды, отражать целые ситуации, регулировать свое поведение посредством субъективных образов объективного мира и приспосабливаться к меняющимся условиям. У животного на этом этапе развития комплексный раздражитель уже не просто реализует врожденные репертуары инстинктивного поведения, а вызывает акты, приспособленные к предметному миру. Поэтому ведущим на этом этапе начинает становиться индивидуальное поведение; оно проявляется в отсроченных реакциях, о которых речь шла выше, в образовании условно – рефлекторных актов, в тех навыках, которые, видно формируются на основании анализа среды, совершаемого животными.

Высшие представители животного мира (из живущих на суше - человекообразные обезьяны, из морских животных - дельфины) выполняют сложные действия, которые можно назвать интеллектуальным поведением. Оно обусловлено более высокой формой психической деятельности, осуществляемой в таких жизненных условиях, когда врожденные инстинкты и выработанные навыки оказываются недостаточными.

Вот примеры некоторых опытов над животными.

Около клетки с обезьяной лежит банан - ее любимое лакомство. Животное пытается достать его, но это не удается. Обезьяна замечает лежащую недалеко палку, берет ее и с помощью палки пододвигает банан ближе и достает его. В другом опыте палка, взятая обезьяной, оказалась коротка. Рядом лежали другие палки. Обезьяна начала манипулировать (производить разные движения) с ними. Палки были бамбуковые, полые внутри. Случайно обезьяна вставила одну из них в другую. Получилась длинная палка, которой обезьяна и подтолкнула к себе плод.

К потолку клетки подвесили банан. Обезьяна, подпрыгивая, пыталась достать его, но это оказалось невозможным. Оглядевшись кругом, она увидела ящик, подтащила его и с него дотянулась до банана. В другой раз плод подвесили так, что и с ящика обезьяна не могла его достать. Рядом находились другие ящики. Обезьяна догадалась поставить их друг на друга и, встав на верхний ящик, достала банан.

Какими бы умными ни казались эти животные, нетрудно убедиться в большой ограниченности их мышления. Наблюдались такие случаи. На плоту помещали лакомство, но огонь мешал обезьяне взять любимый плод. Она видела, как люди тушили огонь водой, которую наливали из бачка. На соседнем плоту обезьяна увидела этот сосуд. Чтобы перебраться туда, она составила из бамбуковых палок длинные шесты и перешла на плот, налила воды в кружку и, вернувшись назад, залила огонь. Почему же обезьяна не воспользовалась водой, которая была рядом? Дело в том, что обезьяна не умеет обобщать: всякая вода гасит огонь, обезьяна же видела только, как его гасят водой из бачка.

Все это говорят о том, что, пытаясь решить интеллектуальную задачу, обезьяна не видит всех условий, необходимых для решения, а замечает только некоторые из них. В этом одна из причин ограниченности мышления высших животных.

В то время как человек обычно решает задачу, логически рассуждая, делая необходимые выводы, животные находят правильное решение случайно, часто действуя методом проб и ошибок.

1.2 Предпосылки интеллектуального поведения животных

Предпосылкой для инстинктивного поведения является отражение отдельных свойств внешней среды, которое действует на механизм, пускающий в ход врожденный инстинктивный акт.

Предпосылкой для сложных форм индивидуально – изменчивого поведения является перцепция, то есть отражение целых комплексных форм сложных ситуаций среды. На основе этого образа отражаемой действительности возникают индивидуально – изменчивые формы поведения.

Интеллектуальное поведение не только теснейшим образом связано с разными формами инстинктивного поведения и научения, но и само складывается (на врождённой основе) из индивидуально-изменчивых компонентов поведения. Оно является высшим итогом и проявлением индивидуального накопления опыта, особой категорией научения с присущими ей качественными особенностями. Интеллектуальное поведение даёт наибольший приспособительный эффект при резких, быстро протекающих изменениях в среде обитания.

1. Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, особенно с биологически «нейтральными» предметами. В ходе манипулирования, особенно при выполнении сложных и деструктивных манипуляций, происходит тренировка сенсорных и эффекторных систем, обобщается опыт деятельности животного, формируются обобщённые знания о предметных компонентах окружающей среды. Этот обобщённый двигательно-сенсорный опыт составляет основу интеллекта высших позвоночных, особенно обезьян.

Для интеллектуального поведения первостепенное значение имеют зрительные восприятия и особенно зрительные обобщения, сочетающиеся с кожно-мышечной чувствительностью передних конечностей.

2. Другим элементом интеллектуального поведения являются сложные многофазные навыки и инструментальные действия. Эти элементы относятся к двигательной сфере. Они позволяют животному решать сложные задачи, требующие определённой последовательности действий. Решение многофазовых инструментальных задач легче всего даётся человекообразным обезьянам, остальные высшие млекопитающие (крысы, еноты, низшие обезьяны и так далее) легче справляются с локомоторными задачами. Это отражает разный характер исследовательской деятельности у животных разного уровня развития психики. У большинства млекопитающих преобладает познавание пространственных отношений среды с помощью локомоторных действий. У обезьян, особенно человекообразных, по мере развития манипулирования, локомоторное познавание пространственных отношений теряет свою доминирующую роль. Однако только человек может полностью освободиться от направляющего воздействия пространственных отношений, если этого требует познание временно-причинных связей.

3. Важной предпосылкой интеллектуального поведения является и способность к широкому переносу навыков в новые ситуации. Эта способность проявляется у разных животных в разной степени, но наибольшее развитие она получила у высших позвоночных. Например, собака, ранее обученная двум разным навыкам (подтягивать за верёвку кусок мяса и открывать лапой щеколду) в новой ситуации, когда щеколда расположена высоко и открыть её можно только потянув за свисающую верёвку, сразу же решает эту задачу на основании переноса ранее полученного опыта в новые условия. Если видеть сразу результат и не знать о ранее выработанных навыках, то может сложиться впечатление о разумном решении предложенной задачи. Подобные наблюдения могут стать одной из причин антропоморфического объяснения поведения животных, как в естественных условиях обитания, так и в неволе.

Таким образом, важнейшими элементами и предпосылками интеллекта животных являются способности к разнообразному манипулированию, широкому чувственному (зрительному) обобщению, к решению сложных задач и переносу сложных навыков в новые ситуации, к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта.

Основу интеллектуального поведения, по-видимому, составляет восприятие сложных отношений между предметами внешнего мира. Это и есть дальнейшее усложнение форм отражения, которое ведет к появлению более интересующих нас форм поведения. Сначала животное отражало отдельные свойства и эти свойства пускали вход заложенные от природы врожденные видовые механизмы. Затем животное начинало воспринимать целые образы предметов действительности и приспосабливаться к ним; возникли индивидуально – изменчивые формы предметного поведения, которые могут быть проиллюстрированы в навыках. Но есть третья, очень существенная форма отражения, которая очень слабо выявлена у низших животных и выявляется все больше и больше у высших животных. Это – отражение не отдельных слов, не отдельных предметов и ситуаций, а сложных отношений между отдельными предметами. Она составляет основу интеллектуального поведения.


ІІ. ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ

2.1 Изучение поведения животных зарубежными авторами

С середины XIX в. начинается систематическое экспериментальное изучение поведения животных. Автором одного из первых экспериментальных исследований был директор Парижского зоопарка Ф. Кювье. На основе наблюдений за животными в Парижском зоопарке он провел сравнительное изучение поведения млекопитающих нескольких отрядов (грызунов, жвачных, лошадей, слонов, приматов, хищных), причем многие из них стали объектом научного исследования впервые.

Ф. Кювье собрал многочисленные факты, свидетельствовавшие об «уме» животных. При этом его особенно интересовали различия между «умом» и инстинктом, а также между умом человека и «умом» животных. Кювье отметил наличие разной степени «ума» у животных разных видов.

Решающее значение для возникновения и развития сравнительных и экспериментальных исследований поведения и психики животных имели труды Ч. Дарвина.

Многочисленные наблюдения за поведением животных, проведенные Дарвином в естественных условиях и в неволе, позволили ему четко выделить три основные категории поведения – инстинкт, способность к обучению и элементарную «способность к рассуждению». В настоящее время такой классификации поведенческих актов придерживается большинство исследователей.

Теория эволюции Чарльза Дарвина анатомически сблизила человека и животных, показав общность их телесного устройства.

В числе первых ученых, обратившихся к проблеме сходства психики животных и человека, был друг и единомышленник Дарвина Дж. Роменс. Наибольшую известность получила его книга «Ум животных» (1888), где он выступил как натуралист, стремившийся доказать единство и непрерывность развития психики на всех уровнях эволюционного процесса.

Ч.Уитмен занимался сравнительным изучением поведения животных. Ему принадлежит описание поведения многих видов птиц и некоторых межвидовых гибридов. Он подчеркивал, что поведение животных можно изучать с эволюционных позиций подобно тому, как изучают строение тела.

Один из основоположников современной психофизиологии У. Джеймс дал определение инстинкта как «способности действовать целесообразно, но без сознательного предвидения цели, и без предварительной выучки производить данное целесообразное действие». Интересно отметить, что Джеймс не соглашался с распространенной в его время точкой зрения, что ввиду высокого уровня развития интеллекта человек обладает малым числом инстинктов. Он, напротив, утверждал, что у человека больше различных инстинктов, чем у животных.

Огромное значение для развития науки о поведении сыграли работы английского ученого Э. Торндайка. Наряду с И.П. Павловым, он считается основателем научного метода исследования процесса обучения в контролируемых лабораторных условиях. По Торндайку, исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для выхода из которых у животного нет готового двигательного ответа. Разрешение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма и среды как единого целого. Животное осуществляет активный выбор действий, а формирование данных действий происходит путем упражнений.

Важнейший вклад в изучение поведения животных внесли австрийский ученый Конрад Лоренц и нидерландский ученый Нико Тинберген, которых считают основателями современной этологии. Научный подход этих ученых был подготовлен исследованиями Уитмена, Крейга в Америке и Хейнрота в Германии, однако именно их работы обеспечили основу для будущего развития этологии, а их подход оказался альтернативным для господствовавшего тогда в Америке бихевиоризма.

2.2 Исследование интеллектуального поведения животных в трудах отечественных ученых

Наука о поведении животных весьма плодотворно развивалась и в России.

В середине XIX в., в противовес распространенным тогда идеалистическим и метафизическим теориям, последовательно отстаивал исторический подход к изучению живой природы выдающийся ученый, один из первых эволюционистов, профессор Московского университета Карл Рулье. Он утверждал, что наряду с анатомией, физиологией и экологией, необходимо изучать и инстинкты животных. Первопричиной происхождения психических способностей Рулье считал взаимодействие организма со средой, в которой обитает данное животное.

Большой вклад в сравнительное изучение природы инстинктов и разработку самой методологии «биопсихологических», по его терминологии, исследований внес талантливый русский биолог и зоопсихолог В. А. Вагнер. Он занимался систематическим изучением поведения животных разного уровня развития, и многие из его исследований носили сравнительно-психологический характер.

В докторской диссертации «Биологический метод в зоопсихологии» (1902) Вагнер сделал первую сводку своих работ по психологии животных. Он подчеркивал огромное значение зоопсихологии в поиске путей эволюции психических способностей в животном мире – эволюции, которая ведет в конечном счете к пониманию генезиса нашего собственного «Я».

Большое внимание уделял В.А. Вагнер проблеме индивидуально-приобретенного поведения, а также его роли в жизнедеятельности животных. Согласно традициям своего времени, он называл подобное поведение «разумом», включая в это понятие результаты научения, накопление опыта в форме ассоциаций и подражаний.

Вагнер отмечал, что, поскольку индивидуально-приобретенное поведение всегда связано с биологически важными ситуациями, провести границу между ним и врожденным поведением трудно.

В. А. Вагнер полностью отрицал способность животных к каким бы то ни было проявлениям зачатков разума в прямом смысле этого слова. Он считал, что эти явления можно вполне объяснить формированием навыков.

Работы Вагнера оказали существенное влияние на развитие отечественной науки о поведении. Введенный им «объективный биологический метод» был воспринят и получил широкое применение в работах отечественных зоопсихологов.

Особый вклад в исследование поведения и психики животных внесла Н.Н. Ладыгина-Котс. Она занималась тщательным изучением развития в онтогенезе ряда видов птиц, а также проявлением и вариациями основных инстинктов различных млекопитающих.

Тщательно проанализировав движения, игры и сложные действия шимпанзе и ребенка, Н.Н. Ладыгина-Котс пришла к выводу, что психика ребенка качественно отличается от психики обезьян. Отмечая многочисленные черты сходства поведения шимпанзе и человека на ранних стадиях онтогенеза, она указывает на те критические точки, с которых развитие психики ребенка идет принципиально иными темпами и на качественно другом уровне, чем у шимпанзе. Несмотря на большую степень сходства психики шимпанзе с человеческой, по уровню развития интеллекта, понимания речи человека и овладения его языком, шимпанзе все же не превышают уровня двухлетнего ребенка.

В процессе работы с обезьянами, Н.Н Ладыгиной-Котс была разработана экспериментальная методика «Выбор по образцу», пользуясь которой, она детально изучила зрительные восприятия шимпанзе и установила, что они различают все цвета спектра и тонкие оттенки цветов.

Центральное место в трудах Н.Н. Ладыгиной-Котс занимала проблема элементарного мышления животных как предпосылки человеческого мышления, позволяющего выявить и восстановить предысторию его возникновения в процессе эволюции. Особое внимание уделялось особенностям восприятия, манипуляционной, орудийной и конструктивной деятельности приматов.

Большой вклад в развитие науки о поведении животных в России внесли ученые-физиологи. Среди них необходимо прежде всего отметить таких корифеев, как И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов и целый ряд его учеников.

И.М. Сеченов занимался изучением физиологии нервных процессов. Среди главных заслуг этого ученого было открытие процесса торможения, существующего в нервной системе наряду с возбуждением, без которого невозможно представить осуществление центральной нервной системой интегративных функций.

В центре научных интересов знаменитого русского ученого В.М. Бехтерева стояла проблема человека. Крупнейший вклад в науку составили его труды по анатомии мозга и невропатологии. Он ввел понятие сочетательного, т.е. фактически условного рефлекса как приобретенного свойства нервной системы, а также представление о сложных органических рефлексах, т.е. инстинктах, механизм которых он также считал чисто рефлекторным.

Одним из главных основоположников экспериментального изучения поведения животных в России был И.П. Павлов. Поведение животных осуществляется под ведущим влиянием раздражителей, несущих информацию о среде обитания, непосредственно окружающей их. Система, воспринимающая такую информацию, была названа И.П. Павловым первой сигнальной системой действительности.

Процесс формирования мышления человека осуществляется не только при помощи первой сигнальной системы действительности, но главным образом под влиянием информации, которую он получает при помощи речи. Эту систему восприятия действительности Павлов назвал второй сигнальной системой. При помощи второй сигнальной системы человек имеет возможность получать всю сумму знаний и традиций, накопленных человечеством в процессе его исторического развития. В этом отношении и границы возможностей человеческого мышления колоссально отличаются от возможностей элементарной рассудочной деятельности животных, которые в своей повседневной жизни оперируют лишь весьма ограниченными представлениями о структурной организации среды их обитания.

Существенный вклад в развитие медицины, в физиологию вегетативной нервной системы, эволюционную физиологию и биохимию, а также в формирование современных представлений о закономерностях становления поведения внес Л.А. Орбели. На основе наблюдений и экспериментов им был сделан вывод о существовании процесса созревания врожденных поведенческих реакций, входящих в видоспецифический репертуар, которые, как он специально подчеркивал, не следует смешивать с поведением, приобретенным в результате жизненного опыта.


Заключение

Изучение рассудочной деятельности животных как любого приспособления организма к среде его обитания должно быть предметом биологического исследования. Опираясь в первую очередь на такие биологические дисциплины, как эволюционное учение, нейрофизиология и генетика, можно добиться успеха в объективном познании процесса формирования мышления.

Рядом с инстинктивными и простыми формами изменчивого поведения у животных существует еще одна форма поведения, которая представляет собой интерес. Животные обнаруживают некоторые формы подлинно разумного интеллектуального поведения.

Развитие научных взглядов на интеллектуальное поведение животных происходило диалектически и проходило в несколько этапов.

В отличие от животных с наиболее высокоразвитой элементарной рассудочной деятельностью и, вероятно, от своих пещерных предков, человек оказался в состоянии улавливать не только эмпирические законы, но формулировать и теоретические законы, которые легли в основу понимания окружающего мира и развития науки. Все это, конечно, ни в какой мере не доступно животным. И в этом огромное качественное различие между животным и человеком.


Список использованной литературы

1. Гоноболин Ф. Н. "Психология", - Изд-во "Просвещение", М., 1973, - 277 с.

2. Зорина З.А., Полетаева И.И.. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М.: «Аспект– Пресс», 2001, - 354 с.

3. Меннинг О. Поведение животных.Вводный курс. М., 1982, - 362 с.

4. Савельев С.А. Введение в зоопсихологию. М. – 2000, - 278 с.

5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993, - 304 с.

Новое на сайте

>

Самое популярное