Домой Розы Какой режим для фотосессий в студии. Места для съемки портретов, на что обратить внимание. Шаги к получению хорошего фото

Какой режим для фотосессий в студии. Места для съемки портретов, на что обратить внимание. Шаги к получению хорошего фото

В портрете важно подчеркнуть личность и характер человека, который на этом портрете изображен. Одним из способов достижения этого является выбор подходящего для съемки портрета места. Вот об этом давайте и поговорим сегодня.

Правильный выбор места для съемки - пожалуй, один из самых важных аспектов всего фотографического искусства. А в портрете особенно. От того, какое место вы выбрали для создания портрета, зависит и всё остальное: какое освещение вы подберете для более выгодного освещения модели, с какой экспозицией и с какого ракурса будете делать снимок, в какую одежду должен быть одет портретируемый, его поза и пропорции фигуры по отношению к окружающим предметам, находящимся в кадре, и многое другое.

Самым распространенным способом создания портрета является съемка в студии на статичном и тщательно организованном фоне. Но это довольно затратное удовольствие, и. к тому же, уже ставшее достаточно скучным, так как такие портреты снимали уже миллионы и даже миллиарды раз.

Согласитесь, намного более интересным делом как для фотографа, так и для модели будет создание портрета на живом, естественном фоне. Используя свое воображение, свою находчивость, фотограф, создающий портрет, всегда может подобрать для съемки какое-нибудь интересное, порой даже уникальное в своем роде место, создав этим в портрете определенную атмосферу, вдохнуть в снимок жизнь.

Место съемки должно что-то обозначать

На первый взгляд, самым простым и доступным вариантом подбора места для создания портрета будет удобное для вас самих, как фотографа, место. Например, у вас есть возможность поснимать на берегу Волги или озера Байкал, возле которых вы живете. Это мысль всегда, что называется, навскидку, первой приходит в голову. Но, к сожалению, это не всегда самый лучший вариант, даже если он действительно порой выглядит заманчивым.

Прежде чем начать снимать портрет, познакомьтесь с портретируемым поближе, пообщайтесь с ним некоторое время. Узнайте, чем увлекается этот человек, где он работает, какую музыку любит. Расспросите его про хобби, про любимые книги… Этот разговор даст вам множество идей для создания портрета пришедшего к вам человека. К примеру, если ваш клиент любит живопись - почему бы не устроить фотосессию в художественном музее на фоне живописных полотен великих мастеров. А если вы будете фотографировать, например, любителя рыбалки - почему бы для съемки не отправиться на речку…

Для съемки портрета всегда нужно выбирать такую натуру, которая бы для вашего портретируемого имела какое-то значение. Учитывая это, вы сможете создать замечательный портрет, которым будет доволен не только сам на нем изображенный, его друзья и близкие, но и ваши коллеги и даже строгие критики ваших работ. Портрет получится реалистичным, естественным. К тому же в привычной для себя обстановке человек всегда чувствует себя намного раскованнее, чем в незнакомом месте, тем более в фотостудии, в которую он, возможно, пришел в первый раз. А это все сказывается на настроении и состоянии портретируемого. Это очень важно для создания хорошего портрета.

Фотографу, занимающемуся портретной съемкой, очень важно понимать, что каждый человек - это прежде всего личность. Любой человек индивидуален. Двух одинаковых людей нет и быть никогда не может. У каждого живущего на Земле свой характер, свои привычки, свои вкусы. Вот именно поэтому для создания портрета фотограф и должен находить такие места для съемки, которые бы как можно лучше подчеркивали индивидуальность портретируемого. Это и есть самое важное в выборе места для съемки портрета.

В работе нужно использовать естественное освещение

Многие профессионалы в области фотографии не мыслят съемки без искусственных источников света даже на натуре. Это говорит нам о том, что свет в фотографии смело можно назвать одним из самых важных факторов.

Если вы задумали снять портрет, для этого мы рекомендуем выбирать наиболее светлые места. Но не забывайте так же и о том, что свет в портрете должен быть мягким и рассеянным. И ещё один достаточно важный момент: всегда нужно учитывать то, что очень даже нежелательно снимать портрет на улице в полдень. Полуденное солнце, стоящее высоко над горизонтом, особенно в городе, где мало зелени и затененных участков, создает чересчур контрастное освещение. Такое освещение своим грубым свето-теневым рисунком сможет легко испортить лицо даже самой красивой девушки. Вот поэтому, если уж вам пришлось снимать портрет на натуре именно в полдень, лучше сделать это где-нибудь в затененном месте, например, под пышными деревьями, в тени какого-нибудь дома, в маленьком тесном и тенистом дворике… В таких местах освещение в этот момент будет намного мягче и приятнее, чем на открытых площадях.

Ну, а если время позволяет вам работать с моделью на натуре утром или вечером - этой возможностью обязательно нужно воспользоваться. В эти периоды суток освещение становится очень мягким и красивым, свето-теневой рисунок на лице портретируемого будет очень привлекательным. Не зря часы рассвета и заката в фотографии называются «золотыми часами».

В случае, если вы снимаете портрет в закрытом помещении, в комнате, например, то модель нужно располагать таким образом, чтобы она находилась как можно ближе к источнику естественного света, то есть к окну. В этом случае, конечно же, можно использовать и подсветку портретируемого другими, искусственными источниками света. Но тут всё упирается в ваш бюджет, то есть, проще говоря, в наличие осветительного оборудования.

Не забывайте про укрытие

Когда вы фотографируете на открытом воздухе, на натуре, всегда существует вероятность того, что может испортиться погода. Например, неожиданно вдруг может хлынуть дождь… Вот поэтому при съемке на улице фотографу приходится всегда надеяться на его величество случай - а вдруг всё будет нормально, и ничего не помешает проведению фотосессии на пленере. Но, тем не менее, всегда лучше будет подстраховаться. Особенно если вы для создания портрета выезжаете куда-нибудь далеко за город, где нет ни кафе, ни магазинов, которые могли бы на какое-то время укрыть вас от ливня или других капризов природы.

На случай непогоды предусмотрите себе варианты отступления. В городе это могут быть, как мы только что сказали, кафе и магазины, а так же мосты, точнее, пространство под ними, подземные переходы, метро… За городом - автомобиль… А если недалеко деревня - можно к кому-нибудь и в гости попроситься. Или даже забрести… на коровник (заодно и доярок поснимать можно будет)!

Но, тем не менее, при съемке портрета на природе непогода в некоторых случаях из противника может даже превратиться в хорошего помощника фотографа. Точнее, наравне с портретируемым, дождь, например, может стать одним из персонажей портрета! Тут многое зависит от фантазии и воображения фотографа. Ну, и, конечно же, его мастерства. Порыскайте в Интернете, посмотрите, какие хорошие портреты можно создать под проливным дождем! Попробуйте поискать какой-нибудь навес, например, остановочный павильон, и использовать ливень как фон для вашего портрета! Снимайте до тех пор, пока будет позволять освещение. Ну, и если не промокните, конечно…

Ну, а уж если погода окончательно испортилась, и у вас нет никакой возможности продолжить съемку под открытым небом, для продолжения работы придется окончательно перебраться в помещение.

Подберите для съемки спокойное место

Городские улицы и площади, другие шумные места с большим скоплением народа - пожалуй, самые худшие места для съемки портретов. Праздно прогуливающиеся или спешащие по своим делам люди будут мешать вам в работе, мешать портретируемому сосредоточиться, раздражать его и вас своими вопросами. Да и вообще они могут быть весьма нежелательны, если даже и ненамеренно будут лезть в границы вашего кадра. В этом случае все участники процесса будут чувствовать себя неуютно, как говорят, «не в своей тарелке». Вот почему для создания портрета на свежем воздухе лучшим вариантом будет поискать более тихое и спокойное место, чем шумная городская улица. В тихом месте вы и модель сможете поработать спокойно и сосредоточенно, вас никто и ничто не будет отвлекать от увлекательнейшего процесса создания портрета.

Если вы решили снимать портрет в городе, то такое место вам будет найти достаточно трудно. Но, если хорошенечко подумать, побродить по улицам - то укромный уголок для съемки найти обычно бывает вполне реально. Это может быть дальняя аллея городского парка, тихий дворик дома на окраине или даже в центре города, в каком-нибудь переулочке… Даже в центре огромной и шумной Москвы такие дворики можно найти.

Ну, а уж если и это не удалось, то попробуйте поснимать на городских улицах ранним летним утром. В середине лета на улицах бывает достаточно светло уже в самые ранние часы, а людей почти никого нет. Все ещё спят или только собираются на работу. В это время город выглядит тихим и спокойным, и вдобавок ко всему этому, необычайно красивым. Одному из фотографов даже удалось создать великолепную серию снимков, на которых обнаженные девушки позировали ему на узнаваемых и известных городских улицах. Эти снимки были сделаны в 5-6 часов утра в середине июня.

Ну, и, как мы писали чуть выше, утреннее освещение очень хорошо для съемки портрета.

А ещё портрет на пленере хорошо снимать в лесу, на какой-нибудь лужайке, усеянной полевыми цветами, на пляже, когда сезон не располагает к купанию…Все эти места создадут прекрасный фон для портрета. Ну и еще, что очень важно, наедине с природой вы и ваша модель будете чувствовать себя свободно, независимо. Вы сольетесь с природой, будете ощущать себя частичкой той лужайки, того леса или моря, всего того, что находится около вас, что вас окружает. Такое единение подарит вам раскованность и свободу в творческом полете. И итог этой творческой работы должен быть просто замечательным!

Главное в портрете - человек. Не позволяйте фону его затмить

Конечно же, интересное и красивое место для съемки - это достаточно важно. Точнее, очень даже важно. Но иногда некоторые фотографы, особенно начинающие, почему-то забывают о том, что в портрете самое главное - это непосредственно человек, тот, кого мы фотографируем, а не то, что этого человека окружает. Яркий фон и присутствие в кадре множества отвлекающих деталей - это достаточно грубая и, увы, распространенная ошибка фотографов, работающих в этом жанре фотографии. Для того, чтобы избежать подобных ошибок, мы рекомендуем вам внимательно рассматривать фотографии других авторов. Да и свои работы нелишне будет иногда пересмотреть. И если при таком рассматривании той или иной фотографии ваш взгляд первым делом будет цепляться не за лицо человека, который на ней изображен, а за что-то другое, то знайте - или вы (если это ваш снимок), или другой фотограф идут в своем творчестве немного не в ту сторону, развиваются не в том направлении. Фон должен быть именно фоном, а не главным объектом на плоскости кадра. Фон не должен затмевать собой главный объект. Миссия фона - подчеркнуть красоту, важность, значимость главного в снимке, в данном случае - в портрете.

Самый постой способ уйти от отвлекающего фона - это грамотно сделать фокусировку. Попробуйте поработать с резкостью, с глубиной резко изображаемого пространства. Постарайтесь добиться размытости фона, но чтобы при этом главный объект, то есть лицо или даже только лишь глаза портретируемого, находились в идеальной резкости. В этом случае фон совершенно не будет отвлекать зрителя от главного в снимке, его взгляд будет направлен именно на лицо портретируемого человека.

Ну, и, конечно, нужно тщательно проработать композицию снимка, и без сожаления убрать из кадра все лишнее и ненужное. Ну а теперь давайте попробуем подвести итог всего того, что мы сегодня изложили в этой статье.

Первое. Выбор места для создания портрета у фотографов, даже самых опытных, занимает порой немало времени и требует определенной творческой работы. Тем не менее, именно на это и должно прежде всего быть нацелено ваше внимание ещё до начала съемки.

Второе. Подобрав для съемки место, которое идеально подходит для создания портрета какого-то конкретного человека, вы сможете в одной лишь фотографии показать всю его историю, высветить для зрителя его характер, передать атмосферу, создаваемую этим человеком, рассказать о нем как о богатой личности. Главное - чтобы этот человек был узнаваем не только визуально, но и духовно. Чтобы в портрете была видна его индивидуальность, его человеческая сущность.

Вот и все на сегодня. Нам остается только пожелать вам творческой удачи. Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны.

Работа в студии, как правило, совершенно отличается от работе на локейшене, особенно в части съемки портретов. На локейшн легко сделать акцент на лице модели, но и окружающая обстановка также вносит свой вклад. Кроме того, в студии много сложного светового оборудования, и фотограф сам должен создавать свет, а не подстраиваться под существующий свет.

Поэтому работа в студии часто пугает начинающих фотографов, доводя их чуть ли не до нервного срыва. Вот 10 советов для съемки в студии, которые могут реально вам помочь.

1. Думайте о съемке в студии как о игре в боулинг

При съемке в студии модель не должна менять своего положения, а вы должны двигаться только вперед или назад. Нельзя двигаться вправо или влево, так как вы можете нарушить рисунок освещения. То же относится и к модели. Вместо того, чтобы делать два шага в сторону, попросите модель повернуться.

2. Используйте направление часовой стрелки


Часто модель и фотограф путаются в направлениях, ведь для нее ваше вправо, это влево, и наоборот. Таким образом, действительно очень легко запутаться. В то же время, поворот по часовой стрелке или против часовой стрелки для вас и для модели одно и то же.

3. Где право, где лево?


Ориентация по часовым стрелкам в какой-то степени помогает, но иногда все-таки нужно указать модели, в какую сторону двигаться, а для этого нужно знать, как правильно сказать об этом. Среди профессиональных фотографов принято указывать стороны с позиции модели, так как она не должна думать, куда ей идти, а сразу исполнять команду фотографа. Очень важно сразу договориться с моделью об этом, особенно если это не профессиональная модель.

4. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием


Существуют и всегда будут существовать аргументы для использования зум-объективов в студии, но если есть возможность, используйте фиксы. Они, как правило, резче и светосильнее. Стандартный объектив для портрета имеет фокусное расстояние примерно 80-200 мм. Если вы используете камеру с матрицей, меньшей кадра фотопленки (кроп), не забудьте об этом при выборе объектива. Для полнокадровой камеры Canon фотографы предпочитают объективы 85 мм f/1.2 и 135 мм f/2, а для кроп-камер 50 мм f/1.2 и 50 мм f/1.4. Фотографы, снимающие на Nikon, предпочитают 85 мм f/1.4

5. Будьте на нужной высоте


Используйте правильную высоту камеры для съемки различных портретов, иначе вы рискуете получить неправильную перспективу и искаженные пропорции. Для крупнопланового портрета держите камеру на уровне глаз модели. Если снимаете погрудный портрет, держите камеру на уровне подбородка. Для поясного портрета это будет уровень груди, а для ростового - уровень живота. Хотя, для некоторых творческих снимков вам может потребоваться вообще лечь на пол или использовать лестницу-стремянку.

6. 1/125 и забудьте!


Настройки камеры для съемки в студии довольно просты. Установите камеру в ручной режим, установите ISO 100 или 200 (если на вашей камере нет значения 100) и выдержку 1/125 с. Из-за того, что используются вспышки, нет никакой разницы, какую выдержку использовать, 1/100, 1/125, 1/160 или даже 1/200 с.

7. Используйте флэшметр


В современных камерах очень развита система экспозамера. Но в студии она ничем не сможет вам помочь. Вы не сможете определить, с какой мощностью нужно, к примеру, освещать фон или волосы, пока не сделаете пробных снимков. С помощью флэшметра вы сможете настроить световую схему сразу и правильно. Если вы умеете читать гистограмму на камере, это не означает, что вы не должны использовать флэшметр. Это избавит вас от лишней головной боли из-за освещения.

8. Сосредоточьтесь на глазах


Независимо от диафрагмы и глубины резкости, которую вы выбрали, глаза - это то, что рассказывает о портрете. Внимание всегда должно быть на глазах, и они всегда должны быть в фокусе.

9. Пользовательский баланс белого


Мы постоянно требуем, чтобы вы использовали пользовательский баланс белого, и не зря! Модификаторы света, такие как зонты, софтбоксы, тарелки, снуты, оказывают небольшое влияние на цветовую температуру и окраску света. Тем самым, настройка пользовательского баланса белого перед съемкой обеспечит наиболее точное воспроизведение цветов.

10. Попробуйте только один источник света.


Знаменитый модный фотограф Хельмут Ньютон был известен, как использовавший только один свет. Это, а также изменение угла освещения может создавать поистине драматические и потрясающие фотографии. Если у вас есть много источников света - это не означает. что все их нужно использовать. Попробуйте более простой подход к освещению, работая с одним источником вместо нескольких.

Студийные портреты - довольно сложны в исполнении. Надеемся, что эти 10 советов помогут вам и вдохновят на создание новых прекрасных фотографий и дальнейшее совершенствование.

Все мы, творческие люди, с чего-то начинаем свой путь. Маленькими, но уверенными шажками мы двигаемся к исполнению своей мечты, осваивая все новые и новые горизонты.

Кто-то очень мудрый давно озвучил мысль, что лучше неуверенно и медленно двигаться вперед , чем уверенно стоять на месте.

Так вот, когда ты, увлеченный миром фотографии, переснимал все локации в городе по нескольку раз, да еще и по жуткому холоду, вдруг понимаешь, – пора двигаться дальше.

“Студийная съемка” , “студийный свет”, “фотостудия ” – произносишь эти слова и видишь, как начинающий фотограф начинает теряться. Но не так страшен черт, как его рисуют.

Отбрось свою неуверенность, друг, мы здесь, чтобы помочь тебе переступить этот порог!

Итак, о чем важно помнить, что нужно посмотреть, и как вести себя в студии? Мы готовы ответить на эти вопросы. Поехали!

1. Выбирай студию с умом.

А это значит, что это нужно делать исходя из характера съемки и своих потребностей как фотографа.

Основная ошибка: бронирование фотостудии по первой рекомендации друга-фотографа , не выясняя обстоятельств.

Разновидностей студий достаточно: интерьерные, студии дневного света, павильоны только с импульсным светом, аква-студии , ну и конечно же те, которые объединяют в себе все эти характеристики.

Перед тем, как оплатить студию, узнай как минимум ее площадь, высоту потолков, изучи ее оборудование, и входит ли в стоимость аренды его использование. Зачем знать площадь студии? Если у тебя в арсенале камера с кроп-фактором 1.5 и портретник , тебе вряд ли будет удобно снимать ростовые портреты в павильоне площадью 15 кв.м.

2. Прочитай правила аренды и работы в студии.

И желательно сделать это до начала съемки .

Основная ошибка: игнорирование правил, что приводит как минимум к неудобству работы, как максимум – к невозможности проведения съемки .

Конечно, важно знать, брать ли с собой сменную обувь, но еще важнее, сколько денег потеряешь ты или твой клиент, если вы отмените съемку. А еще некоторые студии ограничивают допустимое количество человек, которое одновременно может находиться в студии; требуют доплаты за использование реквизита и за работу ассистента.

3. Попроси о помощи.

Основная ошибка: уверенность в том, что ты все умеешь. Как следствие – потраченные ресурсы на съемку , результат которой не оправдал ничьих ожиданий.

Если вдруг перед съемкой что-то помешало тебе прочитать о том, какое оборудование вообще бывает в студиях и как приблизительно его использовать, то на помощь тебе придет ассистент. Он вкратце расскажет, что к чему, включит тебе все и даже (!) правильно выставит тебе весь свет. Вопросы о перемещении реквизита и мебели по павильону тоже к нему.

Но бывают ситуации, когда работа ассистента не входит в стоимость аренды, а студия тебе очень нравится. Что делать? Тут есть несколько вариантов:

  • взять с собой друга-фотографа , который все знает;
  • арендовать другую студию, но вернуться в понравившуюся, когда станешь более уверен в своих силах;
  • никого не слушать, изучать примочки работы в студии круглосуточно в течении двух недель до съемки , и показать всем класс.

4. Следи за временем.

Это правда очень важно.

Основная ошибка: ты думаешь, что ты все успеваешь. Но вот только-только ты включаешься в процесс, и тут администратор напоминает тебе о том, что твое время на исходе.

Все мы, когда ныряем с головой в процесс создания шедевров, забываем обо всем вокруг, не говоря уже о часах. Рассчитай, сколько тебе нужно времени на подготовку, непосредственно на съемку , другие организационные моменты и сборы. Это, конечно, прозвучит несправедливо (ты же заплатил ровно за час аренды), но лучше закончить съемку за десять минут до истечения оплаченного времени. Это позволит спокойно собраться, навести после себя порядок и даже ничего не забыть.

5. Расслабься.

Пункт для тех, кто очень любит переживать.

Основная ошибка: ты не можешь удержать камеру в трясущихся руках:)

Мы понимаем и знаем, как никто другой, что что-то новое – это всегда что-то очень волнительное. Но в данном случае, это будет здорово мешать ритму работы.

Как не превратить свои первые опыты съемки в фотостудии в результат из серии “ожидание-реальность” ? Ребята, просто возьмите себе за правило, что к съемкам всегда нужно готовиться. Отбросьте все волнение и делайте то, что у вас лучше всего получается.

Если вы любите то, что делаете, результат не заставит себя ждать. Развивайтесь, работайте над собой и покоряйте новые пьедесталы.

Чаще всего для создания портрета фотографы выбирают съемку в студии или закрытом помещении с монотонным фоном. Однако такой выбор является довольно скучным и малоинтересным. Существуют куда более привлекательные места, где задний план может создавать определенную эмоциональную атмосферу и фотографу предоставляется больше возможностей для игры с ракурсами и планами. Благодаря удачно подобранному месту можно получить действительно впечатляющие портретные снимки.

Каким должно быть место для съемки портрета

Снять портрет, в принципе, можно в любом понравившемся вам месте, будь то берег реки или городской парк. Однако если вы хотите получить настоящий личностный портрет, то лучше поинтересоваться у своей модели, чем она любит заниматься, ее интересы, увлечения и работа. Это может быть рыбалка, катание на лошадях, спортивные игры и многое другое. Потратьте некоторое время на то, чтобы пообщаться с портретируемым и выяснить как можно больше полезной информации. Тогда вы сможете выбрать такое место для съемки портрета, которое было бы тесно связано с вашим главным персонажем и имело бы для него какое-либо значение.

Выбор места, которое будет что-то означать, позволит подчеркнуть индивидуальность портретируемого. Кроме того, в привычной атмосфере человек будет чувствовать себя гораздо более раскованным и уверенным в себе, нежели в студии, куда он пришел в первый или второй раз. А настроение модели, как известно, является далеко не последним фактором при создании удачного портрета.

При выборе подходящего места для съемки портрета все же не забывайте, что задний план, конечно, важен, но он не должен смотреться в кадре слишком ярко, чтобы не отвлекать внимание на себя. Центральным объектом на фотографии всегда должен оставаться портретируемый. Если на фото внимание зрителя больше притягивают красивые задние планы и пейзаж, то это неудачный портрет. Не давайте фону затмить человека в кадре. Избегайте мест для съемки с большим количеством отвлекающих деталей и ярким, разнородным задним планом. Фон должен быть интересным, привлекательным, но не более того. Он должен лишь подчеркивать красоту и индивидуальность человека в кадре.

Также лучше избегать оживленных мест в центре города, поскольку для съемки вам придется постоянно ждать подходящего момента, когда мимо пройдут прохожие. К тому же, вряд ли ваша модель будет чувствовать себя расслабленно в таких условиях. Для создания портретных фотографий рекомендуем выбирать более спокойные, уединенные места, вдали от оживленных улиц.


Снег в качестве заднего фона

Разумеется, самый оптимальный вариант – это фотографировать в парке или вообще за пределами города, где мало людей и можно спокойно подготовиться к съемке. Вдобавок, вы получите красивый задний план. Выбираясь на природу, не забывайте о капризах природы. Желательно, чтобы рядом было место, где можно было бы укрыться, если внезапно пойдет дождь. Впрочем, в отдельных случаях непогода может стать вашим помощником. Фотографируя под навесом, можно использовать проливной дождь или снег в качестве прекрасного заднего фона.

Естественное освещение при съемке портрета

Как считают многие профессиональные фотографы-портретисты, лучше снимать людей на открытом воздухе, чтобы использовать все преимущества естественного освещения. Если у вас есть такая возможность, то рекомендуем выбраться за пределы своей квартиры или студии, попробовав поснимать портреты на природе. Выберите в качестве места съемки хорошо освещенное место. Только желательно фотографировать не в полдень, когда яркие лучи создают жесткие тени на лице модели.

Оптимальный вариант для съемки при естественном освещении – утренние или вечерние часы, когда солнечный свет становится более мягким и приятным глазу. Но если все-таки придется фотографировать в дневные часы, когда на небе ни облачка, то используйте какое-либо место в тени – под листвой деревьев или во дворе дома, закрытом от прямых солнечных лучей.

Снимая в студии или в квартире, вы также можете использовать естественный свет, расположив свою модель у открытого окна. Не забывайте пользоваться отражателями. При необходимости вы всегда можете добавить немного искусственного света. Помните, что где бы вы ни фотографировали, для получения хороших, качественных портретных снимков требуется мягкое, рассеянное освещение. Оно создаст на лице и фигуре модели приятный светотеневой рисунок.

Масштаб, ракурс и заполнение кадра

Немаловажный момент при создании портрета – это соблюдение правильного масштаба, определяемого, в первую очередь, дистанцией, с которой вы будете фотографировать вашу модель. Выбранное место для съемки должно позволять вам снимать портрет с расстояния не менее двух метров. Если получится так, что объектив при съемке с двух — трех метров не обеспечит нужного вам масштаба, подойдите ближе к объекту съемки. Но внимательно следите за перспективой – с какого-то момента в зависимости от фокусного расстояния оптики она начнет заметно искажаться. Впрочем, можно снимать как есть, а затем кадрировать полученные снимки в процессе обработки. Правда, это чревато некоторой потерей в разрешении фото.

Если в вашем распоряжении имеется длиннофокусная оптика с зумом, то целесообразно выбрать такое место для съемки, где вы сможете сфотографировать человека с относительно большой дистанции. Съемка длиннофокусной оптикой с «приближением» позволит вам получить более привычную перспективу. Портрет в таком случае обычно выглядит более качественным, с правильными пропорциями лица и фигуры.


Правильно выбирайте ракурс и точку съемки

Но, не стоит впадать в крайности и снимать с зумом с дистанции в несколько десятков метров, поскольку тогда перспектива может практически исчезнуть, лицо портретируемого станет слишком широким и плоским. У портретной съемки с дистанции есть и еще одно преимущество – вам гораздо удобнее будет работать с задним планом. Легко размывается задний фон, можно спокойно убрать ненужные объекты и детали кадрированием,.

Один из общий принципов в портретной фотографии гласит, что кадр нужно заполнять объектом съемки полностью. Отсутствие свободных, незаполненных пустот на фотоизображении позволяет акцентировать внимание зрителя на главном объекте съемки. Выбранное вами место должно позволять вести съемку с нужной дистанции для полного заполнения кадра. Конечно, этому правилу не стоит следовать всегда. Ведь иногда окружающая обстановка вокруг портретируемого также интересна, она позволяет подчеркнуть индивидуальность модели о чем мы говорили в начале.

На месте съемки вы должны получить полную свободу в плане выбора ракурса и точки съемки. Это значит, что вы должны иметь возможность отойти или приблизиться к портретируемому, попробовать пофотографировать с различных углов. Ведь стандартная съемка с близкого расстояния на уровне глаз модели нередко нарушает пропорции фигуры или лица. Фотографирование же с необычных ракурсов и с разной дистанции может принести вам по-настоящему удачные, бесценные кадры.

Фотография - это замечательная карьера! Можно, используя собственное хобби, начать зарабатывать деньги. Однако, для того, чтобы стать успешным фотографом, необходимо организовать успешную фотостудию! Прочтите эту статью, и у вас будет пошаговое руководство, как можно организовать свою с нуля, заработать деньги, и делать в дальнейшем то, что вы любите.

Найдите место для фотостудии.

Место, которое вы выбираете, должно быть объемным, просторным, и удобным. Помимо всего оборудования, которое необходимо будет разместить в студии, нужно предусмотреть наличие места для склада, чтобы хранить: , , которое временно не используется, а также запланировать специально отведенную часть пространства для людей.

Крытая площадка больше подходит, чем место на открытом воздухе. Но если вы планируете значительную часть съемок проводить на улице, и вам действительно необходима студия под чистым небом, помните, что ваши фотосессии могут провоцировать любопытство (соседей, например), которое обычно осложняет рабочий процесс.

Не нужно ничего делать в студии слишком нарочитым или сногсшибательным. Голые, чистые стены работают лучше. Удобное, кремового цвета ковровое покрытие, создаст приятную атмосферу. Помните: ваша студия - место, где фотографируют людей. Постарайтесь максимально использовать место даже небольшой студии целиком и полностью, чтобы все в ней выглядело так, что вы рады своим клиентам, и они не сделали ошибки, когда решили воспользоваться услугами именно вашей студии.

В качестве бонуса подготовьте комнату для ожидания.

Если вы собираетесь создать профессиональную фотостудию, вам необходимо предусмотреть небольшое уютное место для ожидания, где ваши клиенты смогут отдохнуть и расслабиться, пока ждут время фотосъемки. В этом месте не должно быть столь же просторно, как на съемочной площадке, но оно должно быть довольно большим, а главное уютным. Поставьте стулья и/или несколько диванчиков. Сама комната должна быть яркой, теплой и радушной. На стенах можно повесить несколько студийных фотографий, чтобы клиенты в ожидании не рассматривали голые стены и ковровое покрытие. Еще вы можете положить на столик журналы или интересные рекламные буклеты, а также предусмотреть возможность, чтобы гости могли выпить чая или кофе. Создайте приятную атмосферу, и клиенты посетят вашу студию еще не один раз!

Наймите работников и установите график .

Дайте объявление о поиске сотрудников для своей фотостудии. Укажите какого склада людей вы хотите найти, с каким опытом и по возможности организуйте интервью с возможными кандидатами. Если вы не можете распланировать все процессы создания фотостудии самостоятельно, то тем более важно подойти серьезно к проблеме выбора кадров - в помощь вам потребуются ответственные, преданные своему делу люди.

Для успешного запуска проекта понадобится от двух до восьми человек. После открытия и формирования слаженной команды, нужно будет разработать график. Вам придется решить много важных вопросов: например, часы работы фотостудии. Кто будет работать, в какой день и как долго по продолжительности? Обсудите все вопросы с сотрудниками. Это входит в ваши обязанности как босса. Вы должны будете знать, что у каждого будут свои часы работы, чтобы не происходило накладок во времени или простоя студийного помещения. После того, когда график работы будет утвержден, вам останется решить еще очень много вопросов.

Приобретение .

В хорошей фотостудии всегда имеется в наличии широкий выбор бесшовных бумажных фонов. Клиенты ожидают не просто качества конструкции , но и разнообразия в цветовой гамме: от фонов с чистым цветом, до пейзажей или . С фонами задний план на фотографиях выглядит аккуратно и профессионально. Вы должны будете выбрать фоны достаточно большого размера, чтобы при их использовании все пространство кадра было занято. Позаботьтесь, чтобы в вашем арсенале также были , тогда на обычном белом фоне фотографы смогут получить цветные пятна и обыгрывать все свои художественные задумки с их помощью.

Арсенал декоративной косметики и украшений.

Клиенты всегда хотят прекрасно выглядеть на фотографиях, они платят за это деньги. Ваша студия должна демонстрировать то, что вы уважаете это желание. Предусмотрите возможность нанять визажиста для фотосессии, или необходимое количество декоративной косметики. Обеспечьте хорошо освещенные зеркала, с помощью которых модель сможет самостоятельно наложить макияж. Кроме этого подумайте над вопросом наличия аксессуаров для фотографирования: у вас должны быть головные уборы, различные украшения, клатчи и прочее. Все это поможет создавать интересные фотографии и придаст стильность вашим фотосессиям. Ваши клиенты останутся довольны таким продуманным подходом и вернутся к вам еще раз.

О ценах.

Очень важный фактор при создании фотостудии - цены на оказанные услуги. Слишком высокая стоимость отпугнет клиентов, им может показаться, что вы слишком жадничаете и намеренно завышаете прайс. Посмотрите на цены в вашей области. Учтите, что дополнительно вы можете брать плату за печать фотоснимков. В прайс-лист необходимо включить заработную плату своих сотрудников, стоимость оборудования студии, и свой опыт. Повесьте прайс-лист, так чтобы клиенты могли его увидеть.

Назовите студию .

Каждой фотостудии необходимо имя, которое будет привлекательно звучать для клиентов. О названии стоит посоветоваться с друзьями, обсудить с коллегами. Продумайте свои сильные стороны. Как вы можете выразить их в нескольких словах? Предложите придумать собственное название тем, кому вы доверяете и с кем советуетесь обычно, прежде чем принять решение. Вы можете собрать несколько вариантов, записать все их на бумагу и попросить оценить каждое название по пятибалльной системе любого человека, создав своеобразную фокус-группу. Тем не менее, если вам будет казаться, что победившее название не отражает сути вашей , вы как босс можете с чистой совестью отказаться от него и подумать еще.

  • Если кто-то из ваших работников делает что-то не так, и вы видите, что его действия вредят вашему бизнесу, обсудите проблему с человеком в частном порядке. В случае сохранения ситуации, вам придется уволить сотрудника.

  • Всегда обращайтесь со своими клиентами с образцовой добротой и уважением. Люди станут советовать своим знакомым ваши услуги, если вы покажетесь положительным и добродушным в общении.


  • Обсудите заранее с клиентами, какие фотографии они хотят получить в итоге. Помогайте в ходе фотосессии создавать задуманный образ, чтобы в итоге получить наилучшие для клиента результаты.
  • Если полученные фотографии не соответствуют тому уровню профессионализма, на который вы претендуете, не стоит оставлять их в студии в качестве примера. Образцы фотографий в вашей фотостудии должны быть такими, которыми вы гордитесь.

Перевод С.Заводов

Новое на сайте

>

Самое популярное