Домой Розы Урок МХК: "Великие гении эпохи Возрождения" (с использованием информационных технологий). Серия уроков по мхк "культура эпохи возрождения". Проанализируйте сходство и различия Северного и итальянского Возрождения на примере алтарных образов

Урок МХК: "Великие гении эпохи Возрождения" (с использованием информационных технологий). Серия уроков по мхк "культура эпохи возрождения". Проанализируйте сходство и различия Северного и итальянского Возрождения на примере алтарных образов

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 19.12.2016 16:20 Просмотров: 7444

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство.

Эпоха Возрожде́ния, или Ренесса́нс (фр. «заново» + «рождённый») имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.
Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».
Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано , Джотто , Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета.
В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко .

Периоды эпохи Возрождения

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.)
2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.)
3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.)
4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.)

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.
Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Краткие характеристики периодов Возрождения

Проторенессанс

Проторенессанс является предтечей Возрождения. Он ещё тесно связан со средневековьем, с византийскими , романскими и готическими традициями. Он связан с именами Джотто, Арнольфо ди Камбио , братьями Пизано, Андреа Пизано.

Андреа Пизано. Барельеф «Сотворение Адама». Опера-дель-Дуомо (Флоренция)

Живопись Проторенессанса представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ , Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи был Джотто. Его считали реформатором живописи: он наполнил религиозные формы светским содержанием, совершил постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, обратился к реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Раннее Возрождение

Это период с 1420 по 1500 гг. Художники Раннего Возрождения Италии черпали мотивы из жизни, наполняли традиционные религиозные сюжеты земным содержанием. В скульптуре это были Л. Гиберти , Донателло , Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо. В их творчестве начинают развиваться свободно стоящая статуя, живописный рельеф, портретный бюст, конный монумент.
В итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, П. Перуджино и др.) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира.
Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377-1446) – архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.

Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404-1472) . Этот итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения получил образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. Создал теоретические трактаты «О статуе» (1435), «О живописи» (1435–1436), «О зодчестве» (опубликован в 1485). Выступал в защиту «народного» (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате «О семье» (1737-1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым экспериментальным решениям. Он был одним из зачинателей новой европейской архитектуры.

Палаццо Ручеллаи

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, построен Б. Росселлино по планам Альберти).
Напротив Палаццо стоит Лоджия Ручеллаи, где проводились приёмы и банкеты для торговых партнёров, праздновались свадьбы.

Лоджия Ручеллаи

Высокое Возрождение

Это время самого пышного развития стиля Возрождение. В Италии оно длилось приблизительно с 1500 по 1527 г. Теперь центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II , человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии.

Рафаэль Санти «Портрет папы Юлия II»

В Риме строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптуры, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся шедеврами живописи. Античность по-прежнему ценится высоко и тщательно изучается. Но подражание древним не заглушает самостоятельность художников.
Вершина Ренессанса – творчество Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонарроти (1475-1564) и Рафаэля Санти (1483-1520).

Позднее Возрождение

В Италии это период с 1530-х по 1590-1620-е годы. Искусство и культура этого времени очень разнообразны. Некоторые считают (например, британские учёные), что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 г.». Искусство позднего Возрождения представляет собой весьма сложную картину борьбы различных течений. Многие художники не стремились изучать природу и её законы, а лишь внешне старались усвоить «манеру» великих мастеров: Леонардо, Рафаэля и Микельанджело. По этому поводу престарелый Микеланджело сказал однажды, глядя, как художники копируют его «Страшный суд» : «Многих это моё искусство сделает дураками».
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая не приветствовала любое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности.
Известными художниками этого периода были Джорджоне (1477/1478-1510), Паоло Веронезе (1528-1588), Караваджо (1571-1610) и др. Караваджо считается основателем стиля барокко.

«Кватроченто. Раннее Возрождение» – презентация, которая познакомит с основными достижениями эпохи Раннего Возрождения в Италии. Речь в ней идёт о трёх выдающихся художниках, которых называют отцами Возрождения. Это архитектор Брунеллески, скульптор Донателло и живописец Мазаччо.

Кватроченто. Раннее Возрождение

Кватроченто. Раннее Возрождение

Тысяча четырёхсотые годы в Италии называют Кватроченто. Это совершенно особенное время, когда могущественнейшие и богатейшие люди соревновались за обладание лучшими произведениями искусства. Папы римские и герцоги итальянских городов-республик стремились пригласить к своему двору лучших художников и поэтов. Колыбелью итальянского Возрождения по праву считается Флоренция. Правители этого города, богатейшие банкиры Европы Медичи стали меценатами, собрав известнейших художников при своём дворе.

Уникальность эпохи Кватроченто состоит в том, что искусство в это время стало универсальным средством познания. Открытия совершались с целью приблизить изображение предметов к тому, что отражается в зеркале. Именно скульптору и архитектору Филиппо Брунеллески принадлежит слава открытия законов перспективы, которые теоретически обосновал архитектор, математик, писатель, философ Леон Батиста Альберти, а на практике использовали друзья Брунеллески живописец Мазаччо и скульптор Донателло.

Филиппо Брунеллески

После неудачного участия в конкурсе на оформление дверей флорентийского баптистерия, в котором победителем оказался Лоренцо Гиберти, Филиппо Брунеллески решил отправиться в Рим, где вместе с другом скульптором Донателло увлечённо изучал античные памятники. Восхищение античной скульптурой и архитектурой не помешало Брунеллески творчески использовать свои наблюдения, которые он воплотил в подлинно ренессансной постройке. Аркада Воспитательного дома на площади Аннунциаты во Флоренции объединила римскую арку и греческую колонну, выглядит эта аркада лёгкой и очень гармоничной. Обычно на уроке я предлагала ребятам сравнить внешний вид готического собора и Воспитательного дома Брунеллески в соотношении с человеческими пропорциями. Это помогало продемонстрировать воплощение идеи гуманизма в архитектуре.

А вот этот фильм не переведён на русский, но это не мешает нам понять, какой замечательный шедевр создал Филиппо Брунеллески.

Донателло

Открытие линейной перспективы, сделанное Брунеллески, его друг Донателло использовал на практике, создавая свои прекрасные ренессансные скульптуры. Донателло впервые после тысячелетнего средневекового запрета на изображение обнажённой натуры создаёт своего Давида. Он возрождает круглую скульптуру, отливает в бронзе конный памятник кондотьеру Гаттамелате, использует линейную перспективу при создании многочисленных рельефов. На сайте вы найдёте материал о Донателло с большим количеством иллюстраций

Мазаччо

Революционером в живописи стал молодой друг Донателло и Брунеллески художник Мазаччо. Не прожив даже тридцати лет, этот живописец подхватил и развил начатое Джотто ещё в эпоху Проторенессанса. Используя открытие своего товарища Брунеллески, Мазаччо создаёт образ «Троицы» в перспективе, настолько мастерски, что у смотрящих на это произведение возникала иллюзия реального пространства. Мазаччо впервые использует портретные черты реальных людей при изображении святых и библейских персонажей. Фигуры на фресках в капелле Бранкаччи во Флоренции объёмны, благодаря мастерскому использованию художником светотени.

Продолжение рассказа о Раннем Возрождении в Италии вы найдёте в презентации

Презентация познакомит с искусством величайшей эпохи в истории искусства не только итальянского, но мирового.

В завершение своего краткого рассказа о выдающихся художниках Кватроченто хочу предложить небольшой список книг по искусству:

  • Арган Дж.К. История итальянского искусства. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003
  • Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс 13 – 16 века. – М.: Искусство, 1977
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. От древнейших времён по 16 век. Очерки. – М.: Искусство, 1988
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1988
  • Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Республика, 1994

Буду рада, если мой труд окажется востребован!

Всего доброго!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок МХК в 10 классе Подготовила учитель русского языка и литературы Желтова О. А. Эпоха Возрождения (Ренессанса)

…Настали сроки: струны вновь запели, И краски вновь зардели с полотна. Из дряхлой Византии в жизнь – весна Вошла, напомнив о любви, о теле; В своих созданьях Винчи, Рафаэли Блеск бытия исчерпали до дна. Стремились все – открыть, изобрести, Найти, создать…Царила в эти годы Надежда – вскрыть все таинства природы. И. Бунин Эпиграф

Истоки Возрождения Термин «Возрождение» (по-французски «ренессанс», по-итальянски « ринашименто »), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье

Признаки культурного смысла Возрождения расцвет культуры; переворот в культуре; переходный культурный этап; восстановление античности

Изменения в мировоззрении Возрождение В центре интересов человек Проповедь активности Варьета (разнообразие) Авторство Линейное восприятие времени Гуманизм Средневековье В центре интересов бог Проповедь пассивности Каноничность Анонимность Цикличность восприятия Аскетизм

Что же такое гуманизм? Гуманизм – это направление в философии, науке и искусстве, в котором внимание концентрируется на качествах человека. Человек в гуманизме рассматривается как «мера всех вещей», и критерием оценки чего бы то ни было в гуманизме считается благополучие человека

Эпоха Возрождения (хронология) Конец 13 - первая половина 14 века – проторенессанс («треченто») Вторая половина 14-15 века – раннее Возрождение («кватроченто») Конец 15-первые три десятилетия 16 веков – высокое Возрождение («чинквеченто») Вторая половина 16 века – позднее Возрождение.

Проторенессанс « протос »- «первый » (конец XIII-XIV вв.) Проторенессанс подготовил наступление Ренессанса Черты нового особенно ярко проявились в творчестве Джотто ди Бондоне (1266/76 - 1337 гг.). Лучшее творение Джотто - фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Христа, Марии и ее родителей Иоакима и Анны. Джотто впервые совершенно иначе истолковывает события Священного писания

Джотто «Поцелуй Иуды»

Раннее Возрождение (XV в., кватроченто) Кватроченто - это радостный, мощный взлет итальянского искусства. Обилие талантов, высокий уровень художественных произведений поражают. Искусство играло огромную роль в жизни этой эпохи. В ее начале стоят три величайших художника Флоренции: архитектор Филиппо Брунелески (1377 -1446) скульптор Донателло (1386 - 1466) живописец Мазаччо (1401 - 1428)

Брунеллески - (1377 -1446) Собор Санта-Мария дель Фьере

Браманте. Церковь Санта-Мария делла Грация

Замок Шенонсо во Франции

Интерьер замка Шенонсо

Замок Шамбор во Франции

Донателло - (1386 - 1466). Статуя Давида работы Донателло явилась первым изображением обнаженного человеческого тела в статуарной скульптуре Возрождения

Донателло

Мазаччо - (1401 -1428). Изгнание из рая

(настоящее имя Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи)

Sandro_Botticelli

Портрет Симоны Веспуччи

«Поклонение волхвов»

Портрет молодого человека с печатью Козимо Медичи

«Рождение Венеры»

«Оплакивание Христа»

Портрет Джулиано Медичи

Венера и Марс

Конкурс знатоков культуры

Итальянского Возрождения

Учитель МХК

Садкова Татьяна Владимировна

Цель: развитие интереса к мировой художественной культуре, кругозора обучающихся.

Конкурс историков и философов.

1. Отметьте на ленте времени четыре этапа итальянского Возрождения и напишите их названия.

1100 1200 1300 1400 1500 1600 1700 1800

2. Прочтите высказывания великих людей Возрождения и более позднего времени и ответьте на вопросы:

1) Каковы основные философские идеи эпохи Возрождения?

2) Что такое человек и каково его место в мире?

А) Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении - вот моя цель.

Пока человек пребывает здесь, он должен добиваться той славы, на которую может здесь рассчитывать, а ту, большую он вкусит на небе, где он не захочет уже и думать об этой земной. Следовательно, порядок таков, чтобы смертные прежде всего заботились о смертных вещах и чтобы вечное следовало за преходящим.

Франческо Петрарка

Б) радость - приправа не только к познанию, но и к самой жизни, которая будучи лишена этого, кажется глупой и малоприятной. Радость более полна и совершенна, чем знание. Ибо не каждый в процессе познания радуется, кто радуется, по необходимости при этом познаёт.

Марселио Фичино

В) Человек - самый счастливый из всех живых существ и достойный всеобщего восхищения, и какой жребий был уготован ему среди прочих судеб, завидный не только для животных, но и для звёзд и потусторонних душ. Невероятно и удивительно! А как же иначе? Ведь именно поэтому человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения.

Пико делла Мирандола

Г) Судьба распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим.

Счастлив тот, кто сообразует свой образ действий со свойствами времени, и столь же несчастлив тот, чьи действия со временем в разладе.

Николо Макиавелли

Все наши познания начинаются с ощущений.

Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только вымыслы.

И хотя природа начинается с причин и кончается опытом, нам надобно идти путём обратным, то есть начинать с опыта и с ним изыскивать причину.

Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса, он никогда не уверен, куда плывёт. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории.

Наука - капитан, а практика - солдаты.

Леонардо да Винчи

3. Подчеркните слова и выражения, которые характеризуют духовную культуру Возрождения:

Религиозность; обращение к культурному наследию античности; каноничность; светский характер; гуманистическое мировоззрение; символизм; обращение к человеку, как к высшему началу; вера в возможности человека; аскетизм; схоластика.

А. Цель оправдывает средства

Б. На том стою и не могу иначе!

2. Леонардо да Винчи

В. Сжечь - не значит опровергнуть

3. Джордано Бруно

Г. Мудрость - дочь опыта

4. Николо Макиавелли

5. Кем были сделаны следующие научные открытия:

а) Создание гелиоцентрической системы

1. Галилео Галилей

б) Создание концепции бесконечности Вселенной

2. Николай Коперник

в) открытие законов механики

3. Иоганн Гуттенберг

г) открытие закона движения планет и теории затмения

4. Джордано Бруно

д) изобретение книгопечатания

5. Иоганн Кеплер

Конкурс живописцев и скульпторов.

1. Напишите в таблицу особенности и основных представителей живописных школ, сложившихся в Италии в XIII - XIV веках.

Характерные черты школы:

Тонкий колорит, светское жизнеутверждающее начало, богатство цветовой палитры;

Реализм, рациональность, поиск объёмного решения через перспективу и светотень, монументальность;

Лиричность образов, поэтизация природы, мягкость колорита.

Основные представители:

Пьеро дела Франческа, Перуджино, Синьорелли, Пинтуриккьо

Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто;

Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело

название школы

Характерные черты

Основные представители

1. Флорентийская школа, сложилась в 12 - 15 веках. Возникла во Флоренции

2. Умбрийская школа, сложилась в 13 - 14 веках. Возникла в Перудже

3. Венецианская школа, сложилась в 14 - 16 веках. Возникла в Венеции

2. О каких великих мастерах итальянского Возрождения пишет Искусствовед Н.А. Дмитриева

« Достаточно трёх имён, чтобы понять значение среднеитальянской культуры Высокого Ренессанса ………………………………………………………………….

Они были во всём не сходны между собой, хотя и имели много общего: все трое сформировались в лоне Флорентийской школы, а потом работали при дворах меценатов, терпя и милости и капризы высокопоставленных заказчиков. Их пути часто перекрещивались, они выступали как соперники, относились друг к другу неприязненно, почти враждебно. У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Но в сознании потомков эти три вершины образуют единую горную цепь, олицетворяя главные ценности итальянского Возрождения - Интеллект, Гармонию и Мощь.»

3. К какому произведению Рафаэля можно отнести слова итальянского поэта:

Она идёт, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя.

(«Сикстинская мадонна»)

4. От имени какого персонажа своего скульптурного ансамбля Микеланджело говорит:

Отрадно спать, отрадно камнем быть,

О в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать - удел завидный,

Прошу, молчи, не смей меня будить.

(«ночь» из гробницы Медичи)

5. Назовите имя итальянского художника, который первым порвал со средневековыми канонами в живописи? (Джотто)

Литература:

1. О.В. Свиридова Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе. Волгоград: Учитель, 2007

Слайд 2

Эпоха Возрождения

Это особый период в европейской истории, когда средневековье уже исчезала и ему на смену шло Новое время. Это период небывалого культурного расцвета, родиной которого является Италия. Отсюда оно распространилось на все остальные европейские страны и в некоторых из них стало самостоятельным культурным феноменом.

Второе название данной эпохи - Ренессанс.

Слайд 3

Причины

Кризис средневековой европейской цивилизации, которая разлагалась изнутри появлением мануфактурного производства и товарно-денежных отношений, привел к кризису ортодоксального христианского мировоззрения и появлению новой философии гуманизма, ставшей идеологической основой Ренессанса.

Слайд 4

Хронологические рамки

Считается, что первые черты новой культуры стали проявлять себя в середине XIII века. С этого момента начинается период так называемого проторенессанса, который длился до рубежа XIV - XV веков.

Его сменило Раннее Возрождение, продолжавшееся до конца XV века.

Последний период - Поздний Ренессанс завершился вместе с концом XVI века.

Слайд 5

Главные черты

  • Светскость.
  • Интерес к античности.
  • Антропоцентризм.
  • Слайд 6

    Философия

    Гуманизм, т.е. новая идеология, считающая человека равным Богу, самодостаточной личностью, способной к творческому акту. Человек перестает быть зависимым от сил, управляющих мирозданием, а становится его центром и свободной движущей силой. Большую роль в формировании гуманизма сыграла Платоновская академия, основанная Лоренцо Медичи Великолепным во Флоренции.

    Лоренцо Медичи (Великолепный)

    Слайд 7

    Литература

    Основатель новой гуманистической литературной традиции - итальянский поэт Данте Алигьери. Литература этого периода испытала на себе сильное влияние античной и народной культуры.

    Наиболее известные представители:

    • Джованни Боккаччо,
    • ФранческоПетрарка,
    • Франсуа Рабле
    • Данте Алигьери
  • Слайд 8

    Наука

    Происходит пересмотр традиционной христианской картины мира. Появляется гелиоцентрическая система Николая Коперника. Великие географические открытия опытным путем доказывают идею шарообразности земли. Появляются первые утопии Томаса Мора и ТоммазоКампанеллы.

    Слайд 9

    Живопись и скульптура

    Отказ от плоскостной живописи, свойственной иконописи. Появление перспективы. Внимание к человеку, который рассматривается с гуманистических позиций. Основной сюжет - Мадонна с младенцем. Появление портрета и пейзажа.

  • Новое на сайте

    >

    Самое популярное