Домой Заготовки на зиму Конспект урока "преобразования в области культуры эпохи петра великого". Просвещение эпохи Петра Великого: наука, литература, театр и музыка

Конспект урока "преобразования в области культуры эпохи петра великого". Просвещение эпохи Петра Великого: наука, литература, театр и музыка

Развитие русской культуры и просвещения при Петре I тесно связано с происходившими сдвигами в экономической жизни и с преобразованиями государственного аппарата.

Основание мануфактур, проведение каналов, создание военно-морского флота требовали подготовки специалистов в различных областях науки и техники. Для регулярной армии и флота и новых бюрократических учреждений нужны были подготовленные офицеры и чиновники. Между тем в XVII в. обучение было еще проникнуто средневековой религиозной идеологией и стояло далеко от практических задач. Культура России в первой четверти XVIII в.[Электронный ресурс]//Режим свободного доступа http://interpretive.ru , свободный.- Загл. с экрана

В первой четверти XVIII в. дело просвещения в значительной степени переходит от духовенства к государству. Богословие уступает место прикладным наукам.

Замечательные успехи были достигнуты в географической науке, в поисках новых торговых путей, в картографических работах, а также в изучении ископаемых богатств страны. Систематическое изучение полезных ископаемых привело к открытию залежей серы и нефти в Поволжье, каменного угля в Донбассе, широко разведывались железные руды на Урале, были найдены серебряно-свинцовые руды в Забайкалье.

В металлургии выдвинулись талантливые техники и администраторы В. Н. Татищев, В. Гении, Н. Клеопин и др. Изобретатель-самоучка, купец и подрядчик М. Сердюков реконструировал в 1722 г. Вышневолоцкий канал и сделал его практически пригодным для судоходства. Механик А. К. Нартов изобрел механический суппорт для токарного станка. Приглашались также иностранные специалисты. Отношение к Петру и его реформам -- своеобразный пробный камень, определяющий взгляды историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры. Одни специалисты говорят, что Петровские реформы привели к консервации феодально-крепостнической системы, нарушению прав и свободы личности, вызвавших дальнейшие потрясения в жизни страны.

Другие утверждают, что это крупный шаг вперед по пути прогресса, пусть и в рамках феодальной системы. Представляется, что в конкретных условиях того времени петровские преобразования носили прогрессивный характер. Объективные условия развития страны породили адекватные меры по ее реформированию.

Церковный и общественный деятель эпохи Петра I - Феофан Прокопьевич в своем историческом труде «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» рассматривает различные формы государственного правления и приходит к выводу, что наиболее совершенной формой является абсолютная монархия, которая и должна всемерно укрепляться в России. Будучи одним из образованнейших людей своего времени, Феофан Прокопьевич сразу же решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. Прокопович Феофан[Электронный ресурс]//Режим свободного доступа http://slovari.yandex.ru , свободный. -Загл. с экрана

К оценке событий времен Петра I подошел первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик- Михаил Васильевич Ломоносов. В своем произведении «Слово похвальное Петру Великому», рядом с крупными военными победами, одержанными Петром, и успехами внешней политики, он ставил обширные экономические преобразования и реформы в области просвещения.

Великий поэт, Александр Сергеевич Пушкин, наиболее чутко угадал и понял суть того времени и роль Петра в нашей истории. Для него, с одной стороны, Петр -- гениальный полководец и политик, с другой -- «нетерпеливый помещик», чьи указы «писаны кнутом». И действительно, Петр создал дворянскую империю, которая просуществовала до 1917 г. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. / Е.В. Анисомов - Л., 1989.- 406с.

Большой вклад в изучение причин Северной войны внес, второй по рангу после Гаврилы Головкина дипломат петровского времени, Петр Павлович Шафиров. В своем сочинении «История Северной войны» достаточно отчетливо для современника раскрывает понимание значения происходящих событий, в первую очередь создания армии и флота, военных побед, а затем культурных реформ, развития промышленности, административных преобразований.

Неоценимый вклад в раскрытии эпохи Петра внес историк, географ, государственный деятель Василий Никитович Татищев. Он впервые увидел и осознал связь географии с историей: начав по поручению Петра Великого картографическое и географическое изучение России, он убедился, что знание географии страны невозможно без изучения ее истории.

Результатом этих работ стал затем «Лексикон исторический, географический и политический», труды по географии Сибири и России, неоконченное обширное «Общее географическое описание всея Сибири». Свой главный труд «Историю Российскую» Татищев довел до 1577 года, проработав над ней около 30 лет. В своем труде он предпринимает первую попытку создания обобщающей работы по истории России.

В. Н. Татищев был не только современником петровских преобразований, но и активным их участником, что определило и его концепцию. Он рассматривает политическое развитие России под углом борьбы монархии с аристократией, доказывает полезность самодержавия и вред аристократического правления, убеждает читателя в благости «монаршего правления», воспитывая подданных в духе покорности царю.

Но не все, что было в России после Петра, было хорошо. Не всем, по крайней мере, оставались довольны мыслящие люди XVIII в.

Они видели, например, что усвоение западноевропейской образованности, начатое при Петре, превращалось часто в простое переименование культурной внешности. Они видели, что знакомство с Западом с пользой приносило к нам часто и пороки западноевропейского общества. Среди них: князь Щербатов, Болтин, Новиков.

Николай Михайлович Карамзин осудил перестройку системы государственного управления, ликвидацию патриаршества, подчинение церкви государству, Табель о рангах, перенесение столицы в Петербург, ломку старых обычаев. Но вместе с тем он должен был признать большое значение внутренней политики Петра I и тех сторон его преобразований, которые были направлены на развитие промышленности, торговли и просвещения. Этими мероприятиями Петр I, по мнению Карамзина, поставил Россию на знаменитую ступень в политической системе Европы. Высоко оценил он и личные качества Петра I.

Исходя, из выше сказанного, можно сделать следующий вывод - каждая эпоха выносит представление об исторической личности нечто свое, характерное именно для данной эпохи, раскрывая те грани и аспекты, тот смысл и значение, то особенное, что было просмотрено эпохами предыдущими и в этом заключается развитие исторической мысли. Об этом нам свидетельствуют труды выдающихся историков, публицистов, политиков, деятелей науки и культуры.

Источниковедческая база исторического исследования - это весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах и последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Историческая реальность, таким образом, должна изучаться школьником на основании комплекса вещественных, письменных и устных источников. Современные учебники по истории XVIII века имеют достаточно полный изобразительный ряд вещественных источников и в меньшей степени используют источники письменные.

Цель, поставленная в данной главе - представить обзор исторических источников, на которых основаны большинство исторических исследований реформ Петра I в области просвещения, а также проанализировать, насколько сведения об этих источниках учитываются в школьных учебниках и учебно-методической литературе, а также в материалах Единого Государственного Экзамена. петровский реформа просвещение образование

Исторические источники, позволяющие дать школьникам необходимые знания о значении реформ Петра I в области образования, можно разделить на несколько групп:

  • 1. Законодательные акты:
    • · Указы Петра I
    • · Сенатские указы
    • · Доклады Петра I
    • · Духовный регламент
    • · Об училищах (по Духовному регламенту)
    • · Проект учреждения академии
  • 2. Эпистолярные источники, в числе которых исследователи выделяют особенно:
    • · Письма Петра I
    • · Письмо князя М. Голицына из-за границы в 1711 году
    • · Замечания на проект Андрея Нартова, об учреждении академии художеств
  • 3. Источники личного происхождения, в числе которых:
    • · Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697-1699 годах
    • · Записки Я.К. Номена "О пребывании Петра Великого в Нидерландах"
    • · Записки И.И. Неплюева
    • · Описание поездки графа А.А. Матвеева в Париж в 1705 году
    • · Петр I во Франции (обстоятельный журнал о вояже или о путешествии его царского величества)
    • · Путешествия стольника Петра Андреевича Толстого
    • · Дневник русского путешественника первой четверти XVIII века
  • 4. Периодическая печать:
    • · Ведомости Петра I
  • 5. Учебные пособия:
    • · Юности честное зерцало или наказание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов
    • · Букварь Феофана Прокоповича "Начальное учение отроком"
  • 6. Образовательные проекты частных лиц:
    • · "Пропозиции" Ф.С. Салтыкова
    • · Проект барона де Сент-Илера для сочинения Морской академии
    • · Проект Генриха Фика: "Реляция, каким образом молодые графы, бароны, и шляхтичи в Швеции к государственным службам воспитаны и потом употреблены бывают".

Основными документальными источниками, позволяющими нам с позиции современности оценить преобразовательную деятельность первого русского императора, являются законы, изданные государством в форме императорских указов, регламентов, уставов, манифестов. Указы касались важнейших и самых разнообразных сторон деятельности государства. Регламенты - это акты, определяющие создание государственных органов управления, их состав, порядок деятельности. Уставы - это сборники законов, объединяющие нормы права, относящиеся к определенной сфере деятельности государства.

Как отмечает М.Ф. Румянцева, законодательство XVIII века отличается рядом особенностей. В это время возникают и проходят длительный и противоречивый путь становления те его особенности, которые можно определить как особенности законодательства нового времени, с одной стороны; а с другой стороны, российское законодательство приобретает ряд характеристик, свойственных законодательству империи. В XVIII в. распространяется "философское направление" в законотворчестве, которому свойственна "мысль о возможности произвольно устраивать правовую жизнь посредством новых законов", что способствует значительной активизации законотворчества и расширению сферы законодательного регулирования, а также тематики законодательства. Вот как характеризует роль законов в начале XVIII века историк М.М. Богословский: "Закон регулировал не только те отношения частной жизни, в которых соприкасаются и сталкиваются различные частные интересы и в которых он является неизбежным и естественным разделителем и умиротворителем; его бдительное попечение не прекращалось с этим кругом взаимных отношений людей к государству и друг другу, не останавливаясь перед более скрытым и неподдающимся воздействию кругом личной жизни с ее индивидуальными потребностями, склонностями, вкусами, взглядами, верованиями, мыслями и чувствами; касались таких действий личности, которые никого и ничего не затрагивали, бесцеремонно переступая пределы, установленные психологией, регулируя не только поступки, но, не стесняясь предписывать чувства и настроения. Все в этой личной сфере определялось указом, все должно было быть "указным", как тогда выражались". Это высказывание историка подтверждается десятками указов, непрерывным потоком низвергавшихся на подданных Петра Великого. Таким образом, исследование данного типа исторических источников поможет ученикам составить многомерную картину эпохи, понять задачи, масштаб и результаты деятельности Петра Великого в области просвещения. Между тем, эти источники представлены в школьных учебниках в недостаточном количестве, и восполнить этот пробел мы попробуем, продемонстрировав в третьей главе методические материалы по теме "Реформы Петра Великого в области просвещения".

Эпистолярные исторические источники позволяют лучше понять процесс становления системы российского образования в годы Петра I, этапы формирования просветительских проектов петровского окружения, исторических событий глазами их организаторов и исполнителей. Петр I в своих обширных планах по переустройству всего государства уделял большое внимание военным и морским наукам. С целью подготовки соответствующих кадров, так необходимых русскому государству, в конце XVII - начале XVIII века он посылал молодых дворян за границу для обучения "навигацким наукам". Письма русских учеников из-за границы позволяют оценить неоднозначность заграничного обучения, так как сами волонтеры по-разному воспринимали открывшиеся перед ними возможности. В современной школьной литературе эти источники представлены лишь в учебниках профильного уровня. Это небольшие цитаты в тексте параграфов или в разделе "Документы", где выдержка из исторического источника может быть более значительная. В теме "Преобразования Петра I в области культуры и просвещения" расширение источниковедческой базы возможно за счет изучения таких источников как:

  • · Письмо князя М. Голицына из-за границы в 1711 году. Анализ этого письма доказывает, что обучение за границей дворянам давалось нелегко, приходилось испытывать нужду и нищету. Кроме того, большую трудность представляло незнание латинского языка, на котором велись занятия. Вот как пишет об учении за границей князь М. Голицын своему шурину в 1711 году: "О житии моем возвещаю, житие пришло мне самое бедственное и трудное... Наука определена самая премудрая: хотя мне все дни живота своего на той науке себя трудить, а не принять будет, для того, незнамо учитца языка, не знамо науки... в пунктах или статьях написано господину камисару князю Лвову о всей канпании, которые определены навигацкую науку, то есть мореходства, чтобы были на сухом пути обучалися чертежам зимние четыре месяца, а 8 месяцев всегда бы были непрестанно на карабле; а ежели кто сего дела не обучит и за то будет безо всякие пощады превеликое бедство". Подобные письма с жалобами на тяжкую ситуацию были написаны и другими волонтерами (например, письмо Григория Турчинова царю, написанное в 1714 году, письмо Алексея Зверева, написанное в 1715 году и другие).
  • · Замечания на проект Андрея Нартова, об учреждении академии художеств (с рукописными пометками, сделанными рукой царя). Этот источник, во-первых, демонстрирует, вклад индивидуальных лиц в образовательные реформы, а, во-вторых, внимательное отношение царя к этим проектам.
  • · Письмо Петра I "Реакция о печати книги со всеми потребностями"; инструкция волонтерам, отправляемым в чужие края; отрывок из учебных записок по кораблестроению. Эти документы помогают увидеть заинтересованность царя в преобразованиях, желание проникнуть в самую суть происходящего, показывают личностное отношение Петра Великого к вопросу развития образования в стране. Интересно также и то, что при составлении инструкций и в письмах к подчиненным царь постоянно подчеркивал, что у подчиненного была возможность проявить инициативу в случае необходимости ("дается на ваше рассуждение (рассмотрение)").

Несомненно, большое значение для самостоятельной работы учащихся будет иметь анализ журналов и путевых записок тех, кто находился рядом с Петром I во время Великого посольства в Европу, помогал проводить реформы, сам обучался за границей. В этих источниках лучше всего предстает картина "чужого" (европейского) мира, так как они запрограммированы на фиксацию всего "чужого". Путевые записки отличаются откровенностью, яркостью, широтой изложения. В них содержатся интересные географические, этнографические сведения, данные о поведении и эмоциональных реакциях участников событий. Учитывая, что первоначально журналы не предназначались для публикации, можно отметить, что авторы высказывали в них свои взгляды и давали оценки событиям и людям, с которыми встречались, без оглядки на общественное мнение и цензуру. "… послы, купцы, разведчики, дворяне, путешествовавшие сами или сопровождавшие своих детей в образовательном вояже, оставили уникальные записи, порой скупо, а порой излишне велеречиво рассказывающие о культурных и религиозных переживаниях, о знаменательных или опасных встречах, об испытаниях, чужих народах, о странных обычаях и природных явлениях. Без понимания того, как авторы записок постигали "чужое", как соотносили чужое со своим, какую роль в освоении пространства играли их вера, готовность к видению и слушанию окружающего - мы едва ли сможем понять прошлое и человека в истории". Записки, журналы и прочие путевые заметки отражают индивидуальный ментальный стиль и особенности мировосприятия. А проблема изучения ментальности оказывается весьма актуальной, так как помогает приблизиться к пониманию духовной жизни людей изучаемого периода. Благодаря этим источникам история "оживает", становится ближе и понятнее для учеников.

В этом круге источников отметим:

1. Журнал путешествия по Германии, Голландии и Италии в 1697-1699 годах неизвестного автора. И.Ф. Горбунов в 1879 г. предполагал, что этим путешественником мог быть Борис Иванович Куракин. По мнению Ф. Оттена, автором записок был Андрей Матвеевич Апраксин. Неизвестная "великая особа", судя по новейшему исследованию Д. и И. Гузевичей - это Алексей Петрович Измайлов, комнатный стольник царя Петра I (умер ок. 1705-1707 гг., не оставив потомства). Автор "Путешествия" довольно обстоятельно описывает все диковинки, увиденные во время заграничного путешествия. Он явно был склонен собирать всё, что касалось природных аномалий или же устройства живых существ. Он как бы "коллекционирует" уродства или необыкновенные способности людей и животных. Например, "Младенца видел женскаго пола, полутора году, мохната всего сплошь и толста гораздо, лице поперег полторы четверти; привезена была на ярмонку. Видел тут же слона великаго, которой играл миноветы, трубил по-турецки, по-черкаски, стрелял из мушкатанта и многия делал забавы; делал симпатию с собакою преудивительно. На ярмонке видел метальника, которой, через трех человек перескоча, на лету обернется головою вниз и станет на ногах Видел у доктора анатомию: кости, жилы, мозг человеческой, телеса младенческия, и как зачинается во чреве и родится. Видел сердце человеческое, легкое, почки, и как в почках родится камень; и вся внутренная рознета разно, и жила та, на которой печень живет…". "3 горло и кишки. Жила та, на которой легкое живет, подобно как тряпица старая; жилы те, которые в мозгу живут, как нитки. Видел 50 телес младенческих в спиртах, от многих лет нетленны. Видел мужеское и женское четырех лет возраста нетленны и кровь знать, глаза целы и телеса мягки, а лежат без спиртов; женскаго пола внутри сердце, печень, кишки, желудок - все нетленно; змей с ногами, голова долга, змей о двух головах. Видел зверка, которой родит чрез естество, собою с большую мышь, без шерсти, а родит от себя сквозь спину много маленьких, половина вышла, больших 20. Видел мужика безрукаго, которой в карты играл, из пищали стрелял и набивал, сам у себя бороду брил. Поставит на столе на самый край стул, а под стул поставит рюмку; станет на стул ногами и, нагняся, достанет зубами рюмку.

С шпагами танцовал, в стену бросал шпагою зело прытко, ногою писал".

  • 2. Еще одним важным источником для реконструкции событий тех лет является "Путешествие стольника Петра Андреевича Толстого". В 1697 году Петр отправил за границу 37 человек лучших фамилий для изучения науки воинских дел, а именно мореходного дела. В числе их был стольник Петр Толстой, которому в то время было 52 года, и готовность его начать в эти годы изучать специальные науки показывает удивительную силу воли. Большую часть времени П.А. Толстой посвятил знакомству с местностями: он объехал всю Италию, внимательно изучил ее и даже неплохо овладел итальянским языком, на котором впоследствии говорил и писал. Объектом специального и преимущественного интереса православного русского стольника в Италии были католические храмы и своеобразие обрядности другой христианской конфессии. "Поразительно то, как именно этот глубоко религиозный человек, при всей имманентной православию конфессиональной замкнутости и склонности неприятию и отторжению инакомыслия и иных обычаев, воспринимал то, что он видел в католических храмах Италии: без всякого преувеличения можно сказать, что он смотрел на их архитектуру, декор, иконопись и богослужебную утварь не столько глазами православного христианина, сколько восторженным взором просвещенного знатока и ценителя искусства и восхищался увиденным не как предметом культа, а как произведением искусства".
  • 3. Интересное свидетельство изучаемых событий содержат Записки Я.К. Номена "О пребывании Петра Великого в Нидерландах". Этот источник написан простым голландским купцом, современником описываемых событий. Он создает образ Петра - высоченного экзотического царя, учившегося своими собственными руками строить корабли на амстердамских верфях, образ "царя-плотника", который до сих пор волнует воображение. "Трудно представить, чтобы товарищ и соратник Петра I по монаршему ремеслу Людовик IV трудился на верфях, а вечером кутил с судовыми плотниками и матросами в портовых кабаках".
  • 4. Описание поездки графа А.А. Матвеева в Париж в 1705 году - это была первая "книга о Франции", составленная русским. Для России начала XVIII в. произведение такого жанра было новым. Автор дает подробное описание Парижа, его площадей, улиц, зданий, памятников. Крупный государственный деятель, разделявший взгляды царя на необходимость "прорубить окно в Европу", А.А. Матвеев наблюдал жизнь Франции с пристальным вниманием. Характерно, что его глубоко интересовало все новое, и он не уставал его отмечать. А.А. Матвеев проявил большой интерес к академиям. Они тем более заслуживали внимания, что были организованы правительством, притом сравнительно недавно - в середине и во второй половине XVII века. Французская академия, Академия наук, Академия надписей, Академия архитектуры, Академия изящных искусств - все они субсидировались и контролировались правительством. Матвеев воочию видел результаты их деятельности: французское искусство, французская архитектура, французская наука, французский язык достигли большого совершенства и завоевали мировую репутацию не без усилий, приложенных этими академиями. У такого высокообразованного человека и любителя искусства, каким был русский посол, "семейство" различных академий Франции вызвало заметное восхищение. Восхитился он и королевским кабинетом редкостей в Лувре. Это же впечатление, но в более слабой степени, сквозит в его записях, касающихся Парижского университета. А.А. Матвеев посетил Сорбонну, описал деятельность богословского, юридического и медицинского факультетов. Был он и в Коллеже четырех наций на театральном представлении. Несомненно, что постановка высшего образования его сильно интересовала. Он отнесся к старейшему во Франции университету и к его порядкам с должным вниманием.
  • 5. Чему учили за границей волонтеров из России, и каковы были условия их жизни и учебы, ярко описал в своих "Записках" бывший волонтер И.И. Неплюев. Петр чаще всего сам отбирал будущих капитанов. Так произошло и с группой Неплюева. В 1715 году был записан на учёбу в Новгородской математической школе, несмотря на то, что он был уже женат и имел двух детей. В июне был переведён в Нарвскую навигационную школу, а через три месяца в открывшуюся в Петербурге морскую академию, которую окончил уже в 1716 году. В сентябре того же года в числе 27 человек послан для изучения морского дела и управления галерами в Венецию. Русские юноши были определены в Королевскую Морскую академию, где занятия их состояли в изучении математики, артиллерии, фехтования, солдатских артикулов и танцев. Эта учеба не могла принести существенной пользы из-за незнания гардемаринами испанского языка: "К математике приходили, только без дела сидели, понеже учиться невозможно, для того, что мы их языка не знали". Кроме того, русские ученики находились в крайне тяжелом материальном положении. В мае 1720 года Неплюев и его товарищи после пяти лет заграничных мытарств вернулись в Петербург. 1 июля того же года молодые моряки с разным успехом выдержали в присутствии Петра I тяжелые экзамены, по результатам которых Иван Неплюев был произведен в лейтенанты галерного флота.
  • 6. "Дневник русского путешественника первой четверти XVIII века" - еще один интересный источник по нашему периоду. В тексте автор не указывает своего имени, но часто записывает: "пошли с братцем", "братец мне подарил" и т.п. Известный исследователь П.П. Пекарский предполагал, что автором этого дневника был И.Л. Нарышкин (1700-1734 гг.). Записи в Дневнике начинаются с ноября 1714 года. Вместе с Нарышкиными путешествовали и другие лица, учившиеся ними. В Дневнике автор называет Леонтьева, князя Ивана Алексеевича, князя Ивана Борисовича. По Дневнику можно проследить маршрут путешествия. Следует отметить, что в отличие от упомянутых дневников (например, П.А. Толстого, и др.), дневник И.Л. Нарышкина не претендует на литературные достоинства. Надо помнить, что его автором был очень молодой человек, воспитанный в старомосковских обычаях и впервые столкнувшийся с европейской культурой. Несмотря на то, что дневник предлагает нам не вполне типичную московскую точку зрения, тем не менее, он является замечательно документированным свидетельством образовательного процесса, тщательно продуманного как завершение изучения навигацкого дела, чему русские юноши посвятили первую половину своего пребывания за границей. Педагогические усилия Петра, окружавшего неусыпной заботой своих юных кузенов во все время их долгого пребывания за границей, преследовали те же цели, которые почти в то же время побудили его к изданию "Юности честного зерцала". К сожалению, мы мало знаем о жизни Ивана Нарышкина после его возвращения на родину, чтобы установить, оправдали ли результаты его обучения надежды Петра.

Богатый материал для основного и дополнительного изучения на уроках истории содержит периодическая печать. Периодическая печать - вид исторических источников, представленный долговременными изданиями периодического характера, функциями которых являются организация (структурирование) общественного мнения, осуществление идеологического воздействия государства, информационное обслуживание экономической деятельности в сфере частного предпринимательства, установление обратной связи в системе управления. Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ.

В первой четверти XVIII века в России выходила лишь одна газета. 15 декабря 1702 года царь подписал указ о создании первой печатной газеты "Ведомости", а 17 декабря 1702 года появился первый номер этой газеты. Именно его исследователи журналистики и называют пионером российской периодической печати. На страницах "Ведомостей" печатались главным образом материалы военного и экономического характера. Например, газета сообщала об осаде Нотебурга, Нарвской, Полтавской битвах и других событиях. Содержание "Ведомостей" полностью соответствовало тем задачам, которые ставились перед этой газетой русским государством. Вместе с тем, в "Ведомостях" не было того субъективизма, который стал признаком журналистики в последующие периоды.

Через год после начала издания тираж "Ведомостей" достиг нескольких тысяч экземпляров. Наибольшими тиражами отмечались крупные успехи России в войне. Например, сообщение о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2,5 тыс. экземпляров. Однако были сообщения и о школах, и об учениках, в них обучающихся: "Повелением его величества школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют...". Особенностью петровских "Ведомостей" было то, что они не грешили искусственным "газетным" языком. В них звучала сочная, повседневная речь военного люда, простонародья, торговых рядов, ремесленных слобод, духовенства. Неизбежные термины чужих языков сопровождались переводами. В первые годы своего существования газета уделяла основное внимание пропагандистским задачам. Первые номера "Ведомостей" редактировал директор печатного двора Федор Поликарпов - литературно образованный человек, поэт. Поначалу "Ведомости" набирались церковнославянским шрифтом. Однако с введением 1 февраля 1710 года более удобного для печатного дела гражданского алфавита газета перешла на новый шрифт.

При планировании на уроках работы с материалами периодической печати важно правильно методически определить цель, продумать информационные потребности и соответствующие им возрастные познавательные возможности учащихся, а так же заранее рассмотреть разновидность используемого материала. Материалы периодической печати являются важным "дополнением" к тексту учебников по истории. Они нередко содержат схемы, карты, выдержки из официальных документов, которые могут удачно вписаться в общую канву урока, обогатить его содержание. В то же время необходимо помнить, что первое условие использования материалов прессы на уроке - грамотное преподнесение ученикам разнородной информации.

Говоря об источниках, используемых для изучения реформ Петра Великого в области образования, нельзя не остановиться на книге "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Этот памятник русского просвещения начала XVIII века представляет собой руководство как для школ, так и для домашнего воспитания светского юношества. В создании данного учебного пособия принимал активное участие и курировал его издание сподвижник Петра, Яков Брюс. Первое издание вышло в Петербурге в феврале 1717, имело большой успех, и в том же году было переиздано дважды, а затем в течение XVIII столетия переиздавалось многократно. "Зерцало" было издано в соответствии с духом петровских реформ, когда основу всей книгопечатной продукции составляли разного рода руководства и наставления. В 1-й части книги были помещены азбука, таблицы слогов, цифр и чисел, религиозные наставления. Вторую часть книги составляли правила поведения для юношей и девушек дворянского сословия. Следует отметить, что в большинстве современных учебников даются выдержки из "Зерцала" и вопросы к ним. Однако данный источник можно более широко использовать для учащихся среднего звена.

Другим важным пособием на всю первую половину XVIII века определившим начальное образование, стал букварь Феофана Прокоповича "Начальное учение отроком". По этому букварю учились дети во всех светских и духовных школах первой половины 18 века. В букваре Прокопович высказывает прогрессивные взгляды на обучение и воспитание детей, при этом текст книги отличает простой и понятный стиль изложения, а содержание букваря располагает к осмысленному и углубленному чтению. На протяжении всей жизни Феофан Прокопович совершенствовал свои знания (в языках, философии, науках) и призывал других к постоянному учению, так как считал, что "прямым учением просвещенный человек никогда сытости не имеет в познании своем, но не перестает никогда учиться".

Изучение различных образовательных проектов позволяет увидеть вклад частных лиц в развитие просвещения в первой четверти XVIII века. Интерес представляет "Пропозиция" Ф.С. Салтыкова, в которой изложен план распространения в России женского образования, а также создание в каждой губернии библиотеки. И.Т. Посошков в "Книге о скудости и богатстве" и сочинении "Завещание отеческое к сыну" изложил прогрессивные идеи о необходимости обучать народ грамоте, создавать школы, печатать книги на русском языке, упростить церковнославянский алфавит. По его мнению, надо издать закон, обязывающий помещиков учить крестьян, потому что грамотные крестьяне принесут больше пользы и помещику и государству. "...Паки немалая пакость крестьянам чинится и от того, что грамотных людей у них нет. Аще в коей деревне дворов двадцать или тридцать, а грамотного человека ни единого у них нет, и какой человек к ним не приедет с каким указом или и без указу да скажет, что указ у него есть, то тому и верят и оттого приемлют себе излишние убытки, потому что все они яко слепые ничего не видят, не разумеют. И того ради многие, и без указу приехав, пакости им чинят великие, а они оспорить не могут, айв поборах много с них излишних денег емлют, и оттого даровой приемлют себе убыток.

И ради охранения от таковых напрасных убытков, видится не худо б крестьян и поневолить, чтоб они детей своих, кои десяти лет и ниже, отдавали дьячкам в научные грамоты и, науча грамоте, научили бы их и писать. И чаю, не худо бы так научить, чтобы не было и в малой деревне без грамотного человека. <…> А егда грамоте и писать научатся, то они удобнее будут не токмо помещикам своим дела править, но и к государственным делам угодны будут. Наипаче же в сотские и в пятидесятские вельми будут пригодны и никто уже их не изобидит и ничего с них напрасно не возьмет".

Подводя итоги второй части работы, необходимо подчеркнуть значение работы с письменными историческими источниками

Дата проведения урока:

7а –

7в -

Тема урока: «Преобразования в области культуры».

Цель: Познакомить учащихся с достижениями русской культуры первой четверти XVIII века, выделить новые черты.

Задачи:

Образовательные:

Рассказать учащимся о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра; раскрыть значение этих преобразований.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию культуры делового общения;

Продолжить формирование этических норм и ценностей;

Продолжить формирование патриотических чувств на основе изучаемого материала.

Развивающие:

Способствовать навыкам поиска и выделения необходимой информации из рассказа учителя и структурирование знаний;

Формирование навыков осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме;

Формирование навыков смыслового чтения и извлечения необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации;

Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;

Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Способствовать развитию коммуникативных навыков

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Основные понятия:

АССАМБЛЕЯ - собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.

ГРАВЮРА - печатный оттиск рельефного рисунка на бумаге.

Оборудование урока: доска, мел, учебник «История России XVII XVIII вв» (Е.В. Пчелов -М.: Просвещение, 2008), ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентации «Преобразования в области культуры»,рабочая тетрадь по истории России (Канилов, Косулина)

Ход урока.

Этапурока,

длительность

Деятельностьучителя

Деятельностьучащихся

Примечания

1.Оргмомент

2 мин

Всем здравствуйте, прошу садиться. Все присутствуют на уроке?

Приветствуют. Говорят, все ли присутствуют

2.Проверка домашнего задания

мин

Народные движения первой чет верти XVIII

XVIII века?

XVII веке?









XVIII века?

3. Актуализация новых знаний

3 мин

Запишите тему урока: «Преобразования в области культуры при Петре I ».

Запишите план урока:

    Просвещение и наука

    Дворянский быт

4. Изучение нового материала

30 мин

    Просвещение и наука

При Петре I начала формироваться .

система

Школы

Учебные заведения:

Низшая ступень:

г. в Москве.

В 1715 г. Морскую академию

В 1707 г. были основаны медицинские школы горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.

XVIII

– лексикон.

гражданской азбуки

первая печатная газета - «Ведомости»,

Кунсткамера музей. научная библиотека.

Академии наук и художеств

    светский характер

При Петре I

Музыка канты

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII гравюра А. Ф. Зубов .

портрет Иван Никитич Никитин(1690 -1742), I

Скульптура. I

Архитектура Санкт-Петербурга Ж. . И. Коробов и М. Г. Земцов.

3.Дворянский быт

XVIII

порядке введено ношение евро пейской одежды

ассамблеи

5. Закрепление изученного материала

5 мин

I стало усиление ее светских начал .

XVIII века, но и века XIX .

ежней Руси.

6.Подведение итогов. Запись домашнего задания

2 мин

Вы сегодня отлично поработали.

Выставление и аргументация оценок.

Откройте дневник и запишите домашнее задание на следующий урок.

Встретимся на следующем уроке, все свободны.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Домашнее задание:

- §

Оргмомент.

Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы рассмотрели тему: Народные движения первой чет верти XVIII века, и выяснили, что на протяжении всего правления Петра 1 происходили выступления различных слоёв населения против власти.

1. Каковы были причины народных выступлений в первой четверти XVIII века?

2. Отличались ли они от причин, вызвавших народные выступления в XVII веке?

3. Какие народные выступления произошли в петровскую эпоху?

4. Что послужило главной причиной астраханского восстания?


5. Каковы цели восстания на Дону под предводительством Кондратия Булавина?

6. Пользуясь картой, расскажите о восстании Булавина.


7. Каковы результаты? (чем закончилось восстание?)

8. В чем проявилась специфика башкирского восстания?

9. Какое значение имели народные выступления первой четверти XVIII века?

Актуализация новых знаний.

В первой четверти 18 века и в области культуры произошли большие перемены.

Сегодня на уроке мы узнаем о переменах в культурной жизни России в эпоху Петра, выделим новые черты в культуре, рассмотрим особенности развития образования, науки, художественной культуры, а также рассмотрим какие перемены произошли в быте людей.

Запишите тему урока: «Преобразования в области культуры при Петре I ».

Запишите план урока:

    Просвещение и наука

    Искусство: живопись, скульптура, архитектура

    Дворянский быт

Изучение нового материала.

    Просвещение и наука

Первым нововведением Петра стало внедрение европейского летоисчисления. Своим указом от 1699 года царь повелел вести счет годам не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Таким образом праздник переносился с 1 сентября на 1 января и 7208 год стал 1700. Празднества сопровождались украшением домов еловыми и сосновыми ветками, весельем и взаимными поздравлениями.

При Петре I начала формироваться государственная политика в области образования .

Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый.

Раньше преобладало церковное образование. Царь-реформатор прекрасно понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, так же как и посылка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.

Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли.

Учебные заведения:

Низшая ступень:

    цифирные школы: учащиеся овладевали навыками чтения, письма, счета.

    Цифирные школы открылись более чем в 40 городах России. (1714 г.)

    гарнизонные школы для детей солдат

    адмиралтейские школы для детей матросов.

Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701 г. школа математических и навигационных наук в Москве.

В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию . Навигационные школы открыли также в Новгороде, Нарве, Ревеле, Астрахани.

В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, через несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы.

Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.

В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. Одной из первых напечатанных в ней книг была «Книга Марсова, или Воинских дел», прекрасно оформленная, с множеством гравюр о Северной войне. В 1718 г. типография перепечатала первый русский учебник по истории – «Синопсис». Были изданы «Арифметика» Магницкого, таблицы логарифмов, учебник тригонометрии, «Грамматика» Смотрицкого, Словарь иностранных языков – лексикон.

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки . Церковнославянские буквы заменили более простыми по начертанию. Как отмечал позже М.В.Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

С 1703 года начала издаваться первая печатная газета - «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи . В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725).

Итак, отличительными чертами образования стали:

    светский характер

    ориентация на практические знания

2.Искусство: живопись, скульптура, архитектура

При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получала активную поддержку со стороны государства.

Однако в целом она носила переходный характер, так как во многом еще сохраняла черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни гос. и воен. праздников).

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII века появилось такое новое явление, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны. Вскоре гравюры уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов .

Другой отличительной чертой изобразительного искусства эпохи Петра стал портрет . Одним из основоположников русской светской живописи стал Иван Никитич Никитин(1690 -1742), получивший по указу Петра возможность обучения в Италии. Его портретам («Напольный гетман», «Петр I смертном ложе») присуще правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показу не только индивидуальных внешних черт, но и характера.

Скульптура. В Россию приезжало много иностранных мастеров. Знаменитому скульптору Бартоломео Карло Растрелли принадлежит несколько изображений Петра I . Среди них «восковая персона», с большой точностью передающая черты внешности царя, и конная статуя Петра в Петербурге.

Архитектура Петровского времени представлена прежде всего строительством Санкт-Петербурга , для которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты - Ж. Леблон, Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли . Но участвовали в этой работе и русские архитекторы И. Коробов и М. Г. Земцов.

Важнейшими памятниками архитектуры этого времени стали Петропавловский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, Меншиковский дворец в Петербурге, Меншикова башня в Москве, первые сооружения императорского дворцового ансамбля в Петергофе.

Появляется регулярная городская планировка, именно так был выстроен Санкт-Петербург.

3.Дворянский быт

По обилию новых явлений в образе жизни людей первая четверть XVIII века занимает особое место в отечественной истории.

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение евро пейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды . За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф (“бородовой налог”), а в худшем - ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно.

Из Европы царь привез и внедрил в России новые формы общения и развлечений : праздники с иллюминацией и фейерверками, маскарады. С 1718 года он специальным указом ввел ассамблеи , устраиваемые в домах знати. В них участвовали сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особенностью этих балов стало разрешение участвовать в них женщинам. Вечер проходил в светских беседах, обсуждении последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью ассамблеи был грандиозный ужин. Каждый хозяин ассамблее стремился великолепием обстановки и новыми светскими манерами превзойти своего предшественника.

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркестры, на концерты которых в обязательном порядке должны были ходить представители знати.

Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”.

Закрепление изученного материала.

Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стало усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейской культуры .

На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развилась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX .

Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции пр ежней Руси.

Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ.

Домашнее задание.

§24, ТПО № 1, 3, 4, 5 стр. 52-54. ТПО № 6 стр.54 (по выбору)

Пётр I изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января. Кроме того, при Петре было введено единообразное применение юлианского календаря.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями "устаревшего" образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы «кси» и «пси» были исключены.

Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700-1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания). Благодаря подъему книгопечатания потребление бумаги выросло с 4-8 тысяч листов в конце XVII века, до 50 тысяч листов в 1719 году.

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти).

Ассамблея при Петре I.

Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта и времяпрепровождения (театр, маскарады). Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

30 декабря 1701 г. (10 января 1702 года) Пётр издал указ, которым предписывалось писать в челобитных и прочих документах имена полностью вместо уничижительных полуимен (Ивашка, Сенька и т.п.), на колени перед царём не падать, зимой на морозе шапку перед домом, в котором находится царь, не снимать. Он так пояснял необходимость этих нововведений: «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству – сия то почесть свойственна царю…»

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу. Предписывалось, чтобы между обручением и венчанием был не менее чем шестинедельный период, «дабы жених и невеста могли распознать друг друга». Если же за это время, говорилось в указе, «жених невесты взять не похочет, или невеста за жениха замуж идти не похочет», как бы на том ни настаивали родители, «в том быть свободе». С 1702 г. самой невесте (а не только ее родственникам) было предоставлено формальное право расторгнуть обручение и расстроить сговоренный брак, причем ни одна из сторон не имела права «о неустойке челом бить». Законодательные предписания 1696 –1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе «женского пола».

Постепенно в среде дворянства складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений, которая коренным образом отличалась от ценностей и мировоззрения большинства представителей остальных сословий.

Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

По оценке ганноверца Вебера, за время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства, но аналогичная мера для городского населения встретила яростное сопротивление и была отменена. Попытка Петра создать всесословную начальную школу не удалась (создание сети школ после его смерти прекратилось, большинство цифирных школ при его преемниках были перепрофилированы в сословные школы для подготовки духовенства), но тем не менее в его царствование были заложены основы для распространения образования в России.

1. Введение……………………………………2

2. Школы……………………………………….2-4

3. Книги…………………………………………4-5

4. Ассамблеи…………………………………..5-6

5. «Юности честное зерцало»..……………..6-7

6. Великое посольство…………………........7-11

7. Академия наук……………………………...12

8. Кунсткамера………………………………...13

9. География…………………………………...14

10. Заключение…………………………………15

11. Список литературы………………………..16
Введение.

Русская культура первой четверти 18 века развивалась под влиянием трёх взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились ещё в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась её национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой 17 века, следует подчеркнуть, что это было на плавное развитие, лишённое качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств. При Петре впервые возникли: печатная газета, музей, регулярный город, специальные учебные заведения, ассамблеи, отечественные художники-портретисты и т.д. в то же время многое из того, что в 17 веке лишь пробивало себе путь и проявилось в виде тенденции развития, в годы преобразований приобрело столь бурный рост и масштабность, что создавалось впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем. Таковы гражданское зодчество, переводная литература и печатание книг светского содержания, обмирщение храмовой архитектуры, установление культурных связей с другими народами.

Школы.

Петр является основоположником светского просвещения в России. Он всеми силами стремился не только вести в русском обществе европейские нравы, но и поднять русскую технику и просвещение на уровень европейских.

Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой постановки образования. Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований (Навигацкая, Артиллерийская школы – в 1701 году, Инженерная – 1712 году, Медицинское училище – 1707 году), сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 году цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причём в роли преподавателей выступали выпускники Навигацкой школы. К концу первой четверти 18 века по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат – в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы, готовившие специалистов горнорудного дела.

Чтобы удержать командные высоты в государстве, дворянство должно было овладевать знаниями. Поэтому обучение дворянских детей стало для них повинностью. Наряду с обучением в русских школах молодых дворян для овладения навигационным делом отправляли за границу. По прибытии в Петербург навигаторы держали экзамены, нередко в присутствии царя. Большинство дворянских недорослей, особенно из аристократических фамилий, стремились уклоняться от обучения, поэтому в 1714 году был издан указ, грозивший недорослям запрещением жениться. С другой стороны, в надежде завоевать доверие царя за границу для обучения мореходству отправлялись немолодые дворяне. Так, известный дипломат П. А. Толстой отправился в Венецию, уже имея внуков.

Особую группу учебных заведений составляли школы, готовящие высокообразованные кадры духовенства. Прежде всего это Славяно-греко-латинская академия в Москве, основанная ещё в 17 веке. Переданная в 1727 году Синоду, она чаще именуется теперь «школами», первая из которых Славяно-латинская. В 1727 году в ней было 357 учеников. Вторая – Славяно-российская (143 ученика), а третья – Елиногреческая (41 ученик). Последняя школа при Стефане Яворском была ущемлена и едва сохранялась. Другим крупным центром духовного образования был Киев, где на Подоле, в Братском монастыре действовала Киево-Могилянская академия. В 1727 году в ней училось более 500 человек (малороссияне, великороссияне и «ис Польши»).

Наконец, самыми важными в системе петровского просвещения были технические специальные учебные заведения. Самая известная из них – Навигацкая школа в Москве. В неё принимали детей от 12 до 17, а позже и до 20 лет. Приготовишки учили в двух классах русскую грамоту и арифметику. Потом – геометрию, тригонометрию с приложениями в геодезии, астрономии, навигации и мореплавании. В числе предметов были живопись и «рапирное дело». Из Навигацкой щколы вышли сотни инженеров, мореходов, гидрографов, топографов, бомбардиров и т. п. Вскоре подобные школы были открыты в Ревеле, Нарве и Новгороде.

В 1715 году указом царя в Петербурге была основана Морская академия. Штат её (305 учеников) был укомплектован из учеников Навигацкой школы, а также из Новгородской и Нарвской навигацкой школ. Учились там в основном дети из знатных семей от 10 до 18 лет. Среди специальных предметов были навигация, фортификация, артиллерийское, мушкетное дело и т.п. Главное же, здесь учили кораблестроению. Как и в Навигацкой школе, в Морской академии первое время основными учителями были иностранные профессора. В Навигацкой школе долгое время работал Магницкий, автор известнейшего учебника «Арифметика». Авторами ряда учебников были также В. Куприянов («Новый способ арифметики»), Г. Скорняков – Писарев («Наука статическая или механика»). Но, конечно, основная масса учебников была либо переводами, либо результатами работ иностранных педагогов.

Книги.

С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греко-латинской академии Фёдор Поликарпов в 1701 году выпустил «Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим». В 1703 году вышла знаменитая «Арифметика, сиречь наука числительная» Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Учебник Магницкого давал практические советы, например, как определить глубину колодца, высоту стен и т.д..

В первой четверти 18 века было открыто несколько новых типографий: в 1705 году посадский человек Василий Киприянов открыл первую частную типографию, в 1711 году начала работать типография в Петербурге, печатавшая материалы официального содержания: указы, манифесты, реляции. Небольшие типографии существовали при Сенате, Александро-Невской лавре и основанной в 1715 году морской академии.

Помимо учебников стали издаваться книги по естествознанию и технике. Это работы по астрономии, гидростроительству, медицине, фортификации, артиллерии, мореплаванию, кораблестроению, архитектуре. Появились книги и по гуманитарному знанию. Также типографии печатали календари, пользовавшиеся среди читателей большим спросом. В них сообщались сведения о времени восхода и захода солнца, об ожидавшихся затмениях, о погоде.

Огромное значение в деле просвещения имела реформа гражданского шрифта. Словолитец Михаил Ефремов создал первые образцы букв гражданского шрифта. Окончательный их выбор (как и арабских цифр) был сделан в 1710 году самим Петром. Столь радикальная реформа способствовала более массовому потреблению книжной печатной продукции. Книги по истории («Синопсис» И. Гизеля, «Введение в историю европейскую» С. Пуффендорфа, «Феатрон» Стратемила и др.), переводы античных авторов (Иосифа Флавия, Юлия Цезаря, Эзопа, Овидия и др.) печатались тиражом не 200-500 экземпляров, а во много раз больше. Огромное значение имело издание печатной газеты «Ведомости», тираж которой первые годы колебался от 100 до 2500 экземпляров.

Ассамблеи.

В конце 1718 г. население столицы было извещено о введении ассамблей. Пётр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей, установил очерёдность их созыва.

Ассамблея, разъяснял царь в указе, - слово французское, оно значит некоторое число людей, собравшихся вместе или для своего увеселения, или для рассуждения и разговоров дружеских. На ассамблеи приглашалось избранное общество, вместе с жёнами туда должны были являться высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и учёные. Начинались они в четыре-пять часов дня и продолжались до десяти вечера. Хозяева, к которым съезжались гости на ассамблеи, должны были предоставить им помещение, а также лёгкое угощение: сладости, табак и трубки, напитки для утоления жажды. Специальные столики выставлялись для игры в шашки и шахматы.

Ассамблея – место непринуждённых встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания. Каждый мог проводить время так, чтобы получить удовольствие: одних интересовали танцы, и они кружились парами, другие вели оживлённую беседу, делились новостями, третьи напряжённо размышляли за шахматным или шашечным столиком над очередным ходом. Четвёртые отводили себе роль зрителей или слушателей. Такой ассамблея представлялась царю, такой он её хотел видеть. Но и непринуждённость, и неподдельное веселье, и умение вести светский разговор или вставить уместную реплику, и, наконец, танцевать были достигнуты далеко не сразу. На первых балах петровского времени царила удручающая скука, над гостями нависала угроза вызывать каким-либо поступком раздражение царя. Танцевали, словно отбывали неприятнейшую повинность. Беседы тоже не получались – вместо них односложные ответы на простенькие вопросы и тягостно долгие паузы. Современник срисовал такую ассамблею с натуры: «Дамы всегда сидят отдельно от мужчин, так что с ними не только нельзя разговаривать, но не удаётся почти сказать и слова; когда не танцуют, все сидят, как немые, и только смотрят друг на друга».

Чаще всего ассамблеи устраивались в зимние месяцы, реже – летом. Периодичности никакой не существовало. В 1719 г., например, первая ассамблея была проведена у генерала Вейде 18 января, следующая – в четверг 22 января у князя Дмитрия Михайловича Голицына, затем в воскресенье 25 января у князя Долгорукого. Иногда хозяином ассамблеи являлся сам царь.

Ассамблеи открывали новую форму общения людей. Главное их значение состояло в том, что они положили конец затворнической жизни столичных женщин.

«Юности честное зерцало»

Умению расточать улыбки и быть предупредительными отпрыски вельмож, высших чиновников и офицеров обучались не только в ассамблеях и в учебных заведениях, где учащиеся овладевали фехтованием, танцами, красноречием, но и штудируя специальные наставления. Одно из них под маловразумительным названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» пользовалось особенно широкой популярностью среди столичного населения. При Петре оно печаталось трижды, что свидетельствует об огромном спросе на него. Неизвестный составитель этого сочинения воспользовался несколькими иностранными произведениями, из них он перевёл те части, которые считал полезными русскому читателю.

«Юности честное зерцало» излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах и на службе. Оно внушало юношам скромность, трудолюбие, послушание, учтивость и благоразумие.

В семье надлежало «отца и матерь в великой чести содержать». Детям внушалась мысль, что распоряжения по дому могли исходить только от родителей: «В доме ничего своим именем не повелевать, но именем отца или матери».

«Юности честное зерцало» не оставляло юношей без наставлений и в том случае, когда они оказывались за пределами семьи. Они должны были проявлять предупредительность к старшим, почтительно, не перебивая, слушать их речь, не быть назойливыми.

Интересны рекомендации, как вести себя в общественных местах и за столом. Здесь предусмотрено всё, начиная от походки и осанки молодого человека и до умения принимать еду: «Никто не имеет повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить, или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать».

Последние страницы «Юности честного зерцала» посвящены девицами. Если юноша должен был обладать тремя добродетелями – «смирен, приветлив и учтив», то девице их надлежало иметь значительно больше: смирение, трудолюбие, милосердие, стыдливость, бережливость, верность, чистоплотность и т.д.

Великое посольство.

«Великое посольство» было в истории дипломатии очень знаменательным событием. Необычность этого события была прежде всего в том, что впервые в Европу отправился русский царь собственной персоной.

Официальная часть состояла в « подтверждении дружбы и любви для общих всему христианству дел, к ослаблению врагов Господня, салтана Турецкого, хана крымского и других бусурманских орд».

Но это было лишь официальное назначение «великого посольства».

Сам Петр указывал на три цели:

1) увидеть политическую жизнь в Европе.

2) Найти союзников.

3) Изучить морское дело.

Третье занимало Петра особенно сильно. Петр поставил задачу

изучить кораблестроение и кораблевождение в Англии и Голландии.

В составе посольства находилось 35 волонтёров, среди них и царь под именем Петра Михайлова. Многие члены посольства имели слуг. Штат предусматривает многочисленный обслуживающий персонал – от священников, лекарей и переводчиков до поваров, хлебников и даже четырёх карлов. Вместе с солдатами охраны численность посольства превышала 250 человек. Его кортеж насчитывал 1000 саней.

Пётр занимал в посольстве двойственное положение: официально он числился одним из десятников отряда волонтёров. В то же время он был фактическим руководителем посольства, в котором Лефорту, как правому послу, отводилась парадная роль.

В начале апреля посольство прибыло в Ригу, где ему устроили торжественную встречу. Петр, впервые переступивший границу России, жадно наблюдал окружающее. Свои впечатления он изложил в письме: «Здесь мы рабским обычаем жили и сыты были только зрением…».

Петру не удалось полностью скрыть своего пребывания в составе посольства. Уже в Риге об этом догадывались, хотя точных данных на этот счёт не имели. Царь оставил негостеприимную Ригу, сохранив инкогнито. Он не открыл своего имени и в герцогстве Курляндском, хотя, по свидетельству современника, в Митаве посольство было принято со всевозможной обходительностью и великолепием.

Зато в Кенигсберге, куда Пётр прибыл на корабле, у него состоялось тайное свидание с курфюрстом Бранденбургским Фридрихом 3, искавшим сближения с Россией.

Среди торжесвенных приёмов, пиров и увесилений посольство при активном участии Петра вело переговоры с бранденбургским курфюрстом относительно антитурецкой коалиции. Они завершились заключением устного соглашения о союзе, но не против Турции, а против Швеции. Это был первый шаг к изменению внешнеполитической ориентации России.

От времени переезда Петра из Бранденбургского курфюршества в Голландию сохранилось лишь несколько его писем. В частности, письма Виниусу. Предметом их переписки была забота о найме мастеров для металлургических заводов. Ещё до отъезда Петра за границу на Урале была найдена превосходного качества железная руда. Виниус, управлявший Сибирью, донимал царя просьбами о найме специалистов, которые умели бы строить домны, лить пушки, плавить руду. Петр обещал по приезде в Голландию «о мастерах старатца».

Границу Голландии, богатейшей страны Европы, славившейся развитой промышленностью и торговлей, Пётр пересёк в начале августа и сразу же направился в центр кораблестроения – город Сардам. По своему обыкновению быстро ездить Пётр опередил посольство и до прибытия последнего в Амстердам имел неделю времени, чтобы обрядиться в платье, какое носили саардамцы, ознакомиться с верфями, осмотреть лесопильные и бумажные мельницы и даже поработать топором. Плотничьи инструменты он купил у одной вдовы.

16 августа 1697 года состоялся торжественный въезд посольства в Амстердам. В свите посольства на второстепенных ролях, облачённый в кафтан, в красную рубаху и войлочную шляпу, находился и Пётр, прибывший по этому случаю из Саардама. Началась будничная жизнь посольства, работа над осуществлением целей, ради которых царь, его дипломаты и волонтёры совершили такое далёкое путешествие. Не всюду посольству сопутствовал одинаковый успех. Удачнее всего устроились дела с обучением волонтёров кораблестроению. Пётр широко пользовался посредничеством Николая Видзена, бывавшего в России и знавшего русский язык. Видзен наряду с должностью амстердамского бургомистра занимал пост одного из директоров Пост – Индской компании. Это дало возможность зачислить Петра и волонтёров на верфь этой компании. Директора компании распорядились заложить специальный корабль, чтобы «знатная особа, пребывающая здесь incognito», имела возможность ознакомиться со всеми этапами его сооружения и снастки.

Корабельному мастерству вместе с царём обучалось ещё десять волонтёров, среди них два человека позже приобретут известность в качестве ближайших сподвижников Петра: Меншиков и Головкин.

Конец августа и начало сентября прошли в усвоении мудростей кораблестроения, а 9 сентября был заложен фрегат, полностью сооружённый волонтёрами под руководством голландского мастера Поля. Не всем волонтёрам оказалась по душе тяжёлая работа, необходимость следовать примеру царя, весьма непритязательного и в одежде, и в пище, и в комфорте. Группа русских молодых людей, прибывшая в Голландию несколько раньше Петра, пыталась вернуться на родину, обучившись лишь обращению с компасом, ни разу не побывав на море. Эта попытка была Петром тут же пресечена. Среди некоторых волонтёров велись разговоры, осуждавшие участие царя в постройке корабля. Пётр, чьей воле никто не смел перечить в России, велел заковать критиканов в цепи, чтобы потом отрубить их головы. Лишь протест бургомистров, напомнивших царю, что в Голландии нельзя казнить человека без суда, вынудил его изменить решение и вместо казни сослать их в отдалённые колонии.

В середине ноября фрегат «Пётр и Павел», над сооружением которого трудились волонтёры, был спущен на волю. Ученики получили свидетельство об овладении мастерством. Аттестат, выданный царю от его корабельного учителя Поля, гласил, что Пётр Михайлов «был прилежным и разумным плотником», научился выполнять различные операции кораблестроителя, а также изучил «корабельную архитектуру и черчение планов», столь основательно, «сколько сами разумеем».

Менее успешно великое посольство справилось с другими задачами, ради которых оно прибыло в Голландию, - с наймом иностранных специалистов и получением помощи для войны с Турцией. Виниус, озабоченный строительством уральских заводов, настойчиво напоминал Петру о найме «железных мастеров», и царь, не выпускавший из поля зрения этой просьбы, никак не мог её выполнить. Привлечение специалистов на русскую службу усложнялось их незнанием русского языка.

Не встретила понимания в Голландии и мысль о том, что Россия, ведя войну с Турцией, защищает интересы всех христианских государств против «бусурман» и что «такая война, всяк то может разуметь, не может быть без великих миллионов и многочисленного войска». Четыре раза послы встречались с представителями голландского правительства и всякий раз получали вежливый, но твёрдый отказ в помощи, мотивированный тем, что Голландия только что закончила изнурительную войну с Францией и не располагает ни деньгами, ни лишним оружием.

Из Голландии Пётр в сопровождении 16 волонтёров отправился в Англию. Там он хотел стать кораблестроителем-инженером, познать тайны теории. Много лет спустя в написанном им самим предисловии к Морскому регламенту Пётр подробно оюъяснил цель своей поездки в Англию.

Под руководством мастера Поля он усвоил всё, «что подобало доброму плотнику знать». Поль был превосходным мастером-практиком, но теории ни он, ни другие голландские кораблестроители не знали, и Петру «зело стало противно, что такой дальний путь для сего восприял, а желаемого конца не достиг».

11 января 1698 года яхта, на которой находился царь и его спутники, бросила якорь вблизи Лондона.

Большую часть времени из четырёхмесячного пребывания в Англии Пётр посвятил изучению кораблестроения. Помимо верфей, царь осматривал лондонские предприятия, побывал в Английском королевском обществе, являвшемся центром научной мысли, знакомился с Оксфордским университетом, несколько раз ездил в Гринвичскую астрономическую обсерваторию и на Монетный двор. Царь не довольствовался разъяснениями. Находясь в мастерской знаменитого часовщика Карте, он настолько увлёкся техникой изготовления часов, что сам в совершенстве овладел их сборкой и разборкой. Едва ли простое любопытство одолевало Петра, когда он зачастил в Гринвичскую обсерваторию и на Монетный двор. Интерес с астрономией был связан с мореплаванием, а интерес к монетному делу подогревался возможностью использования в России недавно изобретённой в Англии машины для чеканки монет. Знакомясь с техникой чеканки монет, Пётр рассчитывал использовать изобретение англичан у себя дома.

В Англии, как и в Голландии, Пётр сохранял инкогнито. Это, однако, не помешало ему значительно расширить круг знакомых. Завязались знакомства и с представителями церковного мира. Обнаружив основательную осведомлённость в священном писании, Пётр, однако, во время бесед с представителями духовенства интересовался не столько вопросами богословия, сколько выяснением отношений между церковной и светской властью в Англии. В голове царя, видимо, созревали планы церковной реформы в России, к осуществлению которой он приступил вскоре после возвращения из заграничного путешествия.

Пётр установил связи с людьми, относившимися к среде, хорошо ему известной по Немецкой слободе в Москве. Это были купцы. С ними он вёл переговоры о предоставлении права монопольной торговли табаком.

После этого Пётр побывал ещё в Голландии, Лейпциге, Праге, Дрездене (здесь Пётр изучил королевскую кунсткамеру) и Вене, откуда 19 июля 1698 года отправился в Россию.

Академия наук.

Для развития и распространения научных знаний была учреждена в Петербурге Академия наук. Она должна была служить центром научно-исследовательской работы и вести подготовку молодых ученых.

Мысли об её организации Пётр вынашивал давно, но первые шаги к её организации предпринял в июне 1718 г. Его резолюция на одном из доношений гласила: «Зделать академию. А ныне приискать из русских, кто учён и к тому склонность имеет. Также начать переводить книги: юриспруденции и протчии к тому. Сие учинить сего году начала». Однако ни в 1718 г., ни в ближайшие годы выполнить это намерение Петру не удалось. Создание Академии затянулось отчасти в связи с тем, что Пётр был занят более неотложными делами, отчасти вследствие трудностей привлечения для работы в ней иностранных учёных. Царь настаивал, чтобы в Петербургскую академию были приглашены не учёные вообще, а крупнейшие учёные Европы, а те не отваживались ехать в далёкую северную страну.

22 января 1724 г. состоялось заседание Сената, на котором присутствовал царь. На нём Пётр после осуждения утвердил проект устава Академии. В проекте было сказано: «Невозможно, чтоб здесь следовать в протчих государствах принятому образу». Тем самым было высказано отрицательное отношение к организации подобных учреждений в странах Западной Европы. Своеобразие Петербургской академии наук состояло в том, что она призвана была объединить три учреждения, действовавших в западноевропейских государствах самостоятельно и независимо друг от друга, а именно – университет, под которым подразумевалось «собрание учёных людей», обязанных обучать юношей медицине, философии и праву; гимназию, готовившую учеников для прохождения курса в университете; собственно Академию, т. е. «собрание учёных и искусных людей».

Открытие Академии наук произошло уже после смерти Петра – в 1725 г., когда состоялась первая конференция академиков. Среди академиков, приглашённых в Петербургскую академию наук, - крупнейшие учёные Европы: физиолог и математик Д. Бернулли, астроном и географ Делиль и др.

Кунсткамера.

Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера – первый в России естественно-исторический музей. Первые экспонаты для музея Пётр приобрёл ещё во время заграничного путешествия 1697-1698 гг. тогда он познакомился с двумя естествоиспытателями: анатомом Фредериком Рюйшем, прославившимся умением искусно бальзамировать трупы, и зоологом Левенгуком, с помощью изобретённого им микроскопа открывшим переход крови из артерий в вены. Анатомическая коллекция Рюйша, которую тот собирал в течение полувека, была положена в основу Кунсткамеры.

Сбор редкостей внутри страны тоже был связан с инициативой Петра. Он издал несколько указов, призывавших население приносить всё, что «зело старо и необыкновенно»: кости вымерших животных и птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописные и печатные книги, а также уродов.

Приток экспонатов – монстров (уродов) и раритетов (редкостей) – увеличивался с каждым годом: из Выборга прислали овцу, у которой вместо двух – четыре глаза и два языка; из Тобольска было получено несколько барашков: у одного из них восемь ног, у другого три глаза, два туловища и шесть ног. В Нижнем Новгороде родился младенец с тремя ногами, а в Уфе – с двумя головами. Они тоже оказались экспонатами Кунсткамеры.

В Кунсткамере хранились также пушки старинного литья, чучела птиц и животных, препараты по анатомии человека и т.д.

Первоначально Кунсткамера размещалась в «Кикиных палатах» - доме казнённого Кикина, причастного к делу царевича Алексея. На первом этаже размещался сам музей – Кунсткамера, а на втором – библиотека. Ко времени смерти Петра она насчитывала около 11 тысяч томов и являлась одной из самых богатых в Европе.

Кунсткамера и библиотека были в 1719 г. открыты для бесплатного обозрения и пользования. Обоим учреждениям царь с самого их возникновения придавал просветительский характер. «Я хочу, - рассуждал он, чтобы люди смотрели и учились».

География.

Крупный вклад в развитие отечественной науки внесли географы. Отважные русские землепроходцы, нередко малообразованные, но наблюдательные и с острым умом, производили описание Сибири и открытых «новых землиц». К их числу принадлежит устюжский крестьянин Владимир Атласов, назначенный приказчиком в Анадырский острог. На свои скромные средства Атласов в 1697 – 1699 гг. составил первое этнографическое и географическое описание Камчатки. В 1713 – 1714 гг. русские землепроходцы побывали на Курильских островах.

Однако основных успехов отечественная география достигла в обследовании уже известных территорий и нанесении их на карту. Русские картографы Ф. Соймонов и К. Верден нанесли на карту Каспийское море и описали его. В 1720 году карта была опубликована в России, подарена Петром 1 Парижской академии, которая избрала его своим членом. Картографы петровского времени «открыли» Аральское море, о котором западноевропейские учёные не имели достоверных сведений. Трудами Василия Киприянова, Алексея Зубова и Якова Брюса на карты были нанесены Балтийское и Азовское моря, бассейн Дона.

В петровское время было положено начало изучению производительных сил страны. В 1720 году правительство организовало первую в России экспедицию для изучения Сибири, перед которой были поставлены исключительно научные цели. Экспедиция, руководимая Даниилом Мессершмидтом, собрала большое количество естественно-исторических и этнографических коллекций, характеризующих быт и религию сибирских племён, природу Сибири.

Поиски полезных ископаемых увенчались открытием залежей каменного угля в районах Подмосковья, Дона и Кузнецка и нефти в Поволжье. «Земляной» уголь в то время ещё не умели использовать в практических целях, проводились лишь первые опыты употребления его в качестве топлива при выварке соли, а нефть применяли лишь в медицине. Особенно успешно велось изучение горнорудных богатств Урала и Сибири.

Заключение.

Новые явления, коль скоро они возникли, имеют свойство неодолимо развиваться, пробивать себе путь и в конечном счёте становиться определяющими. Конечно же, Россия лишённая выхода к морю, в конце концов его приобрела бы. Появились бы у неё и регулярная армия, и флот, и Академия наук, и мануфактурная промышленность, и профессиональные учебные заведения, люди стали бы брить бороды и носить европейскую одежду. Весь вопрос в том, когда бы всё это появилось.

Заслуга Петра в том, что он не ограничился пассивным созерцанием того, как зародившиеся до него процессы продолжали автоматически развиваться. Он властно вторгался во все сферы жизни страны и отдал свой незаурядный талант и кипучую энергию ускоренному развитию всех начал, возникших до него. Пётр как бы подстёгивал события.


Использованная литература.

1. Павленко Н. И . Пётр Первый и его время. Москва, 1989 г.

2. Павленко Н. И . Пётр Великий. Москва, 1990 г.

3. Анисимов Е. В . Время петровских реформ. Л., 1989 г.

4. Анисимов Е. В . Пётр Первый: рождение империи. История Отечества: люди, идеи, решения. Москва, 1991 г. ч.1.

Новое на сайте

>

Самое популярное