Домой Полезные свойства плодов Орден 1886 ps4 обзор игромания

Орден 1886 ps4 обзор игромания

В 2003 году ветеранами игровой индустрии и выходцами из таких крупных компаний, как Blizzard и Naughty Dog была образована новая канадская студия Ready At Dawn . Примерно через три года после этого она выпустила свой первый хит Daxter для PSP, а еще через два, собственную версию приключений знаменитого спартанца Кратоса - God of War: Chains of Olympus. Всего за пару лет из небольшой команды, творящей на подмостках игровой индустрии, она быстро превратилась в одну из главных внутренних мастерских мастодонта Sony. И пусть золотые времена первой портативной платформы от японского гиганта давно остались в прошлом, Ready At Dawn не пошла вместе с ней ко дну, а получила полный карт-бланш при разработке её нового одиозного проекта The Order: 1886 , который должен был стать главным эксклюзивом домашней консоли PlayStation 4 в этом году. На деле же вышел совсем другой продукт.

Если же вы еще до этого ничего о нем не слышали, то с нашей стороны было бы бестактно не напомнить о завязке сюжета. Итак, основное действие The Order: 1886 разворачивается, как вы уже догадались в альтернативном 1886 году, но сама история Ордена началась за сотни лет до этого. «Где-то на рубеже VII-VIII веков, общество раскололось на два клана: обычных людей, коих было большинство, и генетических мутантов, которые сильно отличались от первых, за что и получили прозвище «полукровки» или просто оборотни )». Лидеры человечества боялись своих грозных сородичей и в течение долгого времени активно запугивали сограждан страшными историями об опасных существах, похожих на людей, но обладающих звериными повадками и не любящих чужаков. Они думали, что те сошли со страниц древних сказок, но сами «полукровки» всегда считали себя следующим звеном в развитии человеческого рода. В конечном счете, оборотни решили развязать полномасштабную войну с людьми, сумевшую изменить ход всей истории.



Спустя несколько мрачных веков, у человечества все-таки появилась надежда в лице Артура и созданного им тайного общества «Орден». Да-да, разработчики взяли за основу знаменитую легенду о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола, правда, по сюжету игры, они хоть и благородные воины, но все-таки не супермены в доспехах. После долгой изнурительной битвы с монстрами, люди начали потихоньку осознавать, что не смогут победить в этой войне, если не произойдет еще одно чудо. И госпожа удача решила не отворачиваться от них, предоставив новое секретное оружие - «Черную воду». Таинственная субстанция обладает чудодейственными свойствами, замедляющими процесс старения и исцеляя любые раны в мгновение ока. Попивая её рыцарям Ордена удалось прожить в течение многих лет, защищая своих соплеменников и оставаясь при этом в отличной форме. Но вот на дворе наступил 19 век, ознаменовавший за собой начало индустриальной революции, в ходе которой люди начали стремительно осваивать новые технологии. За прошедшие годы многие славные рыцари погибли в боях с неприятелем, но на их места всегда приходила свежая кровь, готовая в любой момент продолжить дело своих предшественников. Сам рыцарский Орден расположился в Палате Лордов, и не подчиняется никому, кроме как Лорду-канцлеру Великобритании. Но грядет следующая самая масштабная битва за весь человеческий род, в которой появилась третья сторона конфликта - повстанцы, уставшие от произвола полицейского государства и тотальной нищеты.

За сценарий к игре отвечали два человека: глава Ready at Dawn Рю Вирасурия и Кирк Эллис, написавший в свое время сюжет для популярного мини-сериала «Джон Адамс», выигравшего четыре Золотых Глобуса в 2009 году (в том числе, в номинации "Лучший мини-сериал или фильм на ТВ"). В тандеме они попытались переплести настоящую историю, фэнтези, мифологию и научную фантастику в одно целое, но на выходе получили длинный поезд штампов, съехавший с рельс в самом начале повести. Для начала представляем вашему вниманию четырех главных героев или самых стереотипных персонажей игровой и киноиндустрии:

Сэр Галахад - он же Грейсон. Главный герой игры, правда, о его прошлом практически ничего неизвестно, не считая двух реплик, брошенных им во время всего прохождения. По легенде третий в ордене Круглого стола, кто получил прозвище «сэр Галахад». По-своему близок ко всем членам отряда: Мэлори как ученик и лидер группы, Лафайету как друг, а между Изабель и ним, нечто больше, чем просто приятельские отношения. В чем подвох? Галахад в представлении Ready at Dawn идеальная машина для убийств, которая настолько непорочна и наивна в своих помыслах, что иногда хочется отвесить достопочтенному сэру большую оплеуху и показать, что окружающий мир не настолько идеален, как кажется на первый взгляд.

Леди Игрейна - она же Изабель Де Аргулл. Первая «леди Игрейна» была матерью Артура (основателя «Ордена»), но она давно скончалась и на ее место пришла молодая девушка по имени Изабель. Вступила в ряды тайного общества в качестве ученицы Грейсона. Со временем они стали близкими друзьями, а чуть позже их связь переросла в нечто большее. В чем подвох? Ранее разработчики обещали показать интересную драму между Галахадом и «юной» особой, но в финальной версии все ограничивается одной полуулыбкой и банальной фразой: «Мы не сможем пожениться, потому что Орден и мой отец не одобрят такого решения ». Прибавьте к этому, примитивные сцены с наигранной ревностью мисс Игрейн к сэру Галахаду и его неожиданной союзнице, и вы получите примерное представление о том, как был испорчен столь интригующий союз.

Маркиз де Лафайет - самый молодой член в отряде рыцарей (поэтому у него и нет собственного прозвища в отличие от других). Должен быть знаком всем тем, кто хоть что-то помнит из истории, изучаемой в старших классах. Лафайет – знаменитый французский политический деятель и военный, участвовавший в трех различных исторических революциях: американской войны за независимость, Великой французской революции и июльской революции 1830 года. В мире игры, он также участвовал во всех этих событиях, но в какой-то момент, его тактическое мастерство и гениальность в плане ведения боя, привлекли внимание Ордена. В чем подвох? Одним росчерком пера один из самых известных французских политических деятелей XIX века превратился в стереотипного представителя Французской республики, не брезгующего залезть под каждую дамскую юбку, успев между делом спеть бессвязные оды о торжестве свободы. О его выдающихся военных навыках и качествах лидера на протяжении всей игры никто даже не вспоминает, кроме леди Игрейны, которая отпускает колкие замечания в адрес Маркиза.

Сэр Парцифаль - он же Себастьян Мэлори. Поклонники мифологии о Короле Артуре сразу же подумают, что под именем Мэлори скрывается сэр Томас Мэлори, написавший знаменитую «Повесть о короле Артуре» в 15 веке, но это не совсем так. По сюжету игры, Себастьян - предок Томаса и самый старый и опытный член отряда. В чем подвох? В представлении сценаристов игры Мэлори ничем не отличается от своего ученика Галахада, за исключением того, что последний считает его лучшим другом, а второй это никак не демонстрирует на протяжении всей истории. Вместо прекрасной схемы «отец-сын/наставник-ученик» нам показывают слишком уж натянутые и поверхностные отношения в духе «Я старый сэр Парцифаль, мудрый и справедливый, а ты, Грейсон, ничего не знаешь, но может быть придет время, и все поймешь ». После такого «поворота» сюжета возникают логичные вопросы: «Что поймешь? К чему поймешь? Снова интрига и интересные повороты сюжета, оставленные для сиквела? ». Возможно, но хоть какая-то минимальная предыстория у такой крепкой дружбы должна же быть или нет?

Кто-то скажет, что все эти аргументы высосаны из пальца, что можно их спокойно упустить из виду, так как похожими проблемами страдает большинство современных героев видеоигр. Безусловно, можно, но есть тут два «но», которые не дают нам покоя - таким персонажам не хочется переживать и самое смешное, что даже в ежегодных сериалах Telltale Games герои лучше вписаны в общую канву, чем у Ready at Dawn. Мало того, что с первых минут можно с легкостью понять, кто будет хорошим, а кто плохим, так еще и возникает дилемма из-за нелогичности происходящего на экране. Например, один из второстепенных персонажей решает помочь Галахаду вывести Британскую Ост-индскую компанию на чистую воду. Примерно через десять минут после этого, нашего усатого рыцаря откровенно спрашивают, а доверяет ли он тому джентльмену, на что господин Грейсон без промедления отвечает: «Да, всем сердцем! ». И тут у вас в голове возникает целый ворох логичных вопросов: «Почему ты ему веришь? Через что вы вместе прошли, чтобы так ему доверять? ». Сценаристы же студии в это время тихо пожимают плечами и резко переключаются на следующий кадр, чтобы больше таких мыслей у вас в голове не было. Но именно в такой, казалось бы «мелочи» заключается основная проблема сценария проекта - за все время повествования авторы The Order: 1886 ни разу не пытаются хоть как-нибудь доказать игрокам, что да, ради этих виртуальных людей можно и пожертвовать жизнью. Большей части из них уделено не больше пяти минут экранного времени, поэтому их резкое исчезновение из кадра не оставляет за собой никаких чувств в вашем сердце кроме легкого недоумения.



Все остальные части истории сшиты такими же белыми нитками: за девять часов (на самом высоком уровне сложности и с поиском всех предметов) происходит ровным счетом ничего того, что вы не смогли бы увидеть в стандартном многомиллионном блокбастере. Все роли поделены исключительно на «белых» и «черных», и нет среди них в хорошем смысле слова «серых», то есть лиц, мотивы которых непонятны до самого финала картины. Любой привлекательный поворот в сюжете либо остается за кадром для потенциального продолжения, либо настолько предсказуем, что предугадать дальнейший ход событий не составляет и труда. К финальным аккордам сценаристы в буквальном смысле выдыхаются, закладывая в игру все больше ходов, которыми потом возможно и не смогут воспользоваться. Если же постараться сложить всю историю воедино, то перед нами вырисовывается всего лишь несколько первых страничек из огромного романа, которые ничего толком не рассказывают, но дают вам ознакомиться с действующими лицами и немножко прикоснуться к общей атмосфере игры.

И снова мы могли бы постараться не замечать столь больших проблем, если бы создатели The Order: 1886 не добавили поверх них еще одну - мистическая составляющая и всеми ожидаемые оборотни присутствуют тут только для галочки. Из такой богатой вселенной можно было сделать, что угодно, но господа из Ready at Dawn ограничились минимумом. Хотели увидеть захватывающую историю войны с вурдалаками? Пожалуйста, получите три полностью идентичных сражения с мини-боссами. Выглядит это действо примерно так: сэр Галахад оказывается в закрытом помещении, заставленном коробками, а трусливые ликаны как шакалы постоянно прячутся за высокими стойками, чтобы в дальнейшем нанести одни и те же удары исподтишка. Сделав своего черное дело, они с радостными воплями убегают обратно, а потом повторяют эту нехитрую схему по нескольку раз, пока вам не удается добить гадину. При этом все последующие локации, где происходят такие сражения, также ничем не отличаются от предыдущих. Если вам и этого мало, то у разработчиков припрятаны еще две битвы с большими боссами, но они страдают той же проблемой, что и первые. Все остальное время о «полукровах» больше вспоминают только сами герои, а сценаристы с таким отношением к материалу могли с легкостью заменить оборотней на тех же злобных фрицев или роботов, ничего бы от этого не изменилось.



Если же попытаться провести параллели с другими играми, сериалами или фильмами, то творение Ready at Dawn смотрится на их фоне абсолютно несерьезно. Взять хотя бы в пример довольно неплохой американо-британский сериал Penny Dreadful (в русском переводе чаще всего встречается под названиями «Страшные сказки» или «Бульварные ужасы»). И там, и там есть мистика и викторианский Лондон, но в отличие от создателей The Order: 1886 сценаристы ТВ-шоу не ограничились одними оборотнями и Джеком-потрошителем, а умело вписали в общую историю Франкенштейна, Дориана Грея, прототип Аллана Квотермейна и даже сатану. Поэтому возникает еще одна дилемма: «Почему нельзя было сделать что-то похожее или хотя бы более привлекательно рассказать об истории оборотней? ». После такого даже «Лига выдающихся джентльменов» или первая часть серии «Другой мир» кажутся идеальными полотнами, с которых нужно только изредка сдувать пылинки.

Вроде бы на таком малоприятном фоне должны были выделиться окружающий мир и атмосфера, но и тут возникают двоякое ощущение от всего увиденного. С одной стороны чувствуется, что разработчики с любовью подошли к своей работе: каждая отдельно взятая локация радует своими мелкими деталями. С другой же, вас ни на минуту не будет покидать ощущение, что весь город представляет собой одну большую декорацию, где люди любезно исполняют свои роли при вашем приближении, а задники могут с легкостью упасть при любом дуновении ветерка. Лондон в исполнении Ready at Dawn вылизан до неприятного блеска, а несколько небольших сцен из жизни исторического района Уайтчепел никак не могут перекрыть пустоту и безжизненность всего остального.



Такой же проблемой страдает и альтернативная история, которая должна была стать одним из столпов игры. Дизайнеры представляют игрокам лишь поверхностное представление о собственном мире, не вдаваясь особо в его особенности. Да, газеты, афиши и катушки для фонографа попадаются достаточно часто, но в основном они не несут за собой какой-то нужной информации для понимания того, что происходило до основных событий игры. Хотя и не станем отрицать, что среди множества этих предметов иногда встречаются и довольно любопытные заметки в духе «Куда исчезла королева Виктория? » или та же замечательная сцена с натуральным возмущением Николы Теслы при упоминании «доброго друга» Эдисона. Во всем этом интересно копаться и изучать, но, в общем, вопросов остается больше, чем ответов. Если же попытаться снова провести параллели, то эталоном альтернативной истории остается недавний Wolfenstein: The New Order, в котором Блажкович оказываясь в той же канализации, слышит разговоры рядовых немцев о положении дел в мире, а газетные вырезки отлично дополняют общую историю.

Когда же дело доходит до игровой механики, то The Order: 1886 уже не пытается вас как-то удивлять, предоставляя «классический» боевик от третьего лица с активным использованием укрытий. Получается нечто среднее между Heavy Rain, Beyond: Two Souls и Gears of War. Поначалу шутерные отрезки выглядят солидно: интересный дизайн локаций отлично сочетается с постоянными перестрелками, а множество врагов не дают вам заснуть ни на минуту. Но чуть позже они превращаются в странный набор из маленьких закрытых арен, в которых игрокам можно отсидеться за одним укрытием в течение всей бойни. То есть, если в той же трилогии Gears of War были грамотно расставлены различные эпизоды и каждую минуту происходило что-то новое, то в The Order: 1886 все протекает довольно медленно и в более размеренном тоне.



При этом напарники и враги ведут себя глупо даже на самом высоком уровне сложности (к сожалению, первые постоянно «стреляют в молоко», а вторые берут числом, а не умом). Наряду с этим противников можно поделить на несколько подтипов (обычные солдаты, снайперы, тяжелые бойцы с дробовиками, гренадеры, да парни с «Термитом»), но разработчики не стараются их как-то комбинировать между собой, пуская на сцену по заранее отработанной схеме: сначала четверо-пятеро простых солдат, потом двух с дробовиками и столько же с гранатами. Павших товарищей оперативно сменяет свежее подкрепление виртуальных болванчиков, которое в скором времени превращается в очередную груду фарша из-за глупой демонстрации своих голов, рук или ног. На последних уровнях игры за искусственным интеллектом солдат все чаще замечается одна неприятная особенность - все их действия ограничены куском локации и дальше намеченной границы они ни в коем случае не пойдут, пытаясь и дальше вас убить из самых отдаленных частей комнат. Примерно через час игры можно уже без особых проблем определить, что вас будет ждать дальше: намеренно отключают функцию бега, без сомнения следующие пять минут сэр Галахад будет медленно ходить в поисках нужной ему вещи, а заодно осматривать местные достопримечательности. Увидели большие ящики - готовьтесь к бою.

Разнообразить оставшийся игровой процесс поочередно пытаются мини-игры, экстравагантные образцы оружия и стелс-миссии. Увы, всего этого так катастрофично мало, особенно первых двух. Например, всего лишь раз вам предложат отправить короткое сообщение при помощи азбуки Морзе, постукивая по сенсорной панели Dualshock 4, а игры с прибором Теслы развлекают только первые пару раз. Даже самые интересные пушки («Термит» и «TS-21») выдаются вам только по особым поводам и в отдельно взятых кусках игры. Стелс-миссии отличаются между собой только наличием арбалета в арсенале, который по идеи должны был облегчить вам жизнь, но на деле проще убивать противников старым добрым ножом. В качестве ненужных дополнений разработчики прикрутили временную возможность героя включать замедление времени и странную систему регенерации здоровья, которой невозможно нормально пользоваться, так как противники почти всегда найдут вашу тушку и нанесут последний смертельный удар, хотите вы того или нет. Вместе с тем можно отметить хорошую режиссуру и постановку отдельно взятых сцен, но за всем этим скрывается жесткая рука мастера, которая не дает вам сделать ни одного шага в сторону от намеченного курса. Остается идти только по прямой и пока виртуальный «режиссер» не даст отмашку для следующего действия.



С визуальной же точки зрения игра выглядит просто замечательно, демонстрируя пользователям большую часть возможностей платформы и то, каким именно образом должны выглядеть все современные проекты. Каждую минуту разработчики стараются как-то удивить игроков, прильнувших к экранам телевизоров: сначала отлично прорисованными текстурами и натуральным освещением, затем красивыми моделями персонажей вкупе с реалистичной анимацией каждого их движения. Особенно радует глаз реализация поведения тканей и волос на ветру, а также натуральная трансформация человека в оборотня и невероятная любовь разработчиков к мелким деталям. Даже черные полосы, которые так не любит большинство из наших читателей, смотрятся гармонично на большом экране и никак не мешают прохождению игры. У нас возник вопрос только относительно отражения Галахада в зеркалах и окнах, а если быть точнее его полному отсутствию в них (в вазах с цветами его силуэт виден). То ли перед нами еще один сюжетный твист, то ли у разработчиков уже не хватило сил нарисовать качественную модель протагониста.

The Knights Theme

И хотя игра по сегодняшним меркам выглядит просто фантастично, сами разработчики много раз заявляли в различных интервью, что уделили достаточно много внимания не только графической составляющей проекта, но и его музыкальному сопровождению. К сожалению, не все так гладко как хотелось бы. Нам стоит напомнить, что за музыкальные композиции отвечали сразу два известных композитора - Джейсон Грейвс (Dead Space, Tomb Raider) и Остин Уинтори (Journey), а все партии были записаны в легендарной лондонской студии Эбби-Роуд. И если основная тема и еще парочка прилагающихся к ней треков радует своим приятным убаюкивающим звуком виолончели и отличным хоровым исполнением (Agamemnon Rising или тот же Sir Galahad), то вся остальная часть откровенно теряется из-за тихих, почти непримечательных проигрышей.

Когда же дело касается трофеев и получения платины, то нам по сути нечего вам сказать, так как получить заветный кубок не составит никакого труда. Всего в The Order: 1886 представлено 22 трофея, разделённых на 14 серебряных, 7 золотых и один платиновый. Но всех их можно собрать за одно прохождение, если вы не будете нестись сломя голову и внимательно изучать каждый закоулок грязного Лондона XIX века. Собрать все коллекционные предметы довольно легко, так как практически все они валяются на самых видных местах, да и заранее отмечаются специальным значком. В крайнем случае, на помощь вам может прийти один из путеводителей, опубликованных на просторах интернета добрыми самаритянами.



И последнее, о чем хотелось бы упомянуть в данном обзоре - об особенностях отечественной локализации, сделанной российским представительством Sony. К сожалению, оба варианта перевода (текстовый и устный) по многим параметрам не дотягивают до высоких стандартов, к которым так привыкли многие поклонники японской корпорации. Если к самому переводу оригинального текста у нас не возникло никаких особых претензий, то к людям, отвечающим за шрифты и вшивание русского языка более чем. Первые отличились своим мелким, плохо читаемым размером, а вторые по каким-то неизвестным нам причинам допустили в собственном творении ошибку, из-за которой описание практически каждой миссии, возникающее наверху экрана, частенько обрывается на полуслове, заканчиваясь многозначительным знаком вопроса. Можно, конечно, предположить, что об этой проблеме наши локализаторы знали заблаговременно до релиза, но ничего не могли сделать из-за встроенного ограничения количества символов в тексте, прописанного самими же сценаристами Ready at Dawn. Однако, что могло им помешать протестировать получившийся вариант, перед тем как сдавать его в эксплуатацию? Или сократить некоторые формулировки, чтобы в итоге все выглядело на твердую пятерку?

В не самом лучшем положении оказалась и русская озвучка, страдающая от двух классических проблем: неудачного подбора актеров на главные роли и потери доброй половины эмоций по дороге. Мало того, что российские артисты не дотянули во многих моментах до своих западных коллег, так еще и умудрились в плохом смысле слова переиграть их. Особенно это касается господина Лафайета, который в отечественном варианте говорит с таким жутким французским акцентом, которому позавидовали даже носители языка. Что-то похожее вы могли услышать при первой встрече с украинским ученым в прологе Deus Ex: Human Revolution, хотя в оригинале он звучал совсем по-другому. И все бы ничего, если бы такая «актерская игра» каждую минуту не пыталась помешать вам, погрузиться в общую атмосферу и образы героев. Подлили масла в огонь и сами авторы The Order: 1886, решившие не добавлять в свою игру возможности легкого перехода с одного языка на другой, из-за чего игрокам приходится менять язык консоли, чтобы насладиться талантом западных мастеров. И такой поверхностный подход к русской локализации может расстроить любого пользователя PlayStation 4.


Обзор написан по дисковой версии игры для PlayStation 4, предоставленной редакции магазином videoigr.net . Все скриншоты, представленные в материале, сделаны напрямую с указанной системы .

Давайте представим, что произойдет, если Лондон 19го века заселить страшными монстрами, а на защиту людей выделить рыцарей круглого стола самого короля Артура, дав им в руки футуристическое оружие и одев в стимпанк шмотки? Правильно! Это будет свеженькая игра от студии Ready at Dawn — The Order: 1886.


Сюжет игры

Сюжет игры напоминает занимательный фильм, что в принципе не удивительно, так как в написании сценария участвовал Кирк Эллис. История повествует о том, что столетия назад среди обычных людей начали рождаться полукровки – люди-мутанты со звериными повадками и чертами. Обычному игроку такие «полукровки» больше известны как оборотни и вампиры. С тех пор между человечеством и полукровками идет вечное противостояние. Граждан охраняет Орден рыцарей Круглого стола, основанный самим королем Артуром. Дабы продлевать свою жизнь и излечиваться от ран рыцари ордена используют «Черную воду», которую черпают из Святого Грааля. Главным героем является рыцарь сэр Галахад. Именно ему предстоит разгадать причину того, что Лондон наводнили полукровки, раскрыть великую тайну Ордена и наказать виновных по всей строгости закона.


Графика

Благодаря отменной графике и реалистичному освещению игрок полностью окунается в атмосферу улиц и домов старого Лондона. Для достижения такого эффекта художники на протяжении нескольких лет сканировали нужные текстуры в высочайшем разрешении, чтобы перенести их на экраны максимально реалистично. На данный момент, The Order: 1886, пожалуй, единственная игра с таким уровнем графики. Это доказывает и история, которая произошла на презентации PlayStation 4: зрителям показали трейлер, где несколько рыцарей ехали в туманном Лондоне на карете, а затем с помощью футуристического оружия разгромили притон монстров. После зрителям сказали, что весь ролик – это и есть геймплей игры, зал просто взорвался аплодисментами. Настолько превосходной графики в играх зрители еще не видели.


Персонажи

Персонажи в The Order: 1886 тоже отлично проработаны и имеют свой уникальный характер, свои отношения к главному герою, к жизни и к самому ордену. Все диалоги выверены и продуманны на столько, что у игрока создается ощущения участия в захватывающем фильме. Тут и ярость, и сочувствие, и ненависть, и любовь, и предательство, и, конечно же, возмездие. Наряду с главным героем присутствуют несколько личностей из реальной жизни. Например, маркиз Лафайет — влиятельная фигура Американской и Французской революций, или молодой Никола Тесла, который люто ненавидит Томаса Эдисона и помогает Ордену своими разработками в сфере вооружения и вспомогательных устройств.


Геймплей

The Order: 1886 — это шутер от третьего лица. Игра очень напоминает Mass Effect с его перебежками от укрытия к укрытию и стрельбой по врагам. Так же в The Order: 1886 присутствует много скриптованных сцен, для прохождения которых вам надо будет в определенный момент времени нажимать правильные сочетания кнопок. Кстати, именно эта система вызвала много негативных откликов у игроков. Но есть все же те, кому подобные сцены нисколько не мешают играть, а наоборот, даже в кат-сценах дают возможность участвовать в процессе. The Order: 1886 наполнена множество мини-игр: взлом замков, подача сигнала азбукой Морзе, отключение электрических щитков и других, рассчитанных на реакцию и смекалку игрока.


Арсенал сэра Галахада состоит из множества самых разных пушек, начиная от револьверов, заканчивая электромагнитной базукой. Несомненно, перед вами определенно откроется широкий выбор, смертоносного для врагов оружия.

The Order: 1886 очень динамичная, увлекательная и красивая игра, которая не позволит вам скучать. Проходится она на одном дыхании и постоянно держит в напряжении. Если вы играете вместе с друзьями, то для них это будет выглядеть как увлекательный фэнтезийный боевик, и даже немного прямолинейный сюжет не испортит общее впечатления.

Говорят, что в ранце каждого солдата лежит маршальский жезл. Конечно, боевые действия и производство видеоигр – явления разные, но стоит признать, что между их сутью определенно есть что-то общее. Ведущий геймдизайнер, подобно главнокомандующему, руководит всем процессом, раздавая указания команде разработчиков, от слаженности которых зависит, удастся ли, в конечном счете, им выиграть сражение за сердца игроков. Разработку и ее выход на рынок точно можно сравнить с войной.

Охота началась.

Лондон, Угадайте-Какой-Год, неовикторианская Британская Империя находится в зените своего могущества. Небо бороздят огромные дирижабли, королева Виктория куда-то задевалась, а инспектор Артур Конан Дойл безуспешно ловит Джека Потрошителя. Тем временем, Орден Рыцарей Круглого Стола, специализирующийся на отстреле всякой нечисти, начинает войну с разбушевавшимися повстанцами. Один из рыцарей, сэр Галахад, не желающий мыслить пафосными штампами, натыкается на чудовищный заговор...

Технически – это TPS. Фактически – пролог к весьма увлекательной истории и первый камень в основании интересной вселенной. Что такое The Order: 1886 ? Технически – шутер от третьего лица с множеством раздражающих испытаний на реакцию. Фактически – пролог к очень перспективной стимпанк-фантастике про то, как весело прожаривать до хрустящей корочки людей электрической пушкой. Признаем – здесь многовато анимаций и больше, чем хотелось бы, QTE. Здешний игровой процесс, это типичная, даже в чем-то устаревшая «стрелялка с укрытиями» и минимумом разнообразия. Однако сама суть игры буквально пронизана четкой математикой удовольствия.


– У тебя есть усы? Нет? Может, бакенбарды? Тоже нет?
Тогда почему ты вообще ко мне обращаешься?

Несмотря на все изъяны, «Орден» просто не успевает надоесть. При условии, что вы в него играли, а не читали заимствованные мнения, или смотрели прохождение на YouTube. Хотите посмотреть на неописуемые красоты пейзажи неовикторианского Лондона? Вот вам спокойный пешеходный сеанс на три минуты. Надоело гулять, душа просит крови? Хватайте что-нибудь огнестрельное, шинкуйте врагов толпами. Устали стрелять в людей – получите оборотней. Складывается впечатление, что кто-то из команды дизайнеров с секундомером подходил к каждой из сцен. Скучных блужданий по пустому миру здесь нет, провисаний не замечено. От The Order: 1886 захватывает дыхание в первой сцене и не отпускает до самого финала.

С отвагой в сердце.

Что определенно удалось – это игровая атмосфера. Ты не просто проходишь дорогой проект, ты в происходящее на экране веришь. Это действительно неовикторианский Лондон с его чудовищным социальным расслоением. С бунтами социалистов и обществом, зажатым тисками чопорности и этикета. Персонажи прекрасно играют свои роли. Сэр Галахад не разговаривает как наш современник – он куртуазно и витиевато изрекает изящные выражения. Он, в первую очередь, джентльмен своей эпохи, и даже с дамой, возглавляющей мятежников, в меру галантен и обходителен. За плечами бородача-Мэлори чувствуется груз прожитых им столетий, а обаянию маркиза Лафайета, который, кстати, в реальности тоже был знатным бабником, невозможно не поддаться. На атмосферу здесь работает все – и грязные, заваленные хламом трущобы, и бордели, и дирижабли, парящие в небесах… Твердая пятерка за постановку.


Доброго слова заслуживает и картинка. Пожалуй, только The Order: 1886 окончательно убедила даже самых лютых консерваторов в необходимости смены поколений консолей. Перед нами первая поделка, где игровой процесс выглядит не хуже, чем отдельные CGI-ролики. Солнечная дисперсия, блеск мытых стекол, пылинки в лучах солнца, повисающее облачко алюминиевой крошки и воспламенение термита – все это безупречно. А раны! Особенно тошнотворно выглядят увечья, наносимые людям из разрядника Тесла. Это оружие буквально рассекает человеческое тело, и вы видите сердце, обугленную кость, разорванные кишки и запеченные до мерзко поблескивающей корочки мышцы. Серьезно, если вы плохо переносите подобные анатомические детали, трупы убитых из разрядника лучше не рассматривать.

За нас Господь и Англия, и Святой Георг!

Ключевая проблема игры – тот факт, что ее ваяли по лекалам десятилетней давности. И раздражающее изобилие QTE, и удручающее однообразие игрового процесса – все это было свежо и ново в 2004 году. Сегодня раз за разом просто зачищать арены уже моветон.

Немного скучноватая, «хорошая плохая игра» не успевает надоесть, но оригинальностью не блещет. Создатели сериала , ответственные за разработку «Ордена», изрядно поднаторели в рутинных замесах с толпами врагов, но, очевидно, совершенно не понимают, как еще развлекать игрока. И если монотонность зачисток толп врагов компенсируют необычные ретрофутуристические пушки, то пара-тройка одинаковых разборок с оборотнями, инородные стелс-миссии и скучнейшие боссы десятилетия сильно портят впечатление. Среди других псевдоразвлечений – отстрел врагов в режиме замедленного времени, о котором начисто забываешь после первой же демонстрации ввиду его абсолютной бесполезности.


Нелестных слов заслужили и сценаристы. Личность главгада просчитывается в первые полчаса, развешанные повсюду ружья не выстреливают, а вместо финала The Order просто обрывается. Ты ждешь, что вот сейчас-то хоть какие-то загадки будут разгаданы – а нет, в кульминационный момент все заканчивается. Разумеется, общая картина изменится с выходом продолжения, но пока что игра оставляет о себе раздражающее ощущение незавершенности.

Не верьте тем, кто, «пройдя» игру на YouTube, кричит, что это убогое пятичасовое кинцо. Пациент The Order: 1886 скорее жив, чем мертв. Однако не верьте и тем, кто с пеной на губах разглагольствует о шедевральности – до совершенства этой игре тоже далековато. «Орден» – это тот самый «первый блин», что получается комом. Атмосферно, перспективно, красиво, скучно. Все, что нужно игре, чтобы стать шедевром – это талантливый геймдизайнер. Остается надеяться, что разработчики усвоят урок, и вторая часть подарит нам куда больше приятных впечатлений.

Наше первое знакомство с The Order: 1886 состоялось еще на прошлогодней Е3 — на демонстрационном стенде Sony можно было попробовать один из эпизодов. Уже тогда мы писали , что новый эксклюзив для PS4 оставил смешанные впечатления. Да, визуальный ряд действительно впечатлил, чего нельзя было сказать о самом игровом процессе — в частности, скучноватых перестрелках.

К релизу в этом плане, конечно, ничего не изменилось. Более того, добавились еще несколько факторов, демотивирующих от покупки игры. Во-первых, скромная продолжительность — сюжетный режим можно легко завершить за шесть часов, из которых почти половину составляют видеоролики. Во-вторых, обвал рубля и стоимость в 4 000 рублей — к подобным ценам мы пока просто не привыкли; тем более не очень хочется отдавать такие деньги за сомнительное удовольствие.

⇡ Мрачный другой мир

Рыцари Круглого стола столетиями защищают Англию от различных врагов — от террористов и повстанцев до оборотней и вампиров. Сэру Галахаду предстоит разобраться с очередной угрозой — обычное расследование в итоге приводит главного героя чуть ли не к государственному заговору с участием представителей собственного ордена. История будто бы происходит во вселенной киносерии «Другой мир» — тот же бестиарий существ, бесконечные интриги сильных мира сего, немного похожая общая стилистика. Только данный вариант викторианского Лондона «украшен» технологическими инновациями — элементы стимпанка сюда вписались просто замечательно.

По большому счету, The Order: 1886 — самое настоящее интерактивное кино, маскирующееся под экшен от третьего лица. Переходы между длинными неинтерактивными сценами и самой игрой незаметны; уровень общей детализации такой же, как в первых «больших» CGI-фильмах (вроде полнометражной «Последней фантазии») или даже выше. Подобный опыт давали в свое время Heavy Rain и Beyond: Two Souls , но пропасть между ними и «Орденом» сейчас просто колоссальна.

И вдвойне обидно, что сама история у сценаристов Ready at Dawn вышла плоской и напрочь вторичной. Персонажи не вызывают ничего, кроме равнодушия, сюжет движется от пролога к финалу всего через одну промежуточную точку — общее качество повествования и актерской игры достойны разве что недорогого телепроекта кабельного канала. Очарование необычного антуража тоже быстро развеивается — героев окружают какие-то совсем уж искусственные декорации, а красоты самого Лондона все время остаются где-то за кадром. Нам остается лишь довольствоваться грязными переулками, мрачной промзоной и подземельями.

В какой-то момент привыкаешь и к той самой графике нового поколения. Границы искусственного мира с каждой новой сценой кажутся все более условными, к тому же возникает ощущение, что за некоторые локации отвечали совсем разные люди. Одни, благодаря динамическим эффектам и отличному художественному дизайну, кажутся чуть ли не настоящими; другие словно «забыли» нормально украсить и заполнить пустующие интерьеры. В результате The Order ужасно неровна и как-то неуклюжа — даже отдельные главы-уровни здесь длятся от двух минут до часа. Словом, миру постоянно не хватает глубины и того самого финального штриха, чтобы во все это можно было честно поверить. В этом смысле погружения в необычную эпоху, как это получается в компании любого из «Ассасинов», не вышло.

⇡ Минимальное участие

В последнее время мы сильно привыкли к огромным играм с открытым миром — в этом смысле шестичасовой «Орден» будто бы возвращает нас на несколько лет назад. Небольшая продолжительность не всегда подразумевает скудность контента и возможных эмоций, которые можно получить от игры, — взять хотя бы Uncharted или Halo. И наоборот: количество бессмысленной рутины в свежих Assassin’s Creed и Dragon Age даже в сюжетном режиме выходит за любые нормы приличия. Но The Order: 1886 и в самом деле уж слишком лаконична — по-человечески пострелять тут дают раз в час, а видеовставки, состоящие из тягучих и малосодержательных диалогов, уже к середине истории жутко утомляют.

Сотрудники Ready at Dawn словно не видели серии Gears of War или Uncharted и не в курсе, как создавать увлекательные перестрелки из-за укрытий. В результате получилось в лучшем случае на «сойдет» — непосредственно ощущение от стрельбы приятное, но закрыть глаза на полную статичность сцен (в каждом из боев достаточно занять одну позицию и палить по врагам строго с одного направления) и непроходимую тупость искусственного интеллекта просто не получается. И с арсеналом не вышло удивить: нестандартные пушки вроде «термита» или электроружья эффектны, но не практичны и появляются в считаных случаях за всю игру.

Из прочих развлечений: QTE-сцены, стэлс-эпизоды и битвы с оборотнями. Про первые нечего рассказывать; вторые, опять же, до предела условны и заставляют действовать строго по одному сценарию (иначе Галахада убьет — внимание — видеороликом); третьи неуклюжи и дословно копируют друг друга — одинаковые декорации, одинаковая «тактика» у монстров, логично одинаковое завершение каждой из стычек.

The Order: 1886 легко (и непременно необходимо) критиковать. Это посредственная игра с не слишком увлекательной историей. Тем не менее сейчас она дает крайне необычный пользовательский опыт — интерактивное кино на новом поколении консолей стало еще реалистичнее; это тот самый случай, когда современные технологии по-настоящему удивляют.

И что еще важнее — все это заставляет с интересом смотреть в обозримое будущее. Написать хороший сценарий и придумать занимательное интерактивное действо могут многие — осталось лишь совместить это с таким вот уровнем технического исполнения. Очень ждем Uncharted 4 и, вероятно, сиквел «Ордена» — со второго раза у Ready at Dawn точно получится уже лучше.

Достоинства:

  • потрясающая графика;
  • ряд эффектных эпизодов;
  • возможность получить необычный игровой опыт.

Недостатки:

  • непростительная непродолжительность;
  • неуклюжая история;
  • примитивные перестрелки;
  • ужасный стелс.
Графика Одна из первых игр действительно нового поколения — такой графики с бесшовным переходом от роликов к игре ни мы, ни вы еще не видели. 10
Звук Без сомнения, качественное техническое исполнение, достойное высокобюджетной игры. 9
Одиночная игра «Сериальная» история на пару вечеров, где половину времени вы будете смотреть, иногда дадут пострелять и побродить по заранее спланированным маршрутам. 6
Коллективная игра Не предусмотрена. -
Общее впечатление 4 000 рублей проект однозначно не стоит, но через какое-то время, со скидкой или в PlayStation Plus, берите обязательно. 6

The Order: 1886

Видео:

Все, кто невольно переживал за свой предзаказ «Ордена» после вчерашних первых оценок и сомневался правильно ли он потратил деньги — могут расслабиться. Это просто игровая пресса строчит глубокую аналитику, сжав монокли и нагревая стулья, ввиду все меньшей своей актуальности. Они даже Destiny с Last of Us столько умудрялись ставить, так что ничего удивительного. Впрочем, те, кто проектом не интересовался тоже могут смело сохранять спокойствие — ничего кардинально любопытного из Order 1886 не вышло. Иногда меня пугает насколько точно я оказываюсь в прогнозах — все, что я говорил об игре с первого показа, оказалось актуально.
Проект действительно очень напоминает первый Gears of War и не только геймплеем, но и глобальным подходом. Видно, что задумана сразу трилогия и первая часть во многом намеренно скована. Герои также бродят по не особо заселенным районам, выбирая пунктом назначения самые вонючие части города, хотя где-то на фоне, за забором, кипит жизнь большого Лондона. Большая часть вселенной остается за кадром, и обрисовывается фразами персонажей и газетными передовицами. Вместо эпика — неспешное камерное приключение с предательствами (не говоря уже о том, что главный герой в начале игры бежит из-за решетки за военные преступления). Эпичные пушки, разносящие все к чертям, есть, но дают ими попользоваться три раза за все прохождение. В общем, по всем направлениям создается такой фундамент для дальнейшего развития. Сам я такой подход не очень люблю, и собственно первый GOW за это критиковал.





Наверное, самое большое отличие от GOW — в балансе перестрелок и кино. Order 1886 очень подчеркнуто сфокусирован на втором. Это очень кинематографичная и атмосферная игра. Первые часы вы вообще больше ходите, «впитываете» окружение. Оно хоть и напрочь статичное, но настолько безумно красивое, что сложно оторвать взгляд от экрана. Герой любит повертеть предметы в руках, долго рассматривать новое оружие и его можно понять. Order 1886, наряду с Infamous Second Son — самые красивые игры на сегодня, которые дают четко понять — вот он, настоящий некст-ген, остальные разработчики просто ленятся. Order всю дорогу выглядит, как самый настоящий CGI. Каждую комнату, каждый пейзаж пристально разглядываешь, каждым источником света — любуешься, разинув рот.





Причем, если обычно крутая картинка очень быстро приедается, то тут глазеешь по сторонам на каждом уровне вплоть до финала и искренне радуешься насколько красивыми стали видеоигры. И дело даже не в технологиях, а в общей гармонии технического и художественного исполнения. Наконец-то все эти depth of field’ы, мягкие тени, свет и киношные фильтры не раздражают, а работают сообща. Даже простыми игровыми объектами восхищаешься — настолько реалистично выглядят материалы, что они уже не кажутся искусственными.





Словом, своей картинкой Order 1886 создает настолько густую атмосферу, что буквально начинаешь чувствовать запахи по ту сторону экрана. Ну, и дополняет картину эталонный звук — играть обязательно с хорошей акустикой или топовыми ушами. Никаких колонок телевизора.
Впрочем, технически идеальной Order 1886 назвать никак не получается. Рядом с прорывной картинкой и тщательной работой со звуком дружно шагает неопытность команды. Order делали Ready at Dawn — подразделение Sony Santa Monica, которые до этого только отличились полупортами God of War под PSP, видно, что Order для них совершенно новая ступень и многого они не умеют. Тут много мелких технических моментов, которые раздражают — то герой прилипнет не к тому укрытию, то «проигрывающаяся» анимация не позволит тебе сделать нужного, то в стелс-эпизоде не сработает takedown. Ничего критичного, в Evil Within, например, было хуже, но все равно — 2015 на дворе, все-таки.





Тейкдауны и QTE здесь, кстати, довольно любопытные — подкравшись сзади к противнику нужно выждать, прежде, чем нанести удар и можно зафейлиться, а во время QTE можно ошибиться, что приводит к разного рода смешным сценкам. Есть несколько реально крутых битв с оборотнями, завязанных на квиктаймах в перемешку с рудиментарным геймплеем — в моменты, когда с противником расходишься, есть три типа ударов, которыми можно атаковать. Схватки по-настоящему напряженные и хорошо поставленные. Есть две классические мини-игры на отпирание замков, очень стильно сделанные и отличный момент, когда нужно сигналить дирижаблю свое местоположение, отстукивая в такт по тачпаду.


По сюжету Order 1886 вызывает стойкие ассоциации с кинофильмом Underworld. Как по общей канве, так и финальному впечатлению. Здесь много хороших и атмосферных моментов, но общее впечатление — ОК кино. Есть довольно интересная вселенная, но про нее толком ничего не объясняют. Рыцари круглого стола воюют с Ликанами (оборотнями) на улицах Лондона и защищают корону и имущество Ост Индской компании от террористов-повстанцев. Все снаряжение рыцарям в подвалах вестминстера мастерит сам Никола Тесла (очень похож). От ран и старения их спасает таинственная черная вода. В историческом районе Лондона White Chapel кто-то жестоко убивает девушек, а королеву давно никто не видел. В общем, сеттинг что надо, но упомянутая намеренная скованность первой игры, не дает всему этому выстрелить на полную катушку. Тут полно крутых идей, но с каждым сюжетным твистом хочется, чтобы события приняли другой, куда больший масштаб. Ну, и если вы смотрели Underworld, то можете догадаться о главном сюжетном повороте.


В итоге, по моим внутренним впечатлениям, Order 1886 получился сильно лучше того, что казалось после первой демонстрации, но хуже того, что могло из него получиться. Покупать или нет — целиком зависит от вашего отношения к сеттингу, потому что ничего другого в игре, по сути, и нет. Уверен, что вторая часть уже в производстве, и очень хочется надеяться, что она будет, как Gears of War 2 — по-настоящему захватывающей, эпической и наконец-то интересным геймплеем. Пока же Order 1886 — ОК игра на пару вечеров, с хорошей атмосферой и прорывной графикой. Любителям мастурбировать в Youtube, к слову, облом — они атмосферу не прочувствуют, а сжатие убьет половину эффекта от картинки.

Новое на сайте

>

Самое популярное