Домой Деревья и кустарники В чем разница между Ветхим (Старым) и Новым Заветами Библии? Библия: в чем разница между Заветом и Новым Заветом

В чем разница между Ветхим (Старым) и Новым Заветами Библии? Библия: в чем разница между Заветом и Новым Заветом

Христианство на сегодняшний момент - самая распространенная религия в мире. По международным статистическим данным, число ее приверженцев превышает два миллиарда человек, то есть около трети всего населения земного шара. Неудивительно, что именно эта религия дала миру самую растиражированную и знаменитую книгу - Библию. христиан по числу копий и продаж возглавляет ТОП бестселлеров вот уже полторы тысячи лет.

Состав Библии

Не все знают, что слово «библия» - это просто множественная форма греческого слова «вивлос», что значит «книга». Таким образом, речь идет не о едином произведении, а о сборнике текстов, принадлежащих разным авторам и написанных в разные эпохи. Крайние временные пороги при этом оцениваются так: с XIV в. до н. э. по II в. н. э.

Библия состоит из двух главных частей, которые в христианской терминологии называются Ветхий Завет и Новый Завет. Среди приверженцев церкви превалирует по своему значению последний.

Ветхий Завет

Первая и наибольшая часть христианского Писания сформировалась задолго до Книги Ветхого Завета также называются еврейской Библией, так как они имеют священный характер в иудаизме. Разумеется, для них прилагательное «ветхий» в отношении своего писания категорически неприемлемо. Танах (как он называется в их среде) вечен, неизменен и универсален.

Состоит этот сборник из четырех (согласно христианской классификации) частей, которые носят следующие названия:

  1. Законоположительные книги.
  2. Исторические книги.
  3. Учительные книги.
  4. Пророческие книги.

Каждый из этих разделов содержит в себе определенное число текстов, причем в разных ветвях христианства их может быть разное количество. Некоторые книги Ветхого Завета также могут объединяться или расчленяться между собой и внутри себя. Основным вариантом считается редакция, состоящая из 39-ти наименований различных текстов. Наиважнейшая часть Танаха - так называемая Тора, которая состоит из первых пяти книг. Религиозное предание утверждает, что ее автор - пророк Моисей. Ветхий Завет был окончательно сформирован примерно в середине первого тысячелетия до н. э., а в нашу эпоху принят в качестве сакрального документа во всех ветвях христианства, кроме большинства гностических школ и церкви Маркиона.

Новый Завет

Что касается Нового Завета, то он представляет собой сборник произведений, родившихся в недрах зарождающегося христианства. Состоит он из 27 книг, важнейшие из которых - первые четыре текста, называемые Евангелиями. Последние являются жизнеописаниями Иисуса Христа. Остальные книги - письма апостолов, книга Деяний, рассказывающая о первых годах жизни церкви, и пророческая книга Откровения.

Сформировался христианский канон в таком виде к четвертому веку. До этого среди различных групп христиан были распространены, и даже почитались в качестве священных, и многие другие тексты. Но ряд церковных соборов и епископских определений легитимизировал только данные книги, все остальные признав ложными и оскорбительными для Бога. После этого «неправильные» тексты стали массово уничтожаться.

Процесс унификации канона был инициирован группой богословов, которые противостали учению пресвитера Маркиона. Последний впервые в истории церкви провозгласил канон священных текстов, отбросив почти все книги Ветхого и Нового Завета (в современной его редакции) за небольшим исключением. Чтобы нейтрализовать проповедь своего оппонента, авторитетные лица церкви формально узаконили и сакраментировали более традиционный набор писаний.

Тем не менее в разных Ветхий Завет и Новый Завет имеют различные варианты кодификации текста. Есть также некоторые книги, которые принимаются в одной традиции, но отвергаются в другой.

Учение о богодухновенности Библии

Сама суть сакральных текстов в христианстве раскрывается в доктрине о богодухновенности. Библия - Ветхий и Новый Завет - важна для верующих, потому что те уверены, что рукой писателей священных произведений водил сам Бог, и слова писаний в буквальном смысле - божественное откровение, которое он передает миру, церкви и каждому человеку лично. Эта уверенность в том, что Библия - письмо Господа, обращенное напрямую к каждой личности, побуждает христиан постоянно изучать ее и искать скрытые смыслы.

Апокрифы

В течение развития и формирования канона Библии многие книги, которые первоначально в него входили, позже оказывались "за бортом" церковной ортодоксии. Эта судьба постигла такие произведения, как например, «Пастырь Ерма» и «Дидахи». Множество различных евангелий и апостольских посланий были объявлены ложными и еретическими только за то, что не вписывались в новые богословские тенденции ортодоксальной церкви. Все эти тексты объединены общим термином «апокрифы», что значит, с одной стороны, «ложные», а с другой - «тайные» писания. Но окончательно вытравить следы неугодных текстов не удалось - в канонических произведениях есть аллюзии и скрытие цитаты из них. Например, вполне вероятно, что утраченное, а в XX веке вновь открытое евангелие от Фомы служило одним из первоисточников для изречений Христа в канонических евангелиях. А общепринятое Иуды (не Искариота) прямо содержит цитаты со ссылками на апокрифическую книгу пророка Еноха, утверждая при этом ее пророческое достоинство и подлинность.

Ветхий Завет и Новый Завет - единство и различия двух канонов

Итак, мы выяснили, что Библию составляют два сборника книг разных авторов и времен. И хотя христианское богословие рассматривает Ветхий Завет и Новый Завет как одно целое, интерпретируя их через друг друга и устанавливая скрытые аллюзии, предсказания, прообразы и типологические связи, не все в христианской общине склонны к такой одинаковой оценке двух канонов. Маркион не на пустом месте отверг Ветхий Завет. Среди его утраченных трудов имели хождение так называемые «Антитезы», где он противопоставлял учению Танаха учение Христа. Плодом такого разграничения стало учение о двух богах - иудейском злобном и капризном демиурге и всеблагом Боге-Отце, которого проповедовал Христос.

Действительно, образы Бога в этих двух заветах значительно разнятся. В Ветхом Завете он представлен как мстительный, строгий, жесткий властелин не без расовых предрассудков, как выразились бы сегодня. В Новом Завете, напротив, Бог отличается большей терпимостью, милосердием и в целом предпочитает прощать, нежели чем наказывать. Впрочем, это несколько упрощенная схема, и при желании можно найти обратные доводы в отношении обоих текстов. Исторически, однако, сложилось так, что церкви, не признающие авторитет Ветхого Завета, прекратили свое существование, и сегодня христианский мир представлен в этом отношении только одной традицией, если не считать различные реконструированные группы неогностиков и неомаркионитов.

Всякий мало-мальски образованный христианин скажет, из чего слагается Библия, священное Писание: из Ветхого и Нового Завета. Какое между ними сходство и каково отличие? Это предстоит нам выяснить в нашей статье. Само слово «ветхий» в русском языке подразумевает не только «старый», но и «ненужный». И как тут не вспомнить пассаж из Евангелий о том, что не пришивают новую заплату к старой рубахе? Обветшалую одежду принято выбрасывать. А новое молодое вино способно разорвать старые мехи. Так почему же Ветхий Завет до сих пор является составной частью Библии? Не пора ли его сдать в утиль, сделать памятником письменного творчества древнего еврейского народа? Читая Ветхий Завет, невольно поражаешься аморальности Иеговы: по рекам проливаемой крови эту книгу можно сравнить с каким-нибудь современным триллером. Заповеди Христа на этом фоне выглядят абсолютной противоположностью. В чем загадка комплекса Библии? Давайте разбираться.

Время написания

Само название - Ветхий Завет и Новый Завет - указывает на то, что составные части Святого Писания были созданы в разные эпохи. Причем священная книга иудеев формировалась в срок поистине эпический. Библеисты указывают, что наиболее древние фрагменты относятся к тринадцатому веку до нашей эры, а самые новые - к 3 ст. до н. э. События, описанные в Новом Завете, связаны с рождением, учением и смертью Иисуса Христа. Эта часть Библии была создана в течение полувека. Написана она на койне. Этот вариант греческого наречия в эллинистическую эпоху служил в Средиземноморье языком межнационального общения, как латынь в Средневековье или английский в современную эпоху. Ветхий Завет у иудеев называется Танах.

Описание Ветхого Завета

Эта первая часть Библии состоит из четырех больших разделов. Предваряет Ветхий Завет Пятикнижие, которое в иудаизме называется Торой. В этом разделе изложен Закон Моисеев. Как видно из названия, Тора состоит из пяти книг (от Бытия до Второзакония). В них излагаются события, произошедшие от сотворения мира до прихода иудеев в Моав. Двенадцать последующих книг (от Иисуса Навина до Есфири) повествуют об истории еврейского народа. Далее следует раздел, который условно можно назвать поэтическим. В него входят пять книг: Иова, Псалтырь, Притчи, Екклесиаст и Песня Песней. И завершает Танах писания пророков. В этом разделе 17 книг (от Исайи до Малахии). Напомним, что Ветхий Завет и Новый Завет, то есть полная Библия христиан включает также одиннадцать неканонических книг (Товит, Сирах и другие).

Описание Нового Завета

Танах одинаково почитаем всеми «верующими Книги». А вот вторая часть Библии является источником веры только для христиан. Если сравнивать священные книги Ветхого и Нового Завета, то по объему последний значительно уступает первому. Он также состоит из четырех разделов. Вначале идут четыре канонических Евангелия, описывающие Рождество, учение, Страсти и Воскресение Иисуса Христа. Второй раздел посвящен истории Церкви. Он состоит лишь из одной книги - Деяний. Потом идут послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и Павла. Всего таких писем включено в Библию двадцать одно. И завершает Новый Завет Откровение. К слову, существует не только четыре Евангелия. Имеются и другие, написанные апостолами (Иудой, Фомой). Но эти Евангелия Церкви не включают в канон и называют апокрифами.

Ветхий Завет и Новый Завет: различия

Как мы уже упоминали, изучение Библии ставит читателя в тупик: неужели обе части Библии говорят об одном и том же Боге? В книге «Исход» Бог внушает иудеям обокрасть египтян, он требует жертвоприношений (в том числе и человеческих - см. Быт.22:2). Как не вяжется все это с Нагорной проповедью Христа: не убий, не укради, не прелюбодействуй. И если Ветхий Завет говорит «око за око» (Левит, 24:20), то Новый - «любите ваших врагов, проклинающих вас благословляйте» (Матф.5, Лук. 6). Различия между двумя частями Библии сразу же бросаются в глаза. Давайте конкретизируем их, сопоставив книги Ветхого и Нового Заветов.

Главный посыл двух частей Библии

Особое внимание в Торе уделяется обетованию, которое Иегова дал Моисею. Бог обещал ему и народу израилевому землю, где они поселятся. Пророки предсказывали приход Мессии. Он должен будет воздвигнуть новое царство, которое вовек не разрушится. Новый Завет особое внимание придает приходу Христа как Спасителя. Христиане верят, что Сын Божий вновь придет, чтобы судить живых и мертвых. В Ветхом Завете нет понятия «Отца Небесного». Бог, которого описывает первая часть Святого Писания, зол, ревнив и жесток. Он требует жертвоприношений животных. Но, как мудро заметил апостол Павел, «кровь козлов и тельцов не смывает грехи» (Евр. 10:4). Вторая часть Библии говорит не о физическом родстве, а о духовном. Иисус говорит: «Кто исполняет Мои заповеди, тот Мне и мать, и брат». Поэтому христианство - мировая религия, поскольку обращает свою проповедь на всех людей. Иудеи уделяют большое значение святым местам. Если сравнивать Ветхий Завет и Новый Завет, Бог Израиля избрал себе Иерусалим, чтобы там ему приносили жертвы. Истинные христиане не имеют нужды боготворить какие-то места, поскольку Отец Небесный существует в Царствии.

Сходство Ветхого и Нового Заветов

Почему же существует общий сборник святых текстов, называемый Библией? Ветхий и Новый Завет, вместе с многочисленными отличиями, имеют и немало общих посылов к читателю. Во-первых, это писания пророков. Еще до прихода Иисуса на землю, ясновидцы, вдохновляемые Богом, пытались предуготовить своих одноплеменников к прибытию Мессии. Не забываем, что апостолы распространяли учение Христа в иудейской среде. Поэтому им важно было показать родословную Сына Божия (он должен был «восстать из колена Давидова»), признать, что они новой верой не ломают Закон, но дополняют его. В Новом Завете есть немало ссылок на Ветхий. Земная биография Сына Божия часто подтверждает сказанные ранее пророчества. Однако христианство предлагало людям большее. Апостол Павел прямо говорит об этом в Послании к евреям: «Если первый завет был бы без недостатка, тогда не нужно было искать другого». Когда к Христу пришел человек и спросил, что делать, чтобы достичь жизни вечной, Тот сказал: «Ты знаешь Закон (Моисеев), что там написано?» И когда человек перечислил иудейские заповеди, Сын Божий сказал: «Правильно говоришь. Только нужно еще, чтобы ты роздал имущество свое, взял на плечи крест добрых дел и следовал за Мною».

Все ли христианские течения принимали книги Священного Писания (Ветхого и Нового Завета)

Разница между двумя частями Библии настолько разительна, что некоторые конфессии отбрасывали определенные тексты как не соответствующие христианской морали. Это было и в античные времена, и в эпоху Средневековья. Например, диссидентские христианские течения во Франции, Бельгии и Италии, которых верующие называли Добрыми Людьми, а католические оппоненты - еретиками-катарами, поначалу (с Х по XII век) не принимали кодекса Ветхого Завета (кроме Псалмов). Они говорили, что в их противниках, представителях великих церквей, живет «дух Илии», тогда как они сами движимы Духом Святым.

Библия – эта книга, которая вошла в основу нескольких мировых религий, таких как христианство, ислам и иудаизм. Отрывки Священных Писаний переведены на 2062 языка, что составляет 95 процентов языков всего мира, причем на 337 языках можно прочесть текст целиком.

Библия оказала влияние на жизненный уклад и мировоззрение людей со всех континентов. И не важно, верите вы в Бога или нет, но как образованный человек, должны знать, что собой представляет книга, на текстах которой основываются законы нравственности и человеколюбия.

Само слово Библия переводится с древнегреческого языка как «книги» и является собранием текстов разных авторов написанных на разных языках и в разное время при содействии Божиего Духа и по Его внушению. Эти сочинения легли в основу догматики многих религий и в своем большинстве считаются каноническими.

Слово «евангелие» обозначает «благовестие». Тексты Евангелие описывают жизнь Иисуса Христа на земле, его деяния и…

Четверо верных мужчин, независимо друг от друга, написали четыре рассказа - четыре свидетельства, подтверждающие то, что Иисус - Мессия, обещанный Потомок и Царь. В них они подробно описали его жизнь, служение, смерть и воскресение. Именно эти 4 рассказа, называются Евангелиями и никакие больше. Всё остальное в Новом Завете – это уже нечто другое. Слово «евангелие» означает «благая, или радостная, весть».
Словарь Уэбстера, определяет «Евангелие» как «весть о Христе, царстве Бога и спасении».
Словарь Вайна, говорит, что в Новом Завете, Евангелие «обозначает благую весть о Царстве Бога и о спасении через Христа, получаемое благодаря вере и на основании Его искупительной смерти». Понять это важно, потому что от правильного понимания истинной благой вести зависит наше благополучие сегодня и счастье в будущем.

Выражение «ветхий завет» до того, как появился Синодальный перевод, не применялось. Словом «завет» здесь переведено греческое слово диате ке. Однако во многих…

Ветхий Завет и Новый – какие между ними различия?

Вопрос: Ветхий Завет и Новый – какие между ними различия?

Ответ: Ветхий Завет закладывает основание для учения и событий, излагаемых в Новом Завете. Библия является прогрессивным откровением. Если вы пропустите первую часть любой хорошей книги и попытаетесь дочитать ее до конца, вам сложно будет понять характер героев, план и развязку. Точно так же Новый Завет можно полностью понять только тогда, когда он рассматривается как продолжение описания событий, героев, законов, системы жертвоприношений, заветов и обетований, записанных в Ветхом Завете.

Если бы мы имели только Новый Завет, то начиная читать Евангелия, не знали бы, почему иудеи так ожидали Мессию (Царя-Освободителя). Без Ветхого Завета мы не поняли бы, почему этот Мессия должен был прийти (см. Исаии 53 гл.), и не смогли бы определить Иисуса из Назарета как Мессию из множества детальных пророчеств о Нем, например, о месте рождения (Михея…

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего». (Псалом 118:18)
«Он открывает глубокое и сокровенное» (Даниил 2:22)
«Воззови ко Мне— и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иеремия 33:3)

Ветхий и Новый Завет. В чем разница?

В чем разница между Ветхим и Новым Заветами?
Автор послания к Евреям говорит: «Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их…Говоря „НОВЫЙ «, показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению» (Евреям 8:7-13). «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию ЗАВЕТА ВЕЧНОГО, Господа нашего Иисуса Христа…» (Евреям 13:20).
Во время вечери Христос, подавая ученикам чашу, сказал: «сия чаша есть НОВЫЙ Завет в Моей Крови, которая за вас проливается». (Луки…

Во-первых, не просто Завет, а Ветхий Завет. Во-вторых, всегда полезнее все узнать из первоисточника. Тем более, сто Библию найти сейчас не проблема.

Вкратце: Ветхий Завет представляет из себя историю еврейского народа от сотворения мира и до появления Иисуса Христа. В этом контексте параллельно рассматривается история двух государств-Израиля и Иудеи. Их становление развитие и упадок. Все облачено в религиозную форму с приведением многочисленных притч, связанных с реальными и вымышленными(предположительно) событиями.

Новый Завет включает в себя 4 Евангелия(от Луки, от Фомы, от Марка, от Иоанна). Новый Завет написан явно после вознесения Христа. В него также входят несколько посланий апостолов(не помню каких и кого к кому) к коринфянам, к римлянам и т. д. Заканчивается Новый Завет откровением Иоанна-богослова или Апокалипсисом.

Заветы были написаны явно не в одно время и не одним человеком. Слишком разная стилистика. Видно даже «невооруженным глазом». Новый…

Завет это, фактически, волеизъявление того человека, чьей смертью он заверен. Евр.9:17 потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. В этом смысле, есть только один Завет, поставленный Богом. Новый завет, в этом же смысле, не является новым. Его можно назвать обновленным Вечным заветом, который поставлялся Богом с Адамом, Ноем, Авраамом и т.д. Быт.6:18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Быт.17:4 Я вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, Быт.17:7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;

Ошибочным является понимание завета, как договора между Богом и человеком и того, что он заключается между двумя этими субъектами. Библия говорит, что завет «поставляется» (устанавливается) Богом, Который является единственным…

Библия — это книга, на основании которой возникли самые основные мировые религии. Библия состоит из Ветхого и Нового Завета. Как раз в состав Нового Завета и входит Евангелие. В нем описывается, как жил Иисус Христос на земле, его благие дела и мученическая смерть на кресте. Библия писалась на протяжении полутора тысяч лет разными людьми. В Библии тексты написаны на разных языках, начиная от иврита и заканчивая арамейским языком, который является древним языком иудеев. Евангелие же написано древнегреческим языком, как и все писания в Новом Завете. Итак, основные несколько отличий Евангелия от Библии. Прежде всего, в Библии описываютя этапы сотворения мира и всего живого на Земле, тогда как Евангелие описывает только о жизни сына Божьего — Иисуса Христа. Библия написано на разных языках (как упоминалось выше), Евангелие только на одном. Библия написана намного раньше, по некоторым данным начало написания Библии датировано около 14 века до н.э. Считается, что Библию писали обычные…

Инструкция

По своей структуре Библия является сборником религиозных, философских и исторических текстов, написанных разными людьми, в разное время и на разных языках на протяжение 1600 лет. Считается, что самые древние тексты датируются 1513 г. до н.э. Всего в Библию входит 77 книг, но их число в разных изданиях может быть различным, поскольку не все они признаны каноническими, т.е. священными и боговдохновенными. 11 книг, признанных апокрифическими, некоторые религиозные конфессии отвергают и не включают в свои издания Библии.

Библия делится на 2 части – Ветхий Завет и Новый Завет. Первая часть – Ветхий Завет, называемая также Священной историей дохристианской эпохи, включает 50 книг, 38 из которых признаны каноническими. Считается, что тексты Ветхого Завета писались с 1513 по 443 г. до н.э. людьми, на которых снизошла Божья Благодать. Ветхозаветные книги повествует о сотворении мира, о верованиях евреев, об участии Бога в их жизни, о законах, переданных людям через…

Ответ из Библии:

1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи,
2 могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью,
3 и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах.
4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя;
6 как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
7 Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение;
8 хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию,
9 и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,
10 быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека.

(Рим.10:9-18)

9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,

10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.

12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.

13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

14 Но как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в] [Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?

15 И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова…

Божье изначальное решение спасти человечество открывалось на протяжении веков в заветах. Хотя Библия говорит о заветах во множественном числе (Рим.9:4. Гал.4:24; Еф.2:12), на самом деле есть только завет благодати, в рамках которого грешникам даруется спасение не по их заслугам, а по заслугам Иисуса, которые предлагаются всем, желающим принять их верою. Множественное число заветы просто означает, что Бог осуществляет Свои спасительные цели, вновь утверждая завет различными путями, чтобы в разное время и при разных обстоятельствах отвечать на нужды Своего народа. И так, существует только один завет — вечный завет Божьей спасающей благодати….

Ветхий Завет закладывает основание для учения и событий, излагаемых в Новом Завете. Библия является прогрессивным откровением. Если вы пропустите первую часть любой хорошей книги и попытаетесь дочитать ее до конца, вам сложно будет понять характер героев, план и развязку. Точно так же Новый Завет можно полностью понять только тогда, когда он рассматривается как продолжение описания событий, героев, законов, системы жертвоприношений, заветов и обетований, записанных в Ветхом Завете.

Если бы мы имели только Новый Завет, то начиная читать Евангелия, не знали бы, почему иудеи так ожидали Мессию (Царя-Освободителя). Без Ветхого Завета мы не поняли бы, почему этот Мессия должен был прийти (см. Исаии 53 гл.), и не смогли бы определить Иисуса из Назарета как Мессию из множества детальных пророчеств о Нем, например, о месте рождения (Михея 5:2), каким образом Он умрет (Псалтирь 21, особенно стихи 2, 8-9, 15-19; 68:22), Его воскресении (Псалом 15:10) и многих других подробностях о Его…

Субботняя школа 2/2014

Страница 4 из 13

Видео разбор урока

Христос, закон и заветы

Библейские тексты для исследования: Быт.9:12-17; 17:2-12; Гал.3:15-28; Втор.9:9; Евр.10:11-18; Eвp.9:15-28.

Памятный стих: «И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное.» (Евр.9:15).

Божье изначальное решение спасти человечество открывалось на протяжении веков в заветах. Хотя Библия говорит о заветах во множественном числе (Рим.9:4. Гал.4:24; Еф.2:12), на самом деле есть только завет благодати, в рамках которого грешникам даруется спасение не по их заслугам, а по заслугам Иисуса, которые предлагаются всем, желающим принять их верою. Множественное число заветы просто означает, что Бог осуществляет Свои спасительные цели, вновь утверждая завет различными путями, чтобы в разное время и при разных обстоятельствах…

Слово “завет” в общеупотребительном значении обозначает: “наставление, совет последователям потомкам. Ветхий завет – дохристианская часть Библии. Новый завет – христианская часть Библии” (С.И. Ожегов, Словарь русского языка, 22-е издание, стр.202). Согласно религиозным представлениям слово “завет” обозначает союз или договор, заключенный между Богом и людьми. Например, такой союз был заключен с Ноем. Господь Бог говорит: “вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, … поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли” (Быт.9:9-12). То есть Господь пообещал Ною, что подобного потопа больше не будет. Такое обещание по религиозным представлениям называется заветом. В честь этого завета Господь создал радугу. “Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею” (Быт.9:13). Завет Господь заключал с Авраамом. “Господь явился Авраму и сказал…

Невозможно осознать высоты нравственного смысла, который содержит Новый Завет, если рассматривать его в отрыве от Только вчитываясь в него, страница за страницей, можно понять, какой долгий и сложный путь прошли люди от заповедей Моисея до заповедей Иисуса, озвученных в Нагорной проповеди.

Нет необходимости рассматривать эти две части Библии с точки зрения их содержания, так как там описаны события, происходившие с разными людьми в разное время. И прав был усматривая их разность не по сущности, а по времени. Тесная связь в другом - в общности религиозно-законодательного и нравственно-вероучительного аспектов. Эту связь признавал Христос, когда говорил, что он пришел исполнить закон и пророчества, а не нарушить их. Христианская Церковь Новый Завет считает более высоким в нравственном отношении, но признает, что он не только не отменяет ветхозаветных нравственных норм, но углубляет, усиливает их.

Проповедуя, Христос обращал внимание на главное начало, определяющее отношение человека к человеку. Суть этого главного начала, которое согласовывает новое учение со старым законом и учением пророков, Иисус выразил так: во всем, как хотим, чтобы люди с нами поступали, так поступать и нам должно.

Мотив наказания за неправедную жизнь тоже объединяет Ветхий и Новый Заветы. Оба они обещают людям неотвратимый, но справедливый суд в соответствии с мерой любви и милосердия, которые мы проявляли или не проявляли друг к другу. Эти критерии тоже являются основополагающими для старого закона и пророков. Любовь к людям, любовь к Богу - на эти заповеди Нового Завета Христос указывал как на самые большие, самые главные. На тождественных заповедях утверждаются также закон и пророки.

Однако еврейская Библия по канону израильскому включает в себя четыре раздела, состоящие из двадцати двух книг, но Нового Завета в себе не имеет. А ведь он содержит много свидетельств святости и «боговдохновенности» ветхозаветных текстов. Об этом говорят все четыре автора Евангелий. Это есть в в посланиях к народам, в апостольских соборных посланиях.

Внимательно вчитываясь в евангельские тексты, легко заметить, что одним из повторяющихся аргументов является утверждение «Так говорит Писание». Под Писанием авторы подразумевали именно Ветхий Завет. Если продолжить параллель и сравнить оба канона, выяснится еще одна схожесть: Новый Завет тоже состоит из канонических книг (их 27), которые составляют четыре раздела.

Учитывая все эти важные моменты, и христианские теологи, и объективные представители светской науки выражают общую позицию: Заветы не противоположны, они - различны. Иудеи же, как известно, не признают Иисуса как Мессию. А Новый Завет - это история его земной жизни. Логично, что иудеи не признают и сам Завет. Почему? Высказываются предположения, что причина состоит в обращенности учения Христа ко всем народам, а не к одним евреям. А это исключает богоизбранность одного отдельного народа. Возможно, утверждение спорное, но доля истины в нем все-таки есть.

В чем различие между Ветхим и Новым Заветами?

"Но Сей Первосвященник получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях. Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому " (Евр. 8:6,7). В этих стихах упоминаются первый и второй заветы. Мы называем их ветхим заветом и новым заветом. Открывая Библию и начиная изучать её, мы замечаем, что есть четкие различия между учением этих двух заветов. Мы хотели бы выделить некоторые из этих очевидных различий Мы предлагаем вам изучить следующие пункты, по которым сравним Ветхий Завет (В.З.) и Новый Завет (Н.З.). (Другими словами: вначале читайте В.З. "1", затем Н.З. "1", потом В.З. "2", Н.З. "2" и так далее).

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

НОВЫЙ ЗАВЕТ

1. События, записанные в В.З. , происходили до рождения Иисуса. Можно сказать, что его тема: "Иисус грядёт". Ветхозаветные пророки предсказывали, что Мессия будет Пророком как Моисей (Втор. 18:15), Он должен быть рожден от девственницы (Ис. 7:14), Он должен пострадать за грехи наши (Ис. 53:5,6), и должен прийти на землю, чтоб воздвигнуть царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2:44).

1. События, записанные в Н.З., начинаются рождением Иисуса (Мат. 1). Первые четыре книги Н.З. показывают, что Христос пришел на Землю, а весь Н.З. показывает, что Христос однажды снова придет. В первый раз Он пришёл как Спаситель (1 Тим. 1:15). Во второй раз Он придёт, чтобы судить всех людей (2 Тим. 4:1; Мат. 25:31,32).

2. Четыре основные раздела 39 книг В.З.:

1) Закон (Бытие - Второзаконие) (5 книг);

2) История Израиля (от Иисуса Навина до Есфирь) (12 книг);

3) Литература (поэзия) (Иов - Песни Песней Соломона) (5 книг);

4) Книги пророков (Исаии - Малахии) (17 книг).

2. Четыре основные раздела 27 книг Н.З.:

1) Жизнь Иисуса (Матфей - Иоанн) (4 книги);

2) История церкви (Деяния) (1 книга);

3) Послания (Римлянам - Иуда) (21 книга);

4) Пророчество (Откровение) (1 книга).

3. Особое внимание уделено народу Израиля (иудеям). Израильтяне были физическими потомками Авраама, Исаака и Иакова (также называемого Израиль). Бог обетовал каждому из них, что в их семени благословятся все народы (Быт. 22:18; 26:3-5). Иисус Христос был иудеем на земле (Рим. 9:5), и В.З. особо выделяет народ, от которого Он произошёл.

3. Особое внимание уделено Иисусу Христу и Его Царству. Его последователи - духовные потомки Авраама (Гал. 3:28,29). Н.З. показывает, что Иисус из Назарета - это семя, через Которое благословятся все народы (Гал. 3:16). В Н.З. слава воздается Богу в Церкви, Спаситель которой - Иисус (Ефес. 3:21; 5:23), и к которой Бог прилагает всех спасенных людей (Деян. 2:47).

4. Религия: семейная и национальная. Бог избрал Израиль, чтобы он был святым народом (Исх. 19:5,6). До того, как закон Моисея был дан, мы читаем о семьях, поклоняющихся Богу, а не о народах (Иов 1:5; Быт. 12:7; 4:3,4).

4. Религия: христиане - "народ святый" и “народ Божий" (1 Пет. 2:9,10). Все дети Божьи крестились во Христа (Гал. 3:26,27). Божья семья или дом - это Его Церковь (1 Тим. 3:15).

5. Закон: закон Моисея, который, как посчитали иудеи, включал более 600 заповедей. Моисей был посредником между народом Израиля и Иеговой (Гал. 3:19; Втор. 5:5). Закон Моисея был дан только израильтянам у горы Синай (Втор. 5:1-5; Исх. 20-23). Этот закон был временным, так как должен был быть в силе только до пришествия семени и веры Христовой (Гал. 3:19, 23-25).

5. Закон: Он называется "Закон Христов" (Гал. 6:2), "совершенный закон свободы" (Иак. 1:25), учение Христово (2 Иоан. 9). Иисус - Ходатай Нового Завета (Евр. 9:15). Его закон универсален, так как Он повелевает всем людям повсюду повиноваться Ему (Мар. 16:15,16; Деян. 17:30). Его закон вечный, так как он будет в силе до конца мира (Мат. 28:18-20).

6. Особые или святые места: Для народа Израиля "святой землей" был Ханаан. Содержание В.З. связано с деятельностью Израиля в Ханаане. Иерусалим был "святым местом", которое Бог избрал для того, чтобы мужчины иудеи приходили на праздники в храм.

6. Особые или святые места: Для христиан ни место рождения Иисуса (Вифлеем), ни место, где началась церковь (Иерусалим, Деян.2), не являются "святыми местами". Наш "духовный Ханаан" - на небесах. Само место, где мы поклоняемся Богу в духе и истине, не важно (Иоан. 4:21-24).

7. Жертвы: От сотворения до времени Моисея поклоняющиеся Богу приносили в жертву животных (Быт. 4:4; 8:20; 12:7). По закону Моисея евреи продолжали приносить в жертву животных. Но "невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр. 10:4,11).

7. Жертвы: Христиане не приносят животных в жертву Богу, потому что Иисус - Агнец Божий, Который пришел в мир взять его грехи (Иоан. 1:29). Иисус принес Самого Себя в жертву за грехи один раз и навсегда (Евр. 7:27; 10:12). Последователи Иисуса должны представить тела свои в живую жертву Богу (Рим. 12:1,2).

8. Священство : Все священники в народе Израилевом должны были происходить из колена Левия (Втор. 18:1; Евр. 7:5). Основными функциями священников были: помощь другим в поклонении Иегове (Евр. 5:1-3) и обучение народа Божьего Его закону (Лев. 10:11). В Израиле всегда был один первосвященник, который служил до самой смерти (Евр. 7:23).

8. Священство: Все христиане - священники, т.к. Библия описывает их как "священство святое" (1 Пет. 2:5,9). Библия говорит, что священство переменилось (Евр. 7:12). Иисус - наш великий Первосвященник, прошедший небеса (Евр. 4:14). Иисус руководит домом Божьим, Церковью, как её первый и последний Первосвященник (Евр. 10:21).

9. Особые дни или праздники: Нет доказательств того, что до времени Моисея Бог заповедал человечеству соблюдать праздники или святые дни. Народ Израиля соблюдал седьмой день недели, т. е. субботу, как святой день отдыха (Втор. 5:12-15). Они также соблюдали праздник Пасхи, праздник Пятидесятницы, праздник труб, день очищения, праздник кущей, и другие (Лев. 23:4-44).

9. Особые дни или праздники : Праздники В.З. не являются частью учения Иисуса. Для христиан первый день недели, т.е. воскресенье, - особый день поклонения. Иисус воскрес из мертвых в первый день недели (Мар. 16:9). Его ученики воздавали и принимали вечерю Господню также в первый день недели (1 Кор. 16:1,2; Деян. 20:7). Все нынешние "религиозные праздники" происходят от людей, а не от Бога!

10. Рождение и обрезание: Физическое обрезание было впервые заповедано Аврааму (Быт. 17:1-14). Оно было также заповедано израильтянам в законе Моисея (Лев. 12:2,3). Во времена В.З. человек становился членом избранного народа Израиля просто по рождению. Закон В.З. был свят, праведен и добр (Рим. 7:12), но мы умерли для этого закона (Рим. 7:4).

10. Рождение и обрезание: По закону Иисуса войти в Царство, т.е. семью Божью, можно возродившись духовно от воды и Духа (Иоан. 3:3,5; 1 Пет. 1:22,23). Христос не заповедует физического обрезания, но духовное обрезание сердца (Рим. 2:28,29; Кол. 2:11,12). Путь Иисуса - "новый и живой", и Его завет лучше, чем старый завет (Евр. 10:19; 8:6).

Новое на сайте

>

Самое популярное