Домой Заготовки на зиму Краткое сообщение о пирамидах. Как были построены египетские пирамиды. От Геродота и до наших дней

Краткое сообщение о пирамидах. Как были построены египетские пирамиды. От Геродота и до наших дней

Древний Египет Згурская Мария Павловна

Как строили пирамиды?

Как строили пирамиды?

Этот вопрос не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Как древние строители поднимали огромные каменные блоки? Иными словами, какое инженерное решение было найдено древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой отрезок времени поднять и установить на свое место миллионы блоков? Это не преувеличение: одна только пирамида Хеопса содержит их 2 300 000. Блоки из известняка имеют вес от 2,5 до 15 тонн. С древнейших времен и до наших дней многие исследователи искали ответ на этот вопрос.

В вопросе о строительстве пирамид, естественно, нельзя обойтись без свидетельства посетившего Египет в 425 году до н. э. «отца истории» Геродота. Он предположил, что пирамиды строились с помощью деревянных машин, поднимавших блоки с уступа на уступ. «Используемый метод заключался в том, чтобы строить шагами, или, как некоторые называют, – рядами или террасами. Когда построение основы было закончено, блоки для следующего ряда выше основы поднимались от основного уровня приспособлениями, сделанными из коротких деревянных рычагов; на этом первом ряде имелось другое, которое поднимало блоки на один уровень выше, таким образом, шаг за шагом блоки поднимались все выше и выше. Каждый ряд или уровень имел собственный набор механизмов одного и того же типа, которые легко перемещали грузы с уровня на уровень. Завершение построения пирамиды начиналось с верху, с самого верхнего уровня, продолжалось вниз и заканчивалось самыми нижними уровнями, находящимися ближе к земле».

Упоминание Геродотом «деревянных машин» придало импульс одному из направлений исследований. Итальянский египтолог Освальдо Фалестиеди считает, что остатки одной из таких машин нашли в XIX веке при раскопках храма царицы Хатшепсут. Он сумел восстановить древнее устройство, и оно заработало!

Сконструированная Фалестиеди машина напоминает колыбель: внутри деревянного каркаса помещается обвязанный веревками каменный блок, который раскачивается при помощи специальных клиньев. С помощью такого раскачивания, убежден изобретатель, древние египтяне поднимали многотонные камни. Открытие Фалестиеди апробировали японские и американские инженеры и археологи, подтвердившие правоту итальянца. Теперь Фалестиеди вместе с инженерами из Туринского политехнического института собирается создать действующую модель устройства, которое сможет поднимать камни весом до сорока тонн.

Но не только Фалестиеди вдохновили слова Геродота. Американец Рон Уайетт сконструировал свой вариант подъемной машины. Очевидная простота устройства, сам принцип работы и многие другие свойства данной конструкции делают этот механизм чрезвычайно похожим на тот, который был описан Геродотом и который использовался древними египтянами при построении пирамид.

Интересной гипотезой является версия о «древнейшем в мире бетоне». В 1710-х годах француз Поль Люка утверждал, что пирамиды облицованы цементом, а не камнем. Англичанин Р. Покок в 1745 году высказал предположение о пирамидах как об облицованных каменными плитами горах. А в наше время снова была возрождена гипотеза о цементной (бетонной) облицовке и изготовленных из бетона блоках. Тезис об использовании бетона при строительстве египетских пирамид серьезно выдвигается с 1979 года, со времени II Международного конгресса египтологов в Гренобле; главным ее «адептом» является французский химик профессор Йозеф Давидович. На эту тему он опубликовал книгу «Как бог Хнум опекал Хеопса, строителя пирамиды». Одновременно француз начал утверждать, что и некоторые древнеегипетские вазы были изготовлены не из природного камня, а произведены методом «каменного литья».

Но это все предположения. Большинство египтологов считает, что гигантская пирамида Хеопса была построена в период IV династии из больших точно пригнанных блоков, а уже следующая династия строила примитивные небольшие пирамиды из грубо вырубленных в каменоломнях блоков нерегулярного размера, которые никак не соединялись друг с другом и не подгонялись один к одному. Этот стиль строительства можно назвать «примитивно-мегалитическим».

Имеет место и еще один хронологический парадокс: египтяне Древнего царства, в распоряжении которых были только примитивные, в основном, каменные орудия труда, строили пирамиды якобы из сравнительно твердого известняка, а в период Среднего царства, когда уже широко применялись бронзовые инструменты, основным строительным материалом стал сравнительно мягкий песчаник.

Й. Давидович отстаивает мнение, что некоторые египетские пирамиды и отдельные храмы были построены из одной из разновидностей так называемого природного или геополимерного бетона. В качестве природного бетона можно рассматривать различные окаменевшие отложения, например известняк или песчаник. Так из потоков грязи вулканического или иного происхождения в результате высыхания и схватывания возникает природный бетон. Всякий раз, когда в результате перемешивания песчаных и других минеральных наносов с органическими компонентами (морская органика, продукты жизнедеятельности микробов и т. п.) возникали слои окаменения, мы на самом деле сталкивались с природным бетонированием с органическими добавками. В случае египетских пирамид речь идет о повторении человеком этих природных процессов с небольшими изменениями: за счет органических добавок к растворенным в воде природным минеральным материалам получается природный бетон с хорошими свойствами.

При этом Давидович ссылается не только на результаты собственных химических анализов, но также и на несколько древних текстов, согласно которым фараон Джосер получил указание от некого божественного существа размолоть глыбы горных пород и перемешать их для производства стройматериалов.

Основываясь на результатах анализов, которые Йозеф Давидович провел над образцами материалов из трех пирамид и из двух каменоломен, он пришел к выводу, что при строительстве этих пирамид, по-видимому, применялся бетон. В образцах материала из блоков пирамиды Хеопса ученый нашел, к примеру, следы цеолитов. Эти вещества в известняке естественного происхождения не встречаются. Цеолиты возникают в основном в конечной стадии гидротермального процесса при высоких температурах (до 600 °C и выше) и давлениях до нескольких тысяч атмосфер. Они, как правило, встречаются в вулканогенных толщах, в которых заполняют пустоты и образуют цемент туфов, т. е. выступают в роли связующих веществ. Наилучшие связывающие (цементные) качества проявляют цеолиты, которые возникли при не очень высоких, но все же повышенных температурах порядка 250–300 °C. В результате размыва пород вулканического происхождения цеолиты попадают в реки и откладываются в речном иле. Содержатся они в большом количестве и в нильском иле. Количественные исследования проб материала из пирамиды Хеопса показали, что доля цеолитов и других, как выражается Давидович, «связывающих полимерных средств» в них составляет около 13 %. Анализы также показали, что и физические параметры (плотность, пористость, влажность) образцов сильно отличались от параметров обычного известняка.

Микроскопические исследования известняка из каменоломен выявили наличие кальциевых структур с четкими кристаллическими решетками при постоянной плотности и, одновременно, известковые фрагменты раковин. Напротив, стройматериалы пирамиды Хеопса содержали наряду с фрагментами раковин примеси извести, соды и веществ органического происхождения. В них наблюдались колебания плотности и даже включения пузырьков воздуха. В образцах из каменоломен составляющие известняк ракушки и прочие «детали» были целыми, а в пирамидных блоках – поврежденными, раздробленными.

Объяснение Давидовича для этих различий таково: размягченные в воде каменные материалы ракушечника из расположенных вблизи сухих русел смешивались с нильским илом и связывающими веществами (содой, известью, органическими добавками), необходимыми для возникновения геополимерного бетона, и затем эта масса затвердевала. Кроме того, литье блоков из бетона объяснило бы плотную стыковку блоков. Надо при этом сказать, что отдельные внешние блоки, по крайней мере видимые снаружи, вовсе не так уж плотно примыкают друг к другу, как блоки внутренних проходов и помещений. Внешние блоки пирамид подвержены разрушительному воздействию сил природы и «цивилизационных» сил. В отличие от блоков внутри пирамиды, внешние блоки сильно нагреваются в летние дни и сильно охлаждаются ночью. Сильные ветры уносят отломанные кусочки, а возникающие трещины используют туристы, чтобы раздобыть образцы камней пирамид как сувениры.

Транспортировка тяжелых блоков из каменоломен к Нилу и от Нила к строительной площадке пирамиды остается одним из основных препятствий к достойному доверия описанию строительной технологии для пирамид. Современная египтология исходит из рисунка на могиле фараона Джехутихотепа, изображающего транспортировку огромной статуи на санях из массивных бревен, которые тащат сотни человек. Но одно дело перевезти один раз статую, а другое – организовать массовую перевозку каменных блоков, число которых исчисляется миллионами. Египтологи считают, что соответствующие дороги мостили кирпичами из высушенной глины и потом поливали их водой для улучшения скольжения саней. Однако при такой технике дорога будет каждый раз разрушаться полозьями, а ее полотно превращаться в полосу грязи. То есть после каждого перевезенного блока нужно будет ремонтировать дорогу на всем ее протяжении, которое могло измеряться десятками и даже сотней километров. Геополимерная бетонная технология объясняет, как преодолевались эти трудности.

Но Захи Хавасс назвал гипотезу об использовании бетона при строительстве пирамид Гизы «идиотской и оскорбительной». Он был возмущен еще и тем, что не знает, каким образом образцы породы попали к французским химикам, выдвинувшим «бетонную теорию», без разрешения египетского правительства. Главный археолог Египта убежден, что пирамиды целиком построены из блоков известняка и гранита. Сторонники традиционных взглядов на технологию возведения пирамид, в том числе Захи Хавасс, полагают, что древние египтяне пользовались только простыми механическими устройствами и перевозили блоки известняка и гранита из каменоломен.

Для строительства древнеегипетские инженеры построили гавань в 800 метрах к востоку от недавно обнаруженного долинного храма Хеопса. Эта гавань использовалась для транспортировки к плато камня, добытого в других каменоломнях страны, – например гранита, использованного для погребальной камеры Хеопса и прекрасного белого известняка, которым пирамида была облицована. Гавань также использовалась для доставки рабочих от их домов в Мемфисе и других близлежащих городах. Продовольствие с ферм на берегах Нила приносилось в качестве жертв для храмов и использовалось для пропитания обитателей ближайших городов, ответственных за поддержание культа усопшего царя. К югу от пирамиды Хеопса американский египтолог Марк Ленер обнаружил карьер, в котором добывался камень для ее строительства. Неподалеку были найдены и остатки пандуса из щебня и ила. Этот пандус шел от каменоломен к юго-восточному углу пирамиды Хеопса. Скорее всего, по нему и поднимали блоки.

Соотечественник Марка Ленера некий инженер по фамилии Буш высказал оригинальное мнение, что каменные блоки оснащались с двух сторон сегментами и таким образом превращались из прямоугольников в цилиндры. Буш успешно испытал свой способ, вкатывая почти трехтонный цилиндр по наклонной плоскости усилиями четырех человек.

Еще один возможный способ строительства пирамид попытались продемонстрировать японские исследователи. В 1978 году они хотели построить всего лишь 11-метровую пирамиду, используя наклонную насыпь и волокуши для подъема каменных блоков, но потерпели неудачу. Насыпь оказалась слишком крутой, чтобы втаскивать по ней волокуши с грузом, и достраивать пирамиду пришлось с помощью современной техники.

Вот, пожалуй, и все из известных на сегодня способов, причем любой из них вызывает сомнение еще по одной причине. Геродот пишет о 100 тысячах человек, работавших в течение 20 лет на строительстве пирамиды Хеопса. Как они размещались на площадке всего в 5 га? Даже если допустить, что находились они там не все одновременно, то скученность при работах была невероятная. Ведь люди не просто стояли, они работали и должны были иметь свободное пространство для маневрирования. На насыпи и на самой площадке одновременно должно было находиться множество людей, тянувших волокуши с блоками. Об этом косвенно говорят данные эксперимента, проведенного в 1954 году британскими археологами. Изучая знаменитый Стоунхендж, они воспроизвели перевозку полуторатонных каменных блоков. Привязанный к простейшим деревянным салазкам блок 32 молодых крепких человека едва тащили вверх по наклонной плоскости с уклоном 4°. Дело улучшилось, когда под салазки стали подкладывать катки: понадобилось всего 24 человека. Отсюда был сделан вывод, что на 1 т веса блока необходимо 16 человек. Следовательно, египтянам требовалось по 40 человек для перевозки по наклонной плоскости блока весом 2,5 т. А если учесть еще и количество уложенных блоков, волокуши должны были непрерывно следовать друг за другом. Кроме того, к трудоемкости транспортировки следует добавить трудоемкость изготовления насыпей, объем которых мог достигать четверти объема самой пирамиды.

Вряд ли остальные способы были легче: так или иначе, десятки тысяч строителей должны были или дробить десятки тысяч тонн известняка для получения цемента, или катать миллионы огромных каменных цилиндров по наклонной плоскости, ежесекундно рискуя быть раздавленными. И все это под жарким египетским солнцем.

Ну не инопланетяне же, в самом деле, построили великие пирамиды с помощью антигравитационных установок! Правда, различных псевдонаучных теорий на эту тему существует великое множество. Но рассматривать их по понятным причинам мы не будем.

Однако существует еще одна теория, которая базируется на гидроневесомости. Вспомним, что гидроневесомость наступает тогда, когда выталкивающая тело сила Архимеда уравновесится весом самого тела. Но равновесие может наступить или тогда, когда тело легче воды – оно будет плавать наверху, или если вес его равен весу воды – тогда оно будет свободно висеть в толще воды, не поднимаясь к поверхности и не опускаясь на дно. Этот второй случай и есть гидроневесомость. Однако удельный вес камня значительно больше веса воды. Как же египтяне могли использовать гидроневесомость? Могли ли они знать и использовать закон, сформулированный позже Архимедом, для подъема каменных блоков? Здесь зададим себе еще один вопрос: а что вообще умели египтяне к тому времени, когда начали строиться пирамиды?

Они успели закончить постройку сетей оросительных каналов и защитных дамб. Они применяли поливное земледелие, научились поднимать воду с помощью водочерпальных сооружений, перекачивать ее с одного уровня на другой. Они давно использовали шадуф – рычажное водоподъемное устройство: на одном плече рычага на длинной палке прикреплялось ведро, а на другом плече в качестве противовеса – камень. Египтяне знали водораспределительные сооружения типа щитков и задвижек, транспортировали строительные материалы по Нилу и каналам на весельных и парусных судах из папируса или дерева, умели рассчитывать грузоподъемность своих судов.

Исходя из этого, вполне можно предположить, что древним египтянам не нужно было таскать на себе многотонные камни, они вполне могли обойтись системой водяных шлюзов от подножия пирамиды и до непрерывно поднимавшейся строительной площадки.

Но как в таком случае быть с удельным весом камня? Возможно, египтяне могли обойти эту проблему, применяя поплавки из просмоленных пустых емкостей, ящиков и систему шлюзов для транспортировки. Известно, что с помощью шлюзов можно транспортировать грузы по восходящей линии. Поднимающуюся вместе с грузом воду сливают по рядом расположенной такой же цепочке шлюзов. Не углубляясь в сложные расчеты, можно сослаться на гидроинженеров, просчитавших научную возможность такого способа. Так вот – это теоретически возможно. Украинский гидроинженер Александр Григорьев провел целую систему непростых вычислений и на их основании утверждает, что с математической точки зрения ничего невозможного в древнеегипетском гидроподъемнике нет.

На одном из рисунков росписи гробницы в Фивах изображена лодка с веслами, в лодке – странное ступенчатое сооружение, и все это поддерживается столбом воды. Что зашифровано в рисунке, какая в нем заложена идея? Может быть, подъем лодки по системе шлюзов?

А вот цитата из сочинений об истории сооружения пирамид и их создателях арабского писателя конца XII века Ибрагима ибн Вазиф-шаха: «Тогда царь приказал построить пирамиды и прорыть в них канавы, в которые Нил проникнет до определенного места, а затем повернет и потечет в некоторые западные районы и к Сайду».

Впрочем, не все придерживаются мнения, что «кирпичи» для пирамид были неподъемны. Захи Хавасс с высоты своего авторитета утверждает, что сообщения о большом весе каменных блоков – не более чем спекуляция. По его словам, вес блоков, из которых построены пирамиды, не превышал полутонны.

А французский архитектор Жан-Пьер Удэн считает, что разгадал тайну пирамид, выдвинув теорию, что великие пирамиды Египта возводились… изнутри, а не снаружи. Ученые всего мира долго не могли понять, как древние египтяне смогли поднять на такую высоту каменные блоки весом в 2,5 тонны каждый. Жан-Пьер Удэн опроверг одну из самых распространенных версий, согласно которой для строительства пирамиды Хеопса использовался внешний наклонный пандус. По мнению ученого, эта конструкция должна была находиться внутри пирамиды. Как считает Удэн, для строительства первых 40 метров пирамиды египтяне сначала возвели внешний наклонный пандус, а затем соорудили такой же скат внутри пирамиды, с помощью которого выстроили еще 137 метров. «Эта теория лучше, чем другие, потому что она единственная, которая работает», – заявил французский исследователь. Для доказательства своей правоты Удэн объединился с французской компанией, которая строит трехмерные модели для дизайнеров автомобилей и самолетов. Возможно, результаты этого эксперимента прольют свет на некоторые тайны пирамид.

Не дают покоя исследователям и загадки обработки камня. Например, для того, чтобы вытесать внутреннюю полость гранитного ящика из камеры царя пирамиды Хеопса, понадобились сверла с алмазными насадками, работающие под давлением в 2 тонны. С теми орудиями, при помощи которых будто бы создавались эти невероятные изделия, физически невозможно даже приблизиться к их производству. На многих предметах были обнаружены следы таких методов обработки, как распиловка, обточка на токарном станке, фрезеровка и, что самое невероятное, трепанирование. Этот метод применяется, чтобы выдолбить полость в глыбе твердого камня, для чего ее вначале высверливают, а затем выбивают «сердцевину». На камне присутствуют спиральные желобки – свидетельство того, что сверло проникало в камень на 2,54 мм за один оборот.

По этим техническим данным получалось, что древние египтяне сверлили гранит со скоростью, в 500 раз большей, чем это можно было делать в конце XX века! Единственно возможный метод, которым объясняются все обнаруженные факты, – это применение ультразвукового оборудования. А это, в свою очередь, означает, что мы имеем дело с еще одной загадкой.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Мавры автора Лазарев Андрей Викторович

Что строили мавры? От ранней архитектуры мавров мало что сохранилось. Что-то намеренно разрушили испанцы, что-то просто разобрали на другие постройки. Немногое дошло до наших дней, например башня Хиральда в Севилье.Но о настоящих шедеврах мы можем судить по описаниям и

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Мы строили, строили – и… Тем не менее губернатор все же добрался до мечети Джами, в самую гущу тусовки, и там сделал официальное сообщение: мол, «если жители недовольны начальником города и аксакалом, пусть подадут жалобу, и будет, по их желанию, назначен другой начальник

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Как строили пирамиды? Этот вопрос не дает покоя уже не одному поколению исследователей. Как древние строители поднимали огромные каменные блоки? Иными словами, какое инженерное решение было найдено древними зодчими, сумевшими за сравнительно небольшой отрезок времени

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Зачем строили Рим? Давайте подумаем: случаен ли выбор мест для постройки столиц? Посмотрите на карту. Все столицы Европы и Средиземноморья расположены в устьях крупнейших рек, на их берегах и берегах морей. Если кто-то думает, что цари просто хотели жить поближе к свежему

Из книги Большой план апокалипсиса. Земля на пороге Конца Света автора Зуев Ярослав Викторович

6.5. Мы строили-строили и вот, наконец, построили… У нации должна быть счастливая история нации господ, длиной лет в триста - четыреста, как у англичан. Генрих Гиммлер Согласно Мильтону, самый могущественный и успешный империалист - Бог. Джон Мартин Эванс По мере

автора Пещера Сайт

Как строили мегалиты На вопрос, как строили мегалиты, помогут ответить следы, оставленные инструментами на обработанных каменных блоках и сами блоки их форма, структура и химический состав.Следы инструментов.Следов множество. Причем, таких следов, которые не могут быть

Из книги Археологические свидетельства древней истории автора Пещера Сайт

Когда строили мегалиты Мегалиты строили для разнообразных целей практически на всех континентах и в весьма широкий временной диапазон, насчитывающий десятки тысячелетий. По словам русского ученого Николая Левашова, одним из главных предназначений пирамид,

Из книги Призвание варягов [Норманны, которых не было] автора Грот Лидия Павловна

Норманны, которые строили города Данные, приведенные в предыдущей главе про норманнов, показывают одну важную вещь. Итак, достоверность полного тождества норманнов и скандинавов не выдерживает испытания историческими источниками. Продолжу дальнейшее развитие этой

Из книги Каир: история города автора Битти Эндрю

Ритуалы смерти: как строили Саккару Дорога, ведущая на запад от Мемфиса, в направлении Саккары, приблизительно следует пути древних фараонов к месту погребения. Быть может, люди, сопровождавшие усопшего на этом пути, проходили мимо пальмовых куп, обильных пажитей и

Из книги Стонхендж. Точка приближения автора Балакирев Артемий

Перед началом, или Как строили Давайте хотя бы мысленно пройдемся по Стонхенджу, а еще лучше - полетаем над ним на планере. Что мы увидим, как вы полагаете?Огромные сарсены - вот первое, что бросится нам в глаза. А потом наш взгляд обязательно переместится на

Из книги Во времена фараонов автора Котрелл Леонард

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Почему строили деревянные мосты? Три формы балочных мостовых конструкций. На первом плане - ферма с параболическим поясом, сзади - ферма с параллельными верхним и нижним поясамиСо времен античности для строительства мостов предпочитали камень в силу его

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Как строили мост Британия? Группа инженеров во главе с Робертом Стефенсоном, строителем моста Британия. Сам мост виден на заднем планеОдним из лучших английских мостостроителей был Роберт Стефенсон (1803–1859), сын знаменитого изобретателя и пионера железнодорожного

Из книги КОМАНДАРМ УБОРЕВИЧ. Воспоминания друзей и соратников. автора Уборевич Иероним Петрович

Г. Т. Горбачев ТАК МЫ СТРОИЛИ АЭРОДРОМ. ИНЖЕНЕР-ПОЛКОВНИК Г. Т. ГОРБАЧЕВ Когда мне предложили должность командира и комиссара 5-го инженерно-аэродромного батальона, я не задумываясь принял назначение. Я нисколько не сомневался, что справлюсь с батальоном, так как, окончив

Из книги Что было до Рюрика автора Плешанов-Остоя А. В.

Зачем строили белокаменные крепости? На территории Русского каганата для того времени археологи фиксируют памятники Салтово-маяцкой культуры, точнее, ее лесостепного варианта. Сама культура прочно связывается с хазарами, однако утверждать, что каждая археологическая

Строители пирамид, кто бы они ни были, не оставили после себя никаких описаний своих методов. По сей день не обнаружены египетские документы, в которых говорилось бы, как строили пирамиды, кто их построил. Египтологи основываясь только на сомнительных данных сделали заключение, что ступенчатая пирамида в Саккаре - старейшая, они приписали ее возведение архитектору Имхотепу, который жил во времена правления царя Джосера из Третьей династии (XXVIII век до н. э.).

Ступенчатую пирамиду Медумы относят ко времени правления отца Хеопса Снофру (XXVII век до н. э.); той же эпохой датируется строительство изогнутой пирамиды в Дашуре.

Более древнее упоминание в источниках о Великой пирамиде свидетельствует, что ее возвели в память глобального катаклизма в планетарной системе, что привело к пожарам и затоплению. Арабы полагают, что пирамиды были построены до Потопа царем, у которого было видение, будто мир перевернется и звезды упадут с неба. Потому царь зашифровал в пирамиде все знания, которыми владели мудрейшее люди тех времен, включая тайны астрономии, геометрии и физики, трактаты по драгоценным камням и механизмам, о строении небесной сферы и земного шара.

Ранние иудейские свидетельства - не считая библейских «каменных столпов» - принадлежат Иосифу (I столетие), который говорил, что сефиты были творцами мудрости, которые понимали законы небесной сферы. Чтобы сохранить знания для всего человечества, ими были сооружены два памятника - один каменный, другой кирпичный - каменный сохранился до времен Иосифа.

Согласно арабским легендам, в Великой пирамиде заключается в зашифрованном виде не только карта звезд и их циклы, но и история и хронология прошлого и будущего.

Что до вопроса, кто построил Великую пирамиду, арабские историки, такие, как, к примеру, Ибрахим бен Ибн Васуфф Шах, свидетельствуют, что пирамиды Гизы были сооружены допотопным царем по имени Сурид или Саурид, которому привиделась во сне огромная планета, которая упадет на нашу планету в момент, когда «сердце Льва достигнет первой минуты головы Рака». Абу Зейд эль-Балхи цитирует древнюю надпись, в которой сказано, что Великая пирамида была построена во времена, когда созвездие Лиры находилось в созвездии Рака, или около 73 тыс. лет назад.

Известный путешественник Ибн Батута, живший в XIV столетии, утверждал, что Гермес Трисмегист (иудейский Енох), «узнав по явлению звезд, что грядет потоп, соорудил пирамиды, запечатлев в них научные трактаты и другие знания, достойные быть сохраненными».

Как считает теософ Бэзил Стюард, автор книги «Загадки Великой пирамиды», нельзя быть твердо уверенным, что пирамиду, хотя она и находится в Египте, была построена именно египтянами. Стюард утверждал, что если собрать все доказательства и тщательно их проанализировать, то будет понятно, что «семена египетской мудрости были посеяны несколькими колонистами, пришедшими в страну с миром и соорудившими эту великую конструкцию».

Этими колонистами, по мнению Стюарда, были азиатские или европейские путешественники, необыкновенно мудрые. Завершив строительство пирамиды они покинули Египет, унеся с собой свои знания.

Стюард писал, что планы возведения Великой пирамиды вынашивались задолго до начала ее строительства и были плодом труда одного-единственного мудреца, «который принадлежал к белой цивилизации, одаренной моральными, научными и культурными достоинствами, далеко превосходящей по уровню развития все остальные цивилизации». Петри согласился с этим и добавлял:

«Совершенные творения, часто относящиеся к раннему периоду (египетской архитектуры), не связаны с некой школой повсеместно распространенного учения, а скорей с группой людей, чьи феноменальные способности намного превосходили способности их современников». В отношении невероятной точности, с которой построена Великая пирамида, Петри замечал: «Она обязана своим существованием таланту одного человека».


Сравнительно не так давно российские ученые предположили, что египтяне могли быть выходцами из Индонезии, которые покинули страну, когда 10-12 000 лет назад местная цивилизация погибла в результате некой космической катастрофы, к примеру . Обнаружены астрономические карты невероятной точности, на которых местоположение звезд обозначено там, где они и должны были находиться несколько тысячелетий назад.

Также в ходе раскопок найдено несколько предметов, включая хрустальные линзы, абсолютно сферические и точные, может быть использовавшиеся в телескопах. Похожие линзы были обнаружены при раскопках в Ираке и Центральной Австралии, но в наше время они могут быть изготовлены лишь с применением абразивного материала, сделанного из окисла церия, который можно получить только электрическим способом.

Относительно же легенд, то по вопросу о датировке возведения пирамиды, если не считать упоминания о том, что она была построена за 300 лет до Потопа, они не добавляют ясности. Египтологи, установившие, что правление Четвертой династии относится к 2720 2560 годам до н. э., считают, что Великая пирамида была сооружена в 2644 году до н. э.; другие датой начала ее строительства называют 2200 год до н. э., еще 3056 лет понадобилось, для завершения работы. Согласно еще одной версии, пирамида на 1000 лет старше.

Что касается метода, использованного строителями, история не сохранила сведений. И.Эдвардс из Египетского отдела Британского музея, который всю свою жизнь посвятил поискам хоть каких-то фактов на этот счет, указывает в своем научном трактате, написанном в 1930-х годах, что ни древнеегипетские тексты, ни наскальные рисунки не проливают свет на этот вопрос.

Но египтологи сходятся на том, что первоначально строителям понадобилось расчистить плато Гиза от песка и камней до почвенного слоя, потом выровнять поверхность. Р.Энгельбах, ученик Петри, на протяжении многих лет работавший хранителем Каирского музея, полагает, что для выравнивания земли египтяне окружили стройплощадку с четырех сторон небольшими насыпями из речного ила, внутреннее ее пространство заполнили водой и проложили на нем сеть каналов. Оценить результат их трудов смог Коул, который обнаружил, что на площади 5,2 гектара отклонения от горизонтального уровня не превышали 2,5 см.

На расчищенный почвенный слой уложили прямоугольные плиты белого известняка, которые послужили покрытием, на котором была произведена укладка первого ряда облицовочных камней. Потом потребовалось укрепить на почве большие угловые блоки, чтобы образовались квадратные углы для закладки слоев облицовочных плит. Археологами без особого труда было установлено, что большая часть известковых блоков доставлялась с Мокаттамских холмов на берегу Нила, хотя некоторые блоки могли быть взяты непосредственно с холмов Гизы. На отдельных плитах красной охрой имеются названия бригад каменотесов, к примеру «Лодочная бригада» или «Сильная бригада».

Ближайший источник семидесятитонных гранитных монолитов, использованных для ограждения Усыпальницы царя, - Асуанские каменоломни, находящиеся приблизительно в 800 км вверх по Нилу; оттуда они, вероятно, переправлялись вниз по течению на баржах. У.Эмери доказал, что уже во времена Первой династии египтяне имели замечательные медные инструменты, включая пилы и долота, которыми они могли дробить и распиливать известняк, и что их технология шлифовки гранита была усовершенствована до уровня искусства. В качестве абразивного материала при распилочных работах они предположительно использовали увлажненный кварцевый песок.

Для скалывания породы с холмов египтянами были сконструированы несколько инструментов, следы некоторых из них возможно найти и сегодня в Мокаттамских каменоломнях. На сотню метров в скале прорубались штольни, между потолком и блоком, который надо было извлечь, вырезались уступы, после деревянными молотками и медными долотами, закаленными неким неизвестным способом, пробивали вертикальный паз. В этот паз вставляли смоченные водой деревянные клинья; клинья расширяясь раскалывали породу. Порой разжигались костры, и, когда лили воду на раскаленный камень, получали совершенно ровный излом.

Единственное историческое свидетельство о способе перевозки блоков к месту сооружения пирамиды принадлежит Геродоту, который писал, что, как ему сообщили в Египте, на постройку пирамиды ушло 20 лет, и целых три месяца 100 тыс. человек перевозили камни с гор. Для транспортировки огромных глыб за 10 лет была построена дорога длиной 900 метров и шириной 18 метров из отшлифованного камня, по которой на полозьях тащили тяжелые камни.

Капитан Ф.Барбер, американский морской атташе, работавший в Египте и написавший брошюру под названием «Механический триумф древних египтян», подсчитал, что, если дорога должна была возвышаться на 36 метров над Нилом, она имела бы уклон 30 см на каждые 7,5 м. полотна, что, по его мнению, является сравнительно небольшой крутизной, учитывая еще смазку поверхности. Барбер вычислил, что понадобилось бы усилие 900 человек, впряженных по двое в ряд, чтобы при помощи 4-х веревок втащить 60-ти тонный монолит по такой наклонной плоскости. Эта упряжь заняла бы пространство 67,5 м. в длину и 4,8 м. в ширину, и он считал такое размещение вполне компактным.

Барбер утверждал, что для такого количества рабочих не представляло особой трудности перемещать камни, в особенности если они были обучены передвигаться синхронно; именно потому он считал, что на таких работах были заняты разумные люди, а не вьючные животные - людей нетрудно обучить ритмичному движению, в особенности если использовать маршевую песню или подобие метронома. Моментальная сила, приложенная всеми этими людьми, позволяет им сдвинуть плиту, вес которой практически равен их суммарному собственному весу, что в несколько раз превышает их обычную тянущую силу.

Если в строю случались промежутки из-за заболевших работников, их можно было компенсировать грамотным распределением силы остальных. На рисунках, дошедших с тех времен, видно процессии, подобные реконструированной Барбером, которые включали и специально выделенного человека, который подливал некую смазку на дорогу, для уменьшения силы трения.

Другие египтологи полагают, что ввиду огромного количества израсходованного камня необходимо было много таких дорог, а сохранилось их очень мало. По мнению французского ученого Э.Амелино, в конце XVIII столетия еще сохранялись остатки наклонного пути, ведущего к пирамиде Хефрена; а следы дороги к пирамиде Микерина можно увидеть и сегодня. Египетский археолог Селим Хассан говорит, что на краю плато Гиза имеются значительные площади, выложенные большими известняковыми блоками; эта мостовая тянется в северо-восточном направлении и спускается на половину высоты плато.

Ученый считает, что это могут быть остатки дороги, которая была разрушена по окончании строительства пирамиды. Другой египетский археолог, Ахмед Фахри, уверяет, что остатки южной части дороги, состоящей из булыжников, смешанных с грязью, по-прежнему существуют недалеко от южной стороны основной мостовой.

Что до технологии строительства самой пирамиды, то в этом вопросе мнения египтологов разошлись. Геродот упоминал, что вначале была закончена верхняя часть пирамиды, после средняя и, наконец, нижняя. Это означает, что обработанные облицовочные камни устанавливались на вершине вплотную к ядру (центру), вероятно при помощи наклонной плоскости, или пандуса, которая снижалась по мере того, как строители двигались вниз; такая технология требовала использования четырех пандусов - один напротив другого.

Геродот отмечал, что облицовочные, камни поднимались с земли ступень за ступенью на деревянных кран-балках посредством механизма, который он подробно не описывал. Котсуорт рассчитал, что, если поднимать наверх камни тем способом, как указал Геродот, понадобилось бы около месяца, чтобы поднять на вершину один камень.

Барбер утверждает, что понадобились бы подъемные краны или деррик-краны, чтобы поднять огромные плиты, потому за неимением такого оборудования египтянам надо было сконструировать пандусы. Остатки таких пандусов были обнаружены у пирамиды Аменемхета в Лиште, а также в Медуме. Аэросъемка выявила также наличие пандусов в песках Дашуры. Петри считал, что облицовочный слой укладывался одновременно с внутренними блоками, и строительство вели снизу вверх. Он высчитал, что каждый день из каменоломен доставляли и укладывали до 500 блоков. Так как нижние слои содержат 50 000 блоков, потребовалось бы больше трех месяцев, чтобы уложить каждый слой.

Петри утверждает, что транспортировка блоков производилась за три месяца разлива, когда возможно было задействовать большое число рабочих и сплавлять блоки по воде. Он предполагает, что даже если на каждый камень объемом 1,12 кубического метра и весом около 2,5 тонны приходилось не больше 8 человек, они могли бы переправить десяток таких камней к пирамиде за три месяца, две недели они бы перетаскивали блоки от каменоломни по дороге, за день или два при хорошем ветре переправили бы их вниз по Нилу, и шесть недель могло бы уйти на подъем их в надлежащее место на пирамиде.

Петри высчитал, что Великая пирамида содержит около 2 300 000 блоков весом 2,5 тонны каждый, размером в среднем 127 х 127 х 71 сантиметр. Если 8 человек могли справиться с десятком камней за три месяца, то 100 тыс. человек каждый сезон могли доставлять 125 тыс. камней, таким образом получалось, что на строительство пирамиды ушло 20 лет, как и отмечал Геродот.

Эдвардс замечает, что, несомненно, в дополнение к 100 тыс. человек, которые транспортировали блоки к пирамиде, на строительстве было занято намного больше рабочих. Это были опытные каменщики и их помощники. Может быть, они жили в постройках, которые обнаружил Петри к западу от пирамиды Хефрена, где в бараках могли бы разместиться одновременно до 4 тыс. человек. Петри посчитал, что 40 тыс. опытных рабочих без труда могли обрабатывать 120 тыс. блоков каждый год; 4 человека обрабатывали бы один камень на протяжении месяца.

Петри был убежден, что каменщики укладывали слои кладки на земле, перед тем как поднимать их. Он нашел горизонтальные линии, выбитые на облицовочных и внутренних плитах, показывающие, как они подгонялись. По его мнению, работа велась под руководством опытных каменщиков, которые составляли план на весь год и руководили работами, а в периоды разливов группы чернорабочих поднимали законченные плиты и укладывали их в надлежащие места. Петри говорил, что облицовочные плиты, искусно обработанные, устанавливались в нужную позицию изнутри, тогда как внутренние слои заполняли позднее.

Двое итальянских ученых, Мараджольо и Ринальди, которые произвели относительно не так давно замеры и изложили результаты своей работы в 4-х томном труде, согласились, что внешний и внутренний слои укладывались одновременно. Они полагают, что облицовочные плиты двигали на место по тонкому слою жидкого известкового раствора, который служил смазкой, а не только связующим материалом; эти плиты с помощью рычагов поднимали на места сзади и сбоку, чтобы трещины или сколы не были видны снаружи.

Баллард отмечал, что было бы нельзя установить столь искусно обработанные блоки, не повредив их при этом; он предположил, что плиты дорабатывали по шаблону уже на месте. Поддерживая Петри, Эдварде указывает на то, что, потому как нижние слои кладки располагались на гладкой мостовой, которая выступала приблизительно на полметра за основание пирамиды, было нельзя укладывать облицовочные камни с внешней стороны, не повреждая выступающего края мостовой; также они не могли дорабатываться в кладке, так как от этого мостовая тоже пострадала бы.

Тот факт, что некоторые известняковые плиты, составлявшие мостовую, уложены ниже центральных блоков, тоже показывает на то, что центр пирамиды заполнялся после укладки внешнего слоя. По мнению Петри, внешние плиты укладывались вплотную друг к другу на земле и подгонялись по боковым, задней и нижней граням так, чтобы на месте оставалось только выровнять внешнюю грань.

По свидетельству архитектора Рекса Энгельбаха и инженера Сомерса Кларка, авторов книги «Древнеегипетские каменщики», чтобы сделать боковые грани облицовочных камней абсолютно равными, они укладывались вплотную друг к другу, и между ними проходили пилой. Однако Мараджольо и Ринальди не нашли никаких следов распилочных работ на вертикальных боковых гранях.

Петри утверждает, что обнаружил следы красной охры на лицевой стороне некоторых плит, которые не были тщательно отшлифованы, из этого он заключил, что шлифовка была поэтапная - примерно так же, как дантист обрабатывает зуб, - и одновременно производился контроль пластинами, покрытыми охрой. В любом случае окончательная пригонка облицовочных плит должна была производиться до того, как их укладывали на место.

Все камни, видимые в наше время, - внутренние, специально обрабатывались таким образом, чтобы они плотно прилегали к внешним. Они тоже хорошо обработаны, но изготовлены не из чистого белого известняка, а с вкраплениями окаменелостей. Плиты следующих слоев кладки обработаны значительно хуже и отличаются по размерам, это было сделано еще и затем, чтобы швы не совпадали. Плиты скреплялись раствором, состоявшим из песка, извести и измельченной красной керамики, что придавало ему розоватый цвет.

Петри полагал, что для подъема всех слоев облицовочных и центральных плит на верх пирамиды, использовали пандус, установленный напротив одной грани, и он определил, что его объем должен был быть по крайней мере эквивалентен объему самой пирамиды. Барбер считает, что наклонную плоскость, заканчивающуюся у вершины пирамиды, с наклоном 10 градусов, следовало начинать вести за 1 800 м. в долине Нила, такой помост на 480 м. длинней мостовой, о которой писал Геродот. Больше того, по словам Барбера, для подъема плит на пандусе надо было затратить в 4 раза больше усилий, чем на самой пирамиде.

Чтобы установить пандус у пирамиды, по подсчетам Барбера, понадобилось бы 2 100 000 кубических метров кирпичей с Нила, или в 4 раза больше камня, чем пошло на постройку пирамиды. С каждым последующим слоем кладки пандус становился все выше и длинней, но он также и сужался. По словам Плиния, пандусы сооружали из селитры и соли, их позже возможно было растворить водой, но это утверждение представляется фантастическим, так как потребовался бы целый океан воды.

В ноябрьском номере журнала «Нейчурэл хистори» за 1970 г. инженер Олаф Теллефсен высказался в том смысле, что Великая пирамида могла быть сооружена всего несколькими тысячами рабочих, если бы использовали простой механизм, состоящий из крепкой деревянной кран-балки, сбалансированной противовесами на точке опоры и укрепленной на деревянных скатах. Это, по его мнению, дало бы возможность избавиться от громоздких пандусов. Теллефсен уверял, что в Древнем Египте не хватило бы рабочей силы, чтобы соорудить пандусы высотой больше половины пирамиды. Египтологи возразили с легкой ехидцей, что доказательств теории Теллефсена пока нет.

Котсуорт полагает, что египтяне изобрели более эффективную систему для подъема камней: они использовали в качестве пандуса саму пирамиду, затаскивая камни по ее спиралевидной внешней стене.

Эта система предоставляла дополнительные преимущества, если южную стену пирамиды заканчивали раньше и далее работа велась в ее тени, а не под палящим солнцем. Однако даже если забыть про жару и представить себе весь объем работ, который выполнили египтяне, то он, безусловно, покажется невероятным. Барбер заявлял, что таким проектом должен был руководить поистине гениальный инженер: нужно было грамотно спланировать работы, распределить рабочих по разным операциям, контролировать, чтобы все работали согласованно, обеспечить необходимое количество инструментов, а также еду и жилье для работников, да еще предусмотреть действия на случай непредвиденных ситуаций.

Барбер указывал на то, что общественные работы были необходимы во время разлива, чтобы обеспечить пропитанием население. Август Менкен предположил, что кроме работников надо было обеспечить едой, жильем и охраной не менее 150 тыс. женщин и детей. Из древних текстов и рисунков Барбер почерпнул сведения о том, как обращались надсмотрщики с подневольными работниками, и сделал вывод, что для обеспечения порядка на строительстве пирамиды понадобилась бы армия в 400 тыс. человек.

Котсуорт предположил, что в стране с жарким, сухим климатом, такой, как Египет, не требовалось жилищ для работников, привыкших в качестве пищи обходиться зерном и водой, а что до санитарных условий, то они там были гораздо лучше, чем в викторианской Англии.

Отходы породы и материалов вывозились за скалы Гизы на северную и южную стороны, где они образовали завалы, простиравшиеся на сотни метров и занимавшие пространство приблизительно в половину объема пирамиды. При раскопках у подножия скалы Петри нашел слои пустынной гальки и песка, свидетельствующие о расчистке участка пустыни, необходимого для проведения строительных работ. В грудах мусора он обнаружил осколки емкостей для воды и пищи, обломки дерева и древесного угля и даже кусок древней бечевки.

Единственное упоминание о затратах на строительство пирамиды принадлежит Геродоту, который сообщал, что, по словам переводчика, сумма, затрачиваемая в день на приобретение редьки, лука и чеснока для питания рабочих, выгравирована в основании пирамиды. Однако это свидетельство выглядит недостоверным, как и другой факт, упомянутый Геродотом, что Хеопс до такой степени поиздержался за время возведения пирамиды, что вынужден был торговать своей дочерью, беря за каждую ее услугу цену одного известнякового блока.

Кингсленд подсчитал, что если 2 300 000 блоков было уложено за 20 лет, или за 7 300 рабочих дней, то требовалось ежедневно укладывать 315 камней, или 26 камней в час, при рабочем дне 12 часов. Менкен, который так пренебрежительно относился к математическим и астрономическим достижениям древних египтян, был все же вынужден признать, что, учитывая многообразие проблем, с которыми они неминуемо должны были столкнуться при строительстве, надо предполагать наличие у них более совершенных инструментов и более развитых научных знаний, чем принято считать.

Кингсленду было интересно, какими видами освещения и вентиляции пользовались египтяне во время подземных работ. Он не считал чем-то сверхъестественным то, что египтяне могли иметь орудия труда, о которых мы имеем довольно скромное представление, и применять методы, которые на сегодняшний день мы считаем оккультными. Может быть, их методы не столь, мистичные, как может показаться на первый взгляд: Локьер предположил, что, используя одно передвижное зеркало и несколько стационарных, возможно было добиться, чтобы солнечный свет доходил до любого уголка недр пирамиды.

Хотя легенды приписывают жрецам Гелиополиса способность вызывать бури и перемещать камни, какие не по силам поднять и 1000 человек, большинство египтологов решительно отвергают возможность использования таких прогрессивных методов, как лазерная технология, для разрезания камней или таких сверхсовременных и в наши дни механизмов, как антигравитационные машины, для поднятия тяжестей, настаивая на том, что все работы проводились с использованием примитивных орудий труда и неограниченной человеческой силы.

Тем не менее Эдвардс утверждает: «Хеопс, возможно страдавший мегаломанией, никогда бы за 23 года своего царствования не соорудил ничего подобного по размерам и долговечности Великой пирамиде, если бы технические достижения не позволяли его каменщикам управляться с огромными глыбами камней».

Петри высказывается в пользу неизвестного метода, говоря, что в пирамиде Хефрена есть гранитная «подъемная решетка» весом около 2-х тонн, расположенная в таком узком туннеле, что работать над ней одновременно могли только 6-8 человек. Потому как действительно для манипулирования таким весом потребовалась бы сила 40 - 60 рабочих, Петри пришел к выводу, что египтяне должны были использовать более совершенные методы строительства, не дошедшие до нас.

Хотя датский инженер Тони Брунес продемонстрировал, как огромные блоки наподобие балок в Усыпальнице царя, могли подниматься одним-единственным человеком благодаря умелому использованию клиньев и балансиров, Петри был убежден, что древние строители владели еще более прогрессивными средствами подъема и перемещения камней, нежели обычные пандусы, катки, рычаги.

Однако, может быть, одна из самых сложных тайн пирамиды касается трех гранитных пломб, которыми был замурован выход из Восходящего туннеля.

Н.Непомнящий

Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати - мастабы , а для фараонов даже еще при их жизни - огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.

Для «ба» необходимо жилище - гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача - заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.

Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях - мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.

Мастаба (по-арабски - скамья) была простейшим монументальным погребальным сооружением и имела, как правило, форму усеченной пирамиды, и состояла из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».

Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды . Сооружением этого типа является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (около 2800-2780 г. до н. э.) одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня высотой 60 м, а основание - прямоугольник со сторонами 107 X 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.

Предполагают, что руководил постройкой пирамиды Имхотеп, жрец и канцлер. В основании пирамиды Джосера лежит монолитная скала. Неизвестно, какими инструментами пользовались строители, чтобы выровнять поверхность скалы более полутора гектаров площадью. При ее создании практически не использовали подсыпку, подкладку камней, а срезали все скальные выступы. Для обеспечения защиты от грабителей, погребальный колодец располагался глубоко под подошвой пирамиды. Впервые его измерения провел Джон Перринг в 1837 г. , установив, что погребальный колодец пирамиды Джосера практически правильной цилиндрической формы диаметром 9 м и глубиной 23,5 м. Под днищем колодца располагалась погребальная капера, доступ к которой перекрывал блок гранита весом 4 тонны. Пирамида состоит из 6 ступеней. Это число в Древнем Египте не имела такого значения, как, например, 4 (4 стороны света, 4 стихии) или 7 (7 планет), предполагают, что изначально ступеней было 7, но известняк не выдерживал такой нагрузки, потому последнюю ступень разобрали.



Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур,

в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе

Пирамиды фараонов - жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях золотого сечения - деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.

К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина (около 2900-2700 гг. до н. э.). Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений.

Высота самой большой из них - пирамиды Хеопса - около 150 м, со стороной квадрата основания - 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании - 1,5 м, у вершины - 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание - гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную погребальную камеру фараона .

Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун , стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его могущества, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания - она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.

Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена, которая была всего на 8 м ниже пирамиды Хеопса, значительно ниже (почти вдвое) - пирамида Микерина, наиболее поздняя из комплекса пирамид в Гизе, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения - не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри.

Этим летом наконец-то состоялся мой долгожданный отдых в Египте. Конечно же, достопримечательностей в этой стране не так уж и много, но все это уходит на второй план, когда видишь знаменитые египетские пирамиды . Честно говоря, когда я впервые их увидела, то была поражена тем, насколько они огромные . Нет, конечно, я знала, что пирамиды достаточно большие, но чтобы настолько! Кроме того, для меня был интересен тот факт, что многие из них сохранились настолько хорошо, что сложно найти где-либо отвалившийся камушек или что-нибудь еще.

Как были построены пирамиды

На протяжении нескольких столетий ученые достаточно глубоко изучали историю Египта и, соответственно, историю построения пирамид. Но по сей день не найдено точной версии того, кто и как их построил . Некоторые из исследований ученых длились на протяжении нескольких лет, но в итоге все они приводили в тупик.

Самой большой загадкой остаются три пирамиды:

  1. Пирамида Хуфу.
  2. Усыпальница Хефрена.
  3. Пирамида фараона Микерина.

Эти три сооружения получили название «Великие пирамиды», так как они являются самыми масштабными и красивыми по сравнению с остальными.


Во время нашей экскурсии гид рассказывал нам о том, что пирамиды построены настолько идеально, что даже с самой современной техникой общество не смогло бы сделать что-то подобное . Все это время, пока мы слушали занимательные истории о том, кто похоронен внутри этих пирамид, в моей голове постоянно крутилась мысль: как же должны были быть сильны и умны те люди, которые занимались строительством этих египетских пирамид.


Некоторые ученые говорят, что пирамиды помогали строить инопланетяне, а другие утверждают, что люди, которые жили пару тысячелетий назад, сами по себе обладали какими-то сверхъестественными знаниями. Но, кстати, интересно то, что чем меньше возраст пирамиды, тем хуже она построена . Что же это получается, люди со временем забывали, как правильно строить пирамиды? Непонятно…

Тайны и загадки египетских пирамид

Я всегда думала, что пирамиды были построены для погребения в них египетских фараонов и прочих важных для страны личностей. Но по рассказам нашего экскурсовода оказалось, что в некоторых пирамидах нет никаких вещей, которые говорили бы о том, что там был кто-то погребен. Самое интересное, что даже каких-то принадлежностей, которые обычно клались в египетские усыпальницы, в некоторых пирамидах нет, только лишь различные статуи и рисунки на стенах. Некоторые египтологи уверены, что гробницы были разграблены, но вот мне совершенно непонятно, зачем ворам понадобились мумии умерших людей.

Строительство египетских пирамид по сей день остается одной из наиболее загадочных тем для человечества. Существует множество споров о том, кто и как строил эти прекрасные сооружения. Так, по вопросу происхождения объектов можно выделить сразу несколько предположений:

  1. Первая и наиболее распространенная версия основано на тезисе о том, что строительством пирамид занимались многочисленные рабы. Их понуждали поднимать блоки на вершину по специально сооруженным пандусам. Камни при этом, согласно теории, обрабатывали медными инструментами, а для транспортировки использовали также подъемники;
  2. Вторая версия, как и все последующие теории, является предположением с фантастическим уклоном. Речь идет о том, что пирамиды есть результат воздействия энергии атлантов, которые заставляли камни передвигаться одной только силой мысли;
  3. Третья гипотеза связана, конечно же, с деятельностью инопланетян, которые в давние времена соорудили пирамиды для своих конкретных целей;
  4. Говорят также и о том, что во времена строительства пирамид существовала особая человеческая цивилизация, в которой все люди были не менее 2,5 м ростом.

Это далеко не все существующие предположения, однако суть остальных мало чем отличается от приведенных выше.

Как видим, рассуждать на тему происхождения пирамид можно практически бесконечно, так как конкретных доказательств в пользу одной какой-то теории до сих пор не было предъявлено. Однако не менее интересным и спорным является вопрос о технологии строительства египетских пирамид. Здесь также существует определенная дискуссия, но все гипотезы обосновываются исключительно с технической точки зрения, что позволяет, как минимум, не сомневаться в возможности их реального существования.

В данной статье мы рассмотрим основные технологии строительства пирамид в Древнем Египте, отметив приводимые в их пользу доводы, а также имеющиеся недостатки. Но предварительно отметим основные черты, общие для абсолютного большинства предположений о конкретной технологии:

  • Бесспорным фактом является то, что технологии у египтян совершенствовались со временем. Подтверждается это реальными фактами, полученными в ходе исследований пирамид различных лет постройки. Установлено, что для более поздних конструкций характерна иная, улучшенная технология;
  • Основная масса теорий основана на том, что для строительства египтяне вырубали блоки в карьерах. При этом использовались преимущественно медные инструменты, например, зубила, долота, пробойники и др.

Ввиду последнего обстоятельства существенные различия между теориями наблюдаются в вопросах транспортировки блоков и способов их установки.

Теперь же рассмотрим подробно конкретные технологии, в соответствии с которыми, возможно, строились пирамиды Египта.

От Геродота и до наших дней

Единственным источником, в котором содержится хоть какая-нибудь информация про строительство пирамид в Древнем Египте, являются описания Геродота. Собственно, на этих описаниях и основана первая теория. Итак, основные положения этой технологии:

  1. Камни для строительства добывались в карьерах, где они выдалбливались инструментами;
  2. Транспортировку камней до места строительства осуществляли с помощью ручной силы рабов, предварительно проложив до пункта назначения широкую прочную дорогу;
  3. Непосредственно возведение пирамиды осуществлялось поэтапно, уступами. Первоначально укладывались самые нижние камни, что можно было сделать без каких-либо дополнительных приспособлений. Для всех последующих ступеней пирамиды использовали деревянные помосты. Причем один и тот же помост по завершении строительства одной ступени попросту переносили на следующую ступень.

Теперь остановимся подробно на каждом из этапов строительства. В первую очередь, поговорим о применяемом материале.

О камнях

Итак, в соответствии с самым распространенным мнением о технологии строительства пирамид материалом служили камни, добываемые в карьерах. По своему составу блоки были преимущественно известняковыми, а, следовательно, являлись достаточно мягкими. Это позволяло обрабатывать их медными инструментами.

Одновременно с материалами из известняковой породы применялись и более твердые камни: из базальта, кварцита, гранита. Они подвергались обработке уже более мощными инструментами. Так, распил таких камней и их сверление осуществлялись при помощи абразивов (например, кварцевого песка). А иероглифы наносились посредством применения кварцевых резцов. Интересно, что гранит, который наиболее прочен, раскалывали с помощью термического удара. Происходило это следующим образом: в породе обнаруживалась естественная трещина, область вокруг которой нагревалась, а затем резко остужалась. В результате порода раскалывалась.

В пользу этой теории ее сторонники ссылаются на массу камней, из которых построены пирамиды. Дело в том, что их вес, как правило, не более нескольких тонн. А это позволяет говорить о высоком уровне их транспортабельности.

Кстати, приверженцы классической теории обосновывают также причины выбора формы и размеров блоков для пирамид. По их мнению, уменьшение размеров существенно усложняло бы процесс обработки.
Однако существует у предположения о данной технологии и существенный недостаток: если согласиться с тем, что строительство пирамид осуществлялось именно так, то невозможно представить, насколько трудоемким был весь процесс. Впрочем, сроки строительства египетских пирамид действительно были впечатляющими: по свидетельству того же Геродота, одна только дорога для транспортировки каменных блоков возводилась на протяжении 10 лет.

О доставке

Общепризнан факт невероятной сложности доставки строительного материала непосредственно к месту будущей пирамиды. И именно по способам доставки камней различаются между собой отдельные направления классической теории о технологии строительства:

1. Первое предположение основано на фресках, зачастую встречающихся в древнеегипетских храмах. На них обычно изображены люди, волочащие за собой огромные статуи тех или иных правителей. В соответствии с этим некоторые исследователи рассчитали возможность перемещения подобным образом каменных блоков. Суть такого способа сводится к следующему: несколько человек (количество зависело от массы камня) тянут за собой большие сани, на которых и размещен блок (или несколько блоков). Считается, что египтяне поливали полозья таких саней водой, чтобы обеспечить достаточное скольжение.

Параллельно с этим, утверждают последователи гипотезы, применялась также и методика, основанная на применении роликов. В Египте были достаточно развиты мощенные кирпичные дороги, по которым удобнее было не тащить сани с блоками, а перекатывать сами блоки на роликах.

В принципе, подобного рода предположения вполне реальны и с точки зрения физики осуществимы. Однако имеется и один нюанс, который не учитывают исследователи: в отдельных пирамидах встречаются огромные, мощные и массивные камни, масса которых доходит до 300 тонн. Их перемещение посредством волочения абсолютно невозможно;

2. Следующий способ доставки блоков был предложен сравнительно недавно. Основан он на найденных при раскопках некоторых святилищ более позднего времени люлечных механизмах. Экспериментально было доказано, что возможно перемещение блока, размещенного на четырех механизмах, посредством перекатывания.

Однако до сих пор не обнаружено каких-либо конкретных подтверждений того, что египтяне использовали люлечные механизмы именно для блоков. Кроме того, для данной гипотезы характерен тот же недостаток, что и для предыдущей: блоки, большие по массе, невозможно передвигать при помощи таких механизмов. К тому же даже самый легкий (по сравнению с остальными камнями) блок не получится перекатывать по песку, а, между тем, непосредственно к местам постройки дороги не вели;

3. Наконец, существует еще одна точка зрения на одну из составных частей процесса строительства пирамид – на доставку материалов. Итак, ряд специалистов полагает, что каменные блоки перемещались посредством специальных помостов, из которых была устроена дорога. Помосты эти представляли собой четверти круга, благодаря чему сохраняется на одном уровне центр тяжести блока. Такая конструкция позволяет с легкостью транспортировать даже довольно тяжелые камни, особенно если речь идет о спуске их со склона, например, с каменоломни.

Про строительство

Как появлялись пирамиды Египта: строительство осуществляли исключительно за счет рабов или нет? Как египтяне поднимали блоки на такую высоту? И в этих вопросах на сегодняшний день нет единства, даже в рамках классического подхода.

С учетом того, что народ Древнего Египта не обладал всеми современными средствами по подъему камней на соответствующую высоту, наиболее оптимальным способом, по мнению большинства исследователей, являлось изготовление пандуса. Разумеется, объективно это было не самой простой метод, поскольку пандус необходим был протяженный и высокий.

Однако несколько лет назад был предложен иной вариант строительства пандуса – внутри пирамиды, что вызвало оживленные дискуссии. Суть такого способа состоит в том, что в процессе строительства пирамиды применялся внутренний пандус, устанавливаемый по ее граням и достаточно пологий, чтобы обеспечить возможность подъема блоков. Внутренняя конструкция пирамид такова, что подобный метод вполне мог применяться, однако следует сделать ряд важных оговорок:

  • внутри можно сделать только один пандус, а это значит, что сроки строительства пирамид должны были быть просто огромными, ведь блоки бы пришлось поднимать последовательно друг за другом, цепочкой;
  • использование внутреннего пандуса лишает возможности толкания блока сзади, только посредством тяги за собой, а это весьма затруднительно на поворотах;
  • пандус создает так называемый эффект туннеля, то есть при чрезвычайном происшествии все находившиеся внутри пирамиды люди были бы обречены на верную гибель;
  • подобная конструкция требует достаточного освещения, а для этого либо необходимы были окна, либо требовались факелы. Но окон в египетских пирамидах не наблюдается, а использование факелов условиях отсутствия надлежащей вентиляции на практике невозможно;
  • наконец, существенным недостатком теории внутреннего пандуса является то, что его невозможно делать на самой вершине, следовательно, последние блоки поднимали каким-то иным образом.

С учетом этих недостатков была предложена уже упомянутая технология применения полукруглых помостов. В соответствии с ней для подъема блока достаточно было лишь подтягивать его на веревке, а он сам, прокатываясь по помосту, поднимался на необходимую высоту. После завершения одного уровня помосты передвигали на следующий и так до самой вершины.

Это был бетон!

Но мы рассмотрели только лишь одну предположительную технологию строительства. Она не случайно называется классической, поскольку превалирует среди исследователей. Но мы смогли убедиться в том, что сама по себе классическая гипотеза о строительстве пирамид не является целостной, она состоит из множества разнонаправленных теорий и идей.

В противовес первой технологии около 40 лет назад была выдвинута иная гипотеза, основным тезисом которой стало утверждение о совершенно ином составе камней: было предположено, что они состоят из бетона (изготовленного на основе известняка) и каменной крошки.

С учетом этого существенно изменяется технология строительства: так, на самом первом ярусе сооружается прямоугольная опалубка, в которую заливается своеобразный бетон. Застывшие блоки нижнего ряда выступают в качестве опалубки для блоков верхнего ряда.

Подобная теория реально демонстрирует возможность создания пирамид таких размеров, а также объясняет, почему отдельные блоки так совершенно подогнаны друг к другу.

Однако у данной теории очень много слабых мест:

  • прежде всего, под сомнение ставится сам факт возможности изготовления египтянами бетона, поскольку им был известен в основном гипсовый раствор;
  • обнаружены карьеры, в которых сохранились следы работы по вырубке блоков;
  • наконец, в самой конструкции пирамиды все же существуют исключительно наружные недоработки, которые недопустимы при использовании бетона.

Заключение

Разумеется, существуют и многочисленные иные предположения, но касаются они преимущественно отдельных аспектов строительства, например, вопросов отделки камней или особенностей кладки. В отношении же всего процесса на сегодня существуют две основные и конкурирующие между собой технологии, каждая из которых объясняет одни тайны строительства пирамид, но совершенно не соотносится с другими. Появится ли третья технология или же будет окончательно доказана одна из существующих – вопрос времени.

Новое на сайте

>

Самое популярное