Домой Болезни и вредители Классный час "коми- пермяцкие игры". Подвижные игры народов севера

Классный час "коми- пермяцкие игры". Подвижные игры народов севера

Классный час на тему коми- пермяцкие игры.

Актуальность темы: Приобщение школьников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. Третий час урока физической культуры в школе в рамках учебного курса «Физическая культура» направлен на увеличение двигательной активности и развития физических качеств обучающихся, воспитанников. Для решения этой задачи нельзя не учитывать влияние регионального компонента на уровень физического развития ребенка и его физическую подготовленность. Обогатить содержание уроков физической культуры возможно за счет интеграции в образовательный процесс традиционных подвижных национальных игр, забав и развлечений. Цель: Формировать интерес к культуре коми-пермяков у детей школьного возраста посредством использования коми-пермяцких народных подвижных игр. Задачи: 1. Научить детей школьного возраста играть в коми-пермяцкие подвижные игры. 1. Сформировать уважительное отношение детей школьного возраста к коми-пермяцким подвижным играм. 2. Развивать двигательную активность детей школьного возраста через коми-пермяцкие подвижные игры.

Ожидаемый результат обучающиеся научатся играть в коми-пермяцкие подвижные игры; обучающие будут использовать народные коми-пермяцкие игры в самостоятельной деятельности; укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;образа жизни; развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств; формирование у детей уверенности в своих силах; Содержание игры Правила игры

1.« Большой мяч» (Ыджыт мяч ) Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

2. «Выгони мяч» (Вашэт мяч) На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5 - 10 м. Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочередно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдет за линию кона. Играющий, пропустивший мяч, штрафуется (сзади него кладут любой предмет). Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков. Встречая мяч, играющий может выйти за коновую линию) только на один шаг. Если мяч послан слабо и не докатился до кона, играющий также штрафуется.

3. «Кот и мышь» (Кань да шыр ) Играющие (не более пяти пар) встают в два Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши неряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. должны убегать далеко от норы .

4. «Ловишка в кругу» (Кут менэ) На площадке чертят большой круг. В середине круга кладут палку. Длина палки должна быть значительно меньше диаметра круга. Величина круга от 3 м и более в зависимости от количества играющих. Все участники игры стоят в кругу, один из них - ловишка. Он бегает за детьми и старается кого- то поймать. Пойманный игрок становится ловишкой. Ловишка во время игры не должен перепрыгивать через палку. Это действие могут совершать только участники игры. Вставать на палку ногами запрещается. Пойманный игрок не имеет права вырываться из рук ловишки

5 . «Посигутки» Играющие распределяются на две команды по жребию, одна из них - водящая. Игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором друг к другу лицом на расстоянии 1 - 2 м одна пара от другой. Затем дети также попарно садятся на траву, ноги выпрямляют, ступнями касаются друг друга. Играющие другой партии встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгнуть через ноги. Водящие пытаются осалить прыгающего игрока. Каждый осаленный встает за спиной того водящего, кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, и игра повторяется. Осаленный не должен прыгать дальше той пары игроков, которые его осалили. Водящий салит играющего только тогда, когда он перепрыгивает, при этом он не должен менять положения ног. Вариант. Играющие водящей команды могут не садиться, вытягивая ноги, а держать шнур или резинку, стоя на коленях .

6. «Почта» Игра начинается с переклички водящего с игроками: Динь, динь, дань! - Кто там? - Почта! - Откуда? - Из города... Задания могут придумывать и сами участники игры.- А что в городе делают? Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется

. 7. «Пятнашки» (Лякосьтны ) Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

8. «Стадо» (Баля табун) Во время перебежкиИграющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони стадо в поле, Погулять на воле! Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками . В конце мероприятия подводятся итоги.

Подвижные игры народов Севера и Сибири не только развивали необходимые физические качества – ловкость, силу, выносливость, но и воспитывали характер – смелость, терпение, наблюдательность, что помогало выживать в суровых климатических условиях Пятнашки на санках

Карельская народная игра

Играют несколько пар. В каждой из них один игрок везет другого, сидящего на санках. По желанию играющих или по считалке выбирается пара водящих, которые стремятся догнать любую другую пару игроков и запятнать одного из них. Салит игрок, сидящий на санках, он делает это простым прикосновением руки. Если в паре один осален, оба становятся водящими. Игра продолжается. Правила игры. Играть надо в пределах очерченной площадки. Пара, заехавшая за ее границы, становится водящей. Нельзя салить игроков той пары, которая только что была водящей.

«Стой, олень!»

Игры народов коми Играющие находятся в разных местах утоптанной снежной площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и крикнуть: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Правила игры. Разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!». Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

«Охота на оленей»

Играющие делятся на две команды. Все становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от оленьих рогов* (их количество зависит от числа детей в команде). В руках у каждого ребенка аркан. Он старается заарканить (поймать) оленя. Правила игры. Выигрывает тот, кто больше поймал оленей. Прежде чем принять участие в этой игре, надо научиться правильным приемам броска аркана. Набрасывать петлю на рога оленя следует по сигналу. Нельзя подходить к оленю ближе места, обозначенного чертой.

Варианты. Ловить одного оленя, то есть набрасывать аркан на одни рога, могут сразу несколько человек. В этом случае они должны стоять, не мешая друг другу.

Для усложнения игра может проводиться на склоне горы. Группа игроков делится на две команды, которые располагаются по двум сторонам горки; у каждой команды по мауту (аркану). Ведущий сталкивает санки с прикрепленными к ним рогами. Дети по очереди ловят оленя на лету.

___________
  • В качестве «рогов» можно использовать сухие ветки.

«Стрельба в цель с кружением»

Якутская народная игра Берется картонный диск диаметром 20–25 см, разрисованный якутским орнаментом (в старину диск делали из бересты, прошитой вдвое). Диск вывешивается на стене или на столбе. На расстоянии 3–5 м от него ставится шест (или тумбочка), вокруг которого играющий должен несколько раз пробежать с мячом и бросить его в диск (цель). Победителем считается тот, кто попадет в цель, предварительно обежав шест (или тумбочку) большее число раз. Старшим детям можно рекомендовать стрельбу в цель из лука вместо мяча.

Правила игры. Следует заранее договариваться, сколько раз надо обежать шест. Бросать в цель точно с определенного расстояния.

«Каюр и собаки»

Игры народов Сибири и Дальнего Востока На противоположных краях площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое – собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут друг другу навстречу, от одного шнура до другого.

Правила игры. Бежать надо только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть различные препятствия.

«Льдинки, ветер и мороз»

Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки, Прозрачные льдинки Сверкают, звенят: Дзинь-дзинь…

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают и говорят дзинь-дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. По сигналу «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться о том, кто с кем будет строить большую льдинку, надо тихо. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: подскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.

«Тройной прыжок»

На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.

Правила игры. Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.

Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входят от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.

Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т.д. мест заняли участники каждого звена.

Гонки на собачьих упряжках

Состязание в силе для двух игроков. Игроки становятся на четвереньки, спиной друг к другу. Затем игроков соединяют между собой веревкой, прикрепляя ее к талии каждого игрока (нужна веревка длиной 4-5 метров). Посередине между позициями игроков проводится линия. По сигналу каждый игрок пытается вытащить своего соперника за линию.

Кто кого забодает?

Два игрока становятся на четвереньки лицом к лицу, касаясь друг друга лбами. Между ними прочерчена линия. По сигналу ведущего каждый игрок пытается вытолкнуть соперника назад, при этом их лбы должны касаться друг друга на протяжение всего соревнования. Выигрывает тот, кто полностью пересечет линию.

Икушкикмяк (Ухо-локтевая ходьба)

Для этих причудливых гонок игроки ложатся на живот, распределяя свой вес между локтями и носками ног. Затем каждый игрок хватает себя за уши и держит их на протяжение всей гонки. По сигналу ведущего начинается состязание. Побеждает тот, кто сможет пройти дальше других, не отпуская ушей.

Пидлтатак (Прыжки на коленях)

Эта забава проводится в форме состязания. Игру начинают, стоя на коленях, держа руки на поясе и вытянув носки назад. По сигналу ведущего игроки вскакивают с коленей на корточки, а затем снова прыгают на колени. Игра продолжается до тех пор, пока только один игрок сможет продолжать состязание (долго это не продлится!)

Тюленьи бега

Еще одно состязание в беге, на этот раз игроки подражают тюленям. Игроки располагаются на линии старта, руками поддерживая туловище и расслабив ноги. По сигналу игроки должны начать двигаться, используя только руки - их ноги волокутся за ними, словно хвост тюленя. Определите финишную черту или ограничьте время состязания.

Тунумиу

Еще одно состязание в физической силе для двух человек. Игроки садятся спиной друг к другу, вытянув ноги. Начертите линию на расстоянии одного метра от носков каждого игрока. По сигналу каждый из игроков пытается вытолкнуть соперника за линию. Их спины должны касаться друг друга на протяжении всего состязания.

«Зайцы и собаки»

Играющие выбирают двух-трех охотников, столько же собак, остальные – зайцы. Зайцы прячутся в кустах, собаки их ищут, лают на них и гонят к охотникам. Охотники пытаются попасть в зайцев мячами или снежками (зимой). Охотник, отличившийся наибольшим количеством попаданий, становится победителем. При повторении игры ребята меняются ролями. Правила игры. Время бросания в цель дети определяют самостоятельно. Кидать мячи надо играющим в ноги.

«Волк и олени»

Из игроков выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного оленя он отводит к себе. Правила игры. Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.

«Охота на куропаток»

Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки – тундры, где имеются приспособления, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т.п.). На противоположной стороне находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов выбирают других охотников, игра возобновляется. Правила игры. Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.

«Похитители огня»

(для детей среднего школьного возраста) Игровая площадка прямоугольной формы (длиной 30–40 м, шириной 15–20 м). В каждом углу чертится круг диаметром 2–4 м. Каждый круг – крепость. Внутри прямоугольника, отступив от двух узких сторон на 4 м, рисуют линии опасности (или огня) длиной 2–3 м. Играют две команды по десять–пятнадцать человек. Они располагаются вдоль линии опасности. Каждая команда имеет капитана и выбирает себе отличительный знак (элемент национального костюма). Право начать игру первым определяется жеребьевкой. По сигналу капитан команды, начинающий игру, подходит к противникам, легким ударом по руке любого из игроков «берет огонь» и убегает к своей границе. Тот бежит за ним, стараясь поймать, пока первый игрок не добежит до границы. Пойманный становится пленником, его сажают в крепость противника. Если не удается поймать убегающего, а догоняющий доходит уже до линии опасности, то из команды соперника выбегает другой игрок, стараясь взять в плен догоняющего.

Так игра продолжается до тех пор, пока все игроки какой-либо команды не окажутся в плену. Правила игры. Когда к шеренге соперников приближается кто-либо из игроков, они все обязаны вытянуть вперед руки. Преследователь должен догонять противника до линии опасности, откуда начали игру. Преследователь, догнавший убегающего, становится носителем огня. Он может подойти к шеренге соперника и, ударив по руке любого игрока, убежать обратно к своей границе как начинающий игру. В остальных случаях преследователи назначаются капитаном тайно. Одного убегающего может преследовать только один догоняющий. Выходить за пределы игровой площадки запрещается. Пленники освобождаются в том случае, когда их друг, получив огонь от соперника, беспрепятственно проходит в крепость и касается их рукой: они все быстро бегут к своей границе. Преследователь может ловить и освободителя, и освобожденного пленника. Остальные игроки не имеют права вмешиваться в игру.

«Оленьи упряжки»

Играющие стоят вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой – каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят ручей по мостику. Доехав до стойбища (противоположной стороны площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.

Правила игры. Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.

Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки – флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает.

«Алеутская национальная борьба»

(для детей старшего школьного возраста) Борьба происходит на специальной площадке, в круге из копий, воткнутых в землю. Раздетые по пояс борцы, соревнуясь в силе и ловкости, должны оторвать противника от земли и поднять его над собой.

«Перетягивание на руках»

(для детей старшего школьного возраста) Участники садятся друг против друга. Средними пальцами правых рук сцепляются, а левыми руками упираются в левое плечо соперника и стараются сдвинуть его с места.

А вот в "Льдинку", русскую зимнюю игру, хорошо играть, когда снег не липнет в "снежки", на хорошо утоптанной площадке или ледяном крепком катке. В "Льдинку" играют отроки, то есть младшие и средние школьники, от 5 до 10 человек. Играющие, образуя круг, становятся на расстоянии 2 м друг от друга. Водящий, выбранный с помощью считалки, находится в центре и пытается "зафутболить" льдинку за пределы круга. Она должна быть достаточно крепкой и не очень большой. Остальные игроки препятствуют этому, задерживая льдинку ногами, направляют ее обратно в центр круга. Игрок, пропустивший льдинку с правой стороны от себя, меняется ролями с водящим. Договорившись, игроки могут двигаться по кругу. Если продвигаются вправо, то есть против часовой стрелки, защищать нужно свой правый фланг. И наоборот, двигаясь влево, игроки защищают левую сторону. Разумеется, льдинку водящий и игроки должны запускать так, чтобы она летела не выше коленей играющих. Руки использовать нельзя, тот, кто задерживает льдинку руками, становится в круг и водит.

В игру "Олени" ребята из Республики Коми играют в школе на уроках физкультуры. Спортивный зал - подходящая по размерам площадка для этой игры, но лучше играть на улице. Перед игрой нужно договориться о границах поля, ориентируясь на деревья, кусты или пешеходные дорожки. Выбирается водящий-оленевод. Для этого бегут наперегонки. Или, если игроков немного, то перехватывают палку руками: последний, ухватившийся за кончик палки, - водит. По команде оленевод ловит разбегающихся "оленей", на манер салок. Осаленный игрок должен остановиться. Оленевод подходит к нему и задает вопрос: "Олень или человек?" Если игрок отвечает: "Человек!", то становится помощником "оленевода" и тоже ловит "оленей". Если же он крикнет "Олень!", начинается новая погоня, но уже за "оленем". Осаленный за определенное время "олень" считается пойманным и отправляется в "загон", то есть выходит из игры. Помощники оленевода - "люди" тоже стараются осалить "оленя". Игра заканчивается, когда остается один "олень". Он и становится очередным "оленеводом".

Вот уж где дети почти круглый год играют в зимние игры, так это в зоне "вечной мерзлоты" в Якутии. Вот старинная игра "Прорубь". Оленеводы традиционно охотились и ловили рыбу. В "прорубь" играют дети примерно с 10 лет и взрослые. Играют на площадке с небольшими вырытыми в снегу ямками. Ямки ("проруби") по количеству участников без водящего располагаются на расстоянии друг от друга примерно в двух метрах. Водящий играет роль "мороза", который норовит "ударить" по ногам или заморозить лунку.

Все игроки держат прямые палки, толщиной около 5 см, длиной соответствующие росту игрока. Играют маленьким мячом из кожи, набитым шерстью. Участники опускают палки, каждый в свою "прорубь". Мяч у водящего, который стремится завоевать одну из лунок, попав в нее мячом с помощью своей палки, или осалить игрока мячом по обуви (ниже щиколотки). Если "морозу" удалось попасть в ноги "рыболова", они меняются ролями. Утопив мяч в чужой "проруби", водящий начинает считать громко до десяти. Во время счета он стремится опустить свою палку в "прорубь", а ее владелец пытается выбросить своей палкой мяч из ямки. Каждый игрок может отбивать палкой подгоняемый к его лунке мяч. Чтобы мяч не попал в ноги, игрок подпрыгивает, опираясь о палку. Соседи по "проруби" помогают: они отбрасывают мяч палками. Водящий, не сумевший отвоевать себе "прорубь" в течение условленного времени, считается проигравшим. Основные правила: нельзя бить по мячу руками, ногами, туловищем. Запрещается любое применение силы, нарушитель назначается водящим или выбывает из игры. Если "морозу" удалось занять ямку, ее бывший владелец становится водящим.

Долгой зимой крестьяне занимаются ремеслами. Сплетенные корзины, связанные шали и расписные игрушки рано или поздно нужно везти на ярмарку. Эстонская игра "Ярмарка" иллюстрирует сборы в дорогу ремесленника. Для игры не нужны специальные приспособления. А вот чем больше друзей собирается для игры, тем лучше. Водящий - "ярмарочник" присваивает остальным игрокам названия предметов, необходимых для поездки.

Например: "телега", "упряжка", "дуга", "бубенцы", "мешок", "кошелек". Игроки становятся в круг. "Ярмарочник" начинает рассказывать о своих сборах в дорогу, употребляя названия предметов, присвоенные игрокам. Тот, чей предмет назван, должен обернуться вокруг себя на каблуке одной ноги. А если игрок прозевал и не успел сразу отреагировать, то должен отдать свой "фант": носовой платочек, шнурок или записку со своим именем. Когда "ярмарочник" закончил сборы, "фанты" возвращаются владельцам после выполнения какого-нибудь задания.

Игру можно проводить в закрытом помещении, где есть стулья. В этом случае игроки не стоят в кругу, а сидят на стульях и, услышав свое шуточное "имя", вскакивают и обегают вокруг стула. Водящий заканчивает свой рассказ словами: "Ярмарка закрывается…" В этот момент игроки должны встать и бегать рядом со стульями. А когда "ярмарочник" скажет: "…ярмарка закрыта!" занять любой стул, при этом "ярмарочник", для которого стул не предусмотрен, тоже старается сесть. Тот, кому места не досталось - водит.

Коми игры на уроках в начальной школе.

Учите коми язык вместе с нами. Учите, играя.

Игры для детей, изучающих коми язык .

1.«Корсь пара» («Найди пару»).

Дети делятся на 2 команды. Команды встают лицом друг к другу. Игроки одной команды получают карточки разного цвета: синего, зелёного, красного, жёлтого, чёрного, белого, серого. Игроки другой команды получают карточки с изображениями предметов на темы «Игрушки», «Одежда, обувь», «Овощи», «Мебель», «Дикие животные и птицы», «Домашние животные и птицы» и другие. Педагог произносит словосочетание, например: горд пызан (красный стол), сьод кань (чёрный кот) и т.д. Дети должны соотнести название предмета и его признак с имеющимися у них картинками и принести педагогу.

В данной игре развивается слуховое внимание и память.

2.«Корсь да петкодлы». («Найди и покажи»).

Количество участников - можно играть с одним один ребёнком, а можно и с подгруппой детей.

После презентации новой лексики на столе раскладываются изображения предметов по разным темам «Еда, напитки», «Ягоды», «Деревья», «Части тела», «Овощи», «Животные» и другие. Например, после введения лексических единиц по теме «Еда, напитки» педагог предлагает детям или индивидуально ребёнку найти изображение того или иного предмета. Например, педагог говорит ребёнку: « Маша, корсь да петкодлы кольк» («Маша, найди и покажи яйцо»). Если ребёнок показал предмет правильно, ему даётся фишка. В конце игры подсчитывается количество набранных фишек.

Игра вырабатывает внимание и учит слышать и понимать речь педагога.

3. «Пуксьой» («Садитесь») . Игра проводится с группой или подгруппой детей.

В центре зала, группы, помещения стоят кружком стулья (сиденьями наружу); количество стульев - на один меньше количества детей.

Дети свободно двигаются по помещению под тихую коми народную мелодию. Педагог даёт разнообразные команды, а дети их выполняют: чеччалой (прыгайте), котортой (бегите), муной(идите), сувтой (стойте), сёйой (ешьте), узьой(спите), йоктой (танцуйте), мыссьой (мойтесь) и т.д. Услышав команду пуксьой (сядьте), дети должны сесть на стульчики. Ребёнок, оказавшийся без стула, выходит из игры.

Каждый раз из круга убирают один стул.(Не стоит выводить ребёнка из игры надолго: иначе он будет скучать, отвлекать других детей и не усвоит материал).

Игра помогает запомнить названия глаголов.

4. «Поръясьысь» («Обманщик»).

Педагог предлагает детям сделать зарядку. Сначала педагог медленно называет и показывает какую-нибудь часть тела (тайо ныр, пель, вом, юр, кок и т.д. (это нос, ухо, рот, голова, нога и т.д.), затем ускоряет темп и начинает обманывать - показывать не те части тела.

Дети должны коснуться той части тела, которую назовёт педагог. Игра тренирует внимание и способствует успешному усвоению лексики.

5. «Вотчом» («Сбор ягод»).

После введения лексики по теме «Ягоды» на пол изображением вниз раскладываются картины. Педагог предлагает детям пойти в воображаемый лес и собрать ягоды в корзину. Дети по очереди открывают изображение и называют ягоду - тайо пув, чод, турипув, мырпом, оз…(это брусника, черника, клюква, морошка, земляника…) Педагог детям может задать вопрос: «Маша, мый тэ вотiн?» («Маша, что ты собирала?»). Дети дают ответы в соответствии с изображением: «Ме вотi пув, чод, турипув …» (« Я собирал(-а) бруснику, чернику, клюкву…»)

Игра развивает слуховое внимание и память.

6. «Кывзы да висьтав». («Послушай и покажи»).

Данная игра рассчитана на закрепление лексического материала.

В начале игры педагог показывает детям картинки, на которых изображены различные предметы и называет их, а затем развешивает их в групповой комнате. Педагог называет слово, а дети должны найти и показать соответствующую картину.

7. «Йолога» («Эхо»).

Дети по просьбе педагога вспоминают, что такое эхо. Педагог показывает детям картину и называет слово. Дети должны повторить это слово 4 раза, с каждым разом всё тише, как настоящее эхо.

Вариант: можно также предложить детям указывать на картинки, когда педагог называет слово, а затем уже повторять его.

Игра помогает развивать память.

8. «Да-абу» «Да - нет».

После введения новой лексики педагог показывает детям изображение (но не видит, что на нём изображено) и называет предмет. Если предмет назван правильно, дети говорят: «Да», а если неправильно «Абу» («Нет»).

Игра развивает внимание и память.

9. «Тодмав, кодi тэ» («Узнай, кто ты»).

Один ребёнок с помощью коми считалки выбирается на роль водящего. К его спине прикрепляется карточка с изображением дикого (домашнего) животного или птицы. Водящий должен узнать, какое животное (птицу) он представляет, задавая вопросы остальным игрокам:

Ме-кань? (пон, вов, мос, чипан, петук, сюзь, пышкай, пыста, жонь)и т.д.

Дети отвечают да или нет (абу).

Когда он отгадывает, происходит смена водящего.

10. «Лыдпасъяс» («Числа»).

Дети стоят в групповой комнате в произвольном порядке. Педагог каждому ребёнку шёпотом говорит его число (оти (один), кык(два), куим(три), нёль(четыре), вит(пять), квайт(шесть) и т.д.) При этом 2-3 ребёнка получают одинаковые числа.Затем педагог предлагает одному из игроков найти других игроков с таким же числом. Ребёнок подходит к каждому играющему и говорит:

Ме - куим лыдпас. (Я-цифра три). А тэ кутшом лыдпас? (А ты какая цифра?).

11. «Ромъяс» («Цвета»).

Педагог каждому ребёнку шепчет на ухо название того или иного цвета (горд, лоз, кольквиж, турунвиж, горд, еджыд, руд, сьод).Дети по очереди называют свой цвет и спрашивают друг у друга какой цвет у них:

Ме - горд ром. (Я-красный цвет). А тэ кутшом? (А ты какой?).

12. «Волшебникъяс». (« Волшебники») . (На образование множественного числа существительных).

Педагог объясняет детям образование множественного числа существительных. Она говорит, что в коми языке для превращения одного предмета в множество нужно к концу слова добавить частичку -яс. Например, кань (кот) -каньяс (коты).

Потом педагог предлагает детям стать волшебниками. Она показывает картину, где изображён один предмет или игрушку и называет её:

Тайо мос (это корова).

Дети- «волшебники» превращают слово и называют:

Мосъяс (коровы).

13. Словесно-хороводная игра «Пышкай» («Воробей» ). (На основе коми старинной детской игры). В неё можно играть после прохождения лексики по теме «Птицы» для активизации и закрепления лексического материала.

Изготавливаются маски птиц (воробья, сороки, вороны, снегиря, синицы и т.д.) Выбирается водящий с помощью коми считалки:

Отик, кык, куим, нёль, коз пу йыло ошйис коль.

Водящий выбирает себе маску птицы. Педагог спрашивает:

Тэ кодi? (Ты кто?)

Ребёнок отвечает:

Ме - пышкай (жонь, пыста …) в зависимости от выбранной маски.

Ребёнок в маске встаёт в центр круга и изображает полёт птицы. Остальные играющие идут по кругу и поют такие слова:

Миян гажа сад йоро,

Локтiс пышкай (катша, жонь, пыста…) да сьыло: « Пышкай, пышкай (жонь, жонь, катша, катша…) эн вуграв, кодi нявостас,тодмав.

После этих слов ребёнок с маской закрывает глаза, а педагог указывает на какого-либо ребёнка и он мяукает, меняя голос, чтобы его не узнали. Если водящий угадал голос, он остаётся играть дальше роль птицы, а если нет, то водящим становится тот ребёнок, который мяукал.

14. «Ошко-бабо» («Медведюшка-батюшка») . (На основе коми старинной детской игры). В эту игру можно играть после прохождения темы «Ягоды» для активизации и закрепления лексического материала.

С помощью коми считалки выбирается водящий -медведь:

Тiрс, торс, куим стокан морс.Он ко водит, он и ворс.

Медведю дают маску и он садится в угол.

Детям раздаются карточки с изображениями ягод. Они идут по направлению к медведю и говорят такие слова:

Ошко-бабо, ошко-бабо и по очереди каждый ребёнок называет свою ягоду, изображённую на карточке (чодто, пувто, озто, мырпомто, турипувто и т.д. вотам). Бур вотоссо октам, а лёк вотоссо шыбитам. Дети при движении к медведю имитируют сбор ягод и выброс плохих. После произношения последних слов «медведь»- водящий осаливает подошедших к нему детей. Осаленный ребёнок становится водящим.

15. «Ёма-кулёма» . В эту игру можно играть после прохождения темы «Части тела» для активизации лексики и закрепления материла. Игра проходит живо, весело.

С помощью коми считалки

Акото, макото, чукортома, абуль, пабуль, румоно-

выбирается водящий- игрок- Ёма. Ребёнку на голову надевается платок и она садится на стул в противоположном от детей углу комнаты. Дети с одного угла идут навстречу Ёме и проговаривают такие слова и показывают на себе части тела:

- Ёма-кулёма, паськыд вома, чукля сюра, чукля кока, ыджыд пеля, лоз-лоз синма, крука киа, кузь-кузь ныра и дразнят: -бе-бе-бе и убегают. А Ёма ловит их. Пойманный ребёнок становится Ёмой.

16. «Учим новые слова» . Данная игра также используется после прохождения темы «Части тела».

Выбирается с помощью коми считалки водящий -игрок -Ёма. На голову надевается платок и он садится на стул в углу комнаты. Дети -игроки идут по направлению к «Ёме» и проговаривают слова и показывают на себе части тела:

Учим новые слова: юр по-коми - голова; ки-рука; кок-нога; Ёма- бабушка-яга; син-глаз; пель- ухо; вом-рот; ныр-нос, крючком прирос и дразнят водящего: -бе-бе-бе и убегают. «Ёма» осаливает играющих.Осаленный игрок становится водящим.

17. «Ёма доро» («К Ёме»).

Педагог рассказывает детям, что их в гости пригласила героиня коми сказки Ёма-баба. Она живёт в волшебном лесу. Мы сможем добраться до избушки Ёмы в том случае, если назовём на коми языке названия деревьев. (Дети вспоминают из своей памяти и составлют предложения из 4-х слов:

Ворын быдмо ыджыд (мича, турунвиж, кузь) коз (пожом, кыдз…)

- (В лесу растёт большая (красивая, зелёная) ель (сосна, берёза.)

Потом детям предлагается собрать воображаемые ягоды. Дети составляют предложения из 4-х-5-ти слов:

Ме вота горд, чоскыд, юмов пув. (- я собираю красную, вкусную, сладкую бруснику).

Подошли к воображаемой избушке Ёмы. Дети стучатся к ней, произнося такие звуки: тотш-тотш-тотш; тутш-тутш-тутш; татш-татш-татш.Педагог сообщает детям, что избушка откроется, если дети расскажут о своих подарках-гостинцах для Ёмы-бабы. Дети составляют рассказ по своим картинкам из 3-х-4-х предложений:

Тайо оз. (Это земляника). Сiйо юмов, чоскыд, горд. (Она сладкая, вкусная, красная). Ме радейта оз. (Я люблю землянику). Козьнала. (Дарю).

18. «Волшебный мешочек» . В эту игру можно играть при прохождении тем «Игрушки», «Овощи»…

Дети по очереди подходят к мешочку с игрушками или муляжами овощей и опускают в него руку. Ребёнок, на ощупь угадывая, какой предмет он держит в руках, говорит: менам эм сёркни, (акань)… (у меня есть репа, (кукла)…) или тайо сёркни (акань)… (это репа (кукла)…) Затем он показывает игрушку или муляж остальным играющим и они оценивают его ответ словами: (Да, тайо сёркни (акань)- да, это репа (кукла)) или тайо абу сёркни (акань) (это не репа (кукла)).

19. «Снежки» «Лым мач» . Дети встают в круг и передают по кругу один или несколько мячиков (снежков белого цвета) и говорят стишок: «Лым мач, лым мач. Тэ еджыд да кодзыд. Лым мач, лым мач. Тэ гогрос да кодзыд.» (Снежок, снежок. Ты белый и холодный. Снежок, снежок. Ты круглый и холодный.) Ребёнок, у которого по окончании стишка окажется «снежок» выходит их игры «согревать ручки», но продолжает проговаривать слова из стишка. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Третьякова Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №57"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Проект познавательно-игровой
Тема: "Игры народов Коми"
Дата публикации: 07.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №57» г. Сыктывкара ПРОЕКТ Познавательно-игровой
«Игры народов Коми»
Автор-разработчик проекта: Третьякова Ольга Юрьевна (воспитатель) Сыктывкар 2016

Актуальность темы проекта
В народных играх нет педагогической навязчивости и вместе с тем они вполне педагогичны. А.П.Усова В настоящее время одной из актуальных проблем воспитания определилось воспитание национальной культуры подрастающего поколения. Возникновение детской игры уходит корнями в далекое прошлое. Коми народ, как и многие другие народы, создавал свои национальные игры, отражая в них те или иные традиции, особенности быта и культуры. Так в играх и состязаниях происходило постепенное освоение детьми характерных приемов того или иного традиционного промысла: рыболовного, зверобойного, охотничьего и др. Окунаясь в историческое прошлое народов Коми можно выделить ряд игр и развлечений, в которые играли наши прабабушки и дедушки и в которые могут играть сейчас наши дети. Как правило, игры Коми просты по содержанию и не требуют сложных атрибутов (деревянная палочка, мяч, веревка-аркан, платок, веночек, рога, косточка – таков традиционный «набор» незатейливых игровых приспособлений). Однако, в практике современных дошкольных учреждений игры с национальным содержанием используются не везде и не всегда, и, таким образом, упускается прекрасная возможность применять данные игры как важное средство приобщения детей к национальной культуре. Именно поэтому мы решили обратиться к теме: «Игры народов Коми».
Цель и задачи проекта

Цель

проекта


активное включение игр народов Коми в игровую практику детей; создание на основе обогащенного игрового опыта детей условий для формирования их представлений о культуре и традициях народов Коми.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи.
Задачи проекта:
1. Сформировать представление детей о разнообразии игр народов Коми; поощрять их стремление больше узнать о родном крае; 2. Обогатить игровой опыт детей; учить согласовывать движения с речевым и песенным сопровождением игры; 3. Способствовать в процессе игры развитию творческих способностей детей, поощрять инициативу и самостоятельность; 4. Обеспечивать формирование целостного отношения детей к национальной культуре Коми, традициям, играм и т.д.; способствовать укреплению семейных связей через непосредственное включение в реализацию проекта всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги).
Методы и формы работы.
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности: - познавательная деятельность; - речевая деятельность; - игровая деятельность; - работа с родителями.
Ожидаемый результат:
- у детей сформировано представление о разнообразии игр народов Коми; дети проявляют инициативу во включении игр народов Коми в свободную деятельность; - повышение заинтересованности, уровня познавательной активности родителей вокруг темы увлекательного мира игр народов Коми;продуктивное
взаимодействие между участниками образовательных отношений (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем); - повышение уровня компетентности педагогов и степени их вовлеченности в практическую деятельность по обучению детей играм народов Коми, а также углублению знаний из области традиций и культуры народов Коми.
Информационная характеристика проекта

Участники

проекта:
воспитанники подготовительной группы, семьи, педагоги (воспитатели группы, музыкальный руководитель) ДОО.
Продолжительность

проекта:
среднесрочный (с 01.02.2016г. по 14.03.2016г.).
Новизна

практическая

значимость

проекта:
в ходе реализации проекта дети знакомятся с Коми краем посредством игр народов Коми, отражающих основные характерные особенности культуры и быта, традиции народов Коми. Практическая (основная) часть проекта представлена перечнем разнообразных игр народов Коми (дидактические, сюжетно- ролевые, хороводные, подвижные (различной степени интенсивности)). Обучение игровым навыкам осуществляется поэтапно. Познание традиций и приобщение детей к национальной культуре организуется посредством активного включения в привлекательную для них деятельность.
Содержание проекта (план-график мероприятий)

Период

(дата)

Действия участников образовательных отношений

Воспитанники

Педагоги

Семьи

Этап: Организационный (предварительный)
С 01.02.- по 6.02. Рассматривание иллюстраций с изображением коми нарядов, символики, иллюстраций к сказкам народа коми. Узнать дома у бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. 1.Изучение литературы по данной теме. 2.Подготовка материала. 3. Подбор наглядно- иллюстративного материала. 3.Анкетирование родителей Приложение №1. Заполнение анкет.
2 Этап: Основной
С 8.02- 07.03 Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки» (Приложение №2). Дидактические игры: - «Подбери узор» - «Собери орнамент» - «Домино» - «Укрась шапочку» (Приложение №3). Подвижные игры: - «Волк и олени» Перетягивание каната - «В салки» (Тымöн) - «Невод» - «След Ёмы» - «Охотники и утки» (Приложение №5). Сюжетно-ролевые игры: - «Мы - Оленеводы»; - «Рыбаки»; - «Коми мастерская» (Приложение №6) 1.Проведение бесед с детьми с детьми:«В какие игры играли наши бабушки и дедушки». 2.Подготовка и проведение игр. 3.Подготовка папки- передвижки для родителей «Детский фольклор коми». 4. Изготовление совместно с детьми атрибутов к сюжетно- ролевым играм. 1.Подготовка совместно с детьми атрибутов к сюжетно-ролевой игре. 2.Наглядная информация: Папка- передвижка «Детский фольклор коми» (Приложение №4).
3 этап: Заключительный
07.03- 14.03 1. Спортивное развлечение « Коми вермасьем» 1.Организация развлечения для детей совместно с Просмотр выставки детских рисунков.
(Приложение №7) 2. Рисование «как мы играем в народные игры» музыкальным руководителем. 2.Оформление выставки рисунков. 3.Презентация проекта для педагогов.
Оценка и оформление результатов деятельности
По окончанию работы над проектом нами была организована выставка детских рисунков «Как мы играем в коми народные игры», в которых дети изобразили разные виды игр. Так же совместно с музыкальным руководителем подготовили и провели для детей спортивное развлечение под названием «Коми вермасьем».
Список используемой литературы

1. Играем, учимся, растём: из коми-пермяцкого фольклора / Сост. Н.А. Мальцева. Кудымкар, 2008. - 48 с. 2. Коми ворсом да гаж: торыт да талун (Коми игры и веселья: вчера и сегодня) / Сост. JI.H. Камбалова, А.Н. Рассыхаев. - Сыктывкар: «Кола», 2007.-76 с. (4,7 п.л.) 3. Коми фольклор. Календарные обряды и поэзия: Хрестоматия / Сост. В.В. Филиппова, Т.С. Канева. Сыктывкар, 2000. - Ч. 1. - 98 с. 4. Мазуренко М.Т., МоскалюкТ.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 1997. 5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду-М, Линка- Пресс,2003. 6. Рассыхаев, А.Н. К истории собирания и изучения детского игрового фольклора коми / А.Н. Рассыхаев Н Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2008. -№ 4 (2). - С. 120-127. (0,9 пл.) 7. Рассыхаев, А. Н. Некоторые проблемы изучения современных детских игр коми / А.Н. Рассыхаев // Тез. докл. XIV Коми респ. молодежи, науч. конф.: В 2-х т. - Сыктывкар, 2000. - Т. 1. - С. 237- 238. (0,1 п.л.) 8. Сказки народов Севера.//Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991. Приложение № 1

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание в семье»
Цель: Выявление уровня заинтересованности родителей данной темой. Уважаемые родители! В рамках реализации группового проекта на тему: «Коми народные игры», просим Вас принять участие в анкетировании. Заранее спасибо за участие. 1. Считаете ли Вы тему предстоящего проекта интересной и актуальной? Да/ Нет (ненужное зачеркнуть) 2. Какие виды народного искусства Вы знаете? (перечислите) __________________________________________________________________ 3. Знаете ли Вы народные праздники и традиции? Какие? __________________________________________________________________ 4. Как часто Вы читаете ребенку русские или коми народные сказки? __________________________________________________________________ 5. Употребляете ли Вы в общении с ребенком русские или коми народные пословицы и поговорки? Да/ Нет/ Иногда (ненужное зачеркнуть) 6. Какие русские (коми) народные промыслы Вам знакомы? __________________________________________________________________ 7. Готовы ли Вы поучаствовать в творческих заданиях? Да/ Нет (ненужное зачеркнуть) 8 . З н а е т е л и в ы д е т с к и е к о м и и г р ы? К а к и е? __________________________________________________________________ 9. Хотели бы вы сами больше узнать о своем Коми крае? Да/ Нет (ненужное зачеркнуть) _________________________________________________________________ 10. Разговаривает ли кто-нибудь из членов вашей семьи на коми языке? __________________________________________________________________ 11. Необходимо ли на Ваш взгляд приобщать детей к истокам русской (Коми) народной культуре в детском саду? Если «Да», то почему? __________________________________________________________________ Приложение №2

Беседа «В какие игры играли наши бабушки и дедушки?»
Цель:Уточнение и обогащение представлений детей об историческом и культурном прошлом наших предков; развитие связной речи, закрепление коммуникативных навыков (составление связного высказывания или рассказа). Домашнее задание детям: узнать, в какие игры играли их бабушки и дедушки.Цель домашнего задания: вовлечение семей воспитанников в реализацию проекта; способствование развитию умения детей добывать информацию; пробуждение в детях заинтересованности и увлеченности самостоятельной деятельностью. Ход: В.: Ребята, в какой Республике мы с вами живём?Как называется столица нашей Республики?На каком языке разговариваем? Каждый народ веками создавал, улучшал и хранил свои лучшие игры. В играх любого народа можно увидеть труд взрослых или что-то связанное с природой. Например,игры народов Коми называются так:«Ловля оленей» (Коръясоскуталом)

Ловкий оленевод», «В медведя» (Öш), «Замерзание», «Чери-бери» и др. И у каждого народа они разные. Ребята, я вам давала домашнее задание, узнать у своих бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Так расскажите всем, про какие игры вы от них услышали. И в какие бы хотели поиграть. В.: Молодцы, что выполнили домашнее задание. У всех интересные рассказы. Узнали ещё много интересного. Вы теперь ходите в детский сад, с вами занимаются, учат играть в разные игры. А раньше детских садов не было. Дети сами придумывали разные игры. Подрастая, учили играть в эти игры младших детей. В некоторые народные игры вы тоже любите играть. Давайте поиграем с вами в игру
«
Колечко» («Гiзь, гiзь, гораньöй»). Цель игры: развитие внимательности, сосредоточенности. Сидящие на стульчиках игроки держат руки лодочкой. Один из играющих следит за движением другого, который под исполнение припевки незаметно оставляет колечко в чьи-то руки. Припевка: Гiзь, гiзь, гораньöй да батюшка Еремей. Закрывайте и прикрывайте, ищите и узнавайте, У кого гiзянь? Угадав, игрок меняется местами с тем, у кого обнаруживает спрятанную вещь. Приложение №3

Дидактические игры:
1. «Подбери узор» Цель: Обучение называнию элементов коми орнамента и умению находить пару по образцу. Материал: карточки с изображением коми орнаментов. Ход: Ребёнок подбирает коми орнамент, называет его и находит ему пару. 2. «Собери орнамент» Цель: Обучение узнаванию коми орнамента, закрепление умения анализировать, сравнивать, собирать из частей целое, самостоятельно составлять узор, находить общее и различия в узоре; развитие зрительного внимания; воспитание привычки доводить начатое до конца, добиваться цели. Материал: карточки с кусочками орнаментов. Ход: Ребёнку необходимо собрать орнамент из нескольких разрезанных карточек (пазл). 3. «Домино» Цель: Обучать узнаванию коми орнамента, флоры и фауны Коми края; закрепление умений анализировать, сравнивать; развитие зрительного внимания; воспитание умения добиваться цели. Материал: домино с изображением коми орнамента, зверей республики коми, атрибутов. Ход: Играют от 2 до 4 человек. Карточки переворачиваются рубашкой вверх и перемешиваются. Каждый игрок берет по 6 карточек. Остальные карточки находятся в резерве, образуют так называемый «базар». Первым ходит игрок, у которого есть дубль – фишка с двумя одинаковыми картинками. Если дубля нет ни у кого, игроки берут еще по одной карточке. Каждый игрок поочереди, по часовой стрелке выкладывает 1 карточку, так чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока подходящей карточки нет, он идет на «базар» и берет карточки, до тех пор пока не найдет нужную. Если на «базаре» карточек больше нет, игрок пропускает свой ход. Если никто изигроков не может ходить, игра окончена. Производится подсчет очков: 1 карточка составляет 1 очко, дубль – 2 очка. Выигрывает игрок с наименьшим количеством очков. 4. «Укрась шапочку» Цель: Обучение умению узнавать коми орнамент, закрепление умения анализировать, сравнивать; обучение самостоятельному составлению узора, умению находить общее и различия в узоре; развитие зрительного внимания; привитие чувства эстетики.
Материалы: шапочка из картона, различные узоры коми орнаментов. Ход: Ребенок самостоятельно выкладывает на шапочку карточки с изображением коми орнамента, называть орнамент, тем самым украшая шапочку. Приложение №4
Папка-передвижка «Детский фольклор народов Коми»

Цель: расширить представление родителей по данной теме. Коми народ даёт представление об основных этических и моральных нормах народа, он имел большое значение в воспитании детей. В фольклоре коми представлены различные жанры: мифы, отражающие ранние представления народа об окружающем мире и месте человека в нем; эпические сказания и легенды, сказки и песни, пословицы и поговорки.
Мифы и легенды.

ми мифоло́

гия
- комплекс мифологических представлений, общий для трёх коми народов - зырян, пермяков и язьвинцев. К настоящему времени мифология коми была в значительной мере утрачена в процессе христианизации. Древнейший источник - «Житие Стефана Пермского» (XV век) - повествует о многобожии у коми (боги воды, воздуха, охоты, многочисленные божества леса), о поклонении животным, деревьям, огню, солнцу, воде и идолам («Золотая баба»), ср. золото как атрибут обско-угорских и других мифологических персонажей).
Леге́

нда
- одна из разновидностей не сказочного прозаического фольклора. Письменное предание о каких-нибудь исторических событиях или личностях. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано. Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, слово приобрело дополнительный смысл: так называют события и деятелей (например, «Легенда рока»), получивших признание и почёт.
Отличия легенды от

мифа:

 легенда - реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Часто в легенды в имени одного героя, включены другие герои (Илья Муромец), либо портрет существующего героя изменен до неузнаваемости (Крали Марко).  миф - полностью вымышленные персонажи и сюжеты (Прометей; Пандора). Однако миф может иметь моральный смысл, и таким образом миф переходит в притчи и басни (Мидас и золото).
Э́

пос
- героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей.
Сказки и песни.
Сказки у коми в древности, как и у других народов, выполняли производственно-магическую функцию. «Отзвуком» этого назначения является обычай рассказывать их накануне охоты с целью обеспечить успех в ней . Этот обычай можно связать с представлениями многих наро- дов мира о том, что такие сказки первоначально предназначались лесным духам. Их рассказывали во время охоты в лесу, в лесной избушке и обяза- тельно вечером. Лесной дух, по народным верованиям, приходил слушать сказки и оставлял на это время без присмотра лесных животных, которые и попадали в капканы и ловушки, поставленные охотниками . Существовали в коми народной традиции и определенные сроки рас- сказывания сказок. Общим в культуре самых разнообразных народов яв- ляется то, что сказки запрещалось рассказывать днем, при дневном свете и в течение лета, разрешалось же рассказывать ночью и в зимнюю пору. Традиция рассказывания сказок всегда поддерживалась, передавалась из поколения в поколение, творчески развивалась благодаря наличию в
народной среде знатоков этого прозаического жанра: они перенимали от старшего поколения сказочное наследие, хранили его в своей памяти, чтобы исполнять сказки и передавать их молодому поколению.
Пословицы и поговорки.

Пословицы и поговорки
- меткие выражения, созданные народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли н а р о д о в. П о с л о в и ц ы, к а к п р а в и л о, и м е ю т п р я м о й и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие по словицы, датируются XII веком. Без крыльев не полетишь - Бордтöг этша лэбалан Без работы ничего не добыть - Уджтöгыд нинöм оз шед Без работы ничто не по вкусу, любая пища не лезет в рот - Уджавтöгыд нинöм оз чöсты, быдтор вомсьыд усьö Без работы скоро протянешь ноги - Он кö уджав, регыд на-й кыстö нюжöдан Приложение №5
Подвижные игры:

1.Волк и олени
Из числа играющих выбирается волк, остальные – олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного, волк отводит к себе. Правила игры: Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
2.Перетягивание каната
На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три – начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов. Правила игры. Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной.
3.«В салки» (Тымöн)
По жребию выбирают водящего. Заранее обговаривают территорию и условия игры. Все разбегаются, а водящий догоняет их. Кого настигнет, того пятнает рукой, произносит «Тым». А сам убегает. Запятнанный теперь уже становится водящим, также гоняется за всеми игроками. Игра иногда усложняется, например, в условленном месте нельзя пятнать. А для достижения комического эффекта, когда играют одни мальчики, водящего в считалке называют женихом, если же играют и девчонки, то водящий в считалке называется невестой. Тымысь-тамысь, Мынтöмшогысь, Синпöлажöникысь –
Тым!
4. «Невод»
Играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают яркий платок или венок из цветов и помещают в центре хоровода, изображающего невод. На расстоянии 1,5-2 м. от хоровода устанавливают четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал. Правила игры: игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу, разрывать круг нельзя.
5. «След Ёмы»
Выбирают Ёму, за ним пристраиваются игроки. Ёма идет, искривляя ноги, прыгая в сторону, отступая назад. Остальные все делают также, как он. У кого не получается, или кто сделает хуже всех – выходит из игры. Кто останется последним, становится Ёмой.
6. «Охотники и утки»
Из игроков выбирают двух охотников, остальные будут утками. На расстоянии 15 м. друг от друга чертят две линии, за которыми становятся охотники. Между ними бегают утки. Задача охотников – попасть мячом по бегающим уткам и таким образом выбить их из игры. Если утка поймает мяч в руки, у него будет дополнительная «голова» (юр), которая дает возможность остаться в игре, когда ему попадут мячом. «Голову» можно дать уже выбитому игроку, чтобы он продолжил игру. Охотников меняют два последних оставшихся игрока, или ими становятся по своему желанию. Приложение №6
Сюжетно-ролевые игры:

«Мы – оленеводы»

Цель. Закрепить знания детей о труде оленеводов. Формировать умение объединяться в небольшие группы для совместной игры. Атрибуты: чум с коми орнаментом, рыболовные сети, нарды и т.д.
«Рыбаки»
Цель: помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре; помочь развернуть сюжет. Атрибуты: сеть рыболовная, удочки, рыбы, бинокль и т.д. Роли Ролевые действия Капитан судна Ведёт судно, обнаруживает в бинокль косяки рыб, бросает якорь, отдаёт команды рыбакам. Рыбаки Раскручивают сеть, бросают в море, ловят рыбу, раскладывают в ящики по сортам и видам. Водитель- экспедитор Подъезжает к кораблю, покупает у рыбаков рыбу, загружает её в машину и отвозит в магазин. Продавец Принимает рыбу у экпедитора, выкладывает её на полки магазина, продаёт покупателям
«Коми мастерская»
Цель: умение договариваться, придумывать сюжет игры. Атрибуты: пимы без орнамента, варежки, носки и т.д. Дети придумывают роли (например заказчик, мастер, покупатель и т.д.), приносят вещи мастеру и указывают что им надо починить, поправить. Приложение №7
Спортивное развлечение

« Коми вермасьем»

Цель
: удовлетворить потребность детей в движении, спортивные навыки; развивать глазомер, быстроту реакции, выносливость, смелость; воспитывать любовь к родному краю его традициям. Предварительная работа: беседа о культурном наследии коми народа, прослушивание коми песен, стихов, загадок, народных игр, чтение сказок.
Ход
: Дети под коми музыку входят в зал и строятся в одну линию. Ведущая: «Видза оланныд, дона ёртъяс! »- «Добрый день, ребята!» (Ведущий читает стихотворение)
Коми край!
Живу я в коми крае Там Родина моя. Где все там расцветает И расцветаю я. Все – и леса, и речку, И бабушкину печку Я в сердце сохраню, Я родину люблю! И для меня все важно, Что рядом, что вокруг И счастлив день мой каждый. Мой край – мой лучший друг. - Ребята, а вы любите свой коми край? Что именно вам нравится в нём? - Как мы уже с вами говорили, коми народ раньше, да и по сей день занимаются такими отраслями, как охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. И в играх коми народа можно увидеть труд взрослых или что-то связанное с природой. Например: «Ловля оленей»
(Коръясоскуталом)
, «
Ловкий оленевод», «В медведя» (Öш) и многие другие игры.
-
Сегодня мы проведем спортивное развлечение с коми народными играми, заданиями и посмотрим какая из команд быстрее и сильнее. - Мы с вами разделимся на 2 команды. Первая команда будет называться «Медвежата», а вторая «Оленята» Участники должны быть меткими, ловкими, быстрыми и выносливыми. Ведь мы коми народ. За каждую победу в эстафетах команда получает флажок. Победит та команда, которая больше получит флажков. - И так ребята, разделитесь на две команды (заранее разделены), выберите себе командира и постройтесь за зелёную черту. И так, 1 задание - « Болото». Необходимо с флажком в руках пробежать по кочкам, не упав в болото, перескочить через дерево и бегом дать эстафетный флажок следующему игроку команды. Побеждает та команда, в которой все игроки быстрее выполнят упражнение и командир поднимет флажок. 2 задание - «Чья команда больше набросит колец на рога оленя». Капитаны раздают кольца каждому человеку из своей команды. На расстоянии 2 метров установлены «рога оленя». По-очереди участники бросают кольца на рога. Победит та команда, которая больше забросит колец. 3 задание – Конкурс капитанов. -Ребята, а кто такой Яг-Морт? (ответы детей) - Яг - Морт – герой преданий народов Севера. На языке коми-зырян «яг» – лес, лесной, «морт»– человек. «Яг – Морт» означает «лесной человек». На самом деле из преданий следует, что Яг-Морт – это не просто лесной человек, а лесное чудовище. И сейчас нашим капитанам предстоит собрать пазл с изображением Яг-морта Какой капитан из команды быстрее соберёт Яг-Морта, получит для свой команды флажок.
Участники команды активно болейте за своих капитанов. Задание 4 - "Чери-бери" Сначала одна команда встаёт внутри круга (круг диаметром 4 метра). Другая команда с мячом – за линией. По команде бросают мяч в тех, кто располагался внутри круга. Чья команда больше выбивает игроков, тот получает флажок. 5-Задание – «Рыболовы». Игрок бежит с ведром и удочкой до сетки, на которую прикреплены рыбы (из картона), берёт рыбу, кладёт в ведро и бежит обратно, передаёт ведро и удочку следующему. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. И последнее наше 6 Задание - «Перетягивание каната» 2 команды берутся за разные концы каната. По сигналу начинают тянуть канат к себе, выигрывает та команда, которая перетянет на свою сторону. Получают флажок. - Молодцы ребята, справились со всеми нашими заданиями. В заключении нашего спортивного развлечения предлагаю всем поиграть в игру под названием «Стой олень»
«Стой, олень!»
Играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены). Выбирается пастух. Получив палочку, он выходит в середину площадки. После сигнала: «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснутся его палочкой и сказать: «Стой, олень!». Тот, кого коснулась палочка, от ходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей. Правила игры: разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!», осаленные отходят в условленное место, салить надо осторожно. - Молодцы! Какие вы все ловкие и смелые! Давайте теперь подведем итоги, подсчитаем у какой команды больше флажков, у «Медвежат» или «Оленят»?
Подведение итогов. Награждение команд медалями. - На этом наши весёлые соревнования подошли к концу. Любите, цените и уважайте свою родную природу, наш любимый Коми край. Аддзысьлытодз!- Досвидание! -Под коми музыку выходят из зала.

КОМИ НАРОДНЫЕ ИГРЫ

Слепой горань; Жмурки (Синтӧм горань)

У определенного с помощью считалки игрока платком завязывают глаза. Покрутив на месте, его спрашивают: «Вала, песла либӧ турунла?» («За водой, дровами или сеном?») или «Гораньӧй, гораньӧй! Кытчӧ мунан: чӧдла или озла?» («Горань, моя горань! Куда пойдёшь: за черникой или земляникой?») Независимо от выбранного ответа, его отталкивают в какую-либо сторону. После этого он начинает искать. Поймав игрока, водящему надо отгадать имя. Только после этого пойманный станет водящим. Во время вращения водящего можно приговаривать также следующие приговорки:

Шапка-тотарка, закрыты,

Если хочешь, ищи,

Но только не поймаешь!

Или:

Ступу лови,

Пест лови,

А меня не лови!

Рукоятка жернова; Молчанка (Изки карнан)

Каждый выставляет большой палец правой руки и кулаком захватывает большой палец другого игрока. Так образуется вертикальная цепь кулаков. После этого игроки, стоя на своих местах, или вращают импровизационной «мельницей», или медленно двигаются по ходу солнца и приговаривают:

Кто заговорит - 10 щелбанов,

Кто не заговорит - 10 калачей.

Или:

Рукоятка жернова и коромысло,

Кто заговорит - 10 волос,

Кто заговорит - 10 щелбанов,

Кто заговорит - 10 ударов,

Кто заговорит - 10 щипков,

Кто заговорит - 10 притопов.

После произнесения приговорки игроки замолкают и начинают друг друга щипать, толкать, чтобы кто-то рассмеялся или сказал слово. Кто первым рассмеётся или скажет какое-то слово, его наказывают и затем продолжают играть дальше.

Мышь и угол (Шыр да пельос)

Из числа игроков выбирают водящего, который становится «кошкой», остальные «мьлпки». Играют в помещении с пустующими углами. Если угла не всем хватает, можно использовать стул. «Мышки» становятся по углам, а выбранная «кошка» ходит между ними и приговаривает:

Мышка, мышка, дай мне угол!

В какой-то момент «мыши» меняются углами, а «кошке» в это время надо успеть занять освободившийся угол. Кому не достанется угол, становится водящим.

Медведь-бабушка (Ошко-бобе)

Из числа игроков считалкой определяют водящего, который становится «медведем», остальные - «собиратели ягод». Можно играть на улице и дома: если играют на улице, водящий заходит в овраг и присаживается, если в доме становится на корточки, и его накрывают шубой. Игроки ходят вокруг него, наклоняются - показывают сбор ягод, и поют:

Медведь-бабушка, медведь-бабушка,

Чернику собираем, бруснику собираем,

Хорошую ягоду возьмём,

Плохую ягоду оставим.

В удобный для себя момент водящий набрасывается на убегающих игроков. Пойманный игрок становится новым «медведем».

Воробей (Пышкай)

С помощью считалки выбирают участника, который становится «воробьём». Глаза ему завязывают платком. Остальные («кошки») ходят вокруг него и поют:

В наш весёлый сад

Прилетел воробей и поёт.

Воробей, воробей, не дремли,

Кто мяукнет, узнай?

Когда все умолкнут, кто-то из игроков мяукает. Если водящий отгадает мяукнувшего, то они меняются местами, а если нет - дальше будет водить.

Маленький воробушек (ичотик пышкай)

Выбранный по желанию или считалкой «маленький воробушек» ходит внутри круга и показывает всё, что поётся в песне:

У маленького воробушка живот болит.

Где ходил, где ходил, маленький воробушек?

У маленького воробушка нога сломалась.

У маленького воробушка рука болит.

Где ходил, где танцевал, маленький воробушек?

У маленького воробушка голова болит.

У маленького воробушка глаза болят.

Где ходил, где был, маленький воробушек?

У маленького воробушка уши болят.

Где ходил, где был, маленький воробушек?

У маленького воробушка зубы болят.

Где ходил, где был, маленький воробушек?

Потом на его место выходит другой игрок.

Каравай (тупось нянь)

Игрокя держатся за руки, ходят кругом вокруг «именияника», следуя словам песни, руками показывают глубину, высоту и т.д.:

Как на Людины именины

Испекли мы каравай,

Каравай, каравай,

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины.

Кого хочешь, выбирай?

Стоящий в кругу игрок выбирает одного игрока, который входят вместо него в круг.

Дядя Семён (Семён дядь)

Игроки встают в круг, поместив одного в середину. Все ходят по кругу и показывают то, о чём поётся в песне:

У дяди Семёна было,

Было семь детей.

Все семеро такие:

С такой головой,

С такой бородой,

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими ртами.

Они не работали, не работали,

Потом сделали вот так...

После этих слов стоящий в кругу показывает какую-то фигуру. Кто позже всех повторят, тот входит в круг.

Гизь-гизь, горань; Колечко

Из числа игроков выбирают водящего и «кизь пуктальысь» (прячущего пуговицу). Игроки садятся на стулья, лавку или становятся полукругом и перед собой прижимают ладони, образуют «лодочку». Прячущий пуговицу берёт в свои ладони пуговицу (щепку, горошек, монету) и начинает раскрывать ладони остальных, чтобы тайно от водящего кому-то оставить. Прячущий может оставить пуговицу и у себя. Водящему можно смотреть за движениями руки. Когда водят руками, все поют:

Гизь-гизь, горань,

И батюшка Еремей,

Прикрывайте, закрывайте,

Ищите, узнавайте,

У кого моя гизянь?

Если водящий узнает, у кого находится пуговица, тогда сам становится её прячущим, у кого нашли пуговицу - водящим, а прячущий встаёт к остальным. Если водящий не отгадает, ему говорят «тiрс-торс, одного зуба нет». Если трижды не отгадает, он «остаётся без трёх зубов», ему дают задание спеть, потанцевать и т.д. Прежде на молодёжных посиделках проигравшего вынуждали сообщить имя любимого или любимой. Если отказывался, его брали за руки и ноги и подбрасывали вверх до потолка.

Игра с верёвкой (Гезъйон ворсом)

Игроки встают кругом, обеими руками держатся за верёвку, которая образует круг. Выбирают одного участника, который входит в круг. Ему надо найти удобный момент и резким движением прикоснуться до чьей-нибудь руки. Игрок, чтобы не попасться, убирает одну руку с верёвки. Тогда водящему нельзя трогать другую руку. Кого осалят, тот становятся водящим.

Два оленя; Горелки

Игроки встают в колонну друг за другом парами, держась за руки. В нескольких метрах впереди спиной к ним стоит водящий. Последяя (вариант первая) пара внезапно или по сигналу выбегает, чтобы обежать водящего с обеих сторон ряда и взяться за руки. Водящему надо поймать одного из них. Кто остаётся без пары (вариант кого поймают), тот водит. Вновь образовашая нара встаёт впереди (позади) остальных, а последяя (первая) пара снова бежит.

Царь

Сначала выбирают «царя». В земле роют небольшую ямку размером с мяч. Установив очерёдность между собой, с нескольких метров каждый скатывает мяч через ямки. Кто попадёт мячом в лунку, тот становится «Царём». Он садится на установленый в кругу полено и кладёт мяч в ямку. В двух-трёх метрах от царя стоят игроки, которые готовы по его слову или убежать подальше или схватить мяч. Чьё имя произнёс царь, тот быстро хватает мяч из ямки и после слова царя «Стойте!» («Сувтӧй!») бросает по убегающим. Кому попадёт тому царь даёт какое-то задание: попрыгать на одной ноге до какогото места, потанцевать, спеть и т.д.

Игра в круг

В круг входят игроки. Заранее выбранный участник стоит на линии круга и бросает мячом в них. Кому попадает мяч, тот старается быстрее взять его в руки и бросить в следующего игрока. Если попадает, второй игрок бросает мяч третьему игроку, который потом и становится бросающим мяч из-за линии круга.

Котёл (Порт)

На плотном снегу или земле роют круглую ямку (25 - 30 см диаметром), которое будет котлом. Вокруг него на расстоянии 2 м игроки по кругу делают лунки - «лу». Если играет 10 человек, роют 8 лунок. Выбирают сторожа котла и водящего. Сторож котла бросает в сторону сяр или мяч. Игроки занимают битой свою лунку. Задача водящего - забросить сяр в котёл, или найти подходящий момент и битой занять освободившуюся лунку. Стоящие около своих лунок игроки ищут момент, чтобы своей битой занять котёл. А сторож котла охраняет свою лунку от проникновения шара и бит. Оставшийся без лунки игрок становится водящим

Новое на сайте

>

Самое популярное