Домой Комнатные цветы Тема: Индивидуальное лидерство

Тема: Индивидуальное лидерство

Истинное лидерство – это…

Сегодня существует огромное количество самых разнообразных примеров лидерства. Удачного и неудачного, положительного и отрицательного, эффективного и неэффективного. Ниже представляем попытку размышления на тему, что же такое истинное лидерство.

Истинное лидерство – это активность, это проявление инициативы в чем-то и взятие на себя ответственности за что-то. Это обретение способности и выполнение чего-то лучше, быстрее, качественнее, эффективнее.

Истинное лидерство – это прогресс! Это обязательно эволюция. Только тот, кто ведет людей к развитию, может считаться лидером.

Истинное лидерство – это служение, это забота о нуждающихся в вашей заботе, защита нуждающихся в вашей защите, помощь нуждающимся в вашей помощи.

Истинное лидерство – это сотрудничество во имя всеобщего благоденствия и процветания. Не война и борьба, в результате которых обязательно кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает, а именно сотрудничество и сотворчество. Ведь само слово «победа» содержит в себе почти свою противоположность – слово «беда».

Истинное лидерство – это решение стоящих перед людьми задач, будь то разрешение проблем или использование новых возможностей.

Истинное лидерство – это верность выбранному пути, это смелость и мужество в преодолении возникших на пути преград.

Истинное лидерство – это не гонение людей, а ведение их к свободе, равенству, братству, обретению высших общечеловеческих ценностей.

Истинное лидерство – это обязательно равновесие между милосердием и состраданием с одной стороны и справедливостью и строгостью с другой стороны.

Истинное лидерство – это импульс, искра, толчок, мотив, побуждающие людей становиться лучше, добрее, эффективнее.

Истинное лидерство – это энергия и сила Бога, изливающаяся на Землю через наиболее способного и готового ее пропустить индивидуума.

В нашей галерее лидерской славы (см. сверху вниз) изображения и портреты таких удивительных легендарных и даже мифологических лидеров-героев, как Геракл, Язон, Одиссей, Атлант, Один, Илья Муромец, Мерлин, Король Артур, Микула Селянинович

VS-лидерство, или Осознайте разницу

2 типа лидерства

Брайан Трейси в своей книге «100 абсолютных законов успеха в бизнесе» выделяет два типа лидеров:

1. Трансформационный лидер, или лидер-преобразователь. Этот лидер прокладывает новые пути, является мечтателем и провидцем. Такие качества лидера мотивируют, вдохновляют людей на действия далеко за гранью того уровня, на котором они действовали ранее.

2. Транзакционный лидер, или лидер-реализатор, является наиболее важным и фундаментальным. Лидер-реализатор добивается результатов с помощью организации работы других людей.

Из книги Ваш билет на экзамене жизни. 102 ответа на жизненно важные вопросы автора Некрасов Анатолий Александрович

Из книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности автора Шмидт К. О.

Истинное знание людей Тот, кто «обучил» свое зрение, постепенно начинает видеть людей такими, каковы они есть на самом деле – общеизвестно, что тот, кто знает себя, знает и других людей. Два вспомогательных средства находятся в нашем распоряжении – с одной стороны, умение

Из книги Все возрасты и секреты счастья автора Ефимов Георгий Михайлович

Понимание истинное и ложное Настоящее понимание отличается от игрушечного только одним – отражается ли оно в вашей жизни или нет.Если вы понимаете, что нужно быть финансово обеспеченным, но продолжаете работать за маленькие деньги на бесперспективной работе –

Из книги Возвыситься над суетой автора Аллен Джеймс

Из книги Стать успешным никогда не поздно автора Батлер-Боудон Том

Из книги Не отступать и не сдаваться. Моя невероятная история автора Ренсин Дэвид

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Лидерство ли это? Фрагмент известной картины Питера Брейгеля-старшего «Вавилонская башня» очень хорошо символизирует проблематику лидерства, актуальную сегодня как никогда ранее за всю историю человечества. В основу этой картины положен сюжет из Первой книги Моисея о

Из книги Руководство по выращиванию капитала от Джозефа Мэрфи, Дейла Карнеги, Экхарта Толле, Дипака Чопры, Барбары Шер, Нила Уолша автора Штерн Валентин

Истинное лидерство – это… Сегодня существует огромное количество самых разнообразных примеров лидерства. Удачного и неудачного, положительного и отрицательного, эффективного и неэффективного. Ниже представляем попытку размышления на тему, что же такое истинное

Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт Тору

WWW-лидерство Гари Хамел в своей книге «Манифест лидера. Что действительно важно сегодня» пишет, что Всемирная сеть предоставляет множество возможностей для реализации увлеченности, поскольку в ней: никто не может уничтожить хорошую идею; любой желающий может

Из книги Магия сетевого бизнеса. Мастер-класс для начинающих автора Рашидовна Осинская Ирина

Истинное предназначение лидера – это… Вот некоторые из основных представлений об истинном предназначении настоящего лидера. Служить, защищать, заботиться, помогать и поддерживать. Светить, быть солнцем для других – быть передатчиком воли Свыше. Обрести ясное

Из книги Бизнес-психология автора Готсданкер Арье

Из книги Счастье автора Кийосаки Роберт Тору

Из книги Семь стратегий богатства и счастья автора Рон Джим

Берет свое начало в 20-х годах ХХ века, когда впервые начал появляться интерес к управлению как к науке. Первое, на что обратили внимание исследователи, это на возможное наличие общих черт характера у различных известных лидеров. Так появилась теория черт, или «Теория великих людей». К сожалению, теория не была успешной. Оказалось, выявить общие черты очень трудно. Конечно, встречалось много общего. Такие черты, как высокий интеллект, большой багаж знаний, яркая внешность, уверенность в себе и прочее. Но создать общий портрет лидера не получалось. Люди, не обладающие вышеперечисленными качествами, тоже были выдающимися лидерами.

Следующим шагом исследователей стала ситуационная теория лидерства. Согласно ей, лидер порождается сложившейся ситуацией. В зависимости от задачи лидер может меняться. Руководитель может ориентироваться на решение задачи или на отношения в коллективе. Ф.Фиддер провел ряд исследований по этому вопросу и выявил зависимость стиля лидерства от ситуации в коллективе. Если в коллективе благоприятная ситуация, доброжелательные отношения и сотрудники воспринимают лидера, уважают и слушают его, эффективным будет лидер, ориентированный на задачу. Он сможет ставить точные задачи и быть требовательным. Слаженный коллектив работает быстрее. Та же схема работает и в неблагоприятной ситуации, где лидера не воспринимают, не уважают. Лидер, ориентированный на решение задачи, также будет эффективен.

В средней степени благоприятности, где есть проблемы в коллективе и сотрудники не знают, как воспринимать лидера, успешнее будет тот лидер, который ориентирован на отношения. Создать благоприятную ситуацию, наладить отношения в коллективе — первостепенная задача лидера.

Третий шаг исследователей - системная теория лидерства. Здесь лидерство и лидер рассматриваются с точки зрения групповой динамики. Группа рассматривается как система, лидерство - организация отношений в группе, лидер - субъект управления этим процессом.

Виды и стили лидерства

К. Левин с точки зрения стиля и методов работы выделил следующие виды лидеров: авторитарный, демократический, попустительский.

Авторитарный стиль лидерства.

Человек, наделенный властью, сам принимает все решения, отдает приказы. Такой начальник - «деспот». Проблемы сотрудников его мало волнуют, ему важен рабочий процесс, решение поставленных задач. Он единоличный правитель.

Демократический стиль лидерства.

Начальник работает в контакте с подчиненными. Коллектив принимает участие в обсуждении задач и принятии решений. Такой стиль упрощает решение задач, поддерживает более теплые отношения в коллективе. Но задачи выполняются не так быстро, как при авторитарном стиле лидерства.

Попустительский стиль лидерства.

Лидер есть, но его не видно. Группа работает самостоятельно. Сама обсуждает и принимает решения. Лидер практически не оказывает влияния на работу группы. При таком стиле лидерства группа может работать эффективно, но тратит много времени на организацию рабочего процесса.

С лидерством мы сталкиваемся на протяжении всей нашей жизни. Староста в школе, капитан футбольной команды, начальник на работе. Вопрос о том, какой лидер или стиль лидерства будет наиболее эффективен, остается открытым. Нужно учитывать огромное количество факторов, таких как размер группы, степень доверия в группе и к руководителю, общение в группе, поставленные задачи, сроки выполнения, характер руководителя и прочее. В каждой определенной ситуации нужен определенный лидер.

В экспериментальной практике выделено несколько типов лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-умелец.

Точно можно сказать, что группа без лидера не существует. Лидер организовывает, направляет, мотивирует группу.

Елена Любовинкина - консультант, психолог

-
- Как это – управлять людьми, вести за собой, быть лидером? Как руководить людьми так, чтобы другие реализовывали твою идею и задумку, получали удовольствие от работы и приносили прибыль общему делу? Люди, которыми приходится управлять, такие разные – у них разный характер и ценности, разный уровень профессионализма и желание профессионально расти и развиваться, как найти индивидуальный подход? Как работать с каждым и работать с командой – мотивировать, находить эффективные решения, добиваться высоких результатов? Наш тренинг «Ситуационное лидерство» ответит на эти вопросы! Вы можете пройти его в любое, удобное время,

2. Индивидуальное лидерство как реализация поведенческих моделей.

Индивидуальное и групповое лидерство будем рассматривать с использованием разных теорий лидерства. Сразу скажем, что на практике лучше не сосредотачиваться на одной теории, а уметь комбинировать достоинства разных теорий, отбирать их в зависимости от конкретной Вашей работы.

1. Лидерство как проявление индивидуальных черт.

Мы продолжаем рассматривать вопрос о том, что такое лидерство и кто такой лидер, поднимаемый в первой теме.

Лидер, в отличие от нелидера, - это личность, обладающая определенными чертами , наличие которых позволяет предсказать, во-первых, вероятность занятия этой личностью лидерской позиции , во-вторых, предсказать результаты деятельности данной личности в статусе лидера. «Лидеры должны быть построены из правильного материала». Такое объяснение лидерства дают теории черт .

Исторически это первые теории лидерства, появились более 100 лет назад. Первоначально сопоставлялись «черты великого человека» или лидера и черты нелидеров. Например, чем Екатерина Великая, Петр первый и пр. отличается от своих подданных? В последующие этапы развития теорий черт анализировался вопрос: Можно ли предсказать конечный результат лидерства на основании отдельных черт?

В итоге было выделено много черт личности, позволяющих определить силу лидерства. Так, в 1940 г. К. Бэрд составил список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерских». По некоторым из этих черт доказано их хотя и не ярко выраженное, но влияние на результаты деятельности.

В 40-е г.г. ХХ века многие ученые анализировали собранные в результате эмпирических исследований многочисленные факты о качествах лидеров.

В 1948 г. Стогдилл сделал обзор более ста исследований и обнаружил, что изучение личных качеств лидеров дает противоречивые результаты. Однако он выделил ряд приоритетных черт хозяйственного лидера (лидера в организации): интеллект, стремление к знаниям, надежность, ответственность, активность, социальная компетентность. Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях лидеры, действующие наиболее эффективно, обнаруживали разные личные качества, и сделал следующий вывод: человек не становится лидером, а также руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Был сделан мостик к ситуационным теориям лидерства, о которых позже в другой теме.

Аналогичную идею выдвинул Р.Манн. Вместе с тем он так же, как и Стогдилл, выделил те качества, которые в значительной степени влияют на поведение человека как лидера:

    интеллект (Манн обнаружил, что результаты 28 независимых исследований указывали на положительную роль интеллекта в лидерстве);

    приспосабливаемость (это качество подчеркнули 22 исследования);

    общительность (результатам 22 исследований);

    способность влиять на людей (согласно 12 проведенным исследованиям это свойство человека напрямую связано с лидерством);

    отсутствие консерватизма (из всех исследований 17 выявили отрицательное влияние консерватизма на лидерство);

    восприимчивость и эмпатия, т.е. умение понять другого, вжиться в его роль (результаты 15 исследований говорят о том, что эмпатия играет в лидерстве определенную, хотя и не значительную роль).

Вопрос: Лидерские черты – это данное от рождение или развиваемое?

Многие черты заложены природой. Но выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества. В человеке, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты. В этой связи интересно высказывание: Искусству быть лидером нельзя научить, ему можно только научиться. (Гарольд Дженин )

То есть, можно научить, но активное самостоятельное развитие лидерства дает больше плодов.

Важно также понимать, что социокультурная среда влияет на трактовку черт личности и это доказано многими исследованиями.

Как бы вы расшифровали такую черту лидера-руководителя, как внимательность к последователям? В Великобритании лидера считают внимательным, если он показывает подчиненному, как работать с оборудованием, тогда как в Японии очень внимательный лидер помогает подчиненным решать их личные проблемы.

Даже приведенные примеры трактовки лидерских черт в разных странах показывают, что важны не сами по себе качества, а их проявление в поведении и влияние лидерского поведения на групповую и организационную эффективность. Поэтому далее возникли иные теории, о них будем говорить позже. Но объяснение лидерства через лидерские качества актуально и сегодня.

Свидетельством тому выступает огромное количество книг по лидерству, где каждый автор предлагает свой перечень характеристик эффективного лидера. Например, один из самых известных экспертов по вопросам руководства компаниями Уоррен Беннис (W. Bennis), почетный профессор управления Южно-Калифорнийского университета, в своей книге “On becoming a Leader” (1989/1994) этот список видит таким: Направляющее видение, Доверие, Страсть, Любознательность, Целостность личности, Дерзновенность.

Доказательством популярности теории черт является и появление уже в настоящий период теории трансформационного и харизматичного лидерства.

В завершении этого вопроса, рассмотрим в качестве любопытных примеров некоторые соотношения, обнаруженные между отдельными личностными характеристиками и лидерством.

1. Лидеры обычно обладают чуть более высоким интеллектом, чем их последователи. Но не намного. Претенденту на лидерство ни в коем случае нельзя отрываться от среднего интеллектуального уровня его последователей. «Чересчур умные» неминуемо отторгаются группой людей, они «далеки от народа». Интеллектуал в среде посредственных людей может занять место ближайшего помощника, тайного советника лидера, но не статус самого лидера.

2. Мотивация власти. Многие лидеры движимы сильным желанием власти. У них сильна концентрация на собственной персоне, забота о престиже, честолюбие, избыток энергии. Такие лидеры, как правило, лучше социально подготовлены, проявляют большую гибкость и способность к адаптации. Властолюбие и способность к интригам помогают им длительное время оставаться «на плаву». Но они не всегда эффективны, следовательно, их лидерство ставится под сомнение.

3. Исследование исторических записей показало, что среди 600 известных монархов наиболее знаменитыми были либо очень высокоморальные, либо исключительно аморальные личности. Отсюда можно предположить, что есть два пути к знаменитости: надо или быть образцом морали и добродетели или обладать беспринципностью Хотя здесь смешивается известность и лидерство.

4.Американский психолог Симонтон (Simonton) собрал информацию, касающуюся 100 личностных свойств всех президентов США. Сюда входили характеристики семей, в которых они росли, образование, прежние занятия и собственно черты личности. Только три из этих переменных: рост, размер семьи и количество книг, опубликованных президентом до того, как он вступил на эту должность, - коррелируют с эффективностью деятельности президента на своем посту. Симонтон установил, что президенты США, выросшие в небольших семьях, чаще оставались в истории как великие политические деятели. Например, Франклин Рузвельт, которого считают одним из самых выдающихся американских президентов, был единственным ребенком. Остальные 97 характеристик, включая и черты личности, согласно результатам данного исследования вообще никак не связаны с эффективностью человека в качестве лидера.

5.Существует небольшая положительная зависимость между ростом человека и вероятностью, что он станет лидером группы. Можно утверждать, что у высокого человека чуть больше шансов стать лидером. Однако не стоит забывать, что величайшими лидерами были Наполеон, Гитлер, Ленин, Сталин и множество других, которые не могли похвастаться высоким ростом.

6.Как ни странно, существует очень мало свидетельств того, что такие черты, как харизма, смелость, склонность к доминированию или уверенность в себе являются показателями эффективности деятельности человека в качестве лидера.

Итак, взаимосвязь между личными характеристиками и лидерскими способностями можно обнаружить. Но в целом очень трудно предсказать, насколько хорошим лидером будет человек, только на основании его личностных черт. Поэтому со временем исследователи стали склонятся к мнению, что недостаточно рассматривать одни лишь черты личности. Нужно учитывать и ситуацию, в которой эти черты проявляются. Это не значит, что свойства личности вообще не влияют на шансы стать лидером. Просто нужно рассматривать как личность человека, так и характер ситуации, в которой ему или ей приходится играть лидерскую роль. Согласно этой точке зрения, для того чтобы стать эффективным лидером, не нужно быть «великим человеком». Скорее,нужно оказаться подходящим человеком в подходящем месте и в подходящее время .

Сущность реформаторского или преобразующего лидерства имеет ряд общих характеристик с харизматическим лидерством, но при этом трактуется несколько иначе (рис. 1).

Исследование практики хозяйствования организаций свидетельствует о том, что в обычной ситуации не всегда требуется харизматическое лидерство для достижения высоких результатов в бизнесе. Чаще всего оно подходит для тех случаев, когда последователями сильно идеологизируется свои желания и пути их достижения. Во многом это объясняет частое наличие харизмы у лидера, проявляющего себя в религии, политике или военных действиях. Важность харизматического лидерства для бизнеса растет по мере необходимости проведения в фирме радикальных изменений в связи с наличием кризисной ситуации. В этих обстоятельствах и возникает другая концепция лидерства: концепция лидера – реформатора или лидера – преобразователя.

Рис. 1. Типы лидерства в зависимости от цели последователей и характера отношений их с лидером

Лидер-реформатор должен мотивировать своих последователей через повышение уровня сознательности их при восприятии ценности и важности поставленных целей, обеспечение им возможности совмещать свой личный интерес с общей целью, создание доверительной атмосферы и убеждение последователей в необходимости их саморазвития. Лидер-реформатор является преобразователем, а не спасителем, он проявляет творчество, но никак не «кудесничество», за ним стоят реальные обстоятельства, а не мифы, он приводит своих последователей от результата к результату, а не от обещаний к обещаниям, он ориентирует людей на конкретный труд, а не, на дивиденды, его целью является не изменение мира, а изменения в мире через развитие.

Модель преобразующего или реформаторского лидерства

Модель реформаторского или преобразующего лидерства подразумевает наличие у лидера и последователей некоторого типа поведения, пригодного, для творческих способов решения проблем в кризисной ситуации (рис. 2).

Рис. 2. Модель преобразующего или реформаторского лидерства

Для каждого уровня управления можно описать свой характерный набор деловых качеств и требуемый уровень компетентности. При этом самый высокий уровень управления фирмой требует соответственно и большей компетентности. Отметим, что для предприятия малого или среднего бизнеса руководитель должен в себе объединять все эти качества. Эти требования подразумевают не только наличия таланта, но и существенного запаса знаний.

Отличительные характеристики модели преобразующего или реформаторского лидерства

Модель имеет ряд следующих отличительных характеристик:

  • для лидера признается необходимым влиять на последователей через вовлечение в управление, быть самому частицей группы организации, но не «стоять над ней», поддерживать с энтузиазмом совместные усилия. От последователей необходимо не слепое следование за лидерами, а критическая оценка предоставленных возможностей и продуманный подход к своим действиям, уменьшение эмоционального влияния и увеличение значимости в поведении рациональности.
  • по причине того, что доверительная атмосфера развивает сильнейшую взаимозависимость между последователями и лидером, то может возникнуть серьезная опасность того, что руководитель себя окружит соглашателями, или наоборот, руководитель будет идти на поводу у подчиненных. Эти описанные традиционные подходы для лидера-преобразователя не пригодны.

Проблемы реформаторского лидерства

Проблемы лидерства являются основными для достижения эффективности организации. С одной стороны, лидерство рассматривают как наличие некоторого набора качеств, приписываемых тому, кто удачно воздействует на других, а с другой - лидерство является процессом преимущественно несилового воздействия в направлении достижения организацией определенных целей.

Определение

Лидерство – это специфический тип управленческого взаимодействия, который основан на самом эффективном сочетании разных и направлен на побуждение людей к достижению каких - либо целей.

Как тип отношений управления лидерство отличается от собственно управления и построено больше на отношении типа «лидер - последователи», нежели чем на отношении «начальник - подчиненный». Не каждый менеджер в своем поведении использует лидерство. Не обязательно продуктивный менеджер - это эффективный лидер, и наоборот. Успешность управления плохого лидерства не компенсирует.

Подходы к изучению лидерства отличаются комбинацией трех базовых переменных: качеств, поведения и ситуации, в которой лидер действует. Важнейшую роль играют при этом характеристики и поведение последователей лидера. Каждый подход предлагает свое собственное решение проблемы эффективного лидера.

Традиционные концепции предлагают определять эффективное лидерство на базе либо лидерских качеств, либо образцов поведения его. Ситуационность в данных случаях не принималась во внимание. Такие концепции утонули в конечном счете в бесконечном множестве обнаруженных качеств и образцов поведения, не создав все же завершенной теории.

Подходы, которые основаны на ситуационном характере лидерства, предлагают эффективность лидерства объяснять через влияние внешних факторов, при этом не принимая во внимание лидера как личность.

Современные концепции делают попытки объединить преимущества и достижения традиционного и ситуационного подходов, они концентрируются на способностях лидера создать новое видение решения проблем и, используя свою личностную харизму, вдохновить своих последователей и вызывать у них энтузиазм к осуществлению действий по достижению поставленной цели.

От Махатмы Ганди до Уинстона Черчилля и до Мартина Лютера Кинга существует много видов лидерства при наличии лидера. Бизнесмены и психологи разработали и упростили систему основных видов лидерств, и это может помочь лидерам, стремящимся понять, какой тип в какой ситуации им стоит использовать.

Итак, когда вы управляете командой на работе, когда вы капитан команды, владелец корпорации – какой из вариантов ведения людей лучше? Сознательно или подсознательно, но вы наверняка воспользуетесь некоторыми “стилями” лидерства, описанными в этой статье. Понимание этих стилей и их правильное применение поможет вам выработать свой собственный стиль управления, чтобы стать более эффективным лидером.

Теории лидерства

Исследователи разработали много разных теорий лидерства за прошедшие годы. Все они поделены на три основные группы:

Теории характерных черт. Из каких людей получаются хорошие лидеры? Эти теории говорят о том, что у всех лидеров есть общие черты и особенности, благодаря которым они и лидеры. Ранее эти теории выдвигали идею лидерства, как что-то врожденное, что либо есть в человеке, либо нет. К счастью, люди оставили эту мысль позади и сейчас мы все больше узнаем о том, что каждая индивидуальность может сделать для повышения своих лидерских качеств с помощью других и себя.

Основное достоинство этих теорий в том, что они помогают обнаружить и объяснить основные качества, которые необходимы любому лидеру. Примерами могут служить сочувствие, настойчивость, принятие верных решений, способность располагать к себе. Ни одно из достоинств или комбинация оных не гарантирует успеха на лидерском поприще. Лидеру нужно больше, чем основные черты остальных таких же, как и он сам.

Поведенческие теории. Что делает хороший лидер? Данные теории сфокусированы на том, как ведут себя лидеры. Диктуют ли они свои условия, ожидая пи этом положительной реакции? Или же они дают право голоса своей команде, дабы высказать доверие?

В 30-х годах американский исследователь Курт Левин разработал структуру поведения лидера при принятии решений. Разделено все это было на три основных пункта:

· Единовластный лидер, который не согласуется ни с кем при принятии решений. Это может быть уместно, если есть необходимость в быстрых мерах и мнение команды не так важно для успешного результата.

· Демократичные лидеры, согласующиеся со своей командой, позволяющие вносить свою долю в общее решение. Этот стиль важен, когда общее мнение имеет определенное значение, но вызывает трудности в случае если идей и перспектив слишком много.

· Невмешательство. Лидеры дают основное право в принятии решений своим сотрудникам. Этот стиль наиболее уместен в случае если команда состоит из умелых и мотивированных людей, которых лидер знает не первый день. Также, такой стиль может существовать в случае, если лидер ленивый и отстраненный, и в таком случае все может пойти ко дну весьма быстро.

Все исследователи единодушно приходят к выводу о том, что каждый из существующих стилей лидерства уместен в разное время. Поэтому самые успешные лидеры это использующие разные стили лидерства в зависимости от ситуации.

Поведенческие теории можно разделить на две части. Одни теоретического характера, другие практического. Поговорим о вторых, о теориях обстоятельств, которые входят в общие поведенческие теории.

Как ситуация влияет на лидера? В сущности эти теории являются частью поведенческой теории, и гласят о том, что поведение лидера зависит от ситуации. Эти теории предписывают какой стиль будет уместен в каждой ситуации.

Какой стиль руководства избрать, когда надо принимать решения быстро? Каким образом вести себя, когда нужна полная отдача от команды? Стоит лидеру быть ориентированным больше на задачу или людей? Эти вопросы наиболее часты в теориях обстоятельств.

Одной из самых популярных структур в этом секторе является ситуационная теория лидерства Херси и Бланшара, названная теорией жизненного цикла, которая связывает работу с личным профессионализмом каждого отдельного члена команды. Под профессионализмом подразумевается опыт в данной проблеме, ответственность, личная мотивированность.

Теории власти и влияния.

Что является источником власти лидера? Данные теории разработаны в обратную сторону, где лидеры используют власть и влияние для успешного достижения определенных целей, и стиль их лидерства появляется как результат.

Одной из самых известных теорий среди подобных является теория пяти основ власти Френча и Рейвена. Эта модель базируется на двух основных факторах, использования вашего положения для достижения власти и использования собственных умений для получения власти. Френч и Рейвен определили три основных вида власти в зависимости от положения(закон, награда и принуждение) и два источника личной власти(экспертиза и умение располагать к себе).

Другой популярный стиль лидерства, исходящий из раздел теорий власти и влияния, это трансакционное(деловое) лидерство. Эта точка зрения предполагает, что работа делается только по причине дальнейшего вознаграждения, и поэтому все внимание направлено на исполнение работы и способы вознаграждения. Этот стиль используется в большинстве современных организаций.

Современное понимание лидерства

С учетом всех теорий, структур, точек опор лидерства, лидер должен рассматривать личные особенности свои и своей команды.

Сам собой напрашивается вывод, что есть один тип лидерства, который уместен в большинстве корпоративных ситуаций – это трансформационное лидерство. Лидер, использующий этот стиль:

· Дает чистые победы

· Четко взаимодействует с общим видением картины

· Дает хороший пример

· Ожидает лучшего результата от команды

· Ободряет

· Помогает

· Правильно оценивает работу и людей

· Находит стимулы для команды

· Вдохновляет

Коротко говоря, трансформационные лидеры исключительно мотивирующие и вызывающие доверие. Когда ваша команда верит вам и действительно вдохновлена вами, то вы можете достичь больших вещей.

Говоря о том, как трансформационное лидерство может подходить во многих бизнес-процессах, необходимо не забывать, что существуют ситуации, когда этот стиль не самый лучший.

Ключевые пункты

Вне зависимости от существования самых эффективных стилей лидерства, не существует единственного стиля лидерства, который подойдет для всех ситуаций. Чтобы выбрать наиболее подходящий стиль лидерства, оперируйте следующими пунктами:

· Мастерство и опыт вашей команды

· Сложность и вовлеченность (что-либо обычное или что-то новое, требующее необычного подхода)

· Рабочая атмосфера (устойчивая и консервативная или новаторская и смелая)

· Ваш предпочтительный или естественный стиль

Хорошие лидеры часто переключаются между стилями инстинктивно, в зависимости от людей, которыми они руководят, и работы, которая должна быть сделана. Работайте над доверием – этой ключевой аспект этого процесса – и не забывайте следить за разницей в потребностях вашей организации и вашей команды.

Новое на сайте

>

Самое популярное