Домой Грибы Олимпиада по истории 11 кл. О ком идет речь? Определение названия исторического источника

Олимпиада по истории 11 кл. О ком идет речь? Определение названия исторического источника

Цель олимпиады по истории: поиск и дальнейшее развитие интеллектуальных и познавательных способностей одаренных учащихся средних школ и лицеев по настоящему увлекающихся историей.
Это самый эффективный инструмент отбора талантливых ребят.

Олимпиадные задания по истории 11 класс с ответами

Олимпиадные задания по истории 11 класс

Задания олимпиад по истории 11 класс с ответами

Задание 1. Прочитайте отрывок и определите, о каком произведении древнерусского зодчества идет речь.


«Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился... собор в Киеве – главный православный храм домонгольской Руси. Он был начат строительством в княжение Ярослава Мудрого, а освящен в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников. Первоначально... был деревянный, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на его месте монументальный каменный храм».

А) об Архангельском соборе;
б) об Успенском соборе;
в) о Дмитровском соборе;
г) о Софийском соборе.


Задание 2. Прочитайте описание деятельности древнерусского князя и определите, о ком идет речь.
«Он приказал уничтожить идолов: деревянных жечь, а каменных разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами просили не трогать их богов. Добрыня с насмешкой говорил им: “Нечего вам жалеть о тех, которые себя оборонить не могут, какой пользы вам от них ждать?” Он приказал, чтобы все шли креститься. Некоторых удалось уговорить, и они шли по своей воле; а других воины тащили силой. О новгородцах сложилась поговорка: что их “Путята крестил мечом, а Добрыня огнем”.


а) о Владимире Мономахе;
б) о Владимире Святом;
в) о Ярославе Мудром;
г) о Святославе Игоревиче.


Задание 3. Порядок назначения на должность в зависимости от знатности рода и заслуг предков носил название:


а) кормление;
б) полюдье;
в) крепость;
г) местничество.


Задание 4. В результате походов князя Святослава на хазар Хазарский каганат


а) попал в зависимость от Византии;
б) был присоединен к Киеву;
в) подвергся насильственной христианизации;
г) перестал существовать как самостоятельное государство.


Задание 5. С городскими восстаниями XVII в. связаны даты:


а) 1617 г., 1618 г.
б) 1606 г., 1607 г.
в) 1670 г., 1671 г.
г) 1648 г., 1662 г.



а) договор о ленд-лизе между США и СССР;
б) Декларацию объединенных наций;
в) соглашение с США и Францией о военных поставках;
г) Атлантическую хартию.


Задание 7. По какому принципу выстроен ряд?


а) вел. кн. Николай Николаевич, Н.Н. Юденич, Н.И. Иванов, Я.Г. Жилинский, А.А. Брусилов, Н.В. Рузский.
б) А.Н. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, С.Ф. Щедрин.
в) И. Гизель, А.И. Лызлов, М.В. Ломоносов, И.Н. Болтин, Г.Ф. Миллер, И.И. Голиков.


Задание 8. Из приведенных рядов исключите один лишний элемент. Объясните ваш выбор.


а) В.И. Ленин, И.В. Сталин, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко, М.С. Горбачев.
б) Бородино, Плевна, Аустерлиц, Мукден, Балаклава, Прейсиш-Эйлау.
в) Адриан, Тихон, Сергий, Алексий I, Пимен, Алексий II, Кирилл.


Задание 9. Расположите в хронологической последовательности


а) Заключение Портсмутского мира;
б) Мятеж на броненосце «Потемкин»;
в) Созыв Первой Думы;
г) Начало мятежа Чехословацкого корпуса;
д) Объявление России республикой;
е) Подписание Брестского мира.


Задание 10. Соотнесите исторического деятеля и род его деятельности.


1. Макарий
2. Сильвестр
3. Иван Федоров
4. Григорий Скуратов-Бельский
5. Джильс Флетчер

А. Дипломат, автор описания Московского государства
Б. Русский митрополит, автор «Четий-Миней»
В. Настоятель Благовещенского храма, автор «Домостроя» и участник Избранной рады
Г. Видный опричник, предполагаемый убийца митрополита Филиппа
Д. Русский первопечатник
Е. Полководец, член Избранной рады, бежавший в Польшу, откуда начал переписку с Иваном Грозным.


Задание 11. Заполните пропуски в тексте.


Ещё в конце 1647 года казацкий сотник... (1)... бежал с Украины в Запорожье, а оттуда в Крым. Вернувшись с татарским войском и избранный в гетманы казацкой радой, он поднял всю Украину, поразил польские войска при Жёлтых Водах, Корсуни, Пиляве, осаждал Замостье и под... (2)... заключил выгодный мир; потерпевши неудачу под Берестечком, он согласился под Белой Церковью на мир гораздо менее выгодный, чем предыдущий. В течение всего этого времени... (3)... занимал выжидательную политику. Однако царские войска приняли участие в подрыве казацко-крымского союза, направленного на изгнание поляков с Украины: накануне битвы при Пилявцах донские казаки по приказу царя напали на Крым, и орда не смогла выступить на помощь казацкой армии.
Белоцерковский мир возбудил народное неудовольствие; гетман принуждён был нарушить все условия и в стеснённых обстоятельствах обратился с просьбой о помощи к «царю восточному». На... (4)... , созванном по этому поводу в Москве, 1 октября 1653 решено было принять казаков в подданство и объявлена война Польше.


Задание 12. Работа с картой. Рассмотрите карту и ответьте на вопросы.

а) Определите, карта какого сражения здесь представлена.
б) Когда оно произошло?
в) В ходе какой войны оно произошло?
г) Кто командовал русскими эскадрами?
д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?


Задание 13. Анализ документа


Таже меня взяли от всенощнаго Борис Нелединской со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли: их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда ж россветало в день недельный, посадили меня на телегу, и ростянули руки, и везли от патриархова двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в темную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил; во тьме сидя, кланялся на чепи, не знаю - на восток, не знаю - на запад. Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно. Бысть же я в третий день приалчен, - сиречь есть захотел, - и после вечерни ста предо мною, не вем-ангел, не вем-человек, и по се время не знаю, токмо в потемках молитву сотворил и, взяв меня за плечо, с чепью к лавке привел и посадил и ложку в руки дал и хлеба немножко и штец похлебать, - зело прикусны, хороши! - и рекл мне: «полно, довлеет ти ко укреплению!» Да и не стало ево. Двери не отворялись, а ево не стало! Дивно только - человек; а что ж ангел? ино нечему дивитца - везде ему не загорожено. На утро архимарит с братьею пришли и вывели меня; журят мне, что патриарху не покорился, а я от писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцу под начал, велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут, и под бока толкают, и за чепь торгают, и в глаза плюют. Бог их простит в сий век и в будущий: не их то дело, но сатаны лукаваго. Сидел тут я четыре недели.

1) Как называется литературное произведение, отрывок из которого здесь представлен?
2) Как называется событие в истории Русской православной церкви, непосредственным участником которого был автор? В каком году произошло это событие?
3) Кто был главным противником автора данного произведения?
4) Что было главной причиной сопротивления автора церковным властям?


Задание 14. Напишите эссе.


Н. С. Хрущёв и его реформы. Насколько актуальны они были для 50-60-х годов XX века и для сегодняшней России?

Ответы к олимпиаде:


Задание 1 - г
Задание 2 - б
Задание 3 - г
Задание 4 - г
Задание 5 - г
Задание 6 - б

Задание 7
а) командующие фронтами в годы Первой мировой войны
б) русские живописцы XVIII века
в) русские историографы XVII-XVIII веков

Задание 8
а) Г.М. Маленков, поскольку он никогда не был фактическим лидером коммунистической партии.
б) Мукден, битва с участием русских войск там произошла в начале ХХ века, тогда как все остальные имели место в XIX столетии.
в) Адриан, поскольку он жил в XVII и был последним патриархом досинодального периода, все остальные - патриархи ХХ века.

Задание 9 - б, а, в, д, е, г
Задание 10 - 1Б, 2В, 3Д, 4Г, 5А.
Задание 11. 1 – Богдан Хмельницкий, 2 – Зборов, 3 – Алексей Михайлович, 4 – Земский собор.

Задание 12.
а) Чесменское сражение
б) 5-7 июля 1770 г.
в) русско-турецкая война 1768-1774 гг.
г) адмирал Григорий Спиридов и контр-адмирал Джон Эльфинстон, под общим командованием графа Алексея Орлова
д) Наваринский бой 1770 г., сражение при Наполи-ди-романья 1770 г., Хиосское сражение 1770 г., Патрасское сражение 1771 г.

Задание 13.
1) Житие протопопа Аввакума им самим написанное
2) Раскол. 1653 г.
3) Патриарх Никон
4) Непризнание реформ патриарха Никона, стремление придерживаться старых обрядов и порядков в церкви

Задание 14.
1) Знание исторических фактов
2) Владение теоретическим материалом (понятия, термины и т.д.)
3) Аргументированность суждений и выводов
4) Знание историографии проблемы, мнений историков
5) Внутреннее смысловое единство, соответствие теме
6) Оригинальность решения проблемы, аргументация.


Олимпиада школьников по истории

2009–2010 учебный год

Окружной этап

11 класс

1. Замените выделенный курсивом фрагмент текста историческим термином:

а) «Одним из результатов монгольского завоевания первой половины XIII в. стало установление системы вассальной зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды …».

б) « Период времени, в течение которого запрещался выход крестьян от помещиков в Юрьев день (осенний) , начал постепенно вводиться еще с 1581 г., а в общегосударственном масштабе был введен указом царя Федора Иоановича в начале 90-х гг. XVI в.».

в) «Наиболее значительным мероприятием, осуществленным в России в рамках «Александровской» модернизации, стало создание в губерниях и уездах всесословных органов местного самоуправления с хозяйственной компетенцией начиная с 1864 г.».

г) «Решение о начале процесса объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные коллективные хозяйства было принято XV съездом ВКП(б) в 1927 г. В целом этот процесс был завершен в СССР к 1933 г. на основе преимущественно насильственных методов, включавших репрессии по отношению к зажиточной части деревни, затронувшие также значительную часть средних слоев крестьянства ».

2. Ознакомьтесь с текстом документов и ответьте на вопросы:

«Поставив нам эти условия. Вы, господин Прези­дент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали? Наши свя­зи с Республикой Куба, как и отношения с други­ми государствами, независимо от того, какое это государство, касаются только двух стран, между которыми имеются эти отношения… Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигае­те ультиматум и угрожаете, что если мы не бу­дем подчиняться Вашим требованиям, то Вы при­мените силу… Советское правительство считает, что нарушение пользования международными во­дами и международным воздушным простран­ством – это акт агрессии, толкающий человече­ство к пучине мировой ракетно-ядерной войны».

1) Какое название получило это событие?

2) Кому было адресовано послание?

3. Заполните пропуски в приведенных ниже фрагментах двух документов:

а) « В ночь с 9 на 10 декабря 1917 г. достигнуто полное соглашение между Советом Народных Комиссаров и Центральным Комитетом партии … … о конструкции правительства. В состав совета Народных Комиссаров входят представители партии … … в количестве семи человек».

б) « 7 июля 1918 г. 4 часа дня. Контрреволюционное восстание … … в Москве ликвидировано. Отряды … …, один за другим, обращаются в самое постыдное бегство. Отдано распоряжение об аресте и разоружении всех отрядов … … и, прежде всего, всех членов Центрального Комитета партии … … . Оказывающих вооруженное сопротивление при аресте – расстреливать на месте».

Обратите внимание на даты, приведенные в документах. Укажите основные причины возникновения противоречий между большевиками и их бывшими политическими союзниками.

4. Расположите в хронологической последовательности:

а) «дело врачей»;

б) создание атомной бомбы;

в) проведение денежной реформы;

г) отмена карточной системы;

д) «ленинградское дело»;

е) преобразование СНК СССР в Совет министров СССР;

ж) XIX съезд ВКП(б);

з) закрытие журналов «Звезда» и «Ленинград».

5. Кому из политических деятелей России принадлежат приведенные ниже высказывания:

а) «Заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы и начну отменять стеснительные меры против евреев»;

б) «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»;

в) «Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победо­носная война»;

г) «Русская история не смолола той муки, из которой будет со временем испечен пшеничный пирог социализма».

6. Соотнесите понятия и определения:

1) глава системы прокурорского призрения;

2) крепостной крестьянин, нанимающийся на работу на мануфактуру;

3) выборный глава Украины до 1764г.;

4) учреждение, занимающееся финансовыми и хозяйственными делами губернии;

5) учреждение, ведающее школами и больницами губернии;

6) лицо, осуществляющее исполнительную власть в уезде;

7) выборный исполнительный орган городского самоуправления;

8) орган центрального управления

а) приказ общественного надзора;

б) генерал-прокурор;

в) Шестигласная дума;

г) коллегия;

д) гетман;

е) Казенная палата;

ж) отходник;

з) городничий

7. Заполните пропуски в тексте и ответьте на вопрос:

«Считая «дело ____________ собрания» временно проигранным, ______ и их политические союзники были вынуждены сдать свои позиции в _________ и _________, но получали при этом возможность перенести центр тяжести борьбы с ___________ на периферию, туда, где их влияние продолжало оставаться значительным.

По воспоминаниям _________ – лидера эсеровской партии, «им оставалось искать где-то еще на территории России место, которое бы пригласило ____________ собрание к себе и оказало ему в условиях начавшейся __________________ вооруженную защиту»».

О каком городе идет речь в приведенном фрагменте воспоминаний?

8. Соотнесите имя писателя и название произведения:

9. Соотнесите имена российских историков и их труды:

10. Что или кто является лишним в ряду?

а) Владимир Андреевич Серпуховский, Дмитрий Боброк, Александр Пересвет, Олег Рязанский;

б) Дмитрий Иванович Донской, Сергий Радонежский, Батый, Андрей Рублев;

в) Иван Калита, Симеон Гордый, Дмитрий Грозные Очи, Иван Иванович Красный.

11. По какому принципу образован ряд? Дайте толкование событий в соответствии с хронологией их развития.

1801 г., 1802 г., 1803 г., 1810 г., 1815 г.

12. 1855 год. Последние слова, которые сказал умирающий император наследнику престола: «Служи России. Мне принять на себя все трудное, все тяжкое, оставить после себя царство мирное, устроенное, счастливое. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете».

Назовите имена императора и наследника престола, объясните, удалось ли этому императору «оставить после себя царство мирное, устроенное, счастливое».

13. Напишите эссе на тему «НЭП – период противоречий».

Ответы:

Задания 1–11 (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1 – а) Монгольское иго; б) «Заповедные лета»; в) Губернские и уездные земства; г) Коллективизация и раскулачивание.

2 – 1) «Карибский кризис»; 2) Дж.Кеннеди.

3 – а) и б): Левые социалисты-революционеры (эсеры); 1) Брестский мир; 2) Продовольственная диктатура (разверстка, комбеды).

4 – е, з, г, д, б, в, ж, а.

5 – а) С.Ю.Витте;

б) П.А.Столыпин;

в) В.К.Плеве;

г) Г.В.Плеханов.

6 – 1б, 2ж, 3д, 4е, 5а, 6з, 7в, 8г.

7 – Учредительного, эсеры, Петрограде, Москве, большевиками, В.М.Чернова, Учредительное, гражданской войны; Самара.

8 – 1в, 2б, 3г, 4а.

9 – 1г, 2а, 3б, 4в.

10 – а) Олег Рязанский; б) Батый; в) Дмитрий Грозные Очи.

11 – Образование Негласного комитета, создание Министерств, указ «О вольных хлебопашцах», создание Госсовета, дарование Конституции Польше – внутренняя политика Александра I .

Задание 12 (максимально – 3 балла)

12 – Император – Николай I ; наследник престола – Александр II . Царствование Николая I создавало лишь иллюзию стабильности; на самом деле усиление в стране оппозиционного движения, низкая производительность труда, медленное внедрение в промышленность технических открытий, крепостная система привели к кризису середине 1850-х гг., проявлением которого стало поражение России в Крымской войне.

Задание 13 (максимально – 5 баллов)

13 – произвольная форма

Вконтакте

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

История

11 класс

(120 минут) 1 вариант

1. Какой из русских городов был основан в XVIII ?

А) Тобольск

Б) Белгород

В) Ростов - на - Дону

Г) Царицин

2. Реформа местного управления, проведенная Екатериной II во второй половине XVIII в., имела целью

а) ликвидировать кормления

б) создать земства

в) укрепить государственную власть на местах

г) ликвидировать губернии и уезды

3. Расставьте в соответствии с численностью (начиная с самого многочисленного) народы, населявшие Российскую империю в конце XIX - начале XX в .:

а) белорусы б) евреи в) русские г) украинцы д) поляки

4. Какие мероприятия относятся к экономической и социальной политике советской власти в ноябре 1917- начале 1918 гг.?

А) национализация банков

Б) создание концессий с участием иностранного капитала

В) проведение в Петрограде Всероссийского демократического совещания

Г) создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ)

Д) введение трудовой повинности

Е) принятие Декрета о гражданском брак и семье

5. Расположите в хронологической последовательности:

А. Принятие плана ГОЭЛРО.

Б. Решение о замене продразверстки продналогом.

В. Роспуск Учредительного собрания.

Г. Роспуск комитетов бедноты.

Д. Принятие Конституции РСФСР

Ответ_________________________

Ответ: _____________________________

7. По какому принципу образованы ряды?

А) Летний дворец, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Зимний дворец

Б) И.И. Вацетис, М.В.Фрунзе, А.И.Егоров, М.Н. Тухачевский

________________________________________________________________________________________________

В) «Кризис назрел», «Марксизм и восстание», «Большевики должны взять власть», «Советы постороннего»

________________________________________________________________________________________________

8. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы:

«Статья I

Его В-во Император Всероссийский и его Величество император французов, король Италийский обязуются действовать сообща как на суше, так и на море, либо одновременно на суше и на море во всякой войне, которую Франция или Россия была бы в необходимости предпринять или вести против любой европейской державы.

Все общие военные операции будут исполняться, но ни та, ни другая договаривающаяся сторона не может ни в коем случае вступать в переговоры о мире без участия или согласия другой стороны.

Статья III

Если Англия не примет посредничества России или, приняв таковое, не согласится до 1-го будущего ноября заключить мир, признав, что флаги всех держав должны пользоваться на морях одинаковою полною независимостью, и возратив завоевания, сделанные ею на счет Франции и ее союзников с 1805 года, когда Россия стала действовать сообща с нею, но в течение сказанного месяца ноября будет передана сент-джеймскому кабинету послом Его Величества Императора Всероссийского нота. В сей ноте будет заключаться... ясное объявление о том, что в случае отказа Англии заключить мир... Его Величество Император Всероссийский будет действовать заодно с Францией...»

1. Как называется наступательный и оборонительный союз, включающий эти статьи?

________________________________________________________________________________________________

2. Когда был заключен этот союз?

3. К каким последствиям для Российской империи привело заключение этого союза?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.

Из записок И.С. Конева

«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход наших войск в контрнаступление был для Гитлера полной неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели незначительный успех, сумев лишь вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до 35 км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11-я гвардейская армия вклинилась в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубину до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с северо-запада. Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».

1.Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в отрывке.

2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

курсивом.

гривенъ .

2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оуставиша.

ОТВЕТ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трагический день наступил ____________________, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ________________________________и 64 – я (командующий генерал ______________________) армии.

13.

1) их фамилии

2) сферу их деятельности

1. 2.
3.

Ответ: Ответ: Ответ:

14. О ком идет речь?

а) Родился в 1656г, но только в 1702 г. грамотой Петра I пожалована фамилия … вместо прозвища Антуфьев. Главный поставщик оружия для русской армии. Пожаловал несколько тысяч рублей на строительство Санкт-Петербурга. Построил четыре завода на Урале и один на Оке. В 1720 году получил дворянское звание. Умер в год смерти Петра I.

Ответ______________

15. Историческое эссе

Критерии оценки эссе:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ 2015/16

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

История

11 класс

(120 минут) 2 вариант

1. Кому принадлежат эти слова?

«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием»

А) Н.С. Хрущев

Б) Г.М. Маленков

В) М.С. Горбачев

Г) Б.Н. Ельцин

2. В битве на реке Калке участвовали

А) Биргер, Александр Ярославич, Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович

Б) Мстислав Удалой, Даниил Романович, Субедей, Котян

В) Дмитрий Иванович Московский, Владимир Андреевич Серпуховский,

Мамай, Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский

Г) Витовт,Ягайло, Темир-Кутлуг, Едигей

3. Какой из перечисленных рядов составляет даты начала войн, которые вела Россия?

    1556 г., 1648 г., 1812 г., 1884 г.

    1558 г., 1632 г., 1700 г., 1768 г.

    1499 г., 1590 г., 1812 г., 1893 г.

4) 1558 г., 1812 г., 1876 г., 1890 г.

4. Особенностями древнерусского иконописания являются:

А) обратная перспектива

Б) пейзажный фон

В) лики святых, написанные с реальных людей

Г) ирреальный фон

Д) плоскостное, статичное изображение

5. Восстановите хронологическую последовательность:

А) основание Риги крестоносцами

Б) избрание нойона Темучина Чингисханом

В) взятие ханом Батыем Киева

Г) поход новгород-северского князя Игоря в половецкую степь

Д) восстание в Твери против баскаков

Ответ: ____________________________

6. Соотнесите храмы и историческую личность, в годы жизни которой они были построены:

Ответ: ________________

7. По какому принципу образованы ряды? Что и почему является лишним?

А) Л.Б. Каменев, Я.М. Свердлов, М.И. Калинин, А.И.Рыков

________________________________________________________________________________________________

Б) Ништадский мир, Абоский мир, Ясский мир, Фридрихсгамский мир

_________________________________________________________________________________________________

В) Окольничий, стольник, наместник, стряпчий

_________________________________________________________________________________________________

8. Прочитайте отрывок из исторического документа и ответьте на вопросы.

«О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесах полтина. А которой христианин поживает за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидет прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти двора, а четыре годы поживет и он весь двор платит».

1. Как называется документ, из которого взят отрывок? В годы правления какого князя документ был создан?

3. О каком социальном процессе в документе идет речь?

4. Назовите основные причины этого социального процесса.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

Личность императора (1, имя императора), правившего в (2, годы правления) неоднозначно оценивалась современниками. Свою деятельность на троне он рассматривал не как право, а как обязанность, данную ему по праву рождения. Цель своей политики он видел в укреплении внутреннего и внешнего положения России, в недопущении в нее революционной «заразы». При нем роль (3, название учреждения) как законосовещательного органа значительно уменьшилась. Система министерств, созданная в (4, год), была подменена разросшейся (5, название учреждения). Она разделялась на несколько отделений, вмешивавшихся в политическую, общественную и духовную жизнь страны. Среди них особое место занимало (6, название учреждения) и приданный ему (7, название подразделения), осуществлявшие политический сыск в России и за ее пределами. Император твердо верил, что неукоснительное следование всех подданных букве закона обеспечит порядок в стране. Поэтому в его царствование была проведена кодификация российского законодательства. Эта работа была поручена возвращенному из ссылки (8, фамилия). Под его руководством были обобщены законы, принятые после (9, название свода законов) (10, год) г. Их опубликовали в (11, название публикации). Довольно остро во внутренней политике стоял крестьянский вопрос. В (12, год) был издан указ об (13, название социальной категории), который имел еще более ограниченный эффект, чем указ (14, год) о (15, название социальной категории).

10. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.

Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных прожекторов. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая их темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…»

1. О каком сражении вспоминает маршал?

2. В каком году оно произошло?

Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Перед вами фрагмент древнерусского источника, который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским языком, и изучающих историю России. Необходимо, однако, разъяснить сущность и смысл данного фрагмента, исторические обстоятельства его появления. Для этого:

10.1. Переведите данный фрагмент на современный русский язык.

10.2. Укажите, как называется данный исторический источник.

10.3. Дайте комментарий к словам, выделенным курсивом.

10.4. Назовите хронологический период истории России, в который имело место описанное событие.

10.5. Охарактеризуйте смысл проводившейся меры.

1. Аже оубиеть мужъ мужа, то мьстити брату брата, любо отцю, ли сыну, ли братню сынови; аще ли не будеть кто его мьстя, то положити за голову 80 гривенъ .

2. По Ярославе же паки совкупившеся сынове его: Изяславъ, Святославъ, Всеволодъ и мужи ихъ: Коснячько, Перенегъ, Никифоръ, и отложиша убиение за голову, но кунами ся выкупати; а ино все якоже Ярославъ судилъ, такоже и сынове его оставиша.

ОТВЕТ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Заполните пробелы в тексте.

В самом начале ______________года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и___________ Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого________________. был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

13. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

1) их фамилии

2) сферу их деятельности

3) примерное время их деятельности.

(до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 9).

1. 2.
3.

Ответ: Ответ: Ответ:

14. Определение названия исторического источника

Определите источник, из которого взят данный фрагмент: « А если только жена наставления не слушает, и не внимает и не боится, и не делает того, как муж учит, то плетью постегать, по вине смотря, а побить не перед людьми, а наедине: поучить да примолвить и пожаловать и никак не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену»:

    Судебник 1497 г.

    «Великие Четьи - Минеи»

    «Домострой»

    «Юности честное зерцало»

15. Историческое эссе

1. «Святослав не есть пример государя великого, ибо он славу побед уважал более государственного блага, и характером своим пленяя стихотворца, заслуживает укоризну историка» (Н.М. Карамзин»

2. «Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам многострадального русского народа» (Н.И. Костомаров).

3. «...Иван III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить недолго судьбу народов: он есть герой не только российский, но и всемирной истории» (Н.М. Карамзин).

4. В своих политических оценках Иван Грозный следовал несложным правилам. Только те начинания считались хорошими, которые укрепляли единодержавную власть.» (Р.Г. Скрынников).

5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).

6. «Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерения верховников огранчить самодержавие потерпело неудачу., почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? (Н.И. Павленко).

7. «Искусство классицизма сформировало новый тип героя - гражданина, патриота, человека, стойко переносящего все испытания судьбы» (Ю.С. Рябцев).

8. «Мы сдались не перед внешними силами Западного союза, а перед нашим внутренним бессилием» (Ю.Ф. Самарин о Крымской войне)

9. «Находились ли они, союзники [ страны Антанты], в состоянии войны с Советской Россией? Конечно нет. Но... (У. Черчиль).

10. «В составе послесталинского руководства не было ни одного деятеля, который решился бы выступить с докладом о культе личности. Хрущев, и только Хрущев, на мой взгляд, мог сделать это. (Ф.Бурлацкий).

Критерии оценки эссе:

    Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).

    Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

    Точность и аргументированность выводов.

    Логичность изложения материала.

Олимпиада по истории. Ответы 11 класс 15-16 гг.

п/п

1 вариант

2вариант

баллы

А) Перечислены архитектурные памятники Петербурга XVIII века.

Б) Перечислены полководцы Красной Армии времен Гражданской войны.

В) Перечислены статьи В.И. Ленина, посвященные подготовке и проведению вооруженного восстания.

А) А.И. Рыков – председатель СНК СССР (глава правительства). Остальные – председатели ВЦИК, ЦИК СССР (главы государства).

Б) Ясский мир- подписан с Турцией. Остальные со Швецией.

В) Наместник – должностное лицо, возглавлявшее местное управление.

Остальные – придворные чины.

1. Русско-французский договор о наступательном и оборонительном союзе.

3. Оформление русско-французского союза и раздел сфер влияния: Франция - Западная и Центральная Европа, Россия - Северная и Южная Европа; присоединение России к континентальной блокаде Англии; согласие России на создание герцогства Варшавского; ограничение присутствия России в Средиземном море и передача Франции Ионических островов, занятых русским флотом.

1) Судебник 1497 года. Иван III.

2) закрепощение крестьян

3) 1. Низкая производительность крестьянских хозяйств; 2. Постоянно увеличивающиеся расходя на поддержание обороноспособности страны; и как следствие: необходимость укрепления служилого дворянства; 3. Необходимость обеспечения господствующих слоев населения бесплатной рабочей силой, путем прикрепления крестьян к земле и феодалам и т. п.

1 Николай I

3 Государственный совет

6 Третье отделение

7 Корпус жандармов

8 М.М. Сперанский

9 Соборное Уложение

13 Обязанные крестьяне

15 Вольные хлебопашцы

1 Николай I

3 Государственный совет

5 Собственной Его Императорского Величества Канцелярии

6 Третье отделение

7 Корпус жандармов

8 М.М. Сперанский

9 Соборное Уложение

11 Полное собрание законов Российской империи

13 Обязанные крестьяне

15 Вольные хлебопашцы

1) Курская битва, 1943 г.;

2) советские войска перешли в наступление, предварительно измотав противника в оборонительных боях

1) Битва за Берлин

4. Вторая половина XI в.

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или племянник; если не будет никто мстить, то 80 гривен за убитого. 2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

2. Русская Правда (Принимаются ответы – Пространная Правда, Правда Ярославичей.)

3. Ярослав – великий князь Киевский (1019 – 1054). Гривна – денежно-счетная единица в Древней Руси.

4. Вторая половина XI в.

5. Окончательное изживание обычая кровной мести. Свидетельствует о распаде родовых отношений в процессе развития Древнерусского государства.

Итого макс. 10б.

Трагический день наступил 23 АВГУСТА 1942 ГОДА когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда. Непосредственно оборону города осуществляли 62- я (командующий генерал ЧУЙКОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ и 64 – я (командующий генерал ШУМИЛОВ МИХАИЛ СТЕПАНОВИЧ армии.

В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и ПОЖАРСКИЙ. Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила, отец которого ФЁДОР РОМАНОВ (ФИЛАРЕТ), был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

1) Анна Иоанновна (Романова),

2) императрица

3) первая половина XVIII в.

1) Г.К. Жуков

2) военачальник, маршал СССР

3) первая половина XХ в.

1) В.О. Ключевский

2) историк

1) Анна Иоанновна (Романова),

2) императрица

3) первая половина XVIII в.

1) Г.К. Жуков

2) военачальник, маршал СССР

3) первая половина XХ в.

1) В.О. Ключевский

2) историк

3) вторая половина XIХ – начало ХХ в.

Никита Демидов

Домострой

Критерии оценки эссе:

1. Обоснованность выбора темы (объясните, почему Вы выбрали эту тему).

2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий.

3. Точность и аргументированность выводов.

4. Логичность изложения материала.

Итого 14б.

Максимальный балл - 69

Для учеников 11 класса олимпиада по истории России — это прекрасная возможность еще раз пройти проверку и оценить свои знания перед сдачей единого государственного экзамена. Олимпиадные задания помогают структурировать и обобщить материал, изученный на уроках. На этой странице мы собрали задания, которые можно использовать для подготовки к олимпиаде.

В представленном комплекте имеются как тестовые, так и открытые вопросы. Их уровень соответствует уровню реальных олимпиадных заданий по истории России для 11 класса. Правильные ответы ко всем заданиям указаны внизу. Советуем использовать их для того, чтобы быстро проверить и оценить результаты учащихся.

Олимпиада по истории России 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. По Портсмутскому мирному договору Россия
А) приобрела Крым
Б) потеряла Южный Сахалин
В) потеряла Финляндию
Г) приобрела порт Дальний

2. Свободу слова, печати, собраний, уличных шествий россияне впервые получили
А) 19 февраля 1861 года
Б) 9 января 1905 года
В) 17 октября 1905 года
Г) февраль 1917 года

3. Формула «сначала успокоение, а потом реформы» принадлежала
А) Николаю I
Б) С. Ю. Витте
В) П. А. Столыпину
Г) В. И. Ленину

4. Войсками Красной армии, освобождавшими Крым от армии Врангеля, командовал
А) Троцкий
Б) Буденный
В) Каменев
Г) Фрунзе

5. Экономическую политику советского государства в годы гражданской войны называют
А) политикой коллективизации
Б) политикой ускорения социально-экономического развития
В) новой экономической политикой
Г) политикой военного коммунизма

6. Укажите фамилию командующего Красной Армией
А) Деникин
Б) Тухачевский
В) Колчак
Г) Каледин

7. По какому принципу объединены даты 1918, 1924, 1936, 1977
А) пятилетние планы развития народного хозяйства
Б) смена глав государства
В) принятие новой Конституции
Г) реформа образования

8. Когда СССР изобрел ядерное оружие
А) 1945 г
Б) 1946 г
В) 1947 г
Г) 1949 г

9. Укажите событие, произошедшее 1 июня 1962 года
А) введение карточек на хлеб
Б) расстрел мирной демонстрации в Новочеркасске
В) начала освоения целины
Г) испытание водородной бомбы

Открытые вопросы

Вопрос 1
Что объединяет эти географические названия:
А) Рязань, Козельск, р. Сить.
Б) Орешек, Нарва, Лесная.

Вопрос 2
Города иногда переименовывают, исходя из исторических или политических причин и обстоятельств. Например, Тверь – Калинин – Тверь. Как в настоящее время называются города, носившие в советское время следующие названия?
1. Ленинград
2. Куйбышев
3. Горький
4. Свердловск
5. Орджоникидзе
6.Ульяновск

Вопрос 3
Составьте определения из наборов слов, записанных ниже. Укажите понятия, на которые указывают эти определения.
А) ему, с, князем, подвластных, дани, территорий, сбор;
Б) работающий, по, полузависимый, феодала, крестьянин, ряду (договору), на.

Вопрос 4
Определите оппозиции
А) консерватизм – либерализм; Б) западники — …; В) монархисты — …; Г) реформа — …; Д) Антанта — …; Е) Никон — …

Вопрос 5
Назовите прозвища правителей.
А) Юрий – Долгорукий; Б) Дмитрий — …; В) Иван IV- …; Г) Алексей Михайлович — …; Д) Петр I — …; Е) Екатерина II — …;

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Б В В Г Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ Б Б Г Б А

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
а) Монголо-татарское нашествие на Северо-Восточную Русь
б) Северная война.
Ответ на вопрос 2:
1. Санкт-Петербург
2. Самара
3. Нижний Новгород
4. Екатеринбург
5. Владикавказ
6. Ульяновск
Ответ на вопрос 3:
А) Дань
Б) Рядович
Ответ на вопрос 4:
Б) славянофилы, В) республиканцы, Г) революция, Д) Тройственный союз, Е) Аввакум.
Ответ на вопрос 5:
Б) Донской, В) Грозный, Г) Тишайший, Д) Великий, Е) Великая.

Новое на сайте

>

Самое популярное