Домой Картофель Конспект занятия зимующие птицы. Конспект логопедического занятия. Зимующие птицы

Конспект занятия зимующие птицы. Конспект логопедического занятия. Зимующие птицы

Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)

логопедический звук чтение

Программное содержание:

  • · расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
  • · развитие мышления детей на материале описательных загадок
  • · автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
  • · закрепление умения детей делить слова на слоги
  • · развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
  • · развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
  • · развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
  • · развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
  • · воспитание умения взаимодействовать друг с другом
  • · воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам

Оборудование и материалы:

  • · предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • · модели птиц на каждого ребенка
  • · картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
  • · магнитная доска
  • · опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • · дидактическая игра "Назови по части целое"
  • · дидактическая игра "Составь слово"
  • · губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
  • · простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

Кинезиологическая гимнастика

  • · Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
  • · Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
  • · Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)

Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".

(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)

Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.

2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения - ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах - названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)

Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение - отгадку на магнитной доске)

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь.)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это …(Синичка)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

  • · Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
  • · Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
  • · Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
  • · Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
  • · Для чего птице клюв?
  • · Для чего птице крылья?
  • · Для чего птице лапки (перышки, хвост)?

Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?

Дети: Мы штриховали.

Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

  • 3. Физминутка.
  • 1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Чик-чирик, чик-чирик

Птички крошки собирают,

Зернышки клюют

Перышки почистили,

Перышки почистили,

Клювики почистили,

  • · И на место сели. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
  • · Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
  • · Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
  • · Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
  • · Повороты головы вправо - влево
  • · Имитируют руками взмахи крыльев
  • · Дети садятся на стульчики.
  • 2. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

  • · Н.Нищева Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
  • · На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
  • · Опять сжимают и разжимают кулачки.
  • 4. Развитие навыков чтения.

Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)

  • · Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
  • · Для кого этот корм? (Для птиц)
  • · Чей это корм? (Птичий корм)
  • · Чья это пища? (Птичья пища)
  • 5. Развитие связной речи.

Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.

Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности.

Оксана Орлова
Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме «Зимующие птицы»

Цель : актуализация словаря детей по теме «Зимующие птицы » на логопедическом занятии .

1. Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепление представлений о зимующих птицах . Уточнение и расширение словаря по данной теме . Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе, согласование существительных с числительными, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, усвоение подбора слов – антонимов, образование сложных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Совершенствование навыка отгадывание загадок.

2. Коррекционно-развивающие задачи :

Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную.

3. Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.

Оборудование :

Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц , магнитофон, запись «пение птиц » , бумажные птички, «дерево» , стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц , альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент. Звучит «Пение птиц » .

Логопед : Ребята, послушайте, это поют птицы . А где можно услышать пение птиц ?

Дети : В лесу, в парке и т. д.

Логопед : Хотите отправиться в путешествие в зимний парк?

Дети : Да.

Логопед : С наступлением холодов многие птицы улетают на юг , в жаркие страны. Но в нашем парке осталось много птиц на зимовку .

2. Отгадывает загадок (по мере отгадывания загадок на «Дереве» открываются изображения зимующих птиц )

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крохи собирает.

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая ,

Птица говорливая ,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её. (Cорока)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор. (Дятел)

Ходит важно,

Вперевалку.

И воркует, и клюет. (Голубь.)

3. Беседа о зимующих птицах .

Логопед : Какие это птицы ?

Дети : Зимующие .

Логопед : Назовите зимующих птиц ?

Дети : Синица. Сорока. Снегирь, воробей, голубь, ворона и т. д.

Логопед : Что есть общего у всех птиц ?

Дети : Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

Логопед : Чем они отличаются?

Дети : Размером, окраской, оперением.

Логопед : А вы знаете, как эти птицы подают голос ?

Дети : Воробей – чирикает. Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует и т. д.

Логопед : Холодно и голодно зимой птицам . Люди заботятся о них. Делают кормушки.

Логопед : Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы ?

Дети : Семенами подсолнуха, семенами (арбуза, дыни, ясеня и т. д., хлебными крошками, салом и мн. др.

Дыхательное упражнение «Подуй на птичку»

Дети дуют на бумажных птичек.

4. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе)

Дети называют ласково птиц .

5. Физкультминутка «Птички прыгают, летают» .

6. Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве (усвоение категории родительного падежа множественного числа) :

Дети :

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много синиц.

На дереве много ворон.

На дереве много снегирей и т. д.

7. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)

Логопед : Убирает одну картинку с изображением зимующей птицы и спрашивает : «Какой птички не стало?»

Дети : Не стало сороки.

Не стало вороны и т. д.

8. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)

детей карточки с разным количеством зимующих птиц ).

9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)

Воробей маленький, а ворона большая.

У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.

Голубь тяжёлый, а воробей легкий.

У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

11. Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)

У сороки белые бока – белобокая сорока.

У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь

У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона

У дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.

12. Дидактическое упражнение «Назови птичку» (согласование притяжательных местоимений с существительными)

Логопед : О какой птице можно сказать мой ? и моя?

Дети : моя ворона, моя сорока, моя синица, … мой снегирь, мой воробей, мой клёст, мой дятел …

13. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию »

Логопед :

Я сегодня видела на улице птичку : «Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?»

Дети : Снегирь.

Логопед : «Это птичка маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. Кто это?»

Дети : Воробей и т. д.

14. Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилась наша прогулка в парке?

Ответы детей .

15. Продуктивная деятельность

Дети раскрашивают снегирей, которых встретили в лесу.

16. Итог занятия .

Оцениваются работы детей .

Тема: «Зима. Зимующие птицы»

Цель: развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Коррекционно-образовательные задачи:

Обобщить и систематизировать представления о зиме и типичных изменениях в природе;

Уточнить и актуализировать словарь по теме «Зима. Зимующие птицы»;

Совершенствовать грамматический строй речи (образование приставочных глаголов);

Развивать языковое чутье путем образования похожих слов;

Совершенствовать слоговой и звуковой анализ слов.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать силу и длительность выдоха;

Развивать связную речь (рассказы детей о зимующих птицах);

Развивать тонкую моторику пальцев рук;

Развивать координацию речи с движением;

Развивать зрительное и слуховое восприятие;

Развивать координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом при решении общей задачи;

Формировать навыки сотрудничества, инициативности, доброжелательности;

Воспитывать бережное и заботливое отношение к зимующим птицам.

Оборудование: записи голосов птиц, музыка, снежинки, презентация со слайдами (изображение зимнего леса, надписи с вопросами, части тела зимующих птиц), кормушка, контейнер со снежинками из разноцветной бумаги, клей-карандаш, контейнер с пшеном и хлебом, ноутбук.

Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), беседы с детьми в процессе наблюдения за птицами и кормления их на прогулке, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, здоровье, физическая культура, чтение художественной литературы, музыка, социализация.

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона]

Дети под музыку входят в зал.

Логопед. Послушайте внимательно загадку.

Наступили холода.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети. Зимой.

Правильно. На дворе зима. Холодно. В воздухе медленно кружатся снежинки. Одна из снежинок прилетела к нам.

Под музыку появляется снежинка.

Логопед. Посмотрите, какая она красивая, как блестит её платье! Здравствуй, Снежинка! Ты почему такая грустная?

Снежинка.

Ой, ребята, помогите,

Моих подружек вы спасите!

Леший спрятал их в норе,

Там - на Ведьминой горе!

Лес готовит испытанья

Только вам все нипочем.

Вместе мы решим заданья

И снежинок мы спасем!

Логопед. Дети, что же мы будем делать?

Дети предлагают отправиться на помощь снежинкам.

Снежинка. Нам нужно ответить на четыре вопроса и получить четыре снежинки, тогда леший отпустит моих подружек. Следуйте за мной по снеженной тропе, она приведет нас с вами в зимний лес.

Звучит музыка, и дети вместе с логопедом идут за Снежинкой. Тропа то извивается, то становится узкой, то на ней появляются сугробы, через которые дети перешагивают.

2. Беседа о зиме. (Актуализация словаря по теме, систематизация представлений о зиме. Совершенствование слогового и звукового анализа слов)

Дети вместе входят в «зимний лес», логопед останавливает их у большого «сугроба».

Логопед. Вот мы и оказались в зимнем лесу.

Какой красивый белый лес,

Он полон сказок и чудес!

Склонились ветви до земли,

Деревья словно прилегли.

Покрыты снегом елки, пни -

Ни слова, мы в лесу одни.

Там леший спрятался в дали,

Не знает, что к нему пришли!

На слайде изображение зимнего леса.

Логопед. Ребята, какой же зимний лес? Как называется первый зимний месяц? Какие еще зимние месяцы вы знаете?Какие признаки зимы вы знаете? Какой воздух в лесу?Как выглядят деревья зимой?

Ответы детей.

Логопед. Давайте проверим, сколько слогов в слове ЗИМА.

Дети хлопают и говорят, сколько слогов в слове ЗИМА.

Логопед. Какие звуки «живут» в этом слове? Возьмите фишки и выложите схему слова ЗИМА. Какой первый звук, какой второй, третий, четвертый? Сколько всего звуков?

На большом «сугробе» лежат фишки. Дети определяют каждый звук, дают характеристику этим звукам и выкладывают схему слова из фишек.

Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с моим заданием.

Логопед просит детей присесть на «пенечки».

Логопед.Займемся делом мы сейчас,

Себя в обиду не дадим.

Пусть труден будет путь для нас

Снежинок мы освободим.

А теперь, пришло время посмотреть, какие испытания приготовил нам хозяин леса - леший.

3. Игра «Подскажи словечко». (Образование похожих слов)

На слайде появляется вопрос, логопед его зачитывает: «Какие слова похожи на слово СНЕГ?»

Логопед. Мы сейчас поиграем. Добавьте слова, связанные со словом «снег».

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (Снег)

С неба всё скользят пушинки —
Серебристые... (Снежинки)

На дорожки, на лужок
Всё снижается... (Снежок)

Вот веселье для ребят —
Всё сильнее... (Снегопад)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (Снежки)

Словно в белый пуховик
Нарядился... (Снеговик)

Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка)

На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой... (Снегири)

Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (Снег)

Логопед. Вот как много похожих слов на слово «снег». Давайте ещё раз их вспомним.

Дети еще раз называют слова. На каждое слово загибают по одному пальчику. Затем говорят, сколько всего слов получилось. На слайде появляется первая снежинка.

4. Игра «Что наделала зима?» [Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».]

Логопед. Молодцы! Слушайте следующий вопрос?

На слайде появляется вопрос, логопед зачитывает детям: «Вот и пришла зима, что наделала она?»

Логопед. Ребята, что же наделала зима?

Зима пришла с морозами и всё… - (заморозила)

Метель мела и все тропинки… - (замела)

Река покрылась льдом и вся… - (заледенела)

Зима позвала вьюгу и всё… - (завьюжила)

Снежная пороша дорожки все…- (запорошила)

По окончании задания на слайде появляется вторая снежинка.

5. Упражнение «Метель». (Развитие силы и длительности воздушной струи)

Логопед раздает детям снежинки.

Логопед. Ребята, а давайте с вами изобразим «метель». Возьмите снежинку за веревочку и поднесите ко рту. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Дети выполняют задание.

6. Физкультминутка «Снежок». (Развитие координации речи с движением)

Логопед. Ой, да вы совсем замерзли! Давайте согреемся.

Давай, дружок, (Дети идут по кругу друг за другом

Смелей, дружок изображая, что катят перед собой снежок)

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком, (Останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком. («Рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла! (Показывают руками на лице улыбку.)

Два глаза, шляпа, нос, метла. (Показывают глаза прикрывают голову ладошкой показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу.)

7. Упражнение «Узнай птицу» (Развитие зрительного и слухового восприятия)

Логопед. Какие птицы обитают в зимнем лесу?

Ответы детей.

Логопед. Давайте посмотрим, какое следующее задание.

На слайде появляется надпись, которую логопед читает детям: «Узнай птицу по ее части тела».

Логопед. Прежде чем узнать птицу, нужно вспомнить из каких частей состоит тело птицы. Какие части тела есть у птицы?

Ответы детей.

На слайде по очереди появляются изображения частей тела различных зимующих птиц. Дети называют каждую птицу, и после этого на слайде появляется третья снежинка.

Логопед. Какие вы молодцы!

8. Рассказы детей из личного опыта. (Развитие связной речи: умения составлять описательные рассказы по плану)

Логопед. Птиц вы всех узнали. Что же еще ждет нас впереди…

На слайде появляется вопрос, логопед читает: «Что вы знаете об этих зимующих птицах?»

Логопед просит нескольких детей рассказать о любой птице.

Ответы детей.

Логопед. Как много вы знаете о зимующих птицах. Интересно, как мы справились со всеми заданиями, отпустит ли леший наших снежинок? Посмотрите, появилась четвертая снежинка.

На слайде появляется последняя - четвертая снежинка.

8. Танец снежинок.

Звучит музыка и в зал вбегают «снежинки». Они кружатся под музыку.

Логопед. Ребята, давайте покружимся вместе со снежинками.

Дети кружатся вместе со «снежинками», затем музыка останавливается.

Снежинка. Спасибо вам, ребята, за то, что вы помогли освободить моих подружек. Нам пора лететь, до свидания!

«Снежинки» выбегают из зала.

9. Коллективная работа по украшению кормушки. (Развитие конструктивного праксиса, тонкой моторики)

Логопед. Ребята, вот снежинкам мы помогли, а как можно помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Логопед. А давайте повесим кормушку для птиц.

Логопед приглашает детей к столу, достает кормушку и контейнер с разноцветными снежинками, клеем-карандашом.

Логопед. Прежде чем повесить кормушку, надо ее разукрасить.

Детям предлагается украсить кормушку разноцветными снежинками.

Логопед. Вот какая кормушка у нас получилась. Вам нравится? Какая она?

Ответы детей.

Логопед. Насыплем туда пшена и хлеба.

Логопед подносит детям контейнер с пшеном и хлебом. Каждый из детей берет то, что хочет.

Склевали птицы всю рябину,

К зиме холодной может быть.

Повесить надо нам кормушку

Птиц будем хлебом мы кормить.

Логопед вешает кормушку на дерево.

11. Итог. (Оценка работы детей)

Логопед. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что мы делали в зимнем лесу? Что больше всего понравилось? Пришло время возвращаться обратно.

Логопед и дети обнаруживают загадочную корзинку. Они предполагают, что ее оставила Снежинка. Заглядывают в нее и находят там конфетки. Логопед говорит, что Снежинка поблагодарила ребят за помощь.

Дети встают за логопедом и под музыку той же тропой возвращаются из зимнего леса.

Кабеткина Анастасия Анатольевна, МДОУ «Детский сад № 192», г. Ярославль, учитель-логопед

Чтобы скачать материал или !

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Наталья Лешукова
Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Зимующие птицы»

Н. О. Д в логопедической подготовительной группы

Оборудование : интерактивная доска : MimioStudio, детали птиц на каждого ребёнка , листы с силуэтами птиц для штриховки .

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами на занятие будем выполнять много заданий. Чтобы успешно справиться, сделаем гимнастику для глаз «Найди названную птицу . (по заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картину с изображением птицы .

– Молодцы! Теперь Вы готовы к выполнению заданий

II. Основная часть

Деление слов на слоги.

1. На интерактивной доске (слайд №1) с изображениями зимующих птиц : ворона, сорока, клест, снегирь, синица, воробей, голубь и дятел.

Ребята давайте проговорим название птиц и узнаем сколько слогов в каждом слове ?

2. Загадки о зимующих птицах .

Сейчас предлагаю отгадать загадки и найдем их на интерактивной доске (Слайд №2 с изображением птиц )

«Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?» (Воробей)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Черный жилет,

Красный берет,

Хвост как упор,

Нос как топор (Дятел)

Ходит важно, вперевалку

И воркует, и клюет (Голубь)

Что общего в строении у всех птиц ? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья и пух)

Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска и оперение)

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц ? (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

3. Дидактическое упражнение «Для чего?»

– Для чего птице клюв ?

– Для чего птице крылья ?

– Для чего птице лапки ?

4. Штриховка.

Давайте заштрихуем предложенные вам силуэты?

5. Пальчиковая гимнастика «Кормушка» .

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки

Ка каждое название птицы загибают по одному пальчику

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек

6. Развитие навыков чтения.

На интерактивной доске слайд №3 с изображением слогов . Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Давайте составим слова из данных слогов и узнаем чем питаются птицы зимой ? Дети соединяют слоги, чтобы получились слова – сало, семена.

А чем еще питаются дети? (Ответы детей)

– Молодцы! Зерно и т. д.

– Как это можно назвать одним словом? (Еда)

– Для какого этот корм? (Для птиц )

– Чей это корм? (Птичий)

7. Развитие связной речи.

Птицы поклевали угощение и улетели, остались только воробей, снегирь и срока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по схеме (слайд№4) со схемой для составления описательного рассказа.

Дети составляют рассказы, используя схему.

8. Дидактическая игра «Назови по части птичку?»

Мы сегодня хорошо позанимались на занятии и для закрепления поиграем в игру и вспомним известных нам зимующих птиц .

На интерактивной доске слайд №5 с изображением частей птиц .

А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами ?

9. Игра «Назови ласково»

Птица-птичка , пичужка

Синица-синичка

Воробей- воробышек-воробьишко

Голубь-голубка, голубок

III. Итог занятия .

Ребята, о чем мы сегодня говорили? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД в подготовительной группе «Зимующие птицы» Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» ЦЕЛИ: Развивать и расширять словарный запас у детей по теме – «Коммуник»;.

Конспект ООД в подготовительной группе «Зима. Зимующие птицы» Конспект ООД в подготовительной группе Тема: «Зима. Зимующие птицы». Воспитатель: Гуслякова Т. И. - МБДОУ д/с №12 «Улыбка» города Сафоново,.

Конспект ООД в старшей логопедической группе «Зима, зимующие птицы» Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической группе.

Цель: Формирование грамотического строя речи и обучению грамоте. Задачи: Закрепить представление о предложении. Продолжать учить детей составлять.

Конспект занятия в средней группе «Зимующие и перелётные птицы» Конспект занятия в средней группе по теме «Зимующие и перелетные птицы» Марина Гурциева. Цель: Закрепить представление детей о характерных.

Новое на сайте

>

Самое популярное