Домой Деревья и кустарники Устное собеседование по русскому 9

Устное собеседование по русскому 9

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.

С этого учебного года планируется введение устной части ГИА-9 по русскому языку. 5 сентября в Рособрнадзоре состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов. При разработке экзаменационной модели была проведена большая работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. Когда будет проводиться настоящее собеседование, и повлияют ли его итоги на допуск к ОГЭ, станет ясно по итогам проведённой апробации. Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно
в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка или при необходимости по аудиозаписи после экзамена. Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике. Демоверсия выложена на сайте ФИПИ. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы. Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа построена с учётом вариативности : испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы). Предложены две модели проведения устной части ГИА 9. Слайд 2 Модель (без собеседника) с использованием компьютерных технологий, которая включает следующие типы заданий . До экзамена выпускник должен предупредить о своём выборе этого варианта, потому что устанавливается специальное программное обесп е чение. В ходе экзамена выпускник пошагово выполняет указанные задания, которые считывает с экрана. Город выбирал такую форму апробации. Экзамен в целом проходит быстрее. (Плюс: современным детям эта форма ближе, проще. Минус : требуется специальная гарнитура, так как говорящие одновременно в одной аудитории мешают друг другу.) Формы разные, ученик выбирает что ближе, но работа учителя по подготовке к экзамену одинаковая. Вторая модель с учителем-собеседником . Слайд 3. Обратимся к демоверсии 2017 года, которая выложена на сайте ФИПИ. В ходе апробации выявились спорные, неясные моменты при выполнении заданий, о которых я буду сразу говорить. Так, во время проведения всех экзаменов КИМы выпускникам выдаются на руки, есть время на знакомство. Здесь нигде не прописано, когда ученик получает КИМ и должен ли ознакомиться со всем вариантом. Или предполагается, что он знает структура КИМа и всё делает спонтанно. Но это тоже какое-то нарушение. 1 задание. Чтение текста. Слайд 4. Прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения. Тексты сложные, познавательного характера. Много терминов. Есть числительные, которые ученики неверное склоняют. Из-за волнения просто искажают слова, за что тоже лишаются баллов. Так, Суворов, н-р, стал и Сувориным, и Суровым. С этим задание справились все. 2 задание. Пересказ прочитанного текста с введением цитаты. Слайд 5. Не того, который дается после текста, как в Демоверсии, а самого текста для прочтения. Подготовка 1 минута . Пересказ 3 минуты . Высказывания даются неизвестных авторов. Ученики ошибаются даже при произношении фамилий. Возникает вопрос о введении цитаты. Задание : при цитировании использовать любую форму: прямую речь, вводное словосочетание, косвенную речь. Значит ли, что при прямом цитировании можно читать? Если на одной странице?! Слайд 6 . В критериях это задание оценивается как сжатое изложении, по микротемам. Их выпускники сохраняют. А вот цитату после пересказа забывают вводить. Поэтому все ввели в конце пересказа. Об уместности и логичности её ведения не приходится говорить. Нужно ли выпускнику проявлять своё отношение к цитате? Помимо содержания, 1 и 2 задания оцениваются за грамотность 3 задание. Монологическое высказывание. Слайд 7. Сразу хочется сказать, что распечатывать КИМ надо на цветном принтере. Иначе фотографии описать очень проблематично. Слайд 8. Из 3 предложенных тем, где представлены описание, повествование и рассуждение, выпускник выбирает одну. 1 минута подготовки + 3 мин. на ответ. Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются фоновые знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства+ богатый жизненный опыт . Например, в апробации нужно было рассказать о любимом актёре. Понятно, что создатели КИМа имели ввиду отечественного. Выпускники, кроме Ван Дама и Шварценеггера, вообще никого не могут назвать. Описывая фотографию с рисующей девушкой, надо было поведать о собственных увлечениях. Это тоже вызвало затруднение. От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть. Плюс: есть карточки с вопросами в помощь ученику. Слабые дети пытаются строить монолог в виде ответов на них. Минус : тогда не получается связный текст, а оценивается выполнение коммуникативной задачи, цельность и последовательность изложения. Слайд 9. Это задание самое сложное. За 1 минуту экспромтом правильно составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет. Поэтому здесь необходима очень серьёзная подготовительная работа. Оценивается и речевое оформление. Примечание. 4 задание. Участие в диалоге. Слайды 9-10. Без подготовки выпускник отвечает на 3 вопроса по выбранной теме. Общее время ответа – 3 минуты. Минусы : односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса. Все эти результаты получены при том, что мы на элективных занятиях уже успели разобрать Демоверсию, повторили типы речи, выполняли задания открытого банка оценочных заданий по русскому языку из раздела «Говорение». Слайд 11. Предвидя предстоящие трудности введения новой формы аттестации, в 2017-2018 учебном году кафедра гуманитарных дисциплин создала на базе школы муниципальную экспериментальную площадку «Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода». Слайд 12. Целью опытно-экспериментальной работы стало выявление оптимальных форм, методов, приемов и средств подготовки обучающихся, которые позволят добиваться высокого качества образования и готовить обучающихся к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку. Одна из задач – выявление возможностей УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Результатами работы будем делиться на последующих семинарах.

ШПАРГАЛКА ДЛЯ МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Описание фотографии

1. Передо мной интересная фотография.

2. Я думаю, что на ней изображен(а)…………..

3. Давайте рассмотрим изображение внимательнее.

4. Перед нами (школьный двор, зал музея, комната и т.д.). Если это улица, описать погоду – На снимке запечатлен (какой, какое) день, утро….+ подробности (светит яркое солнце, на небе облака и т.д.)

5. На переднем плане мы видим….

6. Они (описать внешний вид, одежду, чем заняты).

7. Их лица (его лицо, ее лицо) … (радостны, печальны, сосредоточенны), потому что …

8. На заднем плане мы видим (назвать, кто, что на дальнем плане)

9. Я думаю (мне кажется), что…. (сделать вывод о том, что на заднем плане или о снимке в целом).

10. Мне понравилась эта фотография, потому что она четко передает чувства и эмоции присутствующих (присутствующего) на ней.

Рассказ на заданную тему

1. Я хочу рассказать об одном интересном событии - ….

2. Туда я отправился вместе с (классом, семьей, друзьями).

3. Наша (поездка, экскурсия, наш поход) состоялся (указать точную или примерную дату).

4. К этому мероприятию мы готовились заранее: … (рассказ о том, как готовились: если музей, экскурсия, то читали об этом, изучали материалы, если поход – собирали вещи, продумывали маршрут).

5. И вот наступил долгожданный день.

6. Во время экскурсии мы побывали … Во время похода мы побывали …..

7. Кроме того, мы увидели ….

8. Самым интересным оказалось (стал, был)…., так как….

9. Мне понравилась эта ….. (понравился этот…), потому что ……

10. Я хочу еще раз принять участие в подобном мероприятии.

Рассуждение на заданную тему

1. Мне предложили порассуждать на интересную тему.

2. (Произнести заданную для монолога тему).

3. Попробую изложить свою точку зрения.

5. Думаю, что …(ответ на первый предложенный вопрос).

6. (Ответ на второй предложенный вопрос), потому что…

7. Я считаю, что (ответ на третий предложенный вопрос), потому что…

9. (Ответ на последний вопрос)

10. Таким образом, (сделать общий вывод). Такова моя позиция.

В пунктах 5, 6, 7, 9 применять прием реконструирования вопросительного предложения в утвердительное.

Сегодня, 28 апреля 2017 г., участвовала в вебинаре по ГИА: ОГЭ и ЕГЭ. Материалы были даны хорошие.

  • Очень , в которой основательно разобраны все особенности экзаменационной работы и даны разъяснения по введению устной части.
  • Вторым вопросом была подготовка к ЕГЭ , где рассмотрены структурно-содержательные особенности ЕГЭ, произеден анализ результатов выполнения заданий КИМов ЕГЭ 2016 года, сказано о некоторых изменениях в экзаменационной работе 2017 года и дан анализ типичных ошибок при написании сочинения.
  • Сочинение в ЕГЭ по русскому языку: проблемы и пути их решения.

ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ.

ВСЁ ОБ УСТНОЙ ЧАСТИ В ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

С 14 по 16 февраля 2018 года в 19 регионах России будет проведена широкомасштабная апробация устной части по русскому языку. Официально она будет называться итоговым собеседованием .

Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников 9-х классов допуском к ОГЭ . Аналогично в 11-м классе: чтобы получить допуск к ЕГЭ, нужно написать итоговое сочинение.

Итоговое собеседование будет проходить в виде беседы с преподавателем (а не с компьютером). После получения результатов апробации, будет приниматься решение о возможности введения устного экзамена в штатный режим.

Устный экзамен будет нацелен на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты .

Модель итогового собеседования по русскому языку включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провёл операцию и спас жизнь ребёнку.

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учётом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачёт»/«незачёт».

КРАТКИЙ ИТОГ:
● Для допуска к ОГЭ нужно будет пройти итоговое собеседование.
● В 2018-м году результаты итогового собеседования не повлияют на допуск к ОГЭ. Оно будет проведено в 19 регионах в режиме апробации.
● Во время ответа ученика будет оценивать преподаватель. После ответа ученик получит «зачёт» или «незачёт».
● Итоговое собеседование будет длиться около 15 минут.
● Итоговое собеседование будет состоять из 4-х частей: чтение, пересказ, монолог и диалог.
● У ученика будут проверять навык спонтанной речи, поэтому времени на подготовку будет немного – всего 1 минута.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МОУ ИРМО «Хомутовская СОШ №2» Специфика процедуры проведения Устного собеседования по русскому языку в 9 классе Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Тропина А.А. ноябрь 2017

2 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Презентация составлена на основе материалов руководителя Федеральной комиссии разработчиков КИМ по русскому языку Цыбулько Ирины Петровны (октябрь 2017г)

3 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ В 2016-2017 учебном году прошла успешная апробация в следующих регионах РФ: Московская область; Чеченская Республика; Татарстан

4 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ В 2017-2018 учебном году (14-16 февраля) пройдет во всех регионах РФ на базе пилотных площадок (решают региональные власти)

5 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ В 2018-2019 учебном году (14-16 февраля) участие примут все школы во всех регионах РФ (т.е. сегодняшние 8 классы)

6 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Собеседование для 9 классов будет проходить на базе родной школы и не в режиме «онлайн», т.е. по второй организационно-технологической модели (т.к. материально не затратно и участникам психологически комфортно). Возможно «кустовое» решение процедуры (на усмотрение региональных властей)

7 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Аудитория должна быть обеспечена звукозаписывающей аппаратурой; Собеседование только с одним участником в одной аудитории в один момент времени; На одного участника отводится 15 мин. (может быть меньше или больше) Участник должен набрать 10-19 баллов для зачёта (допуска к ОГЭ)

8 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Технология Собеседования похожа: итоговое сочинение в 11 классе; устная часть экзамена по иностранному языку Технология оценки находится в стадии разработки. Критерии оценки и банк заданий появятся на сайте ФИПИ после 30 октября 2017г

9 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Хронология Собеседования: Аудитория ожидания (участники + организатор в аудитории) Перемещение (участники + организатор вне аудитории) Аудитория для собеседования: - участник собеседования; - экзаменатор-собеседник (не учитель русского языка); - экзаменатор-эксперт (только учитель русского языка); - технический специалист (?)

10 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Экзаменационные материалы: Материалы для участника (индивидуальный пакет КИМ) Материалы для экзаменатора-собеседника (карточки по каждой теме беседы) Материалы для экзаменатора-эксперта (протоколы, бланки)

11 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Задания Собеседования составлены согласно Концепции преподавания отдельных предметов в Российской Федерации (2016г) Цель Собеседования - проверить коммуникативную компетенцию обучающихся основной школы (все школьные предметы), которая формируется на базе лингвистической и языковой компетенции (русский язык).

12 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Коммуникативная компетенция - овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетенция – важнейшее личное достижение школьника в образовании

13 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Коммуникативная компетенция Речеведческие знания, навыки Коммуникативные навыки Продуктивные Репродуктивные Говорение Письмо Чтение Аудирование Диалог Монолог

14 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Образовательное Учреждение несёт ответственность за развитие у обучающихся коммуникативной компетенции Учить детей говорить: читать вслух, пересказывать текст, строить монологическое высказывание, вести диалог должен каждый учитель каждого Методического Объединения на каждом своём уроке. Каждый учитель должен требовать и соблюдать сам нормы грамотной эталонной речи. Это обязанность не только учителя русского языка и литературы. Все учителя-предметники (не только учитель русского языка) ответственны за то, как ребёнок поведёт себя на Устном собеседовании, будет ли он допущен к сдаче ОГЭ.

15 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Огромная ответственность ложится на плечи экзаменатора-собеседника (не учитель русского языка и литературы): должен быть компетентен во многих областях; должен уметь вести диалог; должен суметь «разговорить» ребёнка; должен уметь войти в доверие, психологически настроить ребёнка на диалог От экзаменатора-собеседника будет зависеть, как пройдёт ребёнок Собеседование, наберёт ли нужное количество баллов (но только в задании №4).

16 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Экзаменатор-собеседник доброжелателен, улыбаясь, ведёт диалог, не исправляет ошибки, не вмешивается в речь участника, апеллирует к личному опыту ребёнка, его эмоциям.

17 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Ответственность несут также и родители обучающихся. Родители должны разговаривать со своими детьми. Родители не должны быть удовлетворены односложными ответами своих детей («нормально», «не знаю» и т.п.) Родители должны требовать от своих детей полных и развёрнутых ответов на интересующие их вопросы о школьной жизни, о новых знаниях, полученных на уроке, о досуге, поездках, мероприятиях, уметь вести диалог на отвлечённые темы.

18 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ В связи с процедурой Устного собеседования Методическое Объединение учителей русского языка и литературы вносит предложения: Ежегодная проверка техники чтения в начале и в конце года (на тексте научного характера) с 5 по 9 класс Каждому ШМО гуманитарных и естественно-научных дисциплин разработать: А. Единую структуру урока, согласно которой будут в обязательном порядке введены следующие этапы (методы, формы): - смысловое выразительное чтение текста вслух; - пересказ текста по плану; - развёрнутый устный (письменный) ответ на вопрос проблемного характера; - работа с иллюстративным материалом (описание, рассказ);

19 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ - терминологический диктант; В. Единые требования по формированию и развитию коммуни- кативной компетенции обучающихся: - учить умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; - учить правилам ведения диалога; - соблюдать нормы русского литературного языка (произношение, употребление словоформ, построение предложений); - обогащать словарный запас и грамматический строй речи; - формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Результаты отслеживать посредством взаимопосещений уроков, мастерклассов, выступлений на заседаниях ШМО, педсоветах.

20 слайд

Описание слайда:

Устное собеседование как допуск к ОГЭ Образцы заданий: на сайте ФИПИ есть раздел «Банк оценочных средств по русскому языку для 2-9 классов» (см. разделы Говорение и Чтение) Технология оценки находится в стадии разработки. Критерии оценки и банк заданий появятся на сайте ФИПИ после 30 октября 2017г

21 слайд

Описание слайда:

Модели заданий Задание №1. Чтение Объём текста 170-180 слов. Текст научного характера (физика, география, биология, астрономия, научные исследования, биография писателя, учёного, путешественника). В тексте много терминов, собственных имён, имён числительных в виде цифр (их нужно уметь склонять). Читая текст, обучающийся должен соблюдать орфоэпические, грамматические и речевые нормы. Не допускать искажений при произнесении слов (1 искажение – 0 балов). Соблюдать интонацию (перечисление, обособленные члены и т.п.) Чтение в среднем темпе (1сек. = 2слова, 152 слова – 1мин. 20сек.) На подготовку к чтению даётся 1,5 – 2 мин.

22 слайд

Описание слайда:

Задание №1. Чтение I. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Отрывок из статьи Константина Воробьёва «За белым журавлём» Среди замечательных птиц нашей фауны особый интерес представляет белый журавль, или стерх. Эту прекрасную птицу открыл и описал в 1773 году известный натуралист Пе́тер Палла́с. Первые же сведения о стерхе, появившиеся у нас в печати, относятся ещё к 1762 году и принадлежат русскому географу Петру Рычкову. С тех пор прошло более 200 лет, но наши знания об этом виде до сих пор остаются отрывочными и скудными. Гнездовая область в Юго-Западной Сибири, откуда впервые были получены сведения о белых журавлях, ныне не существует. Решающим фактором в её исчезновении явилось, по-видимому, высыхание озёр и болот, весьма интенсивно происходившее здесь во второй половине XIX века. Современный ареал стерха представляют собой две небольшие разграниченные территории. Одна гнездовая область находится в Западной Сибири, в низовьях Оби, другая – в Северо-Восточной Якутии, в труднодоступной тундре к северу от 69-й параллели. Весьма ограниченный ареал стерха, а также неуклонное уменьшение его численности вызывают вполне законную тревогу и большое опасение за дальнейшую судьбу этой замечательной птицы, занесённой в Красную книгу.

23 слайд

Описание слайда:

Задание №1. Чтение I. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку. Отрывок из статьи Ибрагимхалила Магомедова «В иголках круглый год» Ель – тонко организованная натура, если можно так сказать. Она, жительница просторов, начинает болеть, чахнуть, если ей приходится дышать загрязнённым городским воздухом. Предки ели появились на Земле около 300 миллионов лет назад. Это были крупные деревья с развитой древесной системой и листьями, некоторые из них достигали метра. Свой современный вид ель обрела в меловом периоде мезозойской эры, 100–130 миллионов лет назад. Отпечатки её игольчатых листьев в геологических отложениях встречаются вместе с окаменевшими останками гигантских ящеров. В настоящее время ели, относящиеся к семейству сосновых, произрастают во всех зонах умеренного климата Европы, Азии и Северной Америки. Из 40 видов этого хвойного растения в России встречается восемь. Взрослые ели в благоприятных условиях достигают 40–45 метров в высоту, ствол прямой, стройный. Диаметр самых крупных деревьев – более метра. Цветут ели в мае. Плодоносят 25–30 лет. Ели – долгожители, некоторые из них живут до 500 лет.

24 слайд

Описание слайда:

Задание №1. Чтение Критерии оценивания чтения вслух Интонация ИЧ Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста 1 Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста 0 Темп чтения ТЧ Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. 1 Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. 0 Максимальное количество баллов 2

25 слайд

Описание слайда:

Модели заданий Задание №2. Пересказ Подробный пересказ прочитанного текста из Задания №1. Уметь найти ключевые слова, составить план, выделить микротемы. Исходный текст убирается, но остаётся черновик с пометками (но хотят оставить текст для ученика). В пересказ нужно включить предложенную цитату, используя разные способы цитирования. Цитату нужно включить так, чтобы это было уместно и логично. Цитату можно зачитать. При цитировании нужно сказать, чьё это высказывание. При пересказе нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок. Не допускать фактических ошибок. На подготовку к пересказу даётся 2 мин.

26 слайд

Описание слайда:

Задание №2. Пересказ II. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание одного из первых биографов Арсеньева Николая Евгеньевича Кабанова: «На примере жизни и деятельности Арсеньева, отдавшего изучению Приморья 30 лет своей жизни, может и должна учиться молодёжь, для которой Приморье не только край экзотики и романтики, но и край огромных богатств и безграничных перспектив...» Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

27 слайд

Описание слайда:

Задание №2. Пересказ II. Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание Т.Н. Яблонской: «Природа или интерьер, любой объект вдруг как бы покроется какой-то невидимой поэтической прозрачной пеленой, как бы запоёт что-то внутри. Какое-то волшебное поэтическое состояние разольётся... Это, наверное, и называется вдохновением…» Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.

28 слайд

Описание слайда:

Задание №2. Пересказ Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания Сохранение при пересказе микротем текста П1 Все основные микротемы исходного текста сохранены 1 Упущена или добавлена одна микротема и более 0 Соблюдение фактологической точности при Пересказе П2 Фактических ошибок, связанных с пониманием текста нет 1 Допущены фактические ошибки (одна и более) 0 Работа с высказыванием П3 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично 1 Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа 0 Способы цитирования П4 Ошибок нет 1 Допущены ошибки при цитировании (одна и более) 0 Максимальное количество баллов 4

29 слайд

Описание слайда:

Задание №1 и №2. Чтение. Пересказ Критерии оценивания правильности речи (Р1) Соблюдение грамматических норм Г Грамматических ошибок нет 1 Допущены грамматические ошибки (одна и более) 0 Соблюдение орфоэпических норм О Орфоэпических ошибок нет или допущено не более одной орфоэпической ошибки 1 Допущены орфоэпические ошибки (две и более) 0 Соблюдение речевых норм Р Речевых ошибок нет или допущено не более трёх речевых ошибок 1 Допущены речевые ошибки (четыре и более) 0 Искажение слов Иск. Искажений слов нет 1 Допущены искажения слов (одно и более) 0 Максимальное количество баллов 4

30 слайд

Описание слайда:

Модели заданий Задание №3. Монологическое высказывание Даётся три темы Темы соответствуют трём типам речи: описание (на основе фотографии), повествование (на основе жизненного опыта), рассуждение (ответ на поставленный вопрос). Нужно выбрать одну тему их трёх. Высказывание нужно строить в соответствии с выбранным типом речи. При монологическом высказывании нельзя допускать искажений слов, орфоэпических, грамматических и речевых ошибок, нельзя использовать сленг, речевые конструкции должны быть разнообразны. Рассказ должен состоять из 10 предложений (3 мин.). На подготовку даётся 1 мин.

31 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог III. Выберите одно задание Вам даётся 1,5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2-3 минут.

32 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Описание 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать: · где происходит событие; · какой спектакль представляют; · что делают актёры; · о костюмах и декорациях.

33 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Описание III. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где проходит мероприятие; кто принимает участие; что делают ребята и взрослые; опишите присутствующих.

34 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Описание III. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где проходит мероприятие; кто принимает участие; что делают ребята; опишите присутствующих.

35 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Описание III. 1. Опишите фотографию. Не забудьте рассказать, где проходит мероприятие; кто принимает участие; что делают ребята, взрослые; опишите присутствующих; как дети одеты.

36 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Монолог. Повествование III. 2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего. Не забудьте рассказать · в каком музее Вы были; · когда и с кем; · что вы увидели; · что понравилось и запомнилось больше

Цель введения устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку – усиление коммуникативной направленности в обучении.

В современном обществе предпочтение отдаётся таким качествам личности, которые помогают быстро адаптироваться в новых условиях, самостоятельно пополнять знания, определять и решать проблемы.

СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Если вы входите в класс, от которого трудно

добиться слова, начните показывать картинки, и

класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д. Ушинский

Успешной сдаче данного экзамена способствует работа с картиной на уроках русского языка и литературы, так как при обучении видам речевой деятельности картина чаще всего выступает в качестве зрительно-смысловой опоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Работа с картиной имеет огромное значение: развивает речь учащихся, расширяет их кругозор в области изобразительного искусства, учит детей наблюдать, а наблюдая в картине предметы и явления в их взаимосвязи, школьники приучаются логически мыслить, придавать значение деталям. Использование учителем на уроке репродукций известных картин даёт широкие возможности для проведения словарной работы. Рассматривая и оценивая картину, ученик невольно соединяет в своём сознании изображение со словом. В процессе работы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором необходимой лексики для выражения своих мыслей и чувств. Представляя собой источник эмоционального воздействия на человека, картина помогает усвоению эмоционально-окрашенных слов.

При проведении словарной работы учитель подталкивает учащихся к активизации пассивного словаря, чтобы школьники понимали и умели употреблять слова, которые уже имеются в их лексическом запасе. Но всё же главной заслугой картины для филолога является то, что через рассматривание полотна учащиеся стараются понять, почему им нравится или нет то или иное изображение. Таким образом, у детей формируется собственное мнение, которое они выражают с помощью сложных синтаксических конструкций. А само высказывание – это уже не только описание картины, но и полноценное рассуждение.

Сочинения по картине пишутся во всех классах и могут быть различными по степени трудности. Перед учителем ставятся следующие задачи: научить учащихся смотреть картину, понимать содержание и видеть её художественные возможности, переводить увиденное на язык слова. Также картина даёт возможность развивать логическое мышление, поскольку при описании или передаче её сюжета необходимо уметь выделить главное и второстепенное, видеть детали и определять отношения между частями, описывать всё в нужной последовательности. То есть, работая с картиной, сюжетным рисунком или фотографией, ребёнок, сам того не подозревая, готовится к выполнению устного задания №3 ОГЭ, которое проверяет умение строить монологическое высказывание на основе описания фотографии.

Если школьники в течение учёбы в 5-9 классах научатся создавать словесные картины, то на экзамене их высказывания будут характеризоваться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Они научатся не допускать логических ошибок и не нарушать последовательности изложения мыслей, то есть успешно выполнят поставленную перед ними коммуникативную задачу.

Используя картину на уроках развития речи, учитель должен, во-первых, научить учащихся «читать» её, понимать творческий замысел художника. Во-вторых, педагогу необходимо помочь детям раскрыть содержание и идейный смысл картины. В связи с этим большое значение имеет отбор картин. Начинать работу целесообразно с жанровых картин, интересных по тематике, близких и доступных детям, несложных в композиционных отношениях, тем более именно фотографии, близкие к жанровым картинам, являются средством оценивания коммуникативных качеств девятиклассника.

На уроке развития речи важен, как мне кажется, момент молчаливого рассматривания картины: произведение искусства, будь то картина известного художника или фотография, сделанная одноклассником, своими яркими образами воздействует на детей, даёт толчок их воображению, развивает мышление учащихся.

Рассматривая же картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме. Эпизод, изображённый на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина даёт возможность ввести учащихся в ситуацию общения, близкую к естественной, способствует повышению их речевой активности в ходе урока, создаёт оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображённому и формированию как подготовленной, так и спонтанной собственной речи.

Во время анализа картины важно не сдерживать детские эмоции, полученные от знакомства с произведением искусства. Высказывания личной точки зрения каждым из присутствующих в классе приносят неоценимую пользу развитию навыков монологической речи, приучают школьников к публичным выступлениям, вырабатывают умение излагать свои мысли в логической последовательности. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалог, беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). Анализ картины – одно из действенных средств, помогающих учащимся выработать правильную оценку произведения искусства, овладеть умением образно мыслить и образно говорить.

Сочинение по картине может быть написано в различном стиле: разговорном с элементами художественной речи (рассказ по картине, письмо о впечатлениях от выставки картин), публицистическом с элементами разговорного (отзыв, рецензия), научно-популярном (статья в газету, рассказ экскурсовода), публицистическом с элементами художественного (сочинение-описание с элементами рассуждения), художественном с элементами разговорного (сочинение-описание с элементами повествования). Таким образом, во время уроков развития речи учащиеся знакомятся с предполагаемыми формулировками экзаменационных вопросов.

Сочинение по произведению изобразительного искусства, рисунку и даже фотографии – одно из наиболее значимых и продуктивных упражнений по развитию речи учащихся, так как создаёт основу для сознательного овладения словом, даёт повод для осмысленного связного высказывания учащихся. В процессе передачи содержания картины у школьников возникает необходимость склонять существительные и местоимения, спрягать глаголы, согласовывать прилагательные и причастия с определяемыми словами, употреблять разнообразные синтаксические конструкции. Таким образом, лексика и стилистика, грамматика и логика переплетаются между собой с помощью картины.

Литература

  1. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. – М: Дрофа, 2000.
  2. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2001.
  3. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи. 5 – 9 классы. – М: Просвещение, 1995.
  4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения. Правила составления текстов. – М: ООО «Астрель. АСТ», 2003.

Регламент организации и проведения итогового устного собеседования по русскому языку в 9 классе

Настоящий Регламент включает Порядок действий при подготовке и проведении итогового собеседования (документ.doc 2,12 МБ).

Подготовка к итоговому собеседованию

Внесение изменений в приказ от 20.10.17г.

Мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по русскому языку в форме итогового собеседования пройдет в апреле 2018 года во всех субъектах РФ. Собеседование будет проводиться два дня – 13 и 16 апреля.О внесении изменения в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (документ.doc 14,9 КБ).

Говорение. 10 вариантов для тренировки (файл pdf 8,96 МБ).

Вариант 1 о докторе Пирогове для собеседования (файл pdf 599 КБ).

Новое на сайте

>

Самое популярное