Домой Болезни и вредители Результатах а в самом процессе.  игра это что такое игра: определение — педагогика.нэс. Консультация для родителей «Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе

Результатах а в самом процессе.  игра это что такое игра: определение — педагогика.нэс. Консультация для родителей «Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе

Игра (вид деятельности) Игра, вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. И. сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными и др. тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. И. свойственны и высшим животным. И. изучается историками культуры, этнографами, психологами (в частности, в связи с детской психологией), историками религии, искусствоведами, исследователями спорта и военного дела. В математической игр теории И. определяется как математическая модель конфликтной ситуации. Происхождение И. связывалось с магико-культовыми потребностями или врождёнными биологическими потребностями организма; выводилось из трудовых процессов (Г. В. Плеханов, «Письма без адреса»).

Связь И. с тренировкой и отдыхом одновременно обусловлена её способностью моделировать конфликты, решение которых в практической сфере деятельности или затруднено или невозможно. Поэтому И. является не только физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. В качестве абстрактной модели конфликта И. легко превращается в форму выражения социальных противоречий (превращение в средневековой Византии «болельщиков» на ипподроме в политические партии, детские игры как модели социальных конфликтов «взрослого» мира).

Особая психическая установка играющего который одновременно и верит и не верит в реальность разыгрываемого конфликта, двуплановость его поведения роднит И. с искусством. Вопрос о соотношении И. и искусства был поставлен И. Кантом и получил философско-антропологическое обоснование у Ф. Шиллера, видевшего в И. специфически человеческую форму жизнедеятельности по преимуществу «...человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» (Собрание соч., т. 6, М., 1957, с. 302). Генетическая связь искусства и И. отмечалась также в позитивистских концепциях происхождения искусства (например, в теории синкретического первобытного искусства и происхождения искусства из обряда и «действа» А. Н. Веселовского ). И игра, и искусство, преследуя цели овладения миром, обладают общим свойством - решение предлагается не в практической, а в условной, знаковой сфере, которая в дальнейшем может быть использована в качестве модели практического поведения. Однако между И. и искусством имеется существенное отличие: И. представляет собой овладение умением, тренировку, моделирование деятельности, отличительным свойством И. является наличие системы правил поведения.

Ю. М. Лотман.

В психологии первая фундаментальная концепция И. была развита немецким философом и психологом К. Гросом (1899): в И. животных он видел предварительное приспособление («предупражнение») инстинктов к условиям будущей жизни. До него английский философ Г. Спенсер высказал взгляд на И. как проявление «избытка сил». Существенной поправкой к учению Гроса явилась теория австрийского психолога К. Бюлера о «функциональном удовольствии» как внутренней субъективной причине И. С противоположной Гросу теорией И. выступил голландский зоопсихолог Ф. Бёйтендейк, считая, что в основе И. лежат не инстинкты, а более общие изначальные влечения, находящиеся за инстинктами (влечение к освобождению, влечение к слиянию с окружающим и влечение к повторению). В психоаналитической концепции австрийского врача З. Фрейда И. рассматриваются как реализация вытесненных из жизни желаний.

В советской психологии был развит подход к И. как к социально-историческому явлению (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). В частности, игры детские рассматриваются как форма включения ребёнка в мир человеческих действий и отношений, возникающая на такой ступени общественного развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нём ребёнка, тогда как условия воспитания формируют у него стремление к совместной жизни со взрослыми.

Лит.: Плеханов Г. В., Соч., т. 14, М., 1925, с. 54-64; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1971; Groos K., Die Spiele der Tiere, Jena, 1896; его же, Die Spiele des Menschen, Jena, 1899; Bühler К., Die Krise der Psychologie, Jena, 1929; Buytendijk F. J., Wesen und Sinn des Spiels, В., 1934; Huizinga J., Homo ludens, L., 1949. См. также лит. при ст. Игры детские .

И. Б. Даунис.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Игра (вид деятельности)" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Игра - ИГРА, вид деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Игра (значения). Игра вид деятельности, заключающийся в психологической вовлеченности в некий процесс. Содержание 1 Игра у животных 2 Детские игры … Википедия

    игра - ы/, мн. и/гры, игр, ж. 1) (с кем, во что, только ед.) Препровождение времени с целью развлечения, забавы, отдыха и т. п. Игра в прятки. Игра в карты. Игра с детьми. Синонимы: развлече/ние, увеселе/ние 2) … Популярный словарь русского языка

    Вид непродуктивной деятельности, мотив к рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно… … Энциклопедия культурологии

    Понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или в постнеклассике феномена), так и в аксиологическом (И. не имеет… … История Философии: Энциклопедия

    игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически… …

    Ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3 6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. И.… … Энциклопедический словарь

    ИГРА, ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - (англ. play) один из видов активности человека и животных. И. форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определенной ступени эволюции животного мира (см. Игра у животных). Детская И. исторически возникший вид деятельности,… … Большая психологическая энциклопедия

    Игра вид культурной человеческой деятельности. Кроме того, слова «игра» и «игры» могут означать: Игра в теории игр математическая формализация взаимодействия нескольких участников (игроков). Игра в трансакционном анализе вид… … Википедия

Книги

  • Игра настольная "Краниум" (С 1939121) , . Цель игры Краниум - достичь центра поля быстрее чем команда соперников. Для передвижения по полю команда выполняет задания в зависимости от выпавшего цвета. В игреприсутствуют следующие…
  • 15. Культурно-историческая концепция психического развития. Понятие высших психических функций.
  • 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.
  • 33. Потребности, их характеристика и классификация.
  • 21. Мотивы, их функции и виды.
  • 24. Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность,субъект
  • 23. Понятие личности в психологии. Психологическая структура личности.
  • 29. Мотивационная сфера личности. Направленность личности (не надо).
  • 12. Самосознание, его структура и развитие.
  • 17. Проблема личности в гуманистической психологии.
  • 28. Защитные механизмы личности и их характеристика.
  • 16. Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.
  • 54. Освоение деятельности. Умения, навыки, привычки.
  • 18. Бихевиоризм. Основные закономерности поведения.
  • 35. Общее представление о сенсорных процессах. Классификация видов ощущений и их характеристика. Проблема измерения ощущений-(этого нет в вопросе)
  • 22. Восприятие, его основные свойства и закономерности.
  • 46. Понятие о внимании: функции, свойства, виды. Развитие внимания.
  • 43. Понятие о памяти: виды и закономерности. Развитие памяти.
  • 19. Основные направления исследований познават.Процессов в когнитивной психологии
  • 37. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.
  • 39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.
  • 38. Мышление и речь. Проблема формирования понятий.
  • 45. Язык и речь. Виды и функции речи.
  • 40. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Воображение и творчество.
  • 50. Общая характеристика темперамента. Проблемы типологии темперамента.
  • 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера
  • 48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.
  • 34. Общая характеристика волевых процессов.
  • 49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.
  • 31. Общая характеристика эмоций,их виды и функции.
  • 41. Методики изучения восприятия (Восприятие пространства, времени и движения.(можно добавить))
  • 20. Проблема биологического и социального в психике человека.
  • 58. Проблема периодизации психического развития.
  • 77. История формирования социально-психологических идей.
  • 105. Психология больших групп и массовидных явлений.
  • 99. Психология межгрупповых отношений
  • 84. Понятие о взаимодействии в социальной психологии. Типы взаимодействий.
  • 104. Основные методы исследования межличностных отношений.
  • 80. Общая характеристика психоаналитической ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 79. Общая характеристика необихевиористской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 82. Общая характеристика когнитивистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 81. Общая характеристика интеракционистской ориентации в зарубежной социальной психологии.
  • 106. Основные направления деятельности социального психолога-практика
  • 98. Социально-психологические аспекты управления.
  • 59. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Особенности общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
  • 62. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  • 63. Психическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте.
  • 64. Психологическая характеристика юношеского возраста. Особенности межличностных отношений в юношеском возрасте.
  • 67. Психологическая характеристика зрелого и пожилого возрастов.
  • 68. Виды и особенности психологического консультирования пожилых людей.
  • 119. Предмет и задачи этнопсихологии. Основные направления этнопсихологических исследований.
  • 93. Основные направления социально-психологической работы с персоналом в организации.
  • 69. Характеристика курса психологии как учебной дисциплины. (Основные дидактические принципы изучению психологии).
  • 71. Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия).
  • Методика подготовки к лекции. Выделяют следующие этапы:
  • Психологические особенности лекции
  • Методы подготовки и проведения семинарских занятий:
  • 85. Конфликт: функции и структура, динамика, типология
  • 86. Способы психологической работы с конфликтом.
  • 90. Феномен группового давления. Экспериментальные исследования конформизма и современные представления о групповом влиянии.
  • 83. Понятие социальной установки в западной и отечественной социальной психологии.
  • 103. Социальная перцепция. Механизмы и эффекты межличностного восприятия. Каузальная атрибуция.
  • 97. Руководство и лидерство в малых группах. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства.
  • 100. Общая характеристика общения. Виды, функции и стороны общения.
  • 101. Обратная связь в общении. Виды слушания (общение как обмен информацией)
  • 102. Общая характеристика невербальной коммуникации.
  • 76. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.
  • 78. Методы социальной психологии.
  • 87. Понятие группы в соц. Психологии. Классификация групп (проблема развития группы в социальной психологии. Стадии и уровни развития группы)
  • 88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.
  • 89. Динамические процессы в малой группе. Проблема групповой сплоченности.
  • 75. Психологическое консультирование, виды и методы психологического консультирования.
  • 87. Понятие группы в социальной психологии. Классификация групп.
  • 74. Общее представление о психодиагностике. Основные методы психодиагностики.
  • 70. Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
  • 72. Основные направления современной психотерапии.
  • 14. Психологическая теория деятельности. Виды деятельности.

    Эта теория начала разрабатываться в советской Т в 20-30-е годы. Авторы теории деятельности взяли на вооружение философию К. Маркса, и, прежде всего, ее главный для У тезис о том, что не сознание определяет бытие, деятельность, а наоборот, бытие, деятельность человека определяет его сознание.

    Деятельность - те специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности.

    Деятельность - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая мотивами и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Всякая деятельность организма направлена на тот или иной предмет (нечто, к чему относится именно живое существо), непредметная деятельность невозможна. Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких слоев или уровней. Назовем эти уровни, двигаясь сверху вниз: 1.уровень особенных деятельностей (или особых видов деятельности); 2.уровень действий; 3.уровень операций; 4.уровель психофизиологических функций.

    Действие - это основная единица анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Цель - это образ желаемого результата, т.е. того результата, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия.

    Характеризуя понятие «действие» можно выделить следующие 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого акт сознания в виде постановки и удержании цели. Но данный акт сознания не замкнут в самом себе, как это фактически утверждала У сознания, а «раскрывается» в действии. 2.действие - это одновременно и акт поведения, следовательно, теория деятельности сохраняет так же достижения бихевиоризма, делая объектом изучения внешнюю активность животных и человека. Однако в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в неразрывном единстве с сознанием. Ведь движение без цели - это скорее несостоявшееся поведение, чем его подлинная сущность (принцип единства сознания и поведения). Итак, первые два пункта, по которым теория деятельности отличается от предшествующих концепций, состоят в признании неразрывного единства сознания и поведения. 3.через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности, противопоставляя его принципу реактивности. Принцип активности и принцип реактивности различаются по тому, где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма. Деятельность - активный целенаправленный процесс (принцип активности). 4.понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Действия человека предметны, они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Выделяют следующие виды действий:

    1.внешние, которые выполняются с помощью внешнего двигательного аппарата. Эти действия предметны и направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира; 2.внутренние (умственные), которые выполняются в уме, во внутреннем плане, в плане сознания. Среди умственных действий выделяют:

    a) перцептивные (те, которые формируют целостный образ восприятия предметов и явлений); b) мнемические (те, которые обеспечивают фиксацию, хранение и воспроизведение информации); c) мыслительные (те, которые обеспечивают решение задач); d) имажитивные (те, которые обеспечивают процессы воображения в процессах творчества). Деятельность и действия не совпадающие между собой в реальности, что выражено у Леонтьева в формуле: «деятельность не носит аддитивный характер», т.е деятельность не есть простая сумма отдельных действий, т.е. одно и тоже действие может относиться к разным деятельностям, оно может переходить из одной деятельности в другую. Одна и та же деятельность состоит из разных действий. Один мотив порождает много разных действий.

    Перейдем к тому, как, каким способом совершается действие. Соответственно мы обращаемся к операциям, которые образуют следующий, нижележащий уровень.

    Операция - способ выполнения действия. От чего же зависит характер используемых операций? Обобщенный ответ таков: от условий, в которых совершается действие. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под условиями подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

    Перейдем к психологической характеристике операций. Главное их свойство состоит в том, что они мало осознаются или совсем не осознаются. По существу, уровень операций заполнен автоматическими действиями и навыками. Операции бывают двух родов: одни возникают путем адаптации, прилаживания, непосредственного подражания, другие возникают из действий путем их автоматизации. Причем операции первого рода практически не осознаются и не могут быть вызваны в сознание даже при специальных усилиях. Операции второго рода находятся на границе сознания. Они каь-эы подстораживаются сознанием и легко могут стать актуально сознаваемыми.

    Всякое сложное действие состоит из слоя действий и слоя «подстилающих» их операций. Граница, отделяющая слой действий от слоя операций подвижна, причем движение этой границы вверх обозначает превращение некоторых действий (в основном наиболее элементарных) в операции. В таких случаях происходит укрупнение единиц деятельности. Движение границы вниз означает, наоборот, превращение операций в действия, или, что то же самое, дробление деятельности на более мелкие единицы. Но как же узнать, где в каждом конкретном случае проходит граница, отделяющая действие от операций? Несмотря на важность этого вопроса, Т не нашла на него ответа, он является одной из текущих проблем экспериментальных исследований.

    Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности - психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и т.д. соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся так же врожденные механизмы, закрепленные в морфологии НС, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Понятно, что граница между операциями-автоматизмами и психофизиологическими функциями достаточно условна. Однако, несмотря на это, психофизиологические функции выделяются в самостоятельный уровень по причине их организмического характера. Они достаются субъекту от природы, он ничего не должен делать, чтобы их иметь, он находит их в себе готовыми к использованию. Психофизиологические функции составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности. Они составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий, но и постановка самих задач.

    Рассмотрим теперь уровень непосредственно деятельности. Для начала зададимся вопросом: откуда берутся цели? Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к понятиям «потребности» и «мотивы». Потребность - это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ, которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма. Потребностями называют состояния объективной нужны организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. У человека, помимо элементарных биологических потребностей, существуют, по крайней мере, еще две потребности. Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в широком смысле, познавательная потребность. Опыты показывают, что уже в 2-хмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира.Обратимся теперь к связи потребностей с деятельностью. Здесь сразу необходимо выделить два этапа в жизни каждой потребности. Первый этап - период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность, второй этап - после этой встречи. На первом этапе потребность, как правило, не представлена субъекту, не расшифрована для него. Он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Со стороны же поведения потребностное состояние в этот период выражается в состоянии беспокойства, поиске, переборе различных предметов В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В процессе опредмечивания обнаруживаются две важные черты потребности. Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.

    Итак, в момент встречи потребности с предметом происходит опредмечивание потребности. Это очень важное событие. Оно важно тем, что в акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности. Если посмотреть на то же событие со стороны потребности, то можно сказать, что через опредмечивание потребность получает свою конкретизацию. В связи с этим мотив определяется еще иначе - как опредмеченная потребность. Предмет и способы удовлетворения потребности формируют саму эту потребность: другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потребность. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива резко меняется тип поведения, если до этого момента поведение было ненаправленным, поисковым, то теперь оно приобретает «вектор», или направленность. Оно направлено на предмет или от него - если мотив отрицательно валентен. Множество действий, которые собираются вокруг одного предмета - типичный признак мотива. Так согласно еще одному определению, мотив - это то, ради чего совершается действие. «Ради» чего-то человек, как правило, совершает много разных действий. И вот эта совокупность действий, которые связываются одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее особенной деятельностью или особым видом деятельности. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные - мотивами-стимулами: они не столько запускают, сколько дополнительно стимулируют данную деятельность. Перейдем к проблеме соотношения мотивов и сознания. Мотивы не всегда осознаются, поэтому выделяют два класса мотивов: те, которые осознаются, и те, которые не осознаются. Эмоции возникают лишь по поводу таких событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит это что-то затрагивает его мотивы. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к ее мотиву.

    Личностный смысл - этот переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива. Важно отметить, что побуждают смыслы только ведущие мотивы. Рассмотрим теперь вопрос о связи мотивов и личности. Известно, что мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проясняются в ситуации конфликта мотивов. Новые мотивы образуются в ходе деятельности. В теории деятельности описан механизм образования новых мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель.

    Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Важно подчеркнуть, что превращение цели в мотив может произойти только, если накапливаются положительные эмоции.

    До сих пор мы говорили о внешней деятельности. Но существует и внутренняя деятельность, рассмотрим и ее. Функция внутренних действий - подготовка внешних действий. Внутренние действия экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Наконец, они дают человеку возможность избежать грубых, и иногда роковых ошибок.

    В отношении этих форм активности теория деятельности выдвигает два тезиса. Во-первых, подобная активность - деятельность, которая имеет то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от нее только формой протекания. Во-вторых, внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается процесс переноса соответствующих действий в умственный план.

    Что касается первого тезиса, то он означает, что внутренняя деятельность, как и внешняя побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих их операций.

    В отношении второго тезиса можно добавить следующее. Во-первых, для успешного воспроизведения действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. С другой стороны, при интериоризации внешняя деятельность, хоть и не меняет своего принципиального строения, сильно трансформируется. Особенно это относится к ее операционально-технической части: отдельные действия или операции сокращаются, некоторые из них выпадают вовсе, весь процесс притекает намного быстрее.

    Виды деятельности . Игра – в ней происходит моделирование предметных и коммуникативных навыков; ее целью является сам процесс, а не результат. У детей – это форма жизнедеятельности и ведущая деятельность. Через игру ребенок усваивает общественные способы деятельности (их учат взрослые). Осуществляется формирование мышления через замещение, которое фиксируется в слове. У младших детей значение фиксируется в игрушке, у дошкольников – в роли. Учение – оно имеет место там, где действия человеком управляются сознательной целью усвоить опредмеченные знания умения навыки. Учение – это активный сознательный процесс направления деятельности и поведения на освоение общественного опыта человечества (носитель - взрослый). Труд – это деятельность, направленная на производство общественно полезных или потребляемых обществом продуктов – материальных или духовных. При этом человек является и производителем общественных отношений. Труд связан с изготовлением и применением орудий. Коллективная деятельность предполагает разделение труда.

    Есть три вида деятельности: игра, учение, труд.

    Игра - процессуальный вид деятельности, потому что важен процесс, а не результат. Учение и труд - результативный вид деятельности, они близки по психологической природе, так как здесь важен именно результат деятельности, а не процесс.

    Игра.

    Вид непродуктивной, процессуальной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. А попросту, ребёнку нравится играть, ему это приятно, вот он и играет. Это первый вид деятельности, который осваивает ребёнок.

    Известно, что игровое поведение наблюдается и у молодых животных, проявляющееся во всевозможной возне, имитации драк, беготне и т. д. У некоторых животных наблюдаются игры с вещами. Поведение молодых животных в процессе игры можно рассматривать, прежде всего, как реализацию потребности организма в активности, разрядке накопленной энергии. Об этом свидетельствует то, что игра у них тормозится при голодании или ограниченном питании, при воздействии высокой температуры среды и т.п. Если животное лишить на некоторое время партнеров для игры (это явление называют «игровым голодом»), то его возбудимость и игровая активность затем резко повышаются, т. е. происходит как бы накапливание соответствующей энергии.

    Исследования показывают, что и у ребенка игра служит формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Ее побудителем является потребность в активности, а источником - подражание и опыт.

    Но уже с самого начала игра ребёнка, в отличие от игры животных, опосредована социальным опытом, который ребёнок усваивает в совместной деятельности со взрослыми. Например, когда двухлетний ребёнок моет пол, он играет, потому что от него никто не требует какого-либо результата. Но всё равно, ребёнок старается, чтобы было чисто. Т.е. ребёнок подражает цели действия. Эта цель не является непосредственной физиологической необходимостью, стремление к чистоте - культурное требование, оно задаётся социальным опытом. Обезьяна в такой же ситуации подражала бы действию, а не цели действия, т.е. она просто бы махала тряпкой. Наконец, тряпка воспринимается ребёнком не просто как вещь, но как орудие, предназначенное для наведения чистоты.

    Таким образом, в игре ребёнок продолжает знакомиться с предметно-орудийным миром людей, где каждая вещь имеет своё назначение, где люди пользуются каждой вещью вполне определённым образом: "Вот это стул, - на нём сидят, вот это стол, - за ним едят".

    Игра, как вид самостоятельной деятельности, возникает у ребёнка в три года, после кризиса "Я сам". Ребенок уже владеет человеческими способами восприятия окружающего мира, научился действовать как человек, но пока ещё в тесном содействии с матерью и под её руководством. Теперь, освободившись в возрасте трёх лет из диады мать-дитя, ребёнок учится действовать самостоятельно, независимо от взрослых.

    Параллельно с предметами-орудиями ребенок сталкивается в своей практике с другим видом вещей - игрушками. Человеческий способ употребления последних - игра, т. е. изображение с их помощью каких-то других, настоящих вещей и действий. Взрослые учат детей этому употреблению игрушек. Они показывают ребенку, как нужно поить куклу, укачивать ее, водить гулять, как кормить игрушечного медвежонка, возить машину и т. п.

    Однако само отношение к игрушке как к изображению «настоящей» вещи возникает у ребенка только в связи с включением в игровую деятельность слова. Благодаря слову возникает возможность замены реальных действий с вещами речевыми действиями. К четырем-пяти годам реальные действия при игре с игрушками все более свертываются и заменяются речевыми. Вместо детального воспроизведения кормления куклы ребенок один раз подносит к ней ложку и говорит: «Кормлю... Уже поела» и т. д.

    По мере взросления ребёнка игра усложняется. В три-четыре года дети играют в ролевые игры. Например: "Давай играть! Я буду мама, а ты папа!". Распределяя роли в игре, обращаясь друг с другом в соответствии с принятыми ролями (мать - дочка, врач - больной и т.п.), дети осваивают социальное поведение, способы согласования действий, подчиненное требованиям коллектива.

    В пять-шесть лет дети играют в игры по правилам, в таких играх они учатся подчиняться правилам и требовать того же от других детей. Действия в таких играх регулируются абстрактными требованиями или правилами. Окружающие люди, участники игры начинают выступать как носители таких правил. Цель самой деятельности перемещается на ее социально подкрепляемый результат (выиграть). Здесь, по существу, начинается уже выход из игры. Оставаясь по общественным признакам игрой (деятельность все еще не дает полезного продукта), по психологической структуре деятельность приближается к труду (целью является не сама деятельность, а ее результат) и учению (целью является освоение игры).

    Учение.

    Однако во всех видах поведения и деятельности ребенка, которые мы до сих пор рассматривали, этот конечный результат - освоение общественного опыта - не совпадал с целями самой деятельности. Ребенок манипулирует вещами не для того, чтобы чему-то научиться. Когда он делает первые шаги и пытается произнести первые слова, им не движут цели научиться ходить и говорить. Его действия направлены на удовлетворение непосредственных потребностей в исследовании, активности, на овладение вещами, на воздействие на окружающих и т. д. Освоение соответствующих действий и информации выступает, поэтому, для ребенка не как цель, а лишь как средство удовлетворения соответствующих потребностей.

    Наступает время, когда в жизнь ребенка входит особый вид деятельности. Это деятельность, непосредственной целью которой является само освоение определенной информации, действий, форм поведения. Такая специфическая деятельность субъекта, имеющая своей целью научение, называется учением.

    Итак, учение - деятельность целью, которой является научение, т.е. освоение знаний, умений, навыков.

    Учение включает в себя:

    • усвоение информации о значимых свойствах мира, необходимой для успешной организации тех или иных видов идеальной и практической деятельности (продукт этого процесса - знания);
    • освоение приемов и операций, из которых складываются все эти виды деятельности (продукт этого процесса - навыки);
    • овладение способами применения указанной информации для правильного выбора и контроля приемов и операций в соответствии с условиями задачи и поставленной целью (продукт этого процесса - умения).

    Таким образом, учение имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью, - усвоить определенные знания, навыки, умения.

    Отсюда видно, что учение - специфическая человеческая деятельность. У животных возможно лишь научение. Да и у человека учение возможно лишь на той ступени, когда он овладевает способностью регулировать свои действия сознаваемой идеальной целью. Эта способность достигает достаточного развития лишь к шести-семи годам, формируясь на базе предшествующих видов деятельности - игры, речи, практического поведения и др.

    Первое исходное условие для формирования учебной деятельности - создание у ребенка сознательных мотивов усвоения знаний, умений и навыков.

    Учебная деятельность не только вооружает человека знаниями, навыками и умениями, необходимыми для различных видов общественно полезной активности. Она формирует у человека также умение управлять своими психическими процессами, умение выбирать, организовывать и направлять свои действия и операции, навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. У ребёнка формируются высшие психические функции, главная особенность состоит в том, что они являются произвольными.

    По своей природе учение и труд психологически очень близки: и учение, и труд являются результативными, т.е. они выполняются ради результата. Отсюда понятно, что учение подготавливает человека к труду.

    Труд.

    Труд это деятельность, направленная на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов - материальных или идеальных. Трудовая деятельность - главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.

    Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, - хлеб и машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги, чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание).

    При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама деятельность принимает форму выполнения определенного общественного задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

    Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря разделению труда в современном обществе ни один человек не производит всего того, что ему требуется, и почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен свой труд.

    Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, и, прежде всего воображения и мышления.

    Берет верх именно та, которая мощнее мотивирована. Побуждения и мотивы деятельности подробно рассматриваются в статье.

    Мотив и потребность

    Путь от потребности к практике - это путь выхода потребности к внешней среде. Деятельность основывается на мотиве, благодаря которому она образуется. Но мотив может быть удовлетворен не всякой деятельностью. Такой путь состоит из:

      выбора и мотивации предмета потребности;

      на пути от потребности к деятельности трансформация потребности в интерес и цель, точнее осознанную потребность.

    Отсюда следует, что мотивация и потребность непрерывно связаны. Потребность ведет человека к деятельности, которая и основывается на мотиве.

    Мотивом деятельности называется то, что толкает индивида к деятельности, ведя его к утолению конкретных нужд. Мотив деятельности - это рефлексия потребности.

    К примеру, мотив деятельности - это как активная увлеченная работа, так и отказ от нее в несогласии.

    Как мотив деятельности могут выступать мысли, потребности, чувства и психические формирования другого порядка. Для того, чтобы деятельность была осуществлена, мало внутренних толчков. Важно наблюдать объект деятельности и сопоставлять побуждения и цели, которые должны быть выполнены.

    Мотивационно-потребностная сфера личности - это вся сумма мотивов, сформировавшихся в течение человеческого существования. Эта сфера имеет развитие, но выделяются несколько основных устойчивых мотивов, которые образуют направленность индивида.

    Мотивация

    Мотивация - это объединение внешних и внутренних направляющих сил, которые толкают человека к определенным действиям. Это путь побуждения человека к практике для осуществления целей.

    Мотивация охватывает больше, чем - устойчивое личностное качество, принадлежащее индивиду. Мотивация же - совокупность факторов, которые определяют линию поведения индивида, его мотивы, цели, потребности, намерения, прочее. Также это процесс, поддерживающий и движущий активность.

    Мотивационная сфера состоит из:

      мотивационной системы личности, включающей стимулирующие силы деятельности, то есть сами мотивы, интересы, потребности, цели, убеждения, установки, нормы, стереотипы, и другое;

      мотивации достижения - нужды завоевания высокого уровня поведения и утолении других нужд;

      мотивация самоактуализации находится на высшей ступени иерархии мотивов, заключается в нужде индивида к реализации собственных возможностей.

    Правильные планы, цели, высокоорганизованность ни к чему не приведут, если отсутствует мотивация. Она возмещает ущербы в других сферах, например, планировании. Нельзя возместить ничем мотивы деятельности, способности важны, но их, зачастую, недостаточно.

    Мотивация также определяет успех в практическом исполнении, которого нельзя добиться только с наличием знаний и способностей. Необходимо стремление к работе, к достижению результата. Количество усилий зависит от уровня активности и мотивации. Люди с высоким уровнем мотивированности выполняют больше работы и чаще других добиваются большего.

    Неправильно наблюдать сферу мотивов индивида как зеркало суммы его индивидуальных нужд. Потребности личности соединены с общественными потребностями, их возникновение и развитие определено социумом. Мотивационная сфера включает как индивидуальные, так и общественные нужды.

    Мотивирование

    Мотивирование - это осознанное влияние на индивида, которое осуществляется обращением к конкретным мотивам для склонения его к чему-либо.

    Мотивирование имеет два типа:

      Формирование мотивационной структуры человека в образовательном и воспитательном ключе. Для этого необходимы знания, усилия и способности, зато есть возможность добиться долгосрочного результата.

      Внешнее влияние на индивида для осуществления им определенных действий. Тип мотивирования, напоминающий сделку по структуре.

    Существуют различные мотивы: самоутверждение, обязанности перед социумом, интерес к учебному процессу, так далее. К примеру, рассмотрим мотивы ученого к занятиям наукой: самоутверждение, самореализация, материальные стимулы, познавательный интерес, социальные мотивы.

    Мотивы и мотивация деятельности человека - это некие атрибуты личности, они устойчивы. Говоря, что индивид проявляет познавательный мотив, мы имеем в виду, что мотивация к получению знаний присуща ему во многих ситуациях.

    Мотив деятельности, определение которого не имеет объяснения отдельно от общей системы психической жизни и факторов, ее составляющих - действий, образов, отношений, прочего, направлен на придание деятельности импульсу.

    Лидия Божович, советский психолог, при наблюдении структуры мотивационной сферы личности в общем особо внимательно рассматривала мотивы учебной деятельности учащихся. Она предлагает две обширных группы:

      К познанию, необходимость интеллектуальной деятельности и получения новых навыков, умений и знаний, то есть познавательные мотивы.

      Нужда ребенка достичь конкретного места в знакомой ему общественной иерархии - социальные мотивы.

    Эти две группы в объединении поддерживают эффективную учебную деятельность. Мотивы, вызванные самой деятельностью, совершают прямое влияние на индивида, а социальные мотивы служат толчком для его деятельности с помощью осознанных целей и решений.

    Структура мотивов учебной деятельности

    М. В. Матюхина, взяв за основу классификацию Божович, предлагает такую структуру. Мотив учебной деятельности учащихся состоит из:

      Мотивы, на которых базируется учебная деятельность, прямо относящиеся к ее продукту. Категория делится на две подгруппы:

    • Относящиеся к сути учения. Ученик стремится к получению новых знаний, владению новой информацией, способами практического выполнения, осознанием структуры окружающих его вещей. Это мотивация содержания.
    • Относящиеся к процессу обучения. Ученик хочет стать активным интеллектуально, выражать свои мысли на уроке, ставить и решать задачи в учебном процессе. процесса.

    2. Мотивы, которые связаны с результатом учения, с тем, что находится за границами процесса учебы. В эту категорию входят такие подгруппы:

      Широкие социальные мотивы: самоопределения (жажда быть готовым к будущей работе, осознание важности навыков и умений, т.д), самосовершенствования (необходимость развиваться в процессе учебы), ответственности и долга перед учителем, классом, обществом, т.д.

      Узколичностные мотивы - позыв к получению одобрения от родителей, учителей, сверстников, к положительным отметкам. Это мотивация благополучия. Престижной мотивацией называется выраженное желание находиться на первых местах по успеваемости, быть лучшим. Мотивация избегания неприятностей включает все отрицательные мотивы, необходимость обойти минусы и опасности, которые могут возникнуть со стороны вышестоящих, если ученик не будет прикладывать должных усилий.

    Типы деятельности

    Психологи выделяют разные формы организации типов деятельности, каждый из которых влечет за собой свою мотивацию деятельности. Мотив игры - это получение удовольствия. Для учения и труда мотивом служит чувство ответственности и долга. Это не менее сильные чувства, чем обычный интерес. Но при учебе и трудовой деятельности необходимо вызвать у индивида интерес к ходу практического выполнения или его исходу. Также важна сама привычка трудиться, как и мотивы творческой деятельности, которые должны быть развиты в ребенке.

    Изучение мотивов учебной деятельности показало, что различные типы деятельности взаимосвязаны, они дополняют друг друга и перетекают из вида в вид. Во время пребывания в детском саду ребенок кроме игр учится рисовать и считать. Школьник после уроков проводит время в играх.

    Игровая деятельность

    Моменты игр прекрасно дополняют элементы игровых ситуаций увлекают детей. Игра - это придуманное путешествие по карте мира, к примеру. Это игровые роли учителя, продавца, гида для овладения иностранным языком в диалоге.

    Не могут существовать отдельно, хотя в определенный период жизни какой-то из них может взять верх. В один период жизни основная деятельность - это игра, в другой - учение, в третий - труд. До прихода детей в школу ведущим типом деятельности является игра, в школе превалирует учение. Для взрослых людей основная деятельность - труд.

    Мотивы деятельности учителя

    А. К. Байметов, подробно рассматривая мотивы деятельности учителя, разделил их на три категории:

      мотивы заинтересованности общением с детьми;

      мотивы увлечения предметом преподавания;

      мотивы долженствования.

    Как выяснилось, учителя без главенствующего мотива со сбалансированными тремя показателями обладают развитой квалификацией и высоким авторитетом. Категория мотивации влияет на характер требований педагога к ученикам. Сбалансированная мотивация педагога ведет за собой небольшое количество и гармоничность этих требований.

    Также стоит учесть, что превалирование конкретного вида мотивации взаимосвязано со стилем руководства педагога. Мотив долженствования преобладает у учителей с авторитарным стилем управления, мотив общения - у либералов, а педагоги без преобладания конкретного мотива относятся к демократическому стилю руководства.

    Людмила Николаевна Захарова, работая над профессиональной мотивацией педагога, из широкой сферы факторов выделила такие:

      профессиональные мотивы;

      самоутверждение;

      личностная самореализация;

      материальные стимулы.

    Все это вместе образует мотивационное поле деятельности всех участников учебного процесса.

    Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию. 6 класс 2012-2013уч. год. Время выполнения задания –1 час.

    Шифр_____ количество баллов_______

    Максимальное количество баллов_30___

    1.Отметите правильный вариант ответа на вопрос

    1.Понятие «общество» применимо

    а) к любой исторической

    2 .Раньше других занятий человека появились:

    а) охота и собирательство;

    б) земледелие и скотоводство;

    в) огородничество;

    а) Иоганн Гуттенберг;

    б) Иван Федоров;

    в) Карл Великий.

    2. Какой сфере относятся (4 балла)

    а) премьера спектакля в театре __________-

    б) выборы президента страны_______________

    в) повышение стоимости проезда___________

    г) принятие депутатами законов ___________

    д) презентация художественной книги__________

    е) покупка продуктов в магазине_____________

    3.Установите соответствие между терминами и их

    определениями .(4балла)

    Запишите ответы в таблицу

    1«За край свой насмерть стой» ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2«Родина-мать, умей за неё постоять»

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5.Продолжите фразу

    1.«По достижении 18лет человек становится_________________»

    2.»Слово «экономика» означает управление______________»

    3.Кдуховной сфере общества относятся религия, культура, образование и ___________.

    4.Страна- ________________, которая имеет определенные границы.

    5. ______________-основной, главный закон страны.

    6.Заполните схему ( 2 балла)

    Встретились Баба-яга и Змей Горыныч. И давай спорить, кто из них правильнее питается. Баба-яга говорит: «Я пью только ключевую воду. Овощи и фрукты ем каждый день». Змей Горыныч говорит: «Люблю лимонад, энергетический напиток».

    Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию. 6 класс 2012-2013уч.год. Время выполнения задания -1 час.

    Шифр_____ количество баллов_______ Максимальное количество баллов_30___

    1.Отметите правильный вариант ответа на вопрос

    (1балл за правильный ответ)

    1.Понятие «общество» применимо А

    а) к любой исторической эпохе;

    б) только к современному периоду;

    в) к эпохе возникновения и существования государств.

    2.Раньше других занятий человека появились:

    а) охота и собирательство;

    б) земледелие и скотоводство; А

    в) огородничество;

    г) промышленное производство .

    3. Родоначальником книгопечатания в Европе является:

    а) Карл Великий;

    б) Иван Федоров; В

    в) Иоганн Гуттенберг.

    ;

    в) 2. Какой сфере относятся (4 балла)

    а) премьера спектакля в театре __Духовная ________-

    б) выборы президента страны ____Политическая_ __________

    в) повышение стоимости проезда___ Экономическая_ _______

    г) принятие депутатами законов __Политическая_ ________

    д.) презентация художественной книги _духовная _________

    е) покупка продуктов в магазине _ Экономическая ____________

    3.Установите соответствие между терминами и их

    определениями.(4балла)

    Запишите ответы в таблицу.

    4.Объясните смысл пословиц и поговорок .(2балла каждый правильный ответ)

    1«За край свой насмерть стой»____Важно защищать свою страну, несмотря ни на что. _

    2«Родина-мать, умей за неё постоять»______Когда страна в беде, необходимо встать на её защиту.

    5. Продолжите фразу .(2 балла за правильный ответ)

    1.«По достижении 18лет человек становится_ Совершеннолетним _»_

    2. «Слово «экономика» означает управление_ Хозяйством» __________

    3.Кдуховной сфере общества относятся религия, культура, образование и _Наука.

    4.Страна- территория __ которая имеет определенные границы.

    5. Конституция _-основной, главный закон страны.

    6.Заполните схему.(2 балла)

    игра

    учеба

    7.Прочитать текст и выполнить задание.( 3 баллов за правильный ответ с выводом) Встретились Баба-яга и Змей Горыныч. И давай спорить, кто из них правильнее питается. Баба-яга говорит: «Я пью только ключевую воду. Овощи и фрукты ем каждый день». Змей Горыныч говорит: «Люблю лимонад, энергетический напиток».

    . А как вы думаете, кто из них правильнее питается. Обоснуйте свои выводы._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное