Домой Удобрения Роль воображения в психическом развитии ребенка. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации Как называется создание представлений и мысленных ситуаций

Роль воображения в психическом развитии ребенка. Специфика познавательного отношения человека к миру и формы его реализации Как называется создание представлений и мысленных ситуаций

Тема 9. Психология творчества

1.) Связь творческого процесса с воображением.

2.)Определение творческого мышления.

3.)Интеллект и творчество.

4.)Мотивы творчества.

5.)Творчество и патологии психического развития.

1) Связь творческого процесса с воображением .

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса.

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация.

Определяется четырьмя видами:

Активное

Представление разделяют

    по функционированию ведущего органа чувств:

    зрительные

    двигательные

    и др.

    по содержанию:

    технические

    топографические

    музыкальные

    и др.

Развитие процесса.

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

2) Определение творческого мышления.

Мышление —

    это высший познавательный процесс.

    это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея, (понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях)

    это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно — исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Мышление высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Сущность процесса.

Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой.

Классификация .

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление — отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

Развитие процесса.

Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное — позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием его научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

3)Интеллект и творчество.

Интеллект – это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций он отождествляется:

1) с системой умственных операций;

2) со стилем и стратегией решения проблем;

3) с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности;

4) со стилем когнитивным, и пр.

Основные критерии, по коим оценивается развитие интеллекта, — это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.

В структуре интеллекта велико значение деятельности речевой и особенно речи внутренней. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.

В западной психологии наиболее распространено понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни. Попытка изучения продуктивных творческих компонент интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии, разработавшими понятие озарения.

В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов интеллекта; так было положено начало широко распространенной поныне прагматистской концепции интеллекта, как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспособляться. При этом выдвигается представление о существовании базовых структур интеллекта, независимых от культурных влияний. С целью совершенствования методики диагностирования интеллекта были проведены (обычно с помощью анализа факторного) различные исследования его структуры. При этом разными авторами выделяется различное количество базовых «факторов интеллекта» от 1-2 до 120. Такое дробление интеллекта на множество составляющих препятствует пониманию его целостности.

Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Была показана несостоятельность утверждений о врожденной обусловленности различий в уровне интеллектуального развития у представителей различных наций и социальных групп. При этом признается зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий жизни.

Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и пр.) В связи с успехами научно-технической революции стал широко распространен термин интеллект искусственный.

4) Мотивы творчества.

МОТИВ — психическое явление, побуждающее к действию.

5) Творчество и патологии психического развития.

ТВОРЧЕСТВО - психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат коей - создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект - личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря коим создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству.

Творчество как процесс сперва рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.

Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта.

С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы творчества на компьютере (программирование эвристическое). Передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к тем процессам творчества, которые невозможно формализовать. Зависимость от них научно-технического прогресса - открытий, изобретений и пр. - направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции творчества (например, атака мозговая).

Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика. педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними.

Список литературы

          Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону, 1983.

          Галин А.Л. Личность и творчество. – Новосибирск, 1989. — С.64-102.

    Гокчаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. — М., 1991.

    Грановская Р. Н., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление
    стереотипов. – СПб.: Питер, 1994.

    Мелхорн Г., Мелхорн Х-Г. Гениями не рождаются. — М., 1989. — С.
    5-21,33-37,50-82,110-135.

    Никифорова О.Н. Исследования по психологии художественного
    творчества. – М., 1972. — С.4-50.

    Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1996.

    Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М.: Музыка, 1972. – 168с.

    Теплов Б.М. Одаренные дети. – М., 1991. С. 216-220.

    Фрейд 3. Леонардо да Винчи. — М., 1991.

    Юнг Н.Г. Феномен одаренности и конфликты детской души. — М., 1995.

    Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии//Вопросы психологии. – 1985. — №6.

ГУ «Тенизовская основная школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»

8 класс

Тема: " "

9 класс

Тема: Смена экосистем. Агроценоз.

Учитель биологии: Карахметова А.К.

2013-2014 учебный год

План-конспект открытого урока в классе-комплекте (8-9) с русским языком обучения

8 класс

9 класс

Тема урока: Познавательные процессы человека "

Тема урока: Смена экосистем. Агроценозы

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями высшей нервной деятельности человека.

Цель урока: Сформировать знания об особенностях агроценоза как искусственной экосистемы , дать его характеристику в сравнении с биогеоценозом . ...

Образовательные:

сформировать у учащихся знания о памяти, ее видах, роли рассудочной деятельности в развитии мышления и сознания.

Развивающие:

развитие умения сравнивать, делать выводы, анализировать и систематизировать информацию, обобщать, устанавливать соответствие.

Воспитательная: формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга.

Задачи: Сформировать понятие об агроценозе, познакомить учащихся с его структурой и организацией, с методами поддержания его устойчивости.

Дать сравнительную характеристику биогеоценоза и агроценоза.

Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с текстом, умений анализировать и сравнивать объекты.

Продолжить формирование чувства ответственности, бережного отношения к природе родного края.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Оборудование: таблицы, иллюстрации с изображением агроценозов, ноутбук презентация

Тип урока: изучение нового материала

Тип урока:изучение нового материала

Ход урока

Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,но, ради бога, - размышляйте, и хотя криво, - да сами. Г. Лессинг

I .Организационный момент. 2 мин

Сегодня мы работаем по маршрутному листу.
Прочитайте, по какому маршруту мы пойдём. В течение урока вы будете себя оценивать и ставить отметки в лист самооценки.

II . Этап актуализации знаний проводился в виде работы в парах, учащимся предлагалось выполнить задание на нахождение соответствия, для этого надо было проанализировать содержание определений познавательных процессов, изученных на предыдущем уроке и подобрать подходящий пример (приложение ).

Проверка правильности выполнения осуществлялась с помощью проектора. Работа в парах способствует восполнению пробелов в знаниях, если таковые имеются. 5 мин

Постановка цели урока

II.ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. (5 мин) Тест.

ТЕСТЫ

1.Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется

а) зоология; б) экология; в)орнитология.

2.Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к

а) абиотическим факторам;б) биотическим факторам; в) антропогенным факторам.

3.Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется

4.Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует

а) экосистему;б) биогеоценоз;в) сообщество.

а) солнечная энергия; б) геотермальная энергия; в) естественная радиация.

III. Работа с учителем. 8 мин

Постановка учебной задачи.

Откройте содержание учебника. Презентация Работа с учебным материалом, запись в тетради

III. Работа с учителем 8 мин

Презентация

Человек в процессе эволюции научился не только пользоваться дарами природы, но и создавать их.

Почему мы сегодня поднимаем вопрос об агроценозах? В чем состоит проблема?

Агроценоз – это сообщество растений, животных, грибов и микроорганизмов, существующие совместно в результате воздействия человека для получения с/х продукции.

Мы живем в сельской местности. Целинных земель почти не осталось. В основном вокруг мы наблюдаем обрабатываемые земельные площади.

Назовите, какие основные агроценозы характерны для нашей местности?

(поле, сад, огород, цветник, ягодник, парк, газон, лесополоса, пруд)

/ показ слайдов агроценозов/

IV. Работа с учителем. 10 мин

Учитель диктует 12 понятий, после чего учащиеся должны записать все, что запомнили из этого списка.

Примерный список слов:

плакат
урок
песня
мысль
краска
тишина
совесть
сосед
указка
дружба
речь
пример

Затем производится проверка, в которой учитывается не только правильное запоминание слов, но и их порядок. Результат записывается в тетради.

IV. Самостоятельная работа.10 мин

С помощью учебника на стр. 255 – 256 сравнить агроценоз от природной экосистемы (биогеоценоз). По результатам работы заполнить табличку:(Отличия экосистемы луга и поля

Составить кластер

V. Самостоятельная работа по группам 5 мин мин

Ученикам предлагается на основе полученных данных составить рекомендации по оптимизации процесса запоминания с учетом ведущего типа памяти (самостоятельная работа в тетради с последующей проверкой).

V. Индивидуальная работа. 5 мин

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

ЛУГОВЫЕ ЛЕСНЫЕ БОЛОТНЫЕ

ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫННЫЕ

КАРТОЧКА №2

Зайцы, Липы,Подосиновики,Дрозды,Почвенные микроорганизмы, Берёзы,Кукушки.Шмели,

Дубовый шелкопряд, Медуницы, Осоки,

Сфагнум,Синезеленые,Плесневые грибы.

Физминутка для глаз 2 мин

VI . Работа с учителем. 5 мин

Тест. Взаимопроверка. Выставление оценок

VI . Самостоятельная работа. 5 мин

Тест по слайдам

VII. Рефлексия. 5 мин

1. Что лежит в основе навыков, например, при ходьбе, беге, письме, пользовании при еде ложкой, вилкой, ножом?

2. Ребёнок плачет при виде человека в белом халате. Объясните, как выработался такой рефлекс? Как его затормозить?

3. Проблема. Ребёнок в возрасте до года попал в условия, где нет человеческого общества. Будет ли он говорить? Разовьётся ли у него мышление?

4. Приведите примеры внутреннего торможения рефлексов у человека из повседневной жизни. Поясните, какое значение имеет внутреннее торможение?

5. Слову свойственна обобщающая функция. Объясните, в чём заключается смысл слов «гроза», «мебель».

VII. Закрепление 5 мин

Для закрепления знаний о взаимоотношениях в сообществе, предлагаю решить простейшие экологические задачи.

Для того, чтобы выжить, серой жабе необходимо в день съедать 5 г слизней- вредителей с/х культур. Рассчитайте: на площади 1 га обитает 10 жаб. Сколько вредителей они уничтожат за летний месяц? (30 дней)

Для одного из агроценозов характерна следующая пищевая цепь: злаки

кузнечики лягушка уж орёл. Масса каких организмов должна быть наибольшей? Почему? Какой должна быть масса ужей, чтобы орёл достиг массы 5 кг? (Помните « Правило 10 процентов »).

VI II . Инструктаж по выполнению домашнего задания. Д/з: § 60 стр 266-169, доп. лит. 3 мин

VI II . Рефлексия 3 мин

Д/З § 56, кроссворд (по выбору), с использованием терминологии сегодняшнего урока. Подготовить сообщение «Биологические методы борьбы с вредителями»

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А. П. Чехов

Итог урока: выставление оценок

Литература, материал интернет ресурсы

Анатомия и физиология человека. 1997 год. Россия.

“Биология. Человек”, 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил.учебник 8 класса Алимкулова Р., Сатимбеков Р., Соловьева А.

Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, И.Д. Зверев, Просвещение, 1983 г

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996

2. Даниэль Лапп. Искусство помнить и забывать/Лапп Даниэль. СПб: Питер, 1995

9 класс

Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы/ М.Гильманов, Л.Абшенова, А.Соловьева.-Алматы:Атамура

И.А. Жигарев, О.Н. Пономарёва, Н.М. Чернова «Основы экологии» сборник задач, упражнений и практических работ. Дрофа 2001 год.

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Вариант 1

А1. Что определяет поведение человека?

1) условные рефлексы

2) безусловные рефлексы

3) осознанные, обдуманные действия

4) инстинкт

А2. Как называют память, действующую лишь тот срок, который необходим для совершения того или иного действия?

1) долговременной

2)тренированной

3) нетренированной

4) оперативной

A3. Если при запоминании между фактами устанавливается система связей, позволяющая последовательно извлекать последующую информацию из уже известной, то действует:

1) механическая память

2) логическая память

3) оперативная память

4) кратковременная память

А4. Как называется способность на основе известных знаний добывать новую информацию?

1) мышление 3) запоминание

2) сознание 4) воображение

В1. Что составляет подсознание человека?

В2. Каким термином называют память, воображение, мышление, ощущения, восприятие, представления?

_________________________________________________________________________

С1. В чем состоит главное отличие человека от животных?

Особенности высшей нервной деятельности человека.

Познавательные процессы.

Вариант 2

А1. От чего зависит, на каком языке начнет говорить ребенок?

1) от головного мозга

2) от речевых центров

3) от окружающей его языковой среды

4) от этнической принадлежности

А2. Как называется сохранение в сознании прошлого опыта, который возможно воспроизвести и использовать повторно?

1) мышление 3) сознание

2) память 4) ощущение

A3. Если при запоминании каждый факт заучивается отдельно, без связи с остальными, и попытки выявить закономерность между фактами отсутствуют, то действует:

1) механическая память

2) логическая память

3) оперативная память

4) тренированная память

А4. Как называется создание представлений и мысленных ситуаций, ранее не воспринимавшихся в действительности?

1) сознание 3) воспоминание

2) мышление 4) воображение

В1. Как называется наука о закономерностях работы головного мозга, влияющих на поведение животных и человека?

В2. С чего начинается познавательная деятельность человека?

__________________________________________________________________________

С1. В чем разница между механической и логической памятью?

Приложение 1.

Подберите каждому познавательному процессу соответствующий пример.

(соедините стрелками познавательный процесс с соответствующим примером.)

Мышление

Шерсть мягкая

Представление

Кошка – представитель отряда Хищные звери

Воображение

Кошка легко вспрыгнет на шкаф

Ощущение

Кошка – животное с пушистой шерстью

Объясните, почему вы выбрали именно эти примеры.

Отличия агроценоза и природной экосистемы:

Характеристика

Природная экосистема

Агроценозы

1.Видовое разнообразие

2.Устойчивость

3. Действие отбора

4. Источник энергии

5.Круговорот элементов

6.Саморегуляция

7. Продуктивность

Сравнительная характеристика экосистемы луг и полей

Параметры для сравнения

Экосистема

Поле

Вид экосистемы

Компоненты

Действующий отбор

Видовое разнообразие

Пищевые цепи

Источник энергии

Баланс питательных элементов

Саморегуляция

Устойчивость

Круговорот веществ

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ:

Продукцией экосистем называется прирост биомассы, созданной за единицу времени. Какие из указанных на схеме экосистем имеют наибольшую и наименьшую продуктивность? Почему?

ЛУГОВЫЕ ЛЕСНЫЕ БОЛОТНЫЕ

ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ ПУСТЫННЫЕ

СТЕПНЫЕ ТУНДРОВЫЕ ВЫСОКОГОРНЫЕ

ТЕСТ 9 класс

    Наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания называется

а) зоология;

б) экология;

в) орнитология.

    Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы и т. п. относятся к

а) абиотическим факторам;

б) биотическим факторам;

в) антропогенным факторам.

    Форма существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называется

б) хищничество;

в) симбиоз.

    Группа популяций разных видов, населяющая определенную территорию, образует

а) экосистему;

б) биогеоценоз;

в) сообщество.

5. Основным источником энергии в экосистеме является

а) солнечная энергия;

б) геотермальная энергия;

в) естественная радиация.

КАРТОЧКА №3

Какие группы организмов обязательно должны существовать в любой экосистеме? В перечне обитателей смешанного леса подчеркните продуценты, галочкой отметьте редуценты:

Подосиновики,

Почвенные микроорганизмы,

Дубовый шелкопряд,

Медуницы,

Синезеленые,

Плесневые грибы.

Проверка результатов работы на карточках, выставление отметок.

Самоанализ урока.

Урок проходил в _8 и 9 классе, предмет – биология, в классе _4/1__ человек, на уроке присутствовали все.

Тема урока: «Особенности высшей нервной деятельности человека.Познавательные процессы человека», « Смена экосистем. Агроценоз»

Тип урока: усвоение нового материала.

Урок построен в соответствии с программными требованиями.

Цель урока : диагностика и коррекция знаний учащихся по данной теме.

Задачи, которые я ставила :

Образовательные: изучить материал по теме «Особенности высшей нервной деятельности человека.Познавательные процессы человека», Агроценоз» проверить объём и глубину знаний;

Развивающие: развивать нестандартное мышление, диагностика и развитие таких интеллектуальных умений, как синтез, анализ, сравнение, умение применять знания в нестандартной ситуации, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность;

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение работать в заданном темпе, любовь к природе.

Урок проведен с использованием ИКТ, что способствовало реализации одного из основных принципов в изучении биологии – наглядности. Урок содержит большой объем информации.

На уроке применялись различные формы учебной деятельности : работа по маршрутным листам, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, работа по карточкам, рефлексия.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.

На уроке формировались следующие компетенции : учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного совершенствования.

Урок состоит из 7 этапов:

    Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы (использовалось музыкальное сопровождение, эмоциональный и психологический настрой.

    Подготовка учащихся к активному и сознательному обобщению знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы,где будут использоваться знания в дальнейшем.

    Использовались приемы усиливающие восприятие нового материала, вычленение наиболее существенных признаков и обращение на них внимания учащихся, задания в маршрутных листах, использование приемов мышления, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, заполнение диаграммы Вена, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов. Создавалась ситуация успеха (самооценка).

    Проверка знаний учащихся (тест), задача которого- проверить знания учащихся, взаимопроверка.

    Информирование о домашнем задании. Задача- разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника творческое задание по интересам и степени сложности)

    Рефлексия. Задача этапа- осмысление деятельности ученика и учителя на уроке.

Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера, проектора позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.

Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке.

По результатам само- и взаимооценки учащихся, качество знаний по итогам урока.

Считаю, что урок цели достиг.

По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что урок детям понравился, об этом говорит «Корзина успеха»

Психологические процессы.

Представление и воображение.

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация

Определяется четырьмя видами:

Представление разделяют

· по функционированию ведущего органа чувств - зрительные - двигательные - и др.

Развитие процесса

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая, человек творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.

Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.

Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные.

“Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.

“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И. Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.

Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.

Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции. Чувственное и рациональное в познании находятся в неразрывном единстве. Познание движется от чувственного к рациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познание рассматривается как первая, исходная ступень, а мышление - как высший уровень знания.

Чувственное, хотя и осмысленно, представляет собой ступень познания, отличную от логического знания. Осмысленность чувственного опыта - условие формирования новых знаний. Влияние логического знания на чувственность часто имеет своим результатом образование воображения, которое выступает, как деятельность, созидающая понятия. Мышление же является своеобразной программой, определяющей течение процессов воображения. Воображение характеризуется как процесс преобразования образа в наглядном плане.

В отличие от расчлененности логического мышления воображение обладает динамической и синтетической структурой, причем дедукция выступает как непосредственное осмысление, воссоздание целого. Всякое общее понятие как бы “отходит” от действительности благодаря своей абстрактности, чтобы глубже ее отразить. И в этом “отлете” мышления от непосредственной данности объекта, в подготовке понятий воображение играет существенную роль.

Воображение в процессе образования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображением продукты являются ни чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений: оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образования понятий, адекватных объекту. В то же время это есть создание нового единства, новой связи, новой целостности. Воображение дает возможность “видения” этого целого, общей картины явления до того, как оно будет представлено в частностях. Следовательно, в воображении способность усматривать целое раньше его частей формирует программу дальнейшего мысленного анализа. Своеобразность составляет и экономность воображения, так как его образы никогда не копируют объекта в целом, а фиксируют лишь отдельные характерные детали, но эти детали сохраняют значимость и смысл целого. Достаточно часто оно выступает в качестве догадки, связывающего звена, охватывающего и соединяющего различные компоненты опыта в стройную, целостную картину.

В ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые теснейшим образом переплетаются. Практика опосредует переход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственному опыту. Продукты воображения - наглядные образы - вербализуются, приобретая смысловое значение.

Обобщенность, присущая воображению, дает возможность субъекту строить гипотезы, теории. Называя те или иные объекты, с которыми субъект взаимодействует, человек тем самым “одевает” чувственный опыт в своеобразный “каркас” логических понятий. Такой опыт выступает не просто как собрание не связанных друг с другом элементов качеств, свойств, а как внутреннее согласованное единство. В ходе предметно-практической деятельности субъект имеет дело с объектами, отношениями, которые раньше в его чувственном опыте не присутствовали (например, обнаруживание новых растений, минералов). Чувственный опыт должен стать коммуникабельным, то есть приобрести общественно значимый характер, чтобы он мог быть использован в деятельности многих людей и как фактор практики и как условие познания. Роль воображения в такого рода ситуация можно оценить следующим образом. Воображение соотносит новый чувственный опыт с уже имеющимся у человека опытом. Так, встречаясь с останками ископаемых животных и получая определенные чувственные впечатления, человек пытается установить связь этих впечатлений с имеющимися у него представлениями известных ему животных. Наглядное соотнесение актуального чувственного впечатления, зафиксировавшего останки животного с имеющимся ранее опытом, выступает проявлением деятельности воображения. В данном случае обнаружившаяся связь составляет творческое новообразование.

Воображение, соотнося новый и старый чувственный опыт, как бы извлекает из глубин памяти и соответствующие категории, понятия. Старый чувственный опыт субъекта осмыслен, связан с определенными понятиями. Поэтому при сопоставлении его с новыми чувственными данными мы совершаем определенные попытки включить мышление в его переработку. Это не всегда приносит положительные результаты. Соотношение нового и старого опыта может оказаться неудачным, если между ними нет внутренней связи. И так до тех пор, пока не удастся приложить к новому опыту определенный категориальный аппарат.

Ценностная значимость воображения обнаруживается здесь в том, что оно как бы “вплетается”, органически входит в познавательный процесс, заполняя его пробелы. Посредством догадки, а также перекомбинацией элементов, свободной игры ассоциаций оно способствует формированию новых образов, создает целостную картину знания.

Сказанное о воображении характеризует его как фактор, определяющий общественную природу человеческого знания и, в частности, чувственного опыта. Само воображение сформировалось в результате общественного развития человека, его социальная форма познания. Наглядные образы обеспечивают постоянную связь мышления с конкретными ситуациями, с предметами изменяющейся действительности. Эти образы обогащают процессы мышления многими ценными деталями, утраченными в абстрактных понятиях, и часто наталкивают мысль на решение проблемы, задачи, потому что иногда бывает достаточно по-новому соотнести наглядные данные, переосмыслить проблемную ситуацию, чтобы найти искомое. В силу того воображение позволяет субъекту опираться на общечеловеческий опыт, отражая объект с позиции общего и всеобщего.

“Воображение - это специфически человеческая способность. Это свойство в его социальной функции, среди других способностей, обеспечивающих общественно-человеческую жизнедеятельность. Функция эта заключается в том, что она обеспечивает человеку возможность правильно соотносить общие, выраженные в понятиях знания с реальными ситуациями, которые всегда индивидуальны”.

“Вплетаясь” во все формы познавательного процесса, выступая компонентом восприятий, представлений, мышления, воображение, однако, имеет относительно самостоятельное значение. При его активном участии происходит выявление сущности объектов. Образы воображения осмыслены, в них осуществляется как бы “вторичная” чувственная реконструкция, основанная на знании субъектом части объекта. Развитие воображения здесь зависит от объема знаний, а также от интеллектуальных способностей субъекта.

Благодаря связи с мышлением, воображение характеризуется как творческий акт. Имеющаяся у субъекта информация (знания) способствует формированию новых образов, реконструированных из чувственного опыта и мышления. В этих процедурах действие воображения постоянно возобновляется. Причем отсутствие или недостаток познавательной информации способствует постановке целей и задач для воображения.

Роль и место воображения неодинаковы, оно по-разному функционирует в творческих актах, активно выступая в одних процессах или скрыто проявляя себя в других.

В самом общем смысле воображение есть способность субъекта создавать наглядные образы (частично или полностью) не воспринимающихся явлений при ведущей роли мышления, которые служат наглядным средством выражения мышления и тем самым его конкретизации и развития.

Процессы воображения в той или иной форме “проникают” во все виды деятельности человека, выполняя различные функции. Важнейшей из них является познавательная и связанная с ней эвристическая, имеющая большое значение в творческом поиске. Воображение осуществляет также прогностическую и планирующую роли, способствуя выработке целей, предваряя, предвосхищая результаты деятельности. Оно выступает и как организатор творческого поиска. Воображение помогает ориентироваться в исходном материале. Оно осуществляет и функцию определенного контроля, корректирует деятельность, способствуя адекватному отражению действительности.

Воображение необходимо включает в себя элемент “рассогласования” с объектом. Но это совсем не значит, что образы воображения не имеют никакого отношения к действительности. Эвристический образ “неадекватен” лишь при метафизическом понимании действительности, как не содержащей противоречий и возможностей превращения в “свое иное”. Образы воображения отражают возможности, существующие в действительности, и реализуются в процессе их преобразования.

  1. Психологическая коррекция и ее виды

    Доклад >> Психология

    И коррекции отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога... различ­ных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномер­ность) их развития. В силу системности строения психики...

  2. Психологические особенности деятельности психологической службы по исправлению осужденных

    Курсовая работа >> Психология

    Профессиональному самоопределению; психологическая коррекция поведения осужденных, изучение социально-психологических процессов в их среде, в... отдельных видов работ с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми и их родственниками № п/п Основные виды работ, ...

  3. Процесс разработки и виды тестов при приеме на работу

    Реферат >> Государство и право

    Приеме на работу. Рассмотреть различные виды тестов и процесс их разработки. Охарактеризовать квалификацию специальности... работы, проанализировать стиль руководства, определить психологический климат, предупредить конфликты. Это конечно...

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Представление – это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта.

В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом. Можно выделить несколько типов представлений. Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления. Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд, этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении человек отображает то, что никогда не видел, но это только на первый взгляд. Представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление.

Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности . При этом представления имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения – они чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.

Представления имеют свои характеристики . Прежде всего представления характеризуются наглядностью. Представления – это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления – это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, – они, как правило, значительно бледнее.

Следующей характеристикой представлений является фрагментарность . Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие – очень смутно, а третьи – вообще отсутствуют. Например, когда представляют себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводят только отдельные черты, те, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.

Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство . Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или человек, исчезнет из поля сознания, как бы человек ни старался его удержать. И ему придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы.

Сигнальная функция состоит в выработке сигналов, относящихся к тем свойствам представляемого образа, которые в последующем могут быть использованы человеком в своей деятельности.

Образ представления несет в себе различные сведения об объекте, его признаках и способах практического использования. По мнению И.П. Павлова, представления возникают по схеме, аналогичной выработке условных рефлексов: одно лишь представление о кислом лимоне может вызвать у человека гримасу отторжения.

Регулирующая функция связана с отбором тех свойств представляемого объекта, которые необходимы в данный момент для выполнения каких-либо действий. Эта функция представления часто используется в аутотренинге для снятия психической напряженности или даже болевых ощущений. Образы будущего, возникающие в представлении, могут через подсознание управлять самочувствием и поведением человека.

Настроечная функция предполагает формирование программы действий, заданной параметрами текущей или предстоящей ситуации. Сама мысль о конкретном действии или движении может сопровождаться едва заметным реальным движением рук, глаз или головы.

Различают следующие виды представлений.

По ведущему анализатору:

– зрительные (образ человека, предмета, пейзаж);

– слуховые (представления музыкальной мелодии);

– обонятельные (представление запаха эфира);

– осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее);

– двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.;

По степени обобщенности:

– единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета;

– общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.

По степени проявления волевых усилий:

– непроизвольные представления – это представления, возникающие спонт

– произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.

По продолжительности:

– оперативные представления – представления, извлекаемые человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности;

– кратковременные представления – это представления очень непродолжительные по времени;

– долговременные представления – это представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто.

По степени обобщенности:

– единичные – образы отдельных конкретных предметов, явлений;

– общие – образы обобщенных предметов, явлений.

Роль и место представлений в психологической структуре личности определяются тем, что они являются своеобразным звеном в переходе от ощущений и восприятий к мышлению.

Воображением называется деятельность сознания, в процессе которой человек создает новые, не имевшиеся у него ранее представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, которые сохранились в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя и изменяя их.

В связи с особенностями и причинами возникновения различают: 1) непроизвольное и 2) произвольное воображение; в связи с характерными особенностями воображаемых представлений, а также задач, которые ставятся перед произвольным воображением, различают: 3) воссоздающее, 4) творческое воображение и 5) мечты человека.

Непроизвольное, или пассивное, воображение . Оно является самым простым видом воображения и состоит в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Непроизвольное воображение часто наблюдается у детей младшего возраста. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно (персеверация), текут, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Непреднамеренное воображение имеет место и в состоянии бодрствования. Не следует думать, что те или иные новые образы всегда возникают в результате сознательной целеустремленной деятельности человека. Отличительной особенностью представлений является их изменчивость вследствие неустойчивости следовых возбуждений в клетках мозга и того, что они легко вступают в связь с остаточными процессами возбуждения в соседних центрах. Траектория этого возбуждения не является, как говорил Павлов, твердо зафиксированной ни в своей величине, ни в своей форме. Отсюда легкость воображения, наблюдаемая, например, у детей дошкольного возраста, которые часто отличаются чрезмерным фантазированием и отсутствием критического отношения к создаваемым образам. Лишь жизненная проверка практикой постепенно упорядочивает эту широкую и непреднамеренную деятельность воображения у детей и подчиняет ее руководству сознания, в результате чего воображение приобретает преднамеренный активный характер.

Произвольное, или активное, воображение. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Такое активное воображение развивается уже в детских играх, в которых дети берут на себя те или другие роли (летчика, машиниста поезда, доктора и т. д.). Необходимость отобразить наиболее правильно в игре выбранную роль и приводит к активной работе воображения. Дальнейшее развитие активного воображения происходит в процессе труда, особенно когда он требует самостоятельных, инициативных действий и творческих усилий: труд требует деятельности воображения, отчетливых представлений того предмета, который должен быть сделан, и тех операций, которые при этом должны быть выполнены.

Произвольное воображение , хотя и в несколько иной форме, имеет место в творческой деятельности. Здесь человек также ставит перед собой задачу, которая является исходным моментом для деятельности его воображения, но, поскольку продуктом этой деятельности являются предметы того или другого искусства, воображение подчиняется требованиям, вытекающим из характера и особенностей данного вида искусства.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках.

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний. При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

    агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

    аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие;

    акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается;

    преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Определение

Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Воображение – (фантазия) , психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Различают воссоздающее воображение и творческое воображение.

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание) , а также образ, созданный продуктивным воображением.

Сущность процесса

До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.

Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.

В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.

Классификация

Определяется четырьмя видами:

Представление разделяют:

Зрительные,

Двигательные,

Обонятельные,

Вкусовые,

Осязательные,

Интрацептивные,

Технические,

Топографические,

Музыкальные,

Развитие процесса

Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.

Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.

Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.

Новое на сайте

>

Самое популярное