Домой Плодовые деревья Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории (5) - Документ

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории (5) - Документ

1) 1812, 1914 - 1918, 1941 - 1945гг.

2) А.Н. Сеславин, Г.М. Курин, Е.В. Четвертаков.

3) Отмена трудовой повинности, переход от натуральной оплаты труда к денежной, отказ от продразверстки.

4) Прапорщик, мичман, хорунжий, корнет.

    Заполните пропуск в перечислениях:

1) 1-й Белорусский фронт, Г.К. Жуков; 2-й Белорусский фронт, […]; 3-й Белорусский фронт, А.М.Василевский.

2) Взятие Казани, Собор Василия Блаженного; Отечественная война 1812 года, Храм Христа Спасителя в Москве; […], Памятник героям Плевны в Москве.

    Расположите в хронологической последовательности:

А. Восстание декабристов.

Б. Публикация книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

В. Основание «Северного союза русских рабочих».

Г. «Союз освобождения».

Д. Основание группы «Освобождение труда».

Е. Убийство Александра II народовольцами.

    Обращение к литературе. Герой романа Н.В.Гоголя «Мертвые души» Чичиков скупал у помещиков умерших крепостных, чтобы получить под их залог ссуду. Возможна ли была такая ситуация в действительности и, если да, то почему?

    Вставьте пропущенные буквы и кратко определите значение слов:

1) К…л…низа…ия.

2) Ку…кс…аме…а.

3) М…р…ан…илизм.

4) …встрал…п…тек.

5) М…м…р…альный.

    Распределите приведённые ниже положения на три группы в зависимости от того, к каким партиям они относятся, и впишите номера ответов в таблицу.

1.Датой рождения партии считается публикация проекта партийной программы в газете «Слово» от 9 ноября 1905 года.

2. После Первой российской партийное руководство эмигрировало из России.

3. Центральным печатным органом являлась газета «Голос Москвы».

4. Идеалом их политического режима была социалистическая республика.

5. Когда началась Первая мировая война, руководство партии заняло антипатриотическую позицию.

6. Являясь по существу крестьянской партией, они выступали за распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой форме.

7. В достижении своих политических целей не гнушались нелегальных методов (индивидуальный террор, организация восстаний, экспроприации).

8. Партия пришла к власти.

9. На выборах в IIIГосударственную думу они получили наибольшее число мест, а лидер партии стал председателем Думы.

10. В годы Первой мировой войны партия постепенно прекратила свое существование.

    Приведенный ниже текст содержит подчеркнутые и пронумерованные положения. Поставьте рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправьте те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

Ровно 110 лет назад, в 1796 г. скончалась императрица Екатерина II. София Августа Фредерика Ангальт-Цербтская приняла имя «Екатерина» при восшествии на престол (1) в 1763 г. (2). По-русски говорить она научилась в совершенстве (3), и Россию полюбила и верно служила ее интересам. Созванной ею в 1769 г. (4) Уложенной комиссии удалось принять новый Свод законов Российской империи (5), а самой императрице было суждено войти в историю России как правительнице, запретившей употребление слова «раб» в обращениях к ней подданных» (6).

1. Аб…л…ционизм – движение за отмену рабства.

2. М…с…чина – плата натурой крепостному, лишенному своего надела.

3. И…рархия - соподчинение.

4. М…л…таризм – культ войны и военной силы.

5. Б…ро…о. –архитектурный стиль.

6.З…к…мары – элемент древнерусской архитектуры.

7. Ун…в…рс…тет – тип высшего учебного заведения.

8.Пл…б…сцит – форма народного волеизъявления.

9.Ф…в…рит – любимец высокопоставленного лица.

10. Ц…нтр…л…зация–формирование единого государства.

11. Напишите выражения, происхождение которых связано с историей отечественного ремесла, торговли, денежного обращения икоторые употребляют в указанном ниже смысле. [6 баллов ]

1. Заниматься пустой болтовней, пустословить.

2. Судить о чем-то или о ком-то только согласно своим собственным представлениям, крайне субъективно.

3. Не иметь никакой ценности, никакого значения.

12. Представьте себе такую ситуацию. Крестьянин, проживающий в одной из черноземных губерний, в 1872 г.узнает, что, продав свой надел по рыночным ценам, он сможет выручитьпримерно 180 руб. А вот полная сумма выкупа, которую он должен внести за надел, составит не менее 340 руб. Недоумевающий крестьянин спрашивает приехавшего в деревню студента: «Почему?» Студенту причины известны. Что он ответит крестьянину?

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

13. Замените выделенный курсивом 6 баллов ]

1. Это слово – едва ли не самое частое в историко-культурных размышлениях о XVII в. Это понятно, ибо речь идет об освобождении искусства и литературы от подчинения церковным, религиозным интересам .

………………………………………………………………………………………………..

2. С конца XVIII в. неуклонно росло число .

………………………………………………………………………………………………..

14. Используя ВСЕ приведенных слова и словосочетания, составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. день,запрещались, когда, крестьянские, годы, переходы, Юрьев.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2.разночинная, идеология, путь, и, интеллигенция, за, свержение, самодержавие, революционный, движение, выступавшая

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

15. 15 баллов ]

…………………………………………………….………………………………….

…………………………………………………….………………………………….

16. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Запишите его краткого определение. Укажите годы принятия документа, обозначенного этим термином, в РСФСР – СССР – РФ.[17 баллов ]


1. Система содержания должностных лиц за счет местного населения, ликвидированная земской реформой 1555–1556 гг. 2. Писатель, высланный в 1922 г. из России, политически разделял взгляды эсеров. 3. Механик и изобретатель, создатель токарно-копировального станка. 4. Правительство на Руси в 1610 г. (номинально до 1612г.).5. Журнал, в котором было опубликовано «первое философическое письмо» П.Я.Чаадаева. 6. Одна из мировых религий, одна из традиционных религий в России. 7. Современное название республики, где находилось село Бездна, в котором вспыхнули волнения в ответ на реформу 1861 г. 8. Выдающийся российский педагог. 9. Принятое в Древней Руси название города Константинополя. 10. Члены тайного революционного общества 1863 – 1866 гг. 11. Российский историк и археолог, академик, один из крупнейших специалистов по истории Новгорода.

Уважаемый де c ятиклассник!

Для каждого задания указано максимальное количество баллов, которые ты можешь получить за верный и точный ответ. Если ответ не вполне точен, логичен, полон, в нем допущены ошибки, то количество баллов уменьшается. Заответ, не соответствующий требованиям, и при отсутствии ответабаллы не начисляются.

Желаем успеха!

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [8 баллов ]

1. 1497, 1550, 1649 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. 8 баллов ]

1. Окольничии, думные дворяне, думные дьяки

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Свобода от подушной подати, право торговли и заведения мануфактур, свобода от рекрутской повинности, право покупать деревни.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Белорусская операция. Нормандская десантная операция, Крымская наступательнаяоперация, Львовско-Сандомирская операция

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Пролеткульт, РАПП, ЛЕФ, ВОПРА

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. 6 баллов ]

1. Михаил Романов и Филарет, Петр I и Алексей Михайлович, Дмитрий Донской и Иван Красный

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Н.Н.Новосильцев и А.Ф.Адашев, П.А.Строганов и А.М.Курбский,В.П.Кочубей и И.М.Висковатый

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. 8 баллов ]

1. Российские ученые, чья научная деятельность связана с Томским университетом:

Крылов, Тронов, Щербаков, Зинин.

2. Российские и советские конструкторы стрелкового оружия:

Мосин, Токарев, Дегтярев, М.И.Кошкин

«Не хлебом единым», «Один день Ивана Денисовича», «Жизнь и судьба»,«Судьба человека»

4.Российские ученые,лауреаты Нобелевской премии:

И.П.Павлов, Ж.А.Алферов, В.И.Вернадский, А.М.Прохоров, В.Л.Гинзбург

5.

4) период, когда появилось это слово или словочетание. [18 баллов ]

Григорий Потемкин

………………………………………………………………………………………………..

Александр Булыгин

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

Томас Роберт Мальтус

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

6. Расположите в хронологической последовательности с указанием дат :

1. А. Открытие Славяно-греко-латинской академии в Москве. Б. Переход на летосчисление от Рождества Христова. В. Принятие Новоторгового устава. Г. Введение нового гражданского шрифта.

………………………………………………………………………………………………

2. А. Принятие плана ГОЭЛРО. Б. В. Г. Роспуск комитетов бедноты.

………………………………………………………………………………………………

8. 6 баллов ]

………………

………………

………………

………………

………………

………………

9. 9 баллов ]

1. «Даешь Прагу, даешь Варшаву!»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. «Русская оппозиция остается оппозицией Его величества, а не Его величеству»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

3. «Сдаю тебе команду, но, к сожалению, не таком порядке, как желал».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

10. Напишите крылатые выражения, связанные с отечественной и всемирной историей, которые употребляют в указанном ниже смысле. [6 баллов ]

1. Совсем не уважать кого-либо, относиться с пренебрежением.

………………………………………………………………………………………………..

2. Праздно проводить время, бездельничать.

………………………………………………………………………………………………..

3. Заниматься чем-то однообразным, нудным, наводящим скуку.

………………………………………………………………………………………………..

11. Представьте себе такую ситуацию. Александру Звенигородову, владельцу поместья, велено в соответствии с Уложением о службе явиться «конно, людно и оружно» на военную службу и привести с собой трех человек на конях, с оружием и в доспехах. Узнав, что живущий по соседству князь Оболенский, владелец вотчины, должен выставить лишь двух слуг, Александр спрашивает воеводу: «Почему князь, владелец вотчины меньше людей приводит с собой, чем я?» Что ответит воевода?[5 баллов ]

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

12. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином. [6 баллов ]

1.При проведении рекрутской реформы вводился порядок, при котором родственники должны были ручаться за новобранца, что он не убежит, а если он все же бежал, велено было забирать в армию тех, кто за него ручался .

………………………………………………………………………………………………..

2. С конца XVIII в. неуклонно росло число крепостных крестьян, отпущенных помещиком для добывания оброка в городе, для работы на мануфактурах .

………………………………………………………………………………………………..

13. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр.

1. российская, один, высший, который, православная, государственный, империя, орган, ведал, дела, русская, церковь, из

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………

2. деятельность,центральный, исполнительная, в, государство, народное, 1946 г., руководивший, орган,отдельная, до, отрасль, власть, советское, хозяйство, или, сфера,

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

14. Внимательно рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло. [20 баллов ]

………………………………………….…………………………………………………

………………………………………….…………………………………………………

……………………………………………….…………………………………………..

……………………………………………….…………………………………………..

15. В книге по истории костюма этими четырьмя иллюстрациями сопровождалась глава с характерным названием: «Фамильные вещи». Укажите названия тех из изображенных на нихпредметов одежды (рубашек, брюк, головных уборов), которые помогут объяснить этот заголовок. Кратко раскройте происхождение этих названий. [24 балла ]

Уважаемый одиннадцатиклассник!

Ты стал участником первой томской интерактивной олимпиады по истории. Поздравляем!

Перед началом работы прочитай, пожалуйста, это краткое введение.

Тебе предстоит выполнить комплексные задания разных видов и разного уровня сложности: восстановить нарушенный порядок, найтилишнее в перечне, найти ответ на познавательное задание, решить кроссворд, произвести анализ текста, найти противоречия в текстах, сопоставить различные данные и др.

Все задания помещены в данном файле. Ответы необходимо вписывать на отдельный листок (файл), в котором ты укажешь свое имя и фамилию, а также учебное заведение, в котором ты учишься.

Несколько требований к выполнению письменных заданий. Ваша работа не будет зашифрована. Писать нужно только ручкой, аккуратно, четко и разборчиво, кратко, без исправлений.

Для каждого задания указано максимальное количество баллов, которые ты можешь получить за верный и точный ответ. Если ответ не вполне точен, логичен, полон, в нем допущены ошибки, то количество баллов уменьшается. Заответ, не соответствующий требованиям, и при отсутствии ответабаллы не начисляются.

Обратите внимание: к выполнению заданий этой олимпиады допускаются все желающие.

Желаем успеха!

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

1. 1497, 1550, 1649 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. 1607, 1670–1671, 1707–1708, 1773–1775 гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. 1768, 1839–1843, 1897, 1924, 1947, 1961гг.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. 1906, 1907, 1912, 1993, 1995, 1999, 2003 гг.

………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [8 баллов ]

1. Смерд, закуп, рядович, холоп

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. свобода от подушной подати, наделение землей совершеннолетних мужчин, право ношения холодного оружия

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Смоленское, Одесское, Киевское, Ленинградское сражения.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Машина времени, Аквариум, Скоморохи, Воскресенье

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. По какому принципу образованы пары? Дайте КРАТКИЙ ответ. [6 баллов ]

1. Иван Грозный и Малюта Скуратов, Петр I и Франц Лефорт, Софья и В.В. Голицын, Анна Иоанновна и Эрнст Бирон ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. М.Суслов и А.Яковлев, Е.Фурцева и Е. Лигачев, А.Микоян и Э.Шеварнадзе, А.Косыгин и Н.Рыжков

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. П.П.Вершигора иА.Н.Сеславин, Д.В.Давыдов и С.А.Ковпак, Г.М.Курин и А.Н. Сабуров, А.Ф.Федоров и Е.В.Четвертаков

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово подчеркните. [8 баллов ]

1. Российские ученые, чья научная деятельность связана с Московским университетом:

В.О.Ключевский, Б.Н.Чичерин, Л.Н.Гумилев, К.Д. Кавелин,

2. Советские авиаконструкторы, создатели боевых самолетов в годы Великой Отечественной войны:

С.А. Лавочкин, М.И. Гуревич, А.И.Микоян,М.И.Кошкин

«Люди, годы, жизнь», «Братская ГЭС», «Жизнь и судьба»,«Поднятая целина»

4.Российские литераторы,лауреаты Нобелевской премии:

И.Бродский, И.Бунин, В.Вернадский, Б.Пастернак,

5. В русской исторической лексике есть слова и словосочетания, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед вами имена (или фамилии) трех таких деятелей.

1) кем был каждый исторический деятель;

2) слово или словосочетание, произошедшее от него;

3) краткое определение этого слова или словосочетания.

4) период, когда появилось это слово или словосочетание [18 баллов ].

Петр Столыпин

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

Лев Бронштейн

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

Алексей Аракчеев

1) ……………………………………………………………………………………………..

2) ……………………………………………………………………………………………..

3) ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4) ……………………………………………………………………………………………..

6. Расположите в хронологической последовательности :

1. А. Открытие университета в Харькове. Б. Переход на летосчисление от Рождества Христова. В. Переяславская Рада. Г. Воцарение династии Романовых.

………………………………………………………………………………………………

2. А. Принятие плана ГОЭЛРО. Б. Решение о замене продразверстки продналогом. В. Роспуск Учредительного собрания. Г. Роспуск комитетов бедноты.

………………………………………………………………………………………………

7. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». [6 баллов ]

1. Новгород в XII –XIII вв. производил хлеб в объемах, обеспечивавших не только внутреннее потребление, но и обширный экспорт.

………………

2.Крестоцеловальная запись, которую Василий Шуйский дал, вступая на престол, получила название Кондиций.

………………

3. Будущий патриарх Никони будущий духовный лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум в конце 1640-х гг. были членами кружка ревнителей благочестия.

………………

4. В начале XIX в. уходивший в город на заработки крестьянин-отходник мог получить паспорт сроком до трех лет.

………………

5. «Безобразовской кликой» в начале ХХ в. называли группу придворных, выступавших за отмену ключевых положений Манифеста 17 октября 1905 г.

………………

6. Решение о создании совнархозов в 1957 г. было продиктовано стремлением восстановить ослабленную в условиях «оттепели» жесткую централизацию управления экономикой.

………………

8. Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано? Впишите правильный ответ. [9 баллов ]

1. «Большие батальоны всегда правы!»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

2. «Перестройке –нет альтернативы!»

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

3. «Даёшь Варшаву, даёшь Берлин!».

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………

9. Перед вами 8 изображений. Если применить единый критерий классификации, их можно сгруппировать в четыре группы, по два изображения в каждом. Предложите свой принцип классификации. Напишите имена деятелейи названия объектов, им соответствующих. Результаты оформите в таблицу [18 баллов ]

изображен?

изображено?

Критерий классификации: …………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………….

10. Расставьте в соответствии с нормами современного русского языка ударения в исторических терминах и понятиях, а также в именах исторических деятелей. [10 баллов ]

11. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их.Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ПЯТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил девять. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение)или «нет» (если оно ошибочное) иисправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными. [18 баллов ]

В X – XIII в. на Руси были известны две азбуки – глаголица (1) и кириллица. Глаголица применялась более широко (2) . В кириллице в то время было 28 букв (3), а в современном русском алфавите их, как известно, 33. Цифры также обозначались при помощибукв (4). Чтобы показать, что буква в данном тексте имеет цифровое значение, ее обводили в кружок (5).С принятием христианства в X в. счет лет вели от Рождества Христова (6). До Х в. (7) существовало летосчисление от Сотворения мира. Разница между счетом лет от Рождества Христова и от Сотворения мира составляла 5508 или 5509(8) лет.Кроме счета лет по годам пользовались и такой единицей, как индикт, 15-летний (9) цикл, начинавшийся в сентябре.

1. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

2. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

3. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

4. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

5. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

6. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

7. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

8. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

9. ……………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………..

12. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.

1. При проведении рекрутской реформы вводился порядок, при котором родственники должны были ручаться за новобранца, что он не убежит, а если он все же бежал, велено было забирать в армию тех, кто за него ручался .

………………………………………………………………………………………………..

2. В условиях нэпа государство прибегало и к такой мере, какзаключение договоров о сдаче иностранным фирмам предприятий или участков земли с правом производственной деятельности .

………………………………………………………………………………………………..

13. Перед вами несколько фрагментов из «Курса русской истории» В.О.Ключевского. Назовите имена всех исторических деятелей, о которых говорится в каждом из них. [14 баллов ]

1. С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил [он] в действительную жизнь; она встретила его как-то двусмысленно или двулично: он должен был вращаться между бабушкой и отцом, а это были не только два лица, а даже два особых мира. То были два двора, совсем не похожие один на другой, между которыми расстояние нравственное было гораздо больше географического.

……………………………………………………………………………………………….

2. Самым важным успехом московского князя было то, что он приобрел своему стольному граду значение церковной столицы Руси…. Случилось так, что этом городе владыку застигла смерть (1326 г.). Но эта случайность стала заветом для дальнейших митрополитов.Церковь русская причислила его [владыку] к сонму святых предстоятелей русской земли. и русские люди клялись его именем уже в XIV в.

……………………………………………………………………………………………….

3. Он налетел на университет, пошарил кое-что, пробыл всего несть дней в Казани и, воротившись, доложил, что университет по всей справедливости и строгости законов подлежит уничтожению, притом в виде публичного его разрушения. Император положил на доклад резолюцию: «Зачем разрушать, можно исправить». Исправлять университет был послан [он же], назначенный попечителем Казанского университета… чтобы поставить преподавание, как он говорил, на началах Священного союза.

……………………………………………………………………………………………….

14. Внимательно рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло. [20 баллов как быть с воронами ума не приложу »

……………………………………………….…………………………………………..

……………………………………………….…………………………………………..

……………………………………………….…………………………………………..

15.Дайте объяснение приведённому ниже факту:

Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И тем не менее Ольга Православной церковью канонизирована.

17. 2 . Укажите, каким историческим термином называется:

а) Крестьянин, купленный к заводу, мануфактуре;

б) Смерд, попавший в зависимость от владельца земли за ссуду
деньгами, зерном и др.;

в) В СССР документ о трудовой деятельности наемного работника. Ведутся на работающих св. 5 дней на предприятии, в учреждении, организации.

г) Работа крестьянина со своим инвентарем в барском хозяйстве;

д) Время, когда запрещался уход крестьянина от феодала;

е) Плата крестьянина продуктами или деньгами за право пользо­ вания землей, принадлежащей феодалу;

ж) Время, в течение которого феодал мог искать и возвращать
беглого крестьянина;

з) В Советской России нормативный акт, изданный главой государства или правительства.

и) Время, когда крестьянин мог уйти от одного феодала к друго­ му;

к) Обезземеливание крестьянства, увеличение барской запашки за счет сокращения крестьянских наделов.

Здравствуйте.Подскажите,пожалуйста,по какому принципу образованы ряды???

1613,1645,1682 гг.
Как я поняла,это года начала правления Алексея Михайловича,Михаила Федоровича,Петра 1.Что их объединяет???

И по какому принципу образован ряд:скань,зернь,финифть???
Очень нужна помощь С:

Олег и Аскольд;б) князь Игорь и Ярослав Мудрый;в) князь Ярополк и Рогнеда;г) Святополк Окаянный и Владимир Мономах;д) Чингисхан и Юрий Долгорукий;е) Александр Невский и Батый. 3. В связи с кончиной какого великого князя на стене Софийского собора в Киеве была сделана надпись «царя нашего»?

1. По какому принципу образованы ряды? а) 882, 912, 945, 964, 980 гг.;б) 860, 907, 941, 944 гг. 2. Какие пары из указанных были современниками? а) Князь

Олег и Аскольд;б) князь Игорь и Ярослав Мудрый;в) князь Ярополк и Рогнеда;г) Святополк Окаянный и Владимир Мономах;д) Чингисхан и Юрий Долгорукий;е) Александр Невский и Батый. 3. В связи с кончиной какого великого князя на стене Софийского собора в Киеве была сделана надпись «царя нашего»? а) Игоря Старого;б) Владимира Святого;в) Ярослава Мудрого;г) Владимира Мономаха. 4. Расположите в хронологической последовательности следующие события: а) принятие христианства в Киевской Руси;б) съезд князей в Любече;в) введение «уроков и погостов»;г) создание «Правды» Ярослава;д) создание «Слова о полку Игореве». 5. Византийский император Константин Багрянородный около 948 г. писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лёд на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли …снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья и какое явление описал византийский император? 6. Определите, о ком идёт речь. Его юность прошла в военных походах, которые совершал его отец против половцев. Благодаря ему началось интенсивное освоение северо-восточных земель Руси. С его именем связано упоминание «сердца земель русских». Дважды он был великим киевским князем. Благодаря ему возникли такие города, как Переяславль-Залесский, Дубны, Юрьев-Польский. Современники отметили его страсть к захвату чужих земель и наградили его соответствующим прозвищем. Он постоянно конфликтовал с собственным сыном и не хотел, чтобы тот наследовал его престол. Он умер в разгар подготовки военного похода, который должен был хотя бы на время прекратить княжескую усобицу. 7. С какими королевскими родами Европы был связан Ярослав Мудрый? 8. На одной из старинных книг есть грозное предупреждение: «Аще кои поп или диакон чтет сию книгу, а не застегнет – проклят будет!». Почему книгу надо было обязательно застёгивать? 9. Почему ранний период образования Древнерусского государства вызывает так много споров и разногласий среди историков? 10. Известный историк Л.Н. Гумилёв высказал мнение, что власть монголов над Русью не представляла собой жестокого ига, а до конца XIII в. являлась своего рода взаимовыгодным союзом. Можно ли на основании известных вам фактов оценить правомерность этого предположения?

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории

2012-2013 учебный год

9 класс

ОТВЕТЫ

1.По какому принципу образованы ряды?

1) 1378, 1380, 1480 гг.

2) А.Н. Сеславин, Г.М. Курин, Е.В. Четвертаков.

3) Отмена трудовой повинности, переход от натуральной оплаты труда к денежной, тарифная система оплаты труда.

4) Фендрик, инженерский фендрик, корабельный комиссар, коллежский регистратор.

Высшая оценка – 5 баллов (последнее задание оценивается до 2 баллов).

Комментарий :

1) успехи в борьбе против Золотой Орды;

2) руководители партизанских отрядов в период Отечественной войны 1812 г.;

3) мероприятия нэпа;

4) низшие чины по Табели о рангах соответственно сухопутные, артиллерийские, морские и статские.

2. 2.Определите по изображению историческую личность (главу русского государства определенного периода) и назовите ее. Укажите век, в котором правил этот человек.

Высшая оценка –8 баллов (за угаданную личность 1 балл, за указание века еще 1 балл).

Комментарий :А) Рюрик,IX в. Б) Ольга, X в.В) Владимир, X–XI вв.Г) Иван III, XV в.

3. Определите, по какому принципу образован ряд? Заполните пробел в нём.

…, губной староста, воевода, губернатор.

Высшая оценка – 3 балла.

Комментарий : Это должности людей, управляющих на местах в разные исторические периоды. Наместник.

4. Ознакомьтесь со статистической таблицей «Динамика численности населения Сибири за 1863 – 1913 гг.» и ответьте на вопрос: на какой период приходится наиболее высокий рост численности населения Сибири, и объясните, с чем это связано.

Численность населения в тыс.

Прирост численности

населения по сравнению с предшествующей датой

Численность

населения

в % к 1863 г.

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий: 1897 – 1913 гг. Рост населения Сибири связан с переселенческой политикой, проводимой в рамках столыпинской аграрной реформы.

5. Прочитайте отрывок из документа и выполните задания :

«А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых … годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюдь никому чужих крестьян не принимать, и за собою не держать».

1) Что такое урочные года?

2) Назовите документ, отрывок из которого вы прочитали .

Высшая оценка – 2 балла.

Комментарий :

1) Сроки, в течение которых помещики могли возвратить беглых крестьян;

2) Соборное Уложение 1649 г..

6. Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о партии октябристов. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о «Союзе 17 октября» представлены сведения и о других партиях нач. ХХ в.

В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия политических партий. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы .

1.Датой рождения партии считается публикация проекта ее программы в газете «Слово» 9 ноября 1905 года.

2. Лидером партии стал известный историк профессор Павел Николаевич Милюков.

3. Центральным печатным органом являлась газета «Голос Москвы».

4. Идеалом их политического режима была социалистическая республика.

5. По национальному вопросу придерживались идеи о широкой культурно-национальной автономии.

6. Являясь по существу крестьянской партией, они выступали за распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой форме.

7. В достижении своих политических целей не гнушались нелегальных методов (индивидуальный террор, организация восстаний, экспроприации).

8. На роспуск I Государственной думы ответили Выборгским воззванием, где призвали население к пассивному сопротивлению.

9. На выборах в III Государственную думу они получили наибольшее число мест, а лидер партии стал председателем Думы.

10. В 1917 году эта партия не играла большой роли в политической жизни страны.

Октябристы

Высшая оценка 7 баллов (По 0,5 балла за правильные номера предложений и по 1 баллу за правильные названия партий).

Комментарий :

Октябристы

Кадеты

Эсеры


7.Реши историческую задачу.

Расчеты показали, что бывшим крепостным помещика Герольдова полагался земельный надел размером менее низшего размера надела, установленного для данной местности. Помещику, согласно «Положению о поземельном устройстве», нужно было прирезать недостающее количество земли крестьянам, чтобы их наделы соответствовали низшей норме. Однако Герольдову очень не хотелось отдавать часть своей земли крестьянам. Он предложил им решить спор на других условиях, также предусмотренных названным выше «Положением». Крестьяне предложение помещика приняли.

Какое предложение Герольдов сделал крестьянам?

Высшая оценка – 4 балла.

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2006 г.

9 класс


  1. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. (8 баллов) .
1) 1378, 1380, 1480 гг.

2) А.Н. Сеславин, Г.М. Курин, Е.В. Четвертаков.

3) Отмена трудовой повинности, переход от натуральной оплаты труда к денежной, тарифная система оплаты труда.

4) Фендрик, инженерский фендрик, корабельный комиссар, коллежский регистратор.


  1. Заполните пропуск в ряду. (4 балла).
1) 1-й Белорусский фронт, Г.К. Жуков; 2-й Белорусский фронт, […]; 1-й украинский фронт, И.С. Конев.

2) Взятие Казани, Собор Василия Блаженного; освобождение Москвы Вторым народным ополчением, памятник К.Минину и князю Д.Пожарскому; […], Храм Христа Спасителя в Москве.


  1. Расположите в хронологической последовательности. (8 баллов).
А. «Народная воля».

Б. «Союз Михаила Архангела».

В. «Северный союз русских рабочих».

Г. «Союз освобождения».

Д. Группа «Освобождение труда».

Е. «Союз благоденствия».


  1. Представьте себе такую ситуацию. (5 баллов). Расчеты показали, что бывшим крепостным помещика Герольдова полагался земельный надел размером менее низшего размера надела, установленного для данной местности. Помещику, согласно «Положению о поземельном устройстве», нужно было прирезать недостающее количество земли крестьянам, чтобы их наделы соответствовали низшей норме. Однако Герольдову очень не хотелось отдавать часть своей земли крестьянам. Он предложил им решить спор на других условиях, также предусмотренных названным выше «Положением». Крестьяне предложение помещика приняли. Какое предложение Герольдов сделал крестьянам?

  1. Историк должен грамотно писать исторические понятия и термины. Правильно ЗАПИШИТЕ каждое слово. (5 баллов).
1) Хр…ст…матия – учебное пособие, сборник избранных текстов.

2) Ц…л…бат – обязательное безбрачие католического духовенства.

3) Д…ль…мены – сооружения в виде огромных каменных плит и глыб.

4) …встрал…п…тек – ископаемая человекообразная обезьяна.

5) М…м…р…альный – служащий для увековечения памяти о ком-либо или о чем-либо.


  1. Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о партии октябристов. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о «Союзе 17 октября» представлены сведения и о других партиях начала ХХ века. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия политических партий. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. (14 баллов).
1.Датой рождения партии считается публикация проекта его программы в газете «Слово» 9 ноября 1905 года.

2. Лидером партии стал известный историк профессор Павел Николаевич Милюков.

3. Центральным печатным органом являлась газета «Голос Москвы».

4. Идеалом их политического режима была социалистическая республика.

5. По национальному вопросу придерживались идеи о широкой культурно-национальной автономии.

6. Являясь по существу крестьянской партией, они выступали за распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой форме.

7. В достижении своих политических целей не гнушались нелегальных методов (индивидуальный террор, организация восстаний, экспроприации).

8. На роспуск I Государственной думы ответили Выборгским воззванием, где призвали население к пассивному сопротивлению.

9. На выборах в III Государственную думу они получили наибольшее число мест, а лидер партии стал председателем Думы.

10. В годы Первой мировой войны партия постепенно прекратила свое существование.


Октябристы

  1. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо трех ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными. (12 баллов).
Ровно 110 лет назад, в 1796 г. скончалась императрица Екатерина II. София Августа Фредерика Ангальт-Цербтская приняла имя «Екатерина» при восшествии на престол (1) в 1762 г. (2). По-русски говорить она так и не научилась (3), но Россию полюбила и верно служила ее интересам. Созванной ею в 1767 г. (4) Уложенной комиссии удалось принять новый Свод законов Российской империи (5), а самой императрице было суждено войти в историю России как правительнице, запретившей употребление слова «раб» в обращениях к ней подданных» (6).

  1. Перед вами отрывки из «Воспоминаний и размышлений» маршала Г.К. Жукова, относящихся к событиям Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Запишите (в столбик!) порядковые номера этих отрывков в хронологической последовательности. Рядом с каждым номером напишите пропущенные в текстах слова (имена военачальников, названия географических объектов и т. д.). (28 баллов).
1) В октябре [….] года стало ясно, что немецкое командование вынуждено будет перейти к стратегической обороне на всем Восточном фронте… Фашистская пропаганда развернула кампанию за «более тщательную и своевременную подготовку ко второй русской зиме». Чем же определялась сложность положения для верховного главнокомандования немецких вооруженных сил в тот период? С одной стороны, незавершенность стратегических целей, чрезмерная растянутость войск от Черного моря через Северный Кавказ, Сталинград, Дон и до Баренцева моря, отсутствие свободных стратегических резервов на фронте и в тылу страны, тяжелое морально-политическое состояние в немецких войсках. С другой стороны, все явственнее проявлялась возрастающая мощь Советского государства, успешное преодоление им экономических и военных трудностей.

2) 30 июня [.…] года был создан чрезвычайный орган – […… …..] во главе с […..]. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения.

3) В середине мая [….] года вернулся в Москву А.М. Василевский. В это время в Генштабе заканчивалась разработка проектов всей документации к плану операции [……] (такое кодовое наименование получила Белорусская операция) и ее материально-техническому обеспечению.

4) Я понимал, что означали два слова «сдать Киев» для всех советских людей… Но я не мог поддаваться чувствам, а как начальник [….…] обязан был предложить единственно возможное и правильное стратегическое решение в сложившейся обстановке. «Киев придется оставить», – твердо сказал я.

5) В 3 часа 50 минут 1 мая на командный пункт 8-й гвардейской армии был доставлен начальник генерального штаба германских сухопутных войск генерал пехоты Кребс. Он заявил, что уполномочен установить непосредственный контакт с Верховным Главнокомандованием Красной Армии для переговоров о перемирии. В 4 часа генерал В.И. Чуйков доложил мне по телефону, что генерал Кребс сообщил ему о самоубийстве […..]. По словам Кребса, это произошло [………] в 15 часов 50 минут.

6) На декабрьском совещании в Ставке [подводились итоги года]. К концу [….] года мы окончательно преодолели тяжелую обстановку и, обладая мощными силами и средствами борьбы, прочно удерживали в своих руках стратегическую инициативу и уже не так нуждались в открытии второго фронта в Европе. Однако в целях быстрейшего разгрома фашистской Германии и окончании войны всем нам хотелось, чтобы второй фронт был открыт в ближайшее время. Несомненно, нас радовали победы в Италии, у Эль-Аламейна, в районе Туниса и других местах. Но все же это было не то, чего мы так долго ждали от союзников, чтобы почувствовать их достойный вклад в войну.

7) 5 мая Ставке стало известно о восстании чехов в [….] и боях с немецкими войсками. Ставка приказала 1, 2 и 4-му Украинскому фронтам ускорить движение наших войск, чтобы поддержать восставших и не дать гитлеровцам подавить восстание. Выполняя приказ Ставки, фронты бросили туда свои подвижные войска. В ночь на […] мая они вышли в район города, а утром вошли в город, горячо приветствуемые населением.

8) Положение Ленинграда с […….] [….] года стало крайне опасным. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через […..] озеро и по воздуху, под прикрытием нашей авиации. Начались бомбежки и варварские артиллерийские обстрелы города. Фашистские войска нажимали со всех сторон.

9) 23 [……] [….] года взятием […….] завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны в районе Курска, Орла, Белгорода… Закончилось оно разгромом главной группировки немецких войск, на которую Гитлер возлагал так много военно-политических надежд.


  1. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа: (12 баллов)
«А которые крестьяне… за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати: и тех беглых крестьян, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат, по переписным книгам без урочных лет, и впредь отнюд никому чюжих кретьян не принимать, и за собою не держать».

Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, выполнив задания и ответив на вопросы:

1) Напишите в современном летосчислении года, соответствующие указанным в документе «154-му и 155-му годам».

2) Что такое урочные года?

3) Назовите документ, отрывок из которого попал в руки ученику.


  1. Ознакомьтесь со статистической таблицей. Выполните задания. (14 баллов).
Динамика численности населения Сибири за 1863 – 1913 гг.

Годы

Численность населения в тыс.

Прирост численности

населения по сравнению с предшествующей


Численность

населения

в % к 1863 г.


в тыс.

в %

1863

3141,2





1885

4313,7

1172,5

37

137

1897

1444,7

183

1913

9894,5

72

1) Перерисуйте таблицу и, произведя необходимые расчеты (можно пользоваться калькулятором), заполните все пропуски (ячейки с прочерком «–» не заполнять).

2) Укажите период, на который приходится наиболее высокий рост численности населения Сибири, и объясните, с чем это связано.

3) Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите буквы, обозначающие такие утверждения.

А. На протяжении всего пореформенного периода наблюдалась положительная динамика численности населения Сибири.

Б. В пореформенной России шел бурный процесс урбанизации.

В. Население Сибири росло, прежде всего, за счет строительства промышленных предприятий.

Г. По сравнению с 1863 г. в 1913 г. население Сибири выросло более чем в 3 раза.


  1. Внимательно прочитайте документ, в котором говорится о событиях, произошедших на территории нашего Марийского края. Ответьте на вопросы. (22 балла)
«Казанской губернии губернатору Якову Ларионовичу фон Бранту от коллежского асессора и города Царевококшайска воеводы Веригина покорнейший репорт.

Сейчас на заставе от Царевококшайска в 35 верстах поиман злодейской партии Петр Афонасьев и объявил, што вся толпа ево под Казанью разбита и разсеяна. А сам злодей, оторвавшись в 300 человеках, бежал по дороге царевококшайской, лежащей от Казани. И бежав безостановочно до Кленовой горы, проехав оную и неподалеку реку Илеть переехал, поворотился влево, уклоняется к Волге. И во время де следования приговаривал предписанной злодей, чтоб ему бежать на прежнее место, откуда он прежде взялся, то есть на Дон и Яик. О чем в.в.п. в покорности моей сим и рапортую.

А о том же в предосторожность в лежащей по Волге реке село Сундырь к экономическому казначею от меня дано знать. И в окрестный город Царевосанчурск сообщено сей же час».
1. Эпизод какого крупного исторического события отражен в данном документе?

2. Укажите дату (дни, месяц и год) описываемых событий.

3. Назовите имя, отчество и фамилию «злодея», о котором говорится в рапорте.

4. Какой из ныне существующих памятников истории свидетельствует о пребывании «злодея» на Кленовой горе?

5. Как сейчас называются населенные пункты, упомянутые в документе (Царевококшайск, Сундырь, Царевосанчурск)?


  1. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат. Какое крупное событие произошло в год х ? (10 баллов).
(основание Царевококшайска – первое упоминание о Москве + Берлинский конгресс после Сан-Стефанского мира):5 + (переход А.В. Суворова через Альпы + начало Первой мировой войны – Деулинское перемирие – восстание древлян) = х .

  1. Решите кроссворд. В выделенных клетках получится слово. Дайте его определение. (12 баллов).

4

7

1

2

8

10

3

5

6

9

1. Вертикальный шест для подъема флага. 2. Династия византийских императоров. 3. Элемент герба Российской империи и Российской Федерации. 4. Символ власти монарха. 5. Элемент государственного флага СССР. 6. Автор музыки к гимну Российской империи. 7. Флаг главы государства. 8. Художник, автор государственного герба, введенного Временным правительством. 9. Автор слов к государственному гимну Российской империи. 11. Предмет, на котором появилось первое изображение двуглавого орла как герба Российского государства. По горизонтали…

    Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите любое из этих высказываний для написания эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к данному утверждению и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными. (50 баллов).

  1. «В истории Руси Рюрик не делает никакой грани. Гранью, и весьма существенной, является объединение Новгорода и Киева… в одно большое государство». (Б.Д. Греков).

  2. «Куликовская битва относится к числу событий самых значительных для исторического сознания и самоидентификации русского человека». (И.Н. Данилевский).

  3. «Троица» Андрея Рублева – это исток и «стояния на Угре», и освобождения Руси от… ига». (С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов).

  4. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств». (Л.Н. Гумилев).

  5. «Смута завершилась победой средних социальных слоев над общественным верхом и низом. Они создали и поддержали новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости». (А.Е. Пресняков).

  6. «Петр I к ликвидации крепостничества не стремился и… не считал возможным подражать в этом тем странам, у которых так старательно копировал иные политические институты». (А.Б. Каменский).

  7. «Павел I нанес большой удар по своеволию дворянства, но признавать его противником дворянства нельзя». (Н. Чиняков).

  8. «Как ни странно, но освобождение крестьян нанесло первый удар монархическому чувству крестьянства». (Г.П. Федотов).

  9. О Крымской войне 1853 – 1856 гг.: «Мы мнили себя непобедимыми и горько в том разочаровались: врага мы не закидали шапками». (В.А. Докудовский).

  10. «Настоящий прорыв был совершен в 1905 – 1907 гг. в процессе создания в России многопартийной политической системы». (С.В. Тютюкин).

  11. «Для историка всегда останется Февраль – зачинатель и Октябрь – завершитель». (Г.П. Федотов).

  12. «Автономия была дарована таким народам, как марийский, как бы в обмен на поддержку Советской власти, политики большевиков». (К.Н. Сануков).

  13. Советско-германский пакт о ненападении 1939 г. «покрывал нашу политику позором, не обеспечивая действительной военной безопасности». (Е.В. Гутнова).

  14. «Одна из главных ошибок немцев объясняется тем, что они обманулись в своих расчетах на отсутствие сплоченности многонационального Советского государства и недооценили патриотической готовности русских драться за свою Родину». (Из английского журнала, 1945 г.)

  15. «Россия должна сохранить исторические государственные символы, также как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства, а герб и флаг – то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности». (Г.В. Вилинбахов).

Новое на сайте

>

Самое популярное