Домой Виноград Почему без население государство не может. Глава XII. Население государства. Какова роль насилия в строении государства

Почему без население государство не может. Глава XII. Население государства. Какова роль насилия в строении государства

Вы когда-нибудь задумывались о том, как государство взаимодействует с населением? Зачем оно вообще людям нужно? Только чтобы налоги ему платить? На самом деле государство очень много делает для простых людей. Мы этого просто не замечаем. Одной из форм взаимодействия с населением является демографическая политика. Это огромная часть работы любого государства, заинтересованного в том, чтобы его население увеличивалось.

Предмет разговора

Демографическая политика является целым комплексом мер. Она осуществляется с целью роста народонаселения. То есть это целый список различных мероприятий, способствующих увеличению рождаемости. Только ведь детей заводить люди станут при условии, что смогут их прокормить. Следовательно, демографическая политика тесно связана с иными отраслями деятельности государства. Она рассматривается только во взаимосвязи с ними. Социальная политика государства тесно связана с демографической. То есть для увеличения населения правительство принимает всевозможные меры, направленные на поддержку семей. Таким образом, имеет место социально-демографическая политика. Она включает решения, принимаемые государственными органами, направленные на поддержку тех людей, кто стремится к увеличению населения. Только все это лишь часть демографической политики.

Смертность

Сколько ни заботься об увеличении народонаселения, а ведь оно естественным образом уменьшается. И правда, вечно же никто не живет. Только государство не может обойти стороной этот вопрос. Необходимо создавать условия для того, чтобы люди жили дольше. Это часть демографической политики. Принимаются программы, цель которых - улучшение условий жизни, медицинского обслуживания. То есть демографическая политика стран в целом затрагивает не только социальную сферу. Ведь сколько пособий ни плати, а если семья лишена нормального медицинского сопровождения, то деток вырастить трудно, тем более здоровых и активных. Так рассуждают практически во всех государствах.

Ведь мало иметь большую численность народа, нужно, чтобы он работал на благо страны. Простые люди не знают, как именно это достигается. Нам в лучшем случае приводят статистические данные. А за ними стоит огромная работа государства по развитию больниц, медицинских центров и так далее.

Экономические условия

Семейно-демографическая политика любой страны имеет целью создать условия для роста населения. Но сами подумайте, разве люди станут рожать детей, когда точно знают, что у них средств нет их содержать? Такое, конечно, случается. Только государство не заинтересовано в том, чтобы детки появлялись в неблагополучных семьях. Ему нужно образованное и трудоспособное население.

Вот в этом направлении оно и работает. Для этого стимулирует предпринимателей, чтобы они создавали рабочие места. Ведь если есть работа, то есть и зарплата. Здесь уже можно и о детках подумать. Получается, что экономическая политика государства тесно связана с демографической. Хотя одна другую заменить не сможет. Демографическая и семейная политика все же направлены на развитие населения. А экономическая – на рост благосостояния государства. Однако цели их пересекаются, когда речь заходит о семье. Именно для ее стабильного существования и роста работают правительство и иные органы.

Как стимулируют рождаемость

Кто готовился к появлению ребенка, тот на собственном опыте убедился, что государство и тут не дремлет. Оно не пускает дела на самотек. Ведь мамочке нужны специальные условия, чтобы выносить плод, заботится о появившемся малыше. Вы скажете, что женщины сами со своими проблемами справляются. Это совсем не так. В этом случае вступает в действия демографическая политика семьи. Она заключена в том, что мамочка получает всяческие блага. А именно отпуска, которые, кстати, оплачиваются. Это работа государства. Оно вводит в действие законы, позволяющие женщине спокойно готовиться к родам.

Мы считаем отпуск делом естественным. Однако следует вспомнить, что больничные до и после родов не выдаются во многих странах. Далее мамочка имеет право попросить у государства денег в особых случаях. Ее обеспечат, пусть минимально. Здесь следует сказать, что в некоторых европейских странах таковое пособие имеет гигантские по нашим меркам размеры. Население старее, рожать никто не хочет. Вот и приходится государству придумывать всякие стимулы для своих граждан. С другой стороны, есть страны, которым приходится преследовать иные цели. Китай, к примеру. Там, наоборот, борются с рождаемостью.

Специальные программы

Для того чтобы женщины захотели рожать, много всего делается государством. Целые институты исследуют ситуацию, чтобы понять, чего людям не хватает, почему они не заводят детей. Так, в России выяснили, что одна из причин - отсутствие жилья. Это вполне реальная проблема. Многие молодые семьи не имеют возможности обзавестись собственными хоромами. Приходится ютиться у родителей. Какие тут дети, если самим негде разместиться? Такое положение вещей не может устраивать государство. Оно же без граждан может остаться.

Демографическая политика Российской Федерации направлена в иную сторону. Стране нужен народ. Поэтому была придумана и принята программа, в соответствии с которой семьи получают сертификат на кругленькую сумму.
Денежки эти можно потратить на разные нужды. В том числе и на строительство и приобретение жилья. Кстати, большая часть граждан именно на это свои деньги тратит. Решено сразу две проблемы: население растет да еще и домами обзаводится.

О качестве населения

Уже вскользь говорилось о том, что государство желает, чтобы народ был довольным, трудоспособным, воспитанным и образованным. Это еще одна большая часть его политики. Необходимо создавать условия для того, чтобы детвора могла развиваться, а родители этому способствовали. Если вы думаете, что не так уж и важно это для государства, то ошибаетесь. Любая страна развивается благодаря своим гражданам. А если население думает только о том, где украсть или как напиться, то государство в упадок быстро придет. Ему нужно, чтобы люди работали, создавали новые производства, рождали идеи и воплощали их. Тогда государство развивается и богатеет. Демографическая политика РФ именно так и строится. Мало денег мамочкам на жилье дать. Нужно еще построить школы, открыть секции, побудить деток спортом заниматься. Это тоже часть демографической политики. Население должно быть развитым, творческим.

Об инвалидах

Часть демографической политики направлена на то, чтобы люди с ограниченными возможностями себя чувствовали комфортно. Ведь они такие же граждане, как все остальные. Для них создаются условия для получения образования и реализации талантов. Не секрет, что инвалидов не очень охотно на работу принимают. Государство стимулирует предпринимателей, создавая им льготы при трудоустройстве таких граждан.

Миграция населения

Вот мы все о рождаемости говорим, а ведь этого мало. Ну, нарожают женщины деток, государство им даст образование, а они возьмут и за границу уедут. Стране от этого ущерб. Ведь уезжают по большей части образованные и творческие люди. Их переманивают большими зарплатами. Государство с этим борется, ему совсем не нужно, чтоб люди уезжали в иные страны. Делается это разными способами. К примеру, есть идея, чтобы выпускников ВУЗов заставлять отрабатывать определенное время на страну. А лучше создавать для специалистов такие условия, чтобы они сами никуда не стремились.

О важности пропаганды

Мы с вами все больше о материальном стимулировании говорим. Однако есть и иная сторона у демографической политики. У людей необходимо сформировать такое отношение к семье, чтобы они ее уважали и ценили. Этим занимается пропаганда. К примеру, средства массовой информацию уделяют внимание освещению жизни многодетных семей. Не надо считать, что они сами так решили.

Есть программа, подталкивающая их к этому. Кроме того, в образовательных учреждениях регулярно проводятся мероприятия, направленные на укрепление уважения к институту семьи. Все это части демографической политики. Вот вы ходите на праздники, устраиваемые в вашем городе? Они проходят не всегда по инициативе местных властей или активистов. Это часть политики государства. Правительство направляет указ на места с тем, чтобы там проводили праздники и семью воспевали. Так и поступают.

Защита детства

Есть еще один немаловажный вопрос. Родить, как говорят, любая женщина способна. Только деток же нужно воспитывать, ухаживать за ними, кормить в конце концов. К сожалению, есть женщины, не желающие выполнять свои обязанности. Государство предпринимает меры, чтобы такового не происходило. А именно им созданы специальные органы, контролирующие выполнение мамами и папами своих обязанностей. Если женщина пьет и гуляет, к ней приходят сотрудники определенных служб, проверяют, что с ребенком, как он живет и так далее.

Потом они стараются ее призвать к ответственности. В крайнем случае ребенка отбирают. Но в этом государство не заинтересовано. Ведь всем понятно, что детки должны в семье расти. Там им комфортнее. Есть органы, следящие за исполнением обязанностей учителями и врачами. В общем, всеми, кто с детьми работает. Подрастающему поколению нужно много всего. Ему необходимо давать знания, создавать условия для радостной и счастливой жизни. За это люди определенных профессий деньги от государства получают. Оно, естественно, имеет право контролировать их работу. Это тоже большая часть демографической политики. Вся она многопланова и охватывает практически все сферы работы государства.

На прошлой неделе, я принял участие в конкурсе “Золотое Будущее Югры”. Это конкурс, который проводится в Ханты-Мансийском автономном округе, под патронажем губернатора. Его цель – выявить одаренных молодых людей и привлечь их к реализации социально-экономического развития округа в 21 веке.

В этом конкурсе, я представлял свой проект: “Книгу о личных финансах и эффективном управлении семейным бюджетом ”. Цель данного проекта – повысить уровень финансовой грамотности населения. К сожалению, я не прошел в следующий этап конкурса. Одной из причин, по которой я туда не попал, на мой взгляд является то, что государству не выгодно иметь финансово образованное население .

А если вы посмотрите на состав жюри, точнее на должности этих людей, то вам все станет ясно:

1 Ниязов Ильшат Камалович Заместитель главы города по социальной и молодежной политике
2 Елин Юрий Алексеевич Депутат Тюменской области
3 Дмитриева Ирина Николаевна Кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента Нижневартовского экономико-правового института
4 Зенков Игорь Владимирович Проектный менеджер по оптимизации деятельности активов ОАО “Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие”
5 Золотухина Светлана Валентиновна
6 Капшанова Лилия Сагидулловна Заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО “Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие”
7 Кругликова Галина Геннадьевна Кандидат философских наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики ГОУ ВПО “Нижневартовский государственный гуманитарный университет”
8 Мартина Надежда Констаниновна Депутат Думы города Нижневартовска
9 Медведева Наталья Борисовна Начальник пресс-службы управления по информационной политике администрации города
10 Парфенова Марианна Викторовна Начальник управления по работе с общественностью и молодежными проектами администрации города
11 Петрова Галина Александровна Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной педагогики ГОУ ВПО “Нижневартовский государственный гуманитарный университет”
12 Пономарев Дмитрий Степанович Начальник отдела инноваций и технологий ОАО “Самотлорнефтегаз”

Как видно из должностей, это явно не последние люди в нашем городе. Из чего можно предположить, что члены жюри имеют хорошие доходы, которые не позволяют им думать о том, чтобы заниматься ведением .

В финал вышли проекты, которые были гораздо слабее, как по социальной значимости, так и по нужности и необходимости, финансовой обоснованности. Первые места заняли проекты, связанные с нефтяными разработками. С одной стороны понятно, живем ведь в нефтяном краю. А с другой, возникает вопрос: “Нефтяники сами регулярно проводят аналогичные конкурсы, семинары и конференции. Так зачем их еще и здесь продвигают? При чем, с явно слабыми проектами?”

Ответ простой: Государство готовит удобных для себя людей . Оно учит их работать за несколько долларов в час, работать на государство или на людей, которым выгодно иметь рабочую силу, готовую отдать 40 лет на осуществление чужих целей, а не своих собственных.

Ведь по сути, любая книга по личным финансам, учит людей правильно распоряжаться своими деньгами, для того, чтобы уметь делать накопления, правильно их инвестировать и становится финансово-независимыми людьми не к 50-60 годам, а к 40-45.

Что будет делать государство, когда большинство людей научатся понимать суть экономических и финансовых процессов? Когда люди будут разбираться в различных финансовых махинациях нашего правительства и чиновников на местах?

“…Государству не нужны люди, разбирающиеся в финансовом плане своей жизни. Ему нужны люди, разбирающиеся в финансовом плане предприятия и работающие за скромное вознаграждение. Большинство людей не знакомы с наукой финансового процветания, поэтому они не могут обучить этому своих детей. В результате, поколение за поколением, люди остаются в неведении о том, что есть такое чудо, как Система свободного предпринимательства и Система создания активов.

Государство приучило людей к тому, что для того, чтобы стать преподавателем или инженером, необходимо отправиться на обучение в университет. И будут находиться в состоянии ступора в тот момент, когда вы спросите: “А где научиться быть богатым?” В лучшем случае, они спросят у вас: “А разве этому учат?”

Поэтому, я понял для себя, что нельзя полагаться на государство, на пенсию, на работодателей. Можно полагаться только на свои собственные силы. Именно поэтому и выбрал для себя в качестве альтернативы обучение у успешных людей.

Много путаницы возникает при разговоре о государстве, даже если мы станем рассматривать критику, а не апологетику государства. Источников путаницы несколько, и один из главных - неумение различать государство и людей. Государство не есть совокупность граждан, но так же государство не есть совокупность людей, работающих в госаппарате. Государство есть определённая социальная властная структура, которая опирается на действия людей, но не сводится к ним. Каждый чиновник, начиная с главы государства, есть исполнитель государства, но он не является его частью. Система и структура предшествуют человеческим действиям, и подвергаются изменению вследствие действий. Но большая часть действий в последние века направляется государством, а потому государство почти не испытывает неожиданных негативных (для него) влияний. Мы имеем перед собой государства, но уже нет стран, народов, культур. Структура довлеет, она победила все остальные факторы. По сути дела государство есть начальная, исходная форма цивилизации. Государство не возможно без городов, и город всегда есть центр государства. При своём расширении государство строит всё новые города. Государство стремится к расширению, что толкает его к экспансии. Да, осуществляют эту экспансию люди, но они не понимают, что ими движет, включая правителей и инициаторов захватов и войн. Устойчивость государственной системы и её успешное функционирование опирается на то, что цели людей могут до определённого момента хорошо согласовываться с интересами государство, хотя бы по видимости.

Все государства стремятся не только к захвату, но и к объединению. И в том и в другом случае происходит укрупнение и усиление государств. Этот процесс неуклонно продолжается, вылившись в глобализацию. Даже если государство прекращает расти и развиваться, и при этом ставит предел действиям других государств - это ничего не меняет в общем ходе истории. Объединение государств неуклонно продолжается, пусть и неявно. Присоединять одно государство к другому сейчас намного проще, чем сто лет назад. Нас не должна обманывать временная стабильность. Но не задуматься над её источником мы не можем. При расширении цивилизации государственные границы перестают ей мешать. Европа уже почти стала единым государством. Позже, после интеграции, может даже сохраняться видимость автономии. Противостояния государств постепенно будут отходить в прошлое, так как исчезла их причина. Одно дело столкновение цивилизованного государства с нецивилизованным обществом, и другое дело - столкновение двух государств в пределах цивилизации. Если раньше государство являлось зародышем цивилизации и средством расширения цивилизации, то теперь государство стало одним из лиц цивилизации, одной из основных форм. Существование международных законов, ограничивающих действия национальных государств, указывает на снижение мировой роли государства, возможно временное снижение (образование всемирного государства, что будет означать выдвижение его роли вновь на первое место). И всё же из всех социальных феноменов мы должны обращать внимание в первую очередь именно на государство. Это самый важный фактор истории и уникальный социальный феномен, который можно наблюдать. Цивилизация не менее реальна, но это уже другой уровень обобщения, мы не воспринимаем цивилизацию напрямую. Чтобы понять цивилизацию, нужно изучить государства.
То, что государство структура и Система, не должно заслонять роли отдельных
людей. Не буду говорить "выдающихся", потому что имеет значение прежде всего пост, а не достоинства человека. И талантливые правители и бездари влияли на исторический процесс. История человечества есть история государств и людей. Нельзя государство отделить от людей, потому что его существование, развитие, работа поддерживались людьми, часто ценой жизни. То есть, мы имеем два явления, но одно тесно связано с другим. Государство не может существовать без людей и без их лояльности. Умные анархисты поэтому не призывали к свержению правителей и сокрушению господствующего строя, а показывали, что наилучший путь состоит в подрыве лояльности граждан. Иначе говоря, человек по своей воли и исходя из своего решения, перестаёт быть гражданином. Если большинство не поддержит государство, то государство рухнет само без всякой помощи. Революции сменяют один режим другим, безвластие начинается с игнорирование и непризнания государства. От того, что я родился на территории этого государства в качестве ребенка его граждан - вовсе ни к чему меня не обязывает. Своей нелояльностью человек не разрушает государство, но подрывает его основы. Да, законы и насилие вынуждает нас быть лояльными. Но когда-нибудь большинство из людей поймёт, что государство не заслуживает поддержки и о людях не заботится (иначе говоря, заботится по-своему). Государство стоит на людях и их действиях, и перестанет существовать, когда этой поддержки не будет. Однако пока существует цивиизация, не исчезнет и государство. Всё зашло слишком далеко, и возможность уничтожения государства через нелояльность превратилась из действительной возможности в умозрительную. Сейчас этот наилучший способ разрушения государства уже не сработает. Люди разобщены и придерживаются разных ценностей. Меньшинство может противостоять Системе лишь выйдя из неё.
Есть ли смысл улучшать государство, способствовать его лучшей работе? Для меня - нет, мне улучшение и усиление государства представляется делом античеловеческим. Чем лучше функционирует государство - тем хуже людям, живущим в нём и даже вне его. А потому все жалобы на плохую работу госслужб нелепы, если вы только не враг людей. У кого есть сомнения - советую посмотреть "Бразилию" Гиллиама (1985), должно помочь их (сомнения) развеять. Все, кто попадает в жернова государства, надеются лишь на то, что и у этой Мегамашины бывают сбои и ошибки. Мечтать о совершенном государстве - почти тоже, что мечтать о полном истреблении людей. Конечно, не каждый государственник - фашист. Но примечательно, что все фашисты - государственники. Надеюсь, кто нибудь когда-нибудь соберется мопоставить деяния Цинь Шихуанди, первого императора Китая, и Гитлера. Сходство поразительное, чего только стоят костры из книг в том и в другом случае. Хотя легизм и фашизм - не тождественные идеологии, но близость их несомненна. Легизм - это идеология, на которую опирался Цинь Шихуанди, если кто не знает. И также не случайно для укрепления и развития русского государства больше всего сделали жестокие правители, принёсшие горе народу: Иван Грозный и Пётр Первый. То, что кажется парадоксальным и вызывает споры о двойственности роли личности правителей (будь то Наполеон или Сталин), происходит от непонимания сущности государства. Бесчеловечность строителей государства полностью логична. Отсюда можно предположить (логика не даёт права делать вывод), что и стремящийся к усилению государства невольно начинает вредить людям. Всем людям, а не только некоторым.
Даже если мы не можем унитожить государства как системы общественного устройства, даже если мы не можем изменить образ мыслей большинства и убедить их перестать поддерживать государство, у нас остаётся неучаствовать самим в поддержке государства. Чем больше людей не поддерживают государство, чем больше людей объединяться на негосударственныхз началах, тем больше перспективы выживания человечества. Принимая государство, человек с неизбежностью принимает всю Систему цивилизации и теряет любые шансы остановить разрушение природы и деградацию человечества, какие бы идеалы он ни проповедовал на словах. Каждому гуманисту или любители природы говорят: у нас есть законы, есть легальные способы отстаивания своих интересов - пользуйтесь ими. И как только все несогласные начинают идти в русле, указанном государством, их деятельность теряет всякий смысл. Нужно ли ходить на митинги, разрешенные властью? Пожалуй, если только вы поддерживаете государство. Разрешенный государством анархический (к примеру) митинг работает на пользу государства.
Влияние государства сказывается во всём и регламентирует каждый наш шаг. Пропаганда и идеология лишь потому бывают успешными, что главная сила государства вовсе не в них. Сегодня наш дом, работа, заработок, отношения - всё происходит при посредстве и при вмешательстве государства. Государство уже сотни лет как перестало быть только структурой. Эта структура обросла "мясом" и "мышцами". Я могу себе представить, как вымирает (от какой-либо новой неизлечимой инфекционной болезни) всё население государства, и однако государство продолжит своё существование. Новое население придёт на место старого, а Система останется. И такой вот бесчеловечной машине служит большинство, причём служит искренне, а порой и жертвенно. Давно пора начать раскрывать людям глаза на сущность государства, на то, какие плоды порождает его развитие. Иллюстративного материала предостаточно.

Термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенное на определенной территории, и представляемое органом высшей власти. В этом значении, например, говорят о французском государстве, немецком, японском, российском государстве. В древности, примерно до XVI – XVII веков, государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества, которое оно представляет и организует. Одним из первых широкое и узкое понимание термина «государство» разграничил Макиавелли. До него для обозначения государства использовали самые разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика и так далее. Макиавелли ввел в научный оборот специальный термин «стато» для обозначения государства независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества.

В узком собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. Пожалуй, нет более спорного вопроса в политической, юридической науки, чем вопрос о государстве, его природе, его роли в общественной жизни.

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства. Существует множество определений понятия «государство» и такое многообразие взглядов объясняется в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное и исторически меняющееся явление. Множественность определений понятия государства не может быть оспорена. В разных определениях отражаются различные стороны государства как сложного явления.

Всем государствам истории и современности присущи общие признаки, которые отличают государство от других политических организаций общества, например, политических партий, политических клубов, ассоциаций и так далее:

1. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.



Территория – это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, воздушное пространство, континентальный шельф и так далее. Без территории государство не существует, хотя может изменяться во времени, например, уменьшаться в результате поражения в войне, или наоборот увеличиваться в процессе экспансии. Территория государства занята его населением. Население – это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ или нация понятия не тождественные. Народ или нация – это социальная группа, члены которой обладают чувством принадлежности к ней благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как подданный, гражданин, лицо без гражданства, иностранец. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению пространственных пределов государства – государственной границы, – которая отделяет одно государство от другого. Таким образом, государство обладает территориальным верховенством в пределах своих границ.

2. Государство – это особая организация политической публичной власти, которая располагает специальным аппаратом или механизмом управления обществом.

Политическая публичная власть – это определяющий признак государства. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воли, навязывать ее подвластным. Такие отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет – их иначе называют чиновниками, бюрократами, управленцами, политической элитой и так далее. Власть политической элиты имеет институализированный характер, то есть осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Аппарат или механизм государства является материальным выражением государственной власти. К важнейшим государственным органам относятся законодательные, исполнительные, судебные органы, однако особое место в аппарате государства всегда занимали органы, осуществляющие принудительные, в том числе карательные функции – армия, полиция, жандармерия, тюремные и исправительно-трудовые учреждения. Отличительным признаком государственной власти от других видов власти (политической, партийной, семейной) является ее публичность или всеобщность, универсальность, общеобязательность ее указаний.

Признак публичности означает, во-первых, что государство является особой властью, которая не сливается с обществом, а стоит над ним. Во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество. Универсальность государственной власти означает ее способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы. Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения, проводить их в жизнь, зависит от ее легитимность. Легитимность власти означает, во-первых, ее законность, то есть установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными, во-вторых, ее поддержка населением и, в-третьих, ее международное признание.

3. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативно-правовые акты.

Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом. Право позволяет власти сделать свои решения общеобязательными для населения всей страны с тем, чтобы направлять поведение народа в нужное русло. Будучи официальным представителем всего общества, государство в необходимых случаях требования правовых норм с помощью специальных органов – судов, администраций и так далее.

4. Только государство взимает с населения налоги и сборы.

Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленные сроки в определенных размерах . Налоги необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы, для создания резервов на случай чрезвычайных ситуаций и на выполнение других общи дел.

5. Государство представляет собой суверенную организацию власти.

Государственный суверенитет можно определить как политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящая в праве государства самостоятельно и свободно решать свои дела . Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона выражается в независимости государственной власти от всякой иной власти внутри страны, самостоятельной организации государственного аппарата, издания и отмены юридических норм и так далее. Внешняя сторона выражается в самостоятельном выступлении государства вовне, во взаимоотношениях с другими государствами. Однако международным правом предусмотрены случаи вмешательства во внутригосударственные дела извне в определенных ситуациях.

Государственный суверенитет как особенность или свойство государственной власти следует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета. Народный суверенитет означает верховенство народа, его право своей волей определять свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти . Таким образом, народный суверенитет – это само содержание демократии и основа народовластия.

Национальный суверенитет означает право нации на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства .

Рассмотренные признаки государства получили всеобщее признание, однако некоторые ученые, например Венгеров, выделяют такие признаки государства, как наличие единого языка для общения на территории того или иного государства, наличие единой оборонной и внешней политики, транспортной, информационной, энергетической системы, права личностей. По мнению профессора Коваленко, это не признаки государства. Признаками государства могут быть только те, которые отличаю его как особую политическую реальность от других социальных явлений. Сущность предмета и явления может быть открыта только через существенные признаки. Существенным признаком может быть только тот, который характеризует природу рассматриваемого явления. Для того, чтобы установить существенный признак, следует руководствоваться положением, по которому между явлением и его существенным признаком существует неотъемлемая двусторонняя зависимость, а именно, отсутствие указанного признака неизбежно влечет за собой и отсутствие явления, признаком которого оно является. В свою очередь, без явления и не может существовать и такой признак. Например, неотъемлемым признаком человека является сознание, и было бы неразумным полагать, что человек без этого существенного признака мог являться вполне нормальным человеком, как и сознание вне человека немыслимо. Точно также между языком и государством нет двусторонней и неотъемлемой связи, ибо язык как средство общения между людьми способен существовать и без государства.

Всеми учеными отмечается, что определить понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки, свойства государства, характерные для всех его периодов в прошлом, настоящем и будущем невозможно. Вместе с тем, как доказала мировая наука, любое государство обладает набором универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Эти же признаки были определены выше.

Обобщая, их можно сформулировать определение понятия государства. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом .

Новое на сайте

>

Самое популярное