Домой Картофель Понятие личности в психоаналитической психологии. Классический психоанализ фрейда. Адаптивная парадигма психоанализа и психотерапии

Понятие личности в психоаналитической психологии. Классический психоанализ фрейда. Адаптивная парадигма психоанализа и психотерапии

Основой психодинамического подхода к пониманию личности является структурная модель личности, разработанная 3. Фрейдом в его фундаментальной работе «Я и Оно». По Фрейду, общей целью жизни души является поддержание приемлемого уровня динамического равновесия - увеличение удовольствия и минимизация неудовольствия. Личность, представляя собой динамическую систему (см. вопр. 32); зависит от бесконечного ряда психических конфликтов и компромиссов. Один инстинкт борется с другим, социальные запреты блокируют биологические побуждения, возможные способы разрешения конфликтов противоречат друг другу. Структурная теория, предложенная Фрейдом, пытается преодолеть этот кажущийся хаос душевной жизни. В представлении Фрейда, личность состоит из трех инстанций - Ид (Оно), Эго (Я) и СуперЭго (СверхЯ).

1. Ид (Оно) целиком принадлежит к бессознательному, но не исчерпывает бессознательное и характеризуется следующими особенностями:

  • является источником инстинктивной энергии для индивида и резервуаром либидо. Согласно Фрейду, либидо - энергия инстинктов жизни, важной характеристикой которой является подвижность. Ее актуализация, увеличение и уменьшение, перераспределение и перемещение дают возможность объяснить психосексуальные феномены;
  • служит удовлетворению побуждений либидо, повинуясь принципу удовольствия;
  • аморально и алогично, не отличается единством намерений;
  • обладает филогенетической памятью.

Оно является исходной структурой личности, открытой соматическим импульсам и влиянию Я и Сверх-Я. Другие части структуры личности развиваются из Оно, которое бесформенно, хаотично и неорганизованно. Оно подобно слепому королю, власть которого абсолютна, но он вынужден полагаться на других в распределении и использовании своей власти (короля играет свита). Содержание Оно также включает в себя мысли или воспоминания, вытесненные из сознания, пребывающие среди теней Оно, но попрежнему способные влиять на психическую жизнь человека. Само по себе вытеснение из сознания (прототип всех типов психологической защиты) неугодного содержания - самый эффективный и самый опасный, потенциальнопатогенный механизм защиты. Это объясняется тем, что изоляция инстинктивной и аффективной жизни от сознания может полностью разрушить целостность личности.

2. Эго (Я) - главный принцип, которым руководствуется эта инстанция - это принцип реальности. Я олицетворяет собой рассудок, рациональность; в противоположность Оно, содержащему страсти. Восприятие имеет для Я такое же значение, как влечение для Оно. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я защищает Оно подобно коре дерева. Но при этом Я пользуется энергией Оно и обретает контроль над требованиями инстинктов, решая, будет ли им позволено получить удовлетворение, откладывая удовлетворение до благоприятного времени и благоприятных обстоятельств во внешнем мире или же полностью подавляя требования инстинктов. Я контролирует и модулирует импульсы Оно, так что индивидуум может быть менее непосредственным, но более реалистичным. Главная задача Я - найти компромисс между требованиями Оно, Сверх-Я и внешнего мира. Эти задачи решаются Я путем контроля двигательной и перцептивной активности, ориентации в текущей реальности, накопления опыта, способности к прогнозированию будущего. Я обеспечивает физическое и душевное здоровье и безопасность личности.

3. Сверх-Я является хранителем моральных устоев, норм поведения и запретов. Фрейд указывал на три функции Сверх-Я:

  • совесть,
  • самонаблюдение,
  • формирование идеалов.

Согласно Фрейду, Сверх-Я является наследником эдипова комплекса, под которым подразумевается возникающее в раннем детстве (преимущественно бессознательно) половое влечение к родителю противоположного пола и ненависть или даже желание смерти для родителя того же пола. Это кульминационный пункт инфантильной сексуальности. Преодоление эдиповых устремлений является предпосылкой развития нормальной взрослой сексуальности, успешной социализации и психического здоровья личности. Сверх-Я является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и в качестве гаранта защиты и любви. Хорошее или плохое отношение Сверх-Я так же важно, как в прошлом отношение родителей. Переход от контроля родителей к контролю Сверх-Я является предпосылкой для установления независимости. Самоуважение регулируется уже не одобрением или порицанием со стороны внешних объектов, а собственным ощущением правильности или неправильности сделанного. Согласие с требованиями Сверх-Я доставляет такое же наслаждение и чувство безопасности, которые в прошлом ребенок получал от любимых людей. Отказ от послушания требованиям Сверх-Я вызывает чувство вины и угрызения совести, подобные ощущениям ребенка при утрате любви. Когда психическая конституция взрослого дисгармонична, инфантильна, то она находится во власти какого-нибудь невроза. Сверх-Я в таком случае следует рассматривать как грозную силу, как источник всех неврозов, как помеху во взаимопонимании Я и инстинктов.

Таким образом, взаимодействия между элементами структуры личности понимаются в психоанализе следующим образом. Энергия психической активности личности черпается из Оно с его примитивной, инстинктивной природой; Я, возникающее из Оно, реалистически обращается с его основными побуждениями, являясь посредником между силами Оно, Сверх-Я и требованиями внешней реальности; Сверх-Я действует как моральный тормоз или противовес практическим заботам Я, устанавливая границы подвижности последнего. В психоанализе представление о личности неотделимо от следующего триединства: динамики психических процессов, принципа психического детерминизма, трех уровней структуры личности.

ЛИТЕРАТУРА
1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996. С. 65-68, 97-98, 136140,171173,183185.
2. Куттер П. Современный психоанализ. СПб., 1997. С. 92-95,101 - 105.
3. Хъелл Л Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.С. 112-116.
4. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М., 1993. С. 8-13,47.
5. Фрейд З. Избранное. М., 1990. С. 370-398.
6. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., 1991. С. 227-273.
7. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Т. 5. С. 259-278.

Исследовал человеческий разум более тщательно, чем все его предшественники. Его вклад в научную психологию бесценен: теория Фрейда стала величайшим открытием для своего времени. Кроме того, многие из введенных этим ученым терминов мы используем в своей повседневной жизни и сегодня: либидо, отрицание, подавление, «оговорочка по Фрейду».

Его называют отцом психоанализа. Его труды читают и цитируют, его превозносят, но вместе с тем жестко критикуют и по сей день. Поистине, Зигмунд Фрейд - одна из самых неоднозначных личностей в мировой науке.

Как все начиналось: случай Анны О.

Психоаналитическая теория Фрейда зарождалась в конце XIX века. Немаловажное значение для ее формирования имел один конкретный случай.

К доктору Фрейду обратилась молодая женщина Берта Паппенхайм. Пациентка жаловалась на появление у нее симптомов неведомой болезни, которые то появлялись, то исчезали. Время от времени Берта испытывала страшные мигрени, у нее немели и как будто отнимались руки, возникали проблемы со зрением, а иногда ей казалось, что стены вот-вот обрушатся прямо на ее голову. Видимой физической причины всему происходящему не было.

Учитель Фрейда, доктор Брейер, взялся за лечение этой пациентки. Он помогал девушке вспомнить и как будто еще раз пережить некоторые травмирующие события ее жизни. В ходе такой терапии отмечались определенные успехи, и доктор Брейер направил Берту к своему коллеге и ученику - Зигмунду Фрейду. Эта история болезни впоследствии вошла в книгу «Исследование истерии», которая увидела свет в 1895 году. По этическим причинам, настоящее имя пациентки было изменено на псевдоним - Анна О.

Так зарождалась психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда.

Что такое истерия

Берте Паппенхайм был поставлен диагноз истерия. Все мучившие ее симптомы стали следствием не болезни тела, а тревожного состояния души. Молодая женщина очень тяжело переживала перемены в отношениях с отцом, а затем и его смерть, и Фрейд сделал вывод, что все тягостные мысли отразились на ее телесном состоянии.

Однако ученый не был бы ученым, если бы на описании одной истории «популярной» в те времена болезни все и закончилось. Фрейд пошел дальше и на основании нескольких клинических случаев заключил, что человеческая психика существует на нескольких уровнях. Так возникла теория личности Фрейда.

«Айсберг» психической реальности

Свою первую модель личности Фрейд назвал «топографической». Он представил человеческую психику в виде айсберга, лишь малая часть площади которого находится на поверхности, основание же - надежно скрыто от посторонних глаз. Вершина этого айсберга - сознание, то есть то, что человек может субъективно воспринимать как реальность внешнего мира. Подсознание же - большая часть психики, содержащая примитивные желания и импульсы.

Фрейд считал, что некоторые события или желания оказываются для людей слишком пугающими, болезненными. И тогда помимо своей воли человек о них забывает. Мысли о них вытесняются из сознания и погружаются глубоко, ближе к основанию «айсберга». Так в общих чертах формулируется «Теория бессознательного» Фрейда.

Ученый предположил, что вытесненное оказывает большее влияние на жизнь человека, чем тот может себе представить. Как в случае с Бертой Паппенхайм, возможно появление определенных физических симптомов, возникающих без причины. И тогда человеку можно помочь лишь одним способом - сделать бессознательное сознательным.

«Три кита человеческой психики»

Теория личности Фрейда со временем модернизировалась. В 1923 году им была предложена структурная модель психики, основанная на представлениях об «Ид», «Эго» и «Супер-Эго». Это не какие-либо определенные области мозга или психики, а скорее гипотетические образования, соответствующие важным психическим функциям.

Так, «Ид» - полностью бессознательное. Оно образовано двумя противоположными влечениями, Эросом и Танатосом. Первый из этих инстинктов - инстинкт любви. Он помогает человеку выжить, поддерживая основные функции жизнедеятельности, такие как еда, дыхание, секс. Энергия, создаваемая Эросом, носит название либидо.

Танатос - инстинкт смерти. Психологическая теория Фрейда рассматривает его как совокупность деструктивных сил, присущих всем человеческим существам. Когда эта энергия направляется вовне, на других людей, она принимает форму агрессии и насилия. Зигмунд Фрейд полагал, что Эрос все же сильнее Танатоса, и только благодаря этому человек может выжить, а не уничтожить сам себя.

«Эго» развивается из «Ид» в период младенчества. Эту структуру психики можно отнести к сознательным, она олицетворяет собой личность человека. «Ид» же иногда сравнивают с капризным ребенком, имеющим множество противоречивых желаний. И этот ребенок привык требовать их исполнения. Цель «Эго» - удовлетворить все потребности «Ид» безопасным и социально приемлемым способом.

«Супер-Эго» развивается также в детстве. Возникает оно, когда ребенок начинает отождествлять себя с родителем своего пола. «Супер-Эго» иногда называют совестью, так как оно ответственно за соблюдение человеком моральных принципов. Оно побуждает нас к социально одобряемому поведению. И, если этого не происходит, «Супер-Эго» заставляет нас чувствовать себя виноватыми.

Таким образом, теория личности Фрейда гласит, что психика человека управляется описанным выше триединством: «Ид», «Эго» и «Супер-Эго».

Защитные механизмы

Иногда «Эго» по каким-либо причинам не может удовлетворить извечный спор между «Ид» и «Супер-Эго». Возникает состояние глубокой тревожности, которое можно перебороть только лишь с помощью так называемых механизмов психологической защиты.

Теория психоанализа Фрейда гласит, что защищаться человек стремится от тех чувств и мыслей, которые становятся невыносимыми для его сознания. Все механизмы психологических защит можно разделить на патологические, невротические, незрелые и зрелые. Остановимся на них более подробно.

Патологические механизмы иногда проявляются в сновидениях и измененных состояниях сознания. Но присутствуют они и в реальной жизни, при этом окружающие воспринимают человека, который их проявляет, как сумасшедшего. Примерами таких защит могут служить бредовые проекции и искажения, когда кто-то воспринимает реальность не такой, как она есть. Кроме того, патологическим механизмом является и отрицание: когда человек не хочет признавать, что определенные события в его жизни все же произошли.

Незрелые психологические защиты характерны для подростков. Проявляются они в уходе от тяжелой объективной реальности в свой выдуманный мир. К примеру, человек может идеализировать другого, в глубине души осознавая, что на деле тот не так уж и хорош. Незрелым механизмом защиты является проекция. Это приписывание другому человеку своих чувств, мыслей, переживаний. Теория Фрейда, к слову, стала первым психологическим учением, в котором был раскрыт механизм проекции.

Невротические механизмы защит признаются психологами эффективными, однако лишь на короткий срок. В дальнейшем они как бы входят в привычку и приносят человеку одни неприятности. Примерами могут служить механизмы регрессии, смещения, интеллектуализации. Что это такое? Регрессия приводит человека на более ранний уровень развития, и он реагирует на какие-либо проблемы так, как вел себя в детстве. Смещение проявляется, когда агрессия перемещается с одного объекта на другой, более доступный. К примеру, женщина может сердиться на мужа, а накричать на ребенка. С помощью интеллектуализации человек старается заменить собственные нежелательные мысли или эмоции другими, теми, которые он считает более приемлемыми.

Зрелые психологические защиты называются так, потому что используются взрослыми, сформировавшимися личностями. Эти механизмы помогают человеку интегрировать противоречивые эмоции и мысли, оставаясь при этом добродетельным в глазах других людей. К зрелым психологическим защитам относятся юмор, альтруизм, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Альтруизм - это бескорыстное служение другим, от которого и сам человек получает моральное удовлетворение. Юмор позволяет высказать свои истинные мысли, однако при этом завуалировать их, перевести в шутку. Идентификация - это подражание другому человеку, принятие его как истинного эталона. Отдельного внимания заслуживает сублимация.

Сублимация по Фрейду

Отец психоанализа считал, что этот механизм психологической защиты способствовал появлению многих произведений искусства. Как уже было сказано выше, сублимация относится к разряду зрелых психологических защит.

В чем же заключается понятие сублимации? Психоаналитическая теория Фрейда трактует его следующим образом. Иногда не одобряемые обществом импульсы человек сознательно превращает во что-то такое, что человечество считает прекрасным. То есть некоторая энергия либидо, которая не может найти выход в том состоянии, в каком она существует, направляется самим человеком в иное русло. К примеру, мужчина, страстно желающий чужую жену, но не разрешающий себе никаких поползновений в ее сторону, может начать писать прекрасные стихи от этой любовной тоски.

Фрейд полагал, что наше общество может считаться развитым и зрелым лишь потому, что в нем присутствует сублимация как механизм психологической защиты. Сам ученый уделил большое внимание концепции влияния культуры на социум, а также развитию последнего. Но не оставил без внимания и развитие личности.

Теория развития Фрейда

Фрейд жил в обществе, которое призывало своих членов подавлять собственные сексуальные инстинкты. Во многих случаях результатом этого становились неврозы. Доктор Фрейд исследовал истории болезней своих невротических пациентов, изучал и аспекты их личной жизни. В результате он пришел к выводу, что заболевание психики является следствием не сексуального опыта как такового, а тех чувств, которые он с собой принес: ненависти, стыда, вины, страха.

Это понимание привело к тому, что теория Фрейда обогатилась наиболее противоречиво воспринимаемой и в наше время концепцией - стадий психосексуального развития.

Что такое психосексуальность?

Фрейд считал, что младенец с рождения наделен сексуальностью. Для первой половины XX века такое заявление было неслыханной дерзостью, и именно оно стало одной из причин, по которым психоаналитическая теория Фрейда была раскритикована великими умами того времени.

Однако вернемся же к учению о психосексуальности. Фрейд утверждал, что психическое развитие личности связано с прохождением определенных этапов, на каждом из которых ребенок получает удовлетворение от нового для себя предмета или явления. Ученым были выделены 5 таких фаз: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная.

С рождения либидо ребенка направлено на грудь матери, удовольствие он получает от сосания молока. Эту стадию психосексуального развития Фрейд назвал оральной. Затем ребенок начинает ходить, его приучают к горшку. Когда у него все начинает получаться, мать его хвалит, и малыш счастлив. Это анальная стадия развития. Когда ребенок начинает больше общаться с другими детьми обоих полов, сравнивать себя с ними - наступает фаллическая фаза развития. В это время малыш также старается как можно лучше изучить свое тело. Затем интерес к сексуальности немного угасает, наступает латентная фаза развития. И вместе с половым созреванием приходит генитальная его фаза.

Теория Фрейда о стадиях психосексуального развития была передовой для своего времени. Однако сейчас ее взяли на вооружение не только психологи, но и сексологи, и даже врачи-андрологи и сексопатологи.

Теория мотивации Фрейда

Интересно, что понятие мотивации в психологии основывается именно на представлении Зигмунда Фрейда об этом феномене. Именно этот ученый одним из первых отверг христианское видение морали, доброты и милосердия как движущих сил человеческого поведения. Он назвал три основных мотива, значимых для любого представителя рода человеческого: чувственность, тревога и агрессия. Именно они «живут» внутри «Ид».

Как мы уже знаем, согласно представлениям психоаналитиков, внутренняя реальность человека находится в состоянии постоянного конфликта между «Ид» и «Супер-Эго», а «Эго» выступает арбитром этой схватки. Именно поэтому мотивы поведения личности часто очень противоречивы. Иногда верх одерживает «Супер-Эго» - и человек совершает высокоморальные поступки, а время от времени «Эго» не в силах сдержать «Ид», и тогда на свободу вырываются потайные темные желания, которые раньше прятались глубоко в бессознательном.

Значение теорий доктора Фрейда для психологической науки

Такими смелыми и интересными были основные теории Фрейда, предложенные им в начале прошлого века. Однако они не теряют своей актуальности и поныне.

Именно благодаря доктору Фрейду исследователи души человеческой стали, наконец, уделять должное внимание переживаниям, которые человек испытал в детстве. Именно благодаря Фрейду сегодня мы знаем о существовании бессознательного и понимаем, насколько оно значимо для нашей психологии. И именно благодаря этому ученому нам открылись механизмы психологических защит, которые помогают справляться с трудностями повседневной жизни.

Однако и сейчас психоанализ постоянно критикуется самими психологами и людьми, никак не связанными с этой наукой. Затрагивается как само учение, так и личность его основателя. Однако какой бы неоднозначной не казалась теория Фрейда, психология без нее вряд ли была бы психологией.

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать. Зигмунд Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел. Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой новой психологической системы.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан па взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные Фрейдом данные указывают па определяющую роль детского опыта в развитии взрослой личности. Проводя исследования, Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого Фрейда, пациенты решительно отрицали. Они думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни - уровень бессознательного, крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как несуществующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для З. Фрейда предметом исследования. Два открытия Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа.

В первые годы своей работы Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного, которые отделены друг от друга полупроницаемыми перегородками. Это была топографическая модель личности (рис. 6).

Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

В предсознателъном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания.

Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

Позднее в работах "Я и Оно", "По ту сторону удовольствия" Фрейд предложил иную, структурную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм.

Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.

Проекция - это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти.

Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.

В книге П. Куттера "Современный психоанализ" представлены два рисунка, на которых показано соотношение структур личности у человека в состоянии невротического расстройства, когда он находится в тисках между желанием и невозможностью его осуществить (рис. 7) и нормально развивающейся личности, открытой для взаимодействия с внешним миром (рис. 8).

Рис. 7

Личность, по Фрейду, это динамическое взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется.

Рис. 8

Как же происходит нормальное развитие личности?

Динамика личности определяется действием инстинктов, а точнее говоря, влечений. Влечение - это действие, вызывающее удовольствие. Оно состоит из четырех компонентов:

  • 1) побуждение;
  • 2) цель, т.е. достигнутое удовлетворение;
  • 3) объект, с помощью которого цель может быть достигнута;
  • 4) источник или часть тела (эрогенная зона), где побуждение возникает.

Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, освобождения кишечника, теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует сексуальности взрослой, по никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

Сексуальные влечения, по Фрейду, носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной, энергии.

Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, они вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение удовольствия от одной эрогенной зоны к другой создает последовательность стадий психического развития.

Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражены развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

1. Оральная стадия (0-1 год) характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается па зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз - ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и кусание материнской груди). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по Фрейду, это тин сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но через некоторое время становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда осуществляет сосательные движения в отсутствие пищи, сосет свой большой палец. Этот тин наслаждения в трактовке Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому данную стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка - это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, не осознавая существования других объектов в мире. Глобальное базисное парциссическое состояние - это сон, когда младенец ощущает тепло и не испытывает никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Внутриутробное существование человека, по Фрейду, в противоположность большинству животных относительно укорочено; младенец появляется на свет менее подготовленным, чем детеныши животных. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно", повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно возрастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить утраченную внутриутробную жизнь. Этот объект - мать. Биологическая связь с нею вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе ограничения неизбежны. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию добавляется кусание материнской груди, которое придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно".

Инстанция "Я" - часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции "Я" связано с принципом "удовольствия - отсутствие удовольствия". Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как ее отсутствие для него есть прежде всего отсутствие наслаждения.

На этой стадии еще не существует инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и поэтому не может успешно перейти на следующую стадию генетического развития.

Эти идеи Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода. Понятие "генетическая задача" было введено в психологию американским психологом Р. Хавигхерстом.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии согласно его представлениям люди делятся на оптимистов и пессимистов.

  • 2. Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. Па этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская секезальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает на этой стадии конфликтный характер. По отношению к личности ребенка теперь можно сказать, что полностью образована инстанция "Я" и она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей в качестве воспитателей, которые играют очень важную роль в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества - следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.
  • 3. Фаллическая стадия (3-5лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал "эдиповым комплексом" для мальчиков и "комплексом Электры" для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение, от эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, как считал Фрейд, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка.

Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друге другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. По Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет, именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

  • 4. Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно": будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Если в этом возрасте в развитии ребенка эдипов комплекс еще не преодолен, то может возникнуть феномен, который психоаналитики описывают как "семейный роман". Ребенок в фантазии придумывает себе другую семью, например, он подкидыш или сын знатных родителей; он сам - законный сын, а его братья и сестры - незаконные.
  • 5. Генитальная стадия (12-Шлет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений. Теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток, с точки зрения Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда в течение генитальной стадии можно наблюдать феномены фиксации или регрессии к той или иной из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать, например, может вновь возникнуть эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.

Аскетизм - защитный механизм, используемый подростками для контроля над интенсивностью сексуальных влечений. Это отрицание, отказ себе в удовольствии; такой отказ может относиться к пище, сну, сексуальным удовольствиям; он совершается с видом - и чувством - полного превосходства, как будто в результате достигается что-то очень ценное.

Интеллектуализация - это излишне "умственный" способ переживания конфликта и его обсуждение без переживания связанных с ним аффектов; подросток сводит его к простому представлению в воображении и таким путем освобождается от навязчивых желаний.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии, - психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью среди лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные люди направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

В работе "Я и Оно" Фрейд писал, что развитие "Я" идет от признания инстинктов к господству над ними, от подчинения - к их затормаживанию и что психоанализ является инструментом, предназначенным для прогрессивного завоевания "Оно". Цель психоанализа - показать, каким образом разум может победить страсть.

В чем же еще секрет огромного влияния учения З. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней?

Во-первых, это динамическая концепция развития.

Во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

По словам американских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, Фрейд был впереди своего века и подобно Ч. Дарвину разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени, расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

"Необычайное развитие учения З. Фрейда - мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным, - писал современник Фрейда О. Бюмке, - стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-видимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба". "Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики", - писал А.Р. Лурия.

Л.С. Выготский так оценивал историю психоанализа: "Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемое™ ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия... было перенесено на ряд соседних областей - на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... - все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше" (Выготский Л.С., 1982).

Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и лишнее, вредное в нем. Так, он писал: "Найденное

Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения". В России такие люди были - это И.Д. Ермаков, С.Н. Шпильрейн, В.Г. Шмидт и др.

Психоанализ как психологическая теория появился на рубеже XIX-XX веков благодаря работе австрийского невролога Зигмунда Фрейда. Теория стала основой для практического метода психотерапии, который заслужил огромный авторитет в последующие годы. Принципы психоанализа в значительной степени повлияли на последующие психологические теории, а само направление получило название «неофрейдизм». Представителями этого направления психологии считаются Эрих Фромм, Жак Лакан, Карен Хорни. Они не только развили метод психоанализа, но и внесли огромный вклад в изучение мотивов человеческого поведения.

    Показать всё

    Определение психоанализа

    Концепции, положенные в основу классического психоанализа, существовали задолго до Фрейда. Но они были разрозненны и носили фрагментарный характер, лишь косвенно затрагивая главную часть фрейдистской теории – бессознательное. Именно Фрейд - первый автор, четко описавший механизм действия бессознательных процессов, подавляемых сознанием человека. Причиной этого являются неприятные, травмирующие психику события, произошедшие в раннем детстве, которые в силу раннего возраста не могли быть полноценно осмыслены сознанием, но отложились в подсознании. Уже во взрослом возрасте эти подавленные воспоминания дают о себе знать в виде неявных символов, приходящих во сне или в состоянии эмоционального потрясения. Они вызывают у пациента тревогу и страх, но сам он не может избавиться от них и нуждается в помощи психотерапевта.

    Будучи долгое время практикующим неврологом, Фрейд обнаружил, что мотивы тех или иных поступков пациентов часто не могут быть внятно объяснены даже ими самими и являются результатом бессознательных психических процессов. Ему удалось выявить конфронтацию сознательного и бессознательного, которая нередко становилась причиной психоневрологических расстройств его пациентов.

    Продолжив изучение психических механизмов, Фрейд установил, что существует три уровня сознания:

    1. 1. Сознательное – основная составляющая психики, осознаваемая самим человеком и формирующая в большей степени его поведение в социуме и семье. В процессе формирования и взаимодействия с другими людьми в сознании происходит конфликт между двумя его составляющими: принципом удовольствия и принципом реальности. Чаще всего принцип удовольствия подавляется реальностью и вытесняется в другой уровень сознания.
    2. 2. Бессознательное – структура психики, в которой находятся вытесненные сознанием желания. Подавляемые, они проявляются только во сне, когда граница между уровнями размывается, и оставляют след в сознательной части психики, что и приводит к внутреннему конфликту.
    3. 3. Предсознательное – область, находящаяся между двумя предыдущими. Процессы, протекающие в ней, не так глубинны, как в бессознательном, и могут быть проанализированы, если уделить им внимание. К этой области психики относятся среди прочего свободные ассоциации, на которых строится терапевтический метод психоанализа.

    Защитные механизмы

    Разделение психики человека на уровни стало основой теории психоаналитической психологии, где главенствующую роль играет бессознательное, управляющее большинством сознательных процессов в мышлении и поведении. Фрейд установил, что рациональные поведенческие мотивы - это скрытые подавленные желания, которые не могут быть проявлены открыто в силу этических или моральных ограничений, и поэтому сублимируются в другие виды деятельности. Под сублимацией психолог понимает перенаправление сексуальной энергии от прямой, желанной цели к социально приемлемой. В большей степени такое характерно для чрезмерно религиозных людей, которым кажется, что сексуальное желание будет осуждено не только обществом, но и Богом.

    Подавление желаний и их сублимированное проявление стало основой метода свободных ассоциаций при проведении психоанализа. Суть его заключается в том, что пациент, лежа на кушетке в расслабленном эмоциональном и физическом состоянии, должен давать ответы на вопросы психолога первой пришедшей на ум ассоциацией. Вопросы составляются заранее, а образ ответов дает психоаналитику представление о характере содержания бессознательного.

    Особенное внимание Фрейд уделял тревожности как подавленному состоянию страха. Он выделил 3 формы тревоги:

    • реалистическая;
    • невротическая;
    • моральная.

    Реалистическая тревога – это обоснованный страх за свою жизнь при реально существующей угрозе, но с длительным периодом. Испытанное чувство не оставляет человека длительное время после происшествия, снова и снова возвращая его к травмирующему переживанию.

    Невротическая тревога – это подавление страха наказания, испытанного в раннем детстве. Ярким примером этого является пациент Фрейда Дэниел Шребер, который в детстве страдал от жестокого обращения отца. На приемах у психоаналитика он рассказывал, что ему часто снится, как в его теле начинают происходить изменения, и он превращается в женщину. Это так пугало его, и он не мог понять, почему этот сон снится снова и снова. В ходе лечения выяснилось, что отец молодого человека был с ним груб и холоден, не разрешал ему плакать и проявлять сентиментальные чувства. Если это случалось, он жестоко наказывал ребенка, в результате чего у мальчика сформировался устойчивый страх быть похожим на девочку. Все это Фрейду удалось выяснить после полутора лет психоанализа Дэниела. Стоит сказать, что у молодого человека в период лечения у известного психоаналитика отмечались невроз, паранойя и выраженное психическое расстройство, из-за чего он считал себя родоначальником новой расы.

    Моральная тревога возникает как результат борьбы подавленного сексуального влечения с социальными и моральными нормами. Это может быть и внутренняя борьба инстинктивных желаний человека с его моральными принципами. Подавление естественных желаний ведет к появлению тревоги, отстранению от общества, исключению близких и интимных отношений.

    Определение тревоги как основного инструмента конфликта сознательного и бессознательного позволило Фрейду дополнить свою теорию уровней сознания. Вместо сознательного, бессознательного и предсознательного, он ввел такие понятия, как:

    • Эго – область, отвечающая за сознательные действия и за работу психологических механизмов защиты.
    • Суперэго – структура, располагающаяся над Эго и осуществляющая контроль за соблюдением установленных моральных кодексов и принципов. В более широком смысле под Суперэго понимается совесть.
    • Ид – область подавленных страхов и желаний, которая ранее относилась к бессознательному.

    Новая модель психических структур стала толчком к развитию психоаналитической теории, позволив выявить больше психических расстройств и подобрать методы лечения для каждого из них. Основным достижением новой теории структур психики стали защитные механизмы, выявленные в ходе работы с пациентами. Фрейдом были подробно описаны такие психологические защиты, как:

    • замещение - подмена объекта желания другим, «разрешенным»;
    • компенсация – необходимость преодоления воображаемых или реальных недостатков;
    • вытеснение – намеренное удаление из памяти и игнорирование предмета конфликта;
    • реактивное образование – преобразование без очевидных причин негативных чувств в позитивные, и наоборот;
    • проекция – ошибочное восприятие внутренних событий как реально происходящих в окружающем мире;
    • отрицание – неприятие информации, которая противоречит внутренней позиции человека;
    • регрессия – возвращение человека к простым формам поведения во время конфликта или угрозы, мнимой и действительной;
    • сублимация – перенаправление энергии на другой объект, отличный от желаемого;
    • рационализация – попытка post factum объяснить свои действия логикой и избежать потери самоуважения.

    Полный список механизмов психологической защиты насчитывает более тридцати пунктов. Он был составлен уже после смерти Фрейда его последователями, в основном Анной Фрейд и такими известными психологами, как Гарднер Линдсей, Кэлвин Холл и Карл Юнг. Последний в итоге разработал собственную концепцию теории психики и мотивации человеческого поведения. Вклад в развитие теории психоанализа внес советский психолог Артур Владимирович Петровский, разработавший теорию конформизма и нонконформизма как реакции человека на внешнее социальное давление.

    Психоаналитическая психотерапия

    В основу практического метода психоанализа легли клинические наблюдения Фрейда за своими пациентами. В ходе работы он использовал такие инструменты, как:

    • свободные ассоциации;
    • анализ сновидений;
    • интерпретация сопротивления;
    • анализ переноса;
    • эмоциональное переучивание.

    Свободные ассоциации

    Методика предполагает полное расслабление пациента как в физическом, так и в эмоциональном плане. Ему предлагается удобнее устроиться в кресле или лечь на кушетку и проговаривать вслух все мысли, приходящие в голову. Психотерапевту нужно акцентировать внимание на том, что должны быть озвучены любые мысли, какими бы абсурдными они ни казались. Сам психолог должен расположиться вне поля зрения пациента, а обстановка в комнате не должна отвлекать последнего.

    В основе метода свободных ассоциаций лежит правило, что одна мысль обязательно повлечет за собой другую и так далее, пока это не приведет к истинной проблеме, находящейся глубоко в бессознательном. Задача психотерапевта внимательно слушать и записывать за пациентом, постепенно направляя его в сторону раскрытия подавляемых желаний.

    Согласно фрейдистской теории детерминизма, все озвучиваемые пациентом мысли и ассоциации на самом деле не «свободные», а зависят от содержимого бессознательного, которое не может быть выявлено без устранения сознательного ценза. Все, что озвучивается, помогает психоаналитику провести исследование характера и механизмов возникновения внутреннего конфликта, для того чтобы пациент мог избавиться от него.

    Анализ сновидений

    Основным источником проявления бессознательных желаний являются сновидения. Психоаналитик должен найти важные детали во снах, которые указывают на характер и причину внутреннего конфликта. Нужно учитывать, что в этом случае, более чем в методе свободных ассоциаций, образы, озвучиваемые пациентом, символичны, и трактовать их нужно на фоне общего сценария сновидения, а не выборочно.

    При правильном подходе к сеансу психоаналитик и пациент вместе обнаруживают и изучают подавленные воспоминания детства, неосознанно всплывающие при ссорах с родителями. Таким образом, правильная интерпретация дает возможность пациенту самому лучше понимать причины своего поведения и управлять им.

    Интерпретация сопротивления

    В этом случае сопротивление представляет собой неосознанное стремление пациента избегать болезненной темы, не давая психотерапевту возможности вскрыть ее и указать на истинные причины. Оно может проявляться частыми опозданиями больного на сеансы, переносом внимания во время сеанса на посторонние темы, затрагивание личности аналитика.

    Задача психолога здесь правильно интерпретировать такое поведение и указать на него пациенту. Преодоление этого барьера возможно только при установлении доверительных отношений между аналитиком и больным.

    Эмоциональное переучивание

    Методика применяется уже после выявления и проработки проблемы для изменения поведения пациента с учетом новых обстоятельств. Он должен научиться думать, чувствовать и воспринимать себя по-другому, учитывая даже негативные свои стороны.

    Конечная цель методики – коренным образом изменить восприятие человеком своего «Я», научить его совершать поступки без последующего чувства вины или страха. Пациент учится не только воспринимать себя, но и правильно взаимодействовать с близкими людьми, не проецируя на них свои комплексы.

    Заключение

    Со времен Фрейда психоанализ претерпел множества изменений и был существенно дополнен как в теоретическом плане, так и в практическом. Новый психоанализ не акцентирован на сексуальных аспектах, а рассматривает личность пациента в более широком плане.

    Такой подход позволил устранить множество спорных моментов во фрейдистской теории и помог развить психоанализ как метод на этапе, когда он уже почти утратил свой авторитет в мире психологии.

В современной психологии под психоанализом подразумевается психологическая теория, разработанная З. Фрейдом в конце XIX - начале XX вв., а также основанный на ней метод лечения психических расстройств. Позднее психоанализ развивался коллегами и учениками Фрейда, такими, как А. Адлер, Г. Юнг, затем - нео-фрейдистами: Э. Фроммом, Ж. Лаканом и другими. Теория начала зарождаться тогда, когда Фрейд отказался от гипноза и стал пользоваться техникой свободных ассоциаций для лечения пациентов, то есть совершенно новым методом, ранее в психологии не использовавшимся.

Основные положения психоанализа:

  • § человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • § эти влечения преимущественно бессознательны;
  • § попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
  • § помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • § конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
  • § освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Развитие психоанализа сопровождалось вторжением психоаналитических идей в разнообразные сферы знания, включая науку, религию, философию. По мере его выхода на международную арену само понятие психоанализа стало столь распространенным и широко используемым в медицинской, психологической и культурологической литературе ХХ столетия, что превратилось в многозначное и неопределенное.

Первоначально данное понятие означало определенный терапевтический прием. Затем оно стало названием науки о бессознательной душевной деятельности человека и, наконец, превратилось в расхожее понятие, применимое едва ли не ко всем сферам жизнедеятельности человека, общества и культуры.

Неопределенность в трактовке понятия психоанализа отчасти вызвана неадекватной интерпретацией со стороны многих исследователей тех или иных идей и концепций, которые в свое время были выдвинуты З. Фрейдом. Однако не только этим объясняется многозначность данного понятия. Дело в том, что в работах самого З. Фрейда содержатся многочисленные определения психоанализа. Они не только дополняют друг друга, но подчас вступают в противоречие между собой, что затрудняет адекватное понимание психоанализа как такового.

В различных работах З. Фрейда встречаются следующие определения психоанализа:

  • · психоанализ - часть психологии как науки и представляет собой незаменимое средство научного исследования, способ исследования психических процессов, учение о психически бессознательном;
  • · психоанализ - это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно; любое исследование, признающее факты переноса и сопротивления, как исходные положения работы, можно назвать психоанализом;
  • · это вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни; психоанализ, не научное, свободное от тенденциозности исследование, а терапевтический прием;
  • · это один из видов самопознания;
  • · психоанализ - искусство истолкования ошибочных действий, сновидений, симптомов заболеваний;
  • · он - нечто среднее между медициной и философией;
  • · это работа, при помощи которой в сознание больного вводится вытесненное им в его душевной жизни;
  • · психоанализ - метод лечения нервнобольных.

Таким образом, диапазон трактовок термина «психоанализ» у З. Фрейда довольно обширен. Для большей ясности в этом вопросе ему самому понадобилось уточнение в определении этого понятия, что и было сделано им в энциклопедической статье «Психоанализ» и «теория либидо» (1923г.). В этой статье он подчеркнул, что психоанализом называется:

  • 1. способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию;
  • 2. основанный на этом исследовании метод лечения невротических расстройств;
  • 3. возникший в результате этого ряд психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

Если за исходное определение взять данную З. Фрейдом какую-то одну трактовку, то другие автоматически затрудняют понимание первой, а то и противоречат ей. Поэтому среди различных исследователей до сих пор ведутся дискуссии по поводу трактовки значения, смысла и определения психоанализа.

Прежде всего надо выяснить, что представляет из себя психоанализ. Из вышесказанного можно выделить две его функции. Первая: это самостоятельная наука, способная к изучению и развитию, а также объяснению бессознательных влечений и желаний человека. Вторая: это один из методов лечения, использующихся в современной психотерапии.

Однако и первое, и второе утверждения не являются в полной мере верными, так как даже сегодня актуальным остается вопрос о научном статусе психоанализа, несмотря на усилия последователей Фрейда научным, экспериментальным путем подтвердить психоаналитические теории и концепции. Психологии, выступающие за присвоение психоанализу статуса науки, утверждают, что психоанализ является эффективным средством лечения там, где оказывается бессильной психиатрия, ориентированная на медикаментозное лечение. Их оппоненты полагают, что психоанализ - дорогостоящее удовольствие, не приносящее какого-нибудь заметного эффекта. Тем не менее, надо отвлечь внимание от спорного статуса психоанализа и перейти к непосредственному рассмотрению его как науки и метода.

Основным догматом психоанализа, как было сказано выше, является разделение психики и ее продуктов на сознательное и бессознательное. Приверженец психоанализа не считает сознание сутью психики. Именно бессознательное, по его мнению, является ключевым для мышления и поведение человека. Уходя своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами, порождая внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных» влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают знать о себе. Благодаря механизмам сублимации (переключения сексуальной энергии на социально одобренные цели) они могут выливаться в художественное творчество. Однако далеко не все люди обладают подобной способностью. Вытесненные влечения и желания могут подтолкнуть человека к возникновению психических расстройств, вызванных как внешними, так и внутренними факторами, предопределившими невротический способ разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни.

Главной задачей психоанализа как научной теории было и остается (в классическом течении психоанализа) выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, открытие и понимание механизмов функционирования человеческой психики. Этому способствуют различные психоаналитические предположения, допущения, гипотезы и идеи, согласно которым:

  • · в психике нет ничего случайного; психическая жизнь является функцией аппарата, ответственного за расположение психических процессов в пространстве;
  • · ранние стадии психосексуального развития ребенка заметно сказываются на мышлении и поведении взрослого человека;
  • · события первых лет имеют первостепенное значение для всей дальнейшей жизни;
  • · эдипов комплекс является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества, культуры;
  • · психический аппарат состоит из трех сфер или областей -

Ё бессознательного Оно (включающего в себя все то, что наследуется, присутствует при рождении и заложено в конституции, то есть прежде всего влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и находящие свое психическое проявления в неосознаваемых формах),

Ё сознательного Я (наделенного функцией самосохранения и контроля над требованиями Оно, стремящегося к избежанию неудовольствия и получению удовольствия) и

Ё гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные идеалы, совесть;

· основополагающие влечения человека - влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти, включающее в себя инстинкт разрушения; мышление и поведение человека осуществляется под воздействием различных психических механизмов и процессов, среди которых наиболее значимыми представляются такие, как вытеснение, подавление, регрессия, проекция, идентификация, сублимация и некоторые другие.

Если же говорить о психоанализе как о методе лечения, то главной его задачей является устранение невротических симптомов. Они включают в себя осознание пациентом бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов, что предполагает терпеливую работу аналитика по выявлению различных видов подавления, вытеснения, сопротивления, переноса, «потребности быть больным и страдающим», возникающих как в повседневной жизни анализируемого, так и в процессе психоаналитической терапии.

По мере развития теории и практики психоанализа менялась и его техника. Первоначально во время катартического лечения целью терапии было разъяснение смысла симптомов. Затем вместо разъяснения симптомов в центре внимания оказалось раскрытие комплексов. Потом основной задачей психоаналитического лечения стало выявление и преодоление различных видов сопротивления, работа с переносом, неврозом переноса и контрпереносом. Наконец, психоаналитическая техника претерпела некоторые модификации в зависимости от формы болезни (невроз, психоз, шизофрения, нарциссический невроз и другие), преобладающих влечений у больных и их структуры характера.

Психоаналитическая работа осуществляется на материале, получаемом из различных источников, включая информацию, предоставляемую пациентом и его свободными ассоциациями, почерпнутую из анализа его сновидений и ошибочных действий (промахов), выявленную на основе того, что обнаруживается в его переносах. Этот материал дает возможность аналитику создавать конструкции того, что случилось с пациентом в прошлом и было забыто, и то, что неосознанно происходит в нем в настоящее время, то есть «здесь и сейчас». Поскольку знание аналитика и знание пациента не совпадают друг с другом, то от первого требуется терапевтическое искусство по истолкованию полученного материала, изложению своих конструкций и объяснению того и другого пациенту в подходящее время и в нужный момент, то есть не ранее того, как тот оказывается готов к восприятию их, но и не позднее того, как у него возникнет столь сильное сопротивление, что пациент прервет анализ и покинет аналитика. Окончательный исход аналитического лечения зависит от количественного отношения, а именно от доли энергии, которую аналитик может мобилизовать в пациенте в пользу выздоровления (уменьшения деструктивных и увеличения конструктивных сил) по сравнению с количеством энергии сил, работающих против аналитика и поддерживающих состояние болезни.

При определении, рассмотрении и оценке психоанализа не следует упускать из виду рекомендации, данные в свое время З. Фрейдом. По его собственным словам, психоанализ возник как терапия. Но он рекомендовал использовать психоанализ не только и не столько в качестве терапии, сколько из-за содержащихся в нем разъяснений и связей. Он имел в виду те разъяснения, которые психоанализ дает о том, что касается человека прежде всего, а именно его сущности. Говоря о связях, З. Фрейд подразумевал те из них, которые психоанализ вскрывает в самых различных областях жизнедеятельности человека и в разнообразных сферах знания, включая философию, социологию, мифологию, религию, литературу, культуру в целом.

Не стоит упускать из виду и то, что З. Фрейд проводил различие между научным и прикладным (используемым в медицине и за ее пределами) психоанализом, неоднократно высказывал опасения по поводу того, что со временем психоанализ может превратиться «в служанку психиатрии», и выступал за «самоценность психоанализа и его независимость от медицинского применения».

Далее речь пойдет о теориях и течениях неофрейдизма, созданных наиболее известными последователями Фрейда, а именно К.Г. Юнгом и А. Адлером. Каждый из них создал свои собственные школы психоанализа, положив в основание теории Фрейда, однако используя их исключительно как базис своих собственных разработок и идей.

Новое на сайте

>

Самое популярное