Домой Заготовки на зиму Самые приподнятые равнины имеют высоту более м. Мощность земной коры под океаном. Почему бы не делать подробными все изображения

Самые приподнятые равнины имеют высоту более м. Мощность земной коры под океаном. Почему бы не делать подробными все изображения

Равнина — одна из основных форм земного рельефа. На физической карте мира равнины обозначены тремя цветами: зеленым, желтым и светло-коричневым. Они занимают около 60% всей поверхности нашей планеты. Самые обширные равнины приурочены к плитам и платформам.

Характеристика равнин

Равнина — это участок суши или дна моря, имеющий небольшое колебание высот (до 200 м) и незначительный уклон (до 5º). Они встречаются на разных высотах, в том числе и на дне океанов.

Отличительная черта равнин — четкая, открытая линия горизонта, прямая или волнистая, в зависимости от рельефа поверхности.

Еще одна особенность — именно равнины являются основными территориями, заселенными людьми.

Природные зоны равнин

Поскольку равнины занимают обширную территорию, на них существуют практически все природные зоны. Например, на Восточно-Европейской равнине представлены тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи и полупустыни. Большую часть Амазонской низменности занимают сельвы, а на равнинах Австралии расположены полупустыни и саванны.

Виды равнин

В географии равнины делят по нескольким признакам.

1. По абсолютной высоте различают:

. низменные . Высота над уровнем моря не превышает отметки в 200м. Яркий пример — Западно-Сибирская равнина.

. Возвышенные — с перепадом высот от 200 до 500 м над уровнем моря. Например, Среднерусская равнина.

. Нагорные равнины , чей уровень измеряется отметками свыше 500 м. Например, Иранское нагорье.

. Впадины высшая точка располагается ниже уровня моря. Пример — Прикаспийская низменность.

Отдельно выделяют подводные равнины, к которым относятся дно котловин, шельфы и абиссальные области.

2. По происхождению равнины бывают:

. Аккумулятивные (морские, речные и материковые) — образовались в результате воздействия рек, отливов и приливов. Поверхность их покрыта наносными отложениями, а в море - морскими, речными и ледниковыми отложениями. Из морских можно привести в пример Западно-Сибирскую низменность, а из речных — Амазонскую. Среди материковых к аккумулятивным равнинам относят краевые низменности, имеющие небольшой уклон к морю.

. Абразионные — образуются в результате воздействия прибоя на сушу. В районах, где господствуют сильные ветры, часты волнения на море, а линия берега образована из слабых горных пород, чаще образуются именно такой тип равнин.

. Структурные — самые сложные по происхождению. На месте таких равнин когда-то высились горы. В результате вулканической деятельности и землетрясений, горы разрушались. Вытекающая из трещин и расколов магма сковывала поверхность суши, словно броня, скрывая все неровности рельефа.

. Озерные — образуются на месте высохших озер. Такие равнины обычно небольшие по площади и часто окаймлены береговыми валами и уступами. Пример озерной равнины - Джаланаш и Кеген на территории Казахстана.

3. По виду рельефа различают равнины:

. плоские или горизонтальные - Великая Китайская и Западно-Сибирская равнины.

. волнистые — формируются под действием водных и водно-ледниковых потоков. Например, Среднерусская возвышенность

. холмистые — в рельефе встречаются отдельные холмы, сопки, овраги. Пример — Восточно-Европейская равнина.

. ступенчатые — формируются под действием внутренних сил Земли. Пример — Среднесибирское плоскогорье

. вогнутые — к ним относят равнины межгорных впадин. Например, Цайдамская котловина.

Выделяют также увалистые и грядовые равнины. Но в природе чаще всего встречается смешанный тип. Например, Прибельская увалисто-волнистая равнина в Башкортостане.

Климат равнин

Климат равнин формируются в зависимости от ее географического месторасположения, близости океана, площади самой равнины, ее протяженности с севера на юг, а также климатического пояса. Свободное перемещение циклонов обеспечивает четкую смену сезонов. Зачастую равнины изобилуют реками и озерами, которые вносят свой вклад в образование климатических условий.

Крупнейшие равнины мира

Равнины распространены на всех материках, за исключением Антарктиды. В Евразии самыми крупными являются Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Восточно-Китайская равнины. В Африке — Восточно-Африканское плоскогорье, В Северной Америке - Миссисипская, Великие, Примексиканская, в Южной Америке - Амазонская низменность (самая крупная в мире, ее площадь составляет свыше 5 млн. кв. км) и Гвианское плоскогорье.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Основное общее образование

Линия УМК В. П. Дронова. География (5-9)

К УМК по географии для 6 класса В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой

Тестовые задания (в формате ЕГЭ) для проверки знаний учащихся по начальному курсу географии, составленные в соответствии с программой для общеобразовательных учебных заведений, и предназначенные для проверки усвоения материала учебника В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой «Землеведение. 6 класс».

Тематические разделы содержат задания разной степени сложности: блоки «А», «В» и «С».

Пособие адресовано учителям – предметникам, а также полезны школьникам для самоконтроля усвоения обязательного стандарта образования по начальному курсу географии при подготовке к зачету, контрольной работе и экзамену. Задания снабжены ключами, что дает читателю возможность проверить себя.

Предисловие

Проверка знаний и умений учащихся является одним из важных элементов учебного процесса. Контроль за результатами обучения должен осуществляться не только со стороны учителя, но и со стороны учащихся. Те и другие должны быть заинтересованы в получении высоких результатов знаний.

Тестовый контроль – одна из форм проверки способностей, умений, знаний обучаемого. Он вырабатывает навыки самостоятельного анализа и помогает учащемуся быстро находить необходимую информацию из большого объема усвоенных знаний.

Данное пособие предназначено для подготовки к Единому государственному экзамену по начальному курсу географии.

В пособии представлены 7 вариантов экзаменационной работы (по количеству разделов учебника В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «Землеведение 6 класс») по подобию проверки знаний и умений в ЕГЭ по географии.

Каждый вариант состоит из заданий блоков «А», «В» и «С»

В них проверяются знания всех разделов обязательного минимума содержания по начальному курсу географии:

  1. Земля во Вселенной.
  2. Географические модели Земли.
  3. Земная кора.
  4. Атмосфера.
  5. Гидросфера.
  6. Биосфера.
  7. Географическая оболочка.

Варианты составлены так, чтобы дать представление о том, какие географические знания из каждой темы начального курса географии проверяются в ЕГЭ (факты, географическая номенклатура, пространственные и причинно – следственные связи).

Задания блока «А» сравнительно простые. К каждому заданию предлагается четыре варианта ответа, из которых только один является верным.

Блок «В» состоит из более сложных заданий, которые требуют дать краткий ответ по теории пройденного раздела.

Задания блока «С» наиболее сложные, требуют развернутого ответа. В основном это задания на определение причинно-следственных связей и умений использования полученных знаний на практике.

Время на выполнение тестовых заданий в формате ЕГЭ по разделам рассчитывается учителем в соответствии с уровнем подготовки учащихся.

Тестовые задания по разделу №1

«Земля во Вселенной». Землеведение, 6 класс

Блок «А»

А1. Выберите правильный ответ: Наука, изучающая поверхность Земли как среду обитания, где возникло и развивается человечество.

1. биология 2. астрономия 3. география 4. геология

А2. Весь существующий мир – это:

1. Вселенная 1. Галактика 3. Млечный Путь 4. Космос

А3. Скорость света равна: (в км/с)

1. 150 млн. 2. 184 тыс. 3. 300 тыс. 4. 400 тыс.

А4. Сколько ярких звезд, используемых для ориентирования, называют навигационными звездами:

1. 22 2. 24 3. 26 4. 28

А5. Пояс астероидов находится между:

1. Землей и Марсом 2. Землей и Венерой

3. Юпитером и Сатурном 4. Марсом и Юпитером

А6. Самый маленький океан Земли:

А7. Найдите ошибку: К планетам – гигантам относятся:

1. Марс 2. Юпитер 3. Сатурн 4. Уран

А8. Больше всего суши на Земле в полушарии:

1. западном 2. южном 3. северном 4. нет правильного ответа

А9. Земля вращается вокруг своей оси с:

1. запада на восток 2. по часовой стрелке 3. востока на запад 4. севера на юг

А10. Земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом (в градусах):

1. 55,6 2. 60, 6 3. 55, 5 4. 66,5

А11. Географическим следствием вращения Земли вокруг своей оси является:

  1. Земля немного приплюснута с полюсов
  2. Происходит смена времен года
  3. Все движущиеся тела на Земле отклоняются вправо
  4. Все движущиеся тела на Земле отклоняются влево

А12. Земля движется по орбите вокруг Солнца со скоростью (в км/с):

1. 20 2. 25 3. 30 4. 35

А13. Возраст Земли (в млрд. лет):

1. 3,8 2. 4,4 3. 4,6 4. 5,0

А14. Всего созвездий в ночном небе:

1. 54 2. 56 3. 78 4. 88

А15. Чтобы узнать, високосный год или нет, надо две последние цифры года разделить без остатка на:

1. 2 2. 3 3. 4 4. 5

А16. Фигура Земли называется:

1. шар 2. эллипс 3. окружность 4. геоид

А17. Длина экватора (в тыс. км):

1. 40 2. 45 3. 20 4. 50

А18. Площадь земной поверхности равна (млн. кв. км):

1. 149 2. 361 3. 510 4. 610

А19. Полярный радиус Земли меньше экваториального радиуса на (км):

1. 21 2. 22 3. 23 4. 24

А20. Древнегреческий ученый, рассчитавший размеры Земли:

1. Пифагор 2. Аристотель 3. Эратосфен 4. Птолемей

Блок «В»

В1 . Расположите планеты Солнечной системы в порядке их удаления от Солнца:

1. Марс 2. Меркурий 3. Юпитер 4. Земля

В2. Определите во сколько раз крупнейший океан Земли больше Африки

В3 . Как в ночном небе найти Полярную звезду?

Блок «С»

С1 . Каковы географические следствия вращения Земли вокруг своей оси?

С2 .Что такое Солнечная система? Какие космические тела входят в ее состав?

Ответы на блок №1

«Земля во Вселенной »

Блок «А»

Блок «В»

В1 . 2 – 4 – 1 – 3

В2 . 180 млн. кв. км: 30 млн. кв.км = 6 Ответ: в 6 раз

В3 . Найти ковш созвездия Большая Медведица. Мысленно соединить 2 крайние звезды ковша и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится в конце ручки ковша созвездия Малая Медведица. Это и есть Полярная звезда.

Блок «С»

С1 . – Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов.

Из- за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном – влево.

Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.

С2 . Солнечная система – это Солнце и движущиеся вокруг него космические тела.

Состав Солнечной системы: планеты, спутники планет (более 60), малые планеты (астероиды), кометы, метеориты, космическая пыль.

Тестовые задания по разделу №2

«Географические модели Земли». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Создатель первого в мире глобуса:

1. Геродот 2. Птолемей 3. Вальдземюллер 4. Бехайм

А2. Азимут измеряется в:

1. километрах 2. часах 3. градусах 4. процентах

А3. Если численный масштаб составляет 1: 5 000 000, то именованный будет:

1. в 1 см 5 км 2. в 1см – 50 км 3. в 1 см – 500 км 4. в 1 см – 5000 км

А4. Чему равен азимут северо-востока?

1. 0 градусов 2. 30 градусов 3. 45 градусов 4. 60 градусов

А5. Угол на местности между направлением на север и на предмет в градусах – это

1. горизонт 2. азимут 3. полюс 4. ориентир

А6. Азимут отсчитывается:

1. от севера по часовой стрелке

2. от севера против часовой стрелки

3. от юга по часовой стрелке

4. от юга против часовой стрелки

А7. Экватор является:

1. самой длинной параллелью

2. самым длинным меридианом

3. самой короткой параллелью

4. самым коротким меридианом

А8. Географическая долгота бывает:

1. западной и южной

2. западной и северной

3. западной и восточной

4. южной и северной

А9. От экватора отсчитывается:

1. западная и восточная долгота

2. северная и южная долгота

3. западная и восточная широта

4. северная и южная широта

А10. Дополните фразу: «К северу от Москвы расположен город…» (выберите ответ):

1. Астрахань 2. Адлер 3. Архангельск 4. Анадырь

А11. Укажите, каким цветом на физической карте показаны горы:

1. темно- зеленым 2. коричневым 3. желтым 4. светло-зеленым

А12. Линии меридианов и параллелей на глобусе и географической карте – это…

1. горизонтали 2. азимут 3. градусная сетка 4. географическая широта

А13. Найдите ошибку:

1. 90 с.ш. 125 в.д. 2. 5 ю.ш. 170 з.д. 3. 17с.ш. 182 з.д 4. 78 ю.ш. 28 в.д.

А14. Чему равен один градус меридиана в километрах:

1. 25 2. 110, 3 3. 111,3 4. 111, 9

А15. Чему равна длина меридиана в градусах:

1. 90 2. 120 3. 180 4. 360

Блок «В»

В1. Прочитайте и выберите правильный ответ.

1. Параллели – это линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно нулевому меридиану.

2. Меридиан – это кратчайшая линия, соединяющая полюсы Земли.

Варианты ответов: (да, да), (нет, нет), (да, нет), (нет, да)

В2 . Выпишите название линии, условно проведенной по земной поверхности параллельно экватору:

Горизонталь, меридиан, параллель, абсолютная высота, географическая широта

В3. Какие океаны пересевает нулевой (Гринвичский) меридиан?

В4 . Какие материки и океаны пересекает экватор?

Блок «С»

С1 . В каких полушариях находятся Евразия, Австралия и Африка?

С2 . Сколько параллелей и меридианов можно провести по земной поверхности?

С3. С помощью каких географических моделей (объемных и плоских) изображают Землю и ее отдельные участки?

Ответы на блок №2

«Географические модели Земли»

Блок «А»

Блок «В»

В1 . нет, да

В2 . параллель.

В3 . Северный Ледовитый и атлантический.

В4 . Материки – Ю. Америку, Африку и острова Евразии;

Океаны – Тихий, Атлантический и Индийский

Блок «С»

С1 . Евразия – во всех четырех; Австралия – в южном и восточном; Африка – во всех четырех.

С2 . 180 параллелей и 360 меридианов

С3 . глобус, карта, план местности, аэрофотоснимок

Тестовые задания по разделу №3

«Земная кора». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Температура ядра Земли (в градусах):

1. 2000 – 3000 2. 3000 – 4000 3. 4000 – 5000 4. 4500 – 5000

А2. Какое утверждение о земной коре верно?

1. Земная кора под материками и океанами имеет одинаковое строение

2. Под океанами мощность земной коры больше, чем под материками

3. Границы литосферных плит совпадают с контурами материков.

4. Литосферные плиты медленно перемещаются по поверхности мантии

А3. Какой по происхождению горной породой является глина?

1. осадочной органической 2. осадочной обломочной

3. метаморфической 4. магматической

А4. Как называется приподнятый участок земной коры между двумя разломами?

1. сброс 2. грабен 3. горст 4. трапп

А5. Какие формы рельефа образовались в результате деятельности древних ледников?

1. овраги 2. дюны 3. речные долины 4. морены

А6. Как называются равнины с абсолютной высотой 0-200 метров?

1. плоскогорье 2. низменность 3. возвышенность 4. нагорье

А7. Крупнейшее плоскогорье мира?

А8. Выходом срединно-океанического хребта на поверхность Мирового океана является остров:

1. Исландия 2. Пасхи 3. Сахалин 4. Мадагаскар

А9. Самый высокий вулкан России:

1. Ключевская Сопка 2. Шивелуч 3. Кроноцкая Сопка 4. Ичинская Сопка

А10. Мощность континентальной земной коры под высокими горами:

1. 35 км 2. 55 км 3. 65 км 4. 75 км

Блок «В»

В1 . Выберите из перечисленного списка основные части дна Мирового океана

1. желоб 2. горы 3. вулканы 4. шельф 5. материковый склон 6. ложе

В2. Определите регион России по краткому описании.

Это полуостровная территория нашей родины. По очертанию напоминает рыбу. Имеет сильно изрезанную береговую линию. Господствуют муссоны. Много действующих вулканов. Есть Долина гейзеров.

В3 . Как подразделяются горы по абсолютной высоте?

Блок «С»

С1 . Почему на Земле такой разнообразный рельеф?

С2 . Объясните причины совпадения районов извержения вулканов и землетрясений.

Ответы на блок №3

«Земная кора»

Блок «А»

Блок «В»

В1. 1, 2,3,6

В2. полуостров Камчатка.

В3 . низкие горы, средневысотные и высокие горы.

Блок «С»

С1. Рельеф разнообразен, потому что на поверхность Земли одновременно воздействуют внутренние и внешние силы. Источник энергии внутренних сил – тепло, образующееся в недрах планеты, а внешних – солнечная энергия

С2. Это края литосферных плит или линии разломов литосферных плит. Здесь происходит смещение слоев земной коры, что и приводит к землетрясениям или вулканизму.

Тестовые задания по разделу №4

«Атмосфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Атмосфера-это оболочка Земли:

1. земная 2. воздушная 3. водная 4. живая

А2. На какой высоте проходит условная граница атмосферы:

1. 100 км 1. 500 км 3. 1000 км 4. 1500 км

А3. На какой высоте находится озоновый экран атмосферы?

1. 20-30 км 2. 30-40 км 3. 40-50 км 4. 50-60 км

А4. В какой части атмосферы расположен озоновый слой?

А5. В каком слое атмосферы температура воздуха растет и у верхней границы близка к 0 градусам по Цельсию?

1. стратосфере 2. тропосфере 3. ионосфере 4. экзосфере

А6. Чему равна высота тропосферы над полюсами Земли?

1. 10-12 км 2. 16-18 км 3. 8-10 км 4. 12-14 км

А7. При подъеме на каждый километр температура воздуха понижается на:

1. 3 о С 2. 4 о С 3. 5 о С 4. 6 о С

А8. Как называется линия, соединяющая точки с одинаковой средней температурой?

1. изобара 2. изотерма 3. изогипса 4. изогиета

А9. Сколько поясов освещенности на планете Земля?

1. 3 2. 4 3. 5 4. 6

А10. Прибор для определения относительной влажности воздуха?

1. гигрометр 2. барометр 3. анемометр 4. психрометр

А11. Чему равен максимальный показатель степени облачности? (в баллах):

1. 8 2. 10 3. 11 4. 12

А12. С какой силой давит столб воздуха на каждый квадратный сантиметр земной поверхности?

1. 1 кг 33 г 2. 1 кг 29 г 3. 2 кг 33 г 4. 3 кг 29 г

А13. При подъеме на каждые 10,5 м давление в тропосфере уменьшается примерно на:

1. 1мм рт. ст. 2. 2 мм рт. ст. 3. 5 мм рт. ст. 4. 10 мм рт. ст.

А14. Сезонные ветры, меняющие свое направление два раза в год – это:

1. бриз 2. пассат 3. муссон 4. северо-восточные ветры

А15. Какой месяц в году самый жаркий?

А16. Чему равна максимальная сила ветра в баллах?

1. 12 2. 10 3. 11 4. 9

Блок «В»

В1. Перечислите основные элементы погоды.

В2 . Какие свойства погоды являются главными?

В3. Какие атмосферные явления наносят наибольший ущерб человеку и его хозяйству?

В4 . От каких причин зависит атмосферное давление?

Блок «С»

С1 . Начертите розу ветров на июнь месяц по следующим показателям:

С – 10 дней, С-В – 3дня, С-З – 2 дня, Ю-В – 4дня, Ю-З – 1 день, Ю – 4 дня, З – 3 дня, В – 3 дня.

С2 . Чему равна среднесуточная температура воздуха и суточная амплитуда колебания температуры по следующим показателям температуры воздуха?

7, -5, -1, +1, +6, +9

С3. Чему равна температура воздуха у поверхности земли, если на высоте 2000 м температура воздуха –10 градусов?

С4. Чему равно атмосферное давление на высоте 1,5 км, если у поверхности земли атмосферное давление 757 мм рт. ст.?

С5 . Чему равна относительная влажность воздуха при температуре +30 градусов, если в воздухе содержится 18 г влаги?

Ответы на блок №4

«Атмосфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1. температура воздуха, влажность, атмосферное давление, облачность, осадки, направление и скорость ветра.

В2 . Главные свойства погоды- это ее разнообразие и изменчивость.

В3 . Засухи, ураганы, грозы, гололед, град, ливневые дожди, туман.

В4 . Атмосферное давление зависит от высоты местности, от температуры воздуха, от характера земной поверхности.

Блок «С»

С1. График построен в масштабе: 1 клетка – 2 дня.

С2. Среднесуточная температура: 1) (-7) + (-5) + (-1) = -13

3) 16 – 13 = +3

4) +3: 6 = +0,5 (градуса)

Суточная амплитуда колебания температуры: 9 – (-7) = 16 (градусов)

Ответ: +0,5 градуса; 16 градусов.

С3. 1. 6 * 2 = 12 (градусов)

2. - 10 – (+12) = +2 Ответ: +2 градуса

С4. 1. 1500: 10 = 150 (мм рт. ст.)

2. 757 – 150 = 607 (мм рт. ст.) Ответ: 607 мм рт.ст.

С5. При температуре +30 градусов в воздухе может содержаться 30 г влаги, а содержится только 18 г. Из этих данных составляем пропорцию:

Х = 18г * 100% : 30г = 60% (относительная влажность воздуха)

Тестовые задания по разделу №5

«Гидросфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Чему равна доля пресной воды на Земле? (в %)

1. 20% 2. 30% 3. 5% 4. 3%

А2. Сколько процентов воды гидросферы находится в Мировом Океане?

1. 96% 2. 80% 3. 55% 4. 75%

А3. Сколько процентов от площади Земли занимает Мировой океан?

1. 90% 2. 80% 3. 71% 4. 75%

А4. Чему равна площадь Мирового океана? (в квадратных километрах)

1. 510 2. 149 3. 361 4. 75

А5. Какой океан Земли самый глубокий?

1. Тихий 2. Индийский 3. Северный Ледовитый 4. Атлантический

А6. Какое море Земли не имеет берегов, его границами служат течения?

1. Коралловое 2. Саргассово 3. Красное 4. Фиджи

А7. Какое море является внутренним морем Мирового океана?

1. Аравийское 2. Белое 3. Охотское 4. Карибское

А8. Какой пролив Мирового океана самый широкий и глубокий?

1. Гибралтарский 2. Лаперуза 3. Беренгов 4. Дрейка

А9. Чему равна средняя соленость вод Мирового океана? (в промилле)

1. 37 2. 35 3. 33 4. 36

А10. Как называется растояние между гребнями волны?

1. высота волны 2. длина волны 3. склон волны 4. подошва волны

А11. Чему равна высота самых высоких приливов в Мировом океане?

1. 18м 2. 19м 3. 20м 4.17м

А12. Как называется самое мощное в Мировом океане течение?

1. Гольфстрим 2. Западных ветров 3. Куросио 4. Калифорнийское

А13. Самая протяженная река в мире:

А14. Какая река в мире имеет самый большой водосборный бассейн?

1. Конго 2. Амазонка 3. Обь 4. Нил

А15. Самый высокий водопад на Земле:

1. Игуасу 2. Виктория 3. Анхель 4. Илья Муромец

А16. Самое большое озеро в мире:

А17. Самое высокогорное озеро в мире

1. Байкал 2. Онежское 3. Каспийское 4. Титикака

А18. Какое озеро из перечисленных является сточным:

1. Байкал 2. Балхаш 3. Мертвое 4. Каспийское

А19. Сколько пресной воды законсервировано в современных ледниках?

1. 75% 2. 70% 3. 65% 4. 96%

А20. Какое происхождение имеет озерная котловина озера Байкал?

1. карстовое 2. ледниковое 3. тектоническое 4. вулканическое

Блок «В»

В1 . Какими бывают подземные воды? Как они образуются?

В2 . Перечислите формы карста?

В3 . На какие группы делятся ледники? Где они встречаются?

В4. Перечислите главные стихийные явления в гидросфере.

Блок «С»

С1. Напиши названия: а) 2 архипелага, б) два внутренних моря, в) любой залив Атлантического океана, г) пролив, соединяющий два моря двух океанов и разъединяющих две страны, расположенные на двух материках.

С2. Почему Гольфстрим теплое течение, а Канарское у берегов Африки – течение холодное, если температура этих течений, практически, одинаковое?

С3. Сколько всего соли можно получить из 1 т воды, взятой в Океане? В Красном море?

Ответы на блок №5

«Гидросфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1 . Подземные воды: грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды образуются на первом водоупорном слое, межпластовые – между двумя водоупорными пластами.

В2. Формы карста: карстовые колодцы, воронки, пещеры, подземные озера и реки, сталактиты и сталагмиты.

В3. Ледники делятся на две группы: покровные и горные. Покровные образуются в Антарктиде, Гренландии, на арктических и антарктических островах. Горные ледники образуются только на вершинах и склонах гор.

В4. Главные стихийные явления гидросферы: наводнения, лавины, селевые потоки.

Блок «С»

С1. а) Японские острова, Канадский Арктический архипелаг (произвольный вариант); б) Белое море, Черное море (произвольный вариант); в) Бискайский залив; г) Беренгов пролив.

С2 . Если окружающая вода холоднее воды в течении – это теплое течение, если окружающая вода теплее, чем вода течения – это течение холодное.

С3. В литре океанской воды растворено в среднем 35 г различных солей. 1 тонна воды – это 1000 л. Следовательно, из 1 т океанической воды можно получить 35 кг соли. Соленость вод Красного моря 42 промилле, т.е. в 1 л воды содержится 42 г соли, значит, из 1 т воды Красного моря можно получить 42 кг соли.

Тестовые задания по разделу №6

«Биосфера». Землеведение, 6 класс.

Блок «А»

А1. Жизнь на планете Земля зародилась в воде около: (в млрд. лет)

1. 4,6 2. 3,5 3. 3,8 4. 4,5

А2. Живая оболочка земли, где существует жизнь, называется:

1. атмосфера 2. гидросфера 3. биосфера 4. литосфера

А3. Чему равно соотношение растений и животных на суше: (в процентном отношении)

1. 92: 8 2. 94: 6 3. 71: 29 4. 75: 25

А4. В какой части Мирового океана больше всего живых организмов:

1. на материковом склоне 2. в шельфе 3. на ложе океана 4. в желобах

А5. Какую часть площади суши занимают леса?

А6. Какую часть общей лесной площади Земли занимают влажные экваториальные леса?

1. третью 2. четвертую 3. пятую 4. шестую

А7. Леса какого климатического пояса Земли включают три лесных подпояса?

1. тропического 2. экваториального 3. арктического 4. умеренного

А8. В какой природной зоне Земли большое разнообразие крупных травоядных животных?

1. пустыни 2. саванны 3. степи 4. леса

А9. Русский ученый, создавший учение о почвоведении?

1. Воейков 2. Алисов 3. Вернадский 4. Докучаев

А10. Как называюся самые плодородные почвы?

1. чернозем 2. подзолистые 3. тудрово- глеевые 4. бурые

А11. На каком материке Земли доля заповедных территорий самая высокая?

1. Африка 2. Евразия 3. Австралия 4. Америка

А12. Русский ученый, создавший учение о биосфере.

1. А.И. Воейков 2. Б.П. Алисов 3. В.И. Вернадский 4. В.В.Докучаев

Блок «В»

В1. Какие леса распространены на территории России?

В2 . В каких климатических поясах Земли на равнинах распростанены степи и саванны, а в каких пустыни?

В3 . Что такое почва?

Блок «С»

С1. Из приведенного списка деревьев выпиши те, которые образуют широколиственные леса: лиственница, дуб, бук, клен, пихта, осина, береза, тополь.

С2 . Запишите не менее семи значений биосферы.

С3. В чем особенности влажных экваториальных лесов?

Ответы на блок №6

«Биосфера»

Блок «А»

Блок «В»

В1. На территории России в умеренном поясе распространены: хвойные (тайга), смешанные и широколиственные леса.

В2. Степи и саванны распространены в субэкваториальном и умеренном поясах; пустыни – в тропическом и умеренном поясах.

В3. Почва- это верхний слой земли, обладающий плодородием.

Блок «С»

С1. В широколиственных лесах преобладают дуб, бук, клен.

С2. Значение биосферы:

  1. сохраняет неизменным состав солей в океане;
  2. обеспечивает человека продуктами питания;
  3. придает разноообразие окружающей среде;
  4. обеспечивает самоочищение водоемов;
  5. поддерживает газовый состав атмосферы;
  6. создает осадочные горные породы и полезные ископаемые;
  7. осуществляет биологическое выветривание горных пород.

С3. Особенности влажных экваториальных лесов: ярусность, вечнозеленые (деревья сбрасывают листву постепенно), легче найти 10 стволов разных видов деревьев, чем 10 стволов одного и того же вида, сосредоточено 75% всей растительности суши, «хранитель» многочисленных видов растений и животных, в лесу влажно и сумрачно, большинство обитателей этих лесов живут в кронах деревьев.

Тестовые задания по разделу №7

«Географическая оболочка». Землеведение, 6 класс.

Блок «А».

А1. Какое утверждение о географической оболочке Земли считается верным:

1. Особая оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, атмосфера, гидросфера и биосфера.

2. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие атмосферы и гидросферы.

3. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие атмосферы и биосферы.

4. Особая оболочка Земли, в которой происходит взаимодействие гидросферы и литосферы.

А2. Как называется этап развития географической оболочки, если идет формирование земной коры и зарождение жизни в океане:

  1. антропогенный
  2. геологический
  3. Биологический
  4. нет правильного ответа

А3. Смена природных зон в горах называется:

1. природный комплекс 2. географическая оболочка

3. высотная поясность 4. широтная зональность.

А4. Примером негативного воздействия на географическую оболочку является:

1. проведение мелиоративных мероприятий

2. добыча полезных ископаемых открытым способом

3. создание лесополос

4. создание замкнутого цикла переработки воды

А5. Природный комплекс «степь» расположен в:

1. северном холодном поясе

2. южном холодном поясе

3. северном умеренном поясе

4. в жарком поясе

Блок «В»

В1. Перечислите основные компоненты природно-хозяйственного территориального комплекса.

В2. Перечислите этапы развития географической оболочки.

В3. В чем уникальность географической оболочки?

Блок «С»

С1. Какие отрицательные последствия может вызвать образование оврага? Укажите не менее двух последствий.

С2. Какими особенностями определяется количество и разнообразие природных зон в горах? Укажите не менее двух причин.

Ответы на блок №7

«Географическая оболочка»

Блок «А»

Блок «В»

В1. Воздух, растения, животные, вода, горные породы, почва, человек и его деятельность

В2. 1 этап – геологический (добиогенный)

2 этап – биологический (биогенный)

3 этап – антропогенный (современный)

В3. Только в ней есть условия для жизни, в ней живет и хозяйствует человек.

Блок «С»

С1. 1. понижение уровня грунтовых вод

2. уменьшение почвенного покрова (уменьшение площади пахотных земель).

С2. Чем выше горы и чем ближе они к экватору , тем больше высотных поясов и они разнообразнее.

1. Отметьте характеристики земной коры красным карандашом, мантии - зелёным, ядра - синим.

2. Подпишите на рисунке 9 внутренние оболочки Земли и укажите, на какой глубине находятся границы между ними.


3. Из чего состоит земная кора? Дополните схему 4.


4. Выберите из списка самые распространённые в земной коре минералы и отметьте их знаком «+»


5. На схеме 5 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


6. Закончите предложения.
Из медленно остывающей на глубине магмы образуются глубинные магматические горные породы.
Из излившейся на земную поверхность лавы образуются излившиеся (вулканические) магматические горные породы.

7. Из списка (каменная соль, мрамор, песок, глина, гранит, известняк, мел, базальт, гипс) выберите:
а) глубинную магматическую горную породу:

гранит;
б) излившуюся (вулканическую) горную породу:
базальт.

8. Как различаются осадочные горные породы по происхождению? Дополните схему 6.


9. Из списка (гнейс, гранит, мрамор, песок, базальт, гипс, торф) выберите:
а) осадочную обломочную горную породу:

песок;
б) осадочную породу химического происхождения:
гипс;
в) осадочную породу органического происхождения:
торф.

10. Подчеркните название самой распространённой в земной коре метаморфической горной породы.

Песок, гравий, базальт, мел, мрамор, гранит, гнейс, уголь, каменная соль, гипс.

11. Заполните таблицу 5, выбрав из списка горные породы соответствующего происхождения: торф, гнейс, гранит, песчаник, уголь, гравий, базальт, щебень, мел, соли, песок, мрамор, известняк, гипс, галька, глина.


12. Как одни горные породы преобразуются в другие? Дополните схему 7.


13. Отметьте характеристики континентальной земной коры красным карандашом, океанической - синим.


14. На рисунке 10 обозначены виды земной коры (цифрами 1-2); слои земной коры обоих видов (цифрами 3-7); толщина земной коры (цифрами 8-10).


Определите и запишите, что обозначено каждой цифрой.
1. Океаническая земная кора.
2. Материковая земная кора.
3. Осадочный слой материковой земной коры.
4. Гранитный слой материковой земной коры.
5. Базальтовый слой материковой земной коры.
6. Базальтовый слой океанической земной коры.
7. Осадочный слой океанической земной коры.
8. Толщина океанической земной коры, составляющая 0,5-12 км.
9. Толщина материковой земной коры, составляющая 35-40 км.
10. Толщина литосферы, составляющая под океанами 50 км, на материках -200 км.
11. Толщина материковой земной коры под горами, составляющая 75 км.

15. Закончите предложение.
Литосфера - твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.

16. Отметьте знаком «+» характеристики литосферы.


17. Закончите предложение.
Литосфера не монолитна, а разбита разломами на отдельные блоки, которые называются литосферными плитами.

18. Пользуясь рисунком 44 учебника, определите, какие семь самых больших литосферных плит Земли изображены на рисунке 11 цифрами 1-7. Обведите красным карандашом границы их раздвижения, а синим - столкновения.


1. Южно-Американская.
2. Африканская.
3. Евроазиатская.
4. Северо-Американская.
5. Тихоокеанская.
6. Индо-Австралийская
7. Антарктическая.

19. Закончите предложение.
Совокупность всех неровностей поверхности суши и дна морей и океанов называется рельефом.

20. Заполните таблицу 6.


21. Отметьте выпуклые формы рельефа красным карандашом, вогнутые - синим.


22. Как формы рельефа разделяют по размерам? Заполните таблицу 7.


23. Рассмотрите рисунок 12.


24. На схеме 8 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


25. На схеме 9 с помощью стрелок установите соответствие между абсолютными высотами и цветами послойной окраски. Раскрасьте рисунок соответствующими цветами.


26. Рассмотрите фрагмент карты на рисунке 13.


а) Закончите предложения.
Показанные на карте линии называются горизонталями. С помощью этих линий изображают рельеф местности.
б) Выпуклая или вогнутая форма рельефа изображена на карте?
Выпуклая.
в) Раскрасьте изображённую форму рельефа, применяя послойную окраску.

27. Заполните таблицу 8, выбрав из списка (материки, равнины суши и дна океанов, овраги, холмы, горные хребты, кочки, балки, межгорные впадины, впадины океанов) формы рельефа, созданные внутренними или внешними силами, действующими на Земле.


28. На какие виды в зависимости от направления разделяют медленные движения земной коры? Дополните схему 10.


29. На рисунке 14, а показано положение полуострова Индостан 70 млн лет назад, на рисунке 14, б - в настоящее время. Остров передвигался к берегам Евразии вместе с литосферной плитой со средней скоростью 9 см в год. Какова длина пройденного Индостаном пути?
Длина пути полуострова Индостан составляет

30. Рассмотрите рисунок 15 (а и б) и закончите предложения.


а) Горы на рисунке 15, а возникают в местах столкновения литосферных плит, а горы на рисунке 15, б - в местах их расхождения.
б) Горы на рисунке 15, а располагаются на суше и состоят из смятых в складки горных пород.
в) Горы на рисунке 15, б располагаются на дне океанов и состоят из магматических горных пород.

31. На плане (рис. 16) изображён рельеф приморской территории. Закрасьте голубым цветом часть местности, которую затопит море, если земная кора опустится на 6 м.


Землетрясения - это быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками.

33. Перечислите виды залегания горных пород, изображённые на рисунке 17.


1. Смятие в складки
2. Сброс
3. Горст
4. Грабен

34. На схеме 11 с помощью стрелок установите соответствие между понятиями и их определениями.


35. Подпишите на рисунке 18 очаг и эпицентр землетрясения.

36. Почему районы часто повторяющихся землетрясений располагаются на Земле поясами?
Эти пояса – зоны столкновения литосферных плит.

37. Подпишите на рисунке 19 названия частей вулкана и вулканических выбросов (веществ).


38. На рисунке 20 представлены два типа извержений вулканов. Опишите их.


а) вулкан трещинного типа.
б) вулкан кратерного типа.

39. Почему горообразование, вулканизм и землетрясения происходят в одних и тех же районах?
Это границы столкновения литосферных плит.

40. Пользуясь текстом учебника и физической картой мира, приведите примеры крупных вулканов:
а) Средиземноморского пояса: Везувий, Этна, Эльбрус, Казбек, Арарат, Стромболи.
б) Тихоокеанского пояса: Ключевская Сопка, Фудзияма, Попокатепетль, Орисаба, Льюльяйльяко, Котопахи, Сан-Педро.

41. Под воздействием каких внутренних и внешних сил формируется рельеф Земли? Заполните таблицу 9.


42. Отметьте характеристики внутренних сил красным карандашом, внешних - синим.


43. Какие виды выветривания вы знаете? Дополните схему 12.


44. Закончите предложения.
Выветривание - это разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды.

45. Как воздействует выветривание на горные породы? Заполните таблицу 10.


46. Выберите правильный вариант ответа.
Сильно вытянутое понижение рельефа, образованное длительной работой реки, называется:
в) долиной;

47. Какова роль внешних сил в формировании рельефа? Заполните таблицу 11.

48. На Восточно-Европейской равнине нет ледников. Но многие возвышенности между параллелями 50 и 55° с. ш. состоят из ледниковых отложений (Валдайская и Смоленско-Московская возвышенности, Северные Увалы). Как они образовались?
В антропогенный период кайнозойской эры по этой территории проходил древний ледник, который и принёс большое количество отложений.

49.Выберите правильный вариант ответа.
Песчаные серповидные холмы, образующиеся в пустынях, называются:
в) барханами.

50. Определите, какие элементы строения горной страны изображены на рисунке 21 цифрами 1-4.


1. Горный хребет.
2. Вершина горы.
3. Межгорная долина.
4. Склон горы.

51.Самые длинные горы суши:
б) Анды;
Самые высокие горы суши:
б) Гималаи.

52.Как различаются горы по абсолютной высоте? Дополните схему 13.


53. На рисунке 22 изображены равнины, имеющие разную абсолютную высоту. Как они называются?


а) низменность;
б) возвышенность;
в) плоскогорье.

54. Выберите правильный вариант ответа.

Самыми крупными по площади низменностями являются:
г) Амазонская и Западно-Сибирская.

55. Выберите правильное утверждение.
б) Равнины занимают 60% площади суши, а горы - 40%.

56. Используя физическую карту мира, определите, какие формы рельефа дна океана обозначены на рисунке 23 цифрами 1-5. Запишите название каждой из них.


1. Северо-Атлантический хребет;
2. Южно-Атлантический хребет;
3 .Восточно-Тихоокеанское поднятие;
4. Западно-Индийский хребет;
5. Австрало-Антарктическое поднятие.

57. Выберите правильный вариант ответа.

Подводные горные цепи с океанической земной корой, образующие единую горную систему протяжённостью более 60 тыс. км, называются:
в) срединно-океаническими хребтами.

58. Отметьте знаком «+» характеристики срединно-океанических хребтов.


59.Выберите правильный вариант ответа.
Ложе океанов занимает от площади их дна около:
б) 50%.

60. Из каких форм рельефа состоит ложе океанов? Дополните схему 14.


61.Определите и запишите, какие формы рельефа дна Мирового океана изображены на рисунке 24 цифрами 1-5.


1. Шельф (материковая отмель).
2. Континентальный (материковый склон).
3. Ложе океана.
4. Срединно-океанический хребет.
5. Глубоководный желоб.

62. Вставьте в предложение вместо каждой цифры одно из слов, приведённых в списке под соответствующим номером, чтобы предложение получилось правильным по смыслу.
1. Короткие, длинные.
2. Узкие, широкие.
3. Поднятия, хребты, впадины.
4. 60 м, 600 м, 6000 м.
5. Раздвижения, столкновения.
Глубоководные желоба - это длинные и узкие океанические впадины с глубиной более 6000м, располагающиеся на границах столкновения литосферных плит.

63. Выберите правильный вариант ответа.
Самый глубокий желоб Земли:
в) Марианский.

64. Почему 80% населения Земли живёт на равнинах (до высоты 500 м) и только 1% - в горах на высоте более 2000 м?

На равнинах проще строить здания и дороги, вести сельское хозяйство.

65. Какие грозные природные явления, связанные с земной корой, происходят в горах?
Землетрясения и извержения вулканов, обвалы, оползни, грязекаменные потоки (сели).

66. Какой хозяйственной деятельностью занимается человек в горах? Как она меняется в зависимости от высоты гор? Опишите эту деятельность на схеме 15.


67. Какими способами добывают полезные ископаемые? Дополните схему 16.


68. Каково воздействие хозяйственной деятельности человека на земную кору? Заполните таблицу 12.

Вопрос 1. Как обозначаются неровности земной поверхности на географической карте?

Для обозначения абсолютных высот на планах и картах используют горизонтали - условные линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой. Направление снижения склона показывают короткими черточками - бергштрихами. Абсолютные высоты вершин холмов или гор показываются на планах и картах цифрой с точкой. На физических географических картах для большей наглядности для обозначения высот и глубин применяют окраски интервалов между горизонталями. Для высот суши используют оттенки зеленого, желтого и коричневого цветов, для глубин океана - оттенки синего. Цвета, которыми обозначены глубины и высоты, размещают рядом с рамкой карты и называют шкала высот и глубин.

Вопрос 2. Что такое абсолютная высота?

Абсолютная высота - высота любой точки земной поверхности над уровнем океана.

Вопрос 3. Какие силы участвуют в процессах формирования неровностей земной поверхности?

На образование и развитие форм рельефа активно воздействуют две группы сил: одна - это внутренние силы Земли, основная причина возникновения которых обусловлена глубинными процессами нашей планеты, другая - внешние силы, возникающие под воздействием тепловой энергии Солнца.

Вопрос 4. Все ли неровности земной поверхности являются формами рельефа?

Да. Формы рельефа - конкретные неровности земной поверхности, представляющие собой поверхность, облегающую трёхмерное объёмное тело и состоящие из элементов рельефа или более простых форм рельефа. Формы рельефа могут быть простыми и сложными, положительными и отрицательными, открытыми и замкнутыми.

Вопрос 5. Что такое рельеф?

Рельеф - это все неровности земной поверхности, имеющие разные размеры, форму, происхождение и формирующиеся в результате одновременного действия внутренних и внешних сил. Неровности земной поверхности называются формами рельефа.

Вопрос 6. Дайте определения следующим понятиям: горы, равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье.

Горы - это высоко приподнятые формы рельефа, в пределах которых наблюдаются значительные перепады высот. Равнинами называют обширные участки поверхности Земли с небольшими перепадами высот (менее 200 м), то есть равные. Они могут отличаться по характеру поверхности, то есть быть плоскими и холмистыми. Самые низкие равнины называются низменностями. Более высокие равнины называются возвышенностями. Их высота над уровнем моря составляет от 200 до 500 м. Самые приподнятые равнины называются плоскогорьями.

Вопрос 7. Какие горы являются самыми высокими на Земле?

Самыми высокими горами на планете являются Гималаи, расположенные севернее полуострова Индостан. В этом огромном горном хребте 13 вершин имеют высоту более 8 км.

Вопрос 8. Что такое срединно-океанические хребты?

Срединно-океанические хребты – огромные и очень сложно устроенные горные хребты, тянущиеся на десятки тысяч километров.

Вопрос 9. Как влияют внутренние и внешние силы на формирование рельефа нашей планеты?

Внутренние и внешние силы медленно, но постоянно преобразуют рельеф планеты. Благодаря им образуются горы, равнины, низменности, возвышенности, плоскогорья.

Вопрос 10. Чем горы отличаются от равнин?

Горы – это огромные, сильно пересеченные участки земной поверхности, которые приподняты над прилегающей местностью. Равнины – это огромные, достаточно ровные участки земной поверхности, для которых характерно незначительное колебание относительных высот.

Вопрос 11. Почему рельеф дна океана отличается от рельефа поверхности суши?

Потому что дно океана меньше подвержено воздействию внешних сил, на его рельеф влияют в основном только глубинные силы.

Вопрос 12. Чем срединно-океанический хребет отличается от гор суши?

В горных хребтах суши нет рифтовых долин, как в океанических, так как они образовались главным образом в результате столкновения плит, а не их раздвижения. При таком столкновении осадочные слои сжимаются и в виде огромных складок выпучиваются вверх или прогибаются вниз, образуя горы и долины. По этой же причине горные хребты суши не рассечены трансформными разломами, как хребты океанические.

Вопрос 13. Используя физическую карту мира, выпишите названия форм рельефа, заполнив предложенную таблицу.

Новое на сайте

>

Самое популярное