Домой Овощи Интересные факты о космосе для детей. Детям о космосе и космонавтах

Интересные факты о космосе для детей. Детям о космосе и космонавтах

Юлия Мазнина

Космическая тема начинает интересовать многих детей уже в возрасте 3-х лет. Рано? Думаю, что нет. Люди, еще древние, впервые задумались о том, что находится за пределами того, что мы можем достать рукой, и куда мы можем добраться своими ногами, когда распрямились и подняли взгляд вверх — к Солнцу, Луне и звездам. Шутка, но ведь даже волк воет на Луну. Понимание нашего места во Вселенной необходимо для гармоничного развития ребенка также как и знание того, откуда берется товар на полках магазина, чтобы потом не увидеть недоумение в глазах ребенка, который вдруг узнал, что чеснок в земле растет, а не на дереве, ведь в магазине он продается таким чистым. Поэтому рассказывать о космосе детям можно и нужно. Но как сделать так, чтобы это было малышу интересно малышу сейчас, и чтобы ему эта тема была интересна в будущем? Поделимся с вами идеями, которые легли в основу проекта Клуба Увлеченных Мам . Оно, и правда, получилось большим и насыщенным, но обо всем по порядку.

Как рассказывать о космосе?

  1. всевозможные игры: подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  2. красочные картинки с небольшими мамиными пояснениями;
  3. наглядные эксперименты.

С картинками все понятно — их в сети Интернет пруд пруди. И видео есть, и даже онлайн-трансляции с Международной космической станции и не только с нее. Но картинки на экране монитора и просмотренное видео, это не прожитая, не пропущенная ребенком информация. Скорее всего, по истечении какого-то времени она просто улетучится из головы. А сделанная поделка останется, и останутся эмоции и воспоминания о том, как они с мамой играли.

В космос можно играть? Очень даже можно!

И можно ставить космические эксперименты, не выходя из своей квартиры? Можно! Все то большое космическое пространство, которое нас окружает, с его сложными и до конца еще не выясненными законами мы стараемся нет не объяснить, а показать малышам через наблюдение, ощущение, движение. Поэтому проект и получился «научно-познавательным».

А теоретические пояснения, которые даны в сценариях, даны не для детей, а для взрослых, чтобы они

  1. более осознанно играли;
  2. могли ответить на вопросы малыша, которые, поверьте, обязательно будут.

Если вы отлично ориентируетесь в теме космоса, теорию можно пропускать и просто играть, ориентируясь на прилагаемый к каждому сценарию «Маршрут путешествия».

А закрепить полученные за время игры знания и немного посмеяться, можно, отвечая на вопросы космической викторины, которые также прилагаются к каждому сценарию.

Конечно, вы можете облечь проект или какие-то его части в сказку. Если вы не успели и не захотели что-то проиграть, но рассказать малышу об этом все-таки хочется, можно придумать небольшую сказку или историю из жизни одного мальчика. которого зовут так же, как и вашего малыша. Мы так делаем с младшим сыном: ему недавно исполнилось 4 года, интерес к космосу у него периодически возникает, но надолго не задерживается. Поэтому обычно я ему сначала рассказываю сказку о космических приключениях мальчика Пети (есть у нас кукла с таким именем), а потом мы играем в приключения это самого мальчика Пети.

Оживить можно не только Всезнайку, с которым малыш путешествует по космосу, но и те объекты и предметы, которые он там встречает. Солнце и планеты Солнечной системы, астероиды и кометы, созвездия и галактики могут рассказывать сами о себе, а луноход, марсоход, космический зонд могут передавать сообщения в реальном времени.


Большое путешествие в космос: День 10. Ледяные гиганты: Уран, Нептун. Карликовые планеты. Пояс Койпера

Поэтому, приложив немного фантазии, и вы обязательно найдете способ, как рассказать малышу о космосе так, чтобы ему было захватывающе интересно.

С чего начать и о чем рассказывать

Знакомство со Вселенной

Четырехлетний малыш уже наверняка не раз слышал слова космос и Вселенная. Поэтому мы предлагаем начать с объяснения, что такое Вселенная, и составления космического адреса нашей планеты в этой самой Вселенной.


Земля как планета Солнечной системы

После того, как познакомились со Вселенной в целом, стоит обратить внимание на ту планету, где мы с вами живем.

Начать можно с рассказа о том, что раньше люди представляли Землю, совсем не так, как мы сейчас.

Потом можно внимательнее посмотреть на нашу планету из космоса:

  • выяснить, что она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца,
  • и узнать, что из этого следует;
  • выяснить, что особенного у полярных областей;
  • и наконец, разобраться, а действительно ли Земля круглая.

А потом заглянуть и внутрь Земли, чтобы не осталось тайн и загадок. Или почти не осталось…

Как люди покоряли космос

После того, как малыш так много узнал о той планете, на которой живет он сам, живут его мама, папа, друзья и вообще все люди, закономерно рассказать малышу о том, как люди покоряли космос:

  • рассказать о том, кто придумал ракету, которая может улететь в космос,
  • кто построил первую такую ракету,
  • и почему она может летать там, где не могут летать самолеты, вертолеты, воздушные шары и дирижабли;
  • рассказать, почему ракету называют ракетоносителем, и что она «носит»;

  • рассказать о том, что такое спутник,
  • и по какой траектории он движется;
  • рассказать, кто побывал в космосе до человека,
  • о том, как прошел первый полет человека в околоземном пространстве,
  • и когда состоялся первый выход в открытый космос,
  • рассказать о том, зачем построили МКС,
  • и чем на ней космонавты сейчас занимаются.

Вы можете просто рассказать малышу об этом или проиграть с ним каждую веху в освоении космоса, так как сделали это участники первого онлайн-потока :

Играем в космонавтов

Конечно же, малышу захочется почувствовать себя настоящим космонавтом. Постройте космодром и соберите ракету.

Организуйте тренировки будущих космонавтов, а затем примите в космонавты самых лучших с произнесением клятвы и прослушиванием гимна космонавтов, придумайте позывной и не забудьте соблюсти все традиции перед полетом.

А еще малыш-космонавт может провести целый день на международной космической станции.

Полет на Луну

Когда малыш станет уже опытным космонавтом, можно расширять горизонты и отправляться дальше — покорять Луну. Сначала запустить луноход, а потом и самим на нее слетать, чтобы оставить там следы, которые будут там и через миллионы лет, полюбоваться на кратеры, собрать пробы лунного грунта, покататься на лунном автомобиле и найти флаги прошлых экспедиций.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Знакомимся с Солнцем поближе

Луну освоили? Самое время познакомиться поближе с Солнцем — единственной звездой нашей планетной системы:

  • разобраться, почему оно светит,
  • почему на нем возникают солнечные пятна, вспышки и протуберанцы;
  • узнать, что такое солнечный ветер,
  • и какое отношение солнце имеет к полярным сияниям;
  • выяснить, потухнет ли оно когда-нибудь.

Путешествия по планетам Солнечной системы

И, конечно же, нужно побывать на планетах Солнечной системы, чтобы поискать там жизнь и убедиться, что таких благоприятных условий для жизни, как на Земле нет больше ни на одной планете Солнечной системы: где-то невыносимая жара, а где-то леденящий холод, одна планета вращается слишком быстро, другая — слишком медленно, поверхность одной — высушенная солнцем и ветрами пустыня, поверхность другой — кипящая жидкость, закрытая толстым слоем не пригодной для дыхания атмосферы. Все планеты нашей Солнечной системы разные, и все — очень интересные.


Исследуем Марс
Изучаем Венеру
Исследуем газовые гиганты: Юпитер и Сатурн
Изучаем ледяные гиганты: Уран и Нептун

Астероиды, кометы и улетающие к границам Солнечной системы космические зонды

Путешествуя к Юпитеру, вы обязательно придется преодолеть пояс астероидов. Ученые до сих пор точно не знают, как он образовался: осколки ли это каменной планеты Фаэтон, которая когда-то вращалась вокруг Солнца между Марсом и Юпитером, или остатки того вещества, из которого когда-то сформировался Юпитер и другие планеты Солнечной системы.

А еще вам может повезти, и вы встретите комету, движущуюся к Солнцу и все более распушающую свой хвост. А если последуете за ней, двигаясь от Солнца, то можете попасть туда, где она родилась, — в облако Оорта (сферу из твердых и ледяных тел разного размера, окружающую нашу Солнечную систему).

А вы знали, что в ядрах комет не раз находили органические молекулы? Поэтому астрономы порой говорят, что кометы разносят жизнь по Вселенной. И хотя в пределах Солнечной системы, кроме как на планете Земля, жизни ученые пока не нашли, они предполагают, что где-то в глубинах космоса она может быть. Почему бы не отправить туда послание подобно пластинкам на борту космических аппаратов «Вояджер» и «Пионер», которые покинули Солнечную систему и движутся в межзвездном пространстве один в направлении созвездия Жирафа, а другой — в направлении созвездия Щит. Вечные космические странники, отправленные с Земли. Кто знает, увидит ли кто-то эти послания…

За границами Солнечной системы: скопления звезд и созвездия, галактики, туманности, черные дыры и один очень интересный способ путешествия сквозь пространство и время

Вдоволь попутешествовав по просторам Солнечной системы, конечно же, захочется отправиться дальше, чтобы

  • посмотреть, как устроена наша галактика Млечный путь, и какие еще бывают галактики;
  • узнать, почему мы видим звездное небо так как видим, и сколько звезд на небе;
  • разобраться, зачем звезды объединяют в созвездия, почему их так назвали и что такое зодиак;
  • полюбоваться на скопления звезд и туманности;
  • увидеть, как рождается сверхновая звезда, узнать, какие виды звезд бывают, сколько они живут и как умирают;
  • понять, как образуются черные дыры, и испугаться при мысли о том, что в центре галактики может быть черная дыра;
  • самим догадаться, как масса искривляет пространство, и как можно быстро путешествовать через пространство и время.

Увлекательно, правда?

И, конечно же, путешествовать по странам ли или по безбрежным просторам космоса лучше в компании, поэтому мы вновь приглашаем Вас на онлайн курс «Большое космическое путешествие» с обратной связью ведущих и, конечно же, конкурсом среди участниц! Мы стартуем 10 апреля. Осталось совсем немного времени! Спешите успеть!

Какими источниками пользоваться, рассказывая о космосе

Медиа-ресурсы

У космических путешествий с малышом есть одна особенность: по большей части вы не сможете увидеть то, о чем рассказываете. Конечно, в телескоп вы сможете рассмотреть Луну и даже найти на ней те самые горы, озера, моря, заливы, кратеры, которые красивыми именами обозначены на лунной карте, в определенное время вам может посчастливиться увидеть на небосклоне Венеру, Марс или даже Юпитер с Сатурном, если у вас мощный телескоп местоположение подходящее. Эксперименты, игры и творческие работы дадут представление о том, как выглядят космические объекты, как они устроены, что с ними происходит в глубинах космоса. Но глазу-то все равно хочется настоящих картинок или живых фотографий.

В сети Интернет сейчас огромное количество информации, посвященной космосу: начиная от развивающих мультфильмов для детей и заканчивая фотографиями туманностей и далеких галактик, сделанных космическим телескопом Хаббл, и онлайн-трансляциями с Международной космической станции.

Печатные материалы

В сети Интернет вы также найдете множество раскрасок и печатных материалов на космическую тему. Они позволят разнообразить ваши космические будни с малышом, и заодно потренируют руку малыша, разовьют математические навыки, логику и мышление.

Путешествуя в сети в Интернет в поисках печатных материалов не забывайте и о иноязычных ресурсах. Ключевые слова для поиска на англоязычных сайтах: «space printables».

Музыка

И конечно же путешествовать лучше с музыкой. Именно детских космических музыкальных произведений немного, то так как космос — это тема для любого возраста, и многие взрослые композиции детям очень нравятся. Скачать подборку ссылок на музыкальные произведения на космическую тему можно .

Книги

Даже в наш век цифровых технологий, яркие картинки с экрана ноутбука или планшета, не могут заменить настоящей книги, которую можно читать сидя у мамы на коленях или листать одному, разглядывая картинки. Игры, эксперименты, творческие работы и книги отлично дополнят друг друга. Книг на космическую тему сейчас тоже очень много. Они рассчитаны на самый разный возраст: для малышей, для дошкольников, для младших школьников, для подростков. Есть космические сказки (Е. Левитан), есть энциклопедии, есть художественные книги для детей постарше. Какие-то книги переводные, какие-то написаны нашими авторами. В одной книге больше про одно, зато совсем нет информации про другое.

Среди такого изобилия книг на космическую тему очень трудно советовать что-то конкретное. При выборе книг о космосе, особенно энциклопедий, мы советуем вам ее пролистать и обратить внимание на то, вся ли нужная информация в ней есть. Особенно это касается переводных книг, так как в них зачастую почти совсем нет информации о том, как осваивали космос в СССР. Но согласитесь, в нашей с вами бывшей стране сделано было очень даже не мало.

Вместо заключения

И еще пара слов о проекте «Большое космическое путешествие». Ваши дети задают вам вопросы о космосе? Вы сразу можете на них ответить? Я — нет. Конечно же, можно взять энциклопедию о космосе и прочитать ответ в ней. С старшим сыном, у которого зрительный и слуховой каналы восприятия ведущие, это срабатывало. А вот с младшим сыном-кинестетиком это уже не работает. Пока я достану книгу с полки, он уже переключится на что-то другое. Поэтому я или сразу рисую то, о чем он спрашивает, на бумаге, или беру его за руку и веду делать пару экспериментов из «Большого космического путешествия». Как показал прошедший год, на очень многие вопросы детей там можно найти не только ответ, но и эксперимент, наблюдение и творческую работу в придачу.

А какие вопросы о космосе дети задают вам? Поделитесь в комментариях! А мы расскажем, как с помощью можно на них ответить!

Черный бархат неба

Звездами расшит.

Светлая дорожка

По небу бежит.

(Р. Алдонина)

Звездное небо видел каждый. Огромное количество звезд, которое, на первый взгляд, невозможно сосчитать, Луна, непонятные туманности. Звездное небо притягивает и завораживает.

Чего только нет на небе – туманности, звезды, созвездия, планеты, галактики. Еще в далекие времена, наблюдая за ночным небом, люди заметили, что звезды располагаются в определенном порядке, а не хаотично, их можно объединить в созвездия.

Наиболее древние названия у созвездий, которые образуют так называемый зодиак. С греческого «зодиак» переводится как «круг животных». По созвездиям зодиака Солнце совершает свой годовой путь, проходя каждое из них примерно за месяц, поэтому созвездий ровно двенадцать. Имена зодиакальным созвездиям дали древние греки: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей.

Самое известное созвездие – Большая Медведица. Но оно похоже не на медведицу, а на ковш с длинной ручкой. Древние греки рассказывали миф о том, как бог Зевс влюбился в нимфу Каллисто, а его ревнивая жена Гера превратила девушку в медведицу. Зевс поместил ее на небо в виде созвездия.

На Руси это созвездие называли Возом, Кастрюлей и Ковшом, а украинцы – Телегой.

Рядом с Большой Медведицей находится созвездие Малой Медведицы, которое тоже похоже на ковш, только поменьше. На самом конце ручки «ковша» сверкает Полярная звезда.

На севере звезда видна,

И называется она

Полярною звездой.

Она надежный друг людей,

И две Медведицы при ней

Среди космических огней

Всё ходят чередой.

(В. Лепилов)

Млечный Путь – полоса, кольцом охватывающая небо. Древние эскимосы считали ее заснеженной дорогой, кочевники Востока – путем, усеянным соломой, а греки – дорогой богов. На самом деле Млечный Путь – это миллионы звезд, которые составляют нашу галактику. Само слово «галактика» по-гречески и обозначает «молочный». Астроном Уильям Гершель доказал, что Млечный Путь – это скопления звезд.

Голубая простыня весь свет покрывает.

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка,

Сядь на пенек, погуляй весь денек.

Солнце – это ближайшая к Земле звезда, но до нее все равно так далеко, что даже свет, движущийся со скоростью 300 тысяч километров в секунду, идет к нам от Солнца 8 минут. От Земли до Солнца – 150 миллионов километров.

Без Солнца не было бы и жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем: это смена дня и ночи, наступление зимы или лета.

Люди начали исследовать Солнце более двух тысяч лет назад. Китайцы первыми обнаружили странные темные пятна на поверхности светила. Выражение «и на Солнце есть пятна» стало поговоркой, обозначающей, что в мире нет ничего идеального.

Наблюдать Солнце в телескоп небезопасно – можно ослепнуть от яркого света. Чтобы ослабить сияние Солнца, астрономы применяли специальные темные стекла-фильтры. Астрономы заметили, что если пропустить солнечный луч сквозь призму, он разложится на семь цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Это может показаться удивительным, но видимый нами белый свет состоит именно из сочетания этих цветов.

С помощью прибора-спектрографа ученые определили температуру и давление внутри Солнца, а также химические элементы, которые входят в его состав. Солнце состоит из раскаленных газов. Его поверхность нагрета до 6000 градусов. Температура в недрах Солнца достигает 15 миллионов градусов.

Что такое звезды?

Если спросят вас -

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

И еще добавьте,

Что притом всегда

Ядерный реактор -

Каждая звезда!

(Р. Алдонина)

На поверхности Солнца часто происходят вспышки и взрывы, появляются факелы-протуберанцы.

Луна, вращаясь вокруг нашей планеты, иногда оказывается точно между Землей и Солнцем. Тогда происходит солнечное затмение. Во время полного затмения становится видна солнечная корона и большие протуберанцы.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звезд.

– Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

Несясь на диких скоростях,

Была у Солнца я в гостях.

Я Землю видела вдали

И новых спутников Земли.

Я уносилась от Земли,

За мной летели корабли!

(Г. Сапгир)

Кометы считаются самыми загадочными объектами во Вселенной. Хвостатые звезды, которые внезапно появлялись в ночном небе, пугали древних людей. Кометы считались вестниками несчастий. Когда очередная комета приближалась к Солнцу, ждали самых невероятных бедствий, эпидемий и кровопролитных войн.

Астрономы выяснили, что кометы – обычные небесные тела, огромные каменные глыбы, покрытые толстым слоем льда. Чем ближе комета к Солнцу, тем выше поднимается температура, и лед начинает испарятся – за кометой вырастает огромный хвост, который тянется на миллионы километров.

Самая известная комета Галлея, которая возвращается к Солнцу каждые 76 лет. Последний раз она сияла на земном небе в 1986 году. Это посещение было уже тридцатым на памяти человечества. Сообщения о комете Галлея теряются в глубине веков. Иногда она так близко подходила к Земле, что была видна даже днем, наводя ужас и смятение.

Когда в 1910 году наша планета должна была пройти через хвост кометы Галлея, многих жителей Земли охватила паника. Срочно строились убежища – люди думали, что в хвосте содержатся ядовитые вещества, которые отравят все живое. Но ученые уже тогда знали, что хвост кометы – всего лишь сильно разреженный газ, через него можно даже наблюдать звезды, и частички этого газа никак не могут пробиться сквозь плотную атмосферу Земли.

Современные астрономы изучают кометы с помощью автоматических зондов. Впервые космические корабли отправились к комете Галлея в 1986 году. Приблизившись к комете, они передали на Землю ее снимки.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Методическая разработка занятия для детей шести лет по теме "Космос"

Космос – это интересно!

Дулина Наталья Александровна, заместитель директора, методист МКУ ДО – ДДТ «Мастер», Новосибирская область, Новосибирский район, р.п.Краснообск.
Описание: методическая разработка занятия по теме «Космос» для детей шести лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования и воспитателей дошкольных учреждений.
Занятие в игровой форме направлено на расширение представления детей о многообразии окружающего мира, космическом пространстве, об освоении космоса людьми.
Цель: расширение знания детей о космосе, о полёте первого космонавта Ю.А.Гагарина.
Задачи:
- закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.Гагарине;
- воспитывать чувство гордости за великие достижения своей страны;
- воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать в группах;
- развивать мышление, восприятие, память;
- расширять словарный запас детей.
Оборудование: мультимедиа презентация, экран, проектор, ноутбук, записи музыкальных композиций по теме «Космос», раздаточный материал (картинка-мозаика, картинки предметов по теме «Космос»).
Словарная работа: космонавт, ракета, спутник, созвездие, комета, скафандр, герметизация, невесомость, луноход, телескоп, Солнечная система.
Предшествующая работа: разучивание стихов о космосе, знакомство с планетами Солнечной системы, чтение отрывков из книг В.Синицына «Первый космонавт», В. Горького, Ю. Авдеева «Космическая азбука».
Методы, приемы: игровой, наглядный, практический, словесный, художественное слово.
Дети садятся за столы по группам. Можно придумать названия: ракета, звезда, космонавты и т.д.
Ход занятия
На экран проецируется картинка с названием занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что 12 апреля 1961 года произошло событие, которое открыло людям дорогу в космос. С тех пор отмечается праздник. Какой? (ответы детей).
Верно, 12 апреля отмечают Всемирный день авиации и космонавтики. (Слайд№2)


Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, побывать в космических далях. (Слайд №3)


Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. Это случилось 19 августа 1960 года. Они благополучно вернулись на землю. (Слайд №4)


Сегодня мы не удивляемся, что с земли стартуют космические корабли, в далеком космосе происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и работают космонавты, проводят разные опыты, выходят в открытый космос.
А 55 лет назад 12 апреля 1961 года впервые с космодрома Байконур в небо поднялся космический корабль «Восток» с человеком на борту.
Ребята, а кто был первым космонавтом, покорившим космос?
(ответы детей - Ю.А.Гагарин) (Слайд №5)


Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут и успешно совершил посадку.
Полёт Ю. Гагарина начался с его знаменитой фразы: «Поехали!» (Слайд №6)


Ребенок читает стихотворение
В. Степанов
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звездам смог.
Поет об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.

Ведущий: Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу Землю, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Рассказ ведущего, сопровождаемый слайдами (Слайд №7 -13)
В необъятных просторах Вселенной вращается наша Земля.

Она – одна из планет Солнечной системы.


Солнечная система – это объединение планет и их спутников – вращающихся вокруг самой яркой звезды – Солнца. Планет всего девять, все они разные.
Наша планета Земля – это огромный каменный шар, большая часть его поверхности покрыта водой.


Землю окружают слои воздуха, которые называются атмосферой.


Наша планеты находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.


С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.


На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.

Мечта человека побывать в космосе сбылась благодаря советским ученым во главе с Королевым Сергеем Павловичем. (Слайд №14)


Он создал космический корабль, который смог подняться в малоизвестный и загадочный космос. Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
(Ведущий надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами.А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх).
Ведущий: Это происходит потому, что воздух выходит из шара. Когда воздух закончится, шарик упадет. Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух.
Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем. Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.
Если в первой ступени заканчивается топливо - она отпадает, и тут же включается двигатель второй ступени и мчит ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса долетает только третья ступень - самая маленькая и легкая.
Когда ракета поднимается на нужную высоту и отделяется последняя её ступень, космический корабль летит уже самостоятельно. Он становится искусственным спутником Земли. (Слайд №15-16)

Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (ответы детей)
Ведущий: Космонавту нужен скафандр даже тогда, когда он находится в космическом корабле. Перед полетом все тщательно проверяется. (Слайд №17)


Если вдруг произойдет разгерметизация на корабле или в него попадет метеорит, космонавту будет нечем дышать. А в скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля.
На слайде рассматриваем скафандр. (Слайд №17)
Ведущий: Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (ответы детей)
Космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое: ведь во время взлета и приземления он испытывает сильнейшие перегрузки.
Мы хотим быть здоровыми, как космонавты? Значит, будем делать космическую зарядку.
(Под ритмичную музыку)
Мы в ракету сели смело,
(сели на корточки)
Шлем на голову надели.
(сомкнули руки над головой)
Пуск! И в космос мы летим!
(встали, тянемся вверх)
В невесомости парим.
(руки в стороны, круговые движения тела)
Путь наметили к планете.
(вытянули руки вперед)
Помахали вслед комете.
(машем руками над головой)
Посмотрели в телескоп.
(сделали бинокль из кулачков и посмотрели в него)
Надавили кнопку стоп.
(хлопнули в ладоши)
Развернули мы ракету!
(повернуться в другую сторону)
И продолжили полет.
(руки в стороны, покачиваемся)
Космос нас с собой зовет!
(помахали руками).
Ведущий: Молодцы!
Ребенок читает стихотворение (Слайд №20)

Как космос велик и прекрасен,
Как много загадок таит,
Но только умеющий думать
Любые загадки решит.
Ведущий:
Ребята, сейчас я вам загадаю космические загадки (Слайд №21-28)
(за правильные ответы команды получают картинки с изображением предметов космоса).
Он черен, как ночь,
И звезд там не счесть.
Планет и созвездий
В нем множество есть.
Что же это за место,
Возникает вопрос.
И каждый ответит:
«Ведь это же… (космос) »


Он космос покоряет,
Ракетой управляет.
Отважный, смелый астронавт
Зовется просто… (космонавт)


Он вокруг Земли плывет
И сигналы подает.
Это вечный путник
Под названием... (спутник)


С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела.
Летит к другим планетам
Стремительно… (ракета)


Когда ты в космосе мой друг,
Творятся чудеса вокруг.
Паришь ты - вот так новость,
Ведь это… (невесомость)


Бродит одиноко огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает… (солнце)


Спутница Земли, планета.
Круглолика и бледна.
Ярко светит нежным светом
С неба тёмного... (луна)


Что за чудная машина
Смело по луне идет?
Все ее узнали, дети?
Ну, конечно, ... (луноход)


Ведущий: Кто знает, что такое луноход? (ответы детей)
Для изучения поверхности Луны наши ученые придумали специальный аппарат, назвали его луноход. (Слайд №29)


Луноход – это машина. У нее 8 колес, чтобы можно было переезжать через кочки, ямки и камни. Управляли луноходом с Земли через мощные антенны с помощью пульта. Так же, как сейчас управляют машинками на радиоуправлении. Сверху у лунохода была большая крышка, которую открывали днем, когда Луна освещалась Солнцем. На этой крышке располагалась солнечная батарея. Эта батарея питала всю аппаратуру на луноходе.
На луноходе было 2 фотоаппарата, с помощью которых он фотографировал поверхность Луны, было сделано 25 000 фотографий!
Для чего нужен луноход? (ответы детей)
Ведущий: Правильно, луноход нужен для изучения поверхности Луны
Он изучал состав ее почвы, искал место для посадки космических ракет, делал фотографии лунных пейзажей. Он проехал более 10 км по Луне. Потом его внутренние батарейки сели, и связь с ним прекратилась.

Задание: Сложите картинку-мозаику «Луноход» (Слайд №30)


Каждая команда складывает картинку. Звучит музыка из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Ведущий: Ребята, скажите, а как, находясь на земле, можно изучать космос?
(ответы детей).
При помощи телескопа. Что можно увидеть в телескоп? (ответы детей) .
Созвездия, кометы, луну, планеты. (Слайд №31)


Давайте вспомним названия планет Солнечной системы. (Слайд №32)


Ребенок читает стихотворение
А. Хайт
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идет по счету,
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, какая планета самая горячая и почему? (Меркурий, потому что эта планета ближе всего находится к Солнцу). (Слайд №33)


Мы живем на Земле и называемся - земляне. Скажите, а если бы мы жили на Меркурии, как нас называли бы? (Ответы детей) .
А если бы – на самой дальней от Солнца планете – Плутоне? (Ответы детей) . (Слайд №34)


Игра «Найди лишнее» (Слайд №35-36)
На слайдах представлены картинки. Задача детей найти картинку, которая не относится к теме «Космос» и назвать предметы, соответствующие тематике.
На первом слайде представлены: планета,


ракета,


скафандр,


спутник,


книга.


На втором слайде - шлем танкиста,


шлем космонавта,



луноход,
созвездие

Метеорит

На третьем слайде - космонавт,

Луна,


комета,


телефон,

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики . В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: »Человек в космосе!» Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле »Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Полет вокруг Земли длился 108 минут.

Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов..

Давайте расскажем детям о космосе и космонавтах, чтобы они имели представление

Хорошо, если родители читают с детьми книги о космосе, показывают картинки, рассматривают глобус звездного неба. Можно поиграть с детьми в игры на космическую тему, прочитать и выучить стихи о космосе, отгадать интересные

Рассказываем детям о космосе

Планеты и звезды

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому мы его видим и ощущаем его тепло.

Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца

Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.

Запоминаем планеты:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть -Сатурн,

Семь — Уран,

За ним -Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде арбуза, то по сравнению с ним Плутон будет выглядеть горошиной.

Чтобы дети лучше смогли запомнить все планеты, прочитайте стихотворение, пусть они его запомнят. Можно вылепить планеты из пластилина, нарисовать их, можно вырезать из бумаги и прикрепить дома к лампе, например.

Наши космические поделки из пластилина можно посмотреть

Детям о космосе

Астрономы

Ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.

Раньше люди не знали ничего о космосе, о звездах и считали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вокруг нее вращаются.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые открывали тайны космоса. В средние века изобрели телескоп, с помощью которого ученые наблюдали за звездами.

В космосе еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Животные-космонавты

Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на »разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.

Собаки более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.

Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.

Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля »Восток». Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно.

Так ученые доказали, что полет в космос возможен.

Про космонавтов для детей

Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле »Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.

Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем, а также малая планета.

Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году. А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.

Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.

Луна

Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая.

Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками-кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль, можно увидеть неровности ее рельефа.

Наблюдения за звездами с детьми

С детками нужно наблюдать за звездным небом. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Расскажите, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды, рисовали животных, людей, предметы, мифологических героев. Найдите карту звездного неба и покажите малышу, как выглядят созвездия, а потом вместе отыщите их на небе. Это развивает наблюдательность, память.

Вообще было бы здорово сводить ребенка в планетарий, если у вас есть в городе. Ребенок узнает много интересного из рассказа о звездах, планетах.

У нас нет в городе планетария, это только нужно ехать в другой город.

Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам. вообщем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.

Вот Юлины рисунки на космическую тему.

Игры на тему »Космос » для детей

С детьми можно поиграть в игры. Предлагаю некоторые игры, в которые можно поиграть.

Игра »Что возьмем с собою в космос».

Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

Игра »Космический словарь» поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

Игра »Скажи наоборот».

Научить детей выбирать слова с противоположным значением. Мы с Юлей играли в эти игры, у нее неплохо получалось называть правильно антонимы.

Далекий -…

тесный -…

большой -…

подниматься -…

улетать -…

высокий -…

известный -…

включать -…

темный -…

Рассказывайте своим детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он тоже станет потом ученым или космонавтом и вы будете им гордиться.

Пишите свои комментарии, делитесь информацией с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

Ну что, полетели изучать космос?

Я собрала здесь множество развивающе-творческих заданий из разных ресурсов, в которых малыш смог бы проявить свои художественные качества, немного поизучать небесные объекты и потренировать руку к письму. Все картинки готовы для распечатывания — скачивайте и играйте!

==1==

Карточки для детей «Космос»

Распечатайте лист с карточками и заламинируйте его или приклейте на картон. Затем разрежьте по серым линиям. Чтобы игра с карточками получилась познавательной, показывайте малышу карточки и рассказывайте, что на них изображено, опишите эти объекты, что в них особенного. Одновременно показывайте только 1 карточку.

==2==

Лото «Солнечная система»

Круглые маленькие карточки с планетами, Солнцем и Луной. Планеты солнечной системы не названы для экономии места, однако вы запросто можете их подписать с обратной стороны карточек.

Порядок таков: Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

Как играть в лото?

  • Расскажите малышу, что изображено на карточках.
  • Покажите, как накладывать карточки на такие же предметы на игровом поле.
  • Попросите его самостоятельно разложить карточки на поле.
  • Старайтесь каждый раз рассказывать что-то новое по изображенный предмет.
  • Если малыш уже умеет говорить, то пусть называет предмет, карточку с которым взял в руки.

==3==

Раскраски «Космос»: Земля и Луна, Ракета, Сатурн, летающая тарелка.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==4==

Задание для подготовки руки к письму «На старт! Внимание! Марш!».

Попросите малыша помочь ракете взлететь, рисуя линию от земли к ракете. Если вы спрячете эту распечатку в файл-уголок и дадите малышу сухостирающий маркер (маркер для белой офисной доски), то сможете выполнять задание много раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==5==

Найди одинаковые ракеты и соедини их.

Эта игра на внимание. Ребёнку нужно находить одинаковые ракеты среди множества похожих. Это сложное задание, поэтому не переживайте, если малыш не сразу справиться с ним. Спрячьте лист в файл-уголок, как и предыдущее задание, и на следующий день пригласите малыша поиграть в эту игру ещё раз.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==6==

Дорисуй половинку.

Это задание готовит руку к письму и развивает образное мышление. Если ребёнок ещё маленький и ему сложно выполнить это задание самостоятельно, попробуйте порисовать с ним рука в руку.

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==7==

Дорисуй ракетам крылья и хвосты.

Эта игра развивает креативное мышление, ведь, согласитесь, достаточно сложно придумать разные красивые крылья всем ракетам

*для скачивания картинки в оригинальном размере нажмите правую кнопку мыши и выберите «сохранить картинку как…»

==8==

Помоги Белке и Стрелке найти дорогу!

Новое на сайте

>

Самое популярное