План работы по самообразованию на 2015 - 2016 уч. год
Воспитатель
ИМАМИЕВА А.М.
группы №
3
МБДОУ№ 8 «Зоренька
Тема:
Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии экспериментальной деятельности.
3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.
4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
6. Исследовать результативность применения метода в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
7. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
8. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Литература :
1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
7. КривоваЛ.И., Климова М.Р. Система методической работы по разделу «Детское экспериментирование».
8. ПрохороваЛ.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.-Аркти, 2008.
9. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
10. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.
11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.
12. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.
13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.
14. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
16.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
17. Материалы Интернет-сайтов. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел плана | Форма работы | выполнения | Участники (дети, родители, педагоги) | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Организационно - теоретический | 1. Изучение нормативных документов и методической литературы по теме. 2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы методкабинета ДОУ по данной проблеме. 3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи». 5. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Сентябрь – | родители- педагоги- | Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста» Изготовление папки-передвижки «Наблюдаем вместе с детьми» Оформление информационных материалов по теме. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». Создание условий экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ. Разработка конспектов с элементами экспериментирования. Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка» Анализ изученной литературы. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет. |
Накопительно - практический | 1. Изучение методики технологии экспериментирования педагогов в Интернете. 2. Проведение цикла экспериментов с детьми группы: Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. 3. Консультации для педагогов ДОУ. 4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 5. Привлечение родителей к организации экспериментов в группе. 6. Освещение данной темы на Интернет сайтах разного уровня. | Октябрь – | педагоги- родители- | Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования». Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности» Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» Просмотр занятия с элементами экспериментирования.(видео) Обсуждение. Показ открытого занятия с элементами экспериментирования. - Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом, «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Конкурс на самое интересное исследование в природе. Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек» Экологический проект «Моё дерево» Проект «Хочу всё знать!» |
Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). 3. Планирование деятельности и перспектив развития. 4. Диагностика 5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. 6. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | родители, дети- педагоги- | Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать». Фотовыставка «Юные исследователи». Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. Доклад на педагогическом совете детского сада. Проведение открытой ООД (коллективный просмотр) Отчёт о проделанной работе за учебный год. Выступление на семинаре-практикуме. |
|
1.Продолжить работу с детьми по теме. 2.Корректировка планов. 3.Работа с литературой | Участие в конкурсах и выставках различного уровня. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 п. Стодолище
План по самообразованию на тему
«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Воспитатель: Костенкова Т.В.
п. Стодолище, 2014 год
Тема : Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников.
Актуальность темы:
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для исследовательской активности детей;
- Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
- Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Виноградова Н.Ф . «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В . и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И . Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Срок | Тема | Практический выход |
|
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; | Памятки для родителей «Я познаю мир» |
|
Октябрь | Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. | Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка». |
Ноябрь-декабрь | Создание предметно-развивающей среды | Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности.» |
Январь | «Приборы-помощники» | Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп…) | Тематическое занятие «Волшебное стеклышко» |
Февраль | Инновационные технологии-ТРИЗ | Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов | Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние) |
Март | «Шаг за шагом» | Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов на занятиях и в свободное время |
Апрель | «Хочу все знать» | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей |
Апрель | Интернет-обмен передового опыта | Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности» | Консультация для воспитателей по обмену опытом |
В течение года | Медиатека по опытно-экпериментальной деятельности в образовательном пространстве | Подбор DVD дисков по изучаемым темам | Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их |
Май | Самоанализ по изучаемым темам | Оценка знаний по изучаемым темам | Прогноз на будущее |
Елизавета Ананьева
МБДОУ Темниковский детский сад комбинированного вида «Золотой петушок»
Отчёт по самообразованию на тему
«Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Воспитатель подготовительной группы №2 «Солнышко» Ананьевой Е. И.
Описание материала:
2016-17 год был завещающим этапом по опытно-экспериментальной деятельности с детьми моей группы. Над этой тема я работала три года. Для того чтобы детей полностью подготовить к школе по теме «Опытно-экспериментальная деятельность», в течение года я пополняла свои знания, придерживаясь своего плана по самообразованию.
Актуальность:
Изучив теоретический материал по данной теме, я сделали вывод о том, что необходимо изучить методику экспериментирования более углубленно, так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения. А таким методом и является экспериментирование.
Цель:
1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.
2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.
3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.
4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.
Задачи:
1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей подготовительной группы.
2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.
3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Дети дошкольного возраста любят экспериментировать и исследовать. Наблюдая в природе, работая на занятиях, занимаясь самостоятельной деятельностью, постоянно требуется помощь взрослого. В детском саду помощником является воспитатель. А чтобы направить дошкольника в нужное русло, педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Несмотря на большой стаж работы, порой не знаешь, как ответить на вопрос ребёнка.
Тогда помощником становится интернет. С помощью коллег по профессии находишь нужный ответ. Я стараюсь как можно больше дать ребёнку самостоятельность, конечно в пределах программы дошкольного образования. Проводя с детьми опыты, автоматически выводишь иногда выводы, о которых раньше не знал. Здесь происходит самообразование самопроизвольно.
Моя тема самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников».
В сентябре составила плана работы по самообразованию и подобрала литературу для использования в работе над темой.
Провела диагностику в начале года.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:
Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;
О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;
Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.
Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: сайт, nsportal.ru.
Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях».
Использую новые сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
В течение года самообразовываться помогали методические объединения на муниципальном уровне, открытые занятия, проводившиеся в нашем детском саду, на которых я для себя почерпала много нового и интересного. Особенно ценными в плане изучения моей темы послужил мастер-класс «Травянчик», который показала Юфкина З. И.
В феврале этого года мною была проведено открытое занятие «Экскурсия в сказочный лес», которое может быть поможет самообразовываться другим.
В течение года провела с детьми следующие проекты: Осень, мы тебе рады!», Бережём своё здоровье», «Берегите ели!», Кушаем витамины, со здоровьем все в порядке», «Мусор уберите! Больше не сорите!
В каждом проекте старалась включать опытно-экспериментальную деятельность.
Большую помощь в работе по самообразованию оказывала старший воспитатель Михайлова Наталья Николаевна. Она помогала при подготовке к открытому мероприятию, предлагала необходимую литературу.
Проанализировав результаты своего самообразования, я пришла к выводу, что год работы над темой «Опытно-экспериментальную деятельность», не прошла даром. Дети стали более изобретательными, почти все проявляют творческую активность, познавательный интерес. Глубже открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.
Заключительная диагностика, знаний по опытно-экспериментальной деятельности показала следующие результаты уровней: низкий –0%, средний – 4%, высокий- -96%.
Приложение
Перспективный план
«Познавательно-исследовательская деятельность»
п/п Тема Месяц
Материал
Сентябрь
«Игра в школу» Усвоение значений символов льда, воды, пара. Дудочки, картинки
2 «Воздух вокруг нас» Закрепление представлений детей о воздухе и его свойствах. Формирование
представлений о значении воздуха для практических целей человека.
Стакан, камушки. Картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы.
1 «Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной» Закрепление представлений детей об испарении и конденсации; формирование представлений о воздухе; развитие способностей к преобразованию. Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша.
2 «Иванушка и Формирование представлений детей об испарении воды, паре. Маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ,
молодильные яблоки» Развитие способностей к преобразованию.
1 «Плавание тел» Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Формирование способностей детей к преобразованию. Глубокая тарелка с водой, пластилин, камушек, скрепки, кнопки, бумага, картинка с изображением парохода.
2 «Свойства веществ» Формирование представлений детей о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию.
Деревянная палочка, кусок мела, пластилин, пустой стакан и с водой, кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик.
5 «Воздух на Новый год должен быть чистым». Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию.
Надувные резиновые игрушки, тазик с водой. Картинки: водолаз под водой, спокойное море, море во время шторма.
1 «Новогоднее царство льда, царство пара». Формировать представление о превращении воды. Символы, колокольчик.
2 «Фокусы на Новый год»
Кусочек льда, картинки.
1 «Незнайка и мороженое» Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.
Два кусочка мороженого, два блюдечка; картинки: мальчик в майке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес; мальчик в зимней одежде.
2 «Фокусы на Новый год»
Развитие у представлений о единстве агрегатных состоянии воды - лед, вода, пар. Развитие способностей к преобразованию.
Кусочек льда, картинки.
1 «Познакомим
пап со свойствами
льда, воды, пара» Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений об изменении воды.
Символы снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи.
1 «Термометр» Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию Термометр, чайные ложка, два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника)
2 «Водолаз из Мордовии» Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей Бутылка, кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка.
1 «Пришло письмо к Дракону ранней весной»
Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию.
Свечка, письмо, картинки, соответствующие сюжету сказки.
2 «Нагревание проволоки» Формирование представлений детей о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.
Алюминиевая проволока, деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона, спички, коробок, свечка.
4 «Строение веществ» Расширить детей представление о строение знакомых веществ. Развитие способностей к преобразованию. Речной песок в блюдце,
Сахар-рафинад, 2 стакана с тёплой водой, чайная ложка.
«Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
2016-2017
ЦЕЛЬ:
- Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «детское экспериментирование».
- Установление связей и зависимостей между объектами и явлениями.
- Формирование способов познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ).
ЗАДАЧИ:
- Выявить значение детского экспериментирования в системе воспитания детей.
- Развитие сенсорной культуры.
- Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
- Способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач.
- Умение использовать разные способы и приемы познания.
- Интерес к экспериментированию у детей раннего возраста.
- Готовность к логическому познанию.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста - один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
План работы 2016-2017
МЕСЯЦ |
РАБОТА ПЕДАГОГА |
РАБОТА С ДЕТЬМИ |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь |
1. Подбор материала по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме. |
Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста». |
|
Октябрь |
1. Изучение темы: «Организация мини-лаборатории в детском саду». 2. Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования. |
Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома». |
|
Ноябрь |
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование в неживой природе». 2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории. |
Эксперименты с водой, песком, воздухом: 1. Узнаем, какая вода. 2. Что в пакете? 3. Мы - волшебники. 4. Поплывет или утонет? |
1. Консультация: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста». 2. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе. |
Декабрь |
1. Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через сенсорику». 2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе. |
Эксперименты с водой, снегом: 1. Снеговичок. 2. Налил - вылил. 3. Кораблики. 4. Цветные льдинки. |
Консультация: «Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)». |
Январь |
Эксперименты с цветом, формой: Волшебная кисточка. Высокий - низкий. Широкий - узкий. |
Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома». |
|
Февраль |
Пополнение картотеки экспериментов и опытов по разделу «Сенсорика». |
Проведение экспериментов и опытов звуком и теплом: Горячо - холодно. |
Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем». |
Март |
Изучение темы: «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Проведение экспериментов и опытов: «Живительное свойство воды». |
Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование» |
Апрель |
Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» в рукотворном мире. |
Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью. |
|
Самоанализ плана самообразования |
Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, бумагой и тканью. |
Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста» |
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Срок 2011-2015
Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;
Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы , через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.
2.Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, и другие формы работы.
3.Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.
4.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5.Оформить в группе мини лабораторию.
6.Развивать:наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
7. Формировать у детей разные способы познания.
8. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
9.Подготовить материал брошюру по теме: «Развитие познавательно-исследовательской
I этап- подготовительный 2010-2011
Формы работы | Практический выход |
1.Изучение методической литературы, интернет-ресурсов. | Составление картотеки книг статей из журналов |
2.Разработка плана по теме самообразования | План самообразования |
3.Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования | Конспекты занятий, проекты фотовыставки |
4.Изготовление мини лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Мини лаборатория –оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов. |
II этап практический- 2011-2012г | |
1.Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности | |
2. Создание «копилки опытов и экспериментов» | Проведение опытов в свободное время |
3.Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца) | Оформление презентации проекта |
4. Проект «Волшебное семечко» | Выращивание рассады для летнего огорода |
5. Работа с родителями | Папка передвижка «Хочу все знать» |
6. «Моя семья в лесу» | Тематическая фотовыставка |
План работы 2012 - 2013 г.
Формы работы | Практический выход |
3.Разработка картотеки «Опыты - эксперименты в средней группе». Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы) | Оформление картотеки Тематическое занятие «Волшебное стёклышко» |
4.Проведение опытов и экспериментирования с детьми в непосредственно организованной образовательной и самостоятельной деятельности | |
Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию. |
|
6.«Эти удивительные камни» | Выставка работ |
7. НОД «Почему растаяла снежинка» Взаимодействие с родителями. Подготовка консультаций для родителей по следующим темам: «Ребенок - исследователь в детском саду» «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование» | Изготовление алгоритма «Свойства воды» Оформление папки передвижки |
План работы 2013 - 2014 г.
Формы работы | Практический выход |
1.Продолжение изучения методической литературы | |
2.Разработка перспективного плана на год по исследовательской деятельности. 3.Разработка картотеки «Опыты -эксперименты в старшей группе». НОД: «Соль и его свойства» | Оформление картотеки Открытый показ |
4. Проект «Соль повседневной жизни» | Подготовка презентации и фотоматериала по результатам экспериментирования |
5.Пополнение оснащения в мини-лаборатории необходимыми материалами и пособиями для опытов. | Организовать сбор природного и бросового материала в мини-лабораторию |
6. Участие в конкурсе «Радуга открытий» 7. Консультаций для родителей по следующим темам: Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений» «Научите ребенка любить природу». «Требования к проведению наблюдений» | Оформление папки передвижки Выступление на родительском собрании. Выступление на педсовете |
IV этап заключительный- 2014-2015г.
Выпуск брошюры по теме : «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Список литературы
- Виноградова Н.Ф . «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дыбина О.В . и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г
- Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
- “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г. №2, 2000 г.
- Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012