Домой Болезни и вредители Когнитивная сфера личности - психологическая основа обучения. Когнитивная сфера развития у детей

Когнитивная сфера личности - психологическая основа обучения. Когнитивная сфера развития у детей

Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать - назвали когнитивными процессами. Что не получилось - аффективными.

Таким образом, по факту понятие «когнитивные процессы» получило похожее, но несколько иное значение. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.

Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.

К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия - в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями.). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.

Например?

Рациональное восприятие - это восприятие аналитическое, критическое, отличающееся от интуиции и живого впечатления. «Мороженое вкусное, но для больного горла это не вовремя. Откладываем!»

Рациональное понимание – это понимание с помощью понятий и логики, в противоположность сопереживанию, эмпатии и вчувствованию, то есть эмоциональным, телесным и переживательным способам понимания.

Рациональное влияние - это объяснение и убеждение, обращающиеся к разуму человека. Внушение, эмоциональное заражение, якорение и другие средства, влияющие на человека не разумным путем, относят к иррациональным средствам влияния.

Рациональное мышление - мышление логическое и понятийное, или хотя бы направленное в эту сторону. Люди в процессе жизни и общения мыслят не всегда, вполне успешно обходясь чувствами, привычками и автоматизмами, но когда человек включает голову, он мыслит (по крайней мере пытается мыслить) рационально.

Эмоции относят преимущественно к аффективным процессам, поскольку разумно промоделировать их сложно.

Какую эмоцию иногда выдаст женщина, не знает никто, включая ее саму.

С другой стороны, часть эмоций возникает вполне закономерно, вследствие понятных программ, устоявшихся привычек или определенной выгоды. В этом случае, такие эмоции - могут быть отнесены к когнитивным процессам, или, на другом языке, можно изучать когнитивную составляющую таких эмоций.

Аффективная сфера

В отличие от этого, аффективные процессы - психические процессы, которые промоделировать разумным образом не представляется возможным. В первую очередь это процессы эмоционально-чувственного отношения к жизни и взаимодействия с миром, собой и людьми. Так же упрощая, это обычно чувства и предчувствия, желания и импульсы, впечатления и переживания. Все это - аффективная сфера.

4.1.2. Когнитивная сфера личности

При взаимодействии в условиях правоохранительной деятельности люди оценивают друг друга прежде всего по уровню интеллекта , образуемого системой познавательных (когнитивных) процессов.

Познавательные процессы – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира, т.е. природной и социальной среды. В эту систему включаются следующие процессы.

1. Сенсорные процессы (ощущение, восприятие), которые служат для отражения объектов в форме конкретных чувственных образов. В ощущении отражаются отдельные качества предметов: цвет, запах, звук, температура, болевые раздражители, перемещение и положение тела в пространстве. Восприятия позволяют отражать целостные образы объектов – животных, растений, технических устройств, рисунков, речевых сигналов. Восприятия играет ведущую роль при анализе места происшествия, вещественных доказательств, опознании личности. Многие свойства восприятия (объем, точность, связь с опытом, константность, наблюдательность и др.) выступают как профессионально важные качества, следовательно при проведении судебно-психологической экспертизы важно установить способность подследственных, свидетелей и потерпевших к адекватному восприятию различных сигналов (звуковых, зрительных, двигательных), пороговых характеристик их отражения.

2. Память – это система мнемических (греч.mneme – память) процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были восприняты и усвоены в прежнем опыте субъекта. Память – основа правосознания личности, так как в ней формируются и сохраняются эталоны социального поведения. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым осуществлять прогнозирование, предвидение событий.

По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, образующих единую систему переработки информации для эффективной организации учебной и всех видов профессиональной деятельности, в том числе деятельности профессиональных юристов. Так, для кратковременной оперативной памяти важна четкая дозировка материала (от 5 до 7 объектов на одно предъявление). Для успешной работы долговременной памяти необходимы:

– смысловая переработка запоминаемого материала;

– включение материала, подлежащего усвоению, в активные формы практической деятельности, в решение профессиональных задач;

– адекватная мотивация (наличие интересов, включение эмоциональных переживаний);

– систематизация усвоенного материала.

Именно в долговременной памяти субъекта сохраняются усвоенные им представления о моральных ценностях, о правовых нормах поведения и возможных последствиях их нарушения. Активизация этих представлений памяти определяет возможность саморегуляции субъектом своей деятельности, построение программ законопослушного поведения.

3. Мышление – это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, понимание их смысла, прогнозирование, принятие обоснованных решений. Мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение, абстрагирование и конкретизацию. Благодаря мышлению человек познает законы природы и общества, сознательно управляет своим поведением, обладает правосознанием. Мышление – это всегда решение каких-либо проблем, поэтому его развитию способствуют проблемные ситуации, решение профессиональных задач. Решение разного рода бытовых и профессиональных задач требует участия различных типов мышления: образного или абстрактного, практического или теоретического. Высокоразвитое теоретическое мышление – необходимое профессиональное качество юридических работников. Посредством судебно-психологической экспертизы важно определить тип и уровень развития мышления подследственных для оценки их общего интеллектуального развития.

4. Речь – это система процессов, обеспечивающих передачу и прием информации, социальное управление людьми и саморегуляцию. Важнейшим профессионально важным качеством юриста должна быть общая культура речи, грамотное владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и управления людьми.

5. Внимание (аттенционные процессы) – это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях учебной и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объект окружающей среды. Объем, устойчивость распределенность внимания – важнейшие из профессионально важных свойств личности следователя, адвоката и представителей других юридических профессий. При этом важно бывает установить свойства внимания и объективные условия его функционирования у подследственных с целью выяснения истинных причин дорожно-транспортных происшествий и других событий.

6. Воображение (фантазия) – это процесс формирования новых образов на основе переработки представлений памяти, т.е. прошлого опыта субъекта. Воображение – основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. У лиц с малоразвитым интеллектом воображение может проявляться в форме пустого фантазировании, у слабовольных – несбыточных мечтаний.

Для активизации воображения как способности к профессиональной творческой деятельности необходимо:

– наличие большого профессионального опыта наблюдений;

– тренировка в мысленном воссоздании различных ситуаций, событий;

– недопущение вымышленных ситуаций, самоконтроль с помощью мышления;

– развитие способности к предвидению аварийных и конфликтных ситуаций и их возможных последствий.

Когнитивные процессы образуют единый ансамбль психических функций, в структуре которого одни функции могут играть ведущую, другие – вспомогательную роль (Б.Ф. Ломов). Это определяется характером решаемых субъектом задач – мнемических, мыслительных или перцептивных, однако решение любой учебной или профессиональной задачи непременно требует более или менее активного участия всех познавательных функций. Процесс переработки информации, поступающей к субъекту из окружающей природной и социальной среды, представляется черезвычайно сложным, однако имеющиеся научные разработки позволяют строить структурно-функциональные модели, наглядно отражающие роль психических функций в этом процессе. На рис.6 изображена одна из таких моделей (схем), отражающих роль и взаимодействие психических процессов как функций, образующих единую саморегулирующуюся систему деятельности субъекта.

Учебные материалы для студентов

Методические указания, конспекты, лекции, контрольные, лабораторные работы, курсовые.

Психология и педагогика «Самоисследование личности»

Глава 1. Теоретическая часть

Глава 2. Практическая часть

2.1. Когнитивно-позновательная сфера личности

2.2. Эмоционально-волевая сфера личности

2.3. Потребностно-мотивационная сфера личности

2.4. Межличностно-социальная сфера личности

Введение

Человек, не имеющий понятия относительно своего характера, а так же того, на что он способен, подобен слепому котенку, который ничего не знает о мире и о том, как нужно себя вести, именно поэтому проекты подобного рода весьма актуальны. В связи с чем, появляется объективная необходимость изучения собственной личности для познания окружающего мира. Посредством данного проекта мы получим данных объективно характеризующие характер объекта исследования, его возможности, и, возможно, даже выявим скрытые способности.

Темой проекта является самоисследование личности.

Его целью можно обозначить разработку условий дальнейшего саморазвития.

Объект исследования – процесс саморазвития личности.

Предмет исследования – условия саморазвития личности в процессе учебы и быта.

Гипотеза – мы предположили, что саморазвитие будет успешным, при выполнении следующих условий:

  1. создание специальных, комфортных условий;
  2. составление специального плана.

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

  1. изучить теоретический материал;
  2. выполнить тесты, из которых можно сделать определенные выводы

Методологической и теоретической основой исследования является гуманитарное направление в образовании и воспитании человека. В процессе работы использовались труды ученых в области психологии, педагогики: Реан А.А., Бандура А., Эриксон Э. Исследование проводилось методами: теоретического уровня – анализ литературы по проблеме исследования и эмпирического уровня. В эмпирический уровень вошло наблюдение:

  1. по характеру объекта – внутреннее;
  2. по характеру контакта – непосредственное;
  3. по упорядоченности времени – выборочное;
  4. по информированности участников – открытое;
  5. по характеру взаимодействия с объектом – включенное;
  6. по условию получения информации – прямое

Исследование состояло из нескольких этапов:

  1. изучение и анализ литературы по теме исследования;
  2. сбор и осмысление эмпирического материала;
  3. обобщение и осмысление результатов, формулирование выводов.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Когнитивно – познавательная сфера личности

Создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов. Элементарным познавательным психическим процессом является ощущение. Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы. Каждый вид ощущения представляет собой специфический субъективный образ какого-то свойства объекта, с которым организм приходит в соприкосновение. Предметные психические образы создаются восприятием, в процессе которого в субъективном пространстве воспроизводятся не только качественные характеристики объектов, но и форма и местоположение предмета в точном соответствии с формой и местоположением объекта. Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Воспроизведение формы и местоположения объекта является новой по сравнению с ощущением характеристикой психической деятельности.

Психическая деятельность на уровне восприятия позволяет создавать субъективные предметные образы объектов мира, но не может обеспечить вычленения и обобщения отношений между объектами в чистом виде. Вычленение и обобщение этих отношений становится возможным на уровне мышления за счет использованием знаковых систем - языка. Знак становится той «вещью», чувственно воспринимаемым объектом, с которым более или менее однозначно связывается данный тип вычлененных отношений или системы отношений. Благодаря знаку становится возможным формирование понятий как систем отвлеченных отношений между объектами.

Мышление - активное, целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение окружающей действительности в сознании человека. Понятийное мышление беспредельно раздвигает границы человеческого познания, но в то же время вследствие искусственности зафиксированных в понятиях систем отношений оно может приводить и к заблуждениям. Осуществление познавательной психической деятельности невозможно без процессов памяти.

Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека. Также осуществление познавательной психической деятельности невозможно без внимания, воображения и интеллекта. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых. Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

1.2 Эмоционально – волевая сфера личности

Отношение объективных свойств ситуации к потребностям, т.е. жизненный смысл ситуации, и представлен субъекту в переживаемых им эмоциях. Эмоции – непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции имеют двойственную природу - в них сливаются вместе их субъективное качество (страх, радость, горе и т.д.) и переживание телесных изменений, сопровождающих любые эмоции. Эмоции можно разделить на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Каждая из этих форм эмоций характеризуется длительностью, предметностью, интенсивностью и качеством (модальностью). Поскольку эмоции являются компонентом психики, они выполняют и основную функцию психики - функцию упреждения, предвосхищения наступления биологически или личностно значимого события. С этим связана основная - оценочная - функция эмоций.

Характер(греч. Печать, чеканка) - индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, поступках. Характер и темперамент взаимосвязаны. Темперамент влияет на форму проявления характера.

Типы характера: (К. Юнг) психосоциотип – врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена личности с окружающей средой. 4 психотипа:

1. экстравертный – интравертный;

2. рационалистический – иррационалистический;

3. мыслительный (логик) – эмоциональный;

4. ощущающий (сенсорный) – интуитивный.

Темперамент - (лат. Смесь, соотношение). И.П. Павлов считал, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов. Темперамент зависит от типа высшей нервной деятельности. Три свойства нервной системы: сила нервных процессов, уравновешенность нервных процессов, подвижность нервных процессов.

1.3 Потребностно – мотивационная сфера личности

Личность - это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а термином «личность» - его социальную сущность. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Социальное начало в человеке не оторвано от биологического. Индивидное начало включено в личность и проявляется в личностном.

Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

Личность - это не только социальный индивид, но это и активный субъект социального развития, и что не менее важно, активный субъект саморазвития. Таким образом, чрезвычайно важно не просто говорить об усвоении социального опыта индивидом, но необходимо обязательно рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. К ним относятся такие науки, как педагогика, психология, социология, криминология и др. Проблема социальной зрелости личности является центральной для такой относительно новой области человекознания, как акмеология. Предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.

Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии: от витальных, биологических до высших социальных.

В рамках теории известного психолога А. Маслоу выделяется пять базовых потребностей: физиологические, потребность в безопасности, в общении, уважении и признании, самоактуализации. Между этими потребностями устанавливается достаточно четкая иерархия. Кроме того, в этой теории выделяются еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности также относятся к базовым, фундаментальным. Однако статус этих потребностей описывается не столь определенно.

Мотив может характеризоваться не только количественно (по принципу «сильный-слабый»), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. При этом речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимы другие потребности (социальный престиж, зарплата и т.д.), то говорят о внешних мотивах.

Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.

1.4 Межличностно – социальная сфера личности

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного характера.

Общение является важнейшей категорией психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и в психологии личности. Педагогическая психология вообще вся может быть рассмотрена через призму общения, ибо практически все стороны процессов воспитания и обучения опосредованы общением. Явление общения является по существу центральным в социальной психологии, потому что именно общение порождает такие феномены, как восприятие и понимание людьми друг друга; лидерство и руководство; сплоченность и конфликтность и др. В самом общем виде понятие «общение» как самостоятельная категория, не сводимая к деятельности, может быть определено следующим образом. Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей субъектов взаимодействия, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный определенными межличностными отношениями.

Структуру общения образуют когнитивно–информационный, регуляционно–поведенческий, аффективно–эмпатийный, социально–перцептивный компоненты. Когнитивно – информационный компонент связан с процессом передачи и приема информации, осуществляемым прямым образом вербальными и знаковыми средствами. Регуляционно-поведенческий компонент характеризует общение с позиций особенностей поведения субъектов, с позиций взаимной регуляции поведения и действий партнеров. Аффективно-эмпатийный компонент описывает общение как процесс обмена на эмоциональном уровне, а также как регуляцию эмоциональных состояний партнеров. Социально-перцептивный компонент связан с процессами восприятия, понимания и познания субъектами друг друга в процессе общения.

Когнитивная сфера личности

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера. Она включает познавательные процессы личности: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь.

Ощущение – простейший когнитивный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, болевые и ощущение равновесия.

Анатомической основой ощущений является анализатор.

Анализатор включает три составные части: чувствительные нервные окончания, т.е. рецепторы; приводящий нейрон, т.е. аффектор; центральный (корковый) отдел анализатора.

Чувствительность анализатора ограничивается так называемыми порогами ощущений.

Выделяют нижний, верхний и различительный пороги ощущений.

Нижний порог – это минимальная интенсивность раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение.

Верхний порог – это такая максимальная интенсивность раздражителя, при воздействии которой возникают ощущения, адекватные характеру воздействия, (т.е. модальности анализатора), но превышение которой ведет к утрате ощущений или появлению неадекватных ощущений.

Различительный порог (он же – дифференциальный, он же – относительный) – это минимальная разница интенсивностей раздражителей, воспринимаемая (различаемая) анализатором.

Адаптация – настройка анализатора на воздействие раздражителей определенного уровня интенсивности, изменение чувствительности при воздействии раздражителей постоянной интенсивности.

Сенсибилизация органов чувств – изменение порога чувствительности при длительном воздействии околопороговых раздражителей.

Сенсорная депривация – состояние, возникающее при недостаточной стимуляции органов чувств внешними раздражителями.

Дайте определение понятию «ощущение».

Какие пороги ощущений существуют?

Что такое адаптация органов чувств?

Приведите примеры сенсорной депривации и сенсибилизации.

Восприятие – это когнитивный процесс, состоящий в отражении целостных предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Продукт восприятия – целостный образ, но в отличие от образов памяти, он возникает лишь при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

1) по модальности анализатора (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, кинестетические).

2) по основным свойствам материи (формам существования): восприятие пространства, движения и времени.

Цвет воздействует на организм уже своими физическими характеристиками, т.е. длиной волны. Красная часть спектра действует на организм возбуждающе, а фиолетовая – угнетающе. Помимо этого цвет имеет символическое значение и воздействует через ассоциации. Так, в Европейских странах цвет траура – черный. А на востоке – белый.

Восприятие формы. Механизм воздействия формы лежит в мелкочастотных движениях глаза по контуру объекта. Рассмотрим символы, приведенные на рис. 1.

Рис. 1. Основные геометрические формы в психологии

Чем больше острых углов имеет форма, тем более энергетизирующее воздействие она оказывает на психику.

Основные свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, осмысленность, константность, активность, структурность, установка восприятия.

Избирательность заключается в том, что человек не может воспринимать все одинаково четко в каждый конкретный момент времени. Что-то будет для него фигурой, а что-то фоном.

Предметность – это отнесенность образа восприятия к явлениям внешнего мира. Иногда это свойство нарушается, например при галлюцинациях.

Целостность состоит в том, что человек воспринимает, прежде всего, соотношение, структуру всей совокупности объектов и признаков, а не отдельные компоненты или признаки.

Осмысленность означает отнесение объекта к определенной категории, соотнесенность его с прошлым опытом.

Константность – это относительная независимость образа восприятия от условий восприятия.

Активность восприятия – это включенность в акт восприятия моторных компонентов, что превращает акт восприятия в перцептивную деятельность субъекта. Без моторики невозможно адекватное восприятие. Наиболее активный орган – глаз. Если исключить движение образа по сетчатке, то образ исчезает уже через 3 секунды.

Структурность восприятия – это ряд закономерностей, на основании которых фигура выделяется из фона.

Это закономерности структурирования образа или ряда образов по сходству, близости, замкнутости, по принципу «общей судьбы». Это законы «хорошей линии», непрерывности, симметрии, заполнения пробелов.

Установка восприятия – зависимость восприятия настоящего от восприятий в прошлом.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психики на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Отличительные признаки внимания – избирательность, несамостоятельность, включенность в другие психические процессы.

По направленности внимание делят на внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено на внешние объекты. Люди, у которых преобладает этот вид называются экстерналами. Внутреннее направлено на свои переживания, мысли. Те, у кого преобладает этот вид называются интерналами.

По участию волевой регуляции внимание делят на произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Произвольное внимание отличается наличием цели и волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Непроизвольное внимание характеризуется отсутствием и цели и волевого усилия. Но зато здесь присутствуют факторы привлечения непроизвольного внимания (сила, неожиданность, новизна раздражителя, контрастность, динамичность, отношение объекта внимания к потребностям личности).

Основные свойства внимания : объем, концентрация, распределение, переключение, устойчивость, полезависимость.

Объем внимания – это количество объектов, одновременно охвачены вниманием. Нормальный взрослый человек охватывает вниманием от 4 до 8 объектов.

Концентрация – это степень сосредоточения внимания на объекте, при одновременном отвлечении от других объектов.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. В основе хорошей переключаемости лежит подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения).

Распределение – способность одновременно удерживать в сфере сознания несколько объектов или деятельностей.

Устойчивость – время сосредоточения интенсивного внимания на объекте. Длительность сосредоточения является показателем умственной работоспособности. В норме взрослый человек способен удерживать произвольное внимание до 15 – 20 минут.

Полезависимость – привязанность внимания к внешне наблюдаемым характеристикам объектов. На этом свойстве, а также на некоторых законах восприятия базируется явление маскировки объектов.

Память – когнитивный психический процесс закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта.

Традиционно выявляют следующие основные процессы памяти: запоминание; сохранение и забывание; воспроизведение.

по участию волевой регуляции: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное;

по уровню осмысления: осмысленное и механическое.

Для повышения продуктивности запоминания используют т.н. мнемотехники – приемы эффективного запоминания (ассоциация, повторение, выделение логической структуры и др.).

Объем сохраненной информации зависит от объема информации, сроков хранения, характера запоминаемого материала (форма, осмысленность, значимость). Так при запоминание совокупности несвязанных объектов через 9 часов человек теряет уже до 60% информации. А через 10 дней у него остается только 10%.

Причины забывания : угасание нервных связей в силу недостаточно частого использования информации; вытеснение деструктивной информации, оказывающей разрушающее воздействие на личность; отбор функционально-значимой информации, той, что пригодится в жизни, влияние проактивного-и-ретроактивного торможения.

Проактивное торможение – тормозящее влияние на запоминание предшествующей информации. Ретроактивное торможение – тормозящее влияние последующей информации на переработку и запоминание предшествующей информации.

Воспроизведение делится на преднамеренное и непреднамеренное.

Виды и типы памяти.

По времени хранения информации выделяют следующие виды памяти:

1. Сенсорная. Функционирует на основе остаточных возбуждений в рецепторах органов чувств. Время хранения информации от 2 до 10 секунд. Особо яркие стимулы могут оставлять возбуждение и дольше.

Кратковременная (КП) . Функционирует на основе остаточных возбуждений в коре головного мозга. Время хранения информации в КП обычно не превышает 15 – 20 минут. Объем КП равен 7±2 объекта. Высокая помехочувствительность: любой отвлекающий фактор стирает информацию из памяти.

Долговременная (ДП) . Функционирует на основе структурных изменений в нервных клетках. Время хранения информации от нескольких часов до нескольких десятилетий (а у животных даже столетий). Объем безграничен. Измеряется объем ДП не объектами, а единицами информации (битами). Низкая помехочувствительность. Отвлекающие факторы информацию не стирают, т.к. она записана в структуре молекул нервных клеток.

Типы памяти определяются по характеру запоминаемого материала и по преобладанию в процессе деятельности (вербальная или речевая; образная; двигательная; эмоциональная).

Мышление – это когнитивный процесс поиска и открытия существенно нового.

По уровню отвлеченности (а также по характеру оперируемого материала) выделяют:

В случае наглядно-действенного мышления человек оперирует самими объектами. При наглядно-образном оперирует образами объектов, а не объектами. В случае словесно-логического мышления оперирует символами объектов (в том числе речевыми).

По степени развернутости процесса мышления выделяют:

По уровню продуктивности выделяют:

1. творческое (продуктивное),

По уровню абстрагирования решаемых задач от конкретной ситуации выделяют:

1. прологическое мышление,

2. логическое мышление.

Прологическое мышление привязано к реальности. Логическое мышление абстрагируется от реалистичности и только оперирует понятиями, свойствами, символами, объектами.

Интеллект – система мыслительных операций, посредством которых субъект перерабатывает информацию.

Основные мыслительные операции: анализ (мысленное расчленение объекта на составные части, выделение отдельных свойств), синтез (мысленное объединение составных частей, свойств объекта в единое целое), сравнение (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них сходства), противопоставление (мысленное сопоставление объектов и нахождение в них различий), обобщение (мысленное объединение объектов по их существенным признакам), конкретизация (движение мысли от общего к частному, приведение примера), классификация (отнесение объекта к определенному классу объектов), абстрагирование (отвлечение свойств объекта от самого объекта), аналогия (установление подобия объектов относительно каких-либо качеств), систематизация (упорядочивание объектов по ряду оснований, установление взаимосвязей между группами объектов).

Основная проблема интеллекта – проблема НОРМЫ, определение ее границы, т.е. того количества баллов по определенному тесту, ниже которого человека уже считают олигофреном. Нормы исторически обусловлены. Т.к. уровень Интеллекта во многом определяется педагогической системой, принятой в обществе.

Основные свойства мышления :

Если качества мышления представить в виде шкалы, то на разных ее полюсах будут противоположные характеристики:

сообразительность ↔ инерционность (тугодумие);

эвристичность (нестандартность) ↔ стандартность;

креативность ↔ стимульность (уровень интеллектуальной мотивации).

Воображение – когнитивный процесс создания новых образов на основе образов восприятия и памяти.

По воплощению в деятельности выделяют:

1. Пассивное – образы создаются, но не воплощаются в действительности(выделяют разновидности: преднамеренное и непреднамеренное). Например, образы сновидений, галлюцинации (непреднамеренные образы), грезы и мечты (преднамеренные).

2. Активное – образы создаются и воплощаются в действительностиВыделяют такие разновидности, как творческое и воссоздающее воображение. Воссоздающее – создание образов соответственно словесному описанию, рисунку, чертежу. Без чего людям и книги читать неинтересно (ведь представит описанные автором миры, пейзажи они не могут). Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов.

Основные психологические механизмы (техники) создания новых образов:

Агглютинация – синтез отдельных частей или свойств различных образов).

Гиперболизация – сильное преувеличение или преуменьшение количества деталей, размеров, искажение пропорций объектов.

Заострение – небольшое преувеличение или преуменьшение существенных деталей образа.

Схематизация – сглаживание различий в однотипных образах и четкое выделение сходных особенностей.

Типизация – выделение существенных особенностей различных но относящихся к одному классу образов и воплощение их в конкретном образе. Буквально это создание типа.

Аналогия – создание новых образов на основе сравнения.

Язык – это система знаков, опосредующих психическую деятельность. Языки не сводятся к вербальным. Выделяют: также язык жестов, язык танца, язык программирования, язык иконы и др.

Речь – процесс использования языка в ходе общения; когнитивный процесс порождения высказывания.

Основные функции речи:

в общении (коммуникация, экспрессия),

в памяти (хранение общественного опыта),

в мышлении (сигнализация, обобщение).

По форме выделяют:

б. устная (диалогическая и монологическая).

Этапы порождения речевого высказывания

произнесение (внешняя речь);

восприятие речи (декодирование звуков или знаков);

понимание (декодирование смыслов).

Психологическое строение слова

Слово состоит из внешней оболочки (звук или знак) и внутреннего строения, т.е. системы значений.

Значение слова – это предметная отнесенность слова. Оно конвенционально. Значение делится на прямое (денотативное) и дополнительное (конотативное).

Смысл – это индивидуальное субъективное значение слова. Смысл слова выражает отношение человека к ситуации. Смысл непередаваем. Он определяется следующими факторами:

системой ассоциативных, дополнительных значений,

паралингвистическими и экстралингвистическими средствами речи (сила голоса, тембр, темп, акценты, паузы, мимика, пантомимика).

Основные направления развития речи в онтогенезе: расширение лексики, интериоризация, переход от ситуативной речи к контекстной и развитие речевых функций от коммуникации к саморегуляции.

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА

Педагогический словарь. - М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005 .

Смотреть что такое «КОГНИТИВНАЯ СФЕРА» в других словарях:

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА - сфера психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Когнитивная семантика - является частью когнитивной лингвистики. Основными принципами когнитивной семантики являются следующие: во первых, грамматика есть концептуализация; во вторых, концептуальная структура закреплена в речи и мотивируется ей; в третьих, возможность… … Википедия

Познавательная сфера - познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Синоним: Когнитивная сфера … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Изменённое состояние сознания - Изменённые состояния сознания (ИСС) качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые… … Википедия

Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. competens подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) качество человека, обладающего всесторонними знаниями в… … Википедия

ПАМЯТЬ - психофизиол. процесс, выполняющий функции закрепления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта (в виде образов, мыслей, действий, чувств). Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний … Российская педагогическая энциклопедия

F60 Специфические расстройства личности - G1. Указание на то, что характерные и постоянные типы внутренних переживаний и поведения индивидуума в целом существенно отклоняются от культурально ожидаемого и принимаемого диапазона (или нормы). Такое отклонение должно проявляться более чем в … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия

ПОНИМАНИЕ - метод, обосновывающий методол. автономию гуманитарных наук (“наук о духе”); П. противопоставляется объяснению в естеств. науках (генерализирующей интерпретации фактов наблюдения в категориях общих закономерностей и стат. регулярностей).… … Энциклопедия культурологии

Замятина, Надежда Юрьевна - Надежда Юрьевна Замятина Дата рождения: 13 июня 1974) (38 лет) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

Что включает это понятие «когнитивная сфера человека»?

Термин «когнитивная сфера человека» был впервые введен во второй половине прошлого века, когда на фоне развития кибернетической науки были сделаны первые попытки сравнения человека с биороботом сложного строения.

В это же время ученые начали пытаться смоделировать те или иные психические процессы, протекающие в головном мозге человека. Эти попытки не всегда оказывались успешными.

Если тот или иной психический процесс удавалось смоделировать, его называли когнитивным. В противном случае речь шла об аффективной сфере.

На сегодняшний день, несмотря на то, что понятие когнитивной сферы известно уже довольно давно, многие не имеют полного представления о том, что кроется под данным названием.

Именно поэтому необходимо разобраться в том, что это – когнитивная сфера, какое значение имеет данное понятие?

Когнитивные нарушения - что это такое? Список есть на нашем сайте.

Понятие и суть

Когнитивная сфера человека включает в себя все психические функции его организма, направленные на познание и изучение.

Данные процессы основаны на последовательном и логическом восприятии информации и ее обработке.

Таким образом, отличительными характеристиками когнитивной сферы принято считать такие черты, как логика и рациональность.

Когнитивная сфера включает в себя определенные процессы такие как внимание, память, восприятие новой информации, мышление, принятие тех или иных решений в зависимости от ситуации, логические обусловленные действия и воздействия в зависимости от принятого решения.

Причем когнитивными данные процессы считаются только в том случае, если они направлены на познание чего-то нового, а не связаны с развлечениями или эмоциональными волнениями и привязанностями.

Что такое аффективная сфера?

Аффективная сфера представляет собой все те психические процессы, которые не поддаются моделированию и логическому объяснению.

То есть это мысли и действия, основанные на эмоциональных порывах, чувственных взаимодействиях с собой, с окружающим миром и другими людьми это процессы, отражающие желания, эмоциональные предчувствия, побуждения, переживания, импульсы.

Аффективная сфера включает в себя несколько областей, таких как:

  1. Внутреннее побуждение, обусловленное внутренним желанием совершить какое-либо действие (например, сделать неожиданный подарок любимому человеку, поменять интерьер комнаты, и прочее).
  2. Внешнее побуждение, то есть определенные действия, вызванные теми или иными обстоятельствами (например, если ребенок видит понравившуюся ему игрушку, он испытывает желание взять ее).
  3. Внешнее принуждение, когда какие-либо обстоятельства принуждают человека выполнять то или действие внезапно начавшийся дождь, вызывает необходимость искать укрытие.
  4. Внутреннее принуждение, возникающее в том случае, когда какие-либо чувства (например, страх) принуждают принять определенное решение, и не оставляют человеку выбора.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной

Психически развитый человек представляет собой целостную личность, в которой сосуществуют обе сферы когнитивная (рациональная) и аффективная (эмоциональная). Каждая из них выполняет свои функции, дополняя друг друга.

Большинство людей в повседневной жизни руководствуются эмоциональными, чувственными порывами, однако, в определенной ситуации (например, при выполнении своих должностных обязанностей) активизируют и рациональную сторону своей личности.

Взаимосвязь эмоциональной и когнитивной сфер заключается в том, что даже при выполнении каких-либо рациональных действий, человек не перестает чувствовать, а при возникновении определенных эмоциональных порывов, в большинстве случаев логически осмысливает свои действия и последствия, которые они могут за собой повлечь.

Об эмоционально-волевых психических процессах в этой лекции:

Структура и значение

Значение когнитивной сферы состоит в возможности воспринимать, запоминать, обрабатывать новую информацию и применять полученные знания в той или иной сфере своей жизни.

То есть это способность к обучению и практическому применению тех или иных навыков.

Когнитивная сфера включает в себя различные составляющие, такие как:

Причем каждая из этих составляющих включает в себя различные разновидности мыслительных процессов.

Каждая из указанных когнитивных функций имеет свое определение, функции и разновидности.

Внимание

Внимание - способность человека отбирать необходимую ему информацию (определять важную, отсеивая при этом ненужную), и сосредотачиваться на ней.

Данная функция является основополагающей, ведь без внимания никакая новая информация или знания не могут быть получены, усвоены и обработаны.

В зависимости от каких усилий от человека требует включение и поддержание внимания, данная функция делится на несколько разновидностей:

  1. Непроизвольное. Не требует каких-либо усилий от человека. Возникает в том случае если объектом внимания становится случайный объект или информация (например, яркие вывески в магазинах).
  2. Произвольное. Для поддержания внимания от человека требуются определенные усилия по концентрации именно на выбранном объекте и отсеивании всех отвлекающих моментов (например, при изучении новой темы на занятии).
  3. Послепроизвольное. Рассматривается как следствие произвольного внимания, которое поддерживается на сознательном уровне (например, при более глубоком изучении какой-либо темы).

Внимание обладает определенными характеристиками, такими как:

  1. Устойчивость, то есть способность надолго задерживать внимание на том или ином объекте. В некоторых случаях у человека возникают внимания, когда он на некоторое время отвлекается от объекта, но потом снова возвращается к нему.
  2. Степень концентрации, то есть уровень сосредоточенность на объекте внимания.
  3. Объем, то есть то количество информации, на котором человек может одновременно удерживать свое внимание.
  4. Распределение, то есть способность человека уделять внимание нескольким различным объектам одновременно.
  5. Переключаемость, то есть способность в кратчайшие сроки переходит от одного вида деятельности, требующего внимания, на другой.

О том, что такое когнитивный диссонанс, вы можете узнать из нашей статьи.

Память

Память представляет собой способность удерживать и накапливать полученную информацию об определенных предметах, их свойствах, и вообще, об окружающем мире в целом.

Память необходима человеку, так как при ее отсутствии каждый раз приходилось бы вновь изучать получаемую информацию, что делало бы процесс обучения невозможным.

Существуют следующие разновидности памяти, такие как:

  1. Двигательная, при которой человек запоминает на подсознательном уровне ту или иную последовательность движений (например, при выполнении монотонной физической работы).
  2. Эмоциональная. В том случае, когда человек вспоминает те или иные эмоции, которые возникали у него в похожей ситуации.
  3. Образная. Связана с запоминанием конкретных образов, звуков, запахов. Данный вид памяти наиболее развит у людей творческих профессий, например, у художников.
  4. Кратковременная и долговременная память, когда полученная информация запоминается лишь на несколько секунд, либо на длительный период времени.
  5. Произвольная и непроизвольная. Произвольная память требует от человека усилий, когда ему необходимо запомнить ту или иную важную для него информацию. Непроизвольная память возникает тогда, когда информация «откладывается в голове» вне зависимости от желания человека.

Воображение

Воображение дает людям возможность создавать в своих мыслях те предметы, которых не существует в реальном мире.

А при наличии определенных навыков визуализации, человек может удерживать данный предмет в своих мыслях на протяжении длительного времени, и использовать его в своем воображении.

Выделяют такие разновидности воображения как:

  1. Активное, когда человек осуществляет какую-либо творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. При этом сам преобразователь четко представляет себе конечный результат своих действий.
  2. Пассивное воображение, представляющее собой образы, далекие от повседневной реальности, фантастические картинки, мечтания.
  3. Преднамеренное воображение, когда человек, совершая какие-либо действия, сознательно пытается представить себе их последствия.
  4. Непреднамеренное. Возникает, например, в полудремном состоянии, во сне, в состоянии наркотического опьянения (галлюцинации). Человек не в состоянии контролировать возникающие в его голове образы и мысли.

Как работает воображение? Урок психологии в этом видео:

Примеры когнитивных процессов

Когнитивная функция отличается рациональностью, наличием последовательности мыслей и действий, их логичностью.

Когнитивные процессы проявляются в момент чтения.

Открывая книгу, человек воспринимает буквы, слова, новую информацию, соотносит ее с теми знаниями, которые у него уже имеются, подключает воображение, чтобы наглядно представить себе картинку, описанную в книге, особенно, если речь идет о художественном произведении.

При письме также активизируются различные когнитивные процессы. Например, при написании сочинения человек уже представляет себе то, о чем будет писать, то есть подключает воображение.

Кроме того, важно не отвлекаться от процесса на какие-либо посторонние предметы, чтобы избежать орфографических, стилистических и других ошибок (активизируется внимание).

Также необходимо запоминать, что уже было написано ранее, чтобы построить логически связный и красивый текст (активизируется память).

Обучение, вне зависимости от того, какие вы приобретаете навыки или умения, не обходится без определенных когнитивных процессов.

Так, для того чтобы получить необходимую информацию, необходимо полностью на ней сконцентрироваться, не отвлекаясь ни на что другое. В этом помогает внимание.

Память нужна для того, чтобы запомнить полученную информацию, отложить ее, соотнести с имеющимися уже познаниями для лучшего понимания. Воображение позволяет наглядно представлять себе, то, о чем идет речь.

Когнитивные процессы важны не только для получения и усваивания новой информации, они проявляются и в повседневной жизни.

Например, если девушка пытается сбросить вес, но видит перед собой гамбургер или кусочек торта, испытывает желание съесть их, но вовремя останавливает себя, мотивируя это тем, что сиюминутное удовольствие сведет на нет всю изнурительную работу по похудению.

Как определяют уровень развития когнитивной сферы у детей?

Человек начинает обучаться практически с первых дней жизни, познавательные (когнитивные) процессы развиваются у ребенка постепенно, на протяжении долгого времени.

При этом важно следить, чтобы уровень их развития соответствовал возрастной группе ребенка. В противном случае, необходимо будет принимать соответствующие меры.

Для определения уровня развития когнитивной сферы у детей используются различные диагностические материалы, которые структурированы, в зависимости от возрастной принадлежности ребенка.

В ходе проведения диагностики малышу предлагается выполнить различные задания, соответствующие его возрасту.

После каждого выполненного (или невыполненного) задания ребенку выставляют баллы от 1 до 4 (1 - непонимание задания, отсутствие стремления к достижению цели; 2 - малыш пытается выполнить поставленную задачу, но после неудачной попытки отказывается от задуманного; 3 - ребенок делает попытки выполнить задание, и после нескольких неудач все же добивается поставленной цели; 4 - малыш сразу же справляется с заданием).

Полученные баллы после окончания испытания суммируются, и их общее количество указывает на ту или иную степень когнитивного развития ребенка.

Запись доклада «Функциональная МРТ в исследованиях когнитивной сферы у детей»:

Когнитивная сфера - совокупность психических процессов, представляющих собой логически обусловленную, рациональную последовательность мыслей и действий.

Данная сфера имеет огромное значение не только в обучении и познавательной деятельности, но и в повседневной жизни, так как человек сталкивается с новой информацией постоянно, и ему необходимо уметь запоминать ее, а также применять на практике.

Когнитивная (рациональная) сфера тесно взаимодействует с эмоциональной (аффективной). Ведь человек - живое существо, разум и логика у него всегда соседствуют с чувствами и эмоциональными переживаниями.


Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: . В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память . Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение . Человек может представлять то, чего не существует, а также , исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание . Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает : если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1.1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект. Каждую из этих областей мы рассмотрим в последующих главах.

Когнитивная нейронаука

Лишь в течение последних нескольких лет когнитивные психологи и когнитивные неврологи (специалисты по мозгу) установили между собой отношения тесного сотрудничества. К настоящему времени этот союз дал наиболее впечатляющие

результаты в области изучения свойств нашего разума. Когнитивные психологи ищут неврологические объяснения имеющихся у них данных, а неврологи обращаются к когнитивным психологам, чтобы объяснить результаты, полученные в лабораториях. В приведенном примере разговора сбитого с толку водителя и полицейского каждая часть когнитивного процесса - от ощущения до знания правил вождения автомобиля - поддерживается основными электрохимическими процессами, происходящими в мозге и нервной системе.

Восприятие

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Описание, данное полицейским в вышеприведенной уличной сцене, в значительной степени зависит от его способности «видеть» существенные признаки окружения. «Ви дение», однако, это далеко не простое дело. Для восприятия сенсорных стимулов - в нашем случае они преимущественно зрительные - необходимо, чтобы они имели определенную величину: если водителю предстоит выполнить описанный маневр, эти признаки должны иметь значительную интенсивность. Кроме того, постоянно изменяется сама ситуация. По мере изменения положения водителя появляются новые признаки. Отдельные признаки приобретают особое значение в процессе перцепции. Указательные знаки различаются по цвету, положению, форме и т. д. Многие изображения при движении постоянно меняются, и, чтобы действовать согласно их указаниям, водитель должен быстро корректировать свое поведение.

Рис. 1.1 . Основные направления исследований в когнитивной психологии

Когнитивная психология сегодня

Начиная с 1950-х годов интересы ученых снова сосредоточились на внимании, памяти, распознавании паттернов, образах, семантической организации, языковых процессах, мышлении и даже «сознании» (наиболее избегаемом догматиками понятии), а также на других «когнитивных» темах, однажды признанных под давлением бихевиоризма неинтересными для экспериментальной психологии. По мере того как психологи вновь обращались к когнитивной психологии, организовывались новые журналы и научные группы, а когнитивная психология еще более упрочивала свои позиции, становилось ясно, что эта отрасль психологии сильно отличается от той, что была в моде в 1930-х и 1940-х годах. Среди важнейших факторов, обусловивших эту неокогнитивную революцию, были следующие:

«Неудача» бихевиоризма 1 . Бихевиоризму, в общих чертах изучавшему внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения, например в области языка (см. приведенный выше анализ разговора полицейского и водителя). Кроме того, существовали игнорируемые бихевиористами темы, которые, по-видимому, были глубоко связаны с человеческой психологией. К ним относились память, внимание, сознание, мышление и воображение. Было очевидно, что эти психические процессы являются реальными составляющими психологии и требуют исследования. Многие психологи полагали, что эти внутренние процессы могли быть операционально определены и включены в общее изучение психики.

Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации, то есть в областях, существенных для когнитивной психологии.

Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных с познанием, были включены новые подходы к языку и грамматическим структурам.

Изучение памяти. Исследования вербального научения и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.

Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука, и особенно один из ее разделов - искусственный интеллект, заставили психологов пересмотреть основные постулаты, касающиеся решения проблем, обработки и хранения информации в памяти, а также обработки языка и овладения им. Новое экспериментальное оборудование значительно расширило возможности исследователей.

Когнитивное развитие. Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способ-

Необходимо отметить, что бихевиоризм оказал существенное влияние на некоторые типы психотерапии, особенно на тот, который стал известен как «модификация поведения», так же как на экспериментальную психологию и операциональные определения

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.

Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации. Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов - это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.

Восприятие . Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию известно о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы. Экспериментальные исследования восприятия помогли идентифицировать многие из элементов этого процесса. Но исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

При изучении восприятия были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, т.к. порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала .

Распознавание образов . Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. Следует обратиться к проблеме чтения. Чтение - это сложное волевое усилие, при котором от читающего требуется построить осмысленный образ из набора линий и кривых, которые сами по себе не имеют смысла. Организуя эти стимулы так, чтобы получились буквы и слова, читающий может затем извлечь из своей памяти значение. Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических и когнитивных систем.

Внимание . В жизни люди сталкиваются с несметным количеством признаков окружения. Хотя люди - это существа, собирающие информацию, очевидно, что при нормальных условиях они тщательно отбирают количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет. Способность к переработке информации ограничена на двух уровнях - сенсорном и когнитивном.

Память . В результате исследований были впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная. При этом в экспериментах Д. Сперлинга, изменившего методику У. Найссера по изучению иконической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен.

*** Материалы, полученные при исследовании памяти и внимания, послужили стимулом к исследованию бессознательного. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной конфликтной подаче информации (например, в правое ухо – одна информация, а в левое – другая), раскрывает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознавания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память.

Воображение . Построение человеком мысленного образа, когнитивной карты.

Язык . При межличностном взаимодействии осуществляется построение грамматически правильных предложений и подбор соответствующих слов из лексикона, необходимость координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения сообщения.

Психология развития . Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили понимание того, как развиваются когнитивные структуры.

Мышление и формирование понятий . На протяжении жизни люди проявляют способность к мышлению и формированию понятий.

Человеческий интеллект . Он включает, но не ограничивается этим способность понимать обычный язык, следовать инструкциям, преобразовывать вербальные описания в действия и вести себя соответственно законам своей культуры. В результате исследований были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта.



Когнитивная сфера человека: структура и значение

Одним из важнейших компонентов сознания человека являются познавательные или когнитивные процессы. Именно эти процессы позволяют человеку получать знания об окружающем мире и в конечном итоге успешно ориентироваться в постоянно изменяющейся обстановке.


Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами,

когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.


Он включает следующие составляющие:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.



Типы памяти

Двигательная память - автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы.



Эмоциональная память

это память на эмоциональные состояния, возникающие в тех или иных ситуациях.

Это очень важный вид памяти, так как он дополняет другие виды памяти.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности. Пережитые и сохранѐнные в памяти эмоции выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо как удерживающие от неѐ.



Образная память

Это память на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и другие образы. Это профессиональный вид памяти, его развитие определяется условиями деятельности.


Словесно-логическая память

это память на мысли, которые у человека оформлены средствами языка – словами.


Непроизвольная память

называется процесс запоминания, сохранения и воспроизведения, в котором отсутствует сознательная цель что-либо запомнить или вспомнить.


Произвольная память


Кратковременная память

это процесс целенаправленного запоминания или припоминания информации.


Долговременная память

информация накапливается как бы впрок и сохраняется длительное время.




воображение

это способность создавать образ реально не существующего объекта, удерживать его в сознании и манипулировать им.





Виды воображения

  • Активное
  • Пассивное
  • непреднамеренное

Активное воображение

Воображение характеризуется активностью, действенностью. Обычно оно является элементом творческой деятельности, направленной на преобразование окружающего.


Пассивное воображение

человек уходит в область фантастических, далѐких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимых задач.. Пассивное воображение создаѐт образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются, а зачастую не могут осуществиться.


Непреднамеренное воображение

возникает главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения ), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации ) и т.д.


Основные функции воображения

  • активизация наглядно-образного мышления,
  • управление эмоционально-потребностными состояниями,
  • произвольная регуляция познавательных процессов,
  • создание и реализация внутреннего плана действий,
  • управление физиологическими состояниями.


Виды внимание

  • Произвольное
  • Непроизвольное
  • послепроизвольное

Основные свойства внимания

УСТОЙЧИВОСТЬ

это его способность длительно сосредотачи-ваться на определѐнных объектах. В процессе деятельности имеют место колебания внимания, т.е. периодически повторяющиеся отклонения от основного объекта внимания и возвращения к нему. Периодичность колебания приблизительно 5 секунд.


СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ

это степень концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечение от других (иногда это свойство называют концентрацией внимания).


Объѐм

количество объектов, которые одновременно охватываются вниманием с одинаковой степенью ясности и отчѐтливости. Средний объѐм внимания – 5-7 единиц информации.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

это способность иметь в сознании несколько разнородных объектов, параллельно выполнять несколько разных видов деятельности.


ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ

– это скорость перевода внимания с одного объекта на другой. Она зависит прежде всего от значимости того объекта или вида деятельности, в сторону которых изменяется направленность внимания.


Новое на сайте

>

Самое популярное