Домой Цветы Память, ее процессы, свойства, виды. Вопрос: Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание

Память, ее процессы, свойства, виды. Вопрос: Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание

Запоминание - Это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания Произвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочно­го его запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания - это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Воспроизведение и узна­вание- процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.

Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное - это ненамеренное вос­произведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведе­ние - целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произ­вольное воспроизведение происходит легко, иногда требует уси­лий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.


Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).

Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, по­лезное. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее, обычно доль­ше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припом­нить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным.

Виды запоминания:

Непроизвольное – когда не ставится цель запоминать что-то, а запоминание проис-ходит само собой;

Произвольное – ставится цель.

Исследования психологов доказали, что при определённых условиях непроизвольное запоминание является более эффективным. Активная мыслительная деятельность с тем материалом, который нужно запоминать (совмещать теорию с практикой). Запоминание может быть – без понимания смысла.

Правила логического запоминания.

1. Нельзя запомнить большой объём материала, а, следовательно, стоит разбить ма-териал на составные части;

2. Работая с частями, необходимо выявить главную мысль каждой части (субъект, объект и предикат);

3. Выделяем наиболее важные мысли и составляем план;

4. Учим план и по этому плану раскрываем его содержание. Сохранение/удержание в памяти полученной информации. Процесс сохранения тре-бует повторения.

Процессы памяти и их характеристика

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Процессы памяти и их характеристика
Рубрика (тематическая категория) Искусство

Память - ϶ᴛᴏ психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизводстве человеком разнообразной информации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, память - это сложный психический процесс, состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом.

В составе памяти можно выделить отдельные процессы. Основные из них - запоминание, сохранение , воспроизведение, узнавание и забывание.

Деятельность памяти начинается с запоминания.

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспри­нятой информации, т. е. с закрепления тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. К примеру, после прогулки по лесу или после посœещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание.

В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздей­ствия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их проч­ности бывает различна. Лучше всœего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всœе, что связано с его интересами и потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности. По этой причине даже непроизвольное запоминание, в определœенном смысле, носит избирательный характер и определяется нашим от­ношением к окружающему.

В отличие от непроизвольного запоминанияпроизвольное (или преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой опреде­ленную цель - запомнить некую информацию - и использует специальные при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и слож­ную умственную деятельность, подчинœенную задаче запомнить. Вместе с тем, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели.

Принято выделять осмысленное и механиче­ское запоминание.

Механическое запоминание - это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запо­минания является зазубривание, заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания является многократное повторе­ние материала.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутрен­них логических связей между отдельными частями материала. Два положения из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что сле­дуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически. По этой причине ос­мысленное запоминание всœегда связано с процессами мышления и опирается глав­ным образом на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Осмысление материала достигается следующими приемами:

o выде­ление в изучаемом материале главных мыслей и группирование их в виде плана;

o выделœение смысловых опорных пунктов;

o сравнение;

o метод повторения: концентрированное и распределœенное;

o метод воспроизведения во время заучивания;

Преимущества произвольного запоминания со всœей очевидностью выступают лишь на первый взгляд. Исследования извест­ного отечественного психолога П. И. Зинченко убедительно доказали, что уста­новка на запоминание, делающая его прямой целью действия субъекта͵ не являет­ся сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В опреде­ленных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запом­нить), оказалось определœенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.

Сохранение - это удержание заученного в памяти, т. е. сохранение следов и связей в мозгу. В головном мозге происходит установление нервных связей между клетками, благодаря чему образуется нервный путь.

Забывание - исчезновение, выпадение из памяти, т. е. процесс угасания, ликвидации, ʼʼстиранияʼʼ следов, затормаживания связей. Эти два процесса, противоположные по характеру, по сути дела представляют разные характеристики одного процесса: о сохранении материала в памяти мы говорим тогда, когда нет его забывания, а забывание - это плохое сохранение материала памяти. По этой причине сохранение - это не что иное, как борьба с забыванием.

Забывание - весьма целœесообразный, естественный и необходимый процесс и далеко не всœегда должен оцениваться отрицательно. Не обладай мы способностью забывать, наша память была бы заполнена массой мелких и ненужных сведений, фактов, подробностей, деталей. Мозг наш был бы перегружен информацией. А забывание дает возможность мозгу освобождаться от избыточной информации. Многие люди с феноменальной (выдающейся) памятью жалуются на то, что их мозг буквально ʼʼзасоренʼʼ множеством ненужных фактов и это часто мешает им припомнить нужные и необходимые сведения.

Рис. 1 ʼʼКривая забыванияʼʼ Эббингауза
Забывание выражается либо в невозможности припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавания. Забывается прежде всœего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности и в связи с этим не получает достаточного подкреплении. Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всœего это так называемое угасательное торможение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ развивается при отсутствии подкрепления. Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени нерав­номерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприя­тия, а в дальнейшем забывание идет медленнее (рис.1). Подтверждением это­го может служить эксперимент, прове­денный американским психологом М. Джонсом. Эксперимент сводился к следующему: до начала лекции по пси­хологии Джонс предупредил студен­тов, что в конце они получат листочки с вопросами по содержанию лекции, на которые нужно дать письменные от­веты. Лекция читалась со скоростью 75 слов в минуту, четко и доступно.

Письменный опрос был проведен пять раз через разные интервалы времени. Результаты получились следующие: сразу пос­ле лекции студенты правильно воспроизвели 65 % базовых мыслей лекции, спу­стя три-четыре дня после лекции - 45,3%, спустя одну неделю - 34,6%, спустя две недели - 30,6% и спустя восœемь недель - 24,1 %.

Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (к примеру, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспо­минание). Сущность реминисценции состоит по сути в том, что воспроизведение ма­териала, который мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объёма, что обусловлено утомлением нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у дошкольников и млад­ших школьников.

Узнавание и воспроизведение. Результаты запоминания и сохранения проявляются в узнавании и воспроизведении.

Итак, воспроизведение - процесс воссоздания образа предметов, явлений окружающей действительности, воспринятых ранее, но не воспринимаемых в данный момент.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии пред­метов и явлений.

Как и запоминание, воспроизведениедолжна быть непреднамеренным (непро­извольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведе­ние происходит неожиданно для нас самих. К примеру, проходя мимо школы, в ко­торой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспро­изведения является появление персеверирующих образов, которые характеризу­ются исключительной устойчивостью.

При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспо­минаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта͵ к примеру когда мы задаемся це­лью вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, сло­ва ʼʼидут сами собойʼʼ.

Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. Припоминание - наиболее активное воспроизведение, связан­ное с напряжением и требующее определœенных волевых усилий. В этих случаях достижение поставленной цели - вспомнить что-либо - осуществляется через достижение промежуточных целœей, позволяющих решить главную задачу. К примеру, для того чтобы вспомнить ка­кое-либо событие, мы стараемся вспомнить всœе факты, которые в какой-либо мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно но­сит сознательный характер.
Размещено на реф.рф
Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем всœе, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Следовательно, процессы припоминания тесно связаны с процессами мыш­ления.

Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспо­минаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу снова что-либо вспомнить. Очевидно, что всœе это требует от нас определœенных волевых уси­лий. По этой причине припоминание является в то же время и волевым процессом.

Узнавание - отнесение воспринимаемого объекта к категории уже известных. Узнавание, конечно, более простой процесс, чем воспроизведение. Узнать легче, чем воспроизвести. Об этом свидетельствуют простые опыты. Человеку предъявляли 50 различных объектов (слов, рисунков). После основательного знакомства с ними испытуемый должен был воспроизвести всœе запомнившиеся объекты. После этого ему предлагали уже 100 объектов (тоже слов, рисунков), среди которых 50 были те же самые, которые предъявлялись раньше, а 50 - незнакомых. Нужно было среди 100 объектов узнать те, которые предъявлялись раньше. Средний показатель воспроизведения составил 15 объектов, узнавания - 35 объектов.

Отсюда следует, что узнавание не должна быть показателœем прочности запоминания, и при оценке эффективности запоминания нужно ориентироваться на воспроизведение. Непониманием этого объясняются частые случаи неудачного ответа ученика по материалу, который он, как ему кажется, добросовестно учил. Дело в том, что, решая вопрос об усвоении материала, ученик ориентировался на узнавание. Он читает материал по учебнику еще раз, и ему всœе знакомо. Знакомо - значит, усвоено, считает ученик. Но учитель-то требует от ребенка не узнавания, а вос­произведения. По этой причине при заучивании крайне важно проверять себя на воспроизведение и считать материал усвоенным только тогда, когда закрыв учебник, можешь безошибочно рассказать содержание соответствующего раздала, доказать теорему, решать задачу.

Процессы памяти и их характеристика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Процессы памяти и их характеристика" 2017, 2018.


В кратковременной памяти участвуют структуры гиппокампа и лимбической системы мозга. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции различения новизны сигналов и считывания поступающей афферентной информации на входе бодрствующего мозга. Реализация феномена краткосрочной памяти практически не требует и реально не связана с существенными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, так как для соответствующих изменений в синтезе матричных (информационных) РНК требуется большее время.

Несмотря на различия гипотез и теорий о природе краткосрочной памяти, исходной их предпосылкой является возникновение непродолжительных обратимых изменений физико-химических свойств мембраны, а также динамики медиаторов в синапсах. Ионные токи через мембрану в сочетании с кратковременными метаболическими сдвигами во время активации синапсов могут привести к изменению эффективности синаптической передачи, длящейся несколько секунд.


Механизм долговременной памяти

Превращение краткосрочной памяти в долговременную (консолидация памяти ) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результата повторного возбуждения нервных клеток. Консолидация памяти обусловлена химическими и структурными изменениями в соответствующих нервных образованиях. По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной (долгосрочной) памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга.

Определенное значение в механизмах долгосрочной памяти имеют и изменения, наблюдающиеся в медиаторных механизмах, обеспечивающих процесс химической передачи возбуждения с одной нервной клетки на другую. В основе пластических химических изменений в синаптических структурах лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na+, K+, Са2+). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Установлено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающей ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают существенные нарушения памяти.

Возможной основой долговременной памяти являются некоторые пептиды гормональной природы, простые белковые вещества, специфический белок S-100. К таким пептидам, стимулирующим, например, условно-рефлекторный механизм обучения, относятся некоторые гормоны (АКТГ, соматотропный гормон, вазопрессин и др.).

1) Запоминание (запечатление)

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Запоминание зависит от свойств, интересов, знаний личности.
На результативность и стратегию запоминания влияют о бъем материала, степень его однородности и последовательность запоминания .

Для оценки запоминания, его продуктивности и длительности используется две парадигмы: запоминание с одного раза и запоминание после многократных повторов (насыщенное). Поэтому можно говорить о разной длительности запоминания: краткосрочное, оперативное и длительное.

По степени активности протекания процесса принято выделять 2 вида запоминания:
а) преднамеренное (произвольное);
б) непреднамеренное (непроизвольное).

Непроизвольное запоминание — сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала без волевых усилий и цели запомнить.
Произвольное запоминание специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти.

При изучении запоминания используют такие характеристики материала, как его осмысленность и бессмысленность. Так как продуктивность запоминания зависит от осмысленности или бессмысленности материала, то эти характеристики материала используют при описании психического процесса, говоря об осмысленном или механическом запоминании.

Механическое запоминание — это многократное повторение материала.
Осмысленное запоминание — это связывание материала с прошлым опытом.

2) Сохранение

Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем.
Сохранение — это более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений.

Прочность сохранения обеспечивается, с одной стороны, осмысленностью запоминаемого материала, с другой — повторениями, которые должны быть разнообразными по содержанию и форме. Определенное время сохранения опыта дает возможность обучения.

Прочность сохранения предохраняет от забывания.

3) Воспроизведение (вспоминание)

Воспроизведение — это появление в поле сознания образа объекта без повторного этого объекта.

В результате этого процесса информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную память. В поле сознания появляются образы и представления о ранее воспринятых объектах.

По объему воспроизведенной информации разделяется на полное или неполное (частичное) воспроизведение .
По степени активности протекания процесса выделяют произвольное воспроизведение (т.е. целенаправленное; может происходить легко или с затруднениями) и непроизвольное воспроизведение (образы возникают сами собой, например, ассоциации).
По величине отсрочки между запоминанием и воспроизведением последнее подразделяют на непосредственное и отсроченное воспроизведение .
В зависимости от характера целей (намеренность или ненамеренность) выделяют прямые и косвенные процедуры воспроизведения (припоминание и узнавание ).

Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в условиях повторного его восприятия. Является генетически более ранним проявлением памяти.

Узнавание имеет большое жизненное значение. Оно всегда связывает наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает нам возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности.

Точность и скорость узнавания зависят от знакомости и осмысленности материала: знакомый материал узнается точнее, а осмысленный - быстрее.

Если в процессе воспроизведения возникают трудности, то идет процесс припоминания.
Припоминание — это умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Связано с необходимостью волевых усилий.

Достижение поставленной цели вспомнить что-либо осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. Причем использование промежуточных звеньев носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем в каком отношении к нему находится то, что ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит.


Ученые выявили особенность этих процессов: объем припоминания меньше, чем объем узнавания.
Качество памяти определяется воспроизведением. Успешность воспроизведения — это умение восстанавливать связи о тексте и в нем.

4) Забывание

Забывание — это процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения заученного материала. Впервые это явление исследовал немецкий психолог Герман Эббингауз.

Основные факторы забывания — это время и степень активности использования имеющейся информации (т.е. забывается то, в чем нет постоянной потребности и необходимости).
Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.

Забывание неравномерно. В течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней.
Забывание подразумевает потерю возможности воспроизведения, а иногда и узнавания раннее запомненного. Наиболее часто забывается не значимое.

Забывание может быть частичным или полным .
Частичное забывание — это невозможность воспроизвести информацию, но возможность узнать ее (информация кажется знакомой).
Полное забывание — материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Так же забывание может быть временным или длительным .
Забывание зависит от времени. Особенно интенсивно оно протекает сразу после заучивания, а потом оно замедляется.

Классификация памяти по объекту запоминания:

1) Образная память

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а так же звуки, запахи, вкусы, т.е. это память на раннее воспринятое через .

Суть в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем со временем эти различия могут углубляться.
Используется для удовлетворения биологических потребностей и потребностей, связанных с безопасностью или самосохранением организма. Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

2) Эмоциональная память

Эмоциональная память — это память на чувства, эмоции, настроение.
Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные чувства выступают в виде сигналов либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызванных в прошлом отрицательным переживанием. Поэтому эмоциональная память имеет важное значение в жизни и деятельности каждого человека.

3) Двигательная (моторная) память

Двигательная память — это запоминание, хранение и воспроизведение различных движений.

Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы и письма. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия. Двигательная память у ребенка возникает к первому месяцу жизни.

4) Словесно — логическая память

Словесно — логическая память — это запоминание и воспроизведение наших мыслей.
Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, мы помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической. Главная роль отводится второй сигнальной системе, поэтому этот вид памяти специфически человеческий, в отличии от других видов.

Одной из основных характеристик словесно — логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

Классификация памяти по степени волевой регуляции:

1) Непроизвольная память

Непроизвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.
Непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое значение.

2) Произвольная память

Произвольная память — это запоминание и воспроизведение, которое осуществляется при наличии задачи, а так же волевых усилий.
Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.


Классификация памяти по продолжительности сохранения информации:

1) Мгновенная (иконическая, сенсорная) память

Мгновенная память – это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

2) Кратковременная память

Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.
Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что — либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения).

Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограниченно. Как установил Миллер, оно измеряется в структурных единицах и равно 7 ± 2 . Эта величина изменяется с возрастом.

Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.
Обобщение, схематизация наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение.

3) Оперативная память

Оперативная память — это мнемический процесс, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Т. е. это процесс, обуславливающий существующую ситуацию («память сейчас»).
Примером может служить ситуация, когда мы удерживаем «в уме» промежуточные ответы в задаче.

Включает элементы кратковременной и долговременной памяти, актуализирующиеся для выполнения конкретной операции (действия, деятельности) в течение определенного промежутка времени (от нескольких десятков секунд до нескольких дней). Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.

4) Долговременная память

Долговременная память — это вид памяти, характеризующийся длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала в течение неограниченного срока.
Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется с помощью волевых усилий. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет кратковременная память. Достигается путем повторения.
Объем долговременной памяти принято считать бесконечным.

5) Генетическая память

Генетическая память — это вид памяти, который обусловливается механизмом наследственности и выражается в инстинктах, рефлексах.
Генетическая памятьстала выделяться исследователями сравнительно недавно. Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.

Информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.

Классификация памяти по степени осознаваемости:

1) Эксплицитная (осознаваемая) память

Эксплицитная память — это память с осознанием предмета запоминания.
Она проявляется уже на втором году жизни. Этот вид памяти требует сознательной попытки вспомнить что-либо, усвоенное ранее.

2) Имплицитная (бессознательная) память

Имплицитная память - это память без осознания предмета запоминания, или бессознательная память.
Действие имплицитной памяти проявляется в спонтанном отнесении примера к прототипу, в классификации объектов согласно импицитно усвоенному основанию и др. След имплицитной памяти имеет большую силу по сравнению со следом эксплицитной памяти, но одновременно он и более уязвим. При изменении семантического контекста продуктивность действия имплицитной памяти резко снижается.


Имплицитная память чувствительна к смене модальности, особенно при переходе от зрительной к слуховой, тогда как на продуктивность эксплицитной памяти смена модальности не оказывает влияния.
Чувствительность имплицитной памяти к модальности лежит в основе чувства знакомости. Показано, что оценка стимулов как «знакомых» или как «незнакомых» во многом базируется на этом чувстве, причем само оно может быть неосознаваемым.

Феномены имплицитной памяти были обнаружены не только при моторном научении, но в широком классе задач, который используется в парадигме запечатления.

Например, Левики предлагал испытуемым серию фотографий с изображением женщин с длинными и короткими волосами. Демонстрация фотографий женщин с длинными волосами всегда сопровождалась рассказом об их доброте. В тестовой серии испытуемых просили вынести суждение относительно «доброты» ранее не демонстрировавшейся женщины: испытуемый оценивал последнюю как добрую, если у нее были длинные волосы.

Эффекты и феномены памяти

1) Специально выделяется феномен реминисценции - это отсроченное непроизвольное воспроизведение. Реминисценция означает, что воспроизведение заученного материала со временем не ухудшается, а, наоборот, улучшается. Это связано с осознанием информации (плохо осмысленное через время становится осознанным).
Реминисценция зависит от качества предварительного обучения. Чаще всего она возникает при запоминании большого по объему количества материала. Опыты показали, что данное явление чаще встречается у детей, чем у взрослых.


2) Если испытуемому предложить ряд стимулов для заучивания, а затем попросить его воспроизвести эти стимулы в произвольном порядке, то вероятность воспроизведения первых и последних стимулов будет выше, чем стимулов, расположенных в середине ряда. Этот феномен получил название «эффект первичности и недавности» .

3) Блюма Вульфовна Зейгарник, советский психолог, основательница советской патопсихологии, открыла эффект памяти, названный эффект Зейгарника.

Эффект Зейгарника подразумевает, что лучше запоминается незавершенный — прерванное действие.
Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

4) В 1885 году немецкий ученый Г. Эббингауз открыл кривую забывания , на которой видно, какую часть прочитанного человек помнит через разные промежутки времени.

Чтобы провести эксперимент, он придумал списки псевдослов, образованных двумя согласными и одной гласной (ZAC, BOK, SID). Выучив несколько списков, он проверял, сколько слов из каждого списка будет воспроизведено через 20 минут, 1 час, 7–9 часов, 1, 2, 6 и 31 день.
В первые часы объем усвоенной информации быстро падает и через 10 часов составляет всего 35% от изученного. Далее процесс забывания идет медленно и через 6 дней в памяти остается 20% от общего числа первоначально выученных слогов, столько же остается и через месяц.

Величину, дополнительную к числу правильно воспроизведенных слов, Эббингауз назвал индексом забывания и построил знаменитую кривую забывания, которую можно было бы назвать кривой воспроизведения.

Нарушения памяти

1. В основе нарушений памяти могут лежать самые разные факторы, порождающие различные виды расстройств, большинство из которых относятся к ряду амнезий.

Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить раннее приобретенные знания.


Так, одним из наиболее исследованных расстройств непроизвольной памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Это называется фиксационной амнезией . Такие больные могут правильно называть события из своего детства, прошлой жизни, но не могут вспомнить, обедали ли они сегодня.

Расстройства памяти бывают не только на текущие события, но и на прошедшие. Больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, смещают хронологию событий, т.е. они дезориентированы во времени и пространстве. У таких больных нарушения памяти часто носят прогрессирующий характер: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Это явление называется прогрессирующей амнезией.

Зигмунд Фрейд , австрийский психоаналитик и психиатр, однажды заметил очень интересное явление, которое назвал амнезией детства.
Амнезия детства — это феномен психики, который состоит в том, что взрослый человек не помнит события первых 3-4 лет жизни.

В ходе своих исследований Фрейд обнаружил, что его пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Он полагал, что это результат подавления сексуальных и агрессивных ощущений, испытываемых маленьким ребенком в отношении своих родителей. Но это не объясняет то, что происходит полное забывание первых лет жизни, а не частичное (связанное с сексуальными или агрессивными ощущениями). При этом, если воспоминание очень яркое, эмоционально окрашенное, то оно может сохранится в памяти до более позднего периода жизни.

Более вероятной причиной данного процесса является огромное различие между опытом кодирования информации у маленьких детей и организацией воспоминаний у взрослых. У взрослых воспоминания выстроены по категориям и схемам (он – такой-то человек, это такая-то ситуация), а маленькие дети кодируют свои переживания не приукрашивая их, не связывая со смежными событиями. После того как ребенок начинает усваивать связи между событиями и делить события по категориям, ранние переживания теряются.

2. Г ипомнезия — это ослабления памяти, возникающие с возрастом или как следствие какого-либо заболевания головного мозгового (атеросклероза мозговых сосудов, травм, опухолей, интоксикаций и т.д.).

Дефицит памяти в таком случае распространяется преимущественно на текущие события в настоящем, а также на информацию справочного характера (даты, имена, лица и тд.). Так, например, на первой стадии гипомнезии пациенту при прочтении книги необходимо постоянно возвращаться на предыдущую страницу, чтобы восстанавливать в памяти ход повествования. В дальнейшем больной испытывает сложности при вспоминании событий и данных из прошлого опыта.

Чаще всего гипомнезия возникает в результате органического поражения мозга различного характера – при травмах, сосудистой патологии, а также при острой или хронической интоксикации. Кроме того, гипомнезия может наблюдаться и у здоровых людей как следствие переутомления или сильных переживаний.

3. Гипермнезия — это аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями.

Как правило, носит врожденный характер. Гипермнезия заключается в особенности запоминать информацию в большем (чем в норме) объеме и на более длительный срок. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.

4. Парамнезия — это ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. При развитии этой патологии человек не может достоверно вспомнить те или иные события из прошлой жизни. Могут появляться ложные предположения, которые фиксируются вместо истинных событий.

Теории памяти

Биохимическая теория памяти

Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.

На второй ступени - собственно биохимической - происходит образование новых белковых веществ (протеинов). Под влиянием раздражителя в нервных клетках происходят химические изменения. Клетки РНК и ДНК изменяются из-за химической реакции, которая лежит в основе процессов памяти.
Таким образом, ДНК является носителем генетической памяти, а РНК — носитель индивидуальной памяти.
Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.


Ассоциативная теория памяти

Суть ассоциативной теории состоит в том, что наш мозг перед запоминанием информации ее классифицирует, чтобы стало возможно создать ассоциативные связи. Если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Гештальт-теория памяти

Исходным понятием является не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация — . Процессы памяти определяются формированием гештальта.

Исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов.

Яркой представительницей данного направления была Б. В. Зейгарник, которая открыла эффект памяти, названный в ее честь.

Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание и воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.

Мнемотехники

Мнемотехники — специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

Приемы и методы запоминания:

1. Буквенный код — образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
2. Ассоциации — метод, подразумевающий нахождение ярких ассоциаций к запоминаемой информации.
3. Рифмы — создание рифм или небольших стихотворений, в которые включен материал для запоминания.
4. Созвучие — запоминание терминов или иностранных слов с помощью уже знакомых созвучных слов.
5. Метод римской комнаты — это присвоение объектам, которые мы хотим запомнить, отдельные места в хорошо знакомой нам комнате.


Если вы интересуетесь развитием памяти, изучением иностранных языков, то я вам советую просмотреть данное видео. В этом ролике вам расскажут, как применять метод римской комнаты на практике. Если видео оказалось полезным, то смело подписывайтесь на этот канал и развивайте память!

Качество запоминания зависит от многих факторов:
1. отношения личности к деятельности, которая связана с запоминанием;
2. эмоционального настроя;
3. степени активности умственной работы;
4. установки;
5. степени завершенности деятельности;
6. распределения информации для запоминания;
7. повторения в определенные промежутки времени;
8. сочетания повторения и воспроизведения и др.

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забываниеинформации.

Запоминание это процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом.

Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофильмов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой деятельность, направленную на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называемая мнемической деятельностью. В такой деятельности перед человеком ставится задача избирательно запомнить предлагаемый ему материал. Во всех этих случаях человек должен четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому мнемическая деятельность носит избирательный характер.



Сохранение - это процесс удержания информации в памяти, ее пере­работки и преобразования.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении.

Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние.

Различается

непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи, и

произвольное, обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это - активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не “наткнется” на нужный факт.

Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

узнавание,

соб­ственно воспроизведение,

припоминание (направляемое волей извлече­ние из долговременной памяти образов прошлого).

воспоминание.

Узнавание - это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта, кото­рый находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспри­нимаемого.

Воспоминание - это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни.

Забывание - активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществ­ляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняет­ся осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забы­ваются скорее, нежели значимые.

Следует различать забывание как естественный компонент мнемических процессов и различные амнезии - вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

Теодюль Арман Рибо (1839-1916), на основе психопа­тологических данных, подразделил все амнезии на три группы: 1) времен­ные; 2) периодические; 3) прогрессирующие. Причины, вызывающие амне­зии, могут носить как органический (повреждение мозговых структур), так и психогенный характер (вытеснение, постаффектационная амнезия).

Наря­ду с амнезиями имеют место парамнезии или «ложные воспоминания», за­мещающие позабытые или вытесненные события. Согласно клиническим на­блюдениям 3игмунда Фрейда, амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) все­гда находятся во взаимодополняющих отношениях: там, где выявляются зна­чительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые мо­гут полностью скрыть наличие амнезии

Страница 3 из 6

Процессы памяти

Основные процессы памяти - запоминание, воспроизве­дение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру вос­произведения судят о качестве работы всего аппарата памяти.

Память начинается с запоминания. Запоминание - этопроцесс памяти, обеспечивающий сохранение в памяти материала как важнейшее условие его последующего вос­произведения.

Запоминание может быть непреднамеренным и предна­меренным. При непреднамеренном запоминании человек не ставит цели запомнить и не производит для этого никаких усилий. Запоминание происходит «само собой». Так запо­минается главным образом то, что живо интересует чело­века или вызывает в нем сильное и глубокое чувство: «Я этого никогда не забуду!» Но любая деятельность требует, чтобы человек помнил множество таких вещей, которые сами собой не запоминаются. Тогда вступает в силу предна­меренное, сознательное запоминание, т. е. ставится цель- за­помнить материал.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Ме­ханическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое за­поминание связано с процессами мышления. Чтобы запом­нить новый материал, человек должен понять его, осмыс­лить, т.е. найти глубокие и содержательные отношения между этим новым материалом и уже имеющимися у него знаниями.

Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понима­ние.

И механическое и смысловое запоминание имеют боль­шое значение в психической жизни человека. При запоми­нании доказательств геометрической теоремы или анали­зе исторических событий, литературного произведения на первый план выступает смысловое запоминание. В других случаях - запомнить номер дома, телефона и т.п. - основ­ная роль принадлежит механическому запоминанию. В боль­шинстве случаев память должна опираться и на понима­ние, и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при заучивании стихотворе­ния или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повто­рением.

Если запоминание имеет характер специально органи­зованной работы, связанной с применением определен­ных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно назы­вается заучиванием.

Заучивание зависит: а) от характера деятельности, от про­цессов целеполагания: произвольное запоминание, осно­ванное на сознательно поставленной цели - запомнить, бо­лее эффективно, чем непроизвольное; б) от установки -запомнить надолго или запомнить на короткий срок. Мы нередко принимаемся за заучивание какого-то материала, зная, что, по всей вероятности, используем его только в определенный день или до какого-то срока и что затем он не будет иметь значения. Действительно, по прошествии этого срока мы забываем заученное.

Лучше заучивается эмоционально окрашенный матери­ал, к которому человек относится с интересом, который личностно значим для него. Такое запоминание является мотивированным.

Это очень убедительно показано в рассказе К. Паустов­ского «Слава боцмана Миронова»:

«...И вот с боцманом Мироновым в редакции „Маяка" про­изошла необычная история...

Не помню, кто - Наркоминдел или Внешторг - просил ре­дакцию сообщать все сведения о русских пароходах, уведенных за границу. Надо знать, что был уведен весь торговый флот, что­бы понять, как это было трудно.

И когда мы просиживали напролет жаркие одесские дни над судовыми списками, когда в редакции потели от напряжения и вспоминали старые капитаны, когда изнеможение от путани­цы новых пароходных названий, флагов, тонн и „дедвейтов" достигло наивысшего напряжения, - в редакции появился Ми­ронов.

Вы это бросьте, - сказал он. - Так у вас ни черта не выйдет. Я буду говорить, а вы пишите. Пишите! Пароход „Иерусалим". Плавает сейчас под французским флагом из Марселя на Мада­гаскар, зафрахтован французской компанией „Пакэ", команда французская, капитан Борисов, боцманы все наши, подводная часть не чистилась с тысяча девятьсот семнадцатого года. Пиши­те дальше. Пароход „Муравьев-Апостол", теперь переименован в „Анатоль". Плавает под английским флагом, возит хлеб из Мон­реаля в Ливерпуль и Лондон, зафрахтован компанией „Рояль -Мейль - Канада". В последний раз я его видел в прошлом году осенью в Нью-Порт-Ньюсе.

Это длилось три дня. Три дня с утра до вечера он, дымя папи­росами, диктовал список всех судов русского торгового флота, называл их новые имена, фамилии капитанов, рейсы, состоя­ние котлов, состав команды, грузы. Капитаны только качали головами. Морская Одесса взволновалась. Слух о чудовищной памяти боцмана Миронова распространился молниеносно...»

Очень важно активное отношение к процессу заучива­ния, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания полезнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания, чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что-то в состо­янии сильного утомления, сонливости, когда не удается как следует сосредоточить внимание, является напрас­ной тратой времени. Самый плохой и неэкономный спо­соб заучивания - механически перечитывать текст в ожи­дании, пока он сам запомнится. Разумным и экономным заучиванием является активная работа над текстом, ко­торая предполагает использование целого ряда приемов лучшего запоминания.

В.Д. Шадриков, например, предлагает такие способы произвольного или организованного заучивания:

Группировка - деление материала на группы по ка­ким-либо основаниям (по смыслу, ассоциациям и т.д.), выделение опорных пунктов (тезисы, заглавия, вопросы, примеры и т.д., в этом смысле составление шпаргалок полезно для запоминания), план - совокупность опорных пунктов; классификация - распределение каких-либо пред­метов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков.

Структурирование материала - установление вза­имного расположения частей, составляющих целое.

Схематизация - изображение или описание чего-либо в основных чертах.

Аналогия - установление сходства, подобия между явлениями, предметами, понятиями, образами.

Мнемические приемы - определенные приемы или способы запоминания.

Перекодирование - вербализация или прогова-ривание, представление информации в образной форме.

Достраивание запоминаемого материала, привне­сение нового в запоминание (использование слов или об­разов-посредников, ситуативных признаков и пр. Напри­мер, М.Ю. Лермонтов родился в 1814 г., умер в 1841 г.).

Ассоциации - установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Повторение - сознательно контролируемые и не­контролируемые процессы воспроизведения материала. Надо как можно раньше начинать попытки воспроизво­дить текст, так как внутренняя активность в сильнейшей степени мобилизует внимание и делает запоминание ус­пешным. Запоминание осуществляется скорее и бывает более прочным, когда повторения не следуют друг за дру­гом непосредственно, а разделяются более или менее зна­чительными промежутками времени.

Воспроизведение - существеннейший компонент памяти.

Воспроизведение может протекать на трех уровнях: уз­навание, само воспроизведение (произвольное и непро­извольное), припоминание (в условиях частичного забы­вания, требующего волевого усилия).

Узнавание - самая простая форма воспроизведения. Уз­навание - это появление чувства знакомости при повтор­ном восприятии чего-либо.

Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая сила.
Все здесь напоминает мне былое...

А.С.Пушкин. «Русалка»

Воспроизведение - более «слепой» процесс, он характе­ризуется тем, что образы, закрепленные в памяти, возни­кают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т.д. вспоминаются сами собой, без всякого сознатель­ного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Мы го­ворим: «Мне вспомнилось». Здесь мысль следует за ассо­циацией. При преднамеренном воспроизведении мы гово­рим: «Я вспоминаю». Здесь уже ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание - наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определенных воле­вых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь ассоциаций, которые косвен­но помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский да­вал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребенку, будет в дальнейшем помнить­ся хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приемами:

1) намеренное использование ассоциаций - мы воспро­изводим в памяти разного рода обстоятельства, непосред­ственно связанные с тем, что надо припомнить, в расчете на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое (например, куда я положила ключ? выключила ли я утюг, уходя из квартиры? и пр.);

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека -Петр Андреевич, Петр Алексеевич, Петр Антонович - дума­ем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости.

Припоминание - сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости.

Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является ее готовность - умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необхо­димо в данный момент. Психолог К.К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненуж­ное «само лезет в голову». У других же багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда вос­производится именно то, что нужно.

К. К. Платонов давал полезные советы для запомина­ния. Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти сама фор­мируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу уста­навливаются связи между запоминанием и теми случая­ми, когда эти сведения могут понадобиться. Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких слу­чаях те или иные сведения могут понадобиться.

Сохранение и забывание - это две стороны единого про­цесса долговременного удержания воспринятой информа­ции. Сохранение - это удержание в памяти, а забывание - это исчезновение, выпадение из памяти заученного.

В разном возрасте, в разных жизненных обстоятельствах, в различных видах деятельности различный материал за­бывается, как и помнится, по-разному. Забывать не всегда так уж плохо. Как была бы перегружена наша память, если бы мы помнили решительно все! Забывание, как и запо­минание, - процесс избирательный, имеющий свои зако­номерности. Вспоминая, люди охотно воскрешают хоро­шее и забывают плохое в своей жизни (например, воспо­минание о походе - трудности забываются, а все веселое, хорошее помнится). Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вы­зывает его интереса, не занимает существенного места в его деятельности. То, что нас взволновало, помнится зна­чительно лучше того, что оставило нас равнодушными, безразличными.

Благодаря забыванию человек расчищает место для но­вых впечатлений и, освобождая память от груды ненуж­ных деталей, дает ей новую возможность служить нашему мышлению. Это хорошо отражено в народных пословицах, например: «Кто кому надобен, тот тому и памятен».

В конце 20-х годов нашего столетия забывание изучали немецкий и русский психологи Курт Левин и Б. В. Зейгарник. Они доказали, что прерванные действия сохра­няются в памяти прочнее, чем законченные. Незавершен­ное действие оставляет у человека подсознательное на­пряжение и ему трудно сосредоточиться на другом. При этом простая монотонная работа вроде вязания не может быть прервана, она может быть только оставлена. Но ког­да, например, человек пишет письмо и его прерывают на середине, происходит нарушение системы напряже­ния, которое не дает забыть это незаконченное действие. Это ощущение незавершенного действия называют эф­фектом Зейгарник.

Но забывание, конечно, не всегда хорошо, поэтому с ним нередко борются. Одно из средств такой борьбы - по­вторение. Всякое знание, не закрепляемое повторением, постепенно забывается. Но для лучшего сохранения в самый процесс повторения необходимо вносить разнообразие.

Забывание начинается вскоре после заучивания и в пер­вое время идет особенно быстрыми темпами. За первые 5 дней забывается после заучивания больше, чем за после­дующие 5 дней. Поэтому повторять выученное следует не тогда, когда оно уж забыто, а пока забывание еще не на­чалось. Чтобы предотвратить забывание, достаточно беглого повторения, а чтобы восстановить забытое, нужна большая работа.

Но так бывает не всегда. Опыты показывают, что не­редко воспроизведение бывает наиболее полным не тот­час после заучивания, а спустя день, два или даже три дня. За это время выученный материал не только не забы­вается, а, наоборот, закрепляется в памяти. Подобное на­блюдается главным образом при заучивании обширного материала. Отсюда проистекает практический вывод: не сле­дует думать, что лучше всего можно ответить на экзамене то, что выучено непосредственно перед экзаменом, на­пример в то же утро. Более благоприятные условия для воспроизведения создаются в том случае, когда выучен­ный материал некоторое время «отлежится». Нужно учи­тывать тот факт, что последующая деятельность, весьма похожая на предыдущую, может иногда «стирать» резуль­таты предшествующего заучивания. Такое иногда проис­ходит, если после истории учить литературу.

Забывание может быть следствием различных расстройств памяти:

1) старческого, когда пожилой человек помнит ран­нее детство, а все ближайшие события не помнит, 2) при сотрясении мозга нередко наблюдаются те же явле­ния, что и в старческом возрасте, 3) раздвоения лично­сти - после сна человек представляет себя другим, о себе все забывает.

Часто человеку бывает сложно запомнить что-либо спе­циально. Для облегчения запоминания люди придумали разные способы, они называются приемами запоминания или мнемотехникой. Приведем некоторые из них.

1. Прием рифмы. Любой человек лучше запоминает сти­хи, чем прозу. Поэтому трудно будет забыть правила пове­дения на эскалаторе в метро, если представить их в виде шутливого четверостишия:

Тростей, зонтов и чемоданов
Ты на ступеньки не клади,
Не облокачивайся на перила,
Стой справа, слева проходи.

Или, например, в русском языке есть одиннадцать гла­голов-исключений, которые непросто запомнить. А если их срифмовать?

Видеть, слышать и обидеть,
Гнать, терпеть и ненавидеть,
И вертеть, смотреть, держать,
И зависеть и дышать,
-ишь, -ит, -ат, -ят писать.

Или, чтобы в геометрии не путать биссектрису и меди­ану:

Биссектриса - это такая крыса,
которая бегает по углам
и делит угол пополам.

Медиана - это такая обезьяна,
которая прыгает на сторону
и делит ее поровну.

Или, чтобы запомнить все цвета радуги, запомните ве­селое предложение: «Как однажды Жак-звонарь головой сломал фонарь». Здесь каждое слово и цвет начинаются с одной буквы - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

2. Ряд мнемических приемов используется при запоми­нании дат рождения известных людей или знаменатель­ных событий. Например, И. С. Тургенев родился в 1818 г. (18-18), А.С. Пушкин родился на один год раньше XIX столетия (1799), М. Ю.Лермонтов родился в 1814, а умер в 1841 г. (14-41).

3. Чтобы запомнить, что является органом дневного, а что ночного зрения - палочки или колбочки, можно за­помнить следующее: ночью легче идти с палочкой, а с колбочками в лаборатории работают днем.



Новое на сайте

>

Самое популярное