Домой Природное земледелие Способность системы создавать все необходимые. Как создать пошаговый план развития навыков, необходимых для достижения вашей цели. Вопросы и задания к документу

Способность системы создавать все необходимые. Как создать пошаговый план развития навыков, необходимых для достижения вашей цели. Вопросы и задания к документу

Продолжаем знакомить вас с инструментами коучинга, которые можно использовать самостоятельно для наведения порядка в голове, структурирования мыслей, повышения осознанности, принятия решений, усиления мотивации и, как следствие, для более эффективного и увлекательного движения к вашим целям.

Очень часто причиной провала в достижении целей является не отсутствие мотивации, не плохо продуманный план и даже не прокрастинация, чаще всего это банальный просчет в ресурсах. Один из важнейших ресурсов – это наши знания, способности и навыки.

Интересно : навыки, необходимые для достижения цели, совсем не обязательно должны быть развиты идеально. Михай Чиксендмихай, впервые описавший состояние потока, которое характеризуется полным погружением в процесс выполнения определенной задачи, составил список условий, при которых подобное состояние может возникнуть. Одно из условий – сложность выполняемой задачи. То есть навыки должны быть развиты достаточно для того, чтобы задача оставалась одновременно и сложной, и выполнимой. Так как если навыки развиты недостаточно, выполнить задачу будет слишком сложно, из- за чего быстро пропадут интерес и мотивация. Если же навыки развиты слишком хорошо, задача окажется слишком простой и работа над ней быстро перестанет приносить удовольствие.Поэтому при постановке цели важно не только оценить имеющиеся и понять, как развивать необходимые навыки, но и учесть соответствие между желаемой целью и степенью развитости необходимого навыка.

Сегодня я расскажу вам о коучинговом инструменте, проработав который, вы найдете ответы на вопросы: «Какие знания и умения мне важно развить для достижения моей цели?» и «Каким образом я могу это сделать?»

Наверняка, многие из вас слышали про Колесо баланса. Предлагаю рассмотреть альтернативное применение этого инструмента. Итак, знакомьтесь (барабанная дробь), «Колесо навыков»!

Колесо навыков – это универсальное название. На самом деле в него могут входить любые умения, знания и способности. Это те ресурсы, которые будут с вами всегда, независимо от того, где вы и с кем.

Алгоритм работы с колесом навыков

Алгоритм работы с колесом навыков такой же, как и с колесом баланса.

1. Определите, какие знания, умения и способности необходимы вам для достижения цели. Желательно не больше 8. Чем меньше, тем лучше для фокусировки.

Рекомендация : Ответьте на вопрос: «Кто я, когда достигаю эту цель?» Например, ваша цель – начать зарабатывать удаленно. И ответом на вопрос «Кто я, когда достигаю эту цель?» может быть «Фрилансер». Значит, для своего списка вы выбираете качества, навыки, знания, которые важны для успешного фрилансера. Или «Хочу вывести бизнес на новый уровень». Кто я? Предприниматель. И ищите, что характеризует успешного предпринимателя. Или «Хочу рельефный пресс». Кто я? Привлекательный парень с рельефным прессом. А теперь подумайте про того, кого можно назвать «Привлекательным парнем с рельефным прессом» 🙂 Какие качества, навыки, умения помогли ему достичь этой цели?

2. Ответьте на вопрос: «Как должен проявляться каждый из навыков в идеале (применимо к вашей цели)?»

3. Выпишите отдельно все критерии идеального проявления навыка.

4. Нарисуйте колесо, разделив его на сектора, соответствующие количеству выбранных вами навыков. Рисунок будет похож на колесо со спицами. Каждая спица – это навык.

5. Разделите каждую спицу на 10 частей таким образом, чтобы каждая часть соответствовала 1 баллу. Считаем баллы от центра, начиная с 1.

6. Оцените по 10-балльной шкале, насколько в настоящее время проявлен каждый из навыков. То есть какой балл вы можете присвоить навыку сейчас, если 10 баллов – это идеальное проявление навыка (в соответствии с вашим описанием).

7. Поставьте точку на балл, который вы присвоили навыку на каждой спице и соедините точки. Так вы сможете комплексно оценить существующую картину по вашим навыкам на сегодняшний день.

План действий

Теперь переходим к составлению списка действий.

8. Выберите навык, с которого хотите начать.

9. Подумайте, как изменится ваш навык, если степень его проявленности вырастет всего на 1 балл? Что нового появится в вас? И что можно сделать для развития навыка всего на 1 балл? Запишите выбранные вами действия.

10. А теперь подумайте, как изменится ваш навык, если степень его проявленности вырастет еще на 1 балл? Что нового появится в вас? И что можно сделать для развития навыка, чтобы его проявленность выросла еще на один балл? Запишите эти действия тоже.

11. Продолжайте двигаться по 1 баллу вверх и фиксировать выбранные действия, пока не достигните 10 баллов.

Примечание : считается, что такой пошаговый балльный способ движения лучше структурирует мысли в области действий. Но если вам удобнее сразу составить список действий, это ваш выбор. Предложенный алгоритм можно и нужно подстраивать под себя, только тогда он будет максимально полезен.

Колесо навыков может подойти практически для любой цели или подцели, главное, чтобы они были максимально конкретно сформулированы.

Пример замечательной проработки данного упражнения показала участница программы WinWin Mira Charlie . Её цель – устроиться на работу в отдел персонала крупной компании. Один из важнейших этапов – прохождение собеседования. Для того чтобы максимально эффективно подготовиться к прохождению данного этапа, Мира создала колесо идеального собеседования, прописав в нем все, что, по ее мнению, необходимо успешному кандидату.

Очень надеюсь, что данный инструмент пригодится вам при анализе ресурсов и планировании действий по развитию.

Другие способы применения колеса баланса, а также различные полезные коучинговые модели и техники можно не только изучить, но и отработать на практике как в роли коуча, так и в роли клиента, записавшись на курс «Основы Коучинга»

Основные сферы социальной жизни

Материальная сфера. Ее своеобразие состоит в том, что она призвана создавать определенные вещи необходимые для удовлетворения материальных потребностей людей. Основной фигурой является работник физического труда. Трудом работников добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое для удовлетворения производственных нужд. В ней создается то, что необходимо людям в повседневной жизни.

Духовная сфера. Здесь производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Однако и они так или иначе материализуются в физических вещах (книги, картины и т. д.) Хотя главным является духовное содержание.

Регулятивная или управленческая деятельность. Это деятельность политиков, управляющих. Специфическая задача сферы - поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности и общественных отношений. Обеспечение согласованности Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность, т.к. здесь решаются судьбы миллионов людей.

Социальная сфера или деятельность по обслуживанию людей. Это деятельность врача, учителя, артиста. Сфера обслуживания - самая динамичная в современном обществе.

Все выделяемые в ходе анализа типы деятельности, соц. Группы и институты, их взаимоотношения в реальности существуют вместе. Взаимосвязаны.

Общество, как самодостаточная система

Общество как целостный организм характеризуется следующими свойствами:

  • 1)самодеятельностью;
  • 2)самоорганизацией;
  • 3)саморазвитием;
  • 4)самодостаточностью.

Первые три свойства присущи не только обществу в целом, но и его составляющим сферам, то свойство самодостаточности характерно только для общества в целом.

Самодостаточность - это способность системы своей собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия собственного существования, производить все потребное для коллективной жизни. Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы, и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему - продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимое для своего существования.

Современной социальной философией выделяются следу­ющие основные свойства общества как целого:

Самодеятельность,

Самоорганизация,

Саморазвитие,

Самодостаточность.

Нужно отметить, что если первые три из указанных свойств присущи не только обществу в целом, но в той или иной степени и составляющим общество сферам, группам, то свойство само­достаточности присуще только обществу в целом. Самодостаточ­ность – это способность системы своей собственной деятель­ностью создавать и воссоздавать все необходимые условия совре­менного существования, производить все потребное для коллек­тивной жизни. Самодостаточность – главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из отдельных соци­альных групп не способна выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общес­тво в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные социальные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать необходимые ус­ловия существования.

Важно, уяснить, что общество, представляя собой совокуп­ность относительно устойчивых, стабильных структур, не нахо­дится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя. О нем, как и о природе, можно сказать, что оно постоянно изменяется. Факт постоянного изменения природы и общества давно был замечен философами. Наиболее полное и глубокое учение о развитии как всеобщем свойстве бытия создал, как известно, Гегель. Конт и Маркс в своих философских системах уделили большое внимание специфике социального развития, его эволюционным и революционным формам. Современные философы достаточно единодушны в том, что неотъемлемой составной, частью исследования социальных объектов являются аспекты структуры и развития. Иначе говоря, рассмотрение общества в статике, т.е. с точки зрения его организации, структуры обяза­тельно должно быть дополнено анализом его динамики, измене­ния и развития.

При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используются такие термины, как «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «про­гресс», «регресс», «факторы развития», «эволюция», «революция» и др. Рассмотрим кратко содержание этих понятий.

Процесс – это единая серия изменений в социальных систе­мах, т.е. в группах, институтах, других элементах социальной системы. Возможны различные типы процессов: внутри личнос­ти, например процесс самообразования человека; процессы, происходящие в отношениях двух индивидов; изменения, проис­ходящие внутри общности и между ними; процессы изменений, охватывающие структуру и организацию общества в целом. Возможен и иной подход к классификации типов социальных процессов. Так, возможно выделение процессов, объединяющих, сближающих, уравнивающих людей, а возможны, напротив, про­цессы, разъединяющие, порождающие соперничество, конфликты.



Простейшим процессом является функционирование общест­ва, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под «изменением» понимается начальный этап внутреннего перерождения в общес­тве или его отдельных частях и их свойствах, носящие количес­твенный характер.

Развитие – есть частный случай изменений, возникающий когда постепенные количественные изменения приводят к глубо­ким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных струк­тур и отношений между ними. Прогресс – одна из разновиднос­тей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособ­ления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие «регресс» – процесс сужения возможностей системы к самораз­витию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.

Рассмотрение общества с точки зрения его изменения и раз­вития включает в себя следующие основные проблемы:

Направленность совершающихся в обществе изменений;

Источники или факторы развития;

Формы, в которых совершается любое развитие.

При рассмотрении первой из вышеуказанных проблем следу­ет учитывать, что существование постоянных, направленных, систематических изменений в обществе признают далеко не все философы. Такую направленность развития от низших форм к высшим признают философы-детерминисты (Гегель, Маркс). В то время как индетерминисты или волюнтаристы (Шопенгауэр, Ницше, Поппер), абсолютизируя роль слепых, бессознательных начал в человеческой психике и связывая с ними все социальное развитие, отрицают его направленность и закономерность. При­чем детерминизм признает не только направленность историчес­кого развития, но и его по преимуществу прогрессивный харак­тер, т.е. исходит из того, что новые фазы социального развития по необходимости являются и более совершенными; иначе гово­ря, развитие ведет к постоянному улучшению общества. Вокруг проблемы прогресса велось множество дискуссий. Если опреде­ленная часть философов признает прогресс в экономической, политической, научной сферах жизни, то поступательное разви­тие в области нравственной, в сфере морали оспаривается мно­гими в связи с отсутствием четких критериев морального совер­шенствования.

Тем не менее, независимо от признания направленности, закономерности или прогрессивности проходящих в обществе изменений, сам факт этих изменений, вызывающих постоянное обогащение социальной структуры и отношений между людьми, признается большинством философов, ибо трудно отрицать обо­гащение духовной жизни людей, развитие науки, техники, рас­ширение возможностей удовлетворения разнообразных челове­ческих потребностей.

Важным является и вопрос об источниках, факторах или причинах происходящих в обществе изменений. Какие же причи­ны вызывают изменение в обществе?

Одна из них связана с непрерывным процессом функциони­рования общества, постоянной деятельностью людей по удовлет­ворению своих насущных потребностей. В ходе повседневной деятельности людей совершенствуются, их навыки и способнос­ти, более разнообразными становятся виды их деятельности. Состав общества, социальных групп постоянно изменяется. Люди изменяются с возрастом, умирают, рождаются и подрастают новые поколения. Уже в силу этих естественных причин, по преимуществу медленных процессов, происходят достаточно глубокие изменения в структуре и организации общества.

Но кроме процесса повседневного функционирования об­щественной жизни обнаруживаются и более серьезные, корен­ные изменения, затрагивающие основы жизни общества. Они происходят под влиянием мощных реформаторских и революци­онных движений.

В социальной философии высказывались различные мнения по поводу причин качественных изменений в обществе. Одни связывали их с изменениями природных основ социальной жизни (Ш.Монтескье, В.Вернадский, Л. Гумилев), другие искали причины в изменениях экономики, орудий труда, методов орга­низации производства (К. Маркс, У.Ростоу), третьи связывали процесс социального развития с изменениями в культурной жизни, системе духовных ценностей (Г. Гегель, О. Конт, П. Сорокин).

Каждый из этих факторов оказывает определенное воздейст­вие на развитие общественной жизни, хотя их социальная роль неравноценна. Природные, экономические и культурные факто­ры теснейшим образом связаны между собой. Так, увеличение рождаемости (природно-биологический фактор) дает эффект и способствует быстрому развитию общества только при условии одновременного развития производства, образования, медицины.

Весьма велика роль технических изобретений. Так, изобрете­ние и применение паровой машины в XVIII в. предопределили промышленную революцию, а затем вызвали новый тип индус­триального общества с развитой промышленностью, буржуазией и пролетариатом. Развитие орудий труда, прогресс техники, науки, как убедительно показывает исторический опыт, изменя­ют все области общественной жизни, структуру различных об­щностей людей – малых и больших – их культуру и способ удовлетворения потребностей.

Велика и роль культуры, в том числе ее межнационального взаимодействия. Так, активный перенос в Японию в XIX–XX вв. достижений науки из Западной Европы и США содействовал тому, что в сравнительно короткий исторический срок, несмотря на поражение во второй мировой войне, Япония превратилась в одну из самых высокоразвитых стран мира. Истории известны и немало примеров противоположного характера, когда проводи­мая господствующими силами политика изоляционизма, недопу­щения в страну ни новых идей, ни новых товаров доводила могущественные государства до глубокого кризиса, упадка в результате устаревания институтов и социальных структур.

Поскольку культурное творчество может создавать реальную угрозу существующим институтам, социальным структурам и власти, оно постоянно контролируется обществом. История науки и техники, литературы и искусства знает немало примеров сопротивления новым идеям и теориям (дарвинизму, генетике, кибернетике), техническим изобретениям (внедрению паровых машин, компьютеров), новым культурным ценностям.

Но при всем значении социальных предпосылок общественного развития – экономических и культурных – нельзя не учитывать того, что все люди являются живыми организмами, входящими в биосферу планеты Земля, телами, подверженными силам притяжения, электромагнитным полям космическим лучам, термодинамическим воздействиям. Для природных феноменов надо искать и природные причины. Поэтому правомерно говорить о социальной жизни как о явлении, движущими силами которого являются также природные, биосферные факторы, такие, например, как исследованные Л. Гумилевым ритмы этногенеза, включающие фазы подъема, депрессии и упадка.

Задачей социальной философии является исследование всех природных и социальных факторов, так или иначе инициирующих процессы развития общественной жизни. Накапливаясь, эти факторы порождают могучие реформистские и революционные движения, стимулирующие и ускоряющие процесс глубоких социальных перемен.

Социальные движения выражаются в коллективных, совместных действиях людей, совершающихся более или менее организованно для достижения определенных целей, изменяющих социальное положение участников движений. Причиной являются социальные движения: неудовлетворенные потребности людей – экономические, культурные, политические. Именно они вызывают состояние психического напряжения, социального беспокойства. Это беспокойство проявляется в усилении контактов, дискуссий, размышлений по поводу сложившейся ситуации! Состояние беспокойства может охватывать большие или меньшие общности – вплоть до целых классов и народов. Состояния беспокойства, напряженности – исходный пункт социальных движений. Характер социальных движений определяется их целями, применяемыми методами, а также количеством вовле­ченных в них людей. По этим признакам различаются реформаторские и революционные движения.

Реформаторские движения охватывает обычно некоторые ограниченные круги и общности. Они действуют в рамках установленного социального порядка и поэтому, как правило, не сталкиваются с репрессиями и насилием со стороны властей. Они стремятся к достижению изменений, например, средствами улуч­шения законодательства. Таковы просветительские, профессиональные, пацифистские и отчасти национальные движения. Несмотря на свой мирный, легальный характер, реформаторские движения могут постепенно приводить к глубоким обществен­ным изменениям.

Революционные движения в начальных стадиях могут быть похожи на реформаторские. Но по мере своего развития они приобретают отличия: охватывают широкие массы, целые общес­твенные классы, испытывающие напряжение и беспокойство; затрагивают коренные жизненные потребности людей, вызыва­ются сильными мотивами. Участники этих движений часто подвергаются преследованиям и репрессиям со стороны власти. Но основное их отличие – в целях и методах. Их цель – не мирная форма, а ниспровержение существующего социального строя путем применения силы. Отсюда и необходимость широких масштабов, массовости, наличия особых организаций, способ­ных стать зачатками новой политической власти.

В случае победы революционные движения вводят в жизнь новые порядки, коренным образом изменяют строй общества, производят сдвиги в классовой структуре, меняют состав соци­альных институтов, изменяют систему ценностей, обычаи, образ­цы поведения. Наиболее глубокие изменения в обществе вызы­вают революции, в которых участвуют целые классы, народы. Таковы революции 1789 г. во Франции, 1917 г. в России, 1949 г. в Китае. Глубокие общественные изменения произошли и в результате национально-освободительных революций, совершив­шихся в XX в., особенно после Второй мировой войны в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки. Революции не только морально оправданы, но и необходимы, если они направлены против отживших порядков, тиранических режимов и т.п. Но неверно, по-видимому, считать, что только с революциями связано развитие общества. Нельзя не учитывать, что революции всегда очень дорого обходятся, они сопровождаются страдания­ми и гибелью людей.

Таким образом, социально-философский анализ включает в себя и статику общества и его динамику, рассмотрение составля­ющих его групп, институтов, а также учет происходящих в обществе процессов изменения и развития.

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования. Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый. Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность - индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность. Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей - это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения. Следует учитывать, что способности - понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности. Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования.

По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Виды способностей

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

Репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

Творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

Способность;

Одаренность;

Гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность - второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности. В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

Художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

Общая - интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

Творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

Социальная, обеспечивающая высокий выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

Практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант - высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать. Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию. Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность - самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность - высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности. Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль». Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике. Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать через зону ближайшего развития. Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития. Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области. Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

- «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

- «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

- «Вербальная фантазия» - определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

- «Запомни и расставь точки» - диагностика объема внимания.

- «Компасы» - изучение особенностей

- «Анаграммы» - определение комбинаторных способностей.

- «Аналитические математические способности» - выявление аналогичных склонностей.

- «Способности» - выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

- «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

- «Ваш творческий потенциал» - диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха. Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата - это только предпосылка к возможному развитию данных способностей. Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас. Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант. А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Во второй части определения понятия «общество», приведённого в § 1, подчёркнута идея взаимосвязи людей и взаимодействия различных сфер общественной жизни. В философской литературе общество определяется как «динамическая система». Понятие «система» может показаться сложным, но есть смысл в нём разобраться, так как в мире немало объектов, которые охватываются этим понятием. Системами являются и наша Вселенная, и культура отдельного народа, и деятельность самого человека. Слово «система» греческого происхождения, означает «целое, составленное из частей», «совокупность». Таким образом, каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы. Главное значение приобретают связи и отношения между частями системы. Динамические системы допускают различные изменения, развитие, возникновение новых и отмирание старых частей и связей между ними.

Особенности социальной системы

Каковы же характерные черты общества как системы? Чем эта система отличается от природных систем? В общественных науках выявлен ряд таких отличий.

Во-первых, общество как система имеет сложный характер, поскольку включает в себя множество уровней, подсистем, элементов. Так, можно говорить о человеческом обществе в глобальном масштабе, об обществе в пределах одной страны, о различных общественных группах, в которые включён каждый человек (нация, класс, семья и т. п.).

Макроструктура общества как системы состоит из четырёх подсистем , которыми являются основные сферы человеческой деятельности - материально-производственной, социальной, политической, духовной. Каждая из этих известных вам сфер имеет своё собственное сложное строение и сама является сложной системой. Так, политическая сфера выступает как система, включающая в себя большое число компонентов - государство, партии и т. п. Но государство, например, тоже является системой с множеством составляющих.

Таким образом, любая из существующих сфер общества, являясь по отношению к обществу подсистемой, одновременно и сама выступает как достаточно сложная система. Поэтому можно говорить об иерархии систем, состоящих из ряда различных уровней.

Иными словами, общество - это сложная система систем, своего рода суперсистема .

Во-вторых, характерной чертой общества как системы является наличие в его составе разнокачественных элементов, как материальных (различных технических устройств, учреждений и т. п.), так и идеальных (ценностей, идей, традиций и т. п.). Например, экономическая сфера включает в себя предприятия, транспортные средства, сырьё и материалы, производственные товары и вместе с тем экономические знания, правила, ценности, образцы экономического поведения и многое другое.

В-третьих, основным элементом общества как системы является человек, который обладает способностью постановки целей и выбора средств осуществления своей деятельности. Это делает социальные системы более изменчивыми, подвижными, чем природные.

Общественная жизнь находится в постоянном изменении . Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными; в истории человечества известны периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в своих основах столетиями, но со временем темпы изменений стали нарастать.

Из курса истории вы знаете, что в обществах, существовавших в различные эпохи, происходили те или иные качественные изменения, в то время как природные системы тех периодов существенных изменений не претерпевали. Этот факт свидетельствует о том, что общество - динамичная система, обладающая свойством, которое в науке выражается понятиями «изменение», «развитие», «прогресс», «регресс», «эволюция», «революция» и т. д.

Следовательно, человек - это универсальный элемент всех социальных систем, поскольку он непременно включён в каждую из них.

Как и любая система, общество представляет собой упорядоченную целостность. Это означает, что компоненты системы не находятся в беспорядке, а, напротив, занимают внутри системы определённое положение и определённым образом связаны с другими компонентами. Следовательно, система обладает интегративным качеством , которое присуще ей как единому целому. Ни один из компонентов системы, рассматриваемый в отдельности, этим качеством не обладает. Оно, это качество, - результат интеграции и взаимосвязи всех компонентов системы. Так же как отдельные органы человека (сердце, желудок, печень и т. д.) не обладают свойствами человека, так и экономика, система здравоохранения, государство и другие элементы общества не имеют тех качеств, которые присущи обществу в целом. И только благодаря многообразным связям, существующим между компонентами социальной системы, она превращается в единое целое, т. е. в общество (как благодаря взаимодействию различных человеческих органов существует единый организм человека).

Проиллюстрировать связи между подсистемами и элементами общества можно различными примерами. Изучение далёкого прошлого человечества позволило учёным сделать вывод о том, что нравственные отношения людей в условиях первобытности строились на коллективистских началах, т. е., говоря современным языком, приоритет всегда отдавался коллективу, а не отдельному индивиду. Известно также, что моральные нормы, существовавшие у многих племён в те архаические времена, допускали убийство слабых членов рода - больных детей, стариков - и даже людоедство. Повлияли ли на эти представления и взгляды людей о пределах морально допустимого реальные материальные условия их существования? Ответ ясен: бесспорно, повлияли. Необходимость сообща добывать материальные блага, обречённость на скорую гибель человека, оторвавшегося от рода, и заложили основы коллективистской морали. Руководствуясь теми же способами борьбы за существование и выживание, люди не считали безнравственным освобождаться и от тех, кто мог стать обузой для коллектива.

Другим примером может быть связь правовых норм и социально-экономических отношений. Обратимся к известным историческим фактам. В своде законов Древнерусского государства - Русской Правде предусмотрены различные наказания за убийство. При этом мера наказания определялась в первую очередь местом человека в системе иерархических отношений, его принадлежностью к тому или иному социальному слою или группе. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он составлял 80 гривен и равнялся стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа оценивалась в 5 гривен, т. е. в 16 раз дешевле.

Интегральные, т. е. общие, присущие всей системе, качества любой системы не являются простой суммой качеств, её составляющих, а представляют новое качество , возникшее в результате взаимосвязи, взаимодействия входящих в неё компонентов. В самом общем виде это качество общества как социальной системы - способность создавать все необходимые условия для своего существования, производить всё потребное для коллективной жизни людей. В философии самодостаточность рассматривается в качестве главного отличия общества от составляющих его частей. Как органы человека не могут существовать вне целостного организма, так не может существовать ни одна из подсистем общества вне целого - общества как системы.

Ещё одна черта общества как системы заключается в том, что эта система относится к числу самоуправляемых . Управленческую функцию выполняет политическая подсистема, придающая согласованность всем компонентам, образующим социальную целостность.

Любая система, будь то техническая (агрегат с автоматической системой управления), или биологическая (животное), или социальная (общество), находится в определённой среде, с которой она взаимодействует. Средой социальной системы любой страны является как природа, так и мировое сообщество. Изменения в состоянии природной среды, события в мировом сообществе, на международной арене являются своего рода сигналами, на которые общество должно реагировать. Обычно оно стремится либо адаптироваться к изменениям, происходящим в среде, либо адаптировать среду к своим потребностям. Другими словами, система реагирует на сигналы тем или иным образом. При этом она реализует свои основные функции: адаптации; целедостижения , т. е. способности поддерживать свою целостность, обеспечивающую реализацию её задач, влияя на окружающую природную и социальную среду; поддержания образца - способности сохранять свою внутреннюю структуру; интеграции - способности интегрировать, т. е. включать новые части, новые общественные образования (явления, процессы и т. п.) в единое целое.

Новое на сайте

>

Самое популярное