Вам понадобится
- - материалы теста определения интеллекта у детей;
- - шкала интерпретации результатов теста;
- - помощь опытного детского психолога.
Инструкция
Примените Векслеровскую шкалу , которая позволяет дать оценку вербальным и невербальным навыкам, а также общему интеллекту. Она предназначается для тестирования людей возрастного диапазона от 6 до 16 лет. Выявление различий между IQ для невербальных (бессловесных) и вербальных (словесных) навыков могут указывать на проблемы с восприятием. Пройдите со своим такой тест, перейдя на сайт по адресу: http://www.test-vecslera.ru/deti.htm
Используйте Тест Станфорд-Бине, который предназначен для детей старше двух лет. Он позволяет узнать IQ и умственный возраст ребенка. Так как тест содержит в основном задания вербального характера, он не подойдет, если у вашего малыша имеются специфические коммуникативные расстройства (к примеру, аутизм) или недостаточное развитие вербальных функций (по каким-либо внешним факторам) . Найти вопросы и шкалу данного теста можно в интернете, к примеру, по адресу: http://test-na-iq.ru/deti.htm. Для того чтобы начать процесс тестирования, нажмите кнопку «Начать тест». Также на сайте есть информация о том, как пройти IQ-тест, как интерпретировать полученные результаты.
Применение Денверского теста для оценки уровня интеллекта детей позволяет оценить такие стороны поведения, как тонкие движения, общие двигательные навыки, личностно-социальные навыки и речь. Он может помочь быстро определить уровень психомоторного развития детей дошкольного возраста. Пример такого теста можно найти на сайте по адресу: http://www.stepan-blog.ru/mbook/page205.htm.
Тестируя ребенка, помните об основных правилах проведения данной процедуры: малыш должен быть абсолютно здоров, обязательно наличие спокойной обстановки, его ничего не должно отвлекать от предложенных заданий. Лучше, если проведением данной процедуры займется все-таки опытный психолог, так как он обладает большим запасом знаний и умений в данной области и после прохождения теста сможет сразу предложить какие-либо методики для развития психологических процессов, получивших наименьшую оценку.
Видео по теме
Связанная статья
Совет 2: Как занятия музыкой в раннем детстве улучшают интеллект
В последнее время все чаще можно услышать о том, что музыка и интеллект тесно связаны между собой. Ученые продолжают исследования на эту тему, а пока есть мнение, что занятия музыкой в раннем возрасте благотворно влияют на развитие детей.
Каждый участок человеческого мозга отвечает за определенный вид деятельности. Та часть, которая впоследствии будет координировать становление и восприятие речи, развивается в начале последнего триместра беременности. Уже на этом сроке ребенок воспринимает музыку, и она позитивно влияет на происходящие в мозге процессы. Ребенок уже слышит те звуки, которые его окружают. Поэтому будущая музыкальность программируется на наследственном уровне, что подтверждается практикой: в семьях музыкантов соответствующие способности появляются у гораздо чаще.
Но наиболее интенсивно мозг развивается в первые годы жизни. Именно из-за этого музыкальные занятия с детьми желательно начинать в самом раннем возрасте. Речь не идет о том, чтобы отдать малыша в музыкальную школу одновременно с тем, как он начнет ходить, но познакомить его с разнообразными звуками музыкальных инструментов вполне возможно уже на этом этапе.
Если же ребенок будет заниматься музыкой серьезно, то у него будет развиваться слух, что способствует расширенному восприятию сложных звуков. Подобный навык приобретается навсегда, так как музыкальный слух закладывается именно в детстве и сохраняется на всю жизнь.
Одновременно с развитием слуха, занятия музыкой улучшают их обучаемость. Это обуславливается развитием усидчивости и улучшением восприятия поступающей информации. В школьном периоде это поможет лучше учиться и добиться успехов. Объясняется это тем, что многие проблемы обучения в школьном возрасте связаны с недостаточным развитием связей между полушариями головного мозга, так при обучении счету и письму активизируется только левое полушарие, а для творческой деятельности необходима активная работа правого. Музыка же способствует становлению этих связей в наилучшем виде.
В девятилетнем возрасте мальчики и девочки активно развиваются интеллектуально и познают мир. Естественно, родителям интересно, какие у ребенка способности, нет ли у него проблем с психоэмоциональным самочувствием, какой у него Ай-Кью – чтобы это узнать достаточности пройти специальные тесты для детей 9 лет. На сайте вы найдете множество тестов для детей в возрасте от девяти до 12 лет, каждый из которых разработан профессиональными психологами и доказал свою эффективность в определении личностных и умственных качеств школьников.
Основные причины для прохождения тестов на логику, IQ, таланты и т.д.:
- узнать, к какому виду занятий склонна дочка или сын;
- определить, из-за чего изменилось поведение;
- понять, есть ли проблемы в школе, страхи или фобии;
- оценить перспективы поступления в специализированную школу;
- решить, на какой кружок отдавать;
- принять решение о том, обращаться к детскому психологу или нет;
- подтвердить или опровергнуть предположение о том, что ребенок опережает своих сверстников по умственному развитию.
Какие есть психологические тесты для детей 9 лет и что они помогают выяснить?
В распоряжение заботливых мам и пап, а также учителей, которые хотят знать уровень интеллектуального развития и особенности психики своих учеников, мы предлагаем разнообразные игры-тесты для детей 9 - 10 лет, которые можно пройти онлайн совершенно бесплатно. Есть отдельные тестирования для девочек и мальчиков, а также общие вариации, позволяющие определить:- показатель IQ;
- умение логически мыслить;
- творческие способности;
- наличие психологических проблем в семье или в школе;
- эмоциональное состояние ребенка;
- соответствие темпов развития интеллекта возрастным нормам;
- внимательность;
- тип мышления и темперамента;
- наличие комплексов из-за внешности и по другим причинам;
- умение адаптироваться в новом коллективе.
Результаты психологических тестов для детей 9 лет позволят глубже понять ваше чадо как личность, вовремя принять меры для развития талантов или избавления от глубинных страхов, а также понять, в какой сфере сын или дочка будут наиболее успешными.
Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/iq-page-002_images_sampledata_1_iq-test_thumb_medium200_200.jpg" as a jpeg.
Error in function saveImage: Could not save the output file "/home/jellyc5/public_html/сайт/cache/iq-page-002_images_sampledata_1_iq-test_thumb_large200_200.jpg" as a jpeg.
IQ тесты – УЗНАЙ УРОВЕНЬ своего ИНТЕЛЛЕКТА!
Мы собрали ЛУЧШИЕ БЕСПЛАТНЫЕ ТЕСТЫ НА определение IQ . В отведенное время ответьте на все 40 вопросов и определите свои слабые и сильные стороны. Сделайте интеллект вашим главным союзником для достижения поставленных целей!
Выбирайте любой из представленных ниже тестов на определение уровня IQ и приступайте к работе. Успехов!
Искали бесплатные тексты на интеллект? Вы нашли их! Обычно структура каждого "Айкью" теста представляет собой список вопросов, включающих и довольно простые задания, и весьма сложные. Например, испытуемому предлагают справиться с задачами, которые помогут определить качество вашего пространственного и логического мышления. Мы подготовили для вас целую серию испытаний. Выбирайте любой бесплатный IQ тест (платных мы не держим:) и начинайте мозговой штурм! У вас получиться!
Как тесты IQ прошли мировые знаменитости
Как зовут |
Сфера деятельности |
Проживание |
Результат |
Абрахам Линкольн |
Руководитель государства |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 128 |
Адольф Гитлер |
Руководитель государства |
Республика Германия |
IQ - 141 |
Альберт Эйнштейн |
Учёный в области точных наук |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 160 |
Анди Уорхол |
АРТ-деятель |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 86 |
Арнольд Шварценеггер |
Герой кинобоевиков |
Республика Австрия |
IQ - 135 |
Бенедикт Спиноза |
Адепт философии |
Республика Голландия |
IQ - 175 |
Бенджамин Франклин |
Политический деятель |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 160 |
Билл Гейтс |
Создатель корпорации «Microsoft» |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 160 |
Билл Клинтон |
Руководитель государства |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 137 |
Блэйз Паскаль |
Адепт философии |
Республика Франция |
IQ - 195 |
Бобби Фишер |
Спортсмен-шахматист |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 187 |
Буанаротти Микеланджело |
Гений архитектуры |
Республика Италия |
IQ - 180 |
Чарльз Дарвин |
Основатель теории эволюции |
Великобритания |
IQ - 165 |
Чарльз Диккенс |
Деятель литературы |
Великобритания |
IQ - 180 |
Дэвид Юм |
Адепт философии |
Великобритания |
IQ - 180 |
Галилео Галилей |
Учёный в области точных наук |
Республика Италия |
IQ - 185 |
Джордж Фридрих Гендель |
Музыкальный гений |
Республика Германия |
IQ - 170 |
Джордж Сэнд |
Деятель литературы |
Республика Франция |
IQ - 150 |
Джордж Буш |
Руководитель государства |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 125 |
Джордж Вашингтон |
Руководитель государства |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 118 |
Ганс Христиан Андерсен |
Деятель литературы, поэт |
Республика Дания |
IQ - 145 |
Хилари Клинтон |
Политический деятель |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 140 |
Имануил Кант |
Адепт философии |
Республика Германия |
IQ - 175 |
Исаак Ньютон |
Учёный в области точных наук |
Великобритания |
IQ - 190 |
Иоганн Себастьян Бах |
Музыкальный гений |
Республика Германия |
IQ - 165 |
Иоганн Штраус |
Музыкальный гений |
Республика Германия |
IQ - 170 |
Джон Кеннеди |
Руководитель государства |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 117 |
Джон Локк |
Адепт философии |
Великобритания |
IQ - 165 |
Джозеф Гайдн |
Музыкальный гений |
Республика Австрия |
IQ - 160 |
Каспаров Гарри |
Политик и шахматист |
Российская Федерация |
IQ - 190 |
Леонардо да Винчи |
Гениальная личность |
Республика Италия |
IQ - 220 |
Лорд Байрон |
Деятель литературы |
Великобритания |
IQ - 180 |
Наполеон Бонапарт |
Завоеватель |
Республика Франция |
IQ - 145 |
Людвиг Ван Бетховен |
Музыкальный гений |
Республика Германия |
IQ - 165 |
Мадонна |
Поп-исполнительница |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 140 |
Мигель Сервантес |
Деятель литературы |
Испанская республика |
IQ - 155 |
Николай Коперник |
Учёный в области точных наук |
Республика Польша |
IQ - 160 |
Николь Кидман |
Актриса |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 132 |
Платон |
Адепт философии |
Республика Греция |
IQ - 170 |
Рафаэль |
Гений скульптуры |
Республика Италия |
IQ - 170 |
Рембрандт |
Гений скульптуры |
Голландия |
IQ - 155 |
Рихард Вагнер |
Музыкальный гений |
Республика Германия |
IQ - 170 |
Шакира |
Поп-исполнительница |
Колумбия |
IQ - 140 |
Шэрон Стоун |
киноактриса |
Соединенные штаты Америки |
IQ - 154 |
Софья Ковалевская |
Математик, Деятель литературы |
Российская Федерация |
IQ - 170 |
Стивен Хокинг |
Учёный в области точных наук |
Великобритания |
IQ - 160 |
Вольфгам Амадей Моцарт |
Музыкальный гений |
Республика Австрия |
IQ - 165 |
Что же такое этот загадочный «Тест на определение уровня IQ»?
Все люди разные. Поэтому и неудивительно, когда один человек обладает более развитым уровнем интеллекта в сравнении с другим. Каждый из нас имеет определенное представление о своих возможностях. Но как точно их измерить? В этом случае в большинстве развитых стран мира на помощь приходит именно тест на определение IQ, выраженный в баллах.
В переводе с английского, аббревиатура IQ означает «коэффициент интеллекта». Этот показатель представляет собой количественную оценку уровня интеллекта отдельного индивидуума в сравнении с таким же показателем, принадлежащим среднестатистическому человеку одинакового с испытуемым возраста. Определить Айкью можно, пройдя представленные выше тесты, которые (как указывают эксперты) пусть и не дают оценку имеющимся у индивидуума знаниям, зато определяют его мыслительные способности. Наши тесты IQ - бесплатные шансы узнать насколько развит ваш интеллект!
Структура каждого Айкью теста представляет собой список вопросов, которые есть и попроще и посложнее. Испытуемому предлагается справиться с заданиями, касающиеся определения качества пространственного и логического мышления у человека. Вариации вопросов встречаются самые разные.Как показывает практика, чем выше опыт прохождения этих тестов, тем лучше результаты. Наибольшую известность среди подобных заданий «на IQ» приобрел тест Айзенка.
Ученые отмечают, что половина людей имеют IQ в переделах 90-110 баллов, остальные - либо ниже 90, либо выше 110 (примерно по 25%). По данным американских исследователей, средний показатель этого теста среди выпускников высших учебных заведений составляет 105 баллов. У отличников же он равен 130-140. Считается, что работать над улучшением умственных способностей нужно, когда IQ ниже 70.
В последние годы тесты на определение «Айкью» обрели невероятную популярность среди всего населения планеты. Их применяют везде: при поступлении в университеты и колледжи, при собеседованиях на работу, при сдаче экзаменов на водительские права и так далее. Россия также не осталась в стороне. Население нашей страны всецело заинтересовано в познании уровня собственного интеллекта, из-за чего многие жители стараются как можно больше узнать о тестах на определение интеллектуальных способностей и не прочь их пройти. Большой плюс таких тестов на опредление интеллекта - в их доступности. Если поискать в интернете тесты IQ - бесплатные непременно отыщете. Причем, далеко не все они будут грамотно составлены. Уникальность нашего сайта в том, что мы даем возмодность не просто пройти бесплатный IQ тест, но попытаться пройти тестирование, которое составил опытный специалист. То есть у нас настоящий тесты IQ.
Стоит отметить, что средний показатель IQ у населения отдельно взятой страны зависит от эффективности государственной машины и уровня внутреннего валового продукта. Кроме того, было проведено исследование, обнаружившее взаимосвязь между фактором общественного интеллекта и средними результатами по ЕГЭ (иностранный аналог SAT).
Тесты на IQ: как они построены
Существуют и другие вариации вопросов. Как показывает практика, чем выше опыт прохождения этих тестов, тем лучше результаты. Наибольшую известность среди подобных заданий приобрел тест Айзенка. Хорошую точность демонстрируют тесты, носящие имена своих создателей: Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра и Р. Б. Кеттелла. При этом на сегодняшний день никто пока не ввел единый стандарт, которому бы придерживались существующие тесты IQ.
Все тесты разделены на группы по возрасту, чтобы давать точную оценку интеллектуальному развитию человеку, соответствующую его годам. Говоря иначе, результаты тестов на определение IQ могут быть одинаковыми – например, у ребенка 11 лет и магистра математики. Это все потому, что на свой возраст они одинаково развиты. Если взять тест Айзенка, то создатель разработал его с целью определения уровня интеллекта у людей старше 18 лет.
История IQ и что на него влияет
Еще в 1912 году немецкий ученый Вильгельм Штерн впервые для широкой публики представил необычное на то время понятие «коэффициент интеллекта». Проводя свои исследования, он обратил свое внимание на недостатки, присущие одному из показателей шкал Бине, а именно – умственному возрасту. Чтобы определять точную оценку интеллекту индивидуума, Штерн предложил делить показатели умственного возраста на настоящий возраст (его еще называют хронологическим), и брать остаток от этой операции.
Первое появление термина IQ относится к 1916 году, когда он был использован в шкале Стенфорда-Бине. Но на сегодняшний день (возможно, из-за сильно возросшего интереса среди населения к показателям IQ) существует несколько других шкал, обоснованность применения которых не доказана. Поэтому сейчас достаточно сложно сравнить результаты, которые демонстрируют разные тесты. Потому психологи часто рекомендуют обращаться к классическим тестам на определение коэффициента развития интеллекта. Именно такие тесты мы и подобрали для вас.
Причины, влияющие на показатель IQ
Естественно, одной из основных причин, оказывающих серьезное влияние на уровень IQ, является наследственность. Основной упор в проводимых исследованиях на определение взаимосвязи между двумя этими показателями делался на детей. Результатами этих исследований стал достаточно сильный разброс в показаниях: одни ученые заявляли, что IQ зависит от имеющихся генов меньше чем наполовину; а другие и вовсе приводили данные, сообщающие о практически стопроцентой зависимости. Остальное, что могло повлиять на результаты тестов на определение IQ – это окружающая среда и обстановка, а также всевозможные ошибки, присущие подобным измерениям. То есть, согласно таким исследованиям, выходит, что уровень IQ во многом зависит от наследных генов.
Другой причиной, влияющей на показатели IQ, являются отдельные гены (мозговая деятельность обычного человека зависит от примерно 17 тысяч генов). Исследования показывают: отдельные гены влияют на существующий уровень IQ индивидуума, но на самом деле подобное их воздействие не оказывает сильного эффекта. Такая зависимость, выявленная в ходе проводимых исследований, оказывалась на уровне статистической погрешности.
На текущий момент начались исследования на поиск различий в геноме у людей с высоким и низким уровнем IQ. Если кому-то удастся выяснить генетические причины «мозговитости», тогда, возможно, и появится средство, позволяющее повысить уровень IQ у человека. Обладающие подобными знаниями государства быстрее уйдут вперед в плане экономического и технологического развития.
Третьей причиной, могущей повлиять на уровень IQ, выделяют окружающую среду. Конечно, все, что находится вокруг человека (в особенности, семья), оказывает влияние на его развитие. В ходе исследований было выявлено множество факторов такой зависимости. Они включали в себя доходы семьи, размеры дома и его цена, складывающиеся отношения между всеми членами семьи и так далее. Эта зависимость характеризуется коэффициентом, равным 0,25-0,35. Но по мере взросления человека подобное влияние постепенно снижается, пока не достигает нулевой отметки примерно в совершеннолетнем возрасте (данные исследования касались только полной семьи, где имеются два родителя и два ребенка).
На уровень развития IQ может сказать и неправильное питание. Так, проведенные недавно исследования показали, что употребление в пищу беременной женщиной рыбной продукции благотворно сказывается на интеллектуальном развитии ее будущего ребенка.
Другое исследование, затронувшее около 13 тысяч человек, определило, что грудное вскармливание также положительно влияет на интеллект младенца. Правда, следует заметить, что сразу же после публикации данного исследования его раскритиковали. Причинами научного «нападения» стали неправильно проведенный анализ полученных данных, полное игнорирование существующих теорий.
Различия «Айкью» по человеческим группам
По мнению большинства специалистов, в среднем особой разницы в уровне развития интеллекта между мужчинами и женщинами, относящихся к единой возрастной группе, не наблюдается. Но именно у мужского населения наблюдается наиболее яркий разброс по этому показателю: то есть, очень много мужчин с высоким уровнем интеллекта и также много тех, у кого IQ достаточно низок. Кроме того, выражается данный показатель у женщин и у мужчин немного по-разному. Особенно ярко это заметно после пяти лет. По наступлению такого возраста у мальчиков начинается проявляться превосходство над прекрасной половиной человечества в плане пространственного интеллекта и манипуляции. Девочки же лучше проявляют вербальные функции.
К мужчинам отходит и лидерство в области математических способностей. Одна из американских исследовательниц пришла к выводу, что на каждых 13 мужчин, имеющих отличные способности к математическим операциям, приходится всего одна равная им женщина.
Расовые различия
Проводившиеся многочисленные исследования на выявление различий в среднем уровне IQ среди жителей Соединенных штатов Америки позволили сделать следующий вывод: у представителей афроамериканского населения этот показатель оказался равным 85 баллам, у латиноамериканцев – 89, белой расы – 103, азиатской – 106, а еврейской – 113.
При этом средний уровень IQ, если рассматривать данные по тестам полувековой давности, демонстрирует некоторые изменения. Так, на сегодняшний день IQ у негроидной расы в 1995 году соответствует IQ белых людей, живших в 1945 году. Поэтому «сваливать» все на генетические особенности людей представляется невозможным.
Не стоит отметать такой немаловажный фактор, как влияние социума на развитие интеллекта. Это особенно заметно у детей-сирот. Например, в тех же США уровень IQ у детей, чьим воспитанием занимались представители белой расы, примерно на 10% выше, чем у тех, кто жил в чернокожей семье. А в Великобритании данный показатель разниться еще интереснее: в интернатах черные дети имеют более высокий показатель IQ, чем их белые сверстники.
В ходе исследований ученые обнаружили закономерность, заключаемую в существующей разнице в среднем уровне IQ между жителями разных стран. По определенным данным на этот показатель влияет текущий размер ВВП, практическое использование демократических основ, уровни преступности и рождаемости населения, процентное соотношения между верующими и атеистами. В странах, относящихся к группе развивающихся, помимо приведенных причин также оказывает влияние на средний уровень IQ и некачественное питание вкупе с многочисленными болезнями. В связи с этим просим ознакомиться с юбопытной картой...
Взаимосвязь здоровья, возраста и IQ
Правильно составленный рацион, тем более на ранних стадиях развития человека, благотворно сказывается на развитии интеллектуальных способностей. В качестве примера можно привести фактор недостаточности йода в организме: при его наличии средний показатель IQ снижается на 12 баллов. Те же, кто имеет достаточно высокий показатель интеллекта, дольше живут и реже болеют.
IQ выступает в качестве мерила интеллектуальных способностей человека, которые достигают максимальных значений в 26 лет. Дальше они постепенно снижаются.
IQ взрослого человека в большей степени, чем у детей, обуславливается генетической наследственной. У последних влияние на данный показатель оказывает окружающая среда. Часть детей в силу определенных жизненных особенностей вначале опережает сверстников по уровню интеллекта, но со временем их показатели выравниваются.
Школьные успехи
Представители Американской психологической ассоциации отметили, что у детей, чьи результаты по IQ тестам имеют высокие показатели, гораздо лучше усваивается подаваемый в школе материал, чем у получивших более низкие баллы. Подобная корреляция достигает отметки в 0,5. Тесты на определение уровня интеллекта позволяют заранее отобрать одаренных от природы детей, чтобы обучать их по отдельной, ускоренной программе.
Доходы, с клонность к преступлениям и IQ
Часть исследований, посвященных влиянию уровня IQ на жизнедеятельность человека, показывает, что более высокий интеллект увеличивает производительность отдельного индивидуума – соответственно увеличивается и его доход. Причем данный показатель не зависит от социального окружения человека, включая его семью.
Американская психологическая ассоциация в одном из своих докладов заметила, что уровень интеллекта мало связан со склонностью человека совершать преступления. Корреляция в данной случае составляет всего 0,2. Здесь важно отметить, что причинно-следственные связи являются косвенными. То есть, не всегда слабая успеваемость в школе объясняется низким уровнем IQ, но она часто влияние на возможность становления человека на преступный путь.
Артур Дженсэн приводит информацию, согласно которой наибольший процент преступлений приходится на людей, имеющих IQ в пределах от 70 до 90 баллов.
Научные достижения и т рудовая деятельность
По данным некоторых исследований можно сделать вывод о том, что успехи в научной сфере деятельности в большей степени зависят от таких черт характера, как целеустремленность и нестандартное мышление. Но доктор Айзенк приводит другие данные, согласно которым уровень интеллекта успешных ученых ниже, чем у их коллег, получивших Нобелевскую премию. Средние показатели тестов IQ составляли 166 баллов. При этом часть ученых демонстрировали максимально возможный уровень, равный 177 баллам. Пространственный IQ составлял по данным ученого 137 баллов, хотя в более молодом возрасте он должен был быть выше. А математический средний IQ – 154.
Двое ученых, Франк Шмидт и Джон Хантер, пришли к выводу, что при равном количестве опыта более производительным станет тот человек, у которого выше уровень IQ. Как отмечают исследователи, развитие интеллекта оказывает влияние на все виды деятельности человека, однако его уровень отличается в зависимости от выбранной сферы деятельности. Из этого можно сделать вывод о том, что работа, где предусматривается длительный мозговой труд, будет недоступна тем, у кого IQ низкий. И в то же время, на деятельность, связанная с физическими нагрузками, не скажется серьезно размер этого коэффициента.
Please enable JavaScript to view theВ детской колясочке рядом с ребенком лежат газеты.
- О, какой удивительный малыш! - восторгается прохожая старушка. - Он уже читает газеты?
- Что вы! Он ведь не вундеркинд, - возражает мать ребенка. - Он пока только решает кроссворды.
Из семейных историй
Бытует мнение, что если у ребенка низкий коэффициент интеллекта (IQ - начальные буквы словосочетания intelligence quotient, что буквально переводится как «коэффициент интеллекта»), то он бездарен и ограничен. Но так ли это? Попробуем разобраться.
Впервые коэффициент IQ, соотношение «умственного» и фактического возраста, был применен в 1916 г. Считается, что IQ нормально развивающегося ребенка - 100. Если IQ достигает 120-135, ребенок считается одаренным. Если же коэффициент превышает 160, то это уже вундеркинд.
В двадцатые годы американские ученые начали эксперимент. Они выявили почти полторы тысячи высокоодаренных (по данным тестов на IQ) детей. Наблюдали за ними всю жизнь, до глубокой старости. Оказалось, что с годами вундеркинды все меньше выделялись среди своих сверстников. Вывод отсюда был сделан следующий: надежность подобных тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать окончательный вывод об одаренности ребенка.
Психолог-консультант Марина Юрьевна Медведева отмечает: «...тесты на IQ не показывают объективно ни степени одаренности, ни возможностей интеллектуального развития личности. Это набор усредненных задач для определенного возраста. Но подбор их во многом зависит от личности самого составителя теста, а результат связан со всем предыдущим жизненным опытом ребенка, его социальным окружением, с тем, в какой семье он вырос и с кем общался до сего дня. Подобные тесты критикуются именно потому, что дети из «простых» семей, как правило, имеют коэффициент меньше - но не из-за отсутствия интеллектуального потенциала, а потому что уровень информированности в их семьях заведомо ниже.
Задачи теста, как правило, выявляют способность ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у некоторых детей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты IQ и того, что неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, который с традиционной точки зрения будет считаться неправильным. Наконец, совершенно сбрасывается со счетов эмоциональное напряжение, которое во время тестирования разные дети испытывают по-разному.
Поэтому ставить какую-то «черную метку» на основании подобного тестирования просто непродуктивно. Недостаток его в том и состоит, что тест проводится всего несколько минут. А вот последующего глубокого анализа, почему ребенок не ответил на тот или иной вопрос, не происходит. С точки зрения психологов, давать такие тесты в обычных школах в середине года вообще неправильно. Более правильно делать это в лицеях, гимназиях на вступительных собеседованиях, так как там сознательно ставится цель путем тестирования отобрать детей примерно одного социального уровня и информированности».
Впрочем, насчет оправданности тестирования при поступлении детей в школу у многих специалистов также есть сомнения. Так, профессор Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО, автор десятков книг об образовании и воспитании, относится к ним отрицательно, считая, что: «Достоверных тестов немного. Чаще используются методики экспертной оценки, а один специалист почти всегда субъективен. Если смотреть правде в глаза, такое тестирование - это способ отобрать «удобных» учеников. А школа должна учить всех».
Но вернемся к теме одаренности детей. На мой взгляд, не одаренных детей просто не существует в природе, а то, насколько одаренность ребенка раскрывается, зависит в первую очередь от воспитания.
Быть вундеркиндом вовсе не так уж приятно, как об этом некоторые думают. Опережая «средних» детей по многим параметрам, «одаренные» развиваются очень неравномерно. Часто умственное развитие (особенно речевое) гораздо превышает эмоционально-личностное.
За уникальные способности детям приходится «дорого заплатить». Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, немилосердно их перегружали, не оставляя времени на простые радости детства, что, естественно, приводило как к телесным, так и к психическим недугам.
Доктор психологических наук, профессор Диана Богоявленская считает: «Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех окончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников «на-гора»... Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что изнурительными многочасовыми занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар.
Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они часто, сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов не только для развития личности ребенка, но и для его дарования». Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Нередко вундеркинды растрачивают отпущенный Богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у «бывшего вундеркинда» зачастую приводит к тяжелым психическим травмам.
Родителям надо задуматься - стоит лишать ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений. Может, лучше любить его таким, какой он есть, и радоваться любым, даже самым маленьким, достижениям?
Предлагаемый ниже тест, составленный психологами для детей 7-13 лет, поможет определить степень таланта вашего ребенка.
Не разочаровывайтесь, если результат тестирования не соответствуют ожиданиям ведь малыш меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит всерьез считать его каким-то особенным, если результаты окажутся превосходными.
Составители теста предупреждают: этот тест - полуигра-полушутка.
Тест «Кто вам рассказывает сны?»
Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы, затем подсчитайте очки. Каждый ответ «да» - 1 очко.
1.Случается ли ребенку находить необычное примененение какому-либо предмету?
2.Меняет ли он свои наклонности?
3.Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6.Сочиняет ли рассказы или стихи?
7.Любит ли вырезать затейливые фигуры?
8.Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывают ли у него желания что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11 .Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12.Считал ли это слово понятным без объяснений?
13.Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14 .Был ли удачлив этот замысел?
15.Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?
16.Могли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17.Самостоятелен ли он в выборе одежды, прически?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21.Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23.Помнит ли и рассказывает свои сны или пережитые впечатления?
Результаты.
От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.
От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способности. Он находчив и сообразителен только тогда, когда чем-либо заинтересован.
От 9 до 14: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.
От 4 до 8: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.
Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.
Мазуркевич С.А.
Энциклопедия заблуждений. Дети. - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002
Самый высокий уровень IQ у австралийского математика, автора теоремы Грина-Тао, его зовут Теренс Тао. Получение результатов свыше 200 баллов — очень редкое явление, ведь большинство жителей нашей планеты едва набирают 100 баллов. Людей с крайне высоким IQ (более 150) можно найти среди Нобелевских лауреатов. Именно эти люди двигают науку вперед, совершают открытия в различных профессиональных отраслях. Среди них американская писательница Мэрилин вос Савант, астрофизик Кристофер Хирата, феноменальный читатель Ким Пик, способный прочитывать страницу текста за несколько секунд, британец Дэниел Таммет, запоминающий тысячи цифр, Ким Унг-Йонг, который уже в 3 года учился в университете и другие известные личности с поразительными способностями.
Как формируется IQ человека?
На уровень IQ влияет несколько факторов, в том числе наследственность, окружающая среда (семья, школа, социальный статус человека). Также значительно влияет на результат прохождения теста возраст испытуемого. В 26 лет, как правило, интеллект человека достигает своего пика, а потом только снижается.
Стоит отметить, что некоторые люди с исключительно высоким Ай Кью в повседневной жизни оказывались совершенно беспомощными. Например, Ким Пик не мог застегнуть пуговицы на одежде. К тому же не у всех такой талант появлялся с рождения. Дэниел Таммет получил свою способность запоминать огромные количества цифр после страшного припадка эпилепсии в детстве.
Уровень IQ выше 140
Люди с показателями IQ свыше 140 – это обладатели отличных творческих способностей, которые достигли успехов в разных научных отраслях. Среди известных личностей с результатом теста интеллектуальных способностей от 140 – Билл Гейтс и Стивен Хоукинг. Такие гении своей эпохи известны своими выдающимися способностями, они вносят неимоверно высокий вклад в развитие знаний и науки, создают новые изобретения и теории. Таких людей всего 0,2 % от всего населения.
Уровень IQ от 131 до 140
Высокие показатели IQ есть только у трех процентов населения. Среди известных людей, обладающих подобным результатом прохождения теста – Николь Кидман и Арнольд Шварценеггер. Это успешные люди с высокими умственными способностями, они могут достигать высот в разных сферах деятельности, науке и творчестве. Хотите проверить, кто умнее — вы или Шварценеггер?
Уровень IQ от 121 до 130
Интеллектуальный уровень выше среднего показывает всего 6 % населения. Таких людей видно в ВУЗах, так как они являются обычно отличниками по всем дисциплинам, успешно заканчивают университеты, реализуют себя в разнообразных профессиях и достигают высоких результатов.
Уровень IQ от 111 до 120
Если вы думаете, что средний уровень iq составляет примерно 110 баллов, то вы ошибаетесь. Этот показатель относится к интеллекту выше среднего. Люди с результатами тестов от 111 до 120 обычно трудолюбивы и тянутся к знаниям всю свою жизнь. Таких людей среди населения около 12 %.
Уровень IQ от 101 до 110
Уровень IQ от 91 до 100
Если вы прошли тест, а результат оказался менее 100 баллов, не стоит расстраиваться, ведь этот средний показатель у четверти населения. Люди с такими показателями интеллекта хорошо учатся в школе и ВУЗах, они устраиваются на работу в сфере менеджмента среднего звена и других специальностей, не требующих значительных умственных усилий.
Уровень IQ от 81 до 90
Десятая часть населения обладает уровнем интеллекта ниже среднего. Их результаты прохождения теста на IQ составляют от 81 до 90. Эти люди обычно нормально учатся в школе, однако чаще всего не получают высшего образования. Работать они могут в сфере физического труда, в отраслях, не требующих применения интеллектуальных способностей.
Уровень IQ от 71 до 80
Еще одна десятая часть населения имеет уровень IQ от 71 до 80, это уже признак умственной отсталости меньшей степени. Люди с таким результатом в основном посещают специальные школы, но могут закончить и обычную начальную школу со средними отметками.
Уровень IQ от 51 до 70
Около 7 % людей имеют легкую форму умственной отсталости и уровень IQ от 51 до 70. Они обучаются в специальных заведениях, однако способны позаботится о себе сами, и являются относительно полноценными членами общества.
Уровень IQ от 21 до 50
Около 2 % людей на Земле имеют уровень интеллектуального развития от 21 до 50 баллов, они страдают слабоумием, средней степенью умственной отсталости. Такие люди не могут обучаться, однако способны позаботится о себе, но чаще всего имеют опекунов.
Уровень IQ до 20
Люди с тяжелой формой умственной отсталости не поддаются обучению и воспитанию, имеют уровень интеллектуального развития до 20 баллов. Они находятся под опекой других людей, так как не могут о себе позаботиться, и живут в собственном мире. Таких людей в мире 0,2 %.