Домой Полезные свойства плодов Когда нашли статую венеры милосской. Как венера милосская потеряла руки и что в них было. Скульптуру подарили королю Франции

Когда нашли статую венеры милосской. Как венера милосская потеряла руки и что в них было. Скульптуру подарили королю Франции

Грипп (лат. influentia, дословно – влияние) – острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Как любой вирус он «умеет» изменяться – мутировать, причем делает он это с завидным постоянством и успехом. Каждый новый вид – штамм – возникающий на основе описанных типов, что-то немножко новое и именно эта изменчивость позволяет вирусу гриппа быть неуловимым, неудержимым и очень опасным.

Грипп входит в группу острых респираторных вирусных инфекций – . Наибольшую инфекционную опасность больной гриппом человек представляет в первые 5-6 суток от начала заболевания.

Путь передачи – аэрозольный. Продолжительность заболевания, как правило, не превышает недели. Однако при этом недуге могут наблюдаться такие осложнения, как отит, синусит, пневмония, цистит, миозит, перикардит, геморрагический синдром. Особенно опасно заболевание для беременных женщин, поскольку может привести к угрозе прерывания беременности.

Как можно заразиться?

Источником распространения инфекции гриппа является заболевший человек. Особую опасность для окружающих людей представляют его выделения в виде слюны, мокроты, содержащие болезнетворный вирус, потому пациентам с диагнозом гриппа рекомендуется носить на лице в период заболевания марлевую повязку. Попадая в человеческий организм, вирус начинает активное размножение. Обычно он оседает на слизистой оболочке верхних дыхательных путей.

Поражать внутренние органы недуг не способен, он может приводить лишь к общей интоксикации организма, основными признаками которой являются тошнота, рвота. Человек с диагнозом гриппа представляет опасность для окружающих лишь в первые пять дней заболевания. В дальнейшем вирус перестает выделяться наружу, даже если у больного еще наблюдаются симптомы заболевания.

Подобному заболеванию наиболее подвержены люди, у которых ослаблена иммунная система:

  • маленькие дети в возрасте до 2 лет, ведь их иммунная система ещё неокончательно сформирована;
  • лица, которые страдают всевозможными недугами иммунодефицита (врожденными иммунодефицитами, ВИЧ);
  • люди пожилого возраста;
  • лица, которые страдают хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, особенно с приобретенными и врожденными пороками сердца;
  • больные сахарным диабетом;
  • лица, которые страдают различными хроническими заболеваниями легких, включая и бронхиальную астму;
  • беременные женщины;
  • больные люди, страдающие различными хроническими заболеваниями крови и почек;
  • люди пожилого возраста, как правило, старше 65 лет, у которых присутствуют всевозможные хронические заболевания различной степени.

Патогенез

Входными воротами для вируса гриппа являются клетки мерцательного эпителия верхних дыхательных путей - носа, трахеи, бронхов. В этих клетках вирус размножается и приводит к их разрушению и гибели. Этим объясняется раздражение верхних дыхательных путей кашель, чихание, заложенность носа.

Проникая в кровь и вызывая виремию, вирус оказывает непосредственное, токсическое действие, проявляющееся в виде повышения температуры, озноба, миалгий, головной боли. Кроме того, вирус повышает сосудистую проницаемость, вызывает развитие стазов и плазмо-геморрагий. Может вызывать и угнетение защитных систем организма, что обусловливает присоединение вторичной инфекции и осложнения.

Формы течения болезни

Различают такие формы течения болезни:

  1. Легкая – температура тела повышается на не более 38°С, симптомы интоксикации выражены слабо или отсутствуют.
  2. Средней тяжести – температура тела в пределах 38,5-39,5°С, отмечается классическая симптоматика заболевания: интоксикация (головная боль, светобоязнь, мышечные и суставные боли, обильное потоотделение), типические изменения задней стенки глотки, покраснение конъюнктивы, заложенность носа, поражение трахеи и гортани (сухой кашель, боль за грудиной, хриплый голос).
  3. Тяжелая форма – выражена интоксикация, температура тела 39-40°С, возникают носовые кровотечения, признаки энцефалопатии (галлюцинации, судороги), рвота.
  4. Гипертоксическая – температура тела выше 40°С, максимально выражены симптомы интоксикации, в результате которой возникает токсикоз нервной системы, отек головного мозга и инфекционно-токсический шок различной степени выраженности. Может развиваться дыхательная недостаточность.

Молниеносная форма гриппа опасна возможностью летального исхода, особенно это касается пациентов ослабленных, а также пациентов с имеющимися у них сопутствующими патологиями. При этой форме развиваются отеки головного мозга и легких, дыхательная недостаточность, кровотечения и другие серьезные осложнения.

Признаки гриппа

В 2019 году для гриппа характерны следующие признаки:

  • температура 40ºС и выше;
  • сохранение высокой температуры дольше пяти дней;
  • сильная головная боль, которая не проходит при приеме , особенно при локализации в области затылка;
  • , частое или неправильное дыхание;
  • нарушения сознания – бред или галлюцинации, забытье;
  • появление геморрагической сыпи на коже.

При всех перечисленных признаках гриппа у взрослых, а также появлении другой тревожной симптоматики, которые не входят в картину неосложненного течения заболевания, следует немедленно обратиться за медицинской помощью.

Симптомы гриппа у взрослых

Инкубационный период гриппа длится от нескольких часов до нескольких дней. За это время вирус успевает размножиться и в большом количестве попадает в кровоток, вызывая вирусемию.

При гриппе симптомы у взрослых дают о себе знать такими признаками: резкий подъем температуры до высоких цифр (от 39 до 40 градусов Цельсия), ломота в суставах, головные и мышечные боли. Может наблюдаться гиперемия кожных покровов и склер глаз, обострение герпетической инфекции.

Затем появляется другие симптомы гриппа у взрослых: заложенность носа со скудным отделяемым, першение и неприятные симптомы в носоглотке. У некоторых людей под воздействием высокой температуры и интоксикации нарушается работа пищеварительного тракта, появляются диспептические расстройства, понос. У младенцев симптомы гриппа напоминают , и другие инфекции дыхательных путей. При этом у маленького ребенка может быть понос, рвота, боль в животе.

При благоприятном течении, заболевание длится от пяти до семи дней, но организм полностью восстанавливает работоспособное состояние только через две-три недели.

Высокая температура

Для этого симптома характерны высокие значения. Типичная температура в начале заболевания, как правило, выше +39 ºС, а зачастую может переваливать и за отметку в +40 ºС. Лишь при легких формах гриппа температура может колебаться у отметки в +38 ºС. Столь сильное повышение температуры является следствием интоксикации организма, а также реакции на нее иммунной системы.

Еще одна особенность повышения температуры – это то, что оно обычно происходит очень резко, буквально за несколько часов. Продолжительность периода, в течение которого температура у больного повышена, зависит от тяжести болезни и от того, принимает ли больной жаропонижающие средства. Обычно он длится 2-4 дня. Затем температура падает до субфебрильных значений. В случае тяжелых форм гриппа высокая температура плохо сбивается при помощи жаропонижающих средств. Или же сбивается на очень короткий период времени.

Боли в голове и теле

Головные боли, боли в груди, а также неясные боли в других частях тела, особенно в мышцах ног, являются следствием интоксикации организма. Зачастую это первые симптомы гриппа, появляющиеся еще до повышения температуры. Болезненные ощущения в мышцах могут носить характер ломоты. Головная боль обычно концентрируется в лобной зоне, хотя может распространяться и по всей голове. Иногда может наблюдаться резь в глазах, светобоязнь. Все это достаточно часто встречающиеся симптомы гриппа.

Кашель

Вирусы гриппа в основном поражают слизистую оболочку бронхов. Поэтому при гриппе кашель также является типичным симптомом, появляющимся у 9 из 10 больных. Однако кашель далеко не всегда проявляется в первые часы заболевания. Кроме того, зачастую кашель может быть относительно слабым по сравнению с кашлем, наблюдаемым при других респираторных заболеваниях. Кашель обычно носит непрерывный характер, он может изводить человека и не давать ему заснуть.

В начале заболевания кашель обычно сухой и непродуктивный. По мере отхождения мокроты кашель сменяется на мокрый.

Фарингит, ларингит, гайморит

Симптомы воспаления слизистых оболочек верхних дыхательных путей – насморк, боль в горле, чихание зачастую могут вообще не наблюдаться. Тем не менее, такие симптомы также встречаются (примерно в половине случаев). Нередко они объясняются не воздействием самих вирусов гриппа, а вторичной бактериальной инфекцией. Чаще всего от подобных явлений страдают дети.

Другие симптомы

Иногда наблюдаются нарушения работы желудочно-кишечного тракта – тошнота, диспепсия, потеря аппетита. Иногда возможны рвота и диарея. Хотя в целом для гриппа подобные симптомы нехарактерны.

Также на фоне высокой температуры у больного могут наблюдаться повышенное пототделение, покраснение и гиперемия кожи, учащенное сердцебиение, пониженное артериальное давление, нарушения сердечного ритма. При прослушивании сердца заметны приглушенные тона, систолический шум.

Осложнения гриппа

Большинство летальных случаев при заболевании гриппом связано не с самой болезнью, а с характерными для нее осложнениями. Осложнения гриппа затрагивают, прежде всего, сердечно-сосудистую и нервную системы, легкие, почки и печень.

Самыми опасными осложнениями гриппа являются:

  • вирусная пневмония, тяжело поддающаяся лечению даже в условиях стационара;
  • воспаление сердечной мышцы – миокардит и тканей, окружающих сердце - перикардит;
  • воспаление мозговых оболочек (менингит) и мозга (энцефалит);
  • тяжелая почечная и печеночная недостаточность;
  • раннее прерывание беременности и инфекции плода у беременных.

Диагностика

Общие диагностические мероприятия включают в себя внешний осмотр врача и констатацию характерных симптомов - болевого локализированного синдрома, высокой температуры, небольшой отечности лица, сухого кашля, а также катаральных проявлений. Как правило, поставить диагноз грипп на основе этих данных практически невозможно и терапевт устанавливает первичное предположение «ОРВИ» - острая респираторно-вирусная инфекция.

Более точно определить болезнь можно при помощи анализов. Общий анализ крови на лимфоциты, исследование смывов носоглотки с их посевом на куриные эмбрионы, имуннофлюоресцентная методика (с помощью меченых антител) - это основные из них. В качестве дополнения применяются серологические ретроспективные анализы с оценкой нарастания титров антител в исследуемом материале при использовании парных сывороток.

Лекарство от гриппа

Грипп имеет вирусное происхождение, поэтому основу его лечения у взрослых составляют : Циклоферон, принимать которые также рекомендуется в качестве профилактики в так называемый сезон простуды.

Помимо таблеток от гриппа, обладающих противовирусным действием, больному показан прием средств, направленных на усиление защитных функций организма (Интерферон).

Лечение гриппа

При гриппе общие рекомендации включают немедикаментозное лечение, прием препаратов для облегчения симптомов и противовирусных препаратов.

К немедикаментозным средствам лечения относятся:

  1. Соблюдение постельного режима (5 дней). Во время острого периода откажитесь от чтения, просмотра телевизора, работы за компьютером, чтобы не перегружать ослабленный болезнью организм.
  2. Обильное теплое питье . Лучше, чтобы это были чай с лимоном, настой шиповника, черной смородины, морс с клюквой. Такие богатые витамином С напитки, помогут вывести из организма токсины, образованные в результате жизнедеятельности вирусов.
  3. Для подавления распространения вируса в организме, снижения тяжести симптомов, сокращения продолжительности заболевания и уменьшения частоты вторичных осложнений рекомендуется принимать такие противовирусные препараты , как Занамивир и Озельтамивир (Тамифлю).
  4. Антибиотики при гриппе применять не нужно . Они совершенно бессильны в отношении вирусов, их используют только при возникновении бактериальных осложнений.

Для снятия симптомов гриппа у взрослых применяются такие лекарства:

  1. (снижают температуру, уменьшают боль). Напомним, что снижать температуру ниже 38 градусов не рекомендуется. Исключение – маленькие дети и склонные к судорогам люди. При этом категорически нельзя сбивать высокую температуру у ребенка аспирином. При вирусной инфекции он может вызвать осложнение – синдром Рейе, которое проявляется эпилептическим припадком и комой.
  2. Сосудосуживающие капли – Нафозалин, Галазолин, Санорин, Отривин облегчают дыхание и снимают заложенность носа, но применять их можно не дольше 3-х дней;
  3. . Самое эффективное средство (оно же самое нелюбимое многими) – это полоскание горла дезинфецирующими растворами. Можно использовать настои шалфея, ромашки, а также готовые растворы, такие как фурацилин. Полоскание должно быть частым – раз в 2 часа. Кроме того, можно применять дезинфицирующие спреи: , биопарокс и др.
  4. . Цель лечения кашля – снизать вязкость мокроты, сделать ее жидкой и легкой для откашливания. Немаловажен для этого питьевой режим – теплое питье разжижает мокроту. При трудностях с откашливанием можно принимать отхаркивающие препараты, такие как , и др. Не стоит самостоятельно (без консультации врача) принимать препараты, подавляющие кашлевой рефлекс – это может быть опасно.
  1. Ешьте больше свежих растительных продуктов, особенно фруктов, – это даст дополнительные силы иммунной системе для борьбы с вирусом гриппа.
  2. Спите не менее 7-9 часов. Во время болезни организм нуждается в дополнительных силах для борьбы с инфекцией, именно поэтому не рекомендуется перенапрягаться или объедаться.
  3. Помните, что антибиотики никак не влияют на вирус гриппа. При неправильном применении они, наоборот, могут привести к устойчивости бактерий к ним.
  4. Держите грипп в себе. Старайтесь не контактировать лично с членами семьи, коллегами и друзьями. Пользуйтесь марлевой повязкой и телефоном.
  5. Если симптомы гриппа усугубляются, не проходят, или у вас имеются хронические заболевания, такие как болезни сердца, диабет, астма, ВИЧ/СПИД – обратитесь к врачу. Вам может потребоваться дополнительная медицинская помощь.

При крайне тяжелых гипертоксических формах гриппа у взрослых (температура выше 40°С, одышка, цианоз, резкая , снижение АД) больных лечат в палатах интенсивной терапии. Этим больным в/м вводят противогриппозный иммуноглобулин (6-12 мл), назначают антибиотики противостафилококкового действия (оксациллин, метициллин, цепорин по 1г 4 раза в сутки).

Профилактика гриппа

Чтобы не думать чем лечить грипп, лучший способ избежать заражения – это проходить вакцинацию (прививки) каждый год, во время сезона гриппа. Каждый год вакцины выпускаются с учетом ожидаемого штамма вируса. Вакцинация особенно важна для людей, подверженных риску заболеть тяжёлой формой недуга.

Также для профилактики гриппа важно изолировать больных от не заболевших, использование средств индивидуальной защиты (марлевые маски на лицо) эффективны, но в идеале (на самом деле, трудно жестко соблюдать этот режим).

Не следует забывать о хороших гигиенических привычках:

  1. Часто мойте руки водой с мылом или средством для мытья рук, содержащим спирт.
  2. Не прикасайтесь к глазам, носу и рту.
  3. По возможности, избегайте тесного контакта с больными людьми.
  4. Не пользуйтесь теми же столовыми приборами, стаканами, полотенцами и другими личными вещами, которыми пользуются другие люди.

Она безупречна. Движение ткани сложно детализировано, а линии тела просто идеальны. Созданная более двух тысячелетий назад, она кажется современной. Фигура удивляет соразмерностью и гармонией. Чаще всего её отождествляют с богиней любви, и называют Венерой, хотя греческое имя этой богини не Венера, а Афродита. А Милосской её называют по имени места, где её обнаружил около двухсот лет назад греческий рыбак - острова Милос.

С произведением связано много загадок, одна из них касается утерянных рук богини. Существует несколько предположений о том, каково было их положение и что держала Венера.

Одно из самых распространенных и обоснованных предположений гласит, что в одной руке она держала яблоко, а другой удерживала спадающие одежды. В доказательство приводятся слова крестьян, обнаруживших статую, которые подтверждают, что в кисть руки Венеры был вложен этот плод. Предположение имеет мифологическое обоснование. Богиня любви получила яблоко с надписью «прекраснейшей» от Париса, который предпочел её Афине и Гере.

Но не все с этим согласны. Популярна и версия, что расположение тела Венеры, в частности, разворот плеч и торса, говорит о том, что богиня пряла. Соответственно, в одной руке она держала пряжу, а другой - управляла нитью и веретеном.

Свою гипотезу они подтверждают цифровой реконструкцией статуи, доказывающей, что поза изваяния соответствует той, которую принимает тело пряхи. Действительно, положение туловища скульптуры очень похоже на позу прядущих женщин. Такая композиция часто изображалась на античных сосудах.


Еще одна версия предполагает, что скульптор изваял богиню победы Нику. В одной руке она держит щит бога войны Марса, а другой пишет имена воинов, прославившихся победами в сражениях. Эта трактовка дает объяснение гордому взгляду богини.

Есть еще гипотеза об изначальной парности скульптуры. Левая рука Венеры якобы опиралась на плечо Марса, бога войны. Есть и менее популярные предположения: богиню снабжают зеркалом или лавровым венком.

История находки.

Знаменитую статую обнаружили 8 апреля 1820 года в руинах древнего города на острове Мило фермер по имени Йоргос Кентротас вместе с французским моряком Оливье Кутье. Сменив несколько владельцев при попытке ее вывоза из страны, статуя в итоге попала к послу Франции в Стамбуле, маркизу де Ривьер. Именно маркиз презентовал Венеру французскому королю Людовику XVIII, который, в свою очередь, передал статую Лувру, где она находится по сей день.

Кентротас нашел скульптуру вместе с руками, а точнее с фрагментами рук, Их попытались реконструировать, но руки получились «слишком грубыми и неизящными». Современные искусствоведы считают, что это ничуть не означает, что руки не принадлежали Венере, просто они были сильно повреждены. При транспортировке статуи в Париж в 1820 году и руки, и оригинальный постамент были утеряны.

Есть версия, что постамент Венеры пропал не случайно.

Создание статуи приписывают Александрову Антиохийскому - полагают, что он вырезал из камня этот шедевр между 130 и 100 годами до н.э. Статуя была найдена с постаментом-плитой, на которой было выбито имя создателя. Впоследствии постамент загадочно пропал.

Возможно, разгадка его исчезновения кроется в том, что искусствоведы 19-го века решили, что статуя Венеры является работой греческого скульптора Праксителя (она была очень похожей на его статуи). Это классифицировало статую, как принадлежащую к классической эпохе (480—323 до н. э.), творения которого ценились намного больше, чем скульптуры эллинистического периода. Чтобы поддержать эту версию даже ценой дезинформации, постамент удалили, прежде чем скульптура была представлена королю.

Существуют многочисленные реконструкции, на которых Венера Милосская изображена с руками в различных вариантах. Как бы то ни было, но руки Венеры что-то держали.

источники

Венера Милосская, известная также как Афродита Милосская, - древнегреческая статуя, которая считается одним из самых известных творений древнегреческой культуры. Создана между 130 и 100 гг. до н. э. Изображает Афродиту (Венера у древних римлян) - греческую богиню любви и красоты. Выполнена статуя из белого мрамора. В высоту она достигает 203 см и имеет идеальные пропорции человеческого тела, соответствующие правилу золотого сечения.


Статуя Венера Милосская в Лувре

Статуя неполная. Недостаёт рук и оригинального плинтуса или основной платформы. Они были утеряны уже после обнаружения данной скульптуры. Считается, что на платформе было указано имя создателя. Это известный мастер эллинистической эпохи Александрос Антиохийский. В настоящее время данный древний шедевр находится в Париже в Лувре. Своё название получил от греческого острова Милос в Эгейском море, где был обнаружен.


История обнаружения Венеры Милосской

Точно неизвестно, кто конкретно обнаружил уникальную статую. По одной версии она была найдена 8 апреля 1820 года крестьянином Йоргосом Кентротасом в древних городских руинах Милоса возле деревни Трипити. По другой версии первооткрывателями являлись Йоргос Боттонис и его сын Антонио. Эти люди случайно зашли в небольшую подземную пещеру, находящуюся недалеко от руин древнего театра, и обнаружили прекрасную мраморную статую и другие мраморные фрагменты. Случилось это в феврале 1820 года.

Однако есть и третья версия. По ней Венеру Милосскую нашёл французский морской офицер Оливье Вутье. Он исследовал остров, пытаясь найти древние артефакты. Помогал ему в этом молодой крестьянин Воутер. Эта пара и откопала уникальную статую в древних руинах. При этом верхняя часть туловища и нижняя с плинтусом лежали раздельно вместе с колоннами (гермами), увенчанными головами. В левой руке Венера держала яблоко.


Вид на Венеру Милосскую спереди и сзади

Но скорее всего, статую нашли местные крестьяне и, ища покупателя, сообщили о находке французу Оливье Вутье. Тот древний шедевр купил, но у него не было разрешения на вывоз. Получить его можно было только у турецких чиновников, которые находились с Стамбуле. Такое разрешение сумел организовать через французского посла в Турции другой морской офицер Жюль Дюмон-Дюрвиль.


Жуль Дюмон-Дервиль

Пока в Стамбуле утрясались бюрократические нюансы, уникальная находка находилась на хранении у крестьянина Димитрия Мораитиса. Но тут следует сделать небольшое отступление и сказать, что поиск древних артефактов в XIX веке считался чрезвычайно выгодным и популярным бизнесом. Им занимались тысячи людей, а покупали уникальные находки как государства, так и владельцы частных коллекций. При этом считалось очень престижным выставить в государственном музее неповторимый в своей красоте древний шедевр. В результате этого, целые бригады искателей рыскали в долине Нила и на островах Средиземного моря, надеясь быстро обогатиться.


Венера Милосская в наши дни (слева) и её изначальный вариант (справа)

Поэтому крестьянин, хранящий статую женщины с яблоком в поднятой левой руке и с правой рукой, поддерживающей одежду на бёдрах, соблазнился финансовым предложением, поступившем от греческих пиратов. Венера Милосская была продана морским разбойникам, а французам ничего не оставалось, как забирать её обратно силой. В одном из боёв французские моряки захватили статую, но пока тащили её к себе на борт, потеряли обе руки и плинтус. Однако в жаркой схватке возвращаться за ними не стали.

После этого бригантина расправила паруса и со всей возможной скоростью понеслась к родным французским берегам, так как информация об исторической ценности статуи дошла до турецкого султана. Он повелел отобрать её у французов любой ценой и привезти с Стамбул. Но мужественные французские моряки, рискуя свободой и жизнью, сумели избежать столкновения с турецкими судами. Уникальный древний шедевр был благополучно доставлен в Париж.

Венера Милосская в Лувре

В Париже привезённую статую тут же поместили в Лувр. Там верхнюю и нижнюю части соединили в единое целое. Имелся ещё небольшой фрагмент левой руки, но его не стали присоединять к туловищу. Вся же Венера Милосская изначально была выполнена из 7 блоков паросского мрамора. Один блок для обнажённого торса, другой для завёрнутых в одежды ног, по одному блоку для каждой руки, небольшой блок для правой ноги, блок для плинтуса и отдельный блок, изображающий небольшую колонну, стоящую возле статуи.


Полный вид статуи - так Венера Милосская выглядела в древности

В 1821 году отреставрированная скульптура была показана Людовику XVIII. Тот полюбовался на древний шедевр, и тот, после этого, стал доступен для всеобщего обозрения. Осенью 1939 года статую упаковали и вывезли из Лувра в связи с началом Второй Мировой войны. Все военные годы она находилась в замке Валансе в центральной части Франции, там же хранились и другие исторические шедевры.

После войны Венеру Милосскую вернули в Лувр. Там она и находится по сей день в одной из галерей музея на первом этаже. Она считается одной из лучших классических скульптур Древнего мира, олицетворяя собой женскую красоту и совершенство человеческих тел.

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 16.07.2016 11:15 Просмотров: 3551

Статуя Венеры Милосской была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос), одном из Кикладских островов Греции в Эгейском море.

Это древнегреческая скульптура, изображающая богиню любви Афродиту. Венера – латинский аналог названия богини любви (см. статью Олимпийские боги).

Предположительно Александр Антиохийский «Венера Милосская» (около 130-100 г. до н.э.). Мрамор. Высота 2,02 м. Лувр (Париж)

Описание скульптуры

Пропорции фигуры Венеры долгое время считались идеалом: рост 164 см, бедра 93 см, талия 69 см, объём груди 89 см.
В ней восхищало всё: тонкие черты лица, простая, но аккуратная прическа, грациозная осанка, идеально выполненные скульптором складки одежды.
Предполагают, что в левой руке Венеры был щит (или яблоко), а правой рукой она, устыдившись, придерживала спадающие одежды.
Венера (Афродита) представляет собой тип Афродиты Книдской (лат. Venus pudica) – Венера стыдливая), т.к. она придерживает рукой упавшее одеяние. Впервые скульптуру такого типа изваял Пракситель около 350 г. до н. э.
Пракси́тель – древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Большинство работ Праксителя известно по римским копиям или по описаниям античных авторов. Его считают автором знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом» и «Аполлон, убивающий ящерицу». Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий.
Ни одному скульптору не удавалось достичь большего совершенства в передаче грации тела и тонкой гармонии духа, чем Праксителю. Его Афродита Книдская считалась в древности не только лучшим творением автора, но и лучшей статуей всех времён

Пракситель «Афродита Книдская» (350-330 гг. до н.э.). Лувр (Париж)
Пракситель стал первым скульптором, создавшим монументальное изображение обнажённой богини.
Пракситель выполнил два варианта: богиню обнаженную и богиню одетую.

Заказчики выбрали традиционный вариант, с задрапированной фигурой. Её копий и описаний не сохранилось, и она пропала.

А оставшуюся в мастерской скульптора Афродиту Книдскую купили жители малоазийского города Книд. Сюда стали стекаться паломники, привлечённые знаменитой скульптурой. Афродита стояла в храме под открытым небом, обозримая со всех сторон.
Некоторое время статую Венеры Милосской также приписывали Праксителю. Но позже на постаменте обнаружили надпись: «Агесандр (или Александр, надпись была неразборчива), сын Менида, гражданин Антиохии на Меандре, сделал эту статую». Таким образом, стало ясно, что статуя относится к эллинистическому периоду. Впоследствии постамент пропал и до настоящего времени не найден.

История находки

Историю находки статуи Венеры Милосской передают в различных интерпретациях. Одна из них такова: некий французский моряк Оливье Вутье с местным крестьянином Йоргосом Кентротасом откопал статую на развалинах древнего амфитеатра. Но капитан корабля не дал разрешение на вывоз скульптуры.
Другой морской офицер, Жюль Дюмон-Дюрвиль, получил такое разрешение в Стамбуле, но, когда возвратился оттуда, обнаружил статую на русском судне приготовленной для перевозки в Стамбул. Дюмон-Дюрвиль добился выкупа статуи.
В момент конфликта между французами и турками (владельцами острова), стремившимися не допустить вывоза статуи за пределы империи, и были утрачены руки Венеры Милосской.
В настоящее время статуя Венеры Милосской хранится в специально подготовленной для неё галерее на первом этаже Лувра.

Г. Успенский «Выпрямила»

Герой рассказа – сельский учитель Тяпушкин. Однажды ему довелось побывать в Париже в качестве домашнего учителя детей одного помещика. Гуляя по Парижу, Тяпушкин попал в Лувр: «...неожиданно доплелся до Лувра; без малейшей нравственной потребности вошел я в сени музея; войдя в музей, я машинально ходил туда и сюда, машинально смотрел на античную скульптуру, в которой, разумеется, по моему, тяпушкинскому, положению ровно ничего не понимал, а чувствовал только усталость, шум в ушах и колотье в висках; – и вдруг, в полном недоумении, сам не зная почему, пораженный чем-то необычайным, непостижимым, остановился перед Венерой Милосской в той большой комнате, которую всякий бывший в Лувре знает и, наверное, помнит во всех подробностях.
Я стоял перед ней, смотрел на нее и непрестанно спрашивал самого себя: «что такое со мной случилось?» Я спрашивал себя об этом с первого момента, как только увидел статую, потому что с этого же момента я почувствовал, что со мною случилась большая радость... До сих пор я был похож (я так ощутил вдруг) вот на эту скомканную в руке перчатку. Похожа ли она видом на руку человеческую? Нет, это просто какой-то кожаный комок. Но вот я дунул в нее, и она стала похожа на человеческую руку. Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего "хрустнуть" именно так, когда человек растет, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.
Я в оба глаза глядел на эту каменную загадку, допытываясь, отчего это так вышло? Что это такое? Где и в чем тайна этого твердого, покойного, радостного состояния всего моего существа, неведомо как влившегося в меня? И решительно не мог ответить себе ни на один вопрос; я чувствовал, что нет на человеческом языке такого слова, которое могло бы определить животворящую тайну этого каменного существа. Но я ни минуты не сомневался в том, что сторож, толкователь луврских чудес, говорит сущую правду, утверждая, что вот на этом узеньком диванчике, обитом красным бархатом, приходил сидеть Гейне... И все-таки я бы не мог определить, в чем заключается тайна этого художественного произведения и что именно, какие черты, какие линии животворят, "выпрямляют" и расширяют скомканную человеческую душу. Я постоянно думал об этом и все-таки ничего не мог бы передать и высказать определенного. Не знаю, долго ли бы я протомился так, если бы одно совершенно случайное обстоятельство не вывело меня, как мне кажется, на настоящую дорогу и не дало мне наконец-таки возможности ответить себе на неразрешимый для меня вопрос: в чем тут дело, в чем тайна?»

Он часто ходил в Лувр, чтобы «выпрямить» свою душу.
«Выпрямила» – означает, что человека согнувшегося, потерявшего всякую основу, опору в жизни, именно выпрямило прекрасное произведение искусства. Дало ему силу жить. Это врачевание духовное – человек входит в духовный контакт с великим произведением искусства. Венера Милосская – это образ красоты, образ возвышенный, духовно наполненный. Истинное произведение искусства может преобразовать жизнь человека.

Предмет кровопролитных сражений, массовых интриг и многочисленных споров, Венера Милосская полна тайн. Приглашаем вас познакомиться с некоторыми из них.

​​

  • Часть своего имени статуя получила не при создании. В частности, Милосской скульптуру назвали в 1820 году в честь места ее находки - греческого острова Милос.
  • О времени создания Венеры Милосской (130-100 гг. до н.э., эллинистический период) стало доподлинно известно благодаря обнаруженному вместе с мраморным шедевром постаменту, на котором помимо этого было указано, что автором работы является Александр из Антиохии. Почему было? Да потому что сразу же после находки постамент куда-то пропал.
  • Как выяснилось позже пропажа постамента - далеко не случайность. Его целенаправленно скрыли, чтобы выдать скульптуру за творение классического периода Греции (510—323 годы до н. э.), произведения которого ценятся намного выше, чем эллинистического. Параллельно с этим авторство приписывалось Праксителю - отцу-основателю направления в скульптуре, в котором выполнена Венера Милосская. Хотя впоследствии хитрость была выявлена, постамента все же не нашли, а потому Александр Антиохский считается самым вероятным автором работы, но отнюдь не доподлинным.
  • Некоторые специалисты считают, что на скульптуре изображена не Венера/Афродита, а Амфитрита - дочь мифологического морского бога Нерея и жена последующего правителя морского царства Посейдона. В пользу этой версии говорит тот факт, что Амфитрита была особо почитаема жителями острова Милос. При этом бытует также предположение, что на статуе изображена богиня победы Ника. Разрешить этот спор могли бы руки статуи, а точнее находящиеся в них предметы. К примеру, копье бы свидетельствовало о том, что это Ника, а яблоко стало бы окончательным аргументом в пользу Афродиты (перед началом Троянской Войны Парис преподнес его богине любви и красоты). Однако руки статуи, к сожалению, не сохранились.
  • Широко известно, что, найденная в 1820 году греческим крестьянином Йоргосом Кентротасом вкупе с французским моряком Оливье Вутье, Венера Милосская была незаконно вывезена во Францию, где в 1821 году вошла в экспозицию Лувра. Однако далеко не все знают, что в Париж статуя изначально отправилась в качестве подарка французского посла маркиза де Ривьер королю Людовику XVIII, который впоследствии и передал ее Лувру.
  • Многие шедевры античности доходят до наших дней в неидеальном состоянии в основном из-за безжалостного влияния времени, однако отсутствие рук у Венеры Милосской - результат банальной человеческой природы. В момент находки статуи она состояла из всех частей тела, однако в результате кровавой стычки между французами и турками за право обладание этим сокровищем древности Афродита лишилась своих рук. В этом виде она и была доставлена в Париж.
  • Своим появлением в культурной жизни Парижа Венера Милосская стала своеобразным символом национальной гордости французов. Дело в том, что в 1815 году Лувру пришлось вернуть итальянцам статую Венеры Медицейской, которую Наполеон Бонапарт вывез из Италии во время своих завоеваний. Появление же Венеры Милосской в 1820 году не только восполнило потерю, но и целенаправленно было объявлено более ценным экспонатом. Уловка удалась - новинка сразу же привлекла внимание ценителей и деятелей искусства, а также широкой общественности.
  • Несмотря на свою неповторимость у Венеры Милосской были и недоброжелатели. Самым знаменитым противником мнения о том, что статуя является олицетворением красоты, являлся известный художник-импрессионист Пьер Огюст Ренуар.
  • Наряду со статуей Ника Самофракийская и циклом скульптур Рабы работы Микеланджело, Венера Милосская оказалась в числе избранных шедевров искусства, которые тайно вывезли из оккупированного Парижа в время Второй Мировой и схоронили в пригороде французской столицы.
  • В свое время Венера Милосская лишилась не только рук, но и драгоценностей. В частности, в первое время статуя выставлялась украшенной браслетом, серьгами и прочей дорогостоящей бижутерией. Хотя этих драгоценностей давно уже нет, на мраморе до сих пор можно увидеть отверстия, предназначенные для крепления украшений.
  • Сегодня мы видим статую совсем не такой, какой ее видели в древности, и дело не только в отсутствии рук. Оригинальный цвет Венеры Милосской, как и любой другой древней мраморной статуи, - не белый. Греки античности традиционно обрабатывали мраморные изваяния различными красками, частично меняющими внешний облик скульптуры. Сегодня же исследования показывают, что от древней краски статуи не осталось и следа.
  • Несмотря на то, что Венера Милосская считается многими образцом женской красоты, ее высота составляет чуть более 2 метров, что превосходит рост подавляющего большинства людей нашей планеты. Возможно, это намек на идеал, достигнуть которого дано лишь единицам.
  • Некоторые искусствоведы склонны считать, что скульптура Венеры Милосской - реплика с римской статуи Афродиты Капуанской (создана за 170 лет до творения Александроса Антиохского), которая, в свою очередь, также является копией с оригинальной греческой статуи.
  • С одной стороны, отсутствующие у Венеры Милосской руки предмет горького сожаления, с другой - неиссякаемый источник для предположений о том, каким образом были расположены руки статуи и, самое главное, что в них могло находиться. Этот вопрос не раз становился и по сей день становится темой многочисленных дискуссий и научных работ.

Кстати, хотим напомнить, что есть вероятность того, что вскоре 200-летнему пребыванию Венеры Милосской в Лувре придет конец. По крайней мере администрация острова Милос сообщила о намерении .

Новое на сайте

>

Самое популярное