Домой Полезные свойства плодов Русский язык егэ задание 3 теория

Русский язык егэ задание 3 теория

Теория.

В русском языке слова по своему лексическому значению делятся на однозначные и многозначные. В данном задании вам будут представлены только многозначные слова, т.е. такие, которые имеют много значений. Из списка значений необходимо выбрать такое, которые использовано в представленном контексте. Для успешного выполнения задания Вам не понадобятся теоретические знания, нужно только уметь анализировать.

Рассмотрим на примере. (пример взят из пособия по подготовке к под ред. Сениной)

(1) Наблюдение за характером связи между частями текста показало, что отдельные его части объединяются не только привычными формами связи – союзами, союзными словами, но и другими средствами, менее четко выделяемыми в ткани текста.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТКАНЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТКАНЬ, -и, ж.

1. Изделие, изготовленное тканьём. Шёлковая т. Льняные ткани.

2. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов. Магазин тканей.

3.перен. Основа, содержание чего-н. (книжн.). Т. рассказа.

4. В животных и растительных организмах: система преимущественно однородных клеток и продуктов их жизнедеятельности. Соединительная т. Мышечная т. Нервная т. Защитная т. (у растений).

Не забывайте о методе исключения . Сразу вычеркивайте те значения, которые соврешенно не соответствуют тематике текста. Зачастую вы знаете прямое (главное или наиболее употребляемое).Как мы видим из контекста, слово ткань явно употреблено не в прямом значении (оно не связано с ткаными материалами или изделием), значит 1-е и 2-е значения нам не подходят. В 4-ом значении имеется в виду термин, и он нам тоже не подходит. Остается 3-е значение, оно и будет ответом.

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!

Отзыв полезен?

Отзыв полезен?

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю. Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!

Отзыв полезен?

Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)

Отзыв полезен?



Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)

Отзыв полезен?

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информац...

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информации по предмету совершенно не открывалось. В итоге 76 баллов. Очень неплохой результат! Спасибо вам огромное;)

  • прочитать задание;
  • найти слово из задания в тексте;
  • понять, что имеется в виду под этим словом в данном конкретном случае;
  • сопоставить свое предположение с вариантами ответов;
  • написать правильный вариант.

Теория

Присутствие данного задания в ЕГЭ обусловлено тем, что некоторые русские слова имеют множество значений. Все мы с детства знаем, что слово "коса" может обозначать женскую прическу или сельскохозяйственный инструмент, а также длинную узкую отмель, выступающую на водной глади. Значения слова "коса" так разнятся, что перепутать их трудно. В задании 3 ЕГЭ по русскому языку встречаются такие слова, значения которых очень похожи между собой (иногда наши ученики восклицают: "Да это же одно и то же!"), но все же различаются. В таких случаях необходимо:

  • внимательно прочитать контекст;
  • отбросить все варианты, которые точно не подходят, и начать разбираться с сомнительными;
  • подставлять объяснение слова из сомнительного варианта в текст на место этого самого слова и смотреть, сохраняется ли смысл;
  • если смысл сохраняется, то ответ подобран верно, если нет - Вам нужен другой ответ;
  • при поиске варианта Вам могут очень помочь примеры употребления слова, указанные в каждом из вариантов курсивом. Всегда их читайте.

Примеры

Пример 1.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПУНКТ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПУНКТ, -а, муж.

1. Место, пред­на­зна­чен­ное для чего-н., от­ли­ча­ю­ще­е­ся чем-н. Сбор­ный п. Самый вы­со­кий п. мест­но­сти. На­блю­да­тель­ный п. (место для на­блю­де­ния за во­ен­ны­ми дей­стви­я­ми и за мест­но­стью). Ко­манд­ный п. (место, от­ку­да осу­ществ­ля­ет­ся управ­ле­ние вой­ска­ми в ходе во­ен­ных дей­ствий). Населённый п. (место, где по­сто­ян­но живут люди; офиц.).

2. Учре­жде­ние или отдел учре­жде­ния с узко опре­делённым кру­гом функ­ций. Ме­ди­цин­ский п. Пе­ре­го­вор­ный п. Приёмный п. За­го­то­ви­тель­ный п. Кор­ре­спон­дент­ский п. (от­де­ле­ние ор­га­на мас­со­вой ин­фор­ма­ции в каком-н. го­ро­де, стра­не, кор­пункт).

3. От­дель­ное по­ло­же­ние, раз­дел в со­ста­ве из­ло­же­ния, до­ку­мен­та. До­го­вор из пяти пунк­тов. Из­ло­жить по пунк­там (также перен.: по­сле­до­ва­тель­но).

4. От­дель­ный мо­мент в раз­ви­тии чего-н. Куль­ми­на­ци­он­ный п. со­бы­тий.

5. То, на чём кто-н. ис­клю­чи­тель­но со­сре­до­то­чил все свои мысли, по­мыс­лы. Кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние его п.

Ищем слово "пункт" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)В воз­ду­хе мно­гих населённых пунк­тов с раз­ви­той про­мыш­лен­но­стью по­яви­лось зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство при­ме­сей. (2)<...> га­зо­об­раз­ных за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ, в ат­мо­сфе­ру от пред­при­я­тий раз­лич­ных от­рас­лей про­мыш­лен­но­сти по­сту­па­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство твёрдых ча­стиц пыли, дыма, сажи. (3)Все эти за­гряз­ни­те­ли воз­ду­ха на­но­сят тяжёлый урон не толь­ко здо­ро­вью че­ло­ве­ка, но и окру­жа­ю­щей при­ро­де.

В тексте говорится про "населенный" пункт, следовательно, речь идет о месте жительства людей. Смотрим в ответы и сразу видим правильный - это вариант 1. В этом варианте указаны примеры употребления слова "пункт" в данном значении, и самый последний пример точь-в-точь совпадает с данным в тексте словосочетанием, что лишний раз подтверждает, что мы не ошиблись.

Пример 2.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МИР. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

МИР, -а, мн. -ы, -ов, муж.

1. Со­во­куп­ность всех форм ма­те­рии в зем­ном и кос­ми­че­ском про­стран­стве, Все­лен­ная. Про­ис­хож­де­ние мира.

2. От­дель­ная об­ласть Все­лен­ной, пла­не­та. Звёздные миры.

3. ед. Зем­ной шар, Земля, а также люди, на­се­ле­ние зем­но­го шара. Объ­е­хать весь м. Пер­вые в мире. Чем­пи­он мира. М. тесен (о не­ожи­дан­но об­на­ру­жив­ших­ся общих зна­ко­мых, свя­зях; книжн.).

4. Объ­единённое по каким-н. при­зна­кам че­ло­ве­че­ское об­ще­ство, об­ще­ствен­ная среда, строй. Ан­тич­ный м. На­уч­ный м.

5. От­дель­ная об­ласть жизни, яв­ле­ний, пред­ме­тов. М. жи­вот­ных, рас­те­ний. М. зву­ков. Внут­рен­ний м. че­ло­ве­ка. М. увле­че­ний.

6. ед. (пред. в миру). Свет­ская жизнь, в про­ти­воп. мо­на­стыр­ской жизни, церк­ви.

7. (пред. на миру). Сель­ская об­щи­на с её чле­на­ми (устар.). С миру по нитке го­ло­му ру­баш­ка (посл.).

Ищем слово "мир" в первом предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)Все ве­ще­ства, с ко­то­ры­ми мы встре­ча­ем­ся в окру­жа­ю­щем нас мире, бы­ва­ют или жид­ки­ми, или твёрдыми, или га­зо­об­раз­ны­ми. (2)<...>со­сто­я­ния ве­ществ на­зы­ва­ют их аг­ре­гат­ны­ми со­сто­я­ни­я­ми. (3)Мно­гие ве­ще­ства при охла­жде­нии или на­гре­ва­нии можно пе­ре­ве­сти из од­но­го аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния в дру­гое, и при этом они не­ожи­дан­но при­об­ре­та­ют со­всем дру­гие свой­ства.

Сразу же запоминаем для себя контекст - "окружающий нас мир". В виду имеется всё, что нас окружает, включая космос, - весь мир. Правильный ответ - 1.

Пример 3.

За­да­ние 3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ПЕ­ЧАТЬ. Опре­де­ли­те, в каком зна­че­нии это слово упо­треб­ле­но во вто­ром (2) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.

ПЕ­ЧАТЬ, -и, ж.

1) Внеш­ний вид на­пе­ча­тан­но­го. Чёткая п.

2) На­пе­ча­тан­ные про­из­ве­де­ния, из­да­ния (га­зе­ты, жур­на­лы). От­зы­вы пе­ча­ти.

3) При­бор с на­рез­ны­ми зна­ка­ми для от­тис­ки­ва­ния их на чём-н., а также самый от­тиск этих зна­ков, при­ме­ня­е­мый обыч­но для за­сви­де­тель­ство­ва­ния, удо­сто­ве­ре­ния чего-н. Сур­гуч­ная п. П. на до­ку­мен­те.

4) перен. Знак, от­пе­ча­ток чего-н. (высок.). П. горя на лице.

Ищем слово "печать" во втором предложении. Не дожидаясь прочтения вариантов, понимаем для себя, в каком значении оно употреблено.

(1)Со­глас­но по­пу­ляр­ной ги­по­те­зе, дву­гла­вый орёл - герб Ве­ли­ко­го кня­же­ства Мос­ков­ско­го, а в даль­ней­шем Рус­ско­го цар­ства, Рос­сий­ской им­пе­рии и Рос­сии - яв­лял­ся ранее им­пе­ра­тор­ским гер­бом Ви­зан­тии. (2)<…> на дан­ный мо­мент у ис­то­ри­ков нет до­ка­за­тельств су­ще­ство­ва­ния еди­но­го го­су­дар­ствен­но­го герба Ви­зан­тии: пе­ча­ти ви­зан­тий­ских им­пе­ра­то­ров су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся друг от друга, и да­ле­ко не все из них со­дер­жат изоб­ра­же­ние дву­гла­во­го орла. (3)Таким об­ра­зом, ги­по­те­за о за­им­ство­ва­нии дву­гла­во­го орла с ви­зан­тий­ско­го герба не обос­но­ва­на, и, как верно от­ме­тил ве­ли­кий ис­то­рик Н. П. Лихачёв, «мос­ков­ское пра­ви­тель­ство не могло за­им­ство­вать у Ви­зан­тии то, чего та не имела».

"Печати византийских императоров существенно отличаются друг от друга". Следовательно, речь идет о печати, которую ставят на документы и на которой присутствует какое-то изображение. Правильный ответ - 3.

Задания 1-3 ЕГЭ по русскому языку тесно взаимосвязаны и представляют информационную обработку текста. Здесь проверяется ваше умение определять главную информацию, содержащуюся в тексте научного стиля, устанавливать логическую связь между частями высказывания, выбирать слово с нужным лексическим значением.

Задание 1 - 3 на ЕГЭ по русскому языку

Формулировка задания: Прочитайте текст и выполните задание 1 - 3

(1)Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка, этнография. (2)Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков. (3) этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, так как в основных тематических группах диалектной лексики выражены народные представления о мире.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Тесная связь диалектологии с историей языка и этнографией обусловлена тем, что сохраняющиеся архаичные элементы помогают историкам языка объяснить происхождение тех или иных звуков, а диалектная лексика, раскрывающая народные представления о мире, интересует этнографов и историков народной культуры.

2) Диалектология теснейшим образом связана с такими науками, как история языка и этнография, ведь современные границы диалектов позволяют с большей или меньшей степенью вероятности восстановить границы, разделявшие древние племена, а затем различные феодальные области.

3) Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, поскольку в них сохраняются архаичные лексические элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков.

4) Этнографов и историков народной культуры интересует прежде всего диалектная лексика, поскольку в ней в силу неравномерности развития нередко сохраняются архаичные элементы фонетического и грамматического строя.

5) В современных диалектах сохраняются архаичные элементы, которые могут быть использованы при объяснении истории звуков, а диалектная лексика помогает понять народные представления о мире, чем и объясняется теснейшая связь диалектологии с историей языка и этнографией.

Это задание проверяет ваше умение понимать информацию (главную и второстепенную), применять основные приемы сжатия текста.

Как работать с текстом? Прочитайте только исходный текст и проанализируйте его. Не читайте сразу же предложения, помещенные после текста. Это запутает вас. Начните работу в таком порядке:

1. Подчеркните в каждом предложении ключевые слова, словосочетания.

2. Определите логические и смысловые отношения между предложениями. Например, в данном тексте в предложении 1 содержится тезис: диалектология связана с историей языка и этнографией. Предложения 2 и 3 поясняют мысль, выраженную в предложении 1. Это аргументы, доказательства тезиса: что связывает историю языка с диалектологией (2), а что интересует этнографов (3).

3. Перескажите сжато главную информацию, соблюдая логику развития мысли.

В процессе выполнения этой работы вы сделаете задание 2 , так как слово, которое надо выбрать из списка и вставить на место пропуска, как раз и помогает установить эти смысловые связи. Например, уточняющая информация потребует слов так, то есть, именно, например ; вывод из сказанного – поэтому, так что, итак, таким образом ; противопоставление – наоборот, но, зато, однако ; порядок изложения фактов – во-первых, с одной стороны ; причина описываемых явлений – потому что, так как, поскольку и т. д. Вставьте выбранное слово и прочитайте текст. Оно должно прояснить смысловые отношения между предложениями.

Формулировка задания: Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Например,

Тем самым

Несмотря на это,

(В данном тексте это противительный союз а: историков интересует одно, а этнографов другое .)

4. Сравните свой сжатый текст с предложенными вариантами ответов. Выберите 2 ответа, в которых содержится ВСЯ главная информация.

Что могут содержать отвергнутые варианты?

  1. Вся информация правильная, но неполная, только частичная.
  2. Наряду с правильной использована неверная информация.
  3. Иногда может быть допущена незаметная фактическая ошибка. (Например, на территории России вместо на территории Европейской части России. )
  4. Приведены детали, подробности, примеры, которые мешают увидеть, что главная информация представлены не целиком.

(В данном задании предложение 2 содержит неверную информацию, предложения 3, 4 только частично передают главную информацию, в них допущено искажение фактов.)

Что нужно помнить?

В правильном варианте информация может быть изложена не в том порядке, в каком она расположена в исходном тексте (см. предложение 5).

Задание 3. Формулировка задания: Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБРАТИТЬСЯ (ОБРАЩАТЬСЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБРАТИТЬСЯ , -ащусь, -атишься; сов .

1) вокруг чего . Совершить кругообразное движение вокруг чего-н. О. вокруг своей оси .

2) к кому-чему . Повернуться в направлении кого-чего-н. О. лицом к окну .

3) к чему . Направить на что-л. свою деятельность, приняться, взяться за что-н. О. к первоисточникам . О. к занятиям.

4) к кому . Направиться к кому-н. с просьбой или отнестись к кому-н. с какими-н. словами, с речью. О. к врачу. О. с вопросом, за советом к кому-н .

5) в кого-что . То же, что превратиться. Вода обратилась в пар. Разговор обратился в шутку. О. в слух (перен.: начать внимательно слушать).

Подставляйте каждое лексическое толкование слова взамен слова, указанного в исходном тексте, а также сравнивайте примеры использования данного значения слова. Подставленное лексическое толкование не должно исказить смысла предложения и его грамматический строй. Перечитывайте то, что каждый раз получается, слушайте себя, делайте вывод:

Историки языка всегда обращались «поворачивались в направлении» к данным современных диалектов…

Обращаться к данным современных диалектов = обращаться к первоисточникам.

Задания 1-3.
1. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
2. Средства связи предложений в тексте
3. Лексическое значение слова

1 вариант

1)Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийся древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал парадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможности движения в природе: в любое отдельно взятое мгновение времени летящая стрела находится в определённой точке пространства, а следовательно, не существует такого момента времени, в котором летящая стрела перемещается. (2)Казалось бы, апорию Зенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что в реальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве. (3) такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не в отрицании очевидного наблюдателю факта движения, а в заведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречных логических рассуждений, что наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

1) Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомо ложным выводам и легко опровергаются простым указанием на факт существования движения.

2) Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждый

определённый момент времени древнегреческий философ Зенон сделал

вывод об отсутствии движения как такового.

3) В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу,

руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, что

свидетельствует о принципиальной невозможности познания мира

посредством логики.

4) Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицании существования движения в природе, а в том, что возможности логического мышления ограниченны.

5) Апория Зенона парадоксальна, но соответствует истине: она наглядно демонстрирует ограниченность нашего логического мышления как инструмента познания реальности.

3) Однако 4) Именно 5)Вероятно

ВРЕМЯ . Определите значение, в котором это слово употреблено в ПЕРВОМ (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ВРЕ́МЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.

1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи последовательная смена её явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.

2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).

3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждёт (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.

4. Определённый момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.

5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времён). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).

6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым ещё рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).

2 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Немало было на Руси искусных ремесленников и мастеров, превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих, иконописцев, музыкантов; славилась наша земля воинами, мудрыми государственными деятелями. (2)И всё-таки основным занятием восточных славян на протяжении многих веков было земледелие. (3) и древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Среди славян было много искусных ремесленников и мастеров, но

основным занятием этих народов на протяжении веков оставалось

земледелие.

2) Русь славилась искусными ремесленниками и мастерами, превосходными охотниками и отважными рыбаками, гениальными зодчими, иконописцами, музыкантами; воинами, мудрыми государственными деятелями, но основным занятием славян было земледелие, потому и древнерусская культура отражала мировоззрение земледельца.

3) На Руси всегда было много искусных ремесленников и мастеров,

превосходных охотников и отважных рыбаков, гениальных зодчих,

иконописцев, музыкантов.

4) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение земледельца,

так как основным занятием восточных славян на протяжении многих

веков было земледелие.

5) Древняя русская культура в целом отражала мировоззрение простых

людей – земледельцев и ремесленников.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

3) Однако 4) Именно 5)Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова КУЛЬТУРА . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

КУЛЬТУ́РА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.).

1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками.

2. То или иное состояние общественной, хозяйственной, умственной жизни в какую-нибудь эпоху, у какого-нибудь народа, класса. Неолитическая культура. Культура древнего Египта. Пролетарская культура .

3. только ед. То же, что культурность. Высокая культура. Насаждать культуру.

4. только ед. Разведение, возделывание, обработка (с.-х.). Культура льна, свекловицы.

5. Разводимое, культивируемое растение (с.-х.). Сельскохозяйственные культуры. Масличные культуры (соя, кунжут, клещевина и др.).

6. Лабораторное выращивание бактерий; полученная таким путем колония бактерий (бактер.). Культура холеры.

7. перен., только ед. Усовершенствование, высокое развитие. Актеру требуется культура голоса, движений. Физическая культура (спорт и гимнастика).

3 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Известно, что в предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным стилистическим приемом и использовалась только при описании «высоких» образов, красоты природы, возвышенных чувств. (2)Пушкин расширил диапазон художественного использования звукописи, включив в него все лексические богатства языка, в том числе просторечие (разговорную речь городского населения: части духовенства, мелкого и среднего чиновничества, духовенства, разночинной интеллигенции, мещанства) и язык народных песен, былин, сказок. (3) так Пушкин в своем творчестве добился единства слова и образа, в его поэзии художественная форма никогда не вступала в противоречие с содержанием, ибо настоящий художник никогда не допустит, чтобы красивые звуки затеняли или обедняли мысль, содержание.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Пушкинская поэзия благодаря расширению диапазона исполь­зования звукописи достигла совершенства: в ней едины форма и содержание, в ней слились образ и звук.

2) Пушкин расширил диапазон использования звукописи, вклю­чив в неё всё лексическое богатство русского языка.

3) В предпушкинскую эпоху звукопись являлась утонченным сти­листическим приемом и использовалась при описании «высо­ких образов» и чувств.

4) Настоящий поэт всегда следит только за благозвучием своей поэзии.

5) Пушкин в своём творчестве добился единства слова и образа, расширив диапазон художественного использования звукописи за счёт включения в него всего лексического богатства русского языка.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

3) Однако 4) Именно 5)Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЯЗЫК .

ЯЗЫ́К (язы́ка книжн. устар., только в 3, 4 знач.), м.

1. Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса, а у человека способствующий также образованию звуков речи. Коровий язык. Больно прикусить язык. Лизать языком. Показать язык кому-н . «Язык не лопатка, знает что сладко. «Поговорка . «И он к устам моим приник, и вырвал грешный мой язык.» Пушкин . «Языком играл сигналики, песни пел - такие хватские. «Некрасов .

|| Кушанье из языка животных. Язык с картофельным пюре. Копченый язык .

2. только ед . Способность говорить, выражать словесно свои мысли, речь. «Голос мой не задрожит, и язык не отнялся.» Пушкин . «Она без языка лежит, руками объясняется.» Тургенев . Лишиться языка. Владеть языком. Язык - один из признаков, отличающих человека от животных . «Язык до Киева доведет.» Пословица .

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. «Язык есть важнейшее средство человеческого общения…» Ленин . «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин . «О, великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» Тургенев . «На всех языках говорит.» Лермонтов . Родной язык. Славянские языки. Национальные языки. Древние языки (преимущ. о греческом и латинском). Новые языки (современные западноевропейские). Живой язык ). Мертвый язык (см. мертвый). Изучать языки. История русского языка .

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками. Литературный язык. Разговорный язык. Профессиональные языки. Газетный язык. Поэтический язык. Воровской язык .

5. только ед . Способ выражения, стиль, свойственный кому-чему-н. Язык Пушкина. Язык художественных произведений .

6. только ед . Словесно выраженная мысль, речь того или иного содержания. «Правдив и свободен их (волхвов) вещий язык.» Пушкин . У него злой язык. Острый язык. Лживый язык. Туманный язык .

4 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1)Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обо¬значение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится. (2)Владение образными средствами языка украшает речь и обогащает приемы ораторского искусства, ины¬ми словами, фразеологические средства способны воздействовать на умонастроение собеседника во время публичного выступления. (3) очень важно знать значение разных фразеологических выражений и жизненные ситуации, в которых они могут употребляться.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Важнейшая функция фразеологизмов – выражение отношения к тому, о чём говорится, ими нужно умело пользоваться, чтобы украсить и обогатить речь.

2) Фразеологизмы украшают речь и обогащают приемы ораторско­го искусства, потому что выражают отношение к тому, о чем говорится.

3) Фразеологизмы способны воздействовать на умонастроение со­беседника во время публичного выступления.

4) Фразеологизмы не обозначают тот или иной предмет, а выра­жают отношение к тому, о чем говорится, и это их важнейшая функция.

5) Чтобы публичное выступление было ярким и воздействовало на слушателей, необходимо знать значение фразеологических вы­ражений и жизненные ситуации, в которых их употребление уместно.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Наоборот, 2) Поэтому

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕЧЬ Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РЕЧЬ , речи, мн. речи, речей, жен.

1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь - один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.).

2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Севернорусскую речь легко узнать по оканью. «Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи?» Пушкин (о русском крестьянине).

3. только ед. Характер произношения или произнесения. Невнятная речь. «Странная гортанная речь (цыгана) трещит в ушах.» Максим Горький . Спокойная речь. Тихая, отчетливая речь.

4. только ед. Тот или иной вид, стиль языка, слог. Художественная речь. Стихотворная речь. Деловая речь.

5. мн. в том же знач., что ед. Слова, разговор, то, что говорят. «А как речь-то говорит, словно реченька журчит.» Пушкин . «Живые эти речи в года минувшие слыхал когда-то я.» Лермонтов . «Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало.» Крылов . «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа.» Пушкин . «Я вспомню речи неги страстной, слова тоскующей любви.» Пушкин . «Эти речи поберечь вам лучше для другого.» Некрасов . «Он всю дорогу осыпал ее своими восторженными речами.» Максим Горький . Дружеские речи.

6. только ед. Разговор, рассуждение, беседа (разг.). «В то время, о котором идет наша речь.» А. Тургенев . О поездке и речи быть не может. О чем у вас (была, будет) речь? Не о том (не об этом) речь (не в том дело). Опять завел речь о ней. Речь идет (шла, пойдет, будет идти) о чем-нибудь. Об этом и речи нет.

7. только ед. Слух, молва (обл.). Речь идет в народе.

8. Публичное выступление, высказывание на определенную тему, обращенное к слушателям. «Одна маститая особа сказала речь, хотя и не была записана в числе ораторов.» Салтыков-Щедрин . Приветственная речь. Речь прокурора. Защитительная речь. Надгробная речь.

9. только ед. Группа слов, предложение, представляющее собой чье-нибудь высказывание (грам.). Косвенная речь. Прямая речь.

5 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Алмазы, редкие, но вместе с тем довольно широко распространённые минералы, - чрезвычайно твёрдые камни. (2)Поэтому их часто используют не только для производства бриллиантов, но и для изготовления режущих и точильных дисков, кругов и другого инструмента. всем знакомый зубоврачебный бор покрыт алмазной крошкой.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Алмазы используют для производства бриллиантов и зубоврачебной техники.

2) Алмазная крошка из-за своей твёрдости используется в качестве основного компонента зубоврачебного бора.

3) Алмазы, обладающие особой твёрдостью, используются для производства бриллиантов и при изготовлении режущих и точильных инструментов.

4) Всем известный зубоврачебный бор, как и многие другие режущие инструменты, покрыт бриллиантовой крошкой.

5) Бриллианты и режущие и точильные инструменты изготавливают, используя алмазы, которые обладают особой твёрдостью.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Во-первых, 2)Потому что 3)Наверное,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДИСК. Определите значение, в котором это слово употреблено в втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДИСК -а; м. [от греч. diskos - круглая пластинка].

1. Видимая форма Солнца, Луны, планет. Д. Солнца. Лунный д. Тень Земли при затмении Солнца покроет четверть его диска.

2. Предмет, имеющий вид плоского круга. Д. маятника часов. Камень в виде диска. Металлический д. // Деталь машины, какого-л. устройства в виде плоского круга. Д. пилы. Тормозные диски автомобиля. Крутить д. телефона. Д. автомата, пулемёта (магазинная коробка автомата, пулемёта).

3. Легкоатлетический снаряд для метания. Метать д.

4. Грампластинка. Купить новый д. Д. с записью инструментального ансамбля. Обменять диски.

5. Информ. Устройство, позволяющее записывать и хранить информацию в компьютере. Жёсткий д. Гибкий д.

6. Информ. Носитель данных, предназначенный для записи и воспроизведения звука и изображения; компакт-диск. Магнитный д.

7. Мед. Хрящевая прослойка, находящаяся между суставов. Повредить д. Диски стёрлись.

6 вариант

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Жиры, помимо выполнения энергетической функции, участвуют в механизмах водного обмена. (2) при их окислении выделяется метаболическая вода, которая частично удовлетворяет потребности организма в жидкости. (3)Таким образом, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Выполняя энергетическую функцию и участвуя в механизме водного обмена, жиры оказываются одним из важнейших компонентов питания в тропических пустынях.

2) Жиры выполняют энергетическую функцию, поэтому они оказываются одним из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь.

3) При окислении жиров выделяется метаболическая вода, частично удовлетворяющая потребности организма в жидкости.

4) В условиях тропических пустынь жиры выполняют энергетическую функцию, а также участвуют в водном метаболизме.

5) Жиры – один из важнейших компонентов питания в условиях тропических пустынь, потому что выполняют энергетическую функцию и участвуют в механизмах водного обмена.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.

1) Вопреки этому

2) В частности,

3) Следовательно,

4) Несмотря на это,

5) Возможно,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСЛОВИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем(3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

УСЛО́ВИЕ , условия, ср.

1. Уговор, соглашение (на словах или письменное) о чем-нибудь между двумя или несколькими лицами. По условию, они должны были съехаться в Москве. Выполнить условие. Нарушить условие. Все наши условия остаются в силе.

2. Официальный договор. Заключить условие. Подписать условие.

3. Статья договора, предусматривающая действия его участников в определенных обстоятельствах, в той или иной области (офиц.). В договор включено условие о сроках платежа.

4. Требование, предложение одной договаривающейся стороны, принимаемое или отвергаемое другой стороной. Победители навязали тяжелые условия побежденным. Выставить определенные условия. Какое ваше условие? Он принял все наши условия. Отклонить чьи-нибудь условия.

5. преим. мн., какие или чего . Правила, установленные для той или иной области жизни, деятельности. Условия пользования электрическим освещением. На льготных условиях. На тяжелых условиях.

6. только мн., какие или чего . Обстановка для какой-нибудь деятельности, обстановка, в которой происходит что-нибудь. «- Необычайно тяжелы были жилищные условия. В маленьких "каморках", в рабочих казармах жили по 10 - 12 человек рабочих.» История ВКП(б) . Работать в хороших условиях. В лучших условиях. Нормальные условия для труда. Условия жизни.

7. какое или чего . То, что делает возможным что-нибудь другое, от чего зависит что-нибудь другое, что определяет собою что-нибудь другое. Это возможно только при одном условии, а именно… При том условии, чтоб… При условии, если… При условии не опаздывать. Дать деньги при условии или под условием возвращения в срок. При условии хорошей погоды. При прочих равных условиях. Важным условием успешности учащихся является применение правильных педагогических методов.

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

6 вариант

Новое на сайте

>

Самое популярное