Домой Многолетние цветы Двое студенток правильно. Собирательные числительные (примеры). Что такое собирательное числительное. Собирательные числительные употребляются

Двое студенток правильно. Собирательные числительные (примеры). Что такое собирательное числительное. Собирательные числительные употребляются

Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами.

Рояль, фамилия, бра, кафе, тюль, толь, рельс, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди, сулугуни, кольраби, иваси.

Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, жертва, запевала, лакомка, лиса, мазила, марионетка, невежда, недотрога, недоучка, писака, старшина, стрекоза, судья, тамада, тряпка, тупица, умница, ябеда.

Задание3. От данных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

Жирафы, ставни, присоски, унты, манжеты, босоножки, погоны, запевалы, шампуни, ботфорты, методы, скирды, тапки, туфли.

Задание 4. Согласуйте определения и сказуемые с выделенными словами.

1. Поздн… барокко характеризуется декоративной пышностью деталей. 2. Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3. «Таймс » опубликовал... интересную статью. 4. Перу был... одной из первых жертв испанских конквистадоров. 5. В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 6. Дв... колибри привлекли внимание орнитолога. 7. Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 8. Впереди показал...сь Гималаи . 9. Автор рассказывает, как действует военно- промышленн... лобби . 10. Сочи расположен... на побережье Черного моря, южнее его находится солнечн... Сухуми .

Задание 5. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода, дайте их функционально - стилистическую характеристику. Отметьте случаи отсутствия соответствия.

Агроном, адвокат, аспирант, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доцент, защитник, инженер, инспектор, кандидат, корректор, космонавт, кондуктор, лаборант, машинист, обмотчик, педагог, профессор, прокурор, руководитель, тракторист, учитель, юбиляр.

Задание 6. Подберите к существительным женского рода существительные мужского. Отметьте случаи отсутствия соответствия. Укажите, в каких функциональных стилях употребляются приведенные существительные женского рода.

Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, намотчица, санитарка, свинарка, секретарша, сиделка, солистка, стенографистка, телефонистка, ткачиха, фельдшерица.

Задание 7. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления наименования лиц. Исправьте предложения.

1. Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2. Кассирша опять долго отсутствовала. 3. Главная бухгалтер закончила работу. 4. Главную партию исполнял мой любимый балерун. 5. Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 6. Наша соседка по квартире, работающая библиотекаршей в книжном коллекторе, систематически знакомит нас с новинками художественной литературы. 7. Вот и бригадирша пожаловала к нам.



Задание 8. Составьте с данными словами такие словосочетания, в которых был бы четко обозначен их род.

Диван - кровать, платье - костюм, вагон - лавка, кресло - кровать, плащ - палатка, роман - газета, штаб – квартира, счёт-фактура, ракета-носитель.

Задание 9. Прочитайте предложения. Объясните употребление родовых форм в выделенных словах.

1. Некоторые химические вещества в момент сжигания не уничтожаются полностью, а остаются в концентрации в десятки раз выше предельно допустимой ПДК. 2. Институт занимается производством отравляющих веществ (ОВ). На основе нового ОВ было разработано эффективное оружие. 3. Технико-технические характеристики (ТТХ) оружия составляют государственную тайну. Ни одна из них не становится достоянием печати.

Задание 10. Прочитайте данные аббревиатуры, затем восстановите полностью составное наименование, которое они обозначают. Употребите сокращенные наименования в контексте, выявляющем их родовую принадлежность .

ВПК, КГБ, ООН, ТЭЦ, АТС, МВФ, ФСК, СПИД, ЮНЕСКО, МИД, нэп, СНГ, вуз, НАТО, районо, НДС, ООО, СМИ, ВТО, ЕЭС, МАГАТЭ, СКВ.

Задание 11. Допишите окончания. Объясните свой выбор .

1.Сегодня РИА передал… новое важное сообщение. 2. ЮНЕСКО прислал… своего представителя на конференцию. 3. Английск… МИД направил… телеграмму министру иностранных дел Македонии. 4. Гороно закончил… распространение учебных пособий. 5. В нашем микрорайоне построен… нов… АТС. 6. ООН создан… в 1945году на основе добровольного соглашения суверенных государств. 7. НАТО в принципе готов… к расширению сотрудничества с Россией.

Задание 12. Поставьте имена существительные в именительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и объясните их употребление.

1. Адрес, бухгалтер, век, год, директор, доктор, лектор, мичман, ордер, токарь, профессор, шофер, слесарь, трактор, трюфель.

2. Боцман, бункер, ветер, джемпер, дизель, диспетчер, клапан, офицер, прожектор, рапорт, ректор, свитер, шницель, ястреб.

Задание 13. Определите семантические различия в следующих словах. Составьте с ними словосочетания.

Кондукторы - кондуктора, образы - образа, поводы - повода, пропуски - пропуска, ордены - ордена, ордеры - ордера, лагери - лагеря, корпусы - корпуса, токи - тока, тормозы - тормоза, учители - учителя, хлебы - хлеба, счеты - счета.

Задание 14. Выберите нужное окончание в зависимости от семантики и стилистики контекста. Укажите возможные варианты.

1. Корректор заменил в рукописи пропуск (и, а) букв. 2. Работникам завода выдали новые пропуск (и, а). 3. Школьные учител (и, я) тоже приняли участие в праздничном концерте. 4. Собол (и,я), выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой меха. 5. У автомобиля испортились тормоз (ы, а). 6. Ордер (ы,а) на квартиры в новом доме уже выдали. 7. Опытному моряку шторм (ы,а) нипочем. 8. На конференции выступили известные доктор (ы, а) наук.

Задание 15. Поставьте имена существительные в родительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и отметьте стилистические различия между ними.

1. Ампер, апельсин, баржа, ботинок, валенок, грамм, комментарий, кочерга, мандарин, носок, поместье, помидор, сапог, свеча, туфля, яблоко.

2. Блюдце, гектар, доля, дядя, килограмм, полотенце, простыня, рельс, серьга, сплетня, солдат, ухо, цапля, юноша, яблоня.

3. Будни, грабли, дрязги, нападки, сумерки, ясли.

Задание 16. От наименования лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Башкиры, буряты, грузины, гуцулы, киргизы, монголы, осетины, персы, румыны, туркмены, узбеки, цыгане, эскимосы, якуты.

Задание 17. Составьте предложения со следующими существительными, поставив их в творительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и дайте их стилистическую характеристику.

1. Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети.

2. Гвозди, части, желуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.

Задание 18. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально - стилистическую характеристику.

1. Стакан ча... . Выпить ча... . Сортировка ча... . Стакан крепкого ча… .

2. Ложка сахар... . Производство сахар... .

3. Много снег... . Задержание снег... .

4. Много народ... . История народ... .

5. Присутствие дух... . И дух... чтоб твоего здесь не было.

6. Поддать пар... . Давление пар... .

7. Банка лак... . Изготовление лак... .

Задание 19. Раскройте скобки и образуйте необходимую форму. Отметьте возможные варианты.

Из (вид), от (дым), с (пол), со (смех), со (страх), с (тыл), с (холод), от (мороз).

Задание 20. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогомв . Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, цвет, год, порт, чай.

Задание 21. Допишите окончания, объясните свой выбор.

1. Весной все деревья в цвет... . 2. Картина исполнена в цвет... . 3. Любимое занятие - прогулки в лес... . 4. Хорошие строители разбираются в лес... . 5. В «Вишневом сад... » Чехова есть очень интересные герои. 6. Находиться в цветущем сад... - одно удовольствие.

Задание 22. Выберите нужную форму. Объясните выбор.

1. Мне очень понравился спектакль по пьесе Шекспира «Много (шума, шуму ) из ничего». 2. Со следующего понедельника я уже буду в (отпуске, отпуску ). 3. Ноги увязли в (снеге, снегу ). 4. Не забыть бы купить несколько (простынь, простыней ). 5. Дом был украшен резными (дверями, дверьми ). 6. Животным подсыпали (корму, корма ). 7. На совещании встретились (директоры, директора ) крупных заводов. 8. На столе лежало несколько (килограмм, килограммов ) фруктов: (апельсин , апельсинов ), (мандарин, мандаринов ), (банан, бананов ).

Задание 23. Раскройте скобки, заключённые в них слова поставьте в нужной форме.

1.Второе место жюри присудило студенту (Виктор Кравчук ). 2. Предисловие к сборнику карикатур написано главным редактором журнала (Елена Дик ). 3. Перу профессора (П.Я.Черных ) принадлежит ряд работ по истории русского языка. 4. 20 мая исполняется 60 лет начальнику планово-экономического отдела (Борис Иванович Сорок а). 5. Открыта выставка графических работ (Сергей Павлович Майстренко ). 6. Награду за победу в спортивных соревнованиях вручили (Виктор Дуброво ). 7. Вершиной мировой любовной лирики являются сонеты (Франческо Петрарка ), посвящённые его возлюбленной Лауре. 8. Фильм создан (Григорий Чухрай ).

Задание 24. Выберите нужную форму, дайте стилистическую характеристику возможных вариантов.

1. Лектор (известен, известный ) своими выступлениями. 2. Требования к студентам (своевременны, своевременные ). 3. Преподаватель был (добр, добрый ), но и (требователен, требовательный ) ко всем студентам. 4. Изменения в результатах работы (очевидны, очевидные ) для всех. 5. Пропуск занятий (нежелателен, нежелательный ). 6. Место секретаря (свободно, свободное ).

Задание 25. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

Безнравственный, безукоризненный, бессмысленный, бесчувственный, величественный, воинственный, естественный, искусственный, легкомысленный, неприкосновенный, ответственный, откровенный, подведомственный, свойственный, существенный, тождественный.

Задание 26. Исправьте предложения. Объясните ошибки.

1. Он был горяч, полный жизни. 2. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой. 3. Самый крупнейший город в мире - Мехико. 4. Разработка новой темы становится все более интенсивнее. 5. Более быстрее развивается машиностроение. 6. Один брат - шумный, другой - тих. 7. Эта книга плохее, чем та.

Задание 27. Прочитайте, употребив числительные и существительные в нужной форме.

1. К 345 прибавить 157. 2. От 964 отнять 89. 3. 10 сложить с 798.

Задание 28. Прочитайте текст. Следите за правильностью форм количественно-именных сочетаний.

Корпорация «Платон» провела социологический опрос среди 600 (руководитель ) средних и крупных предприятий России. Оказалось, что, вопреки расхожему мнению о директорах как оплоте консерватизма, 88,9 % (руководитель ) поддерживают идею рыночной экономики для России. За массовую приватизацию предприятий высказались более 51 % (опрошенный ).

Задание 29. Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов или какое их значение обусловливают возможность употреблять с ними: а) только количественные числительные (два, три, четыре); б) только собирательные числительные (двое, трое, четверо); в) обе формы.

Сын, пароход, командир, директор, батрак, воз, сани, сутки, дочь, учительница, батрачка, деревня, село, город, преподаватель, педагог, медведь, зверь, волк, они, военный, президент.

Задание 30. Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, мотивируйте свой выбор; устраните неправильные формы.

1. Радостно встретились после долгой разлуки (два друга - двое друзей ). 2. Она мучительно боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты - четырёх сирот - четверых сирот ). 3.В семье было (три сына - трое сыновей ), все (три - трое ) прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дождались, пока за ними (тремя - троими ) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три слуги - трое слуг ). 6. Семинар вели (два доцента - двое доцентов ).

Задание 31. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного. Исправьте ошибки.

1. На занятиях не было обоих сестер. 2. Парохода ждали только четверо женщин. 3. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тринадцать детских садов и двадцать два яслей. 4. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров. 5. Трое работниц не смогли выйти на работу. 6. Двое котят играли на полу. 7. На обеих берегах реки раскинулись поля. 8. В обоих странах скоро будут выборы.

Задание 32. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она).

Навстречу (я, он, она, они).

Выше (он, она, я).

Благодаря (он, она, они, мы, вы).

За (он, она, они, мы).

Из-за (он, она, они, вы, мы).

Вслед за (он, она, они, вы).

Задание 33. Найдите ошибки, связанные с употреблением местоимений, объясните их. Исправьте предложения.

I. 1. Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2. Жизнь купечества была подлинным темным царством. В их домах нередко разыгрывались тяжелые трагедии. 3. В комедии обличается жизнь чиновничества. Среди них процветает взяточничество, беззаконие. 4. Поэт писал, что хотя народ и освобожден, но нельзя еще говорить об их счастье.

II.1. Когда Ниловна везла прокламации с речью Павла, ее схватила полиция. 2. В кабинете Плюшкина беспорядок был страшный, даже подумать было нельзя, что в нем могло обитать живое существо. 3. В лаборатории института мы увидели шкафы с различными приборами и химикалиями. Их было около десяти. 4. Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 5. Отец просил дочь пригласить ее подруг к себе. 6. Мать велела сыну налить себе чаю. 7. Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад. 8. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно было ждать многого.

Задание 34. Выберите форму, соответствующую литературной норме.

1.Машет - махает, полощет - полоскает, рыщет - рыскает, хнычет - хныкает, щиплет - щипает, мурлычет - мурлыкает, мучит - мучает, каплет - капает.

2. Выброси - выбрось; выйди - выйдь, выдь; выгляни - выглянь; уведоми - уведомь; вылези - вылезь; поезжай - съезди, едь; ляг -ляжь.

3. Сох - сохнул, мок - мокнул, вис - виснул, пах - пахнул, сверг - свергнул, воздвиг - воздвигнул, гас - гаснул.

Задание 35. Поставьте глаголы в нужной форме настоящего времени.

1. Сосны вершинами (махать ) приветно. (Н). 2. Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться ) от ветра. (Гонч.). 3. (Кликать ) трубы молодого казака. (Сурк.). 4. Не пенится море, не (плескать ) волна. (А.К.Т.). 5. Волхов пеной серебристой в берег (хлестать ). (Р). 6. (Сыпать ) спелые орехи мне орешник в кузовок. (Исак.) 7. Мороз слегка (щипать ) за щеки. (Ч.). 8. Все (дремать ), но (дремать ) напряженно – чутко. (М.Г.).

Задание 36. Замените глаголы, данные в скобках, близкими по значению описательными формами (в 1-м лице настоящего или будущего времени).

1. Я (победить ) своего противника. 2. Я (убедить ) вас в правильности моих взглядов. 3. Поняв, что (дерзить ) напрасно, я попросил у товарища извинения. 4. Если я не сдам экзамена, то (очутиться ) в неприятном положении.

Тестовые задания

1. Укажите существительные,которые в форме единственного числа имеют женский род .

1) войлочные тапки

2) лечебные шампуни

3) разнообразные тюли

4) неудобные плацкарты

2. Укажите слово, которое не образует формы мужского рода в обиходно-повседневном общении.

1) переводчица

2) трактористка

3) учительница

4) маникюрша

3. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Нигде не видно этого юлу Диму.

1) средний

2) женский

3) мужской

4. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Австралийские кенгуру – это сумчатые млекопитающие с удлиненными задними ногами.

1) мужской

2) женский

4) средний

5. Укажите грамматическое значение рода выделенного существительного в предложении: Салями – сырокопченое мясное изделие.

1) женский

2) средний

4) мужской

6. Укажите сложносоставные слова женского рода.

1) замок-защелка

2) машина-автомат

3) роман-хроника

4) книга-справочник

7. Укажите аббревиатуры, которые употребляются в женском роде.

8. Укажите, какие слова и словосочетания относятся к мужскому роду .

1) Онтарио

3) «Фигарó литерер»

4) Гималаи

9. Укажите неверные варианты ответа:

тоны…

10. Укажите варианты, в которых верно образована форма множественного числа.

1) бухгалтера

4) слесаря

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) много дел

2) семисот книг

3) пачка макарон

4) двое армянов

12. Укажите неверный вариант записи (в скобках даны фамилии в Им. п.): Письма для…

1) Валентины Артюх (Артюх)

2) Виктора Синица (Синица)

3) Михаила Квитко (Квитко)

4) Лизаветы Чередных (Чередных)

13. Укажите примеры с ошибкой в употреблении имен прилагательных.

1) Выступление адвоката было самым убедительнейшим.

2) Мы решаем сложнейшую задачу.

3) Не стремись быть оригинальной, лучше.

4) Место секретаря свободно

14. Только две падежные формы имеют числительные…

15. Укажите правильную падежную форму имени числительного в предложении: Фруктовый сад разбит на 590 гектарах.

1) пятиста девяноста гектарах

2) пятистах девяносто гектарах

3) пятистах девяноста гектарах

4) пятьсот девяноста гектарах

16. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) нет двухсот человек

2) к две тысячи четырнадцатому году

3) двадцать трое суток

4) двое ножниц

17. Укажите вариант с неверным употреблением имени числительного.

1) Брат и сестра учатся, оба отличники.

2) На дворе он увидел трех поросят

3) Охотник подстрелил троих белок.

4) Там были три медсестры.

18. Укажите варианты ответов, в которых местоимения употреблены неверно .

1) Поздравляю Вас с защитой своей диссертации.

2) Я горжусь Вашими успехами.

3) По поводу их мы уже говорили.

4) У девочки характер непредсказуемый, от ней можно ждать что угодно.

19. Укажите, в каком ряду оба глагола не образуют 1 лица настоящего или будущего простого времени.

1) зеленеть, решать

2) бежать, убеждать

3) смеркаться, чадить

4) победить, лопнуть

Одушевленные

Неодушевленные

1. Значение.

Служат наименованиями живых существ (людей и животных): сын, дитя, учитель, Катя, животное, воробей, тигр – отвечают на вопрос КТО?

Служат наименованиями предметов и явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам: лес, ветер, машина – отвечают на вопрос ЧТО?

2. Грамматический показатель.

Вин. п. мн. ч. = Род. п. мн. ч. Вижу сестер – нет сестер, вижу животных –

нет животных

Вин. п. мн. ч. = Им. п. мн. ч.

Вижу улицы, цветы, поля –

Вот улицы, цветы, поля

Для сущ. IIскл. м. р. можно использовать форму ед. ч.

Вин. п. ед. ч. = Род. п. ед. ч.

Вижу брата – нет брата

Вин. п. ед. ч. = Им. п. ед. ч.

Вижу лес – лес шумит

3. Отдельные семантические группы.

К одушевленным относятся также:

1. названия богов и мифических существ: чтить Зевса, Юпитера, увидеть дракона, русалку, домового ;

2. названия фигур в некоторых играх: валет, туз, дама (в картах) ;

3. название игрушек, изображающих живых существ: петрушка, матрешка, снеговик ;

4. слова мертвец, покойник, утопленник (искл.труп ).

К неодушевленным относятся:

1. названия предметов неживой природы: тетрадь, дом, велосипед ;

2. названия деревьев и растений: береза, тополь, одуванчик, василек (в биологии считаются живыми организмами) ;

3. названия небесных светил, омонимичные именам богов: увидеть Юпитер, Марс ;

4. названия рыбных блюд: шпроты, кильки ;

5. названия совокупностей живых существ: народ, толпа, войско (по грамматическим показателям).

1. Собирательные существительные типа студенчество, молодежь, детвора , как отмечает Л. Л. Буланин, не имеют грамматических показателей одушевленности – неодушевленности, их можно отнести к семантически одушевленным .

2. У несклоняемых существительных показателем одушевленности – неодушевленности служит форма согласованного определения.

III. Категория рода имен существительных

3. У существительных, употребляющихся только во множественном числе (ножницы, каникулы, сливки, финансы, Карпаты ) род не определяется.

4. Склоняемые имена существительные распределяются по родам в зависимости от характера основы и окончания в Им. п. ед. ч.

Род склоняемых имен существительных

Показатели

Падеж

Примеры

Муж‑

ской

1. парный t ø

Им. п. ед. ч

стол, сыр, дом, лес, дуб

2. j ø

Им. п. ед. ч

край , соловей , ручей

3. парный t ø

- я

Им. п. ед. ч

Род. п. ед. ч.

день – дня, корабль – корабля (искл. путь – пути )

    ж , ш ø

ц, ч ø

Род. п. ед. ч.

сторож – сторожа, шалаш – шалаша, певец – певца, грач – грача

    t

t

Им. п. ед. ч.,

называющие лиц мужского пола

папа, деда

дядя

6. с суффиксами -ин-, -ищ-, -ишк-, -ушк -, образованные от соответствующих сущ. м. р.

дом домина, домище, домишко ; хлебхлебушко , лгун– лгунишка

7. сущ. подмастерье

Жен‑

ский

1. t

t

Им. п. ед. ч.

книга, сестра, лампа

басня, тетя, песня

2. парный t ø

Им. п. ед. ч.

Род. п. ед. ч.

степь – степи, тень – тени

3. ж, ш, ч, щ ø

Им. п. ед. ч

Род. п. ед. ч.

рожь – ржи, мышь – мыши, ночь – ночи, помощь – помощи

Сред‑

ний

1. t - о

t

Им. п. ед. ч.

окно, село, дело

поле, море

2. разносклоняемые сущ. на -мя :время, имя, племя, семя, вымя, темя, бремя, знамя, стремя, пламя

3. сущ. дитя

Общий

1. t

t

Им. п. ед. ч., обозначающие лиц мужского и женского пола

умница, неженка, грязнуля, егоза, недотрога, задира, сластена

2. уменьшительные имена мальчиков и девочек: Валя, Саша, Женя, Шура

Зависящими от числительных

При словах мужского и среднего рода употребляется определение в форме родительного падежа множественного числа (два больших дома ), а при словах женского рода - и форме именительного падежа множественного числа (две большие комнаты ).

Если формы именительного падежа множественного числа существительных женского рола отличаются по ударению от формы родительного единственного числа (горы́ - го́ры ), то определение может ставиться в родительном падеже множественного числа (2 огромных горы ).

Притяжательные прилагательные, оканчивающиеся на -ин, -ов, ставятся в родительном падеже множественного числа (три сестриных подруги, два чертовых ущелья ).

Если определение стоит перед числительным, то оно имеет форму именительного падежа независимо от рода имени существительного (за последние два месяца, но за два последних месяца).

Если определение стоит после счетного оборота, то чаще оно употребляется в форме именительного падежа множественного числа: Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Толстой); Последние два письма, писанные карандашом, меня испугали (Чехов).

Согласование двух однородных определений

С одним существительным

При одном существительном могут употребляться два определения, при этом определяемое существительное может быть как в форме единственного, так и в форме множественного числа.

Единственное число определяемого существительного употребляется в следующих случаях:

1) если существительное не имеет формы множественного числа (политическое, экономическое и культурное сотрудничество);

2) если существительное во множественном числе имеет другое значение (католическая и протестантская церковь – старинные церкви);

3) если определения выражены порядковыми числительными или местоименными прилагательными (ученики первого и второго класса; в том и другом случае);

4) при наличии между определениями противительных, разделительных и сопоставительных союзов (не каменный, а деревянный мост; песчаная или глинистая почва; как в этой, так и в соседней комнате );

5) для подчеркивания внутренней связи перечисляемых разновидностей предметов, обычно в сочетаниях терминологического характера (головной и спинной мозг, глаголы совершенного и несовершенного вида ).

Имя существительное ставится в форме множественного числа:

1) если подчеркивается наличие нескольких предметов, например: золотая и серебряная медали; в западной и восточной частях страны;

2) если имеется предшествующее определение в форме множественного числа: новые мировой и отечественный рекорды, древнерусские первое и второе склонения;

3) если определяемое существительное стоит впереди определений: формы залогов действительного и страдательного.

Согласование определения с существительными - однородными членами

Форма единственного числа определения используется в следующих случаях:

1) когда по смыслу ясно, что определение относится не только к ближайшему существительному, но и к последующим (морской прилив и отлив, школьная успеваемость и дисциплина );

2) при наличии разделительного союза между определяемыми существительными определение согласуется с ближайшим из них (прочитать интересный роман или повесть, купить плюшевого мишку или собачку );

3) если определение относится только к ближайшему существительному (каменный дом и гараж ).

Форма множественного числа определения используется, чтобы показать, что определение связано со всем рядом однородных членов (способные ученик и ученица, мелко нарезанные зелень и мясо ).

Определение ставится в форме множественного числа, если оно постпозитивно (даже при наличии разделительного союза между определяемыми словами): Мелкие повреждения кожи смазываются настойкой йода или бриллиантовой зеленью, предохраняющими от гнойничковых заболеваний.

При существительных, стоящих в форме множественного числи, определение (в зависимости от значения существительных) может относиться или только к ближайшему существительному, или ко всем однородным: топкие болота, кустарники, молодые деревца; орфографические правила, упражнения, задания ). В некоторых случаях может возникнуть неясность, например: На дворе валялись обгоревшие бревна и кирпичи. Таких конструкций следует избегать.

Согласование приложений

Не согласуются, т.е. сохраняют начальную форму:

1) приложения, выраженные прозвищами или условными названиями: в газете «Известия», в программе «Субботний вечер», у Всеволода Большое Гнездо;

2) приложения, присоединяемы словами по имени, по фамилии, по прозвищу и т.п.: мой друг по фамилии Смирнов, познакомиться с девушкой по имени Ирина;

3) существительные в сочетаниях известный как, нужный как со значением «в качестве»: в суд вызвали Иванова, нужного как свидетель преступления;

4) слова после сочетания будь то: В подобных чрезвычайных случаях, будь то бой или затишье, политработник вправе и обязан приказывать;

5) заключенные в скобки слова-вставки, относящиеся к предшествовавшему определяемому слову: Чехов проявил себя как блестящий мастер художественного слова в самых разнообразных жанрах (рассказ, новелла, театральная пьеса).

Части сложносоставных наименований согласуются в падеже и числе: на витринах-стендах, в письме-открытке.

В сочетаниях типа ракета-носитель, образованных соединением неодушевленного существительного и одушевленного существительного, в винительном падеже вторая часть в целях согласования имеет форму именительного падежа: наблюдать ракету-носитель, увековечить в памяти города-герои, обязать предприятия-поставщики.

Согласуются в косвенных падежах с определяемым словом следующие географические названия, выступающие в роли приложения:

1) названия городов, выраженные склоняемыми существительными (в городе Рязани ), однако в географической и военной литературе, в официальных документах и сообщениях географические названия сохраняют начальную форму: бои шли около города Волгоград, встреча состоялась недалеко от города Магдебург.

Обычно не согласуются составные названия городов, редко встречающиеся названия, а также некоторые названия на –о : в городе Старый Оскол; близ города Ницца; до города Ровно .

2) названия сел, деревень, хуторов: в селе Горюхине, с хутора Дубровки.

Отступления наблюдаются у тех названий, род и число которых расходится с грамматическим родом и числом слов деревня, село и т.д.: в селе Пушкари, около деревни Высокое.

3) названия рек (на реке Оке ), однако не согласуются малоизвестные названия рек: на реке Рось, у реки Гильменд;

4) названия зарубежных республик, имеющих форму женского рода: в Республике Колумбии, в Республике Швейцарии ;

5) названия улиц, главным образом женского рода: на улице Сретенке, на углу улицы Петровки .

Названия улиц, имеющих форму мужского рода или представляющих собой составное название не согласуются: на улице Балчуг, на улице Коровий Брод.

Не согласуются:

1) названия местечек, кишлаков, аулов, застав, озер, каналов, заливов, бухт, островов, гор, горных хребтов, пустынь: на озере Байкал, извержение вулкана Везувий, в проливе Босфор ;

2) названия зарубежных административно-территориальных единиц: в штате Техас, в княжестве Лихтенштейн;

3) астрономические названия: к планете Венера, Яркий свет звезды Сириус;

4) названия станций и портов: на станции Рязань-1, из польского порта Гдыня.

4. Выбор правильной формы управления едва ли не самое трудное в современной устной и письменной речи.

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания: разъяснение о допущенных ошибках (вместо: разъяснение допущенных ошибок ), показатели по использованию электроэнергии (вместо: показатели использования... ) и т.п.

Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся (так называемые новые предлоги - в деле, по линии, в части, за счет и др.), при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодежи, в деле изучения литературных произведений и т.п.

Предлоги в - на и их антонимы из - с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде - на поезде, вернуться с кухни - из кухни . Предлог в , употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-нибудь (с предложным падежом); предлог на соответственно обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности; предлог из имеет значение «изнутри», а предлог с - значение «с поверхности»: в столе, на столе, из стола, со стола.

После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж: не читал этой книги - не читал эту книгу .

Родительный падеж обычно употребляется при отрицании в следующих случаях:

а) в предложениях с усиленным отрицанием: Море не отталкивает от себя ни единой реки (Т. Фуллер);

б) при разделительно-количественном значении дополнения: не приводил примеров; не знает дат; не сделал вычислений, не достал тетрадей ;

в) после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, желать, чувствовать, ждать и т.п., обозначающих восприятие, желание, ожидание: не слышал крика; не чувствовал желания; не видел опасности;

г) при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени; не имеет желания; не скрывает подозрений; не осуществляет контроля; не объясняет правил; не уяснил всей важности.

Винительный падеж обычно употребляется при отрицании в следующих случаях:

а) для подчеркивания конкретности объекта: Руку, которую невозможно укусить, придется поцеловать;

б) при одушевленных существительных или при собственных именах: не любит свою дочь; не наказывал Васю ;

в) при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно): Эту книжку я не брошу, потому что я хороший;

г) для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: Оптимист - это человек, который еще не читал газету (Неизв.). (Здесь слово «газеты» могло бы обозначать множественное число);

д) при двойном отрицании, т.е. когда смысл высказывания - в утверждении, а не в отрицании: нельзя не признать пользу чтения;

е) при наличии наречий со значением ограничения: учитель едва не потерял терпение; ученик чуть не проспал урок;

ж) при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению: не нахожу эту книгу скучной;

з) во фразеологических оборотах: не скалить зубы.

Если прямое дополнение относится не к самому глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то чаще такое дополнение ставится в винительном падеже: не хотел читать эту книгу; не могут признать его правоту.

Дополнение ставится только в винительном падеже, если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове: не часто слушаю музыку; не вполне усвоил урок .

После глаголов с приставкой недо -, не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в винительном падеже: недовыполнить план .

Часто встречаются ошибки в оборотах с предлогами. Следует помнить, что:

‒ предлоги ввиду, вследствие, в силу, по причине, кроме, вместо, помимо требуют родительного падежа: ввиду недостатка времени, по причине неуспеваемости ;

‒ предлоги благодаря, согласно, вопреки требуют дательного падежа: благодаря полученным знаниям, согласно приказу, вопреки непогоде ;

‒ предлог в связи с требует творительного падежа: в связи с частыми дождями.

Необходимо различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления: воплотить (во что?) в жизнь - претворить (в чем?) в практике, выйти (откуда?) из вагона, из автобуса - сойти (с чего?) с поезда, парохода, идентичный (чему?) прежнему ответу – сходный (с чем?) с прежним ответом, превосходство (над кем?) над другими – преимущество (перед кем?) перед другими .

Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных падежах в зависимости от различных смысловых или стилистических оттенков: бросить камень - бросить камнем; вертеть пальцы - вертеть пальцами; двигать ногу - двигать ногой; жертвовать деньги - жертвовать жизнью; завязать узел - завязать узлом; лежать на постели - лежать в постели; наблюдать затмение - наблюдать за порядком; удовлетворять просьбу - удовлетворять требованиям; удостоить награды - удостоить ответом.

Некоторые глаголы имеют при себе сразу два дополнения, поэтому выбор нужного падежа зависит от смысла: обеспечить школьников учебниками - обеспечить школьникам каникулы .

Разница между конструкциями типа выпить воды - выпить воду заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторое его количество, тогда как винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет. Разница между конструкциями типа просить деньги - просить денег заключается в том, что первый вариант указывает на определенный, конкретный предмет (известная сумма денег), а второй имеет общее значение (неопределенное количество денег).

Следует избегать конструкций типа дом племянника жены шофера брата доктора с одинаковыми падежными формами (чаще всего - в родительном падеже), зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения.

При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: увлекаться и заниматься спортом ; нельзя говорить: любить и заниматься спортом .

5. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые понятия: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель (столы, стулья, книжный шкаф – это мебель).

Не следует соединять в качестве однородных членов далекие по смыслу понятия: Как только я выдержала экзамены, то сейчас же поехала с мамой, мебелью и братом... на дачу (А.П. Чехов). Из магазина была совершена кража пылесоса и другого медицинского оборудования (нужно: кража пылесоса и медицинского оборудования ).

Однородные члены должны лексически сочетаться с тем словом в предложении, с которым они связаны по смыслу: Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса (нельзя «внести замечания »).

В перечисление не должны входить скрещивающиеся понятия: Его [Остапа Бендера] любили домашние хозяйки, домашние работницы, вдовы и даже одна женщина - зубной техник (И. Ильф и Е.Петров) (домохозяйки, домработницы, вдовы – это тоже женщины).

Можно опускать одинаковые предлоги, в то время как разные предлоги опускать нельзя: Афоризмы можно найти в книгах, сборниках, в интернете, на страницах газет (нельзя: в книгах, сборниках, в интернете, страницах газет ).

Обобщающее слово уточняется, конкретизируется однородными членами. Оно является тем же членом предложения, что и однородные члены. Согласование в падеже однородных членов с обобщающим словом обязательно: Посетители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского (нельзя: великих художников: Суриков, Репин, Айвазовский ).

Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: Портфель, лежащий на столе и который принадлежит преподавателю (нужно: Портфель, лежащий на столе и принадлежащий преподавателю или Портфель, который лежит на столе и который принадлежит преподавателю ).

Не сочетаются в качестве однородных членов некоторые разнородные морфологические категории, например имя существительное и инфинитив: Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) повышать производительность труда; 3) улучшать качество продукции (везде следовало использовать или существительное, или инфинитив).

Каждая из частей двойного сопоставительного союза ставится перед соответствующим однородным членом, изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы: Необходимо не только обратить внимание на знание учащихся, но и на их практические навыки (нужно: Необходимо обратить внимание не только на знание учащихся, но и на их практические навыки ).

Иногда создаются неправильные пары союзов типа не только… а также (вместо: не только… но и ), как… а также (вместо: как… так и ): Хорошо отвечали на экзаменах как первокурсники, а также студенты второго курса (нужно: как первокурсники, так и студенты второго курса ).

6. Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должен полностью стоять до или после определяемого существительного не должны включать его в свой состав: Он не мог вынести укора, написанного в глазах товарищей или Он не мог вынести написанного в глазах товарищей укора (нельзя: Он не мог вынести, написанного укора в глазах товарищей ).

Причастные обороты и придаточные предложения могут взаимозаменять друг друга. Однако причастный оборот и придаточные предложения не могут быть однородными.

При использовании деепричастных оборотов следует помнить, что, как правило, называемое ими действие обозначает действие подлежащего: Проезжая березовую рощу, я вспомнил родную деревню (я проезжал, я вспомнил).

Деепричастный оборот может употребляться в односоставных определенно-личных предложениях и безличных со сказуемым инфинитива: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции; Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль .

Деепричастный оборот не может быть употреблен:

1) если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам или предметам: Сидя на заборе, солнце закатилось;

2) в безличном предложении: Подходя к лесу, мне стало холодно. В этом предложении вообще отсутствует подлежащее (нет ни логического, ни грамматического подлежащего);

3) если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена па причалах Нижнего Новгорода .

7. При построении сложных предложений часто возникают следующие виды речевых ошибок:

1) разнородность частей сложного предложения: После предзащиты члены кафедры долго обсуждали представленную работу и нет ли возможности внести в нее коррективы (нужно: После предзащиты члены кафедры долго обсуждали представленную работу и возможность внесения в нее корректив );

2) смещение конструкции, при котором главное предложение «перебивается» находящимся внутри придаточным предложением: Последнее, на чем следует остановиться, это на композиции книги (нужно: Последнее, на чем следует остановиться, ‒ это композиция книги ).

3) неправильное употребление союзов и союзных слов: Можно было согласиться лишь с теми положениями доклада, где не содержалось никаких внутренних противоречий (вместо наречия где следует употребить союзное слово в которых ); Вот тот дом, который построил мой отец (не нужно употреблять в первой части местоимение тот ); Если бы предложения западных держав были бы приняты, ничего не изменилось бы (лишние частицы бы в придаточном предложении).

4) неправильный порядок слов в сложном предложении с придаточным определительным: Мы нередко получаем письма от наших читательниц, в которых они рассказывают о своих встречах с потусторонним миром (придаточное предложение должно следовать сразу за словом, к которому оно относится).

5) Смешение прямой и косвенной речи: Дедушка сказал, что в детстве у нас был такой закон: в дни рождения дарили мы только то, что сделано было своими руками (нужно: Дедушка сказал, что в детстве у них был такой закон: в дни рождения дарить только то, что сделано было своими руками ); Товарищ сказал, что и я поеду с тобой (нужно: Товарищ сказал, что и он поедет со мной ).

Вопросы и задания для самопроверки

1. Что регулируют синтаксические нормы?

2. Какова роль порядка слов с точки зрения синтаксических норм на уровне предложения?

3. Каковы особенности согласования главных членов предложения?

4. Назовите типичные ошибки, связанные с глагольным и именным управлением.

5. На что следует обратить внимание при употреблении однородных членов?

6. Какие ограничения существуют при употреблении деепричастных оборотов?

7. Перечислите речевые ошибки, возникающие при построении сложных предложений.

8. Составьте портфолио «Трудные случаи управления».

Лекция 6 Коммуникативные качества речи

План

1. Богатство и разнообразие речи.

2. Точность речи.

3. Понятность речи.

4. Чистота и уместность речи.

5. Логичность речи.

6. Выразительность речи.

Коммуникативные качества речи – такие свойства речи, которые помогают организовать общение и сделать его эффективным. К основным коммуникативным качествам речи относят богатство и разнообразие, точность и понятность, чистота, уместность, логичность, выразительность. Каждое из этих качеств проявляется в речи в разной степени и в разных соотношениях с другими свойствами речи.

1. Русский язык – один из богатейших языков мира. Он имеет огромный лексический запас. Богатство и разнообразие русской речи позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т.п., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет.

Богатство ‒ очень важный компонент не столько собственно речи, сколько именно культуры речи, поскольку культура речи предполагает выбор языковых и речевых средств из нескольких вариантов, а богатство языка и речи дает возможность для осуществления этого выбора.

Богатство языка и речи в целом отражает обилие разнообразных средств языка и речи, которые могут быть использованы в любой ситуации общения и в любом речевом жанре. Богатство речи ‒ это показатель степени разнообразия использованных ре­чевых и языковых средств. Любой язык богат, но богатство речи каждого конкретного человека, говорящего или пишущего на дан­ном языке, определяется не столько уровнем богатства языка, сколько тем, какую часть этого общего языкового и речевого бо­гатства конкретный человек может использовать.

Богатство речи ‒ качество, которое свидетельствует об определенном уровне речевого мастерства и об осознанном стремле­нии разнообразить свою речь использованием различных языко­вых и речевых средств. Соответственно речь разнообразную назы­ваютбогатой, а речь однообразную ‒бедной .

Многие люди склонны рассматривать богатство речи только как украшение речи, заботу исключительно об эстетической ее стороне. Эстетическая функция богатства действительно очень важна как показатель ее высокого качества. Но богатство речи в целом и его эстетическая составляющая оказываются еще более важными в коммуникативном и этическом плане, так как:

Богатая речь отражает высокий уровень культуры ее автора и тем самым способствует повышению его статуса в общении;

Забота о богатстве речи ‒ это способ проявить уважение автора речи к ее адресату;

Богатство речи адресата, в свою очередь, способствует лучшему пониманию им чужой речи и т. д.

Таким образом, богатство речи ‒ обязательное условие успеш­ного общения в разных ситуациях и потому одно из важнейших ее достоинств. В этом отношении богатая речь ‒ это норма, а речь бедная ‒ отступление от нормы, ее нарушение.

В то же время уровень богатства свидетельствует об общей куль­туре человека еще и потому, что разнообразие, множество, обилие разных средств при недостаточности или отсутствии вкуса могут стать самоцелью. Излишнее многообразие без учета уместности и целесообразности речи, вредит единству речи и затрудняет вос­приятие, поскольку требует от слушателя (читателя) гораздо боль­ших усилий по соотнесению слов с подразумеваемым значением и необходимостью перекодирования информации. Следовательно, богатство речи оценивается как достоинство только тогда, когда разнообразные средства языка и речи употреблены целесообразно.

Выделяются два основных вида богатства: богатство языка и богатство речи.

Богатство языка ‒ разнообразие единиц всех уровней языка ‒ те сокровища языка, из которых строится речь. Большая часть этих богатств собрана в словарях. Существуют словари толковые, словообразовательные, фразеологические, словари синонимов, антонимов, паронимов, иностранных слов, словари терминологические по той или иной области знаний и т. д.

Но богатство языка ‒ это только основа, база для богатства речи. Богатство речи каждого носителя языка ‒ это плод его личных «накоплений», причем накоплений, заработанных в процессе активного овладения речью. Богатство речи достигается только осознанным стремлением к постижению новых для личности средств языка и активным их освоением ‒ стремлением разно­образить свою речь, использовать те средства, которые дает нам язык, постичь его красоту и возможности в процессе совершенствования своей речи. Один человек не в состоянии владеть и пользоваться в полном объеме богатством языка, но каждый из нас в той или иной мере черпает из этой сокровищницы, общей для говорящих на одном языке.

Богатство языка и богатство речи тесно взаимосвязаны, поскольку не только язык «питает» речь, но и индивидуальное речевое творчество (например, новые слова) пополняет богатство языка.

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством его словаря. Лексическое богатство отражено в различных лингвистических словарях. Так, В.И. Даль включил в свой «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тысяч слов, «Словарь современного русского литературного языка» (в 17 томах) состоит из более чем 120 тысяч слов.

Исследователи считают, что современный образованный человек активно употребляет в устной речи примерно 10-12 тыс. слов. Для сравнения можно отметить, что Пушкин употребил в своих произведениях более 21 тыс. слов, Есенин – 18890, Сервантес использовал около 17 тыс. слов, Шекспир – около 15 тыс. слов (по другим подсчетам – около 20 тыс.), Гоголь только в поэме «Мертвые души» использовал более 10 тыс. слов. Сопоставление этих цифр позволяет увидеть главный показатель речевого богатства: чем больше слов находится в распоряжении одного человека, тем богаче его речь, тем свободнее и полнее выражает он свои мысли, чувства, настроения, желания, тем реже повторяет одни и те же слова, тем точнее выражает сложные и тонкие оттенки мысли. Говорящему необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли ясно и четко. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, чтобы не превратиться в Эллочку-«людоедочку», высмеянную И. Ильфом и Е. Петровым, словарный состав которой составлял всего 30 слов.

Речевое богатство основывается не только на языковых, но и на собственно речевых единицах. В него входит интонационное богатство, семантическое, стилистическое, жанровое, тематичес­кое и т. п., отражающие все параметры речи. Речевое богатство в целом ‒ это гораздо более широкое и емкое понятие, чем язы­ковое.

Русский язык богат фразеологией. Умелое использование в речи фразеологических единиц помогает по-разному оценивать человека, явления, образно выражать своё отношение, например, одобрение, иронию, восторг. Всё это делает речь привлекательной, экспрессивной: мальчик на побегушках, мерить по себе, пальчики оближешь, обойтись в копеечку, семь пятниц на неделе, чудо гороховое, одного поля ягоды, язык без костей, капать на мозги, искать вчерашний день.

Разнообразие интонации тоже важная составляющая богатства речи. Интонация выражает конкретные эмоции, различает типы высказывания: вопрос, восклицание, побуждение, повествование; по интонации можно охарактеризовать говорящего, условия и ситуацию общения, она обладает эстетическим воздействием на слушателя. Компоненты интонации: мелодика, логическое ударение, громкость, темп речи, паузы. Все интонационные средства делают речь богатой, придают ей яркость, выразительность. Понятно, что интонационный рисунок, разнообразящий речь, особенно значим в устной, звучащей речи. Однако и в письменной речи интонация воспроизводится автором графически, например, подчёркиванием, выделением, изменением шрифта и способствует пониманию смысла текста.

В русском языке немало слов, обладающих экспрессией . Передавая положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету речи, они также вносят разнообразие и указывают на индивидуальность выбора говорящего. Великодушный, очаровательный, волшебный, совершенный, изящный ‒ эти слова заключают в себе положительную экспрессию. Зазнайка, растяпа, лгун, недотёпа, невежда – характеризуются отрицательной экспрессией.

О богатстве речи свидетельствует наличие пословиц и поговорок . Общеизвестно, что это образцы народной мудрости. Счастье придёт – и на печи найдёт. Молчание - золото. Не по хорошему мил, а по милому хорош. Где лад, там и клад. Не спеши языком - торопись делом. Что посеешь, то и пожнёшь.

Богатство речи ‒ это разнообразие различных средств языка и речи и способов их использования. Поэтому применительно к данному качеству речи трудно говорить о нормах. По сути, это не нормы, а рекомендации, которые заключаются прежде всего в том, чтобы на основе знания всех источников богатства речи не нарушать ее гармонии, не забывать, что использование каждого средства должно быть целесообразным. Так, осо­бенностью профессиональной деловой речи является то, что в не­которых жанрах (например, в договорах, инструкциях) точность словоупотребления, учет малейших нюансов в подборе и постро­ении предложений гораздо важнее разнообразия в использова­нии речевых средств. А в устной речи важнее всего сиюминут­ность использования средства, поэтому в ней так велик процент «готовых» выражений и оборотов ‒ клише, штампов, которые «приходят на помощь», когда нет возможности подумать и подо­брать более удачный вариант.

Обогащая речь, необходимо знать меру в использовании еди­ниц речи, принадлежащих другому стилю, например, включать разговорные элементы в научную, публицистическую или офи­циально-деловую речь нужно очень осторожно, в соответствии с требованиями уместности речи.

Особо следует подчеркнуть, что иногда разнообразие может переродить­ся в недостаток речи. Так, обилие прилагательных, предназначен­ных для украшения речи, в тех или иных случаях затрудняет ее восприятие.

Таким образом, главным критерием оценки соблюдения/не­соблюдения норм относительно богатства речи становится целесообразность/нецелесообразность использования тех или иных средств в тех или иных их сочетаниях с обязательным учетом осо­бенностей ситуации общения.

Таким образом, и разнообразие, и однообразие могут стать достоинством или недостатком речи, поэтому главным критерием при выборе тех или иных средств всегда должна быть целесообразность. Если же использование разнообразных языковых и речевых средств целесообразно, то при их употреблении важно стремиться к гармонии, и поэтому богатство как достоинство речи всегда предпо­лагает, что ее автор обогатит свое высказывание и другими дос­тоинствами: уместностью, точностью, логичностью, доступнос­тью, правильностью, выразительностью и др.

Словарь русского языка постоянно обогащается новыми словами. Разнообразие и самобытность русского языка позволяет каждому сделать свою речь богатой и оригинальной. Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь, не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Бедность, серость, однообразие языка связываются с бедностью, серостью и не оригинальностью мысли.

2. Точность речи – это ее безусловное достоинство, показатель речевого мастерства ее автора. Точность речи – необходимое условие ее адекватного и полного понимания, а значит, и эффективности речевого общения в целом. Точной называют речь, если значения слов и словосочетаний, употребляемых в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами речи.Стремясь создать точную речь, автор заботится о том, чтобы ее нельзя было понять приблизительно, неправильно или по-разному.

Точность зависит, во-первых, от того, насколько полно и ясно в содержании речи отображена действительность, и, во-вторых, от того, насколько емко и полно эта действительность осмысле­на. Точность призвана помогать автору текста верно отражать в своем высказывании свя­зи между действительностью и мыслями о ней, ее восприятием и оценкой.

Для успешного полноценного общения так важно точно определить, какой смысл вкладывается в каждое слово. Точность прежде всего предпола­гает совпадение представлений людей о том, что называется каж­дым словом.

Точность ‒ подчеркнуто коммуникативное качество речи, потому что оно призвано не просто помочь адре­сату понять речь, но помочь понять как можно более адекватно выраженному смыслу. Иначе говоря, «мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять» ? (Вергилий). На первый взгляд, в этом отноше­нии точность совпадает с требованием доступности речи, но это не совсем так. Разница между точностью и доступностью заклю­чается в том, что точность больше ориентируется на предмет речи и на свое понимание об этом предмете, а доступность связа­на прежде всего с характером адресата. Речь становится точной только тогда, когда автор речи, с одной стороны, точно знает, о чем и что именно он хочет сказать, чего хочет добиться своей речью, а с другой стороны, он на основе осознанного понимания своей речевой задачи отбирает из всех возможных языковых и речевых средств те, что позволяют наиболее успешно решить эту задачу. Иначе говоря, действует всем известная формула: «Кто ясно мыс­лит ‒ ясно излагает».

Различаются два вида точности: предметная (фактическая) и понятийная (речевая, коммуникативная).

Предметная точность создается благодаря соответствию содержания речи отражаемому в ней фрагменту действительности. В ее основе лежит отношение «речь – действительность». Главным условием предметной точности является знание предмета речи, без чего невозможно дать верные сведения о действительности. Примером нарушения предметной точности может служить высказывание Солнце вращается вокруг Земли . Правда, иногда говорить о соответствии мысли реальной действительности приходится весьма условно. Говорящий (пишущий) не всегда передает адресату мысли, отражающие реально происходящие события (например, многие мысли, выраженные в художественных произведениях). С лингвистической точки зрения важно, чтобы мысли (адекватные или неадекватные отображаемой действительности) были правильно выражены, возбудили в сознании адресата адекватную мысль - копию.

Задумываетесь, когда стоит писать «шесть», а когда «шестеро»? Вспомним, что рекомендует грамматика в этом случае.

Правильно пишется

Согласно правилу оба числительных существуют в языке, но используются по-разному – шесть, шестеро.

Какое правило

«Шесть» – количественное, а «шестеро» – собирательное числительное. Первый разряд сочетается со всеми лексемами. Использование собирательного числительного имеет ряд нюансов. Оно сочетается с сущ. мужского и общего рода, которые обозначают лица мужского пола – шестеро парней, сирот, ребят.

Оно также употребляется с сущ., стоящими только в форме мн.ч. (шестеро саней, очков), с личными местоимениями (нас шестеро), с некоторыми другими словами (шестеро людей, детей). То есть можно сказать «шесть и шестеро парней», но нельзя – «шестеро девчат». Только «шесть девчат».

Примеры предложений

  • Шестеро друзей отправились в долгое путешествие.
  • На столе стояло шесть тарелок, и вокруг сидело шесть девушек.

Неправильно пишется

Недопустимо употреблять собирательное числительное со словом, обозначающим лицо женского пола – шестеро девушек.

Собирательные числительные употребляются реже, чем соот­ветствующие количественные числительные. Собирательные чис­лительные употребляются только в сочетании со следующими словами:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое мальчиков, трое учеников, четверо студентов, пятеро рабочих.

А также с существительными дети и люди: трое людей, четверо детей.

В этих случаях, наравне с собирательными, возможно упот­ребление и количественных числительных: два мальчика, пять рабочих, три человека, четыре ребёнка.

С существительными, обозначающими лиц женского пола, употребляются только количественные числительные: две девочки, три ученицы, четыре студентки, пять работниц.

2.С местоимениями чаще в том случае, если речь идёт о лицах
мужского пола:

Их было пятеро.

Не было вас двоих.

Пришли все четверо.

3. Самостоятельно, без местоимений и существительных:

Трое стояли на углу.

Он работает за двоих.

Семеро одного не ждут. (Посл.)

В таких случаях речь может идти и о мужчинах и женщинах:

Шли трое: двое мужчин и женщина.

4. С существительными, обозначающими детёнышей животных: двое котят, четверо щенят, семеро козлят.

С остальными названиями животных употребляются только количественные числительные: две кошки, два кота.

5. С существительными, не имеющими единственного числа: двое ножниц, трое суток, четверо саней.

С этими существительными употребляются обычно числитель­ные двое, трое, четверо только в именительном и винительном падежах (Он прожил здесь четверо суток. Он купил трое нож­ниц). В остальных падежах употребляются количественные числи­тельные:

Он прожил здесь около четырёх суток.

Они приехали на трёх санях.

6. С названиями парных предметов: двое рук (значит: две пары рук), трое лыж (значит: три пары лыж).

Существительные с собирательными числительными двое, трое, четверо, пятеро и т.д., стоящими в именительном и сходном с ним винительном падежах, стоят в родительном падеже мно­жественного числа: трое детей, пятеро детей. Личные местоимения с числительными могут стоять в именительном падеже (Только мы двое остались здесь. Мы трое были на собрании) и в родительном {Нас осталось только двое. Нас было на соб­рании трое).

К собирательным числительным относятся также слова оба и обе {оба брата, обе сестры). После этих числительных, стоящих в именительном или сходном с ним винительном падежах, существительные ставятся в родительном падеже единственного

Числительные оба, обе употребляются в сочетании с любыми существительными мужского, женского и среднего рода: оба дома, оба брата, обе руки, обе сестры, оба окна.



Склонение числительных оба, обе

Упражнение 15. Прочитайте предложения. Укажите собирательные числительные,существительные или местоимения, с которыми связаны чис­лительные, и надеж числительных.

1. Мост был готов, и армия спокойно переправилась в трое суток. (П.) 2.На кухне стряпали в трое рук, как будто на де­сятерых.(Гонч.) 3. Семеро одного не ждут. (Посл.) 4.Они оба работали на заводе. 5.Волчата, все трое, крепко спали.(Чех,) 6.У меня были заняты обе руки. 7. Полчаса спустя они все трое шли по берегу Москвы-реки.(Тург.) 8.С обеих сторон улицы тянулись каменные ограды садов.(Тург.) 9.Впереди по дороге показались люди. Они шли навстречу Леонтьеву. Он оста­новился, пригляделся. Шли двое: мужчина и женщина. (Пауст.)

Упражнение 16. Просклоняйте (устно) сочетания собирательных чис­лительных с существительными и напишите но одному предложению с каж­дымсочетанием в любом падеже.

Четверо друзей; трое братьев; двое суток; все семеро; трое больных;двое врачей; оба пациента; обе подруги.

Порядковые числительные

первый второй третий четвёртый пятый шестой седьмой восьмой девятый одиннадцатый двенадцатый тринадцатый четырнадцатый пятнадцатый шестнадцатый семнадцатый восемнадцатый девятнадцатый десятый двадцатый тридцатый сороковой пятидесятый шестидесятый семидесятый восьмидесятый девяностый сотый двухсотый трёхсотый четырёхсотый пятисотый шестисотый семисотый восьмисотый девятисотый


1. Порядковые числительные образуются от основы родительного падежа соответствующих количественных числительных. При этом отбрасывается окончание родительного падежа или и при­бавляются окончания прилагательных:

пятый – пят-ый, пят-ая, пят-ое, пят-ые

пятидесят-и – пятидесят-ый, -ая, -ое, -ые

девяност-а – девяност-ый, -ая, -ое, -ые

2. Особо образуются числительные: первый, -ая, -ое, -ые; второй, -ая, ое, ые; третий, -ья, -ье, -ьи; четвёртый, -ая, -ое, -ые; седьмой, -ая, -ое, -ые; сороковой, -ая, -ое, ые.

3. От слов тысяча, миллион, миллиард порядковые числи­тельные образуются при помощи суффикса -н- и окончаний прилагательных: тысячный, миллионный, миллиардный.

4. При образовании порядковых числительных от составных количественных числительных только последнее слово принимает форму порядкового числительного: двадцать пятый, двести сорок восьмой.

5. Порядковые числительные обычно употребляются вместе с существительными. Они всегда согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Порядковые числительные изменяются по родам, числам и па­дежам, как прилагательные: первый экзамен, первая лекция, первое занятие, первые занятия, первого экзамена, первой лекции и т. д.

6. Числительное третий при склонении имеет перед окон­чаниями ь: третьего, третьему, третьим, о третьем (так же, как местоимение чей).

7. При склонении составных порядковых числительных изме­няется только их последняя часть:

Я читаю двести сорок восьмую страницу.

Он живет в пятьдесят второй квартире.

8. При обозначении времени порядковые числительные упо­требляются в следующих случаях:

для обозначения времени часами и минутами:

Сейчас десять минут четвёртого (т. е. сейчас три часа десять минут);

для обозначения времени числом и месяцем:

Занятия начались первого сентября; для обозначения времени года:

Я приехал в Туркестан в двух тысяча седьмом году.

Упражнение 17. Спишите, заменял цифры словами (порядковыми числительными).

1. Я учусь на 1 курсе. 2. Мой младший брат учится в 3-м классе. 3. Наши места в 10 ряду. 4. Я живу на 6 этаже в 34 квартире. 5. Лифт поднял пас с 3 этажа на 8 этаж. 6. Мы спусти­лись на лифте с 12 этажа на 4 этаж. 7. Лекция будет в 5 ауди­тории. 8. Из 32 аудитории вышли студенты. 9. Мы сидели в театре в 3 ложе.

Упражнение 18. Прочитайте предложения. Укажите порядковые чис­лительные.

1.Москва впервые упоминается в летописи в 1147 году. 2.Московский университет был основан в середине XVIII века, в 1755 году. 3.Город Петербург (ныне Санкт-Петербург) был основан в 1703 году. 4.Отечественная война русского народа против На­полеона I была в 1812 году. 5.В 1905 году в России произошла первая буржуазно-демократическая революция. 6.В 1917 году рабо­чие и крестьяне России свергли власть помещиков и капиталистов и взяли власть в свои руки.

Упражнение 19. Замените сочетания слов, обозначающие время, дру­гими сочетаниями слов, обозначающими то же самое время. Цифры пишите словами.

Образец: 1. Я вышел из дома в 8 часов 15 минут.

Я вышел из дома в пятнадцать минут девятого.

2. Я пришел в институт в 8 часов 45 минут. Я пришел в институт без пятнадцати минут девять.

1. Мы встретимся у театра в 7 часов 20 минут. 2. Сейчас 11 часов 5 минут. 3. Поезд отправляется в 12 часов 6 минут. "4. Киносеанс начнётся в 3 часа 15 минут. 5. Магазин закрыва­ется в 7 часов 45 минут. 6. В 9 часов 50 минут по радио будет передаваться концерт.

Правописание числительных

Согласование имен существительных с числительными

1. Собирательные числительные ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО употребляются

а) с существительными, обозначающими лиц мужского пола(четверо учеников;)

б) с существительными ДЕТИ, РЕБЯТА, ЛЮДИ (двое детей);

в) с существительными, называющими детенышей животных (трое котят);

г) с существительными, употребляющимися только во множественном числе (двое ножниц);

д) с личными местоимениями (нас трое, их было пятеро).

2.при предлоге ПО числительные 2,3,4,200,300,400 употребляются с Вин.падежом (по две книги, по три карандаша), остальные с дательным падежом (по одному карандашу).

3. Числительные полтора, полтораста согласуются в косвенных падежах, кроме винительного падежа с существительным (нет полутора дней, в в полутора днях; нет полутораста томов, к полутораста томам).

Самостоятельный тип образует склонение числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ.

Им.пад. два, три, четыре озера, Но! две деревни

Род.пад. двух, трех, четырех озер, деревень

Дат.пад. двум, трём, четырём озерам, деревням

Вин.пад. два, три, четыре озера, Но! две деревни

двух, трёх, четырёх человек, девушек

Тв.пад. двумя, тремя, четырьмя озерами, деревнями

Пр.пад. о двух, трёх, четырех озерах, деревнях

Тренировочные упражнения

Различайте части речи.

Пять (числительное) человек, пятерка (существительное) друзей; впятеро (наречие) увеличить; сто (…) дней, сторублевая (…) купюра, сотня (…) книг; удесятерить (…) силы; утроить (…) выдачу; семидневный (…) поход; тройной (…)одеколон; во-вторых (…); старая полуторка (…); полутораста (…) человек.

(ответ. Числ., прилаг., сущ., глагол, глагол, прилаг., нареч., сущ., числ.)

Запомните! Числительные, обозначающие количество в сочетании с существительным являются одним членом предложения, пятеро учеников (подлежащее) вошли в класс. Соберемся в пять часов (обстоят

Упражнение 7. Докончите предложения. Объясните наличие или отсутствие обособления приложений.

1. Брат, заведующий отделением хирургии, … 2. Декан медицинского факультета, … . 3. Ему, студенческому декану, … . 4. … моего любимого поэта О.Сулейменова. 5.Мы, студены медицинского факультета,… .

Задание на дом:

Новое на сайте

>

Самое популярное