Домой Виноград Экономическая задача. «Инвестор». Критерии оценивания сочинения-эссе

Экономическая задача. «Инвестор». Критерии оценивания сочинения-эссе


1) Данная почтовая марка была выпущена в 1980-х гг.

2) Руководителем СССР во время выпуска данной марки был Л.И. Брежнев.

3) К тому же десятилетию, к которому относится создание данной марки, относится начало Косыгинской реформы.

4) Лозунги, помещённые на марке, призывают к переходу к рыночной экономике.

5) Один из лозунгов на марке подчёркивает связь периода, к которому относится марка, с событиями 1917 года.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (20–25) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (20, 21 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Мысль о превосходстве русского православия над греческим приобрела после падения Византийской империи многих сторонников в России. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в послании [князю] сформулировал взгляд на московскую державу как средоточие всего православного мира: «Вси царства православные христианьские снидошася в твое едино царство, един ты во всей поднебесной христианом царь», Рим погиб из-за «аполинариевой ереси», Константинополь завоевали турки, Москве суждена роль третьего Рима: «Два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не бывать». Позднее… Филофей уточнил свою идею следующим образом: греческое царство «разорися» из-за того, что греки «предаша православную греческую веру в латинство».

Претенциозная теория Филофея едва ли могла получить одобрение при великокняжеском дворе. [Князь] был по матери греком и гордился своим родством с византийской императорской династией. Греки, близкие

к великокняжескому двору, нападки на византийскую церковь встретили

с понятным возмущением. Мать [князя] воспитывалась в Италии и явилась в Москву в окружении греков. Сам [князь], не чуждый духа греко-итальянской культуры, покровительствовал Максиму Греку и поощрял его деятельность по исправлению русских книг. Сомнения в ортодоксальности греческой веры ставили его в щекотливое положение».

20 Напишите имя князя, пропущенное в тексте. К какому веку относится его правление? Как звали мать князя, упоминаемую в тексте?

21 Почему историк считает, что описываемая теория не могла получить полного одобрения со стороны князя? Укажите не менее трёх причин, указанных в приведённом отрывке.


22 На основе исторических знаний приведите не менее трёх положений, характеризующих политику князя, имя которого пропущено в тексте.

23 В 1930-х гг. партия и правительство прилагали большие усилия для укрепления мощи Красной Армии. Разрабатывались новые типы военной техники, под военное производство были выделены большие производственные мощности. В стране культивировался облик советского воина – патриота, непобедимого защитника. Но в июне-июле 1941 г. Красная Армия оказалась на грани полного разгрома в результате нападения фашистской Германии. Приведите не менее трёх объяснений тому, что Красная Армия оказалась в таком положении.

24 В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Ближайшие преемники Петра I на престоле (Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна) предали его политический курс и не отличались бережным отношением к его наследию».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:


© СтатГрад 2015−2016 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена


25 Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 882–988 гг.; 2) 1689–1725 гг.; 3) 1921–1928 гг.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указан-ными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.


© СтатГрад 2015−2016 уч. г. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия СтатГрад запрещена

147. Систематизируйте приведённые сведения, разделив их по тем предметам, к которым они относятся. Для этого в пустые клетки справа впишите буквы: Р - для информации из области русского языка, Е - естествознания, И - истории, М - математики.

148. Окружающие нас объекты (предметы, явления, существа и так далее) можно систематизировать различными способами. Выполните систематизацию, заполнив таблицу.


Слова для справки: солнце, машина, щука, рысь, ложка, воздух, ветер, индюк, волк, слон, корова, почва, компьютер, книга, телевизор, гора, река, озеро, снег, комар, стрекоза, платье, петух, овца, карась, берёза, осина, человек, ромашка, дождь, роса, бабочка, утка, апельсин, страус, помидор, ураган, лягушка, дом, муха, муравей.

149. На основании информации, содержащейся в третьем столбце таблицы предыдущего задания, заполните таблицу.

150. В первом столбце таблицы перечислены объекты, сгруппированные по классам. Определите основания этих классификаций.

151. Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет её фамилию последней. Когда учительница узнала об этом, она сказала: «Марина, если ты составишь новый список учеников, я буду пользоваться им». Помогите Марине отсортировать список так, чтобы её фамилия оказалась первой. Восстановите также и список учительницы.

152. Отсортируйте слова в алфавитном порядке.

153. Найдите в учебнике необходимую информацию и закончите фразы.
а) Информация - это сведения об окружающем нас мире.
б) Информатика - это наука, занимающаяся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации.
в) Компьютер - это универсальная машина для работы с информацией.
г) Файл - это обозначенная именем информация, хранящаяся во внешней памяти компьютера.
д) Текстовый редактор - это специальная компьютерная программа, предназначенная для создания текстов.
е) Графический редактор - это специальная компьютерная программа, предназначенная для создания и обработки изображений.

154. Выпишите из географического атласа в тетрадь названия пяти европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.

155. Установите соответствие между датами в левой колонке и событиями в правой колонке.

156. Запишите словами число 389365402201.

157. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число - номер столбца, второе - номер строки следующей кодовой таблицы:

158. Зашифруйте с помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:

159. Имеющаяся в вашем распоряжении рабочая область разбита на клеточки-квадраты. Положение каждой клеточки задаётся парой чисел: первое число - номер столбца, второе число - номер строки, на пересечении которых расположена данная клеточка.
Закрасьте клеточки, положение которых задано следующими парами чисел: (1; 10), (5; 8), (9; 10), (4; 10), (5; 10), (6; 10), (5; 5), (7; 10), (8; 10), (5; 1), (5; 9), (5; 7), (3; 10), (5; 6), (5; 4), (2; 10), (5; 2), (5; 3).

160. Для школьников важен пяти разовый режим питания: первый завтрак - 20%, второй завтрак - 15%; обед - 40%; полдник - 10%; ужин - 15% дневного рациона. При этом приёмы пищи по времени должны быть организованы ориентировочно в 7.00, 10.00, 13.00, 16.00 и 19.30. Представьте эту информацию в табличной форме.

161. Вороны Дана, Нана, Лана и Зана сидят на заборе. Дана сидит посредине между Наной и Ланой. Расстояние между Наной и Даной такое же, как между Ланой и Заной. Между Даной и Заной расстояние 4 метра. Какое расстояние между Наной и Заной?
Для решения задачи изобразите её условие с помощью схемы.

162. В полдень на детскую площадку пришёл Вася, через два часа после него - Маша, через полтора часа после неё - Никита. Вася играл четыре часа, Маша - три часа, а Никита - два часа. Как долго дети были на площадке втроём? Для решения задачи изобразите её условие с помощью схемы. Например, время, проведённое каждым из ребят на площадке, можно изображать горизонтальным прямоугольником.

163. Выполните вычисления устно, наиболее удобным для вас способом: 1) с помощью таблицы умножения; 2) подбором; 3) разложением на удобные слагаемые. Укажите номер способа вычисления в квадратике рядом с каждым примером.


{reklama}
164. Выполните вычисления с помощью программы Калькулятор.

165. С помощью программы Калькулятор вычислите значения следующих арифметических выражений:

166. С помощью программы Калькулятор вычислите значения следующих арифметических выражений:

167. Установите соответствие между изображениями кнопок приложения Калькулятор и их назначением.

168. Разгадайте числовой кроссворд.

169. Трижды выполните последовательность действий:

170. Трижды выполните последовательность действий:

171. Трижды выполните последовательность действий:

172. Дважды выполните последовательность действий:

173. Заполните пропуски:

174. Обратите внимание на то, как интересно расположены цифровые клавиши на калькуляторе (и на дополнительной клавиатуре).

175. В одной группе в летнем оздоровительном лагере оказались пятиклассники Аня, Боря, Вася, Гриша и Дина. У каждого из них есть одно из следующих увлечений: рисование, танцы, пение, туризм, футбол. Певица решила подружиться с туристкой. Дина удивилась, узнав, что художник и туристка - брат и сестра. Гриша дружит с художником и танцором. У Васи нет сестёр. Назовите увлечения каждого из ребят.

176. Выполните вычисления и расположите буквы в порядке убывания соответствующих ответов. Вы узнаете, кто из русских поэтов написал о русском языке такие строки:

177. Петя и Коля играют в следующую игру: Петя задумывает правило преобразования текстовой информации. Коля может предлагать Пете любые тексты и узнавать результаты преобразования. Ниже приведены вопросы Коли и ответы Пети в нескольких таких играх. Попробуйте отгадать, какое правило задумал Петя в каждой игре.


178. Сегодня у Пети и Коли новая игра: Коля задумывает правило преобразования числовой информации. Задача Пети - отгадать это правило. Ниже приведены вопросы Пети и ответы Коли в нескольких таких играх. Попробуйте отгадать, какое правило задумал Коля в каждой игре.

179. Туристы (отец, мать и два брата-близнеца) должны переправиться через реку. В их распоряжении есть маленькая лодка, вмещающая только одного взрослого или двоих детей. Как организовать самую скорую переправу, если и взрослые, и дети умеют грести?
Оформите план переправы в виде таблицы, используя следующие обозначения: О - отец, М - мать, Б1 и Б2 - братья- близнецы.

180. К реке одновременно подошли три купца и три разбойника. Всем необходимо было переправиться на противоположный берег. У берега стояла лодка, которая могла вместить только двух человек. Купцы боязливо поглядывали на разбойников, так как знали, что во время переправы может всякое случиться. Если во время переправы на берегу число разбойников и купцов будет одинаковым, то разбойники не тронут купцов; если же число разбойников превысит число купцов хотя бы на одного человека, то разбойники убьют купцов. Перед купцами стояла сложная задача, но она была ими решена - все перебрались на тот берег и жертв не было. Как сумели переправиться купцы и разбойники и сколько рейсов совершила лодка? За рейс следует считать движение лодки в одном направлении.
Придумайте обозначения и оформите план переправы в таблице.

181. Как разделить 8 литров подсолнечного масла на две равные части по 4 литра, если кроме полного 8-литрового бидона есть два пустых бидона на 5 литров и 3 литра?

182. Бабушка жарит очень вкусные картофельные лепёшки, пользуясь специальной сковородкой. Эта сковородка так мала, что одновременно на ней можно выпекать не более двух лепёшек. Каждую из лепёшек необходимо выпекать в течение одной минуты с каждой стороны.
На рисунках показано, как бабушка готовит три лепёшки за 3 минуты. Опишите план приготовления трёх лепёшек за 3 минуты словами.


Какое минимальное время потребуется бабушке, чтобы приготовить пять лепёшек? Изобразите план приготовления пяти лепёшек графически.

183. Кулинар приготовил торт из трех коржей и выложил его на зелёный поднос (1). Но оказалось, что на столе вся посуда красного цвета. Помогите кулинару переложить все коржи на красный поднос (3), используя жёлтый поднос (2) как вспомогательный. Обратите внимание, что за один ход можно перекладывать только один корж и на маленький корж нельзя класть корж большего размера.

184. Заполните схему «Обработка информации».

19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы правления указанного на фото князя и имело светское назначение? В ответе запишите цифру , под которой указано это здание.

Ответ: ________

Вариант №1. Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. ...В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

20. Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

21 . О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

22. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух последствий указанных в тексте событий и явлений.

Вариант №2. Из работы историка Б.А. Рыбакова.

«Помимо красочной и драматической внешней истории княжеств и князей, эта эпоха крайне интересна для нас теми обострёнными отношениями между князьями и боярством, которые так явственно обозначились уже во времена Ярослава Осмомысла. Если отбросить элемент личной выгоды и корысти...то следует признать, что проводимая ими политика концентрации земель, ослабления уделов и усиления центральной княжеской власти объективно была безусловно прогрессивной, поскольку совпадала с народными интересами. В проведении этой политики князья опирались на широкие слои горожан и на выращенные ими самими резервы мелких феодалов («отроки», «детские», «милостни ки»), полностью зависевших от князя.

Необходимо обратить внимание на то, что начальная фаза (до того, как в нормальное развитие вмешался фактор завоевания) характеризуется не упадком культуры, как можно было бы ожидать...а, наоборот, бурным ростом городов и ярким расцветом русской культуры во всех её проявлениях. Из этого следует, что новая политическая форма, очевидно, содействовала (может быть, на первых порах) прогрессивному развитию».

20. Укажите название и хронологические рамки исторического периода, о котором говорится в отрывке. Используя знания по истории, назовите крупнейшие политические центры этого периода. Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

21. Используя текст документа и привлекая знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт этого периода.

22. Привлекая знания по истории и текст документа, дайте оценку этому периоду. Приведите не менее трёх аргументов.

____________________________________________________________

23. Назовите не менее двух основных направлений преобразований, проводившихся в Северо-восточной Руси в годы княжения Андрея Боголюбского. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.

24.. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения.Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Андрей Боголюбский, великий князь, который во время своего правления активно принимал участие в укреплении христианской религии на Руси ». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)Создание церквей и храмов

Аргументы в опровержение:

1) Вел войны, принимал участие в разорении Киева

25.Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

Гг; 2). 1125-1157гг; 3) 1176-1212гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду


Похожая информация.


https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Задания первого тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 2014 г.

9 класс

1. «Да» ил и «не т» ? Е с л и вы с огл ас н ы с утве рж де н ие м, нап и шите «д а», е с л и

Не с огл ас н ы - «не т». В не с ите с в ои от ве т ы в табл ицу.

  1. Право является универсальным регулятором общественных отношений.
  2. Миф объясняет мир, устанавливая постоянные взаимосвязи между причи- нами и их следствиями.
  3. Если гром не грянет, мужик не перекрестится. Гром грянул. Следовательно, мужик перекрестился. Это правильный вывод.
  4. Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.
  5. Миграция из развивающейся страны в развитую является примером гори- зонтальной социальной мобильности.
  6. Понятие полиархии было выдвинуто в середине XX в. для описания поли- тических режимов современных государств, причем таких режимов, которые больше других соответствовали демократическому идеалу.
  7. Тимократия - военное государство, постоянно участвующее в вооружен- ных конфликтах.
  8. Разделение властей является конституционным принципом всех государств мира.
  9. Рост ставки налога на прибыль не приведет к сокращению выручки пред- приятия.
  10. Введение «потолка» цен улучшает положение покупателей на рынке.

2. Внимательно рассмотрите представленные ниже изображения и прочи- тайте предложенные тезисы. Выполните задания.

A. Б. В.

  1. В ветхозаветно книге Бытия (11:4) сказано: «И сказали они: постро- им себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».
  2. Поэт-сюрреалист Гийом Аполлинер называл это сооружение «пастушкой об- лаков».
  3. Об этой башне ходит множество легенд. Одна из них рассказывает о публич- ных экспериментах, которые проводил на башне великий астроном и физик.

Задания:

1) Соотнесите изображение и высказывание о нем. Укажите название изображенного объекта. Свой ответ занесите в таблицу.

2). Укажите сооружение, которое может быть отнесено к архитектурному стилю «готика». Объясните, почему вы так решили.

_ _

  1. Ниже п ри ве де ны в ыс ка зы ва ни я из ве с т ны х п ис а те л е й и м ыс л ите л е й

Пр ошл ог о, к ас аю щие с я од н ог о и т ог о же п оня т ия (в те кс те он о об оз нач е н о

Как [ …] ; в озм ож н ы вар иа ци и изм е няе м ых ч ас те й да н н ог о с л ова).

«[…] - особенная примета человека» (Ф. Рабле)

«Ничего более не боится человек так, как […]» (Н. В. Гоголь)

«[…] - самое сильное орудие в победе над гневом» (Григорий Богослов)

«[…]-ом исправляют нравы» (О. де Бальзак)

«Со […]-ом ужас несовместен» (А. С. Пушкин)

«И при […] иногда бывает болит сердце, и концом радости бывает пе- чаль» (Соломон)

  1. Что это за понятие?

  2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения)
  1. Р е шите за дач и
  1. Юридическая задача «Предприимчивая внучка».

Зинаида купила на распродаже в Италии пять пар босоножек стоимостью 10 евро за пару. Вернувшись в Россию, Зинаида продала босоножки подружкам

по 1000 рублей за пару. Бабушка Зинаиды Прасковья Марковна опасается, что теперь внучку посадят в тюрьму за спекуляцию, дедушка Егор Демьянович, считает, что просто оштрафуют за незаконное предпринимательство. Зинаида уверена, что ей ничего не грозит.

Укажите, кто прав и кто ошибается. Ответ обоснуйте.

  1. Экономическая задача. «Профессиональная портниха».

Портниха за месяц работы может сшить 5 платьев или 8 брюк. В текущий мо- мент у неё нет доходов и она не может получить кредит на покупку ткани. Если она будет шить из оставшейся ткани, то сможет сшить 7 платьев или 7 брюк. Рыночная цена платья составляет 4000 рублей, а цена брюк - 2800 рублей. Сколько портнихе нужно сшить платьев и брюк, чтобы получить максималь- ную выручку от продажи своих изделий?

  1. Логическая задача «Химия и жизнь»

Дмитрий Иванович Менделеев проснулся утром в своей лаборатории. Ему очень хочется пить. Перед ним на столе четыре пробирки и записка: «В этих пробирках находятся дистиллированная вода, серная кислота, соляная кислота и раствор гидроксида натрия (едкая щелочь). Содержимое ни одной из проби- рок не соответствует надписи на ней. С добрым утром, Дмитрий Иванович! Твои друзья». Надписи на пробирках выглядят так:

1 - «Серная кислота или вода» 2 - «Щелочь»

3 - «Кислота или вода» 4 - «Серная кислота»

Помогите Менделееву определить, в какой пробирке что находится, ис- пользуя только силу логики. Обоснуйте свой ответ.

  1. У с тан ов ите с оотве тс т вие

На уроке обществознания, посвященном религии, учительница объяснила уче- никам сущность различных подходов к данному социальному институту. Она задала ученикам на дом правильно расположить в таблице имена классиков, их работ, и соответственно цитат, отражающих сущность этих работ. Ученик

Митрофан Невежественный, очень торопился поиграть в новую игру «GTA-5», и, недолго думая, выполняя домашнее задание, все перепутал. Перед вами таб- лица, заполненная Митрофаном.

Исправьте ошибки Митрофана, выписав имя автора и соответствую- щие ему номер работы и букву цитаты.

  1. Отм е ть те, ка кие и з пе ре ч ис л е нн ы х ни же де йс тв ий я вл я ютс я п ол и т ич е-

С ким и?

  1. написание письма премьер-министру страны;
  2. путч.

7. Проа нал из иру йте в ыс к аз ыва ние:

«Подсудимый опроверг предположение о том, что он не возражает против от- каза от отрицания своей вины».

8. Оз нак ом ь те с ь с пре дс та вл е нн ым те кс т ом и в ы п ол н ите п ре дл оже нн ые

Зада ни я.

«Большое значение в системе воспитания имеет та социальная роль, ко- торая, по мнению родителей, предназначена их детям: роль мужчины или жен- щины, начальника или подчиненного и т.п. Не удивительно, что воспитание меняется в зависимости от социальной группы даже в одном и том же обще- стве.

То, каким родители представляют будущее своих детей, весьма разнооб- разно. Американский социолог Инкель, русский по происхождению, исследо- вал идеальное воспитание детей в России на протяжении трех последователь- ных поколений: до революции, назовем это поколение «царистским», во време- на поколения «революционеров» и при новом «советском» поколении. Инкель изучил наиболее важные ценности и движущие силы в системе воспитания этих трех поколений. Во-первых - награда: ребенок ведет себя хорошо, чтобы по- лучить поощрение. Во-вторых - традиции: надо идти по стопам отцов, следо- вать традиционной модели. В-третьих - стихийность: позволить ребенку са- мовыразиться. И наконец - политика: соотнесение «Сверх-Я» с государством и обществом.

Эти ценностные ориентации можно наблюдать в различных моделях мужчин и женщин. Например, очень заметно противостояние между идеальным человеком традиционного крестьянского общества и идеальным человеком со- временного промышленного общества. Идеальный крестьянин - это старый, бородатый, окруженный всеми своими детьми старейшина многочисленного рода, освобожденный от ручного труда ради сохранения морального авторитета и передачи детям и внукам достижений цивилизации; он играет доминирую- щую социальную роль, потому что является собственником земли и, следова- тельно, - хозяином семьи. Идеальный человек индустриального общества - это взрослый мужчина, полностью владеющий своими средствами труда, нахо- дящийся на подъеме профессиональной карьеры и живущий вместе с детьми. Когда дети его покинут, он станет стариком, лишенным существенных атрибу- тов человека - профессии и детей. Сегодня входит в жизнь новая модель: мо-

лодой(ая) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы пу- тешествовать и заниматься внуками».

(Мендра А. Основы социологии. М., 1999. С. 35-37)

  1. Как называется в социологии процесс воспитания, в процессе которого усва- иваются социальные роли, ценности и другие социально важные качества?
  1. Почему автор фрагмента каждый раз уточняет, что речь идет о воспитании и месте в обществе мужчин и женщин, а не вообще «людей», «граждан» и т.п. ?
  1. В тексте дано описание «идеального крестьянина». Давая это описание, ав- тор имел в виду определенные социальные институты, в которые вовлечен

«идеальный крестьянин». Укажите все эти социальные институты.

  1. Как называют в социологии тип общества, который складывается сегодня, для которого характерно, помимо прочего, как пишет автор фрагмента, форми- рование «новой модели: молодой(ая) пенсионер, который использует свободное время для того, чтобы путешествовать и заниматься внуками»?
  1. Перед вами таблица, составленная на основе характеристик, приведенных в тексте. Некоторые данные в ней были утрачены. Однако нам известны их зна- чения: 3%, 9%, 15%, 24%, 35%, 38%.

Расставьте их в таблице, опираясь на содержание текста и правила построения таблицы данных.

Поколения

«Царисты», %

«Революционеры», %

«Советские», %

Награда

Традиции

Стихийность

Предварительный просмотр:

Задания первого тура регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 201 3 г.

10 класс

  1. «Да» ил и «не т» ? Е с л и в ы с ог л ас н ы с утве ржде ние м, на пи ши те «да » ,

Если не с огл ас ны - «не т». В не с и те с в ои от ве т ы в табл ицу.

  1. Народ России через референдум не может внести поправки в Конститу- цию Российской Федерации.
  2. Карл Маркс дал объяснение взаимосвязи таких политических явлений, как всеобщее избирательное право и бонапартизм.
  3. К компетенции Генерального прокурора Российской Федерации отнесена поддержка государственного обвинения в деле об отрешения Президента Российской Федерации от должности.
  4. Брак с лицом ниже по статусу является случаем вертикальной мобильно- сти.
  5. Политика в демократических обществах носит исключительно публич- ный характер.
  6. Престиж - это оценка обществом социальных качеств человека, его значимости в обществе.
  7. Воспитание всегда ограничивает и подавляет индивидуальность челове- ка.
  8. Существование естественной монополии обусловлено экономией на масштабе производства.
  9. Ценой заёмных средств является уровень цен в экономике .
  10. Практика, являясь одним из критериев истины, тем не менее, способ- ствует формированию многочисленных заблуждений.

Ответы:

да

да

нет

да

нет

Нет

нет

да

нет

да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум 10 баллов.

А. Б В

Перед вами три различных сооружения. Но по сути они все являются одним и тем же архитектурным элементом.

  1. Каким?

  2. Назовите тип каждого из этих сооружений.
  3. Какую символическую нагрузку несет этот элемент. Свой ответ обоснуйте.

От ве т:

  1. Крыша.
  2. А) пирамида - это крыша над гробницей фараона; Б) чум (вигвам, яран-

га) - конусообразная крыша «без стен»; В) пагода - ряд крыш, наложенных одна на другую.

  1. Символизирует связь человека с небом.

Дан ответ на вопрос задания (крыша) - 2 балла.

Названы типы сооружений (египетская пирамида, пагода, чум…) - 1 балл.

Указана символическая функция - 2 балла. Максимальный балл - 5.

  1. Р е шите за дач и :

  1. Юридическая задача «Квартирная хозяйка».

Тамара сдала квартиру, собственницей которой она является, Дмитрию, установив арендную плату в размере 20.000 рублей в месяц. Через полгода Тамара узнала, что в течение двух месяцев в квартире проживал еще и прия- тель Дмитрия Вадим. Арендную плату Дмитрий и Вадим делили пополам. Тамара потребовала от Дмитрия уплатить сверх арендной платы еще 20.000 рублей, которые он, по ее мнению, получил в качестве дохода от субаренды квартиры за 2 месяца. Дмитрий платить отказался.

Укажите, кто прав. Ответ обоснуйте .

Ответ: права Тамара, так как, согласно ст. 136 ГК РФ, плоды, продукция и доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не выте- кает из существа отношений. В данном случае доход от использования квар- тиры, полученный Дмитрием, принадлежит Тамаре. - 5 баллов .

  1. Экономическая задача. «Инвестор» .

Инвестор приобрел обыкновенную акцию за 80 рублей и через год продал ее за 120 рублей. За это время он получил дивиденды по этой акции в размере 20 рублей.

Найдите доходность этой операции в процентах (приведите решение) .

Ответ: 75%

Баллы - 2 за ответ с решением, 0 баллов за ответ без решения.

  1. Логическая задача. «Рыбаки».

В харчевне «Три пескаря» встретились четыре рыбака и стали хвастаться своими трофеями. Оказалось, что один из них поймал крупного налима, дру-

гой - огромную щуку, третий - гигантского сома, а четвертый - обычного карася. Фамилии этих рыбаков были: Налимов, Щукин, Сомов и Карасев. Из- вестно, что (1) никто из них по принципиальным соображениям никогда не ловит и не употребляет в пищу рыбу, название которой совпадает с его фа- милией; (2) щуку поймал не Карасев и (3) тот, кто поймал сома, носил фами- лию, совпадающую с названием рыбы, выловленной Карасевым.

  1. Определите, кто какую рыбу поймал. Обоснуйте свой ответ.

  2. Назовите тип первобытных верований, для которого может быть характерен пищевой запрет, описанный в условии (1).

Отве ты :

  1. Налимов поймал сома Щукин поймал карася Сомов поймал щуку Карасев поймал налима
  2. Тотемизм

Налимов

Щукин

Сомов

Карасев

налим

Щука

Сом

карась

Определено верование (тотемизм) - 1 балл; Полностью верно решена задача - 2 балла; Дано верное обоснование - 2 балла.

Максимальный балл - 5.

  1. Перед вам и отрывки из с оч ине ний автор ов разл ич ных п ол итич е с ких

Портре там и.

Портреты:

I. II. III. IV. V. VI.

Названия произведений:

  1. «Система современных обществ».
  2. «Государь».
  3. «Развитие социализма от утопии к науке».
  4. «Политические партии».
  5. «Об общественном договоре».
  6. «Левиафан».

Отрывки из произведений:

  1. ...Мы аналитически делим общество на четыре основные подсисте- мы. Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца преимуществен- но касается отношений общества с культурной системой и через нее с выс- шей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема - от- ношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или экономиче-

ская, подсистема - отношений с поведенческим организмом и через него с материальным миром. [...]

Политика включает не только основные функции правительства в его отношениях с социетальным сообществом, но и соответствующие аспекты любого коллектива. Мы рассматриваем какое-то явление как политическое в той мере, в какой оно связано с организацией и мобилизацией ресурсов для достижения каким-либо коллективом его целей. Политические аспекты дея- тельности существуют у деловых компаний, университетов, церквей. В раз- витии современных обществ, однако, государство все более дифференциру- ется от социетального сообщества как специализированный орган общества, составляющий ядро его политической подсистемы.

  1. ...Для установления общей власти необходимо, чтобы люди назна- чили одного человека или собрание людей, которые явились бы их предста- вителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении все- го, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответствен- ным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реаль- ное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заклю- ченного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - civitas.
  2. Современный социализм по своему содержанию является прежде всего результатом наблюдения, с одной стороны, господствующих в совре- менном обществе классовых противоположностей между имущими и не- имущими, наёмными рабочими и буржуа, а с другой - царящей в производ- стве анархии. Но по своей теоретической форме он выступает сначала только как дальнейшее и как бы более последовательное развитие принципов, вы- двинутых великими французскими просветителями XVIII века. Как всякая новая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах.
  3. Суверенитет не может быть представляем по той же причине, по ко- торой он не может быть отчуждаем. Он заключается, в сущности, в общей

воле, а воля никак не может быть представляема; или это она, или это другая воля, среднего не бывает. Депутаты народа, следовательно, не являются не могут являться его представителями; они лишь его уполномоченные; они ни- чего не могут постановлять окончательно. Всякий закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон. Ан- глийский народ считает себя свободным: он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов Парламента: как только они избраны - он раб, он ничто. Судя по тому применению, которые он дает своей свободе в краткие мгновения обладания ею, он вполне заслуживает того, чтобы он ее лишился.

  1. Традиция двухпартийности в Америке и Англии - важный фактор их современной мощи. Но остается еще понять, почему же она укоренилась здесь столь прочно: иначе проблема лишь отодвигается во времени. Только конкретные исследования каждой отдельной страны могут определить исто- ки установившегося в ней дуализма партий. Роль национального фактора, ра- зумеется, весьма значительна, но не следует в его пользу преуменьшать, как это часто делается, влияние одного общего фактора технического порядка, а именно - избирательной системы. Это влияние можно выразить в следую- щей формуле: мажоритарное голосование в один тур ведет к дуализму пар- тий. Из всех схем, которые приводились для объяснения данного явления, эта последняя, несомненно, наиболее близка к настоящему социологическому закону.
  2. ...Государю нет необходимости обладать всеми [...] добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну приба- вить, что обладать [...] добродетелями и неуклонно им следовать вредно, то- гда как выглядеть обладающим ими - полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым - и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохра- нить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может ис- полнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против ми- лосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть го- тов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказа- но, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла.

Портреты

Названия

Отрывки

Никколо Макиавелли

Томас Гоббс

Жан-Жак Руссо

Фридрих Энгельс

Толкотт Парсонс

Морис Дюверже

8 баллов за 6 полностью верно заполненных строк. 7 баллов за 5 полностью верно заполненных строк.

6 баллов за 4 полностью верно заполненных строки. 5 баллов за 3 полностью верно заполненных строки. 4 баллов за 2 полностью верно заполненных строки.

  1. Ниже пр иве де н ы выс каз ыв ан ия и зв е с тн ы х м ыс л ите л е й пр ошл ог о, к а-

С аю щие с я од н ог о и т ог о же п он я ти я (в те кс те он о об оз нач е н о как [ …] ;

В озм ож ны в ар иац и и изм е няе м ы х ч ас т е й дан н ог о с л ова). Оп ре де л и те

Пр опу ще нн ое п он я тие. В ыс ка зы ван ие как ог о из у каза н ны х ф ил ос оф ов

Вам каже тс я на иб ол е е важ ным и ин те ре с ным? С в ой отве т об ос ну й те (2– 3 пре дл оже ни я).

« […] -ю дарована привилегия говорить правду, никого не оскорбляя»

(Эразм Роттердамский).

«Я предпочел бы […] наслаждению». (Антисфен Афинский)

« […] – это всегда смысл, разбитый вдребезги» (Мишель Фуко)

« […] бессильно, поскольку хранит остатки разума.» (Жорж Батай).

«Не бывало великого ума без примеси […] -я» (Сенека)

  1. Что это за понятие?

  2. Высказывание какого из указанных мыслителей вам кажется наиболее важным и интересным? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложе- ния)

_ _ _

Ответ: БЕЗУМИЕ

2 балла (по одному за определение понятия и за обоснование предпочте- ния).

  1. Проа нал из иру йте в ыс к аз ыва ние:

Президент заявил, что он и слышать не хочет об отказе от прекращения оспа- ривания запрета на отмену моратория на испытания химического оружия.

  1. Означает ли это, что он допускает проведение таких испытаний? Обоснуйте свой ответ.

6.2.Раскройте смысл понятия «мораторий».

От ве т : Нет, не допускает.

Президент заявил, что он и с лыш а ть не хоче т об отка зе от пре кра щ е ния ос па-

Рива ния за пре та на отм е н у м ора т ория на испытания химического оружия.

Ре ш е ние : отрицаний 7, значит, при сокращении одно останется. Он за мора- торий.

Правильный ответ - 1 балл;

Правильный ответ и правильное обоснование - 3 балла.

  1. Озна к ом ьте с ь с п ре дс тавл е н н ым те кс т ом и в ып ол ни те п ре дл оже нн ые

Зада ни я.

«Обычно мы употребляем слово народонаселение (более упрощенно - население) для обозначения совокупности людей, проживающих в границах определенного политического объединения. Например, мы говорим о насе- лении стран. Тогда для обозначения этой совокупности можно использовать

понятие ХХХХХХ. Также можно говорить о населении штата, округа и горо- да. Термин «население» может относиться к людям, живущим в определен- ной географической или экономической зоне (например, на Юге Америки, в Азии или Восточной Европе). Или мы иногда употребляем это слово для обо- значения определенного экономического района (например, население Боль- шого Нью-Йорка, включающего части Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннекти- кут)...

Группируя людей в соответствии с местом жительства, бюро переписи населения имеет возможность учитывать перемещение населения в цен- тральные крупные города и прилегающие к ним районы. Большое число бе- лых американцев выехало из центральных городов в 50–60-е годы, хотя их массовый исход несколько замедлился в 70-е годы. Переселение афроамери- канцев в пригороды было незначительным, - они стремились в центральные города.

Уровень фертильности обозначает число детей, которых женщина ро- жает в течение всех своей жизни. Этот термин не следует путать со способ- ностью к деторождению, т.е. максимальным числом детей, которых женщина способна родить...

На общий уровень фертильности населения воздействуют различные социальные и экономические факторы... Изменение уровня фертильности и количества рождений отражено на схеме 18–6.

Мы не знаем все причины снижения рождаемости населения, но неко- торые их них вполне понятны. Урбанизация и введение законов, регулирую- щих детский труд, привели к тому, что дети представляют меньшую цен- ность для горожан, чем для сельских жителей. В странах с высокими дохода- ми на душу населения обычно наблюдается более низкий уровень рождаемо- сти населения, чем там, где сравнительно низкие доходы. Так как высокие доходы людей связаны с развитием промышленности, это подтверждает, что люди склонны иметь меньше детей, потому что не могут устроить их на ра- боту. В большинстве стран рождаемость населения выше в сельской местно- сти, чем в городах. На ферме каждый ребенок - это не только еще один едок, но и руки, пригодные для работы. Кроме того, в некоторых обществах родители могут надеяться, что дети будут заботиться о них в старости...

Рождаемость связана и с другими факторами. Как правило, люди, чей статус высок, склонны иметь меньше детей, чем люди с низким статусом, хо- тя за последние десятилетия это различие стало менее заметным. То же самое относится и к образованию. Высокообразованные женщины обычно имеют меньше детей, чем те, у кого уровень образования ниже, хотя этот разрыв также сокращается. Религия и раса, вероятно, тоже воздействуют на фер-

тильность. По-видимому, YYYYYY, образование, религия и раса находятся в таком сложном взаимодействии, что нельзя на основе какого-то одного фак- тора объяснить различия в уровне воспроизводства»

(Смелзер Н. Социология. М., 1998. С. 553–561.)

Проанализируйте фрагмент текста и ответьте на вопросы.

  1. Сформулируйте выводы о соотношении показателей уровня фертильно- сти и количества рождений и обобщенных тенденциях их изменения в США в 1920–1990 гг. на протяжении всего периода.
  1. В тексте описана ситуация, когда «дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельских жителей». Назовите на основе содержания

этого абзаца текста три социальных института, влияние которых обусловли- вает данную ситуацию.

  1. Понятие YYYYYY характеризуют главную характеристику высокого или низкого социального статуса, на который автор указывает как один из факторов, влияющих на рождаемость и фертильность, обобщая сказанное выше в этом абзаце. Назовите этот фактор. (Примечание: количество знаков

«Y» условное, оно не соответствует количеству букв в искомом понятии.)

Ответы и критерии оценивания

  1. Как называется раздел социологии, изучающий народонаселение? Какие характеристики народонаселения при этом изучаются?

Ответ: указано название «демография» и указаны в этих или близких по смыслу формулировках три элемента предмета демографии: (1) состав насе- ления (по полу, возрасту, этническому составу), (2) расселение и плотность населения, (3) уровни рождаемости, фертильности, смертности, продолжи- тельность жизни (и другие близкие по смыслу) – 2 балла

При неполном ответе: указано «демография» и два элемента предмета демо- графии – 1 балл

Нет правильного ответа, ИЛИ не указано «демография» при любом количе- стве элементов предмета демографии, ИЛИ указано «демография» и один / ни одного элемента предмета демографии – 0 баллов.

  1. Какое понятие в тексте следует указать вместо ХХХХХХ? (Примечание: количество знаков «Х» условное, оно не соответствует количеству букв в ис- комом понятии.)

Ответ: должно быть указано понятие «нация» - 1 балл Любой другой ответ – 0 баллов.

  1. Автор текста указывает на процессы перемещения населения в централь- ные крупные города и прилегающие к ним районы, пригороды, выезд в дру- гие населенные пункты. Как называются все эти процессы в социологии? Ответ: должно быть указано: горизонтальная (социальная) мобильность – 2 балла.
  • указано только социальная мобильность – 1 балл
  • нет правильного ответа, ИЛИ неверно указан тип мобильности (любой кроме «горизонтальная» - 0 баллов
  1. Сформулируйте выводы о соотношении показателей уровня фертильности и количества рождений и обобщенных тенденциях их изменения в США в 1920-1990 гг. на протяжении всего периода.

Ответ: должно быть указано (в этой или близкой по смыслу формулировке):

(1) показатели изменяются параллельно, (2) в целом при росте рождаемости уровень фертильности падает И / ИЛИ (3) со временем/ к сегодняшнему дню уровень фертильности все больше отстает от количества рождений (темпы роста уровня фертильности ниже чем темпы роста количества рождений). – 2 балла

Указан только один корректный вывод (только (1), или только (2), или только (3)) – 1 балл

Нет корректного ответа – 0 баллов

  1. В тексте описана ситуация, когда «дети представляют меньшую ценность для горожан, чем для сельских жителей». Назовите на основе содержания этого абзаца текста три социальных института, влияние которых обусловли- вает данную ситуацию. Уточните тип институтов, если это объясняет именно такое влияние.

Ответ: должны быть указаны: (1) аграрная экономика (ИЛИ сельское хозяй- ство, ИЛИ крестьянство как род занятий ), (2) расширенная семья, (3) право (выделенное полужирным шрифтом – обязательные элементы правильного ответа). – 2 балла.

Корректно указано только два института с корректным уточнением типа для (1) и (2). – 1 балл.

Нет правильного ответа, ИЛИ указаны три института без указания типа, ИЛИ указан только один институт с корректным указанием типа – 0 баллов.

  1. Понятие YYYYYY характеризуют главную характеристику высокого или низкого социального статуса, на который автор указывает как один из факто- ров, влияющих на рождаемость и фертильность. Назовите этот фактор. (Примечание: количество знаков «Y» условное, оно не соответствует количе- ству букв в искомом понятии.)

Ответ: должно быть указано: доход (материальное положение) – 1 балл. Любой иной по смыслу вариант ответа – 0 баллов.

Итого за задание – 10 баллов.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Проанализируйте представленные ниже факты и документы, запишите ответы на вопросы и выполните задание.

  1. 29 июля 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР учредил новые ордена: Суворова 1, 2 и 3-й степени; Кутузова 1-й и 2-й степени; Александра Невского.
    8 февраля 1943 г. был учрежден орден Кутузова 3-й степени. 10 октября 1943 г.- орден Богдана Хмельницкого 1, 2 и 3-й степени.
    3 марта 1944 г.- ордена Ушакова 1-й и 2-й степени; Нахи- мова 1-й и 2-й степени.
  2. 6 января 1943 г. были введены погоны для офицеров Красной Армии; 15 февраля - для личного состава ВМФ.
  3. 18 сентября 1941 г. приказом наркома обороны № 308 в соответствии с решением Ставки Верховного Главнокомандования 100, 127, 153 и 161-я стрелковые дивизии, отличившиеся в боях под Ельней, были переименованы в 1, 2, 3 и 4-ю гвардейские стрелковые дивизии.
    21 мая 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР для военнослужащих гвардейских частей и соединений были введены гвардейские звания, установлен нагрудный знак; в июне 1943 г. были утверждены гвардейские Красные знамена.
  4. В мае 1943 г. был распущен Коминтерн.

Из выступления И. В. Сталина на торжественном заседании Моссовета, посвященном 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции
6 ноября 1941 г.

И эти люди, лишенные совести и чести, люди с моралью животных, имеют наглость призывать к уничтожению великой русской нации, нации Плеханова и Ленина, Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого, Глинки и Чайковского, Горького и Чехова, Сеченова и Павлова, Репина и Сурикова, Суворова и Кутузова!

Из речи И. В. Сталина на параде Красной Армии на Красной площади в Москве. 7 ноября 1941 г.

Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина. Да здравствует наша славная Родина, ее свобода, ее не- зависимость!

Из дневника журналиста Н. К. Вержбицкого

17 ноября 1941 г.
Из сегодняшней передовицы «Правды»: «Все силы на защиту Москвы! ...Москва - святой город для каждого русского!» Взываем к чувству русского патриотизма, когда стало очень тяжело. О нем совсем было забыто в годы относительного благополучия.

9 декабря 1941 г.
По радио звучала симфония Чайковского «1812 год», которая была запрещена 24 года, ибо в ней есть царский гимн «Коль славен...».

24 декабря 1941 г.
Московский музей Л. Толстого на станции метро «Охотный ряд» открыл выставку «Героизм и патриотизм русского народа»... Огромным спросом пользуется книга академика Тарле «Наполеон».

  1. О каких изменениях в идеологии Советского государства свидетельствуют представленные факты и документы?
  2. Как вы думаете, почему были внесены подобные идеологические коррективы?
  3. Составьте краткий план-проспект доклада по теме "Изменения отношения властей к понятию "патриотизм" в связи с войной с нацистской Германией".

ОТВЕТ

  1. Изменения были направлены на всплеск патриотических чувств.
  2. Для поднятия боевого духа, для единства народа, для поддержания желания защищать свою Родину. Также чтобы помось населению пережить время войны.
  3. План:
  • Учреждение новых орденов и награда за заслуги перед Отечеством,
  • Выступление политических деятелей с обращением к народу,
  • Поднятие патриотизма в периодических изданиях,
  • Разрешение в искусстве произведений, который могут поднять патриотический дух,
  • Открытие выставок, которые посвящены героизму и патриотизму

Новое на сайте

>

Самое популярное