Домой Картофель Тематика для арт терапии ребенка. Программа по дополнительному образованию «арт-терапия. Где можно рисовать

Тематика для арт терапии ребенка. Программа по дополнительному образованию «арт-терапия. Где можно рисовать

Екатерина Щитова
Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества» (арт-терапия как метод формирования стрессоустойчивости в подростковой среде)

В настоящее время все больше людей во всем мире испытывают стресс . Это связано с большими эмоциональными нагрузками, которые возникают при разных жизненных ситуациях. Стресс испытывают разные возрастные группы : дети, начиная с дошкольного возраста, школьники, студенты и люди более старшего возраста.

Одна из причин стресса у детей – ожидание наказания со стороны родителей за различные провинности и плохую успеваемость в школе.

Подростки и молодежь подвергается стрессу по разным причинам . Это могут быть стрессовые состояния , связанные со сдачей экзаменов, проблемы взаимоотношений в семье, со сверстниками, трудности в учебе и др. Личностные особенности, такие как низкая самооценка, неуверенность в себе, страх неудачи, неуверенность в своем будущем также являются причинами стресса в подростковой среде .

В настоящее время в психологии все больше и больше внимания уделяется различным методам арт-терапии , которые служат для успешного преодоления стрессовых ситуаций и формирования стрессоустойчивости .

С английского языка «арт-терапия » переводится как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством… ». Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Существует много примеров применения арт-терапии как средства психической гармонизации и развития человека, как пути к разрешению социальных конфликтов.

Практически каждый человек (независимо от своего возраста, культурного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе , которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании.

Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у подростков положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Арт-терапия является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту.

Благодаря арт-терапии можно избавиться от негативных мыслей, которые блокируют способности нашего тела, освободиться от вызывающих стресс эмоций . Как только негативные эмоции становятся доступными для направленной визуализации, появляется возможность избавиться от них, выразив их в рисунке, скульптуре или коллаже.

Арт-терапия является мощным инструментом в работе со стрессовыми ситуациями и выхода из них. С ее помощью человек высвобождает свои эмоции и тем самым снимает напряжение. Одним из важных ресурсных состояний человека является уверенность в своих силах , что приводит к спокойствию и концентрации мыслей при выполнении поставленных жизненных целей. При формировании стрессоустойчивости появляется уверенность в собственных ресурсах, повышается самооценка и восстанавливается внутренняя гармония человека, что приводит к удовлетворению жизни и развитию личности .

Арт-терапевтическое занятие «Сила творчества » .

Целевая аудитория : подростки

Количество человек : 10-12 человек.

Возраст :14-16 лет.

Цель – формирование стрессоустойчивости в подростковой среде , гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания.

План занятия :

1. Подготовительное упражнение – «Раскрась картинку» (20 мин) .

2. Основные упражнения – «Выражаем тревогу» , «Рисование обеими руками» (45 мин) .

3. Заключительное упражнение – «Мой портрет в лучах солнца» (15 мин) .

Материалы : альбом или бумага для рисования; кисточки, краски, цветные карандаши; CD диски, магнитофон.

В первом упражнении участники занятия раскрашивают картинки. Данное задание – подготовительное. Целью подготовительного упражнения является : настроить ребят на занятие , создать благоприятную атмосферу для работы.

Участники сами выбирают то изобразительное средство , которым они хотят работать. По выбранной цветовой гамме можно судить об эмоциональном состоянии человека на данный момент. Рисунки чаще всего носят абстрактный характер, что способствует проявлению фантазии.

Основные упражнения самые длительные по времени. Они соответствуют целям и задачам занятия :

Упражнение «Выражаем тревогу» :

Участникам занятия предлагается занять удобную , расслабляющую позу;

найти в себе ощущение тревоги; определить, где она локализуется : в животе, лице, голове, ногах; взять цветные карандаши; субдоминантной рукой (не той рукой, которой участник занимается трудовой деятельностью) выплеснуть из себя тревогу и перенести ее на бумагу.

Упражнение «Рисование обеими руками» .

Участники выполняют рисунок обеими руками. Это упражнение позволяет активизировать обе руки и оба полушария головного мозга, помогает освободиться от ненужных тоскливых, тревожных мыслей, успокаивает нервы.

Целью заключительного упражнения является завершение занятия . Оно обычно короткое по времени и легкое в исполнении.

Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» .

Участники рисуют солнце, в центре солнечного круга пишут свое имя или рисуют свой портрет. Затем рисуют лучи и вдоль лучей пишут свои достоинства, все хорошее, что о себе знают. Необходимо постараться, чтобы лучей было как можно больше.

Библиографический список.

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.

2. Копытин А. И. Практикум по арт-терапии / А . И. Копытин. - СПб : Питер, 2001. – 448с.

3. Копытин А. И. Руководство по групповой арт-терапии / А . И. Копытин. – СПб : Речь, 2003. – 320с.

4. Логинова О. И. Как справиться со стрессом ? / О. И. Логинова // [Электронный ресурс] / Режим доступа : www.olga2901l.narod.ru

5. Мардер Л. Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми / Л . Д. Мардер. – М.: Генезис, 2007. – 143с.

6. Ульямс Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное «Я» / Х. Ульямс. – М.: АСТ : Астрель , 2007. – 205 с.

Расписание тренингов и лекций

Записаться на тренинг или заказать тренинг для своей группы можно по телефону:+79857779985 или [email protected] . Любую тему тренинга можно включить в ваш курс индивидуальных занятий арт-терапией "Жизнь в цвете"

Арт-терапия. Тренинг "Карта желаний"

Фотоколлаж «Карта желаний» одна из популярных тем в фототерапии. Красивая и интересная работа по визуализации будущего. Это проверка истинности целей, которая включает и левое полушарие - рацио, логику, планирование и правое полушарие - интуицию, эмоции, образы, ощущения.

Не буду раскрывать все секреты творческого процесса, скажу об одном из главных аспектов, который происходит в ходе арт-терапии - выборе.

Вы делаете свой выбор. Работа по созданию фотоколлажа многоступенчатая. На каждом этапе вы находитесь одновременно и в состоянии «здесь и сейчас» и в будущем. Происходит контакт со своими мыслями, чувствами, желаниями.

Вы просматриваете десятки изображений и выбираете самые важные и нужные, которые соотносятся с целью, находящейся в центре вашего внутреннего внимания.

Часть выбранного материала идет в коллаж, часть остается на потом, часть уходит в мусорную корзину. Всегда появляются одна-две главные темы. Далеко не всегда главная тема та, с которой вы пришли на занятие арт-терапией. Часто ответ на свой вопрос вы находите именно в процессе выбора.


Много раз я была свидетелем настоящего таинства - рождения мечты и осознания дороги к ней. Создание фотоколлажа «Карта желаний» становится первым шагом на этом пути.

Творческая арт-терапевтическая работа отличается от работы с целеполаганием с помощью ежедневника или приложений-планировщиков задач. Арт-терапия включает... читать полностью...

Арт-терапия. Тренинг «Арт- медитация»

Есть разные способы остановить бег мыслей, спешку, события. Отдохнуть. Расслабиться. И вернуться к себе.

Арт-медитация дает канал, точку связи, которая помогает сконцентрироваться на моменте и уйти от бесконечного монолога в голове. Это творческий процесс - чаще всего я предлагаю свободное рисунок. Есть только вы, чистая бумага, кисти и палитра цвета. Арт-медитация дает средства выразить внутренний процесс, выбрать цвет и побыть с ним в контакте. Неважен результат, важен процесс.


Как рассказывают про свой опыт арт- медитации авторы работ.

"Сначала мне показалось очень трудно так долго рисовать без заданной темы . Я нарисовала цветы, потом поле, потом мне просто захотелось порисовать только желтым цветом. Я закрасила желтым весь лист и вдруг в процессе ясно пришел ответ на вопрос, который мучил меня последнее время. Это было удивительно, и я испытала большое облегчение. Следующий мой рисунок был про решение, которое пришло. Этот рисунок был завершающим в работе. Удивительно, что используя такой способ творческой работы, можно получить совершенно конкретный ответ и решение своей проблемы. Хотя начинать мне было сложно, и пришлось даже сделать усилие, но результатом я довольна. Плюс у меня ушла тревога, лучше стало настроение и даже дышать стало легче"

"Я дизайнер, есть усталость от работы на заказ, поток проектов. Свободный рисунок хотелось, но не могла расслабиться сначала, стала думать, что кисть не та и все не так получается. Но потом просто стал приходить цвет, движение. И в конце мне стало просто весело - я посмотрела на читать полностью...

Тренинг «Мужские архетипы»

На этом тренинге я рассказываю о разных мужских характерах, архетипах. Лекционная часть никогда не бывает монологом, я всегда предлагаю участницам по ходу рассказа приводить примеры, которые откликаются на каждый архетип - знакомых, членов семьи, медийных лиц, героев светской или политической хроники, персонажей книг, кино, истории.

Мне важно, чтобы в результате тренинга вы не только узнали новую информацию о мужчинах, но и научились определять основные характеры и осознанно строить отношения - в любви, карьере, семье или дружеских отношениях.

Часть работы проходит в формате арт-мастерско й. В тренинге есть время для творческой работы на тему архетипов, своего восприятия, особенностей межличностного общения.

Знания об архетипах нужны, чтобы успешно общаться на разном уровне - от самого близкого до официального рабочего.

Классификация архетипов. Архетипы-Юнга, теософские, тотемы.

- Предназначение архетипа .

Мужские архетипы. Выбор сценария жизни , модели для подражания, профессии, увлечений

- Архетипы и любовь. Инь и Янь. Анима и Анимус.

Как найти «свой» архетип мужчины?

- Детская психология - как узнать в ребенке архетип. Кто у вас растет Зевс, Гермес или Аполлон? Как строить модель воспитания?

- Мужской архетип и способы поведения в конфликте.

Позитивные и негативные стороны каждого архетипа. Поглощение архетипом.

Одна из самых продуктивных частей тренинга, которую я предлагаю читать полностью...

Арт-терапия. Тренинг «Эмоции и цвет». Из цикла "Управление настроением"

Для тех, кто интересуется психологией, творчеством и хочет познакомиться с методом арт-терапии на практике. На тренинге мы будем исследовать возможности цветотерапии.

Занятие с использованием арт-терпевтических техник, работа с красками и цветом.

В программе тренинга:

-Конкретная техника по коррекции своего эмоционального состояния, которую вы сможете использовать в дальнейшем самостоятельно.

Связь настроения и предпочтений в выборе цвета.

-Влияние цвета на настроение, отношения, здоровье. Возможности использования.

Символическое и культуральное значение цвета .

Еще мы будем слушать музыку, разговаривать и знакомиться.

После этого занятия:

вы узнаете новое об арт-терапии,

о психологии цвета,

научитесь лучше понимать себя и управлять своим настроением,

заведете новых знакомых и друзей

Арт-терапия. Сказкотерапия. Трансперсональная психология.

Тренинг «Женские архетипы»

Круг женских ролей и субличностей мы изучаем на этом тренинге.

Часто в жизни случается так, что чаще всего востребованы одна-две роли . Изо дня в день мы делаем одно и то же. Окружение и мы сами привыкаем к этой основной роли. Остальные роли, как платья для особых случаев, ждут, когда на них обратят внимание и когда хозяйка о них вспомнит.

Со временем приходит ощущение потери гармонии и целостности . Жизнь не приносит столько удовольствия и радости, как хотелось.

Я расскажу про семь основных ролей-субличностей. Полнота жизни и самореализация возможны, когда мы можем переходить из одной роли в другую.

Нам нужна Артемида , чтобы добиваться цели.

Мы наполняемся энергией жизни и сексуальности, находясь в роли Афродиты и легко делимся своей слиой, заряжаем окружающих.

Афина прокладывает верный курс в жизни, помогает планировать, учиться, работать, делиться знаниями.

Об этих и других архетипах я более подробно расскажу на семинаре. Знания об архетипах нужны, чтобы успешно общаться на разном уровне - от самого близкого до официального рабочего.

Тренинг проходит в формате арт-мастерской. У каждой участинцы будет время для индивидуальной творческой работы, чтобы познакомиться с каждым архетипом и впустить его в свою жизнь.

Часть времени мы посвятим обсуждению в группе, я как психолог отвечу на вопросы и мы разберем конкретные случаи и ситуации из жизни.

- Что такое архетип. Теория Юнга, теософская классификация, тотемы, архетипы из сказок.

Женские архетипы и их влияние на сценарий жизни - карьера, семья, любовь.

Знаю ли я свой ведущий архетип ?

- Анима и Анимус. Как определить «свой» архетип мужчины?

Какие роли я чаще всего играю в жизни?

Психология архетипа. Плюсы и минусы. Опасность поглощения архетипом.

- Как меня воспринимают окружающие? Устраивает ли это меня?

Общение. Как установить контакт с близким человеком/ подругой/ клиенткой исходя из ее ведущего архетипа.

- Воспитание девочки. Как разглядеть основной архетип в ребенке. Интроверты и экстраверты. Выбор школы, вуза, профессии. Возраст и смена архетипа.

В тренинге используются техники арт-терапии, сказкотерапии, трансперсональной психологии, трансактного анализа, теории архетипов Юнга и архетипов древнегреческой мифологии.

Арт-мастерская "Как мое имя отзовется"

Для тех, кто интересуется психологией, творчеством и хочет познакомиться с методом арт-терапии на практике.

Основная тема тренинга - исследование образа Я, феномена имени, способам самопрезентации миру.

Тренинг включает несколько техник арт-терапии. Мы будем работать с цветом, красками, образами, используем разные возможности живописи и рисунка.

Феномен имени, звучание, внутренние смыслы и послания

Как я презентую себя миру

Как меня чаще всего воспринимают

Я - идеальное и Я-реальное

Продолжительность 3 часа.

"Радость" из цикла Управление настроением

Радость мимолетна. Каждый знает, как иногда сложно удержать это чувство, как легко спугнуть. Не с любым человеком хочется делиться своей радостью. Подчас неясно, откуда берется и куда уходит радость из жизни.

Положительные эмоции - это источник энергии. На тренинге мы будем исследовать природу эмоций , поговорим о том, как сделать каждый день радостнее, и из чего складывается рецепт хорошего настроения .

Вы будете исследовать свою жизненную ситауцию, научитесь находить новые варианты ее решения, откроете дверь скрытым возможностям и ресурсам.

Вопросы, которые будут рассмотрены на тренинге:

Психология радости - что это такое?

Как сделать каждый день радостнее? И вообще возможно ли это?

Как улучшить качество своей жизни?

Осознание своих эмоций.

Радость и счастье в теле.

Цвет радости.

Вкус радости.

Мой рецепт хорошего настроения.

Тренинг проводится с использованием методов арт-терапии и фототерапии. На занятии будет использована техника "Карта эмоций"

Тренинг "Встреча" из цикла "Отношения"

Никто не будет отрицать важность первого шага в жизни и важность первого свидания.

Мне захотелось выделить эту тему в отдельное занятие, так как я часто вижу, что незнание простых вещей о психологии и различиях в поведении мужчины и женщины ведет к тому, что на свидании настоящая встреча так и не происходит.

Тренинг будет посвящен частым ошибкам в поведении на свидании, работе со своим образом и самопрезентацией. На тренинге вам будет предложено несколько упражнений для более четкого понимания своей позиции и ожиданий.

Как на любом арт-терапевтическом занятии часть времени мы уделим занятию творчеством. В этот раз мы будем работать с техникой коллажа.

-10 причин, почему не перезванивают после свидания

Как вести себя на свидании

Ошибки - стеснительность, развязность, допрос партнера и т.д.

Что можно говорить, а что лучше оставить на потом

Сигналы тревоги - как понять, что что-то идет не так

Секс на первом свидании

Как использовать свои сильные стороны

Продолжительность тренинга 3 часа с перерывом на кофебрейк.

Арт - мастерская "Предновогодняя уборка"


Традиционная встреча под Новый год. Подводим итоги, провожаем старый год и планируем новый.

Приходите, если вы хотите понять:

Что хочется оставить в уходящем году

А что взять с собой

Как правильно составить планы на следующий год

Почему сбываются и почему не сбываются желания

Кого хочется встретить в приходящем году

Занятие с использованием терапии искусствами - сочетание творчества и психологии. Вы познакомитесь с техникой фотоколлажа и сможете сделать свою собственную работу. Мы поговорим о символике цвета, о значении предпраздничных ритаулов. Как всегда будет чаепитие и у Вас будет возможность расширить круг общения и завести новых друзей.

Если у Вас есть свободный вечер, и Вы хотите провести время интересно и познавательно- приходите!

Школа родителей. Тренинги, семинары, лекции.

Арт-терапия. "Учусь быть мамой"

Быть родителем - это процесс длиной в жизнь. У нас появляются дети, они растут, меняются, и мы меняемся вместе с ними. Иногда мы успеваем за ними, иногда нет. Мы читаем книги и журналы, прислушиваемся к советам близких людей, сравниваем, примеряем на себя ту или иную ситуацию, точку зрения, стараемся понять, что нужно мне и моему ребенку.

Тренинг даст вам возможность взять паузу и подумать над своей родительской позицией, среди многих голосов услышать свой голос, найти правильную интонацию в общении с ребенком, ответить на важные вопросы:

-Кто такая хорошая мама?

-Какие роли в семье, в жизни я выполняю чаще всего?

-Как понять своего ребенка?

-Каким я вижу будущее свое и своей семьи?

-Из чего состоит мой рецепт счастья?

Наша встреча проходит в формате творческой арт-мастерской. Специального образования или навыков не требуется. Вы сможете научиться искусству фотоколлажа , сделаете свой уникальный авторский вариант работы, который может быть станет прекрасным дополнением к интерьеру, задаст направление в оформлении детской или начнет новую страничку семейного фотоальбома.

Погружение в тему, обсуждение в кругу поможет лучше понять себя, перенести творческий подход на решение многих вопросов в будущем.

Продолжительность 3 часа.

Цикл занятий для будущих родителей.

Литература для родителей

Проходят в формате индивидуального занятия.

Каждое занятие посвящено определенной теме, включает лекционную часть, методы арт-терапии, дыхательные техники, медитацию и релаксацию.

Мы будем много заниматься творчеством, использовать разные материалы - акварель, гуашь, пастель, делать коллажи, работать с фотографией, с цветом - такни, бумага.

Продолжительность занятия 2 часа. Стоимость одного занятия 2000руб, включены арт-материалы, чаепитие. Стоимость для пары - 3000руб.

1.Готовность к родам. Работа со страхами и тревогой. Развитие навыков психоэмоциональной саморегуляции - период беременности, роды, период адаптации после родов. Профилактика послеродовой депрессии. Связь настроения мамы и ребенка: спокойная мама - счастливый малыш.

2.«Я - мама» Работа со своей родительской позицией, ожидания, представления.Хватит ли у меня на все время? Хочу я быть похожей на свою маму? Будущее семьи, роль мужа, диалог с родственниками.

3. « Я и мой ребенок» Пренатальное воспитание ребенка(в период беременности) Мама, папа, ребенок - понятие триады. Как научить папу общаться с «животом»? Эмоциональная связь с ребенком. Внутриутробный язык малыша - как понять друг друга? Как помочь ребенку после родов, зона психологического комфорта, доверие к миру, механизм импринтинга. Музыкотерапия.

4.«Теперь мама и папа» Участие мужа в родах - как найти правильное решение. Изменения в семье, новые роли, радости, обязанности. Профилактика конфликтов. Трудности первого времени. Кто такие хорошие родители? Как построить диалог с бабушками и дедушками? Принятие помощи.

5."Мой сценарий родов - предвестники" Что такое предвестники? Как себя вести, чтобы не попасть в роддом раньше времени? Физиологические предвестники. Эмоциональные предвестники - изменение эмоционального состояния будущей мамы. Что нужно знать будущему папе и членам семьи, чтобы вовремя оакзать помощь и правильно реагировать? Подготовка к родам. Гимнастика и диета беременной мамы в последние четыре недели. Кого взять в сопровождение - мужа, маму, подругу, акушерку, психолога?

6."Мой сценарий родов- схватки" Как понять, что роды начались? Разница между предвестниковыми схватками и настоящими? На что похожа боль в родах? Как правильно дышать и двигаться во время латентного периода? Дыхание, музыка, работа с голосом, визуализация. Функции сопровождения. Позиции тела с усилением родовой деятельности- как помочь себе и ребенку. Поведение медперсонала в роддоме - что ждать роженице?

7."Мой сценарий родов - потуги и рождение" Как понять, что начались потуги? Продолжительность потуг. Дыхание, позы тела, работа с голосом. Профилактика разрывов - гимнастика и диета для берменной мамы в третьем триместре. Рождение ребенка - как правильно перейти в родзал. Положение тела на родовом кресле. Вертикальные роды.

8. «Грудное вскармливание» Важность кормления грудью для успешного психологического и физиологического развития ребенка. Начало грудного вскармливания. Радость, удовольствие, контакт мамы и ребенка. Что такое лактостаз? Как вести себя во время лактационного криза? Диета кормящей мамы. Что делать, если пропадает молоко? Как увеличить лактацию. Что такое лактазная недостаточность. Режим дня, отдых. Важность ночных кормлений.

9.«Как научиться понимать своего ребенка» Общение с малышом на довербальном уровне. Развитие и сенсорика новорожденного. Активность правого полушария у будущей мамы, эмоциональность, интуиция - залого успешного контакта с ребенком. Почему плачет малыш? Брать на руки или нет? Где лучше спать ребенку?

10. «Моя семья» Диалог с родственниками. Принятие помощи. Бабушка или няня? Семейная история. Какой я хочу видеть свою семью? Типы контактов внутри семьи. Зависимые отношения и здоровая любовь.

Наталья Самсонова
Программа по арт-терапии для детей «Калейдоскоп»

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми. Содержание программы ориентировано на эмоциональное развитие ребенка – уверенность в себе, чувство защищенности.

Работа с детьми это очень сложный и многогранный процесс. Ведь каждый ребенок это личность. Следовательно, у него есть свои предпочтения, чувства, эмоции, желания, страхи и т. д. и педагогу, как в прочем и всем кто тесно соприкасается с детьми каждый день нужно это учитывать. Мир ребенка - сложный многогранный мир, с которым надо обращаться очень осторожно, для того чтобы не разрушить его хрупкость. У каждого человека есть моменты в жизни, которые ему по разным причинам трудны. Для преодоления этих «временных» трудностей существует множество способов и средств, одним из которых является Арт-терапия.

При выборе метода работы с детьми, арт-терапия является лучшим способом психологической разгрузки. В данной работе используется такой метод Арт-терапиии, как ЦВЕТОТЕРАПИЯ.

Цветотерапия эффективное средство сохранения здоровья.

Мир полон красок и света. С самого рождения мы окружены цветом. Он сопровождает нас повсюду и всегда. Цветовая гамма всегда влияет на наше сознание и физическое самочувствие, на эмоции, хотим мы этого или нет.

Цвет – это инструмент, с помощью которого мы можем получить необходимые нам энергии. Но постоянное воздействие на наш организм одного и того же цвета приводит к дисбалансу жизненных энергий.

Цветотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Цветотерапия для детей – это особая методика, основанная на влиянии фотонов света различной длины волны на мозг малыша. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

По данной программе можно работать с родителями и сотрудниками учреждения.

Цель и задачи.

Цель: формирование психологического здоровья детей.

Задачи: развитие у ребенка положительных черт характера;

корректировать нежелательные черты характера и поведения;

развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения и страха;

социально-эмоциональное развитие ребенка;

укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе.

Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета каждого ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает ребёнка.

Формы занятий.

Занятия проводятся в форме релаксационных и практических мероприятий. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Предпочтение цвета детей.

Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Цветотерапия для детей как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов. Эти цвета, кроме всего прочего, по данным исследователей способны снижать кровяное давление и даже болевые ощущения.

Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако если ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.

Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться. Эти цвета как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть улыбки на лица детей.

Как же происходит влияние цвета на состояние человека?

Из всех человеческих органов чувств - зрение выражено наиболее сильно. Целых 83% обрабатываемой мозгом информации выпадает на него. В сравнении: на слух выпадает 11%, в то время как на обоняние только 3,5%. Поэтому неудивительно, что свет и цвет так сильно действуют на наше самочувствие и настроение. И наоборот, изменение нашего состояния, уюта, меняет наш характер и восприятие.

Глаз работает как механическая камера, при этом зрительный нерв проводит объективную картину окружающего в форме электрических импульсов к зрительному центру; само же видение обыгрывается в мозге. Так, например, три вида цветочувствительных клеток-колбочек сетчатки могут распознавать только три основных цвета: красный, зеленый и фиолетово-синий. Исходя из обстоятельств, различно смешанные импульсы поступают в мозг, и он делает их осознанными, то есть ощущение цвета, происходит, именно, там.

Обозначение каждого цвета .

Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ. Лечит простуду.

С красным цветом надо быть осторожнее – может возникнуть переутомление, раздражительность, капризы.

Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх. Поднимает самооценку и учит прощать.

Желтый цвет – цвет оптимизма. Он как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени. Благотворно влияет на зрение и нервную систему.

Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Способен снять головную боль и переутомление. Борется с хронической усталостью и стабилизирует кровяное давление.

Голубой цвет лечит стрессы и волнения, снимает раздражительность. Он успокаивает, укрепляет внутренне, понижает давление, успокаивает головную боль. Активирует лёгкие и бронхи, помогает не дать развиваться различным инфекциям, повышает иммунитет, помогает при кашле, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система. Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.

I. Практические мероприятия.

1. Радуга и чувства.

2. Цвет и птица.

3. Путешествие в зеленую страну.

4. Ласковое солнышко.

5. Всё бело, ой всё бело, белым цветом расцвело.

6. Цветы для бабочки.

7. Божья коровка.

8. Зеленая сказка.

9. Осеннее дерево.

10. Загадочные струйки.

11. Петушок и его семья.

II. Релаксационные мероприятия .

1. Цветотерапия №1 (для расслабления).

2. Цветотерапия №2 (для расслабления).

3. Терапия красным цветом (для поднятия энергии).

4. Терапия розовым цветом (для оптимизма).

5. Терапия оранжевым цветом (для поднятия настроения).

6. Терапия жёлтым цветом (для радости и оптимизма).

7. Терапия голубым цветом (для успокоения).

8. Терапия синим цветом (для успокоения).

9. Терапия зеленым цветом (для уставшего организма).

10. Терапия фиолетовым цветом (для усиления восприятия).

11. Терапия цветовыми пейзажами (для положительной сферы жизни).

Ожидаемые результаты.

Улучшить восприятие окружающей действительности.

Способствовать улучшению социально-эмоционального развития.

Корректировать нежелательные черты характера и поведения.

Способствовать укреплению нервной системы.

Способствовать самовыражению и самопознанию личности ребенка.

Снижение эмоциональной тревожности.

Развитие коммуникативных навыков.

Список литературы.

1. Алябьева Е. А. «Психогимнастика», ТЦ «Сфера», М., 2003г.

2. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006г.

3. Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М. : Когито - Центр, 2007.

4. Копытин А. И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.

5. Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб, 2007 г.

6. Лебедева Л. Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г

7. Серов Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб, ФПБ - ТОО «БИОНТ», 1997. - 64 с.

8. Базыма Б. А. Порядковые отношения цветов и цветовые предпочтения // Вестник Харьковского университета, серия «Психология», № 550. Материалы 4-х международных психологических чтений: "Психология в современном измерении: теория и практика”, Харьков, 2002, с. 13-15.

9. Роу К. Концепцяя цвета и цветовой символизм в древнем мире.

10. Базыма Б. А. Цветовая символика и психодиагностика. Вестник ХНУ, серия «Психология» №576, с. 21-25., Харьков 2002.

Арт-терапия (терапия искусством) – метод психокоррекции, который впервые был использован в психотерапии А. Хиллом в 1938 году. Посредством несложных, скорее напоминающих детские шалости, упражнений, можно не только диагностировать душевное состояние любого человека (и взрослого, и ребёнка), но и успешно бороться со многими нервными расстройствами.

Арт-терапия – упражнения для детей – это:

  • знакомство со своим внутренним «я»;
  • формирование представления о себе, как о личности;
  • создание позитивного самовосприятия;
  • обучение выражению своих чувств и эмоций;
  • снятие психоэмоционального напряжения;
  • , коммуникативных навыков, и способностей к различным видам творческой деятельности.

Так, творя и фантазируя, вы можете разобраться в своих душевных переживаниях, понять себя и свой внутренний мир, а можете помочь своему карапузу побороть робость, стать более коммуникабельным и открытым для общения с людьми.

Всё, что нужно для занятий

Выбор расходных материалов ограничивается лишь пределами полёта вашей фантазии

Расходные материалы подбираются психотерапевтом в зависимости от того, какие задачи призвана решать арт-терапия в каждом конкретном случае. При выборе упражнений очень большое значение имеет возраст пациентов, а также их психическое и физическое состояние (травмы, генетические заболевания и т.п.).

  • Если во время сеанса арт-терапии вы планируете рисовать, то запаситесь бумагой разных форматов или картоном. Цветные карандаши, фломастеры, мелки, краски, уголь - всё это поможет вам выразить свои переживания на холсте.
  • Для создания коллажа вам понадобится то же самое, плюс ножницы, клей и вырезки из журналов и газет.
  • Будете лепить - пластилин или глина вам в помощь.
  • А решив музицировать, не зацикливайтесь на классических музыкальных инструментах. Ведь звучать может всё, что угодно.

Выбор материалов для упражнений с элементами арт-терапии ограничивается только вашей фантазией. Используйте всё, что считаете нужным. Это могут быть фотографии, природные материалы, ткани, фурнитура, крупы и ещё много чего.

Для сеансов подойдёт светлое уютное помещение с большими удобными рабочими поверхностями. Тихая классическая музыка не будет лишней. Она поможет вам расслабиться, раскрыться, настроиться на творчество.

Психотерапевт во время выполнения упражнений должен выступать в роли консультанта касательно творческого процесса, материалов и техник, но он ни в коем случае не должен влиять на создание работы и её толкование.

Всё, что нужно для упражнения «Тучки»

Рисуем с дошколятами

Детишкам в возрасте 3-4 лет арт-терапия помогает познавать мир, изучать свойства предметов и веществ, развивать мелкую моторику.

Упражнение арт-терапии «Отпечатки»

Отпечатки

А для этого упражнения вам понадобятся акварельные краски. Обмакивайте пальчики крохи поочерёдно в разные цвета, и пусть он ставит ими отпечатки на бумаге.

Оказывается, одним только детским пальчиком можно столько всего нарисовать

Дошкольнику или младшему школьнику, можно предложить, когда краска подсохнет, карандашом дорисовать отпечатки. Какие образы можно создать из них?

Угадайте, какое настроение у маленького художника

Автопортрет

Примерно в 3 года ребёнок начинает осознавать себя, как отдельную личность. Уже в этом возрасте можно пробовать анализировать его эмоциональное состояние с помощью автопортрета.

Попросите кроху нарисовать себя таким, каким он себя видит. Развивая тему дальше, пусть малыш изобразит членов своей семьи. Вы можете узнать из такого рисунка очень много о том, какое место в жизни ребёнка занимают родные и как он относится к каждому из них.

Упражнение «Автопортрет»

С ребятами, страдающими синдромом Дауна

Очень хорошо упражнения арт-терапии себя зарекомендовали при работе с детьми, страдающими синдромом Дауна.

«Солнечные» малыши, на первых этапах развития у них мелкой моторики, используют движения плечом и предплечьем. Чтобы помочь им развить ладонный, щепоточный и пинцетный захваты, можно использовать следующие упражнения.

Зёрнышки для курочки

Покажите ребёнку, как на горизонтально расположенном листе бумаги фломастером или карандашом оставлять точечный след. Как- будто вы рассыпаете зёрнышки. Пусть малыш попытается повторить ваши манипуляции, удерживая карандаш правильно.

Идёт дождик

Пусть кроха учится проводить вертикальные линии на горизонтальной поверхности.

Солнечные лучики

Усложняем задачу. Проводим линии в разных направлениях.

Детям с синдромом Дауна арт-терапия помогает развивать правильный захват

Зайчик прыгает по травке

Малыш рисует на вертикальной поверхности линии сверху вниз и снизу вверх.

Винни-Пух идёт в гости

Прорисовываем горизонтальные дорожки для Винни-Пуха на вертикально расположенном холсте.

Варим кашку для зверят

Круговыми движениями кисти рисуем каракули на бумаге (на горизонтальной и вертикальной поверхности), словно помешиваем кашу.

Следы по снегу

Учимся рисовать кисточкой способом примакивания. Кисть при этом располагается плашмя.

Салют

Используем для рисования способ касания, располагая кисточку вертикально.

Пинцетный захват формируется при помощи занятий лепкой и аппликацией. А также при нанизывании мелких бусин на нитку и при вытаскивании тонких нитей из ткани.

С детьми постарше можно выполнять уже более сложные упражнения, позволяющие диагностировать их психоэмоциональное состояние и корректировать его

С подростками

Для развития воображения и творческих способностей и для снятия напряжения и разрешения внутренних конфликтов у подростков уже можно использовать более сложные упражнения.

Цветок

Предложите ребёнку закрыть глаза и представить прекрасный цветок. Какого он цвета, какого размера, как пахнет, где растёт и что его окружает, какое у цветка настроение и какие проблемы? Почему бы не сочинить историю об этом цветке?

Очень важно, если подросток сочинил историю грустную, попытаться найти способы развеселить цветок, сделать его мир более красочным и счастливым. Естественно, облекая возникающие в воображении ребёнка образы в формы на холсте.

Упражнение «Маска»

Маска

Допустим, скоро в школе состоится бал-маскарад. И все должны будут явиться туда в масках. Почему бы ребёнку не смастерить себе маску собственноручно.

А потом можно разыграть историю, которая могла бы произойти с этой маской на балу.

Сказка о герое

Что нужно, чтобы сочинить сказку? Всего-то ручка да чистый лист бумаги. С чего начать? В любой сказке должен быть герой или героиня. Потом логично придумать зачин.

Затем следует развить ситуацию. Пусть герой преодолевает препятствия, борется со злом, побеждает драконов, находит новых друзей, влюбляется, спасает, исцеляет и, в конце концов, получает всё то, к чему стремился.

После написания сказки можно попытаться найти сходство её героя с автором повествования и провести параллель между ними.

Упражнение «Работа с творческим мусором»

С родителями

Работа в группах. Индивидуальное рисование

В группах

Арт-терапией можно заниматься как в индивидуальном порядке, так и в группах. Групповые упражнения позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения и найти наилучший вариант её решения.

Человек – существо социальное. И все грани его натуры лучше всего открываются в процессе общения с себе подобными.

Это упражнение как нельзя лучше подходит для начала занятий в только что созданной группе. Каждый участник которой, используя бумагу и цветные карандаши (краски, мел, глину, уголь), пытается символически изобразить своё сиюминутное состояние на холсте.

Художником при этом ребёнку быть совершенно не обязательно. Рисуйте цветные линии и формы, каракули и кляксы, фигуры и образы. По окончанию работы члены группы делятся впечатлениями о каждом рисунке, при этом никак его не оценивая.

Рисование с партнером

Хорошо раскрывает тонкости . Члены группы делятся на пары. Большой лист бумаги располагается на столе между партнёрами, и каждый, предварительно внимательно посмотрев в глаза напарника, начинает рисовать – спонтанно, не задумываясь.

Общайтесь с помощью цветов, линий, форм. Постарайтесь узнать что-нибудь о своём партнёре, делитесь любыми ассоциациями и эмоциями, которые вызывает у вас рисунок напарника.

Когда закончите рисовать, можете обменяться своими впечатлениями от сеанса, проанализировать происходящее и свои ощущения во время совместного творчества.

Его преимущество в том, что участие в нём могут принимать все члены группы одновременно. Начните рисовать на листе бумаги (который получит каждый член группы, так же, как и цветные карандаши) что-то для себя очень важное.

По сигналу психотерапевта, передайте свой лист участнику слева, а сами получите от участника, находящегося справа от вас, его начатый рисунок, и продолжите работу над ним. Внося какие-то свои штрихи и дополнения.

По сигналу руководителя группы и этот рисунок передайте соседу слева, а сами получите от соседа справа следующий. И так – пока вам не вернётся ваш собственный рисунок, побывавший в руках всех членов группы и дополненный каждым из них в соответствии с их пониманием и ощущениями.

Попытайтесь разобраться в своих чувствах при виде этого коллективного творения. Поделитесь ими с другими членами группы.

Терапия искусством - это, прежде всего, простота самовыражения, возможность заглянуть в свой внутренний мир и сделать его светлее, веселее, красочнее

Техник и упражнений арт-терапии – великое множество. Они дают возможность ребёнку материализовать свой внутренний мир и взглянуть на него со стороны. Развивают моторику, воображение, творческие способности.

Подбирайте упражнения, учитывая возраст ребёнка и его психологическое состояние. Не пытайтесь влиять на результат. И вы довольно скоро убедитесь, что терапия искусством способна многое изменить в жизни вашего любимого чада и, соответственно, в вашей…

Видео «Психология на холсте. Как это работает?»

Арт-вечеринки полюбились многим нашим заказчикам, поэтому с каждым годом появляется все больше различных вариантов проведения такого творческого мероприятия.

Суть в том, что каждый гость за 2 часа пишет собственную картину на холсте. Удивительно, но ведущим удается создать такую атмосферу, при которой яркий шедевр получается абсолютно у всех участников. Даже если вы не брали в руки кисть со школьной скамьи, за короткий промежуток времени сумеете нарисовать картину, которая удивит вас и ваших родных.

Повторять пошаговые инструкции художника не так сложно. Участники отмечают, что, несмотря на то, что все рисуют одинаковый сюжет, простор для творчества все-таки есть. Если поставить все работы рядом, выясняется, что каждому художнику удалось выразить свои чувства размашистостью мазков, яркостью или приглушенностью палитры и т.д.

Сюжетов бесконечно много. Вы можете выбрать из готовых работ или предложить свою тему:

Где можно рисовать?

В кафе и небольших ресторанах (вам предложат на выбор несколько адресов в центре Москвы)
в парках или на открытых площадках баз отдыха
в офисе или на свежем воздухе рядом с офисом
в лофте, шатре, в здании выставочного комплекса и т.д.

4 варианта арт-вечеринок:

Арт-вечеринка на свежем воздухе (Artistnight OpenAir)
от 1500 рублей на одного участника

Естественно, такое мероприятие можно организовать только в сухую теплую погоду. Если у вас летом не планируется грандиозное корпоративное мероприятие, можно выбраться на такой творческий мастер-класс. Лучше для этой цели остановить свой выбор на кафе, у которого есть летняя открытая площадка. Удобно, что после рисования вы можете посидеть с коллегами или друзьями за чашкой кофе или плотно пообедать, и никуда больше перемещаться не нужно.

Арт-терапия (Artistnight Art — Therapy)
от 1800 рублей на одного участника

Тут уже появляется дополнительный ведущий — арт-терапевт. Чем именно занимается такой специалист, можно почитать на специальных сайтах. Суть в том, что в результате занятия вы разбудите творческую энергию, отвлечетесь от суеты, освободитесь от негатива и стресса.

Вечеринка проходит еще более эмоционально, так как арт-терапевт в паре с художником создают особую творческую атмосферу, что помогает быстрее раскрепоститься.

Живопись + дегустация вин (Artistnight Degustation)
от 2000 рублей на одного участника

Необычный, но уже очень популярный формат. На мероприятии присутствует сомелье, который во время создания вами картин на холсте рассказывает интересные факты о винах, учит читать винную карту, пользоваться аксессуарами и правильно выбирать бокалы для каждого сорта вина.

Создание картин под живую музыку (Artistnight Music)
от 2100 рублей на одного участника

Арт-вечеринка, с музыкальным сопровождением! Художники помогут написать шедевр, а музыканты поддержат атмосферу вечера.

Это может быть кавер-группа или небольшой инструментальный дуэт. Организаторы предложат варианты.

Как сделать заказ

Свяжитесь со мной любым удобным способом. Лучше, если вы пришлете на почту письмо с данными о количестве участников, предполагаемой дате мероприятия, пожеланиями по выбору формата арт-вечеринки.


Снова Праздник

Лицо для контактов: Панасьян Ирина
Напишите мне:

Новое на сайте

>

Самое популярное